Российская Федерация Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение − средняя общеобразовательная школа № 31 Утверждено и введено приказом № 180/1-од/24 от 28.08.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗОстудия» Направленность программы: художественная Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Косарева Анастаия Олеговна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург 2024 г. 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности составлена для занятий с занимающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом МАОУ-СОШ № 31 и является составной частью программы развития детей «Разноцветный апельсин». Направленность общеразвивающей программы: художественная Актуальность общеразвивающей программы. Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. В современном мире просто необходимо уметь творчески мыслить, постоянно искать новые формы, новые подходы к выполнению того или иного творческого замысла, чтобы мотивировать интерес детей к тому или иному виду творчества. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Отличительной особенностью программы является, то, что программа дополнительного образования «ИЗОстудия» направлена на развитие творческого потенциала детей. В начале обучения многие дети имеют незначительные навыки рисования и весьма большие сомнения в своих потенциальных способностях к художественному творчеству, но к завершению курса обучения практически все обучающиеся приобретают уверенность в своих возможностях и признаются себе и окружающим в том, что они умеют рисовать. Применение педагогической технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся (проблемное обучение, игровые технологии), технологии поэтапного формирования творческих способностей учащихся через овладение креативными видами рукоделия. Адресатом программы являются дети в возрасте 7-10 лет. В школьном возрасте у детей появляется стремление познавать свои индивидуальные особенности. У детей формируется произвольность, целеустремленность, поэтому занятия в кружке дают детям возможность доводить дело до конца, 2 добиваться поставленной цели. В дети в любом возрасте склонны к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные работы. Разновозрастное комплектование в группы обучающихся не мешает педагогу построить занятие соответственно их возрастным особенностям; выбирать методику проведения занятий, рационально планировать время для теоретических занятий и практических работ. Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Объём общеразвивающей программы – 31 час. Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год (31 неделя). Уровневость: дополнительная общеобразовательная программа «ИЗОстудия» является стартовой. На данном уровне используются и реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала. Формы обучения: индивидуально - групповая, групповая, фронтальная. Основной формой является занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с обучающимися и строится на основе индивидуального подхода. Виды занятий: практическое занятие, открытое занятие, выставка. Формы подведения результатов: мастер-класс, творческий отчёт, презентация, выставка, открытое занятие. 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Цель общеразвивающей программы: раскрытие и развитие творческих способностей ребенка, формирование интуитивного мышления, развитие способностей к визуализации, формирование отношения к жизни как к творчеству Задачи общеразвивающей программы: Обучающие: - познакомить с новыми методами нетрадиционного рисования; - научить приемам изобразительного творчества и сформировать базовые знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения; Развиваюшие: - развивать эстетический и художественный вкус, расширять кругозор. - развить творческий потенциал, творческое самовыражение интуицию; 3 - уравновесить эмоциональное состояние (избавление от стресса и тревог); - активизировать творческие способности и мышление; Воспитательные: - воспитывать чувство коллективизма, трудолюбие, аккуратность, умение довести начатое дело до конца; усидчивость, - прививать навыки экономичного отношения к используемым материалам, основам культуры труда. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический) план № п/п Название раздела. Темы 1 Вводное занятие (материаловедение) Инструктаж по технике безопасности. Количество часов Всего 1 Теория 1 Практика 0 Формы аттестации/контроля Наблюдение, опрос, беседа Тематический раздел «Арт мастер» 2 Рисование на тему: «Пейзажи» 10 1 9 3 Рисование на тему: «Животные» 9 1 8 4 Рисование на тему: «Цветы» 10 1 9 5 Итоговое занятие 1 0 1 31 4 27 Всего: Самооценка, взаимооценка результатов, творческие проекты, выставки работ Содержание учебного (тематического) плана 4 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Теория. Знакомство с детьми. Презентация деятельности. Беседа по технике безопасности при работе с красками, кисточками и другими инструментами и материалами. Знакомство с темами занятий, с правилами поведения в учреждении, в кабинете. Практика. Отработка приемов работы с материалами и инструментами. Тематический раздел «ИЗОстудия» 2. Рисование на тему: «Пейзажи» Теория. Создание и копирование рисунков, акварельными красками, гуашью на тему: «Пейзажи». Практика. Создание рисунков на тему «Горы и долины». Создание рисунков на тему «Осенние, весенние мотивы». Создание рисунков на тему «Водоемы в пейзаже». Создание рисунков «Ночные пейзажи». Создание рисунков «Закаты». 3. Рисование на тему: «Животные» Теория. Рисование картин в симметричном изображении. Восприятие краев предмета, пространства, соотношений, света и тени, целостного образа. Практика. Создание рисунков на тему «Птицы», «Домашние животные», «Животные из жарких стран». 4. Рисование на тему: «Цветы» Теория. Рисование цветочных композиций методом передачи характеристик света и тени Практика. Создание рисунков тему «Многообразие цветов». 5. Итоговое занятие. Практика. Отчетная выставка готовых работ, обсуждение работ, награждение. 