ДООП Мультяшки 2024

Российская Федерация
Департамент образования
Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 31
Утверждено и введено
приказом № 180/1-од/24 от 28.08.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«СТУДИЯ ДЕТСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ «МУЛЬТЯШКИ»
художественной направленности

Возраст обучающихся: 6-11 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-разработчик:
Шумкова Виктория Юрьевна
Педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024

1.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной
направленностисоставлена для занятий с обучающимися в условиях
общеобразовательной школы, в соответствии действующими нормативными
документами, Уставом МАОУ-СОШ № 31.
Направленность. Художественная.
Актуальность программы. С самых ранних лет ребенок оказывается вовлеченным в
мир экранных искусств: кинематограф, телевидение, разнообразные видеоигры с ранних
лет становятся спутниками человека. Однако наиболее понятным и интересным видом
искусства для ребенка является мультипликация. Как правило, просмотр
мультипликационных фильмов пользуется большой популярностью у детей младшего и
среднего школьного возраста, занимает определенное место в их досуге и оказывает
значительное влияние на их воспитание и развитие. Также мультипликация выполняет
ряд важнейших функций по отношению к детям: мультфильмы компенсируют и
восполняют то, чего по каким-то причинам недостает ребенку для удовлетворения его
потребностей (в общении, познании, эмоциональных проявлениях и т. д.); особенности
экранного изображения, единства формы и содержания мультфильмов, выполненных на
высоком профессиональном уровне, получают определенный отклик у детей и помогают
им увидеть и почувствовать красоту окружающей жизни; воспринимая мультфильм,
ребенок учится анализировать, сравнивать, оценивать многие явления и факты, т. е.
происходит воспитание ребенка, его чувств, характера; мультфильм «говорит» с ребенком
на понятном ему языке, оперирует понятными образами, в результате чего ребенок лучше
воспринимает такие понятия, как «добро» и «зло», «смелость» и «трусость», «дружба»,
«милосердие» и т.д.; многие мультфильмы стимулируют творческие способности
ребенка, развивают его воображение, фантазию, как бы подталкивая к возникновению
определенной творческой деятельности ребенка. Мультипликация представляет собой
сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей
нескольких видов искусства и техники. Главная педагогическая ценность
мультипликации как вида учебной деятельности заключается, прежде всего, в
возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно
мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка. С ее
помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для детей. Положительное
воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для
раскрепощения мышления, развития творческого потенциала ребёнка.
Во-первых, огромными возможностями мультипликации для развития творческих
способностей ребенка. Действительно, техники и материалы, которые используются при
создании мультфильмов (лепка из пластилина, рисование и т.д.), позволяют воплотить

практически любой образ и воссоздать на экране любой сюжет. В мультипликационной
студии практически любой ребенок, может найти применение своим способностям, т.к.
мультипликация предполагает различные виды деятельности, к которым относятся и
работа с текстами (сочинение сценариев, адаптация сказок, стихотворений и т.д.), и
художественное творчество (рисование, лепка, конструирование и моделирование), а
также работа с техникой (съемка, монтаж).
Во-вторых, необходимостью приобщения современных детей к лучшим образцам
российской и мировой мультипликации. Мультипликация сегодня – одно из самых
быстро развивающихся видов искусства.
В-третьих, доступностью разнообразных технических средств, необходимых для
создания мультфильма. Фотоаппарат, штатив, компьютер становятся всё более
доступными даже среди детей. В этих условиях занятия мультипликацией позволяют
показать детям способы разумного, бережного и полезного использования техники.
В программе «Студия детской мультипликации «Мультяшки»» применяется проектный
метод обучения, который позволяет решить сложную проблему интеграции разных
предметных областей (искусства и технической деятельности) достаточно естественным
путем. Когда создание конечного творческого продукта – мультфильма - рассматривается
как проект, тогда освоение технического оборудования и компьютерных инструментов,
которые необходимы при создании мультфильма, становится естественно встроенным в
общий процесс.
Отличительная особенность программы. Обучение по данной программе способствует
развитию творческих способностей, поскольку содержание программы знакомит
учащихся с разными техниками мультипликации и предоставляет возможность каждому
школьнику обрести практический опыт по созданию своего собственного мультфильма.
Высокий воспитательный потенциал программы реализуется через приобщение детей к
наследию мировой мультипликации и к тем культурным, национальным и духовных
ценностям, которые в ней отражены.
Адресат. Программа ориентирована на детей в возрасте с 6-11 лет. Психологические
особенности младшего школьного возраста - ведущая деятельность – учеба: идёт
перестройка познавательных процессов, направленная на формирование произвольности,
продуктивности и устойчивости мыслительных процессов, развитие произвольного
внимания, восприятия, памяти (прежде всего, механической памяти), мышления (переход
от наглядно-образного мышления к словесно-логическому мышлению на уровне
конкретных понятий), что составляет основное содержание умственного развития в
младшем школьном возрасте; развитие саморегуляции, произвольности поведения, воли
(ребенок учится делать то, что надо, а не то, что хотелось бы, в определенной степени
управлять своим поведением); развитие рефлексии (умение ребенка осознавать то, что он
делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность и оценивать ее результаты);
формирование внутреннего плана действий (ребенок уже может выполнять действия про
себя – умственные действия); развитие саморегуляции поведения, воли; усвоение умений
чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний и опыта; овладение
навыками самообслуживания и домашнего труда; расширение сферы общения, появление

