ДООП Эрудит 2024

1

Российская Федерация
Департамент образования
Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение −
средняя общеобразовательная школа № 31

Утверждено и введено
приказом № 180/1-од/24 от 28.08.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЭРУДИТ»
естественнонаучной направленности

Возраст слушателей: 11-13 лет
Срок реализации: 1 год

Разработчик программы:
Хлестова Екатерина Сергеевна

г. Екатеринбург, 2024 г.

2

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа составлена для занятий со
слушателями в условиях общеобразовательной школы, в соответствии
действующими нормативными документами, Уставом МАОУ СОШ № 31.
Направленность: естественнонаучная.
Актуальность
программы:
программы
естественнонаучной
направленности ориентированы на становление у детей и молодежи научного
мировоззрения, освоение методов познания мира. Актуальность программ
«Эрудит» обусловлена развитием наукоемких технологий во всех областях
деятельности современного общества, что требует от человека не просто новых
знаний и умений, но знаний и умений по-новому организованных.
Занятия детей в объединениях естественнонаучной направленности
способствуют развитию познавательной активности, углублению знаний,
совершенствованию навыков по математике, информатике; формированию у
слушателей интереса к научно-исследовательской деятельности. Дети учатся
находить и обобщать нужную информацию, действовать в нестандартных
ситуациях, работать в команде, получают навыки критического восприятия
информации, развивают способность к творчеству, наблюдательность,
любознательность, изобретательность. Естественнонаучная направленность
включает программы, предметно связанные с изучением общеобразовательных
программ.
Программа «Эрудит» предлагает широкий спектр тем для проектной и
учебно-исследовательской деятельности, дающий возможность проявить себя в
интересующей области: ставить цель работы, искать пути ее достижения,
добиваться результата, анализировать, делать выводы, представлять свою работу
на мероприятиях различного уровня.
Воспитательные возможности программы связаны, прежде всего, с
формированием познавательного и научного интереса к явлениям окружающего
мира, мировоззрения, мотивации к позитивному преобразованию мира.
Отличительные особенности программы: применение различных
технологий для развития интегративных качеств слушателей, таких как,
системность мышления, познавательная активность, умение работать с
информацией, умение работать в коллективе, ответственность. Таким образом,
развитие математических навыков органично сочетается с личностным развитием.
Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Адресат. Программа ориентирована на возраст слушателей с 11 до 13 лет,
разработана с учётом психофизиологических особенностей возрастной категории.
Детей в этом возрасте отличает формирование собственных моральных установок,
которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками.
Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или

3

иные идеи и утверждать собственные. Они способны сознательно добиваться
поставленной цели, готовы к сложной деятельности. Им свойственна
эмоциональность,
они
особенно
ценят
серьезный,
искренний
тон
взаимоотношений.
Набор детей проводится по желанию, без предварительного отбора. Для
зачисления – необходимо заявление родителей (законных представителей).
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому
часу.
Объем общеразвивающей программы: 68 часов.
Срок освоения программы: 1 учебный год.
Уровневость: стартовый уровень..
Форма(ы) обучения: индивидуально-групповая, групповая, фронтальная.
Основной формой является занятие, которое предполагает взаимодействие
педагога со слушателями и строится на основе индивидуального подхода.
Для достижения поставленной цели и реализации задач изучаемого курса
используются следующие методы обучения:





словесный (объяснение, беседа, рассказ);
практический (решение задач путем последовательных действий);
частично - поисковый (рассуждения - верный ответ);
проблемный (постановка проблемной ситуации, которую необходимо
решить путем логических рассуждений).

Виды
занятий:
практическое
занятие,
занятие-соревнование,
математический чемпионат, викторина, собеседования (дискуссии), тематическое
комбинированное занятие.
Формы подведения итогов: фронтальный опрос, практическое занятие,
блиц – тур, математическая стенгазета, олимпиада, публичное выступление.
1.2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Цель программы: формирование у слушателей научной картины мира, а
также освоение ими современных технологий и методов познания окружающей
среды.
Задачи программы:
Образовательные:
На базовом и углубленном уровнях формировать основы научных знаний.
Развитие математического кругозора, логического мышления;
Развивающие:
Формировать познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД,
формировать межпредметные понятия. Развитие активности, самостоятельности,
ответственности;

4

Воспитательные:
Формировать широкие познавательные мотивы, умение оценивать процесс и
результат познавательной деятельности, формировать позитивное отношение к
базовым ценностям общества – роли науки, образовании в развитии и
совершенствования социального, природного мира.

