Российская Федерация Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение − средняя общеобразовательная школа № 31 Утверждено и введено приказом № 180/1-од/24 от 28.08.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ПРАВОПОЛУШАРНОЕ РИСОВАНИЕ» Направленность программы: художественная Возраст обучающихся: 4 - 7 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Оласюк Александра Викторовна, педагог дополнительного образования г. Екатеринбург 2024 г. 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность (профиль) общеразвивающей программы: художественная Актуальность общеразвивающей программы: Суть правополушарного рисования заключается в том, что в момент занятия творчеством ребенок активно включает в работу правое полушарие своего мозга, которое, как известно, отвечает за творчество. Рисование – это как раз тот случай, когда у большинства людей продолжает работать левое полушарие, но целостные зрительные образы лучше и правильно обрабатываются правым полушарием. Правополушарное рисование – это метод активного раскрытия творческого потенциала через пробуждение внутренних знаний и умения слышать себя. Благодаря правополушарному рисованию открыть в себе умение рисовать шедевры может каждый, с любым уровнем подготовки, как новичок, так и обучающийся в классической художественной школе. Правополушарное рисование полезно как школьнику, так и студенту – каждый откроет в правополушарной живописи что-то ценное для себя. Отличительной особенностью программы является, то, что программа дополнительного образования «Правополушарное рисование» направлена на развитие творческого потенциала детей. В начале обучения многие дети имеют незначительные навыки рисования и весьма большие сомнения в своих потенциальных способностях к художественному творчеству, но к завершению курса обучения практически все обучающиеся приобретают уверенность в своих возможностях и признаются себе и окружающим в том, что они умеют рисовать. Правополушарное рисование позволяет за короткие сроки начать рисовать не просто рисунки, а цельные картины, удивляющие своей глубиной, содержащие многие образы, и потому имеющие отклик у самых разных людей. Адресатом программы являются дети в возрасте 4 - 7 лет. Разно возрастное комплектование в группы обучающихся не мешает педагогу построить занятие соответственно их возрастным особенностям; выбирать методику проведения занятий, рационально планировать время для теоретических занятий и практических работ. В дошкольном возрасте у детей появляется стремление познавать свои индивидуальные особенности. У детей формируется произвольность, целеустремленность, поэтому занятия в кружке дают детям возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. В дети в любом возрасте склонны к фантазиям и 2 воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные работы. Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (30 минут) Объём общеразвивающей программы – 72 часа Срок освоения общеразвивающей программы: 36 недель Уровневость: дополнительная общеобразовательная программа «Правополушарное рисование» является стартовой. На данном уровне используются и реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала. Формы обучения: индивидуально - групповая, групповая, фронтальная. Основной формой является занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с обучающимися и строится на основе индивидуального подхода. Виды занятий: практическое занятие, открытое занятие, выставка. Формы подведения результатов: мастер-класс, творческий отчёт, презентация, выставка, открытое занятие. 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Цель общеразвивающей программы: раскрытие и развитие творческих способностей ребенка, формирование интуитивного мышления, развитие способностей к визуализации, формирование отношения к жизни как к творчеству Задачи общеразвивающей программы: Обучающие: - познакомить с новыми методами нетрадиционного рисования; - научить приемам изобразительного творчества и сформировать базовые знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения; Развиваюшие: - развивать эстетический и художественный вкус, расширять кругозор. - развить творческий потенциал, творческое самовыражение интуицию; - уравновесить эмоциональное состояние (избавление от стресса и тревог); - активизировать творческие способности и мышление; Воспитательные: - воспитывать чувство коллективизма, трудолюбие, усидчивость, аккуратность, умение довести начатое дело до конца; - прививать навыки экономичного отношения к используемым материалам, основам культуры труда. 