Российская Федерация Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение − средняя общеобразовательная школа № 31 Утверждено и введено приказом № 180/1-од/24 от 28.08.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СТРАНА БУКВ И КАЛЛИГРАФИИ» Направленность: социально-гуманитарная Возраст: 5-7 лет Срок реализации: 1 год Автор-разработчик: учитель-логопед Тимофеева Ксения Александровна Екатеринбург, 2024 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность: социально-гуманитарная. Актуальность. Чтение – один из базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка. Отличительная особенность обусловлена тем, что в последние годы возросла потребность в эффективных методах воспитания и образования детей дошкольного возраста. Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игры, рисование, штриховка, запоминание и воспроизведения рисунков и таблиц, упражнения на развитие слуховой, зрительной и двигательной памяти, ассоциативные тренинги, поиск закономерности и т.д. Необходимость объяснять свои действия заставляет детей строить умозаключения, что способствует развитию мышления и речи. Адресат. Дети 5 – 7 лет. Особенности старшего дошкольного возраста характеризуется тем, что возраст детей от 5 до 7 лет является периодом интенсивного формирования личности во всех сферах: повышение интеллекта, выработка нравственных черт, проявление характера, силы воли, умение управлять эмоциями, физической подготовленности. Именно в это время проявляются совершенно новые, индивидуальные качества, растут потребности детей в получении все новых знаний, навыков и умений. Такие характерные черты у ребят, достигших дошкольного возраста, какими являются их попытки самоутвердиться, а также получить признание со стороны взрослых людей, и должны быть положены в основу для построения грамотного, обоснованного процесса воспитания. Возможности по развитию самостоятельности ребенка, проявлению творческих проявлений, разумной инициативы, на этом этапе действительно безграничны. Создание таких ситуаций, при которых для детей 5-7 лет потребуется активное применение имеющихся уже умений и знаний, позволяет им успешно развиваться. Постепенно растет уровень сложности задач, что приводить к выработке определенных черт характера: воспитание силы воли; стремление во что бы то ни стало преодолеть те или иные трудности; доведение любого начатого дела до конца; выработка навыков в поиске все новых, наиболее оптимальных решений, в том числе и творческих. Психологические особенности возрастной группы: ведущая потребность - общение; ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра; ведущая функция – воображение. Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление. Словарь ребёнка 5-6 лет растёт не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двухтрёх слов, определяют порядок слов в предложении. В возрасте 5,5-7 лет завершается работа по усвоению элементов грамоты. Дети ориентируются в звуко-буквенной системе родного языка, проявляют интерес к играм со словами, звуками и буквами. Число детей в группе - до 15 человек. Ответственным этапом является выработка самостоятельного решения задач различной степени сложности, а также способность находить несколько вариантов и выбирать один из них наиболее оптимальных на взгляд малыша. Положительное влияние оказывает своевременно отмеченные достижения детей, что повышает их мотивацию к дальнейшему развитию, вырабатывает чувство гордости. Количество детей в группе – до 15 человек. Режим занятий: 2 раза в неделю по 30 минут. Объём общеразвивающей программы. 68 академических часов (1 академический час = 30 минут) Количество недель Количество занятий 34 68 Срок освоения данной программы рассчитан на 1 год обучения. Уровневость программы: стартовый уровень. Формы обучения: групповая. Виды занятий: беседа; рассказ; объяснение; разъяснение; вопросы проблемного и исследовательского характера; словесные игры; показ иллюстраций; показ, исполнение педагогом; наблюдение; работа по образцу; дидактические игры, игровые ситуации, подвижные, пальчиковые развивающие игры, загадки. Формы подведения результатов: открытое занятие, беседа, педагогическое наблюдение. 