новых авторитетов, формирование отношений в учебном коллективе; включенность в
развивающие игры, которые занимают второе место после учебы; формирование
самооценки на основе оценивания учителями достигнутых результатов в учении, часто
снижение самооценки; формируются уверенность в себе, компетентность.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу(всего 2 часа в
неделю). Набор детей проводится по желанию. В группе до 12 человек.
Объём программы. 60 учебных часов.
Срок освоения программы. 1 учебный год.
Уровневость. Стартовый уровень.
Формы обучения. Фронтальная, индивидуальная. Индивидуально-групповая и т.п.
Занятия в рамках программы проводятся в форме игр, лекций, просмотра
видеоматериала, индивидуальных занятий.
Виды занятий.
- Лепка из пластилина, рисование, игры;
- Съемка на фотоаппарат, телефон, работа с освещением, декорациями.
- Монтаж в компьютерной программе.
- Теоретические занятия в форме бесед, дискуссий.
Формы подведения результатов. Беседа, наблюдение, опрос обучающихся по
пройденному материалу. Основной показатель работы – выполнение творческих
проектов учащихся.
2.
2.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель: творческое развитие ребенка через приобщение к миру мультипликации и
создание мультфильмов
Задачи:
Обучающие:
познакомить с основными сведениями по истории, теории и практике
мультипликации, а также с основными техниками и способами создания мультфильмов;
научить разработке и изготовлению персонажей, фонов и декораций; сформировать
технические навыки работы с оборудованием:
установка освещения, съѐмка кадров, озвучивание, монтаж и сведение видео- и
звукорядов;
Развивающие:
формировать мотивацию активного участия в творческой деятельности;
развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность,
логическое мышление и пространственное воображение.
развивать умения планирования и оценки/ самооценки выполненной работы по

предложенным критериям. развивать мелкую моторику рук, глазомер.
Воспитательные:
- формировать опыт взаимоотношений среди учащихся, готовности к взаимодействию и
сотрудничеству;
- содействовать воспитанию нравственной, творческой личности, способной к
самосовершенствованию, стремящейся к правде, добру, красоте;
- формировать у детей установку на позитивную социальную деятельность в
информационном обществе;
- воспитывать интерес к лучшим образцам мультипликации и желание к самостоятельному
творчеству.
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
№п\п

Наименованиеразделов,
тем

Всего
часов

Из них

Формы
аттестации/
контроля

теория

практика

Знакомство детей в группе. 2
Первый мультфильм.
Движение персонажа,
съемка на видео.
Композиция. Понятие
2
плана.

1

1

Беседа, опрос,
игра.

1

1

Беседа, опрос,
игра.

3

Смена плана

2

1

1

4

Сюжет и персонажи
мультфильма

2

1

1

Беседа, опрос,
игра.
Беседа, опрос,
игра.

5

Шедевры рисованной
анимации.

2

1

1

Беседа, опрос,
игра.

6

Создание элементарной
рисованной анимации

2

1

1

Беседа, опрос,
игра.

