Российская Федерация Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение − средняя общеобразовательная школа № 31 Утверждено и введено приказом № 180/1-од/24 от 28.08.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЧИТАЕМ С УДОВОЛЬСТВИЕМ» социально-гуманитарной направленности Возраст: 7-8 лет Срок реализации: 1 год Автор: Войтова Инна Валерьевна г. Екатеринбург, 2024 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности составлена для занятий с занимающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом МАОУ-СОШ № 31. 1.1 Пояснительная записка Направленность программы. Социально-гуманитарная. Актуальность. В педагогической и методической литературе давно ведется речь о дифференциации, индивидуализации обучения, развитии познавательного интереса детей, поисках новых методов и подходов, альтернативных форм обучения. Но, несмотря на активное использование различных образовательных технологий, базой в школе остается классно-урочная система и основной ее компонент – урок. Потому-то сейчас на первый план выходит проблема совершенствования самого урока, т.е. попытки улучшить педагогическую практику, путем применения заданий творческого характера, заданий, направленных на развитие критического мышления учащихся, а как следствие и формирование основ правильной речи и осознанного чтения. Применение таких заданий на уроках позволяет ребенку не только узнавать новое и неизвестное в содружестве с одноклассниками, и учителем, но и развивает социальное взаимодействие школьников, и как следствие речь младшего школьника. Актуальность данной программы обусловлена следующими причинами: вопервых, необходимость изменения старой педагогической практики, использование новых технологий, а именно заданий творческого характера, которые помогут повысить не только качество чтения и речи, но и мотивацию к обучению. Вовторых, низкий словарный запас, скудно развитая речь учащихся объясняется засильем компьютерных игр, нежеланием читать и общаться в кругу сверстников, а представленные в данной программе виды деятельности могут с пользой занять время учащихся. В течение последнего десятилетия в отечественной школе в силу развития компьютерных технологий обнаружилась опасная тенденция не только снижения интереса школьников к обучению, но и нежелание говорить, общаться. Задания творческого характера должны повысить интерес детей к чтению и вместе с тем развить навыки применения полученных знаний на практике. Причинами введения данной программы в процесс обучения заключается в том, что ее реализация позволит подготовить учащихся к применению на уроках некоторых педагогических приемов творческого характера, она позволит апробировать представленные методы, стратегии и приемы работы с учащимися во внеурочной деятельности, сэкономив время урока. А также курс программы позволит более глубоко отработать темы с учащимися, которые требуют 2 индивидуального подхода, так как программа представлена курсом вариативного компонента, в нём предусмотрены групповые занятия. Отличительные особенности представленной программы в том, что она составлена на основе авторских материалов и стратегий критического мышления (RWCT), «Грамматики фантазии» Дж.Родари, элементов РО, ТРИЗ, БиС, интеграции в обучении, изучения основ стихосложения. Особый акцент в программе сделан на совместную деятельность учащихся и учителя (учитель на занятиях, выступает в роли не только учителя, но и работает, как член общей поисковой командной работы), на непрерывное общение и творчество, а также тесное сотрудничество с внеклассными организациями и библиотекой. Специфика разработанной программы в том, что принципы построения занятий позволяют отойти от традиционного урока, помогают комбинировать теорию с практической творческой и поисковой деятельностью на каждом занятии. Изучение данного курса отражает метапредметные связи с предметами Русский язык, Математика и Литературное чтение. Адресат программы — дети 7-8 лет (2 класс общеобразовательной школы), обучение групповое (от 15 до 30 человек). Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое внимание на чем-либо — характерные черты ребят в этом возрасте. Дети дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне. Режим занятий - 2 занятия в неделю продолжительностью 1 учебный час (40 минут). Объём программы – 66 часов, реализуется программа за 1 учебный год. Срок усвоения программы – 1 учебный год (33 недели). Уровневость программы - «стартовый уровень». Формы обучения — фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая. Виды занятий нестандартных уроков: уроки-погружения, деловые игры, дискуссионные клубы, исследования, экскурсии, уроки – соревнования, творческие мастерские, компьютерные уроки, групповые творческие дела, уроки – творческие отчеты; представления работ, а также самостоятельная работа. Формы подведения результатов: подготовка буктрейлера, дискуссионный клуб, конкурс эссе о пользе чтения. 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы: развитие речи, расширение активного словарного запаса обучающихся начальной школы через применение заданий творческого характера и упражнений, повышающих качество техники чтения. В ходе реализации данной программы будут решены задачи: 1. Обучающие 3 - познакомить обучающихся с произведениями авторов, работе с несплошным текстом; - научить самостоятельно выбирать книгу по интересам; - научить использовать различные приемы и методы творческого характера при анализе текстов и формулировке выводов о прочитанном, - познакомить со способами поиска и обработки информации. 2. Развивающие - развивать творческие способности и познавательный интерес к чтению; - повысить качество техники чтения, понимание и осмысление прочитанного; - увеличить активный словарный запас; - развивать устную и письменную речь учащихся; - развивать умение анализировать, систематизировать, сравнивать и обобщать полученную информацию. 3. Воспитательные - повышать мотивацию к предметам Литературное чтение и Русский язык; - воспитывать чувство любви к Родине; - формировать навыки самостоятельной работы и работы в группах, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности и вне её. 1.3 Содержание общеобразовательной программы. Учебный (тематический) план № №занятий Наименование разделов курса Всего часов Из них Теория Практика Самостоятельная работа учащегося Знакомство с миром книг – 12 часов 1 История создания книги. Библиотека. Правила чтения книг. 1 2-3 Жанры книг. Учимся спрашивать. Составление постеров 2 2 4-5 Как выбрать книгу? Стратегия RWCT «Я ищу» 2 2 1 Прочитают пословицы и поговорки о пользе чтения. Познакомятся с правилами обращения с книгой. Прочитают Р. Киплинг. «Откуда у верблюда горб». А. Барто Стихи Изучат жанры книг. Опросят учителей и учащихся школы (любимая книга), выпустят постер –график по опросу. Прочитают В. Драгунский. «Что любит Мишка». Выступят с вопросом: как 4 6-7 Ролевая игра «Экскурсия в типографию» 2 2 8-9 Кто такие художники – иллюстраторы? Составление комикса 2 2 10-12 Знакомство с энциклопедической и со справочной литературой. 