ДООП Ранние яблочки. Рукоделкино

Российская Федерация
Департамент образования
Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение −
средняя общеобразовательная школа № 31
Утверждено и введено
приказом № 104/1-од/23 от 30.08.2023

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«РУКОДЕЛКИНО»
Художественной направленности

Возраст: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год
Автор:
Рябинина Светлана Владимировна,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2023

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена
для занятий с занимающимися в условиях общеобразовательной школы, в
соответствии действующими нормативными документами, Уставом МАОУ-СОШ
№ 31 и является составной частью программы «Ранние яблочки».
Направленность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Город Мастеров» художественной направленности вводит ребенка в
удивительный мир творчества, и с помощью разных видов художественного
творчества, у ребёнка появляется возможность поверить в себя, в свои способности.
Актуальность программы обусловлена потребностью в формировании
художественно-эстетических ориентиров, овладение основами творческой
деятельности учащихся, что дает возможность каждому ребенку реально открывать
для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявить свои
творческие способности и самореализовываться в современном обществе.
Отличительные особенности данной программы заключается в возможности
саморазвития через реализацию себя в выбранном виде деятельности, возможность
сориентировать ребенка в социокультурной среде и создать условия для его
творческой самореализации.
Кроме того, существенным отличием программы является предоставление
условий для творческого самовыражения детей через обеспечение им свободы
выбора (сюжет, тема, материал, цветовая гамма, индивидуальная или коллективная
форма работы и др.) и создание мотивации успешности в обучении. Обучение по
программе основано на технологии личностно– ориентированного общения с
детьми, осуществлении индивидуального подхода к каждому ребенку, развитию его
способностей, создание ситуацию успеха.
Адресат. Возраст детей, участвующих в реализации данной общеразвивающей
программы: 7 - 8 лет, независимо от способностей и наличия предварительной
подготовки, независимо от пола ребенка. Главное стремление и желание развивать
свои творческие способности и эстетический вкус, осваивать различные виды
декоративно-прикладного творчества. Освоившие программу легко смогут
создавать индивидуальные шедевры, воплощая в реальность свои самые смелые
творческие задумки.
Запись детей в творческое объединение – по желанию, необходимо заявление
родителей.
Предусмотрено инклюзивное образование. Дети с ограниченными
возможностями здоровья получают возможность заниматься творчеством и

общаться со сверстниками. Программа также может быть реализована на группах
детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация занятий в таких
группах, прежде всего, предлагает учет индивидуальных и возрастных
способностей учащихся и медико-психолого-педагогические характеристики.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (всего 2 часа в
неделю).
Объем общеразвивающей программы. 62 часа
Срок освоения программы. 1 год.
Уровневость. Стартовый уровень.
Формы обучения. Программа рассчитана на групповые занятия. Состав групп
постоянный, одновозрастной.
Виды занятий. Работа над изделиями в объединении проводится индивидуально,
по звеньям и коллективно. При изготовлении коллективной работы происходит
сплочение коллектива, формируются доброжелательные отношения между детьми,
воспитывается дисциплинированность, чувство ответственности. Коллективное
выполнение работы содействуют воспитанию общительности и дружеских
взаимоотношений в коллективе, чувства взаимопомощи.
Формы подведения результатов. В ходе освоения программы применяются
следующие методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение,
педагогический анализ (диагностическая карта), выполнение практических
заданий, выставка творческих работ и т.д. Проводится текущий контроль (в течение
всего учебного года) - выставки, тестирование, анализ работ.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создать условия для выявления и развития творческих
способностей, личностного самоопределения и самореализации детей посредством
знакомства и вовлечения их в занятия декоративно-прикладным творчеством.
Задачи:
Метапредметные:
раскрыть природные задатки и способности детей (восприятие, воображение,
образное мышление, память, моторику мелких мышц кистей рук и др.);
развивать фантазию и художественный вкус;
активизировать мотивацию и творческое отношение к заинтересовавшему делу;
привить навыки самостоятельного творческого процесса, сформировать опыт
творческой деятельности;
побуждать к познанию нового, сложного через процесс самообразования;
добиваться достижения поставленных целей.
сформировать у детей устойчивую систематическую потребность к саморазвитию
и самосовершенствованию в процессе обучения со сверстниками.

