Российская Федерация Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение − средняя общеобразовательная школа № 31 Утверждено и введено приказом № 180/1-од/24 от 28.08.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ПОЛИГЛОТЫ» (социально-гуманитарной направленности) Возраст обучающихся: 9-10 лет Срок реализации программы: 1 год Автор-разработчик: Скрябикова Виктория Вадимовна Учитель английского языка Екатеринбург, 2024 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена для занятий с обучающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом МАОУ СОШ № 31. Направленность. Социально-гуманитарная В современном мире все больше внимания уделяется обучению иностранным языкам в начальной школе. В этом возрасте начинается формирование ключевых компетенций личности, позволяющих с легкостью действовать в современном поликультурном обществе, где толерантность, основанная на знакомстве с мировыми культурами и готовности принимать мир во всем его многообразии, является одной из важнейших характеристик личности. Актуальность программы состоит в ее направленности на практическое овладение английским языком как инструментом коммуникации, а также реализацию отобранному творческого потенциала дополнительному слушателей, языковому благодаря материалу, тщательно последовательно применяемому в близких детям данной возрастной группы речевых ситуациях, играх, песнях и творческих заданиях. На начальном этапе общего образования ребенку важно научиться ориентироваться в речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствие с ситуацией, на основе своего замысла или коммуникативного намерения. Отличительная особенность программы обеспечивается материалами межкультурной и межпредметной направленности, ориентирующими слушателей на познание мира через английский язык, а также использованием современных технологий, позволяющих максимально достоверно моделировать реальные ситуации из повседневной жизни детей. Адресат. Программа рассчитана на обучающихся 9-10 лет. Большинство детей этого возраста отличаются подвижностью, любознательностью, активностью и непоседливостью. Программа педагогически целесообразна, так как становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим личностному росту обучающихся данного возраста, развитию их способностей. Она построена так, чтобы обучающиеся получили ясные представления о системе взаимодействия науки с жизнью с опорой на жизненный опыт и живые примеры из окружающей действительности. В группе до 15 человек. Набор детей проводится по желанию, без предварительного отбора. Для зачисления – необходимо заявление родителей и заключение Договора на оказание платных услуг. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раз в неделю (40 минут). Объём общеразвивающей программы: 68 часов. Срок освоения общеразвивающей программы. 1 год. Уровневость. Начинающий (стартовый) уровень (Pre A1- A1). Формы обучения. Содержание программы реализуется на основе следующих технологий: коммуникативный метод; технология игрового обучения; технология проектного обучения; личностно-ориентированный подход. Данная программа представляет широкие возможности для использования разнообразных организационных обучения: индивидуальная работа; парная работа; групповая работа; самостоятельная работа. Виды занятий. Беседа, тренинг, лекция, виртуальная экскурсия, практическое занятие, занятие-путешествие, мультимедиаурок, консультация. Стимулирование творческой деятельности осуществляется посредством методов и приемов, создающих обстановку, располагающую к творчеству: подбор увлекательных творческих заданий, обеспечение на занятиях доброжелательного психологического климата, уважительное отношение к ребёнку, индивидуальный подход. Применение эффективных методов и приемов: опорные схемы, аудирование, аудирование с видеоподдержкой - помогают повысить интерес обучающихся к изучению предмета, активизировать умственную деятельность. Также в работе предоставлены задания, систематизирующие знания, творческие, помогающие расширению кругозора обучающихся, развитию самостоятельности мышления, устной и письменной речи. Алгоритм учебного занятия включает в себя: 1. Приветствие (2 мин). 2. Фонетическая зарядка (3 мин). 3. Речевая разминка (3 мин). 4. Введение нового материала (10 мин). 5. Выполнение заданий на повторение и закрепление нового материала (20 мин). 