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Цель программы – формировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях. Задачи: Обучающие: - обучать правильному произношению, умению говорить внятно, выразительно; - формировать словарный запас, грамматический строй речи, навыки связной речи; - познакомить детей с буквами русского алфавита; - закрепить понятия «звук», «буква», «слово». Развивающие: - развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация); развивать способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач; - развивать мелкую моторику и зрительно – двигательную координацию; - развивать основные психические процессы (память, мышление, внимание, воображение). - создавать наиболее благоприятные условия, способствующие развитию личности; – – – – – – – - формировать умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; Воспитательные: формировать любовь и уважение к книге; развивать интерес к художественной литературе; способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; побуждать рассказывать о своем восприятии литературного произведения; формировать аккуратность, трудолюбие и старательность; воспитывать у детей потребность в речевом общении; формировать положительную мотивацию учебной деятельности у детей, осуществить всестороннюю подготовку к школе. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ № 1. 2. Тема Колич Содержание работы Форма контроля ество акаде мичес ких часов Дифференциац 2 Теория: отличие гласных звуков от согласных. Дать понятие устный контроль ия гласных и основных характеристик звуков по степени голоса, преград, по согласных длительности и краткости произношения и т.д. звуков Практика: Игровые упражнения на выделение гласного из слова и первого звука слова. Игра «Грамматическая сказка», Игровое задание «Чудесный дом». Пропевание гласных звуков в виде песенки. Игровое упражнение «Из ряда звуков выбери гласные и в этот момент поднимай красный кружок». Буква А– 2 Теория: закрепление зрительного образа буквы. устный контроль гласный звук Практика: анализ гласного звука А. Выделение звука А из [А] 3. Буква гласный [У] У– звук 2 4. Буква О – гласный звук [О] 2 5. Дифференциац ия гласных звуков и букв А, О, У Обобщение знаний о звуках и буквах А,О, У 2 Буква 2 6. 7. М – 2 начала, середины, конца слова. Подбор слов, которые начинаются на данный звук. Игровое задание «Добавлялки», «Плюс и минус», «Угадай слово», придумывание слов на заданный звук. Игровое задание «Запомни только те слова, которые подходят к данной схеме». Игровое задание «Из слов сбежала буква А». Подчёркивание буквы А в ряду других букв и символов. Теория: обобщение знаний о звуке и букве У. Практика: выделение гласного У из ряда других звуков и слогов. Подбор слов на заданный звук. Игровые задания «Найти звук У в словах», «Хлопни, когда услышишь звук У в словах». Теория: повторение изученных гласных, дифференциация их друг от друга. Актуализация знаний детей о букве О.Закрепление зрительного образа буквы – соотнесение её с предметами круглой формы. Практика: подбор слов со звуком О в начале, середине, в конце слова. Выделение звука О из названий предметов, картинок, первого звука слова. Теория: отличие гласных звуков А,О.У Практика: выделение из слов только гласных звуков. Закрепление навыков слогового и звукобуквенного анализа. Игра «Проведи дорожку», «Угадай, что изменилось». Теория: выделение гласных звуков из слов. Практика: подбор слова к соответствующей модели картинок на заданный звук. Звукобуквенный анализ и синтез. Запоминание слов на заданный звук, запоминание слов – действий. Деление слов на слоги с называнием гласных. Теория: обогащение и уточнение знаний о букве М и звуках устный контроль устный контроль устный контроль устный контроль устный контроль согласные звуки [М], [М`] [М], [М`]. Познакомить детей с понятием твердый – мягкий согласный. Практика: совершенствование навыков звукового и слогового анализа. 8. Буква Б согласные звук [Б], [Б`] 2 9. Буква П – согласные звуки [П], [П`] 2 10. Дифференциац ия звуков [Б] [Б`] – [П] [П`]. Звонкие и глухие звуки. 11. Буква В – согласные звуки [В],[В`] 2 12. Буква 2 Ф – 2 Теория: систематизация знаний о букве Б и звуках [Б], [Б`]. Практика: совместный анализ звука. Деление слов на слоги, выделение только слога с Б [Б`]. Определение места звука Б [Б`] в слове. Теория: обогащение и уточнение знаний о букве П и звуках [П], [П`] Практика: игровые упражнения на уточнение и закрепление знаний о звуке П [П`] и букве П. Определение места звука П в слове. Развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления, слуховой памяти. Коррекция звукового и слогового анализа и синтеза. Теория: отличие глухих/звонких звуков; твердых/мягких звуков. Практика: Игровые упражнения на различение изолированных звуков Б – П, а также – в слогах, в словах. Выделение заданного звука из слова, из названия картинок. Теория: уточнение и закрепление знаний детей о букве В и звуке В [В`] по твёрдости – мягкости произношения. устный контроль устный контроль устный контроль устный контроль Практика: чтение слогов, договаривание до целого слова. Чтение слов, написанных буквами разного наклона, цвета, размера. Деление слов на слоги в игре сдвижением. Подбор букв, пропущенных из слова. Теория: актуализация знаний детей о звук Ф[Ф`], букве Ф. устный контроль согласные звуки [Ф],[Ф`] Практика: подбор слов на данный звук. Развитие навыков конструирования. Определение местоположения звука в слове. 