3 1 правильно выбрать книгу по интересам. Прочитают. Чуковский. Муха-Цокотуха. Примут участие в видео экскурсии в типографию Прочитают В. Сутеев. «Умелые руки». Составление комикса к любимой книге (групповая работа) Интеллектуальный марафон «Своя игра» с использованием справочной литературы 2 Творческая работа с произведениями - 18 часов 13-14 15-16 17-18 19-21 Идея произведения. Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения. Принцип составления буриме. Гипербола. Устное народное творчество. 2 Чтение с пометами. Карусель сказок -1 2 2 Авторская сказка. Карусель сказок-2 3 3 2 1 11 1 Прочитают Т. В. Сутеев. «Волшебный магазин». Составят рифмы. Составят буриме по заданным рифмам. 2 К. Чуковский. «Бармалей». Найдут гиперболы в произведении, приведут примеры гипербол Прочитают РНС «Крошечка-Хаврошечка». Составят новую сказку по приему Карусель сказок 1 Прочитают Андерсен «Русалочка». Составят новую сказку по приему Карусель сказок 2 Составят карты новой сказки самостоятельно. Сочинят и представят сказку (групповая работа) Прочитают В. Осеева «Синие листья» Сочинят лимерик, используя ключевые термины Прочитают Н. Жанаев «На джайляу». Напишут сочинение – описание «Зимний лес» 22-25 Карты Проппа. Сочинение сказок. 4 1 3 26-28 Сочиняем лимерик. Стратегия «Ключевые термины» 3 1 2 29-30 Пейзаж в произведении. Написание сочиненияописания. Стратегия «Кубики» 2 1 2 Работа с несплошным текстом – 4 часа 5 31-32 33-34 Учимся читать и понимать билеты. Стратегия «Авторский стул» Учимся писать заявления, объявления, объяснительную записку. Стратегия «Приятные записки» 2 1 2 1 2 Исследуют билеты (транспортные, на мероприятие) Представят полученную информацию, создание своего билета Изучат и обсудят заявления, объявления и объяснительные записки. Изготовят объявление – «приятные записки» (Групповое задание) Проверка знаний. Коллективные творческие дела – 5 часов 35-37 38-39 Готовим рекламу любимой книги (Буктрейлеры) Презентация роликов в классе, параллели 3 1 2 2 2 Составят буктрейлер «Любимая книга» (Групповое задание) Конкурс роликовбуктрейлеров Творческая работа с произведениями – 14часов 40-41 Портрет главного героя. Составляем паспорт героя произведения. 2 1 1 42-43 Что такое пятистишье/синквейн. Синту. 2 1 1 44-45 Круги по воде 2 2 46-47 Отзыв о прочитанном. Составление РАФТа. 2 2 48-49 Редактирование текста. Читаем газеты и журналы. Написание статей в школьную газету Стратегии «Временная капсула», «Один на кон, трое –вон!» Пишем сочинениеповествование по плану. Карусель сказок - 3 2 2 2 2 50-51 Прочитают В. Бианки «Аришка-Трусишка». Составям паспорт героя произведения. Игра – «Живая картина» Прочитают В. Бианки. «Оранжевое Горлышко». Напишут синквейн, составят синту по заданному ключевому слову. Прочитают В. Драгунский «Он живой и светится». Составят круги по воде о главном герое произведения. Прочитают КНС «Лиса и коза». Составят отзыв о прочитанном в виде РАФТа Прочитают статьи газет (по выбору учащихся). Напишут статью в газету о школьной жизни (групповая работа) Прочитают сочинения – повествования (по выбору учителя). Составят текст 6 52-53 Стратегия RWCT «чтение в паре» по произведению 2 2 повествование по приему Карусель сказок – 3 (по заданному сюжету) Прочитают В. Драгунский «Похититель собак». Составят Тестовые вопросы по прочитанному отрывку. Работа с несплошным текстом – 6 часов 54-55 Учимся составлять кластер, задавать вопросы (тонкие, толстые, разноуровневые) 2 56-57 Учимся читать таблицу. «Дневник двойной записи» ДДЗ 2 2 58-59 Сочинениерассуждение. Учимся брать интервью и строить график 2 2 1 1 Прочитают Н. Носов «Коротышки из цветочного города». Составят вопросы по кластеру тонкие и толстые вопросы, проведут перекрестный и критический опрос. Прочитают Н. Носов «Как Незнайка был музыкантом» Составят таблицу Дневник Двойной Записи, примут участие в дискуссии Прочитают н. Носов «Как Незнайка был художником» Напишут сочинениерассуждение, возьмут интервью, составят графики по опросу Проверка знаний. Коллективные творческие дела - 7 часов 60-62 63-64 65-66 66 Открываем дискуссионный клуб Конкурс эссе «Читай больше» Оформление стенда «Прочитали с удовольствием» 3 1 2 2 1 1 2 66 2 12 Примут участие в дискуссионном клубе Примут участие в конкурсе эссе «читай больше» Оформление стенда по прочитанным произведениям 54 Содержание учебного (тематического) плана 1. «Знакомство с миром книг» - 12 часов Теория – 2ч. История создания книги. Библиотека. Знакомство с энциклопедической и со справочной литературой. Практика – 10 ч. 7 Правила чтения книг. Жанры книг. Учимся спрашивать. Как выбрать книгу? Стратегия RWCT «Я ищу». Ролевая игра «Экскурсия в типографию». Кто такие художники –иллюстраторы? Составление постеров. Учащиеся: познакомятся с правилами обращения с книгой, изучат жанры книг, с правилами проведения опроса, с работой типографии, с условиями составления комиксов, подготовят выступление на линейке. 2. «Творческая работа с произведениями» - 32 часа Теория – 5 ч. Идея произведения. Эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры. Карты Проппа. Что такое пятистишье\ Синквейн. Синту. Сочиняем лимерик. Практика – 27 ч. Принцип составления буриме. Гипербола. Устное народное творчество. Чтение с пометами. Карусель сказок -1,2,3. Карты Проппа. Сочинение сказок. Сочиняем лимерик. Стратегия «Ключевые термины». Пейзаж в произведении. Написание сочинения-описания. Стратегия «Кубики». Портрет главного героя. Составляем паспорт героя произведения.. Круги по воде. Отзыв о прочитанном. Составление РАФТа. Редактирование текста. Читаем газеты и журналы. Написание статей в школьную газету. Пишем сочинение- повествование по плану. Стратегия RWCT «чтение в паре» по произведению. Учащиеся: узнают принципы составления буриме, виды составления сказок, лимериков, синквейнов, познакомятся с понятиями: гипербола, олицетворение, метафора, сравнение; научатся писать сочинения, отзыв о прочитанном, статью, составлять паспорт героя. 