6. Подведение итогов (2 мин). Формы подведения результатов. В конце первого полугодия рекомендуется проводить контроль знаний, который выявляет: общий уровень коммуникативных умений детей, наиболее трудные для изучения темы, индивидуальные сложности, возникающие при освоении учебного материала. Форма организации контроля знаний может быть индивидуальной или коллективной. Формы проверки ожидаемых результатов: педагогическое наблюдение, диагностика, выполнение творческих заданий (проекты, ролевые игры). В конце учебного года слушатели должны показать знания, умения, навыки следующего уровня: знание алфавита, знание изученных лексических единиц, умение читать односоставные слова. 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Цель программы: формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, а также учебнопознавательной. Задачи: Обучающие: формировать у слушателей коммуникативную компетенцию, включая лингвострановедческий и социокультурный аспекты; развить навыки письма, аудирования, говорения. расширение словарного запаса. Развивающие: создать условия для полноценного и своевременного психологического развития ребенка; развивать интеллектуальные, речевые и познавательные способности слушателей; формировать мотивацию к познанию и творчеству; ознакомить школьников с миром зарубежных сверстников. Воспитывающие: воспитывать ответственность и взаимопомощь обучающихся; воспитывать толерантность. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический) план № 1. 2. Название, раздела, темы И снова здравствуй! Возвращение в школу Количество часов Всего Теория Практи ка 5 2 3 6 3 3 Формы аттестации / контроля педагогическое наблюдение, работа с карточками, письменная проверка педагогическое наблюдение, работа с карточками, 3. Время играть! 5 2 3 4. Мой дом 6 3 3 5. Моя семья 5 2 3 6. Время обеда 5 2 3 7. На ферме 7 3 4 8. Мой город 7 3 4 9. Наша одежда 7 3 4 10. Наши хобби 5 2 3 11. Мой день рождения 5 2 3 письменная проверка педагогическое наблюдение, работа с карточками, письменная проверка педагогическое наблюдение, работа с карточками, письменная проверка педагогическое наблюдение, работа с карточками, письменная проверка педагогическое наблюдение, работа с карточками, письменная проверка педагогическое наблюдение, работа с карточками, письменная проверка педагогическое наблюдение, работа с карточками, письменная проверка педагогическое наблюдение, работа с карточками, письменная проверка педагогическое наблюдение, работа с карточками, письменная проверка педагогическое наблюдение, работа с карточками, письменная проверка 12. Каникулы! 5 2 3 Итого 68 29 39 педагогическое наблюдение, работа с карточками, письменная проверка, тест Содержание учебного (тематического) плана Тема 1. И снова здравствуй! Теория: знакомство. Повторение фраз: приветствие, прощание, Как дела? Как твое имя? Сколько тебе лет? Повторение лексики по темам: цвета, цифры. Практика: работа с учебником и рабочей тетрадью, чтение и разучивание диалога, прослушивание аудирования и работа с прослушанным текстом, отработка лексики. Тема 2. Возвращение в школу Теория: Изучение лексики по теме школа (учебные принадлежности, предметы в школе, обстановка в классе), изучение грамматической конструкции «там есть…», изучение чисел до 20. Практика: работа с учебником и рабочей тетрадью, чтение и разучивание диалога, прослушивание аудирования и работа с прослушанным текстом, отработка лексики и грамматики. Тема 3. Время играть! Теория: изучение лексики по теме игрушки, изучение грамматической конструкции «это/то», вопросительное слово «чей?». Практика: работа с учебником и рабочей тетрадью, чтение и разучивание диалога, прослушивание аудирования и работа с прослушанным текстом, отработка лексики и грамматики. Тема 4. Мой дом Теория: изучение лексики по теме дом (комнаты, мебель), изучение притяжательных местоимений. Практика: работа с учебником и рабочей тетрадью, чтение диалогов, прослушивание аудирования и работа с прослушанным текстом, отработка лексики и грамматики, разучивание стихотворения, игра. Тема 5. Моя семья Теория: повторение и изучение новой лексики по теме семья, изучение времени Present Continuous. Практика: работа с учебником и рабочей тетрадью, чтение и разучивание диалога, прослушивание аудирования и работа с прослушанным текстом, отработка лексики и грамматики, творческое задание «мое семейное дерево». Тема 6. Время обеда Теория: повторение и изучение новой лексики по теме еда (продукты питания, способы приготовления), изучение косвенного падежа, повторение глагола to be. Практика: работа с учебником и рабочей тетрадью, чтение диалога, прослушивание аудирования и работа с прослушанным текстом, отработка лексики и грамматики. Тема 7. На ферме Теория: повторение и изучение новой лексики по теме ферма (домашние и дикие животные, насекомые), продукты питания, изучение конструкций «я тоже/ а я нет», «у