13. Буква С – согласные звуки [С], [С`] 2 14. Буква З – согласные звуки [З], [З`] 2 15. Звуки [З] [З`] – [С] [С`]. Звонкие и глухие звуки. 2 16. Знакомство с понятием «слог», деление слов на слоги. Знакомство с односложным и и двусложными словами. 17. Буква Ы – гласный звук 2 Теория: актуализация знаний детей о звуках С[С`], букве С. Практика: развитие зрительного буквенного (узнавания). Развитие логического мышления, моторики, творчества, фонематического слуха. устный контроль гнозиса мелкой Теория: актуализация знаний детей о звуках З[З`], букве З. устный контроль Практика: игровые упражнения на систематизацию знаний детей о букве З и звуках З [З`]. Составление слов из рассыпных слогов, из букв. Теория: отличие глухих/звонких звуков устный контроль Практика: игровые упражнения на различение изолированных звуков С – З, а также – в слогах, в словах. Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение слоговых рядов. Теория: знакомство детей с понятием «слог», а также с устный контроль разными способами деления слов на слоги. Практика: обучать детей навыку составления слов из слогов. 1 Теория: актуализация знаний детей о звуке [Ы], букве Ы. устный контроль Практика: игровые упражнения на закрепление знаний о звуке [Ы] Ы, на умения выделения звука Ы из ряда звуков и слога с заданным звуком из слова. Теория: актуализация знаний детей о звуках Д[Д`], букве Д. устный контроль 18. Буква Д – согласные звуки Д [Д`] 1 19. Буква Т – согласные звуки [Т], [Т`] 2 Теория: актуализация знаний детей о звуках Т[Т`], букве Т. устный контроль Практика: игровые упражнения на уточнение и закрепление знаний о букве Т и звуке Т [Т`]. 20. Дифференциац ия звуков [Д] [Д`] – [Т] [Т`]. Звонкие и глухие звуки. 21. Буква К– согласные звуки [К], [К`] 2 Теория: отличие звуков. 22. Буква Г – согласные звуки [Г],[Г`] 1 Практика: поиск стилизованных под предметы букв на картинке. Анализ буквы Д, сравнение буквы с похожими по написанию. Чтение слоговой таблицы, слов. Добавление первого пропущенного звука в слова. глухих/звонких звуков; твердых/мягких устный контроль Практика: игровые упражнения на различение изолированных звуков Д – Т, а также – в слогах, в словах. 1 Теория: актуализация знаний детей о звуках К[К`], букве К. устный контроль Практика: учить подбирать слова на заданный звук в начале слова. Изменять слова путём прибавления звука в конце слова. Упражняться в составлении слов из слогов, звуковых схем. Теория: актуализация знаний детей о звуках Г[Г`], букве Г. Практика: совершенствование навыков анализа написания буквы Г, акустического и артикуляционного анализа звука Г[Г`]. Подбор слов на заданный звук. Составление слов из рассыпавшихся слогов. Чтение «по ступенькам». Запоминание начальных двух звуков каждого слова, составление нового слова. устный контроль 23. Дифференциац ия звуков [Г][К]. Звонкие и глухие согласные. 2 24. Буква Х– согласные звуки [Х], [Х`] 25. Буква Щ– согласный звук [Щ`] 1 26. Буква Л– согласные звуки [Л],[Л`] 1 27. Буква Н– согласные звуки [Н],[Н`] 1 28. Буква согласные 1 Р– Теория: отличие звуков. глухих/звонких звуков; твердых/мягких устный контроль Практика: выделение звуков Г и К из названий картинок. Подбор пропущенной буквы, чтение слов. Работа по определению места звуков К и Г в слове. 1 Теория: актуализация знаний детей о звуках Х[Х`], букве Х. устный контроль Практика: деление слов на слоги, выделение слога с заданным звуком. Определение наличия звука Х в словах. Теория: актуализация знаний детей о звуках [Щ`], букве Щ. устный контроль Практика: закрепление навыков чтения обратных и прямых слогов, слов с изученными буквами. Умение анализировать и проговаривать изолированно каждый звук слова, выделять и дифференцировать звук Щ от акустически схожих звуков. Теория: актуализация знаний детей о звуках [Л], [Л`], букве Л. устный контроль Практика: закрепление зрительного образа буквы. Определение места звука Л [Л`] в словах при помощи звуковой линейки. Совершенствование навыков чтения. Развитие умения выделять гласные из слов по первым звукам называемых слов. Теория: актуализация знаний детей о звуках [Н], [Н`], букве Н. устный контроль Практика: закрепление навыков чтения прямых и обратных слогов, слов. Совершенствование умения вставлять пропущенный звук в начало и конец слов, выделять первый звук из слова. Деление слов на слоги. Теория: актуализация знаний детей о звуках Р[Р`], букве Р. устный контроль Практика: игровые упражнения на закрепление понятия звуки [Р],[Р`] «твёрдость и мягкость звука Р». Игровые упражнения на выделения звука Р из названий предметов. 