Положение_о_классном_руководстве

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение −
средняя общеобразовательная школа № 31

Утверждено и введено приказом
от 19.08.2022 № 02-од/22

ПОЛОЖЕНИЕ
о классном руководстве
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о классном руководстве (далее – Положение) регламентирует
работу классного руководителя в МАОУ-СОШ 31 (далее –Школа).
1.2. Положение разработано в соответствии:
с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,

Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по
организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в
общеобразовательных организациях;

уставом Школы.
1.3. Классными руководителями являются педагогические работники школы, которым
предоставляются права, социальные гарантии и меры социальной поддержки в соответствии
с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».


1.4. Классное руководство распределяется администрацией Школы, закрепляется за работником
с его согласия, исходя из интересов школы с учетом педагогического опыта, мастерства,
индивидуальных особенностей.
1.5. Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания
действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной
педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя
добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического оформления.
1.6. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и
не входит в состав его должностных обязанностей.
1.7. Классный руководитель в своей деятельности руководствуется:
Конституцией Российской Федерации;
Семейным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;

Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»;




Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию»;

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по
реализации государственной социальной политики»;

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях
и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;

ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России
от 06.10.2009 № 373;

ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от
17.12.2010 № 1897;

ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от
17.05.2012 № 413;

приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей
режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность».
1.8. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с
администрацией Школы, органами школьного и классного ученического самоуправления,
родителями (законными представителями), классным родительским советом, психологом,
педагогом-организатором, педагогами дополнительного образования.


2. Цели, задачи, принципы и условия деятельности классного руководителя
2.1. Цели, задачи и принципы деятельности классного руководителя определяются базовыми
целями и принципами воспитания, социализации и развития личности обучающихся,
изложенными в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
и распоряжении Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
2.2. Цели работы классного руководителя:
формирование и развитие личности в соответствии с семейными и общественными
духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
2.3. Принципы организации работы классного руководителя при решении социально-значимых
задач и содержания воспитания и успешной социализации обучающихся:


опора на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации, исторические
и национально-культурные традиции;

организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России;

нравственный пример педагогического работника;

интегративность программ духовно-нравственного воспитания;

социальная востребованность воспитания;

поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания;

признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся;

обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том
числе гарантий доступности ресурсов системы образования;


кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества,
государства, образовательных и научных организаций).
2.4. Задачи деятельности классного руководителя:


создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации
межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детсковзрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи,
ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и
видов травли, насилия, проявления жестокости;

формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития,
основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных
ценностей и практической готовности им следовать;

формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к
негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности по
отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению
различных веществ, способных нанести вред здоровью человека, культу насилия, жестокости
и агрессии, обесцениванию жизни человека и др.;

формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности
за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе
России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности событий
и итогов Второй мировой войны;

формирование способности обучающихся реализовывать свой потенциал в условиях
современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции, использования
возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и
научных сообществ.
2.5. Условия успешного решения классным руководителем обозначенных задач:


выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовнонравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и традиций
отечественной педагогики, активного освоения успешных современных воспитательных
практик, непрерывного развития педагогической компетентности;

реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся
с использованием ресурсов социально-педагогического партнерства;

взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних
обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе в вопросах
информационной безопасности детей, методах ограничения доступности интернет-ресурсов,
содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, поддержка
семейного воспитания и семейных ценностей, содействие формированию ответственного и
заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей;

обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребенка в области
образования посредством взаимодействия с членами педагогического коллектива Школы,
органами социальной защиты, охраны правопорядка и т. д.;

участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации.
2.6. В деятельности классного руководителя выделяются инвариантная и вариативная части.
Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и
охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых – традиционных и
актуальных – задач воспитания и социализации обучающихся. Вариативная часть деятельности
по классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий Школы.


2.7.1. Инвариантная часть содержит следующие блоки:

2.7.1.1. Личностно-ориентированная
обучающихся в классе, включая:

деятельность

по

воспитанию

и

социализации

содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого
обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости;

обеспечение включенности всех обучающихся в мероприятия по приоритетным
направлениям деятельности по воспитанию и социализации;

содействие успешной социализации обучающихся путем организации мероприятий и
видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и личностно
значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтерского
движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ;

осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на основе
изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий жизни и
семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребенка в семье;

выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации,
оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных
ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;

выявление и педагогическую поддержку обучающихся,
нуждающихся в
психологической помощи;

профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления
вредных для здоровья веществ;

формирование навыков жизнестойкости;

формирование навыков информационной безопасности;

содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными
результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;

поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их
способностей;

обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том числе
гарантий доступности ресурсов системы образования.
2.7.1.2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом
как социальной группой, включая:


изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;
регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование
благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в
полиэтнической, поликультурной среде;

формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к
национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни, активной
гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны, признанию
ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской,
творческой и иной деятельности;

организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия
обучающихся, в том числе их включенности в волонтерскую деятельность и в реализацию
социальных и образовательных проектов;

выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозу
физическому и психическому здоровью обучающихся;

профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех
форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.
2.7.1.3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями
(законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая:



привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах
обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее
благоприятных условий для развития личности каждого ребенка;

регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях
осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных
содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях
жизни класса;

координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений;

содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных
представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания консультативной
помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей.
2.7.1.4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим
коллективом, включая:


взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых
педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию;

взаимодействие с администрацией Школы и учителями учебных предметов по вопросам
контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и класса в
целом;

взаимодействие с педагогом-психологом, педагогами дополнительного образования по
вопросам изучения личностных особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в
коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного
развития;

взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного
образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности:
интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную,
художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;

взаимодействие с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем, педагогами
дополнительного образования по вопросам вовлечения обучающихся класса в систему
внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных
мероприятий;

взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией Школы по вопросам
профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся;

взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками Школы
(заместителем директора по воспитательной работе, педагогом-психологом, социальным
педагогом и др.) с целью организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в
трудной жизненной ситуации.
2.7.1.5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с
социальными партнерами, включая:


участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению
обучающихся;

участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и
социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнерства с
привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных
и образовательных организаций;

участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в
трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб,
правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного
образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса.
2.8. Вариативная часть отражает специфику Школы и включает в себя:


2.8.1. Участие в школьных, районных, городских, Всероссийских мероприятиях, в соответствии
с планом воспитательной работы Школы.
2.8.2. Участие в школьном конкурсе
воспитательной работы Школы.

«Самый лучший класс» в соответствии с планом

3. Обеспечение академических прав и свобод классного руководителя
3.1. Классный руководитель имеет право:
самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и
педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и
разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования с
учетом контекстных условий деятельности;

вносить на рассмотрение администрации Школы, педагогического совета, органов
государственно-общественного управления предложения, касающиеся совершенствования
образовательного процесса, условий воспитательной деятельности, как от своего имени, так и
от имени обучающихся класса, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся;

участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов Школы в части
организации воспитательной деятельности в Школе и осуществления контроля ее качества и
эффективности;

самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных
мероприятиях;

использовать (по согласованию с администрацией) инфраструктуру Школы при
проведении мероприятий с классом;

получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от
руководства и органов государственно-общественного управления Школы для реализации
задач по классному руководству;

приглашать в Школу родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся для обсуждения вопросов, связанных с осуществлением классного
руководства;

давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и
проведении воспитательных мероприятий;

посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по
согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с
коллективом обучающихся класса;

защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае
несогласия с оценками деятельности со стороны администрации Школы, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, других педагогических
работников;

повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики
воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.
4. Организация деятельности классного руководителя


4.1. Классный руководитель ежедневно:
определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших обучающихся;
выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по
предупреждению опозданий и пропусков учебных занятий;

организует и контролирует дежурство учащихся по Школы;

организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в том числе в
случае возникновения девиации в их поведении.



проверяет и отмечает в электронном журнале причины пропусков обучающимися
занятий.


4.2. Классный руководитель еженедельно:
проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом
воспитательной работы;

проведение классного часа «Разговоры о важном»

организует работу с родителями;

проводит работу с учителями-предметниками и педагогами дополнительного
образования, работающими в классе;

анализирует состояние успеваемости в классе в целом и по отдельным обучающимся.


4.3. Классный руководитель ежемесячно:
посещает уроки в своем классе (согласно графику);
получает консультации у психологической службы и отдельных учителей;
организует работу классного актива.
4.4. Классный руководитель в течение учебного триместра:




оформляет и заполняет бумажный и электронный журнал;
проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за триместр, состояния
успеваемости обучающихся;

проводит коррекцию плана воспитательной работы на новый триместр;

проводит классное родительское собрание;

предоставляет заместителю директора по учебной работе информацию об успеваемости
учащихся класса за триместр, год.

проводит мониторинг социальных сетей по выявлению деструктивных проявлений среди
обучающихся МАОУ-СОШ 31
4.5. Классный руководитель ежегодно:



оформляет личные дела учащихся;
анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности
обучающихся в течение года;

составляет план воспитательной работы в классе;

собирает, анализирует и предоставляет информацию об обучающихся класса
(успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, отчет о дальнейшем продолжении
учебы и трудоустройстве выпускников и пр.).
4.6. Классный час обязателен для проведения классным руководителем и посещения
обучающимися.