3 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ № Модуль Количество часов Всего Теория Практика 1 Правополушарное 68 8 64 рисование 68 Итого: Формы аттестации/контроля Наблюдение, опрос, беседа. Выставка работ. Самооценка, взаимооценка результатов. Презентация работ Учебный (тематический) план № п/ Название раздела. Темы Количество часов п Всего Теория Практика 1 Вводное занятие (материаловедение) Инструктаж по технике безопасности. 1 1 0 Формы аттестации/контроля Наблюдение, опрос, беседа Тематический раздел №1 «Правополушарное рисование» 2 Рисование на тему: «Пейзажи» 22 3 19 3 Рисование на тему: «Животные» 22 3 19 4 Рисование на тему: «Цветы» 22 4 18 5 Итоговое занятие 1 0 1 68 11 57 Всего: Самооценка, взаимооценка результатов, творческие проекты, выставки работ Содержание учебного (тематического) плана Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 4 Теория. Знакомство с детьми. Презентация деятельности. Беседа по технике безопасности при работе с красками, кисточками и другими инструментами и материалами. Знакомство с темами занятий, с правилами поведения в учреждении, в кабинете. Практика. Отработка приемов работы с материалами и инструментами. Тематический раздел №1 «Правополушарное рисование» 2. Рисование на тему: «Пейзажи» 2.1 Прием рисования «Вверх ногами» Теория. Создание и копирование рисунков в перевернутом виде, Живопись акрилом, акварельными красками, гуашью по методике правополушарного рисования на тему: «Пейзажи». Практика. Создание рисунков на тему «Горы и долины». Создание рисунков на тему «Осенние, весенние мотивы». Создание рисунков на тему «Водоемы в пейзаже». Создание рисунков «Ночные пейзажи». Создание рисунков «Закаты». 3. Рисование на тему: «Животные» 3.1 Прием рисования «Создание изображении с зеркальным расположением» Теория. Рисование картин двумя руками. Руки меняются после каждого цикла. Задача заключается в симметричном изображении. Восприятие краев предмета, пространства, соотношений, света и тени, целостного образа. Практика. Создание рисунков на тему «Горы и долины», «Времена года». Создание рисунков на тему «Водоемы в пейзаже». Создание рисунков «Ночные пейзажи». Создание рисунков «Закаты». 4. Рисование на тему: «Цветы» 4.1 Прием рисования «Контурное рисование» Теория. Рисование животных поэтапно приемом правополушарного рисования контурное рисование. Создание четкого края границы предметов. Практика. Создание рисунков «Совушки», «Веселый енот», «Птицы», «Домашние животные», «Экзотические птицы». 4.2 Прием рисования «Восприятие света и тени» Теория. Рисование цветочных композиций методом передачи характеристик света и тени Практика. Создание рисунков тему «Многообразие цветов». 5. Итоговое занятие. Практика. Отчетная выставка готовых работ, обсуждение работ, награждение. 2.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты: научатся приемам правополушарного рисования; будут знать основы композиции, цветоведения и материаловед 5 ния; познакомится с новыми методами нетрадиционного рисования. Метапредметные результаты: научатся соблюдать последовательность в работе, самостоятельно разбираться в этапах своей работы; творчески подходить к выполнению работы и регулировать свое эмоциональное состояние; грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки. Личностные результаты: получат возможность развить социально ценные личностные и нравственные качества: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду; реализовать творческий потенциал в собственной художественнотворческой деятельности; через сюжеты картин получат возможность формирования патриотизма и любви к малой родине. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: Материально-техническое обеспечение: Учебный кабинет. Оборудование: ученические парты, ученические стулья, учительский стол, учительский стул, школьная доска. Инструменты для рисования: кисти круглые № 1, 5, 10, кисти плоские 3, 6, 8, акварельная бумага формат А4, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, маркеры, малярный скотч, грифельный карандаш, палитра, банка для воды. Информационное обеспечение. Видеоуроки для детей https://risuemdoma.com/video Кадровое обеспечение: в реализации программы принимают участие педагоги дополнительного образования, имеющие образование и особые условия допуска к работе в соответствии с Профессиональным стандартом. Педагоги должны владеть практическими навыками выполнения трудовых функций: организация деятельности занимающихся, направленной на освоение программы; организация досуговой деятельности детей в процессе реализации программы; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) детей, осваивающих