Российская Федерация Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение − средняя общеобразовательная школа № 31 Утверждено и введено приказом № 180/1-од/24 от 28.08.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математика как дважды два» естественнонаучной направленности срок реализации программы – 1 год возраст обучающихся –14-216 лет Автор: Пушина Т.В. учитель математики высшая категория Екатеринбург 2024 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности составлена для занятий с занимающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом МАОУ-СОШ № 31. 1.1 Пояснительная записка. Направленность. Естественнонаучная направленность. Актуальность программы. Основная задача обучения математике заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учениками системой математических знаний, умений, необходимых в повседневной и трудовой деятельности каждому члену общества. Овладение современными профессиями требует тех или иных знаний по математике. С математикой связана любая сторона жизни современного образованного человека, так как знания по математике необходимы для жизненной самореализации, возможности продуктивной деятельности в информационном мире. В современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющего в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. На занятиях по математике учащиеся вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивать логическое мышление. Ведущая роль в формировании алгоритмического мышления принадлежит математике. При решении задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Изучение математики формирует общую культуру человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин: физика, информатика, экономика, биология и другие. Математика является ведущим предметом на вступительных экзаменах в различные учебные заведения по многим специальностям. Чтобы удовлетворить потребности и запросы школьников, проявляющих интерес к математике, необходимо использовать дифференцированный подход в обучении. Отличительная особенность программы в том, что она полностью включает в себя содержание курса математики основного общего образования школы, а также ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу, расширяющих и углубляющих его по основным идейным линиям, также в программу включены самостоятельные разделы. Данная программа обеспечивает систематизирование знаний и умений по предмету «Математика», а также помогает систематизировать отработку навыков решения заданий второй части ОГЭ повышенной сложности. В ходе реализации программы предполагается интеграция различных разделов из курсов алгебры, геометрии и физики в единое целое, а также применение полученных знаний в жизни. Для подготовки к итоговой аттестации повторяется не только материал курса алгебры и геометрии, но и некоторых разделов курса математики основной и средней школы: проценты, пропорции. Такой подход обуславливает восполнение содержательных пробелов основного курса, а также придает содержанию расширенного изучения необходимую целостность. Программа предусматривает возможность изучения содержания курса с различной степенью полноты, обеспечивает прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, достаточных для изучения сложных дисциплин и продолжения образования в высших учебных заведениях. Программа составлена на принципе системного подхода к изучению математики и отвечает как требованиям стандарта математического образования, так и требованиям контрольно-измерительных материалов ОГЭ. Программа адресована 14-15 летним подросткам, которые планируют сдавать Основной Государственный Экзамен в текущем учебном году на высокий балл. Режим занятий — 2 академических часа в неделю по 40 минут с коротким перерывом в 5-10 минут. Объём общеразвивающей программы — 66 учебных часов. Срок освоения программы — 1 учебный год. Уровневость. Стартовый уровень. Формы обучения — фронтальная, групповая. Виды занятий. Лекционные и практические занятия. Формы подведения результатов: тестирование; практические работы. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Формы контроля: наблюдение; беседа; фронтальный опрос. 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Цель: углубление и систематизация знаний по основным разделам математики, необходимых для применения в практической деятельности, а также в подготовке к Основному государственному экзамену по математике Задачи. Обучающие: 1. познакомить с некоторыми методами и приемами решения математических задач, выходящими за рамки школьного учебника математики; 2. сформировать общие умения и навыки по решению задач: анализ содержания, поиск способа решения, составление и осуществление плана, проверка и анализ решения, исследование; 3. отработать с учащимися приемы и навыки решения задач повышенной сложности, предлагаемых на ОГЭ (часть 2); 4. сформировать у занимающихся навыки самоанализа, обобщения и систематизации полученных знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности. Развивающие: 1. сформировать навыки работы с дополнительной литературой, использования различных интернет-ресурсов; 2. привить учащимся основы экономической грамотности. 