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
№
п/п
1
2

Количество часов
Название раздела, тема
Раздел 1. Введение,
дидактические игры
Раздел 2. Устный счет.
Свойства чисел

Всего

Теория

Практика

1

1

4

2

2

3

Раздел 3. Числовые ребусы.
Головоломки

3

1

2

4

Раздел 4. Задачи-шутки.
Отгадывание чисел

3

1

2

5

Раздел 5. Задачи на
размещение и разрезание

5

2

3

6

Раздел 6. Задачи со
спичками

2

1

1

7

Раздел 7. Четность,
делимость чисел

6

2

4

8

Раздел 8. Логические задачи

6

2

4

4

2

2

4

1

3

5

2

3

5

2

3

5

2

3

9
10
11
12
13

Раздел 9. Переливание,
взвешивание
Раздел 10. Задачи на части
и отношения
Раздел 11. Круги Эйлера
Раздел 12. Принцип
Дирихле
Раздел 13. Его сиятельство
«Граф»

14

Раздел 14. Геометрия
вокруг нас

6

1

5

15

Раздел 15. Комбинаторные
задачи

6

2

4

16

Раздел 16. Исторические
сообщения

3

3

Формы
аттестации /
контроля

математический
диктант
работа в группах,
игра по решению
головоломок
решение
задач
Практические
задания на
разрезания
Блиц турнир
Решения задач на
четность из
разных олимпиад
решение
задач
решение
задач
решение
задач
Мини олимпиада

Игра,
инсценировка
ситуаций
Решения задач по
теме из разных
олимпиад
Выступление с
сообщением

5

ИТОГО

68

27

41

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Тема 1. Вводное занятие.
Теория: решение организационных вопросов. Разбор игр.
Раздел 2. Тема 2. Устный счет. Свойства чисел.
Теория: изучение упрощенных приемов устного вычисления, освоение
вычислительных навыков, изучение системы Пифагора, решето Эратосфена.
Практика: приемы быстрого счета, умножение на 25, 75, 11, 111, 50, 125, задачи
на сообразительность, основанные на свойствах чисел.
Раздел 3. Тема 3. Числовые ребусы. Головоломки.
Теория: арифметические равенства, разные цифры которого заменены разными
буквами, одинаковые - одинаковыми. Методы перебора и способы решения.
Практика: примеры, содержащие отсутствующие цифры, которые необходимо
восстановить. Примеры, где требуется расставить скобки, знаки арифметических
действий, чтобы получились верные равенства.
Раздел 4. Тема 4. Задачи-шутки. Отгадывание чисел.
Теория: теория решения различных задач, решение задач с конца.
Практика: задачи разной сложности на внимательность, сообразительность,
логику. Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом».
Угадывание задуманных и полученных в результате действий чисел. Угадывание
возраста и даты рождения, любимой цифры, сколько братьев и сестер у ваших
одноклассников.
Раздел 5. Тема 5. Задачи на размещение и разрезание.
Теория: разбор примеров и алгоритмов решения задач.
Практика: задачи на разрезание фигур на одинаковые по форме части,
перекраивание фигур с помощью одного, двух или нескольких разрезов. Задачи на
распилы, соединение цепей. Закрашивание клеток в цвета при выполнении условий
для соседних клеток.
Раздел 6. Тема 6. Задачи со спичками.
Теория: разбор методов решения задач со спичками.
Практика: перекладывание спичек для получения верного равенства, заданной
фигуры, движения в обратную сторону.
Раздел 7. Тема 7. Четность, делимость чисел.
Теория: сложение и вычитание чисел разной четности. Задачи и примеры на
использование этих закономерностей.