программу, при решении 6 задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения программы; разработка программно-методического обеспечения программы. Методическое обеспечение: образцы готовых изделий, наглядные материалы, видеозаписи Методические материалы № Название раздела, темы Материально-техническое оснащение Дидактикометодический материал - Учебный кабинет. Образцы - Оборудование: ученические парты, готовых ученические стулья, учительский изделий, стол, учительский стул, школьная наглядные доска. материалы, - Инструменты для рисования: кисти видеозаписи круглые № 1, 5, 10, кисти плоские 3, 6, 8, акварельная бумага формат А4, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, маркеры, малярный скотч, грифельный карандаш, палитра, банка для воды. 2 Тематически - Учебный кабинет. Образцы й раздел №1 - Оборудование: ученические парты, готовых «Правополу ученические стулья, учительский изделий, шарное стол, учительский стул, школьная наглядные рисование» доска. материалы, - Инструменты для рисования: кисти видеозаписи круглые № 1, 5, 10, кисти плоские 3, 6, 8, акварельная бумага формат А4, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, маркеры, малярный скотч, грифельный карандаш, палитра, банка для воды. 1 3 Вводное занятие Итоговое Учебный кабинет. занятие - Оборудование: ученические парты, ученические стулья, учительский стол, учительский стул, школьная доска. - Инструменты для рисования: кисти круглые № 1, 5, 10, кисти плоские 3, 6, 8, акварельная бумага формат А4, акварельные краски, гуашь, восковые карандаши, маркеры, малярный скотч, грифельный карандаш, палитра, банка для воды. Образцы готовых изделий, наглядные материалы, видеозаписи Формы, методы, приемы обучения. Педагогическ ие технологии Формы учебного занятия Игровые технологии Технология проведения мастерских Беседа. Теоретическо еи практическое занятие Игровые технологии Технология проведения мастерских Беседа. Теоретическо еи практическое занятие Игровые технологии Технология проведения мастерских Технология проектного обучения Беседа. Теоретическо еи практическое занятие 7 2.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для оценки планируемых результатов применяется текущий и итоговый контроль: текущий – в середине учебного года (декабрь), итоговый – в мае. Текущая аттестация оценивает качество усвоения знаний за первое полугодие, освоение программы дополнительного образования. Проводится в форме выставки, обсуждения, просмотра работ. Мониторинг успешности обучающихся проводится по нескольким критериям: 1. Посещаемость занятий в течение отчетного периода – 1-3 балла; 2. Качество исполнения творческих работ – 1-3 балла 3. Творческий подход – 1-3 балла 4. Освоение приемов рисования – 1-3 балла. В соответствии с набранным количеством баллов определяется уровень освоения программы: 1. Высокий – 10-12 баллов 2. Средний – 5-9 баллов 3. Низкий до 5 баллов 8 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога Нормативные документы: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196». 5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Литература, использованная при составлении программы: 1. Вальдес Одриосола, Мария. С. Интуитивное рисование: Развитие творческих способностей средствами арттерапии / М. С. Вальдес Одриосола. – Москва: Ин-т общегуманитарных исслед., 2009. – 76 с. 2. Йенни, Петер. Техники рисования. Тренируем восприятие и осваиваем интуитивное рисование: 22 урока: / Петер Йенни; перевод с английского Анны Васильевой. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 167 с. 3. Тарасова, Юлия Викторовна. Рисуй как Клод Моне за 3 часа: 5 гениальных картин, которые сможет нарисовать каждый: уникальная методика правополушарного рисования от Юлии Тарасовой, члена Московского союза художников, многократного победителя конкурсов, 9 преподавателя живописи с 15-летним опытом работы / Юлия Тарасова. – Москва: ЭКСМО, 2016. – 89 с. Литература для обучающихся (родителей): 1. Гуляева, И. В. Как перестать блуждать в лабиринте кризиса и выйти на новый уровень / Инна Гуляева. – Санкт-Петербург: Весь, 2017. – 158 с. 2. Уотт, Фиона. Творческая мастерская юного художника: мастерклассы, пошаговые уроки, необычные задания, новейшие материалы, рабочее место / Фиона Уотт, Анна Милборн, Роузи Диккенс; пер. с англ. И. Цапко. – Москва: Робинс, 2012. – 96 с. 3. Уотт, Фиона. Я умею рисовать: свыше 120 способов изображения, рисунок, живопись, растирание, печать, красоч. брызги, коллажи из раз. материалов, применение пастели, аквар. размывка / Фиона Уотт; пер. с англ. О. Солодовниковой. – Москва: Росмэн, 2014. – 94 с. 10