Личностные:
воспитать эмоциональную отзывчивость и любовь к народному искусству;
воспитать чувство уважения к мастеру и его профессиональному мастерству;
способствовать реализации творческого потенциала растущей личности;
воспитать стремление к здоровому образу жизни, готовность к профессиональному
самоопределению.
воспитать в детях чувство красоты, желание доставлять своим творчеством радость
людям
Предметные (образовательные):
научить применять на практике основные инструменты и материалы, необходимые
для работы во всех видах рукоделия, представленных в программе;
обучить технологиям разных видов рукоделия;
привить навыки и умения работы с различными материалами и инструментами в
процессе изготовления различных изделий и использовании технологий;
побуждать детей эстетически правильно выполнять изделие.
научить правильно строить речь, излагать свои творческие замыслы в виде простых
предложений.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
С учетом возраста и подготовленности учащихся разделы учебного плана могут
преподноситься в разном объёме, осваиваться через разные практические задания,
дифференцированные по сложности в зависимости от индивидуальных
возможностей учащихся.
№п/п Название
раздела, темы
1 Вводное занятие
2 Поделки из
джутового
материала
3 Игрушки из
шерстяных
ниток
4 Украшения из
фоамирана
5 Аппликация из
фетра
6 Аксессуары к

Количество Теория
часов

Практика

Формы
аттестации/
контроля

2
10

1
1

1
9 Собеседование

10

1

9 Наблюдение
работ

10

1

10

1

10

1

9 Наблюдение
работ
9 Наблюдение
работ
9 Наблюдение

одежде из ленты
7 Оберегисувениры для
дома
8 Итоговое
занятие
Итого

8

2

работ
6 Мини-выставка

2

0

2 Мини-выставка

62

8

54

Содержание учебного (тематического) плана
1.Вводное занятие
Теория. Содержание и направленность работы, знакомство с детьми, с
правилами поведения в кабинете. Знакомство с историей вышивки, игрушек, с
новыми технологиями. Организация рабочего места Техника безопасности на
занятиях. Наглядные пособия: альбом готовых работ.
Практика. Игры на знакомство, выявление коммуникативных качеств,
интереса к виду деятельности. Просмотр работ, игрушек - сувениров, изделий из
ткани, шерстяных ниток, фоамирана, фетра. Инструктаж по технике безопасности
труда.
2. Поделки из джутового материала
Теория. Происхождение, свойства, виды джутового материала. Демонстрация
готовых работ. Применение различных видов шпагата в промышленности и в быту.
В работе с поделками отслеживаются профессиональные нотки дизайнера.
Аккуратность и безопасность при работе с клеем. Художественное оформление
изделия. Повторение правил техники безопасности при работе с острыми
предметами.
Практика. Поделки: «Ваза», «Рамка для фото», «Подкова на счастье»,
«Держатель для штор». Соблюдение технологии выполнения, аккуратность,
индивидуальность в оформлении готовых изделий. Работы более высокого уровня
сложности выполняются одаренными и талантливыми детьми. Безопасность и
аккуратность при работе с клеем. Оформление и декорирование поделок.
Гимнастика для глаз. Контроль соблюдения техники безопасности во время
проведения занятий.
3. Игрушки из шерстяных ниток
Теория. Происхождение, виды, свойства, технологическая обработка
материала. Применение ниток в промышленности и в быту, знакомясь с ткатской
профессией.
Основные понятия: сматывание, наматывание, круг, шар. Технология
изготовления сувениров, цветов из шерстяных ниток при изготовлении помпонов.
Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами, клеем, иглами.
Практика. Изготовление игрушек: «Цыпленок», «Цветы», «Яблоко»,
«Фиалки». Подбор ниток по цветовой гамме. Выполнение помпонов из ниток с
помощью шаблонов. Создание композиции из помпонов. Работа с иглой при