29. Буква И – гласный звук [И] 1 30. Буква Ж согласный звук [Ж] – 1 31. Буква Ш согласный звук [Ш] – 1 32. Дифференциац ия звуков [Ж][Ш] 1 33. Буква Э – гласный звук [Э] 1 Теория: актуализация знаний детей о букве И, гласном звуке устный контроль [и]. Практика: совершенствование навыков чтения слогов и слов, написанных в занимательной форме «по спирали». Определения места звука И в словах при помощи цифрового ряда. Составление слов на заданный звук. Теория: актуализация знаний детей о звуке [Ж], букве Ж. устный контроль Практика: определение положения звука Ж в словах при помощи звуковых линеек. Выделение слов со звуком Ж из ряда слов с акустически похожими звуками. Теория: актуализация знаний детей о звуке [Ш], букве Ш. устный контроль Практика: Подбор слов на заданный звук. Закрепление навыков чтения обратных и прямых слогов, слов с изученными буквами. Теория: отличие шипящих звуков [Ж]-[Ш]. устный контроль Практика: игровые упражнения на систематизацию знаний детей о звуках Ш и Ж, и их акустическом различии. Теория: актуализация знаний детей о букве Э, гласном звуке устный контроль [Э] Практика: анализ сходства и различия буквы Э с похожими по написанию буквами. Составление звуковых схем слов. Чтение слов из стилизованных букв; «по веревочке». 34. Буква Й – звук [Й`] 2 35. Буква Е – звук [Э]. Когда обозначает два звука. 2 36. Буква Ё – звук [О]. Когда обозначает два звука. 37. Буква Я – звук [А]. Когда обозначает два звука. 2 38. Буква Ю – звук [У]. Когда обозначает два звука. 2 39. Буква 1 Ц – Теория: актуализация знаний детей о букве Й, звуке [й`] устный контроль Практика: упражнять в чтении слогов, слов с этой буквой. Теория: актуализация знаний детей о звуке [э], букве Е. устный контроль Практика: закрепление образа буквы (конструирование; стилизация буквы). Чтение слогов, составление слов. Составление звуковой схемы слова. Чтение слов из врисованных букв, составление с ними предложений. 2 Теория: актуализация знаний детей о звуке [О], букве Ё. устный контроль Практика: анализ сходства и различия буквы Ё с похожими по написанию буквами. Составление звуковых схем слов. Разгадывание кроссворда; ребусов, деление отгадок на слоги. Теория: актуализация знаний детей о звуке [А], букве Я. устный контроль Практика: подбор слов, начинающихся на Я. Деление слов на слоги. Чтение слов и предложений; слогов, договаривание до целого слова. Работа со словами с пропущенными буквами А или Я. Решение ребусов. Теория: актуализация знаний детей о звуках [У], букве Ю. устный контроль Практика: учить производить сопоставление слов, отличающихся одним звуком. Совершенствовать навыки конструирования буквы Ю, умения анализировать ее элементы. Работать над составлением слов из врисованных друг в друга букв; из «рассыпавшихся» букв, обогащать лексику детей словами по теме «Цирк». Теория: актуализация знаний детей о звуке [Ц], букве Ц. устный контроль согласный звук [Ц] 40. Буква Ч согласный звук [Ч] – 1 41. Буква Щ согласный звук [Щ] – 1 42. Дифференциац ия шипящих звуков [Ж][Ш][Ч][Щ] 1 43. Буква, Ъ. Буква Ь (в середине и в конце слова) 1 44. Закрепление знаний об изученных гласных и 1 Практика: закрепление навыка деления слов на слоги, совершенствование умения анализировать слово по звуковому составу.Развитие зрительного буквенного гнозиса (узнавание) и звукобуквенного синтеза. Теория: актуализация знаний детей о звуке [ч`], букве Ч. Практика: упражнять детей в составлении слов путем добавления недостающей части слова, в подборе слов с определенным звуком. Учить детей выделять звук Ч из названия предметной картинки; выделять слог из состава слова со звуком Ч. Читать деформированные предложения, уметь выделять слова в предложении по порядку, закреплять Теория: актуализация знаний детей о звуке [щ`], букве Щ. Практика: учить детей выделять звук Щ из названия предметной картинки; выделять слог из состава слова со звуком Щ. Теория: отличие шипящих звуков. Непарные звуки по твердости/ мягкости. Практика: выделение звуков из названий картинок. Подбор пропущенной буквы, чтение слов. Работа по определению места звуков в слове. Теория: актуализация знаний детей о Ъ и Ь. Практика: выделение на слух слов с мягким знаком в середине и в конце. Чтение слов, спрятанных в предметы. Узнавание буквы Ь на «зашумленном фоне» и среди букв, врисованных друг в друга. Теория: повторение пройденного материала. Практика: игровые упражнения на дифференциацию гласных от согласных звуков, закрепление особенностей их различия. Составление слова из первых звуков других слов. устный контроль устный контроль устный контроль устный контроль устный контроль согласных звуках. Диагностика. ИТОГО: Определение количества звуков при помощи цифрового ряда. Деление слов на слоги. Выделение первого звука из слов. Подбор пропущенных гласных в слова. 