7

Наследие отечественной
мультипликации

2

1

1

Беседа, опрос,
игра.

8

Наследие мировой
мультипликации

2

1

1

Беседа, опрос,
игра.

9

Технологии создания

2

1

1

Беседа, опрос,

1.

2

мультфильма

игра.

10

Материалы и инструменты 2
для создания мультфильма.

1

1

Беседа, опрос,
игра.

11

Основные принципы
4
использования
фотоаппарата и компьютера
Понятие мультфильма
3

1

3

Беседа, опрос,
игра.

1

2

1

2

14

Основные техники создания 3
мультфильма
Элементарные движения
4
персонажа и способы их
создания

1

3

Беседа, опрос,
игра.
Беседа, опрос,
игра.
Беседа, опрос,
игра.

15

МУЛЬТПРОЕКТЫ:

3

1

2

16

Выбор героев, сценарий

3

1

2

17

Проект мультфильма без
слов в технике
пластилиновой анимации

5

1

4

18

Проект мультфильма
«Сказки Земли» в технике
пластилиновой анимации.

5

1

4

Беседа, опрос,
игра.

19

Проект мультфильма
«Новогодняя история»
(собственный сценарий
детей)

5

1

4

Беседа, опрос,
игра.

20

Проект мультфильма по
сценарию детей,
озвученный.

5

0

4

Беседа, опрос,
игра.

Итого часов

60

19

41

12
13

Содержание учебного (тематического) плана
1.
Знакомство.
2.
Раздел 1. Мультфильм как вид искусства

Беседа, опрос,
игра.
Беседа, опрос,
игра.
Беседа, опрос,
игра.

3.
Тема 1.1. Композиция, крупность плана. Теория. Понятие композиции, крупности
плана. Крупность плана в фотографии, кино и мультфильме. Практика. Дидактическая
игра «Определи крупность плана». Отработка навыков создания разной крупности плана
при съемке фотографий. Зарисовка персонажей при помощи планов разной крупности.
4.
Тема 1.2. Сюжет и персонажи мультфильма. Теория. Понятие сюжета в
литературном произведении. Понятие конфликта. Виды конфликта. Каким должен быть
персонаж мультфильма. Основные характеристики персонажа. Внешность персонажа,
одежда. Понятие «эскиз». Практика. Отработка навыков написания короткой истории.
Составление характеристики любимого мультипликационного героя. Разработка эскиза
персонажа.
5.
Тема 1.3. Шедевры рисованной анимации. Создание элементарной рисованной
анимации. Теория. Основные принципы и сложности в создании рисованной анимации.
«Ожившая живопись» мультипликатора Александра Петрова. Материалы и инструменты
для создания рисованной анимации «маслом по стеклу». Практика. Просмотр и
обсуждение мультфильмов А. Петрова. Создание простейшей анимации . Съемка,
монтаж и просмотр.
6.
Тема 1.4. Наследие отечественной мультипликации. Теория. Первые русские
мультфильмы. Знакомство с технологией первых мультфильмов. Основные вехи развития
советской мультипликации. Самые яркие современные русские мультипликационные
проекты: «Смешарики», «Гора самоцветов» Практика. Просмотр первых русских
мультфильмов. Просмотр советских мультфильмов.
7.
Тема 1.5. Наследие мировой мультипликации. Теория. Наследие Уолта Диснея.
Знакомство с основными вехами творческой жизни Уолта Диснея. Современное
состояние студии «Дисней». Японская анимация.
8.
Раздел 2. Технологии создания мультфильма
9.
Тема 2.1. Материалы и инструменты для создания мультфильма. Основные
принципы использования фотоаппарата и компьютера.
10. Теория. Материалы и оборудование, необходимые для создания мультфильма:
пластилин, бумага, краски, фотоаппарат, штатив, компьютер. Практика. Проба работы с
материалами и оборудованием. Съемка фотографий и составление из них слайд-шоу на
компьютере.
11. Тема 2.2. Понятие мультфильма. Что такое мультфильм. Теория. Понятие
мультфильма. История появления мультфильмов, первые мультфильмы. Практика.
Просмотр первых мультфильмов (реж. Старевич). Создание простейшего эффекта
движения на бумаге.
12. Тема 2.3. Основные техники создания мультфильмов. Теория. Основные техники
создания мультфильмов: пластилиновые мультфильмы, кукольные мультфильмы,
песочная, рисованная анимация, техника перекладки. Практика. Отработка основных
приѐмов каждой техники.
13. Тема 2.4. Элементарные движения персонажа и способы их создания. Практика.
Отработка навыков создания элементарных движений персонажа: походка, движение рук,
моргание, движение губ.
14. Раздел 3. Мультпроекты
15. Тема 3.1. Проект мультфильма без слов в технике пластилиновой анимации.