6

Практика: задачи на делимость и четность чисел, на простые числа.
Приемы удобного счета, правило делимости чисел.
Раздел 8. Тема 8. Логические задачи.
Теория: описание изучаемых терминов и понятий, всевозможные способы
решения задач и определение наиболее рационального из них.
Практика: задачи на отношения «больше», «меньше». Формирование модели
задачи с помощью схемы, таблицы. Задачи на равновесие, на перебор вариантов с
помощью рассуждений над выделенной гипотезой.
Раздел 9. Тема 9. Переливание, взвешивание.
Теория: методы решения задач на переливание и взвешивание.
Практика: задачи на переливание из одной емкости в другую при разных
условиях. Минимальное количество взвешиваний для угадывания фальшивых
монет при разных условиях.
Раздел 10. Тема 10. Задачи на части и отношения.
Теория: описание изучаемых терминов и понятий, история возникновения
математических терминов и понятий дроби, обыкновенных и десятичных дробей
Практика: задачи на отношения, нахождения суммы дробей.
Раздел 11. Тема 11. Круги Эйлера.
Теория: описание изучаемых терминов и понятий.
Практика: применение кругов Эйлера для решения логических задач.
Изображение условия задач в виде кругов Эйлера. Истинность высказываний и
круги Эйлера.
Раздел 12. Тема 12. Принцип Дирихле.
Теория: описание изучаемых терминов и понятий, разбор принципа Дирихле.
Практика: задача о семи кроликах, которых надо посадить в три клетки так, чтобы
в каждой находилось не более двух кроликов. Задачи на доказательства и принцип
Дирихле.
Раздел 13. Тема 13. Его сиятельство «Граф».
Теория: основные понятия, представление данных в виде графа.
Практика: задачи, решаемые с помощью графов.
Раздел 14. Тема 14. Геометрия вокруг нас.
Теория: пропедевтика геометрических знаний. Восприятие формы, величины,
умение концентрировать внимание и воображение.
Исторические сведения о развитии геометрии. Геометрические узоры и паркеты.
Правильные фигуры. Кратчайшие расстояния.
Практика: геометрические игры и задачи.
Раздел 15. Тема 15. Комбинаторные задачи.
Теория: описание изучаемых терминов и понятий, комбинаторных правил.
Практика: решение простейших комбинаторных задач.

7

Раздел 16. Тема 16. Исторические сообщения.
Теория: сопровождает все темы занятий курса, приводятся высказывания о
математиках и математике, случаи из жизни великих математиков.
Практика: сообщения о некоторых великих математиках и их открытия.
1.4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные.
Слушатели будут уметь:
 формулировать и удерживать учебную задачу;
 планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
 предвидеть возможности получения конкретного результата при решении
задач;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
 находить в различных источниках информацию и представлять ее в понятной
форме;
 создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
 планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
 выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
 организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;
 взаимодействовать и находить общие способы работы, работать в группе,
находить общее решение;
 аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров
в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
Личностные.
У слушателей будут сформированы:
 умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной
речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию,
приводить примеры и контрпримеры;
 умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
 критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
 креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при
решении задач.
Предметные.
Слушатели научатся:

8

 работать
с
математическим текстом, точно и грамотно выражать
свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую
терминологию и символику, обосновывать суждения;
 выполнять арифметические преобразования, применять их для решения
математических задач;
 самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях при
решении практических задач;
 знать основные способы представления и анализа статистических данных;
уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
 применять освоенные понятия, результаты и методы при решении задач, не
сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы:
Для реализации программы необходим просторный, светлый кабинет для
занятий, ПК, проектор, простой карандаш, линейка, ручка.

1.
2.
3.
4.
5.

Информационное обеспечение программы:
https://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования;
http://school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал;
http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов;
https://mmo.mccme.ru/ - Московская математическая олимпиада;
https://www.mathedu.ru/catalogue/math/problems/
«Математическое
образование» — электронная библиотека;

Кадровое обеспечение программы: в реализации программы принимают
участие педагоги дополнительного образования, учителя, имеющие образование и
особые условия допуска к работе в соответствии с Профессиональным стандартом.
Педагоги должны владеть практическими навыками выполнения трудовых
функций: организация деятельности занимающихся, направленной на освоение
программы; организация досуговой деятельности детей в процессе реализации
программы;
обеспечение
взаимодействия
с
родителями
(законными
представителями) детей, осваивающих программу, при решении задач обучения и
воспитания; педагогический контроль и оценка освоения программы; разработка
программно-методического обеспечения программы.
Методическое обеспечение программы:
1. Методические рекомендации по основам математической деятельности.
2. Справочная литература.
3. Видеоматериалы.