68 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные: применять нестандартные приемы при решении логических задач; творчески мыслить и фантазировать. Личностные: оформлять свои мысли в устной речи; творчески мыслить и фантазировать; сотрудничать с учащимися в процессе совместной деятельности. Предметные: в конце курса учащиеся должны: слушать и понимать речь других; владеть понятиями «звук», «буква», «слово», «предложение»; выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность. Ожидаемые результаты и способы их проверки: формирование к концу года учебно - познавательных компетенций (умений использовать в жизни полученные знания, умения и навыки). К концу года дети умеют: – правильно использовать предлоги; – достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова определять место звука в слове; – соблюдать орфоэпические нормы произношения; владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»; – свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам; – правильно согласовывать слова в предложении; – составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.; – рассказывать сказки, рассказы с опорой на иллюстрации или серии картинок; ориентироваться на странице книги; составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии собственного жизненного опыта. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Методики, приемы и формы работы с детьми подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка. В занятиях очень гармонично и в системе используются здоровьесберегающие методики: зрительная гимнастика, смена статичных и динамичных поз, динамические разминки, голосовые и дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и снятие напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, подвижные игры речевого характера, авторские ортопедические минутки, упражнения для коррекции мелкой и общей моторики. Идет работа по выработке мотивации к сохранению здоровья. Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания способствует яркая и обширная наглядность, сюрпризные моменты, встречи со сказочными персонажами, зашифровка грамматических и лексических заданий в стихотворный текст, быстрая (через 3—4 минуты) смена задания или упражнения. Материально-техническое обеспечение: столы и стулья по количеству детей, наборы наглядного и раздаточного материала по темам, образцы для выполнения практических работ, письменные принадлежности (цветные карандаши, линейки, фломастеры, мелки), счетные палочки, бумага. Информационное обеспечение: специальные современные технические средства обучения (ноутбук, интерактивная доска). Кадровое обеспечение: В реализации программы принимают участие педагоги, имеющие образование и особые условия допуска к работе в соответствии с Профессиональным стандартом. Педагоги должны владеть практическими навыками выполнения трудовых функций: организация деятельности занимающихся, направленной на освоение программы; организация досуговой деятельности детей в процессе реализации программы; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) детей, осваивающих программу, при решении задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения программы; разработка программнометодического обеспечения программы. Методические материалы: Л. В. Игнатьева «Читаю и пишу» рабочая тетрадь в 2 частях. Бином, 2018 С.Гаврина «Учимся читать». Олма Медиа Групп, 2015 2.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для контроля знаний занимающихся предусмотрены следующие формы: творческие работы, устный контроль, педагогическое наблюдение. Также возможен мониторинг, проводится 2 раза в год. № Фамилия, имя ребенка Критерии Начало реализации программы Конец реализации программы - различают понятия: звук,буква, слог, слово, предложение; - могут разделить простоепредложение на слова с указанием их последовательности; - делят слова на слоги (определяют их количество, последовательность); - составляют слова из слогов; - производят звуковой анализ слов; - дифференцируют звуки (гласные, согласные: твёрдые, мягкие, звонкие,глухие); - находят в предложении слова с заданным звуком; - владеют чтением. Тема Задания Различаютпонятия: звук, буква, слог, слово, предложение Педагог задаёт ребёнку вопросы: 1. Что я сейчас назову? Послушай внимательно (называет звуки). 