16. Этап 1. Разработка сюжета мультфильма. Практика. Просмотр существующих
мультфильмов, созданных в мастерской ранее. Выбор темы, разработка сюжета
мультфильма.
17. Этап 2. Эскиз персонажей и декораций. Практика. Разработка эскиза персонажей и
декораций.
18. Этап 3. Составление раскадровки мультфильма.
19. Теория. Понятие раскадровки и ее назначения.
20. Практика. Составление раскадровки мультфильма.
21. Этап 4. Изготовление персонажей и декораций.
22. Теория. Способы создания устойчивости объектов из пластилина и картона.
Практика. Изготовление персонажей, декораций и всех объектов мультфильма из
пластилина, бумаги, картона и т.д. в соответствии с раскадровкой.
23. Этап 5. Съемка мультфильма.
24. Практика. Съемка мультфильма по кадрам в соответствии с раскадровкой.
Установка съемочного оборудования: штатив, камера. Установка освещения.
25. Этап 6. Монтаж мультфильма.
26. Теория. Интерфейс монтажной программы, простейшие функции. Правила
звукового оформления фильма. Правила оформления титров.
27. Практика. Монтаж снятых кадров в соответствии с раскадровкой.
28. Монтаж звука. Запись готового фильма.
29. Этап 7. Просмотр и обсуждение мультфильма.
30. Теория. Правила просмотра фильма.
31. Практика. Просмотр и обсуждение мультфильма.
32. Коллективное обсуждение итогов проекта: выявление достоинств и недостатков
проекта.
33. Тема 3.2. Проект мультфильма в технике пластилиновой анимации по
собственному сценарию детей, озвученный.
34. Выбор героев, написание текста к мультфильму.
35. Теория. Основные принципы написания короткой истории. Практика. Написание
краткого сценария
36. Эскиз персонажей и декораций. Составление списка персонажей. Разработка
эскиза персонажей и декораций.
37. Составление раскадровки мультфильма. Практика. Составление раскадровки
мультфильма и переходов между сценами.
38. Изготовление персонажей, декораций и фона.
39. Теория. Особенности лепки пластилиновых объектов на плоскости и объемных.
Способы изготовления фона. Практика. Изготовление персонажей, декораций и всех
объектов мультфильма из пластилина, бумаги, картона и т.д. в соответствии с
раскадровкой.
40. Съемка мультфильма. Практика. Съемка мультфильма по кадрам в соответствии с
раскадровкой и простейшими принципами монтажа. Установка съемочного
оборудования. Установка освещения.
41. Запись звука. Практика. Запись текста с отработкой эмоциональной окраски и
расстановки логических акцентов при художественном чтении.

42. Монтаж мультфильма. Практика. Монтаж снятых кадров в соответствии с
раскадровкой. Монтаж звука. Запись готового фильма.
43. Просмотр и обсуждение мультфильма.
44. Коллективное обсуждение итогов проекта: выявление достоинств и недостатков
проекта.
45. Тема 3.3. Проект мультфильма «Новогодняя история».
46. Тема 3.4. Проект мультфильм по сценарию детей, озвученный.
2.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные:
- умение организовывать и планировать свою деятельность;
- умение конструктивно и бесконфликтно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- проявление лидерских качеств и умения работать в команде, нестиответственность за
свой выбор и действие команды;
- готовность создавать свои проекты.
Личностные:
- стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, физическому идуховному;
- мобилизация знаний и практического опыта для решения поставленных задач.
Предметные:
В результате освоения программы дополнительного образования обучающиеся будут
знать:
- историю развития мультипликации;
- знание назначения оборудования для создания мультфильма,
- создавать собственный сценарий мультфильма;
- создавать декорации и героев мультфильма
- техники работы с акварелью, гуашью
- уметь работать с пластилином
По итогам освоения программы обучающиеся будут уметь:
–
делать простейшую раскадровку сами либо с помощью педагога;
–
использовать средства художественной изобразительности: крупность плана, свет и
тень;
–
озвучивать героев;
–
использовать технологию создания пластилиновой анимации;
–
владеть профессиональными анимационными терминами: монтаж, хронометраж,
озвучка, раскадровка, съѐмка, кадр;
–
знать правила и подходы к созданию сценария, основные навыки в работе с
монтажной программой Movavi Video;
–
создавать сценарий к мультфильму с помощью педагога;
–
пользоваться инструментами и графическими материалами (карандашами, гуашью,
акварелью, кистью, палитрой, белой и цветной бумагой);