3. «Работа с несплошным текстами» – 10 часов Теория – 2 ч. Учимся читать/писать билеты, графики, таблицы, заявления и смс-сообщения. Практика – 8 ч. Учимся задавать вопросы (тонкие, толстые, разноуровневые). Учимся рассуждать и спорить. «Дневник двойной записи» ДДЗ. «Временная капсула» Сочинение - рассуждение. Учимся брать интервью. Учащиеся: научатся задавать вопросы, вести дискуссию, брать интервью. Строить графики и обрабатывать результаты. 4. «Проверка знаний. Коллективные творческие дела» – 12 часов Теория – 3ч. Правила игры в дискуссионный клуб, история возникновения рекламы, буктрейлера, правила выполнения. Практика – 9ч. Готовим рекламу любимой книги (Буктрейлеры). Открываем дискуссионный клуб. Конкурс эссе «Читай больше». Учащиеся: узнают, как строить дискуссию, писать эссе, делать буктрейлер. Особое место отводится самостоятельной работе с книгой, то есть чтению «минутам тишины». При изучении курса для учащихся предусмотрены большие возможности для самостоятельной и коллективной творческой деятельности. 8 Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных общих занятий, групповое выполнение заданий творческого характера, а именно по разделу «проверка знаний». Работа над повышением качества техники чтения будет реализована путем проведения различных оригинальных упражнений с текстами. Завершение полугодий (первого и второго) по выбору учителя, может закончиться коллективными творческими делами: подготовкой буктрейлера, дискуссионным клубом или конкурсом эссе о пользе чтения. Группы учащихся получат формативную оценку по заранее определенным критериям. (см. Приложение). 1.4. Планируемые результаты Метапредметные: Обучающиеся - сформируют умение использовать новые знания с целью индивидуального развития; - осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; - будут учиться работать со справочной литературой, работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); - начнут осваивать навыки элементарной работы с ИКТ. Личностные: - воспитают в себе моральные и коммуникативные качества, навыки правильного поведения, потребность в систематическом чтении; - сформируют нравственные качества личности (взаимопомощь, взаимовыручка, навыки самоконтроля и самоорганизации, стремление к достижению цели); - будут развивать коммуникативные качества личности, умение выходить из конфликтных ситуаций; - сформируют личностные качества, соответствующие общечеловеческим ценностям, на основе использования гуманистического потенциала художественных произведений; - получат навык выступления перед аудиторией в представлении продукта своей деятельности; - начнут приобретать навык самостоятельной работы и работы в сотрудничестве со взрослыми и ровесниками в урочной деятельности и вне её. Предметные: В результате прохождения курса «Читаем с удовольствием» обучающиеся узнают: - методы работы со сплошным и несплошным текстами; - варианты выбора книг для самостоятельного чтения; - получат понятие об уместном использовании различных приемов и методов творческого характера при анализе текстов; - узнают о способах анализа прочитанного текста, формулировке выводов и оценке главных героев; 9 - узнают рациональные приемы и способы самостоятельного поиска и обработки информации; - получат представление о способах ведения дискуссии через ДДЗ (дневник двойной записи); - освоят новые упражнения в развитии темпа и выразительности чтения; будет уметь: - составлять краткий отзыв о прочитанном тексте, используя различные стратегии; - характеризовать главного героя и его поступки посредствам написания буриме, лимерик, РАФТ и т.д. - самостоятельно составлять сказки по картам Проппа, по стратегии Карусель сказок и др.; - самостоятельно выполнить письменную творческую работу: сочинение, статью в газету, используя интервью, обработав результаты опроса; овладеют навыками: - более глубокого осознанного и беглого чтения; - связной устной и письменной речи; - обсуждения и разработки критериев оценивания, самооценки и взаимооценки; - анализа, систематизации, сравнивания и обобщения полученной информации. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Условия реализации программы: Материально-техническое обеспечение Занятия будут проходить в учебном кабинете МАОУ СОШ №31. Слушателям необходимы краски, альбомы, карандаши, пластилин, подручные средства и раздаточный материал, необходимый для проведения занятий. На занятиях будут использоваться доска маркерная, изготовленные педагогом презентации будут демонстрироваться на экране. Информационное обеспечение На занятиях будут использованы аудио и видео материалы для физических минуток, фото и видео материалы для теоретических занятий. 1. https://www.rulit.me/books/hrestomatiya-dlya-nachalnoj-shkoly-1-4-klassy-read458991-1.html Хрестоматии для начальной школы 2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/01/27/russkie-narodnye-zagadki-dlyadetey - загадки 3. https://proza.ru/2015/12/16/1588 - пословицы 4. https://nukadeti.ru/skazki/russkie_narodnye - сказки Кадровое обеспечение В реализации программы принимают участие учителя начальных классов, имеющие образование и особые условия допуска к работе в соответствии с Профессиональным стандартом. 10 Педагоги должны владеть практическими навыками выполнения трудовых функций: организация деятельности занимающихся, направленной на освоение программы; организация досуговой деятельности детей в процессе реализации программы; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) детей, осваивающих программу, при решении задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения программы; разработка программно-методического обеспечения программы. Методические материалы 1. Используемые методики, методы и технологии 2. Дидактические средства 3. Информационные источники При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих заданий. 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Основное формы контроля аттестации: - выставки работ; - экскурсии; - фото и видео эпизодов занятий; - конкурсы; - игровые занятия. Во время проведения занятий формативное оценивание: беседа, опрос, наблюдение, конкурсы, викторины, диагностика, анализ мероприятий, диагностические игры, анализ, результатов участия детей в мероприятиях, в социально-значимой деятельности, анализ приобретенных навыков общения, анализ выполнения программ, самооценка обучающихся 11 3. Список литературы: 1. Железняк Н.Д. Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе. М.: 2007. – 105 с. 2. Баранников А.