сшивании помпонов. Уход за готовыми изделиями. Проводится пальчиковая
гимнастика.
4. Украшение из фоамирана
Теория. Знакомство с современным материалом фоамиран, его
разновидностью, цветовой гаммой. Свойства фоамирана в тепловой обработке.
Изготовление выкроек. Алгоритм выполнения, хранение готовых работ,
оформление. Демонстрация выполненных работ. Повторение правил техники
безопасности при работе с клеем и острыми предметами.
Практика. Изготовление работ «Браслет», «Ободок», «Брошь», магнит
«Мороженое».Обучение перевода и вырезания по выкройкам деталей из фоамирана
и их соединение с основой. Алгоритм выполнения изделий. Оформление и
декорирование поделок. Контроль над соблюдением техники безопасности во время
проведения занятий. Зарядка для шеи и спины.
5. Аппликация из фетра
Теория. Происхождение и свойства фетра. Демонстрация готовых швов.
Изготовление выкроек, Зарисовка эскиза изделия. Подбор ткани, ниток, правила
кроя, виды швов (вперед иголка, французский узелок). Алгоритм выполнения
аппликации. Художественное оформление изделия. Повторение правил техники
безопасности при работе.
Практика. Изготовление работ «Портрет», «Подставка под чашку», «Божья
коровка». Перевод рисунка на основу. Аккуратное вырезание деталей из фетра и
пришивание их к основе, используя швы. Оформление. Зарядка для уставших глаз.
Контроль над соблюдением техники безопасности во время проведения занятий.
6. Аксессуары к одежде из ленты
Теория. Сведения из французской моды. Изготовление шаблонов (цветов и
листьев) из бумаги. Демонстрация готовой работы, подбор ниток, игл, лент.
Последовательность выполнения работы. Повторение правил техники безопасности
при работе со свечой.
Практика. Изготовление работ «Заколка», «Ободок», «Браслет». Вырезание и
прижигание свечой срезы лепестков и листьев, сборка цветов и крепление их на
основу (клеем «Секунда»). Оформление с применением декора. Уход за готовыми
изделиями. Зарядка для шеи.
7. Обереги-сувениры для дома
Теория. История возникновения оберегов, их предназначение и символика.
Знакомство с традициями и обрядами. Использование различных материалов для
изготовления оберегов – сувениров. Подбор ткани, цвета, правила кроя, виды швов.
Художественное оформление изделия, подбор ниток. Последовательность
выполнения швов. Показ готовых работ. Повторение правил техники безопасности
при работе с острыми предметами.
Практика. Изготовление оберегов – сувениров «Домовой», «Баба Яга». Выбор
ткани. Раскрой, сметывание, пошив. Раскрой туловища, головы, рук, ног.
Сметывание, пошив швами (вперед иголка, назад иголка). Исправление ошибок в

ходе работы, набивка деталей изделия. Изготовление головы и оформление лица
куклы соединение деталей. Оформление игрушки (пошив одежды и изготовление
аксессуаров), Просмотр и оценка, анализ выполненной работы. Зарядка для глаз.
Контроль над соблюдением техники безопасности во время проведения занятий.
8. Итоговое занятие – 2 часа
Практика. Выставка детских работ. Анализ. Оценка. Подведение итогов за год.
Содержание
данной
программы
соответствует:
современным
образовательным
технологиям,
отраженным
в
принципах
обучения
(индивидуальности, доступности, преемственности, результативности), формах и
методах обучения (методах дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах,
и т.д.), методах контроля и управления образовательным процессом (анализе
результатов деятельности детей), средствах обучения (перечне необходимого
оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в
объединении). Содержание программы доступно пониманию ребенка, стимулирует
потенциальные возможности детской фантазии, развивает воображение,
способствует формированию собственного выбора вида и средств изобразительной
деятельности. В работе с детьми не допускается авторитарный стиль воспитания,
негативные
эмоции,
создается
благоприятная
атмосфера
творчества,
сотрудничества.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Главным результатом реализации программы является создание каждым
ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося
является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться,
добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами
декоративно-прикладного творчества может каждый желающий ребенок.
Метапредметные результаты
развиты память, внимание, мышление, воображение, восприятие, моторика рук,
уверенность в себе;
освоен навык находить необходимую информацию в словарях, энциклопедиях,
сети Интернет;
достигнуто умение формулировать мысли с учетом учебных и жизненных
ситуаций.
Личностные результаты:
приобретен интерес к декоративно-прикладному творчеству, имеется чувство
удовлетворения от процесса и результатов своего труда;
приобретена осмысленная гражданская позиция;
сформирована мотивация к завершению начатой работы (достижения цели);
сформировано трудолюбие, усидчивость, терпение, умение работать в коллективе;