–
–
–

передавать движение фигуры человека и животных;
использовать средства художественной изобразительности: цвет, колорит, силуэт;
проводить покадровую съемку самостоятельно.

3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
3.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. Для проведения занятий по мультипликации
имеется фотостудия, а также следующее оборудование:
- Компьютер
- Программы для создания видео и обработки фотографий
- Поворотный стол для предметной съемки
- Фотоаппарат
- штативы
- освещение
- принтер
- столы
- стулья
Информационное обеспечение. аудио-, видео-, фото, интернет источники:
https://youtu.be/hmvXCzimSUk
https://youtu.be/qElsX1q0EWE
https://vk.com/video-174023022_456258247
Кадровое обеспечение. В реализации программы принимает участие педагог
дополнительного образования, имеющий образование и особые условия допуска к работе
в соответствии с Профессиональным стандартом. Педагог должен владеть
практическими навыками выполнения трудовых функций: организация деятельности
занимающихся, направленной на освоение программы; организация досуговой
деятельности детей в процессе реализации программы; обеспечение взаимодействия с
родителями (законными представителями) детей, осваивающих программу, при решении
задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения программы;
разработка программно-методического обеспечения программы.
Методические материалы
- презентации (составленные педагогом и взятые из открытых Интернет-источников);
- обучающие демонстрационные плакаты;
- работы детей;
- фоны для для пластилиновой анимации;
- герои мультфильмов.
3.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

Для оценки качества освоения программы «Студия детской мультипликации
«Мультяшки», а также определения фактического уровня сформированности
универсальных общеразвивающих действий применяются следующие виды диагностики:
–
Вводная – проводится в начале учебного года и предназначена для определения
уровня подготовленности обучающихся, проходит в виде педагогического наблюдения.
–
В течение года проводится просмотр работ занимающихся (проектов).

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Анофриков, П.И. Принципы работы детской студии мультипликации:
Учебное пособие для тех, кто хочет создать детскую студию мультипликации./
П.И. Анофриков. – Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2011. – 43с.
2) Больгерт, Н. Мультстудия «Пластилин»: лепим из пластилина и снимаем
мультфильмы своими руками /Н. Больгерт, С.Г. Больгерт. - М. : Робинс, 2012. –
66с. 34
3) В мире искусства. Словарь основных терминов по искусствоведению,
эстетике, педагогике и психологии искусства / Сост. Т.К. Каракаш, А.А. МеликПашаев, науч. ред. А.А. Мелик-Пашаев. – М. : Искусство, 2001. – 384 с.
4) Велинский, Д.В. Технология процесса производства мультфильмов в
техниках перекладки: Методическое пособие. / Д.В. Велинский. –
Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2011. - 41 с.
5) Иткин, В.В. Карманная книга мультжюриста: Учебное пособие для
начинающих мультипликаторов. / В.В. Иткин. – Новосибирск: Детская
киностудия «Поиск», 2006. – 21с.
6) Сазонов, А. П. Персонаж рисованного фильма. /А.П. Сазонов; Научн.
исслед. каб. из.- декорационного оформления фильма. – М. : Всесоюзный гос.
Институт кинематографии, 2004. - 29 с. 35
7) Сивоконь, Е.Я. Если вы любите мультипликацию: Из творческого опыта
режиссера. / Е.Я. Сивоконь. – Киев: Мистецтво, 2005. - 148 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».