В. Элективные курсы в профильном образовании // Первое сентября, 2004. - №2. – С.1-2. 3. Черникова Т.В. Методические рекомендации по разработке и оформлению программ элективных курсов // Профильная школа, 2005. - №5. 12. Как книгу выбрать https://www.kakprosto.ru/kak-71626-kak-vybrat-knigu-vbiblioteke#ixzz6uBcJ2VVe 12 Методические рекомендации к проведению занятий вариативного курса Основные содержательные компоненты Описание приемов и средств организации занятий и дидактические материалы Знакомство с миром книг История создания Вид урока - Урок – погружение книги Упражнения по развитию техники чтения: Прием «Буксир -1» – учитель читает текст, ученики следят за чтением, пытаясь читать с такой же скоростью и интонацией. Можно допускать ошибки. Правила обращения с книгой (Памятка для детей) 1. Не бери книгу грязными руками. 2. Не рисуй в книге ни в коем случае, это не альбом для рисования. 3. Переворачивай страницы аккуратно, чтобы не порвать их. 4. Подклей страницы в книге, даже если их порвал не ты. Попроси помощи у взрослых. 5. Не загибай листы в книге и не вкладывай ручку, карандаш и прочие посторонние предметы. 6. Пользуйся закладкой, чтобы отметить в книге место, где ты закончил читать. 7. Перед тем, как перевернуть страницу, не следует лизать палец, так как от этого страница портится. Из-за того, что бумага шероховатая, на ней легко задерживается пыль, грязь. Поэтому, думая о “здоровье” книги, мы заботимся и о своем здоровье. 8. Переворачивать страницу нужно только за верхний угол. Если переворачивать за нижний уголок, то быстро стираются цифры, которые указывают номер страницы. 9. На время чтения библиотечные книги нужно оборачивать. 10. Нельзя читать во время еды. Это замедляет процесс пищеварения и неблагоприятно влияет на зрение. Кроме того, можно нечаянно испачкать книгу, а прочитанная за едой информация хуже усваивается. Видео материал к занятию: https://www.youtube.com/watch?v=aE8ufFWeU-g&t=207s Жанры и роды литературы Приложение 1 Вид урока – Творческая мастерская Упражнения по развитию техники чтения: Прием «Буксир – 2» - Учитель читает начало предложения, учащиеся заканчивают его, стараясь поддержать заданный темп и интонацию. Видео материал к занятию: https://www.youtube.com/watch?v=u65XVby4bTk Вид урока – Встреча с библиотекарем. Как выбрать книгу? Стратегия Упражнения по развитию техники чтения: Прием «Буксир – 3» - Учитель и учащиеся читают по 1 предложению RWCT «Я ищу» по очереди. Советы библиотекаря. 1.Прежде всего, определите четко для себя, что вас больше всего интересует в литературе, какой жанр и направление, а также решите, книгу какого автора вы бы хотели почитать. Затем обращайтесь с 13 Ролевая игра «Экскурсия в типографию» просьбой к библиотекарю, и вам посоветуют книгу для чтения. 2. Если вы хотите самостоятельно выбрать книгу, то воспользуйтесь алфавитным каталогом, который должен быть в любой (даже сельской или школьной) библиотеке. По каталогу вы сможете понять, имеется ли нужная вам книга в библиотеке и где именно (в читальном зале или в абонементном отделе). 3. Если вам не удалось найти по алфавитному каталогу книгу конкретного автора, выберите другое произведение этого писателя. 4. Воспользуйтесь системным каталогом, если вам, например, нужно найти научный материал для написания реферата по какой-то определенной теме. В этом каталоге содержится информация, раскрывающая содержание книг. Вы сможете быстро и без особого труда подобрать несколько источников разных авторов по близким темам и вопросам и полно, многосторонне раскрыть тему в реферате. 5. Обязательно обратите внимание на книжные выставки, которые часто устраивают в библиотеках к юбилеям авторов или к праздничным датам. Там вы сможете найти необходимый материал, например, для урока внеклассного чтения в школе или просто открыть для себя нового интересного автора. 6. Ищите книги на полках не только по алфавитному указателю (первым буквам фамилии авторов), но и по жанровому принципу. Например, полки с фантастикой или приключениями располагаются отдельно от научной подборки (энциклопедий, справочников, словарей). 7. Обратитесь за помощью к библиотекарю, и она, наверняка, укажет вам на полки, где находятся книги, рекомендованные для вашей возрастной категории. Ведь если вы прочитаете серьезный психологический роман преждевременно, то не сможете его понять и оценить по достоинству. 8. Если вас заинтересовала какая-то книга, познакомьтесь с аннотацией к ней (она находится чаще всего на форзаце). С помощью нее вы получите краткую информацию о содержании произведения, а также об авторе. Изучение содержания в конце источника также поможет вам не ошибиться в выборе интересной именно для вас книги. 9. Обращайте внимание и на шрифт. Младшим школьникам лучше не брать книги с мелкими буквами. 10. Выбирая книгу, обращайте внимание также и на красочные иллюстрации, ведь яркие и интересные изображения, наверняка, играют очень важную роль в восприятии вами литературного материала. Стратегия «Я ищу» - небольшое научное сообщение по заданному плану: 1.О чем я хочу рассказать 2.Что меня заинтересовало в этой теме 3.Что конкретно я хочу найти 4. Что об этом говорят мои товарищи (два примера) 5. Какие книги (журналы, и др.) расскажут мне об этом. 6. Что будет самым важным из того, что я узнаю. Вид урока – Экскурсия Упражнения по развитию техники чтения: Прием «Буксир – 4» - Учитель и ученики читают по 1 строчке, соблюдая все знаки препинания, выделяя голосом начало и конец предложений. 14 Кто такие художники – иллюстраторы? Составление комикса Знакомство с энциклопедической и со справочной литературой. Идея произведения. Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения. Принцип составления буриме. Видео экскурсия в типографию: https://www.youtube.com/watch?v=eXvcGYGbRIc Вид урока – Групповое творческое дело Упражнения по развитию техники чтения: Прием «Скороговорка - 1» - Учащиеся читают текст, постепенно ускоряясь, насколько это возможно. Иллюстратор - художник, который специализируется на создании визуального образа, соответствующего содержанию связанного с ним текста или идеи. Иллюстрации могут быть предназначены для уточнения сложных понятий или предметов, которые трудно описать с помощью текста, что является причиной большого количества иллюстраций в детских книгах. Комикс (от англ. comic «смешной») — рисованная история, рассказ в картинках. Комикс сочетает в себе черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство. Разновидность книжножурнальной иллюстрации, иногда используется в печатных СМИ. Видео материалы: https://www.youtube.com/watch?v=AWMIUrQJGVY Вид урока – Деловая игра Упражнения по развитию техники чтения: Прием «Скороговорка - 2» - Учащиеся читают текст 10-15 секунд по команде учителя, делают отметку на месте, где остановились. Повторяют это упражнение несколько раз. Отметки должны стоять все дальше. Видео материалы: https://www.youtube.com/watch?v=rAze1AeELOM Своя игра https://ppt-online.org/648272 Вид урока – Творческая мастерская Упражнения по развитию техники чтения: Прием «Молния - 1» - Слова показываются на несколько секунд, ученики должны их успеть прочитать. Тема произведения – это то, о чем (или о ком) говорится в произведении. Часто тема произведения отражена в его заглавии. Основная мысль или идея произведения – это оценка автором того, что он изображает в своем произведении. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее можно найти и сформулировать. Метафора — это средство художественной выразительности, когда название одного предмета переносят на другой на основе сходства. Образное выражение превращается в реальную картину. Олицетворение этот такое средство художественной выразительности, когда неодушевленные предметы автор наделяет человеческими свойствами и качествами. Для слушателя неживой предмет оживает. Буриме – это четверостишье, составленное по заданной рифме (последнему слову в каждой строчке). Заданные рифмы нельзя менять местами. Я помню чудное мгновение, ……….мгновение Когда усвоила чтение. ……….. чтение Еще люблю я и мечтать. .…….. мечтать Чтобы художницею стать. …………. стать 15 Вид урока – Урок - погружение Упражнения по развитию техники чтения: Прием «Молния - 2» - Слова показываются на несколько секунд, ученики должны их успеть прочитать и записать по памяти. Гипербола (из древнегреческого: «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли. Видео материал: https://www.youtube.com/watch?v=TviJ20OXcPg&t=2s Вид урока – Групповые творческие дела Чтение с пометами. Упражнения по развитию техники чтения: Карусель сказок -1 Прием «Слышу – не слышу» - Учитель дает команды поочередно, слышу – читают вслух, не слышу – читают про себя. Чтение с пометами: - знаю - - нет (то что я знаю, не совпадает с материалами текста) + - новое 9неизвестная ранее информация) ? - сомнительный вопрос (необходимо узнать, уточнить информацию) Карусель сказок – 1 Найти в рассказе/сказке «красную точку» (кульминационный момент), придумать другое окончание (разворот событий) сказки/ рассказа. Если бы Дюймовочка вышла замуж за крота (лягушку…), то сказка сложилась бы так….. - Если бы обещанное дерево из золотых монет, которое посадил Буратино, выросло, то ….. Вид урока – Групповые творческие дела Авторская сказка. Карусель сказок-2 Упражнения по развитию техники чтения: Прием «День-ночь» - День – дети читают текст, ночь – закрыть глаза. Необходимо, без помощи рук и других предметов найти место остановки в тексте и продолжить чтение. Карусель сказок – 2 Детям предлагается поменять качества характера героев, тем самым придумать свою, отличную от известной, сказку. Например: - Красная Шапочка станет злой, а волк- добрым; - Буратино станет умным и хитрым, а Лиса Алиса - глупой и наивной; - Золушка станет лентяйкой, а мачеха – полюбит трудиться. Видео материал: https://www.youtube.com/watch?v=SjvPObrwU0A Вид урока – Деловая игра. Творческий отчет. Карты Проппа. Сочинение сказок. Упражнения по развитию техники чтения: Прием «Громко - тихо» - Начало предложения читается тихо/громко, постепенно увеличивая/уменьшая силу голоса. Большой знаток и любитель сказок, советский ученый фольклорист Владимир Яковлевич Пропп сравнил между собой волшебные сказки разных народов. Он увидел, что все они, очень разные, с особенным народным колоритом, но все-таки похожи друг на друга. Есть в каждой из них обязательные части, из которых строится сюжет сказки. Если выписать на отдельные карточки названия частей сказки, получатся карты, по которым можно легко сочинять новые сказки. Составление сказки (в упрощенном варианте из 20 карт) Гипербола. Устное народное творчество. 16 Сочиняем лимерик. Стратегия «Ключевые термины» Пейзаж в произведении. Написание сочиненияописания. Стратегия «Кубики» - предписание или запрет; - нарушение; - вредительство; - отъезд героя; - задача; - встреча с волшебником; - волшебные дары; появление героя; - сверхъестественное свойство врага; - борьба; победа; - возвращение; - прибытие домой; - ложный герой; - трудные испытания; - беда ликвидируется; - наказание врага; - прибытие домой; - неожиданная любовь; - счастливый конец (свадьба) Приложение 2 Вид урока – Творческая мастерская Упражнения по развитию техники чтения: Прием «Пол- арбуза -1» - Дети линейкой или листком бумаги закрывают нижнюю/верхнюю часть строчки, дети должны догадаться по верхней части букв, какое слово написано и прочитать как можно больше слов. Лимерик - (limerick- Название лимерика происходит от ирландского города Лимерик.). Ли́мерик стихотворный жанр английского происхождения, организован ная нелепица пятистишие абсурдистского содержания. Дети быстро осваивают эту технику. Особенно привлекает учащихся придумывание несуществующих слов самостоятельно, которое лишь отчасти связано с грамматикой, а в большей степени является пародией. Строение лимерика: Первая строка- содержит указание на героя; Вторая строка – характеристика главного героя (рифмуется с первой строкой); Третья и четвертая строка – реализация сказуемого (рифмуются между собой); Пятая строка – предназначена для появления конечного, экстравагантного эпитета (сочетается с первой строчкой). Наиболее известны лимерики Эдварда Лира. Например: Жил да был старик болотный, Вздорный дед и тягомотный, На колоде он сидел, Лягушонку песни пел, Въедливый старик болотный. Стратегия «Ключевые термины» - детям даются 6-7 новых слов, «ключевых терминов» будущего произведения. Обсуждается, чем связаны слова, о чем они говорят. При необходимости нужно объяснить их значения. Вид урока – Самостоятельная работа Упражнения по развитию техники чтения: Прием «Пол-арбуза- 2» - учащиеся читают текст через строчку и стараются отгадать, о чем рассказ. При необходимости можно прочитать пропущенные строчки. Пейзаж в художественном произведении помогает читателю глубже понять переживание героев, их мысли и чувства. Пейзаж – описание природы в произведении или воссозданная с помощью слов в воображении читателя картина природы, как часть реальной обстановки, в которой разворачиваются