Предметные результаты:
получены основные знания о видах декоративно-прикладного творчества;
приобретены навыки работы выполнения изделий в разных техниках;
получено умение разбираться в материалах, тканях, нитках, лентах;
приобретены навыки выполнения объемной вышивки пейзажа;
приобретены навыки и умения при крое различных деталей, необходимых для
изготовления поделок;
умение планировать предстоящую работу, выполнять ее до конца;
2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в специальном, регулярно проветриваемом, хорошо
освещенном помещении, где имеются рабочие места для детей, стенды с образцами,
шкафы для хранения образцов, поделок, выставочных работ и материалов для
работы. Одно из важнейших требований – соблюдение правил охраны труда детей,
норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, правил пожарной
безопасности. Педагог постоянно знакомит обучающихся с правилами по технике
безопасности при работе с колющими и режущим инструментами.
Информационное обеспечение
Творчество для детей и взрослых - www.stranamasterov.ru
Сайт творчески работающих учителей - http://www.it-n.ru/
http://www.stranamam.ru/post/6586797/
http://ped-kopilka.ru/blogs/lukjanec-anastasija/masazhnye-shariki-iz-shpagata.html
http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200204803
http://yellowchickens.blogspot.ru/2014/10/blog-post_22.html
Кадровое обеспечение
В реализации программы принимают участие педагоги дополнительного
образования, учителя начальных классов и учителя технологии, имеющие
образование и особые условия допуска к работе в соответствии с
Профессиональным стандартом.
Педагоги должны владеть практическими навыками выполнения трудовых
функций: организация деятельности занимающихся, направленной на освоение
программы; организация досуговой деятельности детей в процессе реализации
программы;
обеспечение
взаимодействия
с
родителями
(законными
представителями) детей, осваивающих программу, при решении задач обучения и
воспитания; педагогический контроль и оценка освоения программы; разработка
программно-методического обеспечения программы.

Методические материалы: методическая литература, планы, разработки занятий,
сценарии мероприятий, готовые работы, наглядные пособия и дидактический
материал: образцы, рисунки, схемы, фото, диагностические карты, материалы для
работы, презентации по обучению, технике безопасности, охране здоровья, видео и
аудиозаписи, инструкции по ТБ, мультимедийные презентации по декоративноприкладному творчеству, аудио, фото, видеоматериалы, интернет - источники;
научно-популярные журналы по творчеству.

2.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
По мере освоения программы периодически проводится контроль полученных
знаний и навыков детей. Контроль позволяет и детям, и родителям определить
эффективность обучения в программе, проанализировать результаты, внести
коррективы в процесс развития; педагогу - увидеть результаты общего труда. В ходе
освоения программы применяются следующие методы отслеживания
результативности: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий
и т.д. Проводится текущий контроль (в течение всего учебного года) - выставки,
анализ работ.
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Денцова Ю.В. «Фигурки, игрушки, сувениры из бумаги» Академия развития
2014г.
2. Лянгина Ю. К. «Ниткография. Рисуем картины нитками» Феникс 2015г.
3. Нестерова Д.В. «Лоскутные фантазии» АСТ. Астрель2016г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».