9

4. Программа педагогического мониторинга результативности освоения
дополнительных образовательных программ.
5. Темы групповых и/или индивидуальных заданий. Критерии их
оценивания.
2.2.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ и ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Оценочные материалы
Для оценки формирования и развития личностных характеристик
воспитанников (ценности, интересы, склонности, положение ребенка в
объединении, деловые качества воспитанника) используется наблюдение,
проведение математических игр, опросники и анкетирование.
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения
коррекции используются следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений, занятия на повторение и
обобщение, самопрезентация, участие в математических олимпиадах и конкурсах
различного уровня.
Проверка результатов также проходит в форме: игровых занятий (викторины,
конкурсы, кроссворды), собеседований, самостоятельных работ репродуктивного
характера.
Итоговый контроль осуществляется в формах: тестирование; практические
работы; творческие работы учащихся; контрольные задания. Самооценка и
самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих
потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё
предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов курса предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения материалов курса
слушателем и не допускает сравнения его с другими детьми.
Виды контроля
Время проведения

Цель проведения
Формы контроля
Начальный или входной контроль
В начале учебного года Определение уровня развития
Беседа
детей, их творческих,
исследовательских способностей
Текущий контроль
В течение всего
Определение степени усвоения
Игры, викторины, опросы,
учебного года
материала. Определение
собеседования и т.д.
готовности детей к восприятию
нового материала. Повышение
ответственности.
Промежуточный или рубежный контроль
По окончании изучения Определение степени усвоения
самопрезентация, участие в
темы или раздела. В
материала. Определение
математических олимпиадах и

10

конце месяца, четверти,
полугодия.
В конце учебного года
или курса обучения

результатов.
Итоговый контроль
Определение изменения уровня
развития детей, их творческих
способностей. Получение
сведений для совершенствования
программы.

конкурсах различного уровня
тестирование; практические
работы; творческие работы
учащихся; контрольные задания

Мониторинг личностных и метапредметных результатов
Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных
результатов обучающихся
В результате реализации дополнительной образовательной программы
«Эрудит» слушатели должны уметь:

воспринимать и осмысливать полученную информацию, выполнять
действия по заданному алгоритму;

определять целое и часть, устанавливать общие признаки,
обобщать, классифицировать, выявлять закономерности и проводить
аналогии, делать несложные выводы, находить истинные и ложные
высказывания;

применять изученные способы и приёмы решений различных видов
занимательных, нестандартных, логических заданий по математике
(например, задачи, головоломки, ребусы, кроссворды, магические квадраты
и т.п.);

распознавать, изображать, конструировать геометрические фигуры,
тела, работать
с
таблицами, схемами, пользоваться измерительными
инструментами;

понимать значение величин и способов их измерения;

под руководством педагога вести поисковую и исследовательскую
работу, оформлять математические газеты;

владеть нормами нравственных и межличностных отношений;

анализировать правила игры, действовать в соответствии с
заданными правилами;

находить аналогичные задания в различных детских пособиях,
журналах и т. д. и решать их;
Высокий уровень усвоения курса:
 слушатель излагает материал грамотным языком в определенной логической
последовательности, точно используя математическую терминологию и
символику;
 правильно выполняет рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
 показывает умение иллюстрировать теоретические положения конкретными
примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического
задания;

11

 отвечает
самостоятельно
без наводящих вопросов.
 в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;
 в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка,
не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);
Средний уровень усвоения курса:
 в изложении материала допущены небольшие пробелы, не исказившие
математического содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.
 допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных
вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправляет.
 допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или
графиках









Пониженный средний уровень усвоения курса:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но
показано
общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для
дальнейшего усвоения материала
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и,
использовании математической терминологии, чертежах, выкладках,
исправленные после нескольких наводящих вопросов;
слушатель не справился с применением теории в новой ситуации при
выполнении практического задания, но выполнил задания базового уровня
сложности поданной теме;
при
знании
теоретического
материала
выявлена
недостаточная
сформированность умений и навыков.
допущены более одной ошибки или более двух- трех недочетов в выкладках,
чертежах или графика, но слушатель владеет обязательными умениями по
проверяемой теме.
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.
2.
3.
4.

для педагога:
Башмаков М. И. Математика в кармане «Кенгуру». — 2010 г.
А.В. Фарков. Внеклассная работа по математике // Москва «Айрис-пресс». —
2013г;
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы //
М.: «Просвещение». — 2013 г;
Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5-6
классы // М.: «Издательство НЦ ЭНАС». — 2012 г;

для обучающихся и родителей (законных представителей):
1. И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. «Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для
общеобразовательных учреждений» // М.: Дрофа. — 2013 г.

12

2. Б.А. Кордемский. Математическая смекалка.
//
Изд.
Физико
математическая литература. — 2010 г.
3. Л.М. Лоповок. Математика на досуге. // Издательство «Просвещение». —
2013 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».