действия. Описание – картина, включает цветную палитру, образы-звуки, образы-запахи, вкусовые образы, образы флоры и фауны. Пейзаж может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей, при этом внутренние состояние человека часто 17 уподобляется или противопоставляется жизни природы. Описание – это особый вид повествования, в основе которого лежит изображение картин – портрета, пейзажа, обстановки, интерьера или постоянно повторяющихся сцен. Сообщение необходимых признаков описываемого предмета, сведений о тех признаках явления или предмета, которые остаются неизменными на протяжении всего повествования. Сочинение пишется по плану, который состоит из трех частей: - начало (завязка) - основная (самая большая часть) - концовка (свое отношение к описываемому предмету) Стратегия «Кубики» - Приложение 3 Вид урока – Урок-исследование Учимся читать и понимать билеты Упражнения по развитию техники чтения: Прием «Эхо-чтение- 1» - учитель читает громко с выражением текст, Стратегия «Авторский стул» делая паузы для повторного чтения текста учащимися. Стратегия «Авторский стул» Для представления работ учащимися у доски ставится стул в центре, можно обыграть и торжественно или нестандартно объявить ученика (выступает…). После представления работы, обязательно звучат аплодисменты выступающему. Билеты: https://lost.fpc.ru/images/ticket3.png , https://www.1coins.ru/components/com_jshopping/files/img_products/full_7 312__2_.jpg , https://s12.stc.all.kpcdn.net/share/i/12/10429459/inx960x640.jpg , https://images.ru.prom.st/125904891_w640_h640_besplatnyj-bilet-v.jpg , https://static.darudar.org/s1024/02/00/14/dc/14dcd3181d5d450c490e27d8c8a290c40dcf78fc.J PG . Вид урока – Творческая работа Учимся писать заявления, Упражнения по развитию техники чтения: Прием «Эхо чтение - 2» - ученики по очереди читают текст в своем объявления, темпе по 1 предложению или строке (по выбору), учитель за каждым объяснительную учащимся прочитывает этот же отрывок с правильной интонацией и записку. темпом. Стратегия «Приятные Стратегия «Приятные записки» На стикерах участники (и учитель и ученики) пишут друг другу записки» приятные слова. На данном уроке они выполнят подобное объявление: https://otvet.imgsmail.ru/download/69132953_70251fe40b9e340da1b10a542 dcf78cb_800.jpg Вид урока – Занятие- соревнование. Компьютерный урок Готовим рекламу любимой книги Упражнения по развитию техники чтения: Прием «Пол-арбуза - 3» - учащиеся читают текст через слово, потом (Буктрейлеры) должны рассказать, о чем прочитали. При необходимости можно прочитать текст целиком. Приложение 4 Буктрейлер (англ. booktrailer) — это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какойлибо книге. Цель таких роликов – реклама свежевышедших книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Как 18 Портрет главного героя. Составляем паспорт героя произведения Что такое пятистишье\ синквейн. Синту. правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видеохостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет. Главная задача буктрейлера - заинтересовать и удивить будущего читателя, привлечь внимание к сюжетной линии и героям художественного произведения. При создании буктрейлера можно использовать видео, иллюстрации, фотографии, обложки книг. Видео материал: https://www.youtube.com/watch?v=jeZfjp3NLto Вид урока – Творческая мастерская. Упражнения по развитию техники чтения: Прием «Задом наперед -1» - Учащиеся читают текст справа на лево, прочитывая каждое слово. Создать портрет главного героя – это описать его внешний вид, манеру держаться и говорить, взгляд, походку, улыбку, движения — все, что поможет читателю увидеть персонажа. Описание может быть подробным, насыщенным деталями, а может быть лаконичным, но ёмким. Образным или предельно реалистичным. Различают статический и динамический портрет, развернутый и фрагментарный, психологический, лейтмотивный, портрет – описание, портрет – впечатление. Портрет литературный иллюстрирует те стороны внешности и характера персонажа, которые представляются автору наиболее важными. Паспорт героя – Приложение 5 Учащимся предлагается заполнить таблицу, по материалам которой, они смогут описать героя произведения, написать сочинение или другую письменную работу. М. Пришвин «Ребята и утята» Паспорт героя – Мать - утка Создатель- М. Пришвин Прописка – рассказ «Ребята и утята» Особые приметы – маленькая, дикая Личные качества – заботливая, пугливая, взволнованная Отношение к нему создателя – автор любит ее, защитил, проводил *** - мы бы поступили так же, как автор Вид урока – Урок -соревнование Упражнения по развитию техники чтения: Прием «Задом наперед -2» - Учащиеся читают текст книги, которая расположена вверх ногами. Синквейн – это стихотворение из пяти строк, которое строится по определённым правилам. Перевести эмоции на язык слов бывает очень сложно. Строгие правила синквейна закрепляют за каждой строкой не только определенное количество слов, но и части речи, которыми пользуется автор. Правила составления: 1 строчка: тема, выраженная одним словом – существительное; 2 строчка: описание признаков – 2 прилагательных; 3 строчка: описание действия – 3 глагола; 4 строчка: фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме; 19 Круги по воде Отзыв о прочитанном. Составление РАФТа. Редактирование 5 строчка: одно слово – синоним к первому, на эмоциональном отклике автора. Синту – пятистрочное японское стихотворение – о любом веществе. Подобное творческое задание применимо на уроках познания, естествознания, самопознания. 