меня есть». Практика: работа с учебником и рабочей тетрадью, чтение и разучивание диалога, прослушивание аудирования и работа с прослушанным текстом, отработка лексики и грамматики. Тема 8. Мой город Теория: повторение и изучение новой лексики по теме город (общественные места, виды жилья), повторение предлогов, изучение вопросительных слов «сколько» «где», повторение образования множественного числа существительных + исключения. Практика: работа с учебником и рабочей тетрадью, чтение и разучивание диалога, прослушивание аудирования и работа с прослушанным текстом, отработка лексики и грамматики. Тема 9. Наша одежда Теория: повторение и изучение новой лексики по теме одежда и аксессуары, повторение лексики по теме цвета, грамматической конструкции «у меня есть». Практика: работа с учебником и рабочей тетрадью, чтение и разучивание диалога, прослушивание аудирования и работа с прослушанным текстом, отработка лексики и грамматики. Тема 10. Наши хобби Теория: повторение и изучение новой лексики по теме хобби (виды деятельности, названия видов спорта), изучение конструкции «я (не)люблю что-то делать». Практика: работа с учебником и рабочей тетрадью, чтение и разучивание диалога, прослушивание аудирования и работа с прослушанным текстом, отработка лексики и грамматики, творческая работа на тему «Мое хобби». Тема 11. Мой день рождения Теория: повторение и изучение новой лексики по теме праздник (еда, подарки, украшения, развлечения), изучение конструкций «не хотели бы вы», «можно мне». Практика: работа с учебником и рабочей тетрадью, чтение и разучивание диалога, прослушивание аудирования и работа с прослушанным текстом, отработка лексики и грамматики. Тема 12. Каникулы! Теория: повторение и изучение новой лексики по теме каникулы (куда поехать в отпуск, природные объекты), изучение грамматической конструкции «хочешь ли ты». Практика: работа с учебником и рабочей тетрадью, чтение и разучивание диалога, прослушивание аудирования и работа с прослушанным текстом, отработка лексики и грамматики, итоговый тест. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1.4. Метапредметными результатами являются: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, выбирать средства ее осуществления; способность решать проблемы творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; понимание причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; формирование общего кругозора школьников с постепенным развитием и усложнением языковой картины окружающего их мира, отражающей явления природы, межличностные отношения, учебную и трудовую деятельность, сферу искусства и культуры; усвоение общеучебных умений и универсальных познавательных действий, к которым относится извлечение информации из материалов на печатных и электронных носителях, преобразование информации из графической формы в текстовую, использование справочной литературы и словарей, поиск информации, индивидуальный поиск решения, парное и групповое взаимодействие в познавательных целях, преобразование информации в целях понимания. Личностными результатами освоения программы являются: осознание иностранного языка как средства международного межкультурного общения, сближающего людей, обеспечивающего дружеские контакты, расширяющего познавательные возможности, востребованность и мобильность человека в современном мире; сформированность представлений о мире, как о многоязычном, поликультурном, разнообразном и вместе с тем едином сообществе, открытом для дружбы, взаимопонимания, толерантности и уважения людей друг к другу. Предметными результатами освоения программы являются: формирование иноязычных коммуникативных умений в говорении, чтении, письме и письменной речи и аудировании; отработка слушателями знаний о фонетической и лексической сторонах речи и навыков оперирования данными знаниями; знакомство с общими сведениями о странах изучаемого языка. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение. Для успешной реализации программы «Полиглоты» в наличии: - учебный кабинет, - комплект школьной мебели (15 парт и 30 стульев), - комплект шкафов для пособий, - доска меловая, - доска маркерная, - компьютер с выходом в Интернет, - МФУ, - проектор, - стерео-колонки. Информационное обеспечение. http://www.britishcouncil.org/learnenglish - Learn English is a portal that links to all of our websites for teachers and learners of English - just one web address to remember. http://lessons.study.ru - все для тех, кому нужен английский язык http://www.onestopenglish.com/ Resources for teaching English http://www.funology.com/ - The science of having fun http://www.autoenglish.org - огромное количество онлайн материалов с возможностью распечатать http://www.gogolovesenglish.com - знакомство с алфавитом http://www.epals.com/ - Сайт для поиска pen pals http://www.ioso.ru/distant/community - лаборатория дистанционного обучения http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.bbc.co.uk/schools/starship/english - разнообразные игры (jumbled words и др.) со звуком http://www.kindersite.org/Directory/DirectoryFrame.htm - все для детей (песни, игры) www.thefreedictionary.com Очень полезен и для учителей и для учеников, бесплатный словарь онлайн, много материала на различных иностранных языках, есть материалы для скачивания, различные уровни http://www.incredimail.com/english/gifts/c...008-ecards.aspx - большой подбор ссылок для учите- лей английского язык. http://www.posobiya.ru/NACH_SKOOL/INOSTR/index.html ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ Комплексный проект средств обучения. Иностранный язык http://www.bilingual.ru/ - Английский язык детям http://www.uchmarket.ru/n_501_8.htm учебные пособия http://www.school.edu.ru/default.asp - Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://www.it-n.ru/- Сеть творческих учителей http://www.alleng.ru/english/examsch.htm - Образовательные ресурсы Интернета - Английский язык. Self-StudyQuizzesfor ESL Students Большая коллекция тестов, контрольных опросов, викторин VocabularywithPictures Тест и изучение различных слов по картинкам. EasyVocabularyQuizzeswithPictures Набор интерактивных контрольных опросов с иллюстрациями. Неплохо для детей и новичков. InteractiveTestsandQuizzesforLearnersofEnglish Интерактивные тесты для учеников всех уровней по лексике или грамматике. Кадровое обеспечение. В реализации программы принимают участие учителя, имеющие образование и особые условия допуска к работе в соответствии с Профессиональным стандартом. Педагоги должны владеть практическими навыками выполнения трудовых функций: организация деятельности занимающихся, направленной на освоение программы; организация досуговой деятельности детей в процессе реализации программы; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) детей, осваивающих программу, при решении задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения программы; разработка программно-методического обеспечения программы. Методические материалы. Для реализации программы «Полиглоты» используется учебный методический материал «Kid’s box 2», в который входят учебник, рабочая тетрадь, CD-диск с аудио, а также авторский методический материал необходимый для успешного освоения программы: постеры, наглядные пособия (раздаточный материал и карты по лексическим темам), иллюстративные материалы, разработки игр, ролевых игр; с успехом используются материалы из сети Интернет, методическая литература. 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Мониторинг качества обученности обучающихся по английскому языку основывается на компетентностном подходе, т.е. представляет собой оценку ключевых компетенций обучающихся, в частности: языковую компетенцию – знания и сформированные на их основе речевые навыки коммуникативную компетенцию – умение пользоваться приобретенными знаниями в различных ситуациях общения. социокультурную компетенцию – знание страны изучаемого языка и национальные особенности в различных ситуациях общения. Аудирование Слушатель может слушать внимательно учителя и одноклассников Слушатель понимает задания учителя Слушатель понимает простые истории Говорение Слушатель может повторить слова и фразы по заданной модели (заданные учителем или аудио-материалом) Слушатель может использовать слова Чтение Слушатель может читать простые предложения Письмо Слушатель может писать правильно отдельные слова Слушатель может правильно писать предложения Знание лексического материала Слушатель может распознать буквы, когда видит их Слушатель может распознать буквы, когда слышит соответствующие им звуки Слушатель может назвать людей, предметы и животных, если они были изучены Слушатель может вспомнить слова, которые учил ранее Социальное развитие Слушатель может работать в группе Слушатель помогает другим в группе с интересом Слушатель легко взаимодействует со своими ровесниками Слушатель усердно работает в классе, а также ответственно относится к заданиям. Слушатель может оценить свою работу 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. - М.: Просвещение, 2012. – (Серия "Стандарты второго поколения") 2. Психологические особенности младшего школьника – [http://festival.1september.ru/articles/214262/]; 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (http://standart.edu.ru);