4.7. В целях обеспечения четкой организации деятельности МАОУ-СОШ 31 проведение
досуговых мероприятий (экскурсионных поездок, турпоходов, дискотек), не предусмотренных
планом школы и годовым планом классного руководителя, не допускается.
4.8. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в триместр.
4.9.Классные руководители вносят посильный вклад в проведение общешкольных
мероприятий, отвечают за свою деятельность и свой класс в ходе проведения мероприятий.
Присутствие классного руководителя на общешкольных мероприятиях обязательно.
4.10. При проведении внеклассных мероприятий в МАОУ-СОШ 31 и вне школы классный
руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей и обязан обеспечить
сопровождение обучающихся в расчете один человек на 10 учащихся. О проведении

внеклассных мероприятий в Школе классный руководитель в письменном виде уведомляет
администрацию школы не менее чем за три дня до мероприятия.
4.11. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с
обучающимися:
индивидуальные: изучение аккаунтов социальных сетей обучающихся, организация
индивидуальных консультаций и психологической помощи обучающимся, их психологопедагогического сопровождения, индивидуальные беседы, организация взаимодействия
родителей
(законных
представителей)
с
психолого-педагогической
службой
общеобразовательной организации, посещение обучающихся на дому (ознакомительное,
далее - при необходимости) с согласия проживающих в данном помещении на законных
основаниях граждан (родителей (законных представителей) обучающихся) в соответствии со
статьей 25 Конституции Российской Федерации;»;

групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);

коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
5. Документация классного руководителя


Классный руководитель ведет следующую документацию:
Дневник классного руководителя;
личное дело обучающегося;
электронный и бумажный журнал класса;
журналы по ПДД, ППБ, ОТ и ТБ;
журнал по внеурочной деятельности «Разговоры о важном»;
анализ и план воспитательной работы (на основе перспективного плана работы Школы).
Форма анализа и плана воспитательной работы определяется администрацией Школы;

социальный паспорт класса (форма устанавливается администрацией Школы);

результаты педагогического, социологического, психологического, физического
исследования обучающихся класса;

характеристики на обучающихся (по запросу);

протоколы заседаний родительских советов и родительских собраний, материалы для
подготовки родительских собраний;

разработки, сценарии, сценарные планы воспитательных мероприятий, проводимых с
детьми (в том числе классных часов);







6. Оценка эффективности деятельности классного руководителя
6.1. К критериям эффективности процесса деятельности, связанной с классным руководством,
относятся:
комплексность как степень охвата в воспитательном процессе направлений,
обозначенных в нормативных документах;

адресность как степень учета в воспитательном процессе возрастных и личностных
особенностей детей, характеристик класса;

инновационность как степень использования новой по содержанию и формам подачи
информации, личностно значимой для современных обучающихся, интересных для них форм
и методов взаимодействия, в том числе интернет-ресурсов, сетевых сообществ, блогов и т. д.;

системность как степень вовлеченности в решение воспитательных задач разных
субъектов воспитательного процесса.
6.2. Оценка эффективности происходит один раз в год в результате проведения экспертизы.
Экспертизу проводит комиссия, члены которой назначаются директором Школы.


6.3. Экспертное оценивание происходит по следующим критериям:

сформированность знаний, представлений о системе ценностей гражданина России;
сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся в
отношении системы ценностей гражданина России;

наличие опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина России.
6.4. Результаты оценки эффективности деятельности по классному руководству являются
основой для поощрения классных руководителей.



7. Механизмы стимулирования классных руководителей
7.1. Материальное стимулирование выражается в форме ежемесячных выплат и является
обязательным условием возложения на педагогов с их письменного согласия этого
дополнительного вида деятельности.
7.2. Нематериальное стимулирование формируется по направлениям:
7.2.1. Организационное стимулирование, направленное на создание благоприятных условий
деятельности для осуществления классного руководства, включая:
создание эффективных механизмов взаимодействия всех субъектов воспитательной
деятельности между собой и администрацией Школы;

организацию рабочих мест для педагогических работников с учетом дополнительных
задач по классному руководству.
7.2.2.
Моральное
стимулирование
педагогических
работников,
обеспечивающее
удовлетворение потребности в уважении со стороны коллектива, администрации МАОУ-СОШ
31, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и социума с
использованием всех форм поощрения деятельности по классному руководству, включая:


публичное признание результатов труда педагогических работников, осуществляющих
классное руководство, в виде благодарности, награждения почетными грамотами и
благодарственными письмами различного уровня;

размещение информации об успехах социально-значимой деятельности педагогических
работников, осуществляющих классное руководство, в СМИ и на официальном сайте
Школы;

информирование родительской общественности о достижениях, связанных с
осуществлением педагогическими работниками классного руководства;

организацию исполнительными органами государственной власти и органами местного
самоуправления конкурсов для выявления лучших педагогических работников,
осуществляющих классное руководство;



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».