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты: научатся соблюдать последовательность в работе, самостоятельно разбираться в этапах своей работы; творчески подходить к выполнению работы и регулировать свое эмоциональное состояние; грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки. Личностные результаты: 5 получат возможность развить социально ценные личностные и нравственные качества: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду; реализовать творческий потенциал в собственной художественнотворческой деятельности; через сюжеты картин получат возможность формирования патриотизма и любви к малой родине. Предметные результаты: - научатся приемам нетрадиционного рисования; - будут знать основы композиции, цветоведения и материаловедения; - познакомится с новыми методами нетрадиционного рисования. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО–ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: Материально-техническое обеспечение: Учебный кабинет. Оборудование: ученические парты, ученические стулья, учительский стол, учительский стул, школьная доска. Инструменты для рисования: кисти круглые № 1, 5, 10, кисти плоские 3, 6, 8, акварельная бумага формат А4, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, маркеры, малярный скотч, грифельный карандаш, палитра, банка для воды. Информационное обеспечение. Видеоуроки для детей https://risuemdoma.com/video Кадровое обеспечение: в реализации программы принимает участие педагог дополнительного образования, имеющий образование и особые условия допуска к работе в соответствии с Профессиональным стандартом. Педагог должен владеть практическими навыками выполнения трудовых функций: организация деятельности занимающихся, направленной на освоение программы; организация досуговой деятельности детей в процессе реализации программы; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) детей, осваивающих программу, при решении задач обучения 6 и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения программы; разработка программно-методического обеспечения программы. Методическое обеспечение: образцы готовых изделий, наглядные материалы, видеозаписи. № Название раздела, темы Дидактикометодический материал - Учебный кабинет. Образцы - Оборудование: ученические парты, готовых ученические стулья, учительский изделий, стол, учительский стул, школьная наглядные доска. материалы, - Инструменты для рисования: кисти видеозаписи круглые № 1, 5, 10, кисти плоские 3, 6, 8, акварельная бумага формат А4, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, маркеры, малярный скотч, грифельный карандаш, палитра, банка для воды. 2 Тематически - Учебный кабинет. Образцы й раздел №1 - Оборудование: ученические парты, готовых «Правополу ученические стулья, учительский изделий, шарное стол, учительский стул, школьная наглядные рисование» доска. материалы, - Инструменты для рисования: кисти видеозаписи круглые № 1, 5, 10, кисти плоские 3, 6, 8, акварельная бумага формат А4, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, маркеры, малярный скотч, грифельный карандаш, для воды. 3 Итоговое палитра, Учебныйбанка кабинет. Образцы занятие - Оборудование: ученические парты, готовых ученические стулья, учительский изделий, стол, учительский стул, школьная наглядные доска. материалы, - Инструменты для рисования: кисти видеозаписи круглые № 1, 5, 10, кисти плоские 3, 6, 8, акварельная бумага формат А4, акварельные краски, гуашь, восковые карандаши, маркеры, малярный скотч, грифельный карандаш, палитра, банка для воды. 1 Вводное занятие Материально-техническое оснащение Формы, методы, приемы обучения. Педагогическ ие технологии Формы учебного занятия Игровые технологии Технология проведения мастерских Беседа. Теоретическо еи практическое занятие Игровые технологии Технология проведения мастерских Беседа. Теоретическо еи практическое занятие Игровые технологии Технология проведения мастерских Технология проектного обучения Беседа. Теоретическо еи практическое занятие 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 7 Для оценки планируемых результатов применяется текущий и итоговый контроль: текущий – в середине учебного года (декабрь), итоговый – в мае. Текущая аттестация оценивает качество усвоения знаний за первое полугодие, освоение программы дополнительного образования. Проводится в форме выставки, обсуждения, просмотра работ. Мониторинг успешности обучающихся проводится по нескольким критериям: 1. Посещаемость занятий в течение отчетного периода – 1-3 балла; 2. Качество исполнения творческих работ – 1-3 балла 3. Творческий подход – 1-3 балла 4. Освоение приемов рисования – 1-3 балла. В соответствии с набранным количеством баллов определяется уровень освоения программы: 1. Высокий – 10-12 баллов 2. Средний – 5-9 баллов 3. Низкий до 5 баллов 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога 1. Вальдес Одриосола, Мария. С. Интуитивное рисование: Развитие творческих способностей средствами арттерапии / М. С. Вальдес Одриосола. – Москва: Ин-т общегуманитарных исслед., 2009. – 76 с. 2. Йенни, Петер. Техники рисования. Тренируем восприятие и осваиваем интуитивное рисование: 22 урока: / Петер Йенни; перевод с английского Анны Васильевой. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 167 с. 3. Тарасова, Юлия Викторовна. Рисуй как Клод Моне за 3 часа: 5 гениальных картин, которые сможет нарисовать каждый: уникальная методика правополушарного рисования от Юлии Тарасовой, члена Московского союза художников, многократного победителя конкурсов, преподавателя живописи с 15-летним опытом работы / Юлия Тарасова. – Москва: ЭКСМО, 2016. – 89 с. 8 Литература для обучающихся (родителей): 1. Гуляева, И. В. Как перестать блуждать в лабиринте кризиса и выйти на новый уровень / Инна Гуляева. – Санкт-Петербург: Весь, 2017. – 158 с. 2. Уотт, Фиона. Творческая мастерская юного художника: мастер-классы, пошаговые уроки, необычные задания, новейшие материалы, рабочее место / Фиона Уотт, Анна Милборн, Роузи Диккенс; пер. с англ. И. Цапко. – Москва: Робинс, 2012. – 96 с. 3. Уотт, Фиона. Я умею рисовать: свыше 120 способов изображения, рисунок, живопись, растирание, печать, красоч. брызги, коллажи из раз. материалов, применение пастели, аквар. размывка / Фиона Уотт; пер. с англ. О. Солодовниковой. – Москва: Росмэн, 2014. – 94 с. 9