2. А сейчас что я назвала? (называет слоги). 3. Что я назвала сейчас? (называет слова). Высокий уровень ребёнок правильно отвечает на все вопросы самостоятель но. Средний уровень ребёнок отвечает на вопросыс помощью взрослого. Низкий уровень ребёнок затрудняется ответить на вопросы. Может разделить простое предложен ие на слова с указанием их последовательности Делят слова на слоги (определя ют их количество, последоватльность) Составляют слова из слогов Производи т звуковой анализ слов. 4. А сейчас что я назвала? (называет предложение) Педагог называет предложение, состоящееиз 3-4 слов и задаёт вопросы: 1. Что я сейчас сказала? 2. Сколько слов в предложении? 3. Какое слово первое? (второе, третье…) Педагог называет ребёнку двусложное, трёхсложное, односложное слово и предлагает определить количество слогов в этом слове, назвать первый слог, второй, третий. Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру «Весёлые слоги». Подготовка исследования: Подготовить карточки размером 3х2 см, на которых написаны различные слоги (приблизительно 24 слога,из которых в последующем можно будет составить 11слов). Проведение исследования: Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру «Весёлые слоги». Посмотри, как много слогов, они разбежались, амы с тобой соберём их в слова» Подготовка исследования:Подготовить картинки с изображением предметов (мак, мост, кукла, сорока, картина, черепаха); набор фишек красного, ребёнок правильно отвечает на вопросы самостоятель но. ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого. ребёнок затрудняется ответить на вопросы. ребёнок правильно определяет количество слогов в слове. ребёнок правильно составил от 8 до 11 слов. ребёнок иногда ошибается, но исправляетсво ю ошибку. ребёнок часто ошибается и не всегда может исправить ошибку. ребёнок правильно составил от 5 до 7 слов. ребёнок составил 4 и менее слов илине составил слов вообще. ребёнок справился с 6 – 7 словами. ребёнок справился с 4 – 3 словами ребёнок справился с 2 – 1 словом. Дифференцирует звуки. Находит в предложен ии слова с заданным звуком синего, зелёного цвета. Проведение исследования:Эксперимент проводится сдетьми индивидуально. Перед ребёнком поочерёдно кладут картинки и предлагают ответить на вопросы: 1. Что нарисовано накартинке? 2. Какой звук в словепервый? 3. Третий и т.д. По мере называния звуковребёнок ставит фишки, составляя схему слова. (При первичном диагностировании ребёнок определяет количество звуков в слове на слух) Проведение исследования: Педагог произносит звук, предлагает ребёнку рассказать какой это звук ( гласный, согласный: твёрдый, мягкий, звонкий глухой). Методика «Звуковыепрятки» Педагог рассказывает ребёнку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера взрослый произносит несколько гласных и согласных звуков. Затем ребёнку предлагают поиграть в «прятки» со звуками. Условия игры следующие:каждый раз договариваются, какой звук нужно искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть ли разыскиваемый звук в слове. ребёнок не допустил ни одной ошибки. ребёнок допустил одну ошибку. ребёнок допустил более одной ошибки. не допустил ни одной ошибки. допущена одна ошибка. если допущено более одной ошибки. Владеет чтением Предлагается искать звуки: о, а, ш, с. Все слова надо произносить очень чётко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть(отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить ребёнку, чтобы он сам произнёс вслед за экспериментатором слово и послушал его. Можно повторить слово несколько раз. При заключительном диагностировании находит в предложении слова с заданным звуком. Для определения уровняовладения чтением ребёнку предлагается прочитать предложение из 3 – 4 слов. ребёнок бегло читает целыми словами. ребёнок читает послогам. ребёнок читает по буквам. Вывод на начало реализации программы: Вывод на конец реализации программы: Н - низкий уровень С - средний уровень В - высокий уровень 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Бухарина К.Е. Найди отличия. Выпуск 4. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. 2. Гаврина С.Е. Учимся читать. М.: «Олма Медиа Групп», 2015. 3. Жукова М.А. Годовой курс занятий. М.: «Умка», 2021. 4. Игнатьева Л.В. Читаю и пишу. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. 5. Мальцева И.В. Слоги и слова. Чтение: тетрадь-тренажер. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. 6. Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002. 7. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. М.: «Гном и Д», 2000.