1 строчка – название вещества; 2 строчка – перечисление свойств вещества; 3 строчка – чувства, которые вы испытываете к этому веществу; 4 строчка – другие свойства, не указанные во второй строчке; 5 строчка – синоним названия вещества. Вид урока – Творческая мастерская. Компьютерный урок Упражнения по развитию техники чтения: Прием «+эмоции -1» - Учащиеся читают текст с заданной эмоцией: спокойно, радостно, громко, тихо. Стратегия «Круги по воде» Выбирается слово, в котором сосредоточена тема урока, например «Каша» (из 3-6 букв, не содержащее Й, Ы, Ь, Ъ), слово записывается в столбик. Каждая строчка рассказа начинается с заданной буквы и составляет собой законченное предложение. КАШАУчащимся предлагается составить рассказ из такого количества предложений, сколько букв в исходном слове. При этом каждое предложение будет начинаться с соответствующей буквы. Например: К-Каждый должен уметь приготовить завтрак. А-А взрослых слушать ребятам не хотелось. Ш-Шума много, а толку мало. А- А теперь уж точно научатся варить кашу! Вид урока – Творческая мастерская. Упражнения по развитию техники чтения: Прием «+эмоции -2» - Учащиеся читают текст с заданной эмоцией: с раздражением, со страхом, с издевкой, со злостью. Отзыв о прочитанном включает в себя короткий текст с использованием цитат, который характеризует круг явлений и событий, описанных в произведении, объект художественного произведения. Автор отзыва может дать оценку стилю написания, подаче информации, отношению автора к своим персонажам. РАФТ –технология Аббревиатура РАФТ объясняется таким образом: Роль - Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему. Учащиеся могут сделать выбор, от чьего имени будут вести повествование. Аудитория - Выяснение, кому может предназначаться данный текст. Текст может быть обращен как к одушевленному, так и к неодушевленному предмету. Форма - Выбор жанра. Форма повествования может быть различной. Тема - Выбор тематики, определение, о чем будет текст, какие основные идеи будут раскрыты в небольшом повествовании. Это чаще всего подчинено изучаемой теме. Вид урока – Компьютерный урок. Групповые творческие дела. 20 текста. Читаем газеты и журналы. Написание статей в школьную газету Стратегии «Временная капсула», «Один на кон, трое – вон!» Пишем сочинениеповествование по плану. Карусель сказок-3 Стратегия RWCT «Чтение в паре» по произведению Упражнения по развитию техники чтения: Прием «+эмоции -3» - Учащиеся читают текст с заданной эмоцией: торжественно, вопросительно, с любовью, брезгливо. Редакция – это обработка текстов, подготовка их к печати; коллектив сотрудников, руководящий изданием, а также помещение, где редактируются тексты. Обработка и проверка данных, которые составляют ту или иную статью, проверка соответствия заданному стилю (построение художественной формы), сюжету (совокупности событий в определенной последовательности). Стратегия «Временная капсула» –Назовите 2-3 события вашей жизни, о которых вы бы хотели рассказать потомкам - Какое свое фото вы бы хотели приложить? Почему? - Что бы вы положили в капсулу кроме письма и фото? Почему? Далее дети выбирают наиболее значимое событие и описывают его. Стратегия «Один на кон, трое –вон! (Карусель)» (редактирования статей) Дети работают в группах – каждая группа готовит свою статью, обсуждает, корректирует. Далее 1 остается в своей группе для представления и защиты своей статьи. Остальные члены группы идет по очереди в другие, чтобы ознакомиться с их статьями и обсудить их (редактировать). После «похода в гости» все возвращаются в свои группы, вносят или не вносят предложенные замечания и представляют статью на обсуждение классу. Вид урока – Самостоятельная работа. Творческая мастерская. Упражнения по развитию техники чтения: Прием «Язык за зубами -1» - Учащиеся читают текст, зажимая зубами карандаш. Повествование – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях. Выразительная сила повествования заключается прежде всего в изображении событий, явлений, в наглядном представлении действий, происходящих во времени и пространстве. Цель сочиненияповествования – сообщить о развивающихся событиях и об их совершении в хронологической последовательности. Карусель сказок -3/ Салат из сказок по Дж. Родари Условия данной стратегии такова, что главные герои сказок попадают в другие сказки, так например: - Красная Шапочка встретила в лесу не Серого волка, а Мальчика- сПальчик; - Буратино убегает от папы Карло и попадает к Бабе Яге; - Золушка выходит замуж за Карабаса Барабаса и т.д. Вид урока – Урок - погружение Упражнения по развитию техники чтения: Прием «Язык за зубами -2» - Учащиеся читают текст, не проговаривая слова, губы сомкнуть, но выдавая эмоции, приветствуется «мычание». Стратегия «Чтение в паре» Дети работают в паре. Текст разделяется на четыре части. Каждый самостоятельно читает свои части: 1 часть 2 часть 3 часть 4 часть 1 ученик 2ученик 1 ученик 2 ученик 21 После прочтения 1 и 2 части ученики начинают работать в паре: Подробный пересказ своей части, при необходимости слушатель может задавать вопросы, для более глубокого понимания текста. Далее продолжается самостоятельное чтение и повторяется работа в паре. В итоге к доске вызывается одна смешанная пара, каждому предстоит рассказать части, с которыми он познакомился не читая, а слушая рассказ товарища. Вид урока – Самостоятельная работа в парах. Учимся составлять Упражнения по развитию техники чтения: кластер, задавать Прием «Таблицы Шульте » - Таблицы Шульте содержат числа от 1 до вопросы (тонкие, 30, которые расположены в хаотичном порядке. Учащимся нужно за 30 секунд отыскать и указать по порядку каждое число. Через несколько толстые, дней следует предложить другой вариант таблицы. разноуровневые) Вопрос — это фраза, которая требует обдуманного и полного ответа. Тонкие – это те, на которые есть ответ в тексте. Стоит внимательно прочитать текст, и мы с легкостью обнаружим ответ. Толстые вопросы заставят нас подумать, они требуют поиска, логического мышления. Приложение 6 Учимся читать таблицу. «Дневник двойной записи» ДДЗ Сочинениерассуждение. Учимся брать интервью Вид урока – Урок - дискуссия Упражнения по развитию техники чтения: Прием «Найди слово» - Учитель задает слово, которое учащиеся должны найти в тексте, читая его, и остановиться. Далее учитель задает другое слово, упражнение повторяется. Стратегия ДДЗ «Дневник двойной записи» Учащиеся при чтении текста делают записи в таблице. Приложение 7 Далее проводится беседа: - Кто хочет прочитать фразу, которую выписал? - Как вы думаете, ребята, почему он ее выписал? - Объясни, почему ты выписал именно эту фразу? Вид урока – творческая групповая работа. Упражнения по развитию техники чтения: Прием «Первый - последний» - Учащимся необходимо прочитать первое и последнее слово в строчке и понять тему текста. При необходимости, можно прочитать и любое слово в середине строчки. Интервью – это беседа журналиста с кем-либо, предназначенная для печати, радио или телевидения. Игра «Возьмем интервью». - Ребята сами выбирают роли (журналисты и «звезды») и задают вопросы. Задача усложняется, учащимся предлагается составить список вопросов, которые, как им кажется, следует задать им самим, чтобы познакомить читателей с их биографией. - Более сложный вариант игры заключается в том, чтобы вопросы были разноуровневые (см прошлое занятие), основанные на реальных событиях и жизненном опыте учащихся Рассуждение – изложение своих мыслей о чем-либо. Сочинение рассуждение всегда содержит доводы и доказательства, которые следуют одно за другим (во-первых, во-вторых, в- третьих, и т.