1.3 Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план № урока Разделы и темы Всего часов 1-2 Введение Структура и содержание контрольно измерительных материалов Единого государственного экзамена по математике профильного уровня 2 Преобразование выражений 6 3-4 5-6 7-8 11-12 практических 1 1 0,5 0,5 0,5 1,5 1,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 Дробно-рациональные выражения 2 2 Уравнения и системы уравнений 9-10 теоретических Алгебраические выражения Выражения, содержащие степень Равносильные уравнения. Уравнения, приводящие к потере корней Равносильные уравнения. Уравнения, приводящие к постороннему корню В том числе 6 13-14 Системы уравнений Неравенства и системы неравенств 15-16 17-18 19-20 Квадратные неравенства Дробно-рациональные неравенства Системы неравенств Текстовые задачи 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 31-32 Решение текстовых задач на проценты Решение текстовых задач на сплавы и смеси Решение текстовых задач на движение по прямой Решение текстовых задач на движение по окружности Решение текстовых задач на совместную работу Решение текстовых задач на прогрессию Функции и графики 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Квадратичная функция и ее график Обратная пропорциональность и ее график 39-40 41-42 Кусочно-непрерывные функции Комбинации различных графиков 2 4 Задачи на нахождение элементов в треугольнике Задачи на нахождение элементов в четырехугольнике Задачи на нахождение элементов в окружности Геометрические задачи на доказательство 1,5 1,5 1,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 0,5 0,5 0,5 1,5 1,5 1,5 0,5 1 1,5 3,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 1,5 1,5 1,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 1,5 1,5 1,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 1,5 1,5 1,5 10 2 2 2 Задачи на вычисление различных видов углов 0,5 0,5 0,5 12 Линейная функция и ее график 43-44 45-46 47-48 49-50 1,5 6 33-34 35-36 37-38 Геометрические задачи на вычисления 0,5 8 2 2 2 2 8 51-52 53-54 55-56 57-58 Задачи на доказательство ( треугольник) Задачи на доказательство (четырехугольник) Задачи на доказательство (окружность) Комбинированные задачи на доказательство 2 2 2 2 8 59-60 61-62 63-64 65-66 Геометрические задачи повышенной сложности Правильные многоугольники Треугольники, четырехугольники Окружности Комбинации многоугольников и окружностей ИТОГО 2 2 2 2 66 Содержание учебного (тематического) плана № 1 Содержание Введение Структура и содержание контрольно - измерительных материалов Основного государственного экзамена по математике Демонстрационный вариант КИМ ОГЭ 2025г. Система оценивания. Примеры заданий с развернутым ответом. Тренировочные варианты ОГЭ 2025г Количество часов 2 2 Преобразование выражений 6 Преобразования алгебраических выражений и дробей, выражений, содержащих степени 3 4 Уравнения и системы уравнений Решение нестандартных уравнений, приводящих к потере корня либо к постороннему корню, решение систем уравнений с двумя переменными Неравенства и системы неравенств 6 6 Решение квадратных неравенств и систем неравенств 5 Текстовые задачи 12 Решение текстовых задач на проценты, сплавы и смеси, на движение по прямой, на движение по воде, на движение по окружности, на совместную работу, на прогрессии 6 Функции и их графики Преобразования графиков условиях 10 функций, поиск параметра при заданных 7 Геометрические задачи на вычисления Задачи на углы, треугольники, четырехугольники, окружности 8 8 Геометрические задачи на доказательство Правильные многоугольники, треугольники и их элементы, четырехугольники и их элементы, окружности и их элементы 8 Геометрические задачи повышенной сложности 8 9 Правильные многоугольники, треугольники и их элементы, четырехугольники и их элементы, окружности и их элементы, комбинации многоугольников и окружностей Всего 66 1.4. Планируемые результаты освоения программы Метапредметные: Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий(УУД). Регулятивные УУД: – умение самостоятельно определять цель своей учебной деятельности, ставить и формулировать для себя задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; – умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач; – работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); – в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки, давать самооценку своим действиям. Познавательные УУД: – умение работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; – умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; – ориентироваться в учебном тексте: уметь передавать содержание текста задачи в сжатом, выборочном или развѐрнутом виде; – проводить наблюдение и учебный эксперимент под руководством учителя; – смысловое чтение, умение отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Коммуникативные УУД: – умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; – умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; – умение критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; – понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории); – уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иной позиции; – смысловое чтение, читать вслух и про себя тексты учебников и научнопопулярных книг, понимать прочитанное; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий. Личностные: у обучающихся будут формироваться: – российская гражданская идентичности: патриотизм, ответственность и долг перед Родиной; – ответственное отношение к учению; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; – целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; – осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению и взглядам; – социальные нормы и правила поведения; – компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношения к собственным поступкам; – коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной деятельности; – ценностное отношение к здоровью и безопасному образу жизни, к семье; – экологическая культура и эстетическое сознание. Предметные результаты должны отражать: – формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления; – осознание роли математики в развитии России и мира; – развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; – формирование позитивного отношения к предмету «математика» в целом и к текстовым задачам в частности. Изучение данного курса дает учащимся возможность: повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики; освоить основные приемы решения задач; овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи; познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач; повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности; познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе интернет-ресурсов в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения: преобразование нестандартных числовых и алгебраических выражений; решение неравенств и систем неравенств второй степени; решение текстовых задач; решение геометрических задач; решение заданий повышенного и высокого уровня сложности (часть 2); чтение и построение графиков, содержащих параметры и модули; применение навыков исследовательской деятельности; владение навыками самоподготовки и самоконтроля Требования к уровню подготовленности учащихся В результате изучения курса учащиеся должны уметь: - решать уравнения и системы уравнений с двумя переменными; - находить значения алгебраических выражений с нестандартным условием; - выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; - строить графики элементарных функций, проводить преобразования графиков, используя изученные методы описывать свойства функций и уметь применять их при решении задач, искать по графику значение параметра для заданных условий; - решать различные типы текстовых задач с практическим содержанием на проценты, движение, работу, концентрацию, смеси, сплавы, десятичную запись числа, на использование арифметической и геометрической прогрессии; - решать планиметрические задачи, связанные с нахождением площадей, линейных или угловых величин треугольников или четырехугольников; - решать планиметрические задачи, содержащие разный уровень необходимых для решения обоснований и количество шагов в решении задач, включенных в часть I и часть II экзаменационной работы, часто требующие построения вспомогательных элементов, сопровождаемых необходимыми доказательствами; - производить прикидку и оценку результатов вычислений; - при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, использовать приемы, упрощающие вычисления. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ. 2.1 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение. 1. Классная доска. 2. Магнитная доска. 3. Мультимедийный проектор 4. Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см. 5. Компьютер для учителя. 6. Учебные столы и стулья. 7. Набор чертежных инструментов. 8. Раздаточный материал – геометрические тела (на каждого ученика). 9. Стол учительский с тумбой. 10. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. 11. Демонстрационная подставка (для образцов, изготовляемых изделий). 12. Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала. Информационное обеспечение. Образовательный портал http://www.ege.edu.ru Сайт информационной поддержки по ЕГЭ http://www.ege.ru/. Сайт Федерального института педагогических измерений ФИПИ http://www.fipi.ru 1. 2. 3. Кадровое обеспечение. В реализации программы принимают участие учителя математики, имеющие образование и особые условия допуска к работе в соответствии с Профессиональным стандартом. Педагоги должны владеть практическими навыками выполнения трудовых функций: организация деятельности занимающихся, направленной на освоение программы; организация досуговой деятельности детей в процессе реализации программы; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) детей, осваивающих программу, при решении задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения программы; разработка программно-методического обеспечения программы. Методические материалы. Программа курса «Прикладная математика» составлена на основе следующих методических материалов: 1. Кодификатор требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения основного государственного экзамена по математике, 9 класс. «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»: 2025 2. Кодификатор элементов содержания по математике для составления контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена, 9 класс. «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»: 2025 3. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2025 году основного государственного экзамена по математике, 9 класс. «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»: 2025 Печатные пособия -демонстрационные таблицы; -дидактический раздаточный материал. Методы, используемые на занятиях: 1) Наглядный метод – стенды, наглядные пособия; 2) Словесный метод – беседа, обсуждения, дискуссии; 3) Практические занятия. 2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. Интеллектуальные игры, зачет, работа с КИМ, тестирование. 3. Список литературы 4. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2025 года по математике (Профильный уровень), 9 класс. «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»: 2025 5. Кодификатор требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения основного государственного экзамена по математике, 9 класс. «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»: 2025 6. Кодификатор элементов содержания по математике для составления контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена, 9 класс. «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»: 2025 7. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2025 году основного государственного экзамена по математике 9 класс. «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»: 2024 8. ОГЭ 2025. Математика. 14, 36,50 вариантов. Профильный уровень. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ / И.В. Ященко, М.А. Волкевич, И.. Высоцкий, Р.К. Гордин, П.В. Семёнов, О.Н. Косухин, Д.А. Фёдоровых. А.И. Суздальцев, А.Р. Рязановский, В.А. Смирнов, А.В. Хачатурян, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль; под ред. И.В. ященко. – М. : Издательство «Экзамен», издательство МЦНМО. 2024. – 79, [1] с. 9. Сергеев И.Н. ОГЭ 2024 Тематический тренажёр. Математика. Профильный уровень: задания части 2 / И. Н. Сергеев, В.С. Панферов. – М. : УЧПЕДГИЗ, 2024. – 94, [2] с. 10. Ященко И. В. ЕГЭ 2024. Математика. Профильный уровень. 20 вариантов тестов от разработчиков ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь / И.В. Ященко, С.А. Шестаков, А.С. Трепалин, П.И. Захаров; под ред. И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», МЦНМО, 2024. – 295, [1] с.