д.) Сочинение пишется по плану и состоит чаще всего из трех частей: 22 Открываем дискуссионный клуб Конкурс эссе «Читай больше» План: 1. гипотеза 2. доказательства 3. выводы В последней части сочинения следует сделать вывод всем перечисленным доказательствам. Вид урока – Дискуссионный клуб Упражнения по развитию техники чтения: Прием «Голоса» - Прочитать заданный отрывок разными голосами: ребенка, бабушки, строгого учителя и т.д. Учащиеся составляют дискуссионную карту по заданной теме: Что полезнее книги или Интернет? 1группа – книги 2 группа – Интернет Каждая группа находит не менее 5 доказательств, к каждому из которых по 2-3 критерия. Например, книги читать полезно для здоровья, потому что глаза не устают, как от компьютера, осанка не портится, как сидя за компьютером и т.д. Приложение 7 Далее проводится дискуссионный клуб: Участники клуба встают напротив друг друга, воздержавшиеся могут сидеть за партами. Каждая группа по очереди высказывают свои доказательства и критерии, их оппоненты отвечают им своими. Воздержавшиеся, могут занимать сторону более убедительных высказываний и менять мнение. Побеждает та группа, в которой будет больше ранее воздержавшихся. Вид урока – Творческий отчет. Упражнения по развитию техники чтения: Прием «Чтение - пение» - Пропеть текст стихотворения мотивом любой знакомой песни. Сочинение и эссе Эти два понятия тесно связаны. Приложение 8 Сочинение – это не только воспоминание о пережитых впечатлениях, но и творческая их переработка, в процессе которой мы комбинируем, свой опыт, создавая новую реальность, отвечающую своим интересам и потребностям. Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способности постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум – это ум пытливый, активный, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят, считая, что на все на свете есть готовый ответ, он готов принимать самостоятельные решения, не зависящие ни от кого, он отрицает то, что ему навязывают, он поновому оперирует предметами и понятиями. Весь этот процесс присутствует при написании эссе. Работая над эссе (написание которого занимает 5-10 минут и не требует специальной подготовки), человек описывает лишь свои переживания, чувства, свое отношение к описываемому предмету 23 Приложение 1 Жанры литературы 24 Приложение 2 Карты Проппа 25 Приложение 3 Стратегия «Кубики» шаги 1 шаг опиши 2 шаг сравни 3 шаг ассоциируй 4 шаг проанализируй 5 шаг примени 6 шаг за или против описание Цвет, форма, размер На что похож? и чем отличается? Из чего это сделано? Как это сделано? Из чего состоит? Что можно с ним сделать? Как можно применить? Выскажи свою позицию. 26 Приложение 4 Формативное оценивание зачетных работ Буктрейлер № 1 Критерии Продолжительность не более 3 минут 2 3 Освещение ФИО автора и названия произведения Идея, основная мысль 4 Реклама книги 5 Связный рассказ 6 Креативное исполнение (артистичность, выразительность, оригинальность, эмоциональность и т.д.) Изготовление ролика 7 Итого: Дескрипторы До 3 минут – 2балла Более 3 минут -1 балла Присутствует -1балл Отсутствует – 0 баллов Присутствует -2 балла Отсутствует – 0 баллов В полной мере – 2 балла Частично – 1балла Отсутствует – 0 баллов В большей степени – 2 балла Частично-1 балл –2 балла - 2 балла 12 баллов 27 Приложение 5 Паспорт литературного героя Паспорт героя ____________________________ р рисунок героя Создатель _____________________________________ Прописка__________________________________________ __________________________________________________ Особые приметы _______________________________ ___________________________________________________ _________________________________________________ Личные качества__________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ __________________________________________________ Отношение к нему создателя ________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ***______________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ 28 Приложение 6 Толстые и тонкие вопросы (Блюм) Знание Вопросы по тексту Понимание Вопросы, требующие изменения информации и передачи ее в другой форме Применение Интерпретационные вопросы, заставляющие учащихся обнаружить связи между идеями, фактами, ценностями Анализ Вопросы, исследующие обязательного пояснения Синтез Вопросы, заставляющие учащихся решать проблемы творчески Оценка Вопросы, заставляющие учащихся принимать решение, делать заключение о плохом и хорошем, правильном и неправильном причины, требующие 29 Приложение 7 ДДЗ – дневник двойной записи Фраза, цитата, выражение, которые Собственный комментарий вызвали особое внимание, выписанной фразы, затронуло тебя, что почувствовал, вспомнил, вызвало недоумение что подумал в этот момент Дискуссионный клуб Возможные темы для обсуждения: - Польза чтения - Замена учителя компьютером - Как потратить карманные деньги - Нужны ли детям карманные деньги - Нужно ли задавать домашнее задание - Обязательно ли дома иметь домашнее животное - Можно ли пользоваться мобильником в школе - Все ли должны иметь домашние обязанности - Обязательна ли физическая культура в школе - Нужно ли запоминать таблицу умножения № 1 Критерии Наличие дефиниции (словаря) 2 Представление команды 3 Наличие 3 критериев и доказательной базы к каждому Активное участие всех членов команды 4 6 Выступление ораторов (артистичность, выразительность, оригинальность, эмоциональность и т.д.) 7 Уважение к соперникам Дескрипторы Присутствует -1балл Отсутствует – 0 баллов Присутствует -1балл Отсутствует – 0 баллов Присутствует -3 балла Отсутствует – 0 баллов В полной мере – 2 балла Частично – 1балла Отсутствует – 0 баллов –3 балла (по выступающим с критериями и доказательствами) - 2 балла 30 Итого: 12 баллов Приложение 8 Эссе Темы для эссе: - В чем польза чтения - Почему я читаю - Что я люблю читать - Моя любимая книга - Кто такой читающий человек - Читающая семья, какая она? - Удивительный мир книг - Книга и компьютер, что полезнее? № Критерии 1 Смысл раскрыт 2 Представлена своя позиция 3 Описаны аргументы 4 Опора аргументации на примеры из источников (книги, интервью, цитаты и т.д.) 6 Подведен итог, вывод Итого: Дескрипторы В полной мере – 2 балла Частично – 1балла Отсутствует – 0 баллов Присутствует -2 балла Отсутствует – 0 баллов Присутствует -3 балла Отсутствует – 0 баллов В полной мере – 2 балла Частично – 1балла Отсутствует – 0 баллов –2 балла 11 баллов 31