ДООП ЛФК. Лечебная физическая культура 2024

Российская Федерация
Департамент образования
Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение −
средняя общеобразовательная школа № 31
Утверждено и введено
приказом № 180/1-од/24 от 28.08.2024

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (ЛФК)»
физкультурно-спортивной направленности

Возраст обучающихся: 3-7 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-разработчик:
Якушев Роберт Юрьевич

г. Екатеринбург, 2024

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена
для занятий с обучающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии
действующими нормативными документами, Уставом МАОУ-СОШ № 31.
Направленность. Физкультурно-спортивная.
Актуальность. Одним из важных вопросов улучшения физического воспитания
дошкольников является поиск эффективных средств и методов, с помощью которых
достигается гармоническое развитие детского организма.
Лечебная физическая культура, которая в последнее время стала использоваться
в детских садах, является новой формой реабилитации детей, имеющих патологические
и предпатологические состояния, так как ранее для профилактики различных
заболеваний и поддержания здоровья дошкольников применялись преимущественно
различные физиотерапевтические средства, а также закаливание.
Причины, определившие внедрение лечебной физкультуры в дошкольные
учреждения,

многообразны.

Это

и

резкое

ухудшение

состояния

здоровья

новорожденных и, как следствие, детей дошкольного возраста и ухудшение
экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической реакции
ребенка и более частные причины, в том числе занятость родителей строгий режим
работы поликлиники и кабинета ЛФК, их удаленность от места проживания детей,
нуждающихся в лечении. В детском саду созданы необходимые условия для
своевременной профилактической работы и реабилитации (режима дня, материально
техническая база, специалисты и т. п.). При этом известно, что именно своевременность
воздействия различных средств и методов лечебной физкультуры является наиболее
значимым фактором ее внедрения в практику работы дошкольных учреждений.
Лечебная физкультура дает возможность получать реабилитационный эффект при
различных заболеваниях и показана всем детям, имеющим постоянные или временные
отклонения в состоянии здоровья.
В процессе занятий улучшаются функциональные показатели сердечнососудистой системы, ускоряется ее развитие, происходит укрепление здоровья ребенка.
И здесь невозможно переоценить роль ЛФК. Под влиянием дозированных мышечных
нагрузок в организме ребенка происходят многообразные физиологические и

биохимические процессы, направленные на

восстановление нарушений функций.

Упражнения вызывают усиление обменных процессов

в тканях, улучшают общее

состояние. Благодаря механизму стимулирующего действия они предупреждают
задержку роста и развития ребенка, повышают неспецифическую сопротивляемость его
организма.

Лечебное

действие

физических

упражнений

объясняется

важной

биологической ролью движений в жизни ребенка. ЛФК улучшает нарушенные болезнью
функции,

ускоряет

последствия

восстановительные

вынужденной

процессы,

гипокинезии.

уменьшает

Физические

неблагоприятные

упражнения

оказывают

разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и степени
нагрузки. ЛФК позволяет получать реабилитационный эффект при различных
заболеваниях. В дошкольном учреждении она показана всем детям, имеющим
постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья.
Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия по
коррекционной работе проводятся с детьми раннего возраста. Программа состоит из
двигательных игр, упражнений, дыхательной гимнастики и других нетрадиционных
форм физкультурно-спортивно-оздоровительной работы.
Адресат. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Лечебная физическая культура» предназначена для детей 3-7 лет. Дошкольный возраст
– большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно
расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок
открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и
общественных функций людей.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. Группы - от
10 до 15 человек.
Объём общеразвивающей программы.

68 учебных часа.

Срок освоения общеразвивающей программы. 1 учебный год.
Уровневость. Стартовый уровень.
Формы обучения. Фронтальная, индивидуально-групповая.
Виды занятий. Беседа, практическое занятие.
Формы подведения результатов.

Обучение содержанию программного

материала построено на основе общихметодических положений: от простого к сложному,
от частного к общему, с использованием технологий личностно-ориентированного
подхода в обучении. Кроме этого, по ходу реализации программы, предполагается
использование тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиск

информации в интернете, просмотр учебных программ, видеоматериала и т. д.

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель - укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию
и закаливанию организма.
Задачи.
Образовательная:

-

Обучить

правилам

ортопедического

режима,

формирование

правильной осанки, ее коррекции.

-

Обучить рациональному дыханию.

-

Освоить основных двигательных навыков и умений.

Развивающая:

-

Повысить функциональный уровень органов и систем организма

дошкольников.

-

Повысить умственную и физическую работоспособности.

-

Повысить иммунологическую реактивность, сопротивляемости

организма как средства борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными
заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции.
Воспитательная:

-

воспитать у детей ответственности за результаты совместной

деятельности;

-

воспитать у детей потребности регулярно заниматься физической

культурой по собственной инициативе.

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
№
п/п

Название раздела, тема

Количество часов
Всего

1

Вводное занятие

1

Формы
аттестации/
контроля

Теория Прак
тика
1

0

Беседа

2

Комплекс упражнений
дыхательной гимнастики

10

2

8

Практические
упражнения,
беседа

3

Комплекс упражнений для
формирования правильной
осанки.

18

3

15

Практические
упражнения,
беседа

4

Комплекс упражнений для
профилактики
плоскостопия.

18

3

15

Практические
упражнения,
беседа

5

Комплекс упражнений для
развития функции
координации и
вестибулярного аппарата.

17

5

12

Практические
упражнения,
беседа

6

Комплекс упражнений для
моторной ловкости

4

1

3

Практические
упражнения,
беседа

15

53

Всего 68

Содержание учебного (тематического) плана
Программа включает в себя необходимый объем теоретических знаний в
области:



Личной гигиены.



Элементарных сведений о строении и функциях организма человека.



Содействие формированию правильной осанки и предупреждения плоскостопия.



Формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими

упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах.
Практический раздел программы:



Корригирующие упражнения, направленные на профилактику нарушения осанки,

плоскостопия.



Дыхательные упражнения.



Гимнастика с элементами Хатха – йоги.



Приемы самомассажа кистей рук, стоп ног, спины.



Упражнения для укрепления плечевого пояса, спины, рук, ног.



Игры для формирования правильной осанки.



Психогимнастика.



Релаксация.

1. Вводное занятие. 2 часа Теоретический материал: 0,5 часа
Практические занятия: 1,5 часа Дыхательная гимнастика
Упражнения и подвижные игры со спортивным оборудованием.
2. «Как закаляться». 14 часов

 «Если хочешь быть здоров». 6 часов
Теоретический материал: 0,5часа
Цель: Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться,
заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням.
Практические занятия: 6,5 часов. Дыхательная гимнастика. Упражнения для освоения
техники основных видов движений Точечный массаж и самомассаж. Упражнения на
релаксацию

 «Сохрани свое здоровье сам» 6 часов
Теоретический материал:0,5часа.
Цель: Учить самостоятельно, следить за своим здоровьем, знать несложные приемы
оздоровления,

уметь оказывать

элементарную

помощь,

прививать

любовь к физическим упражнениям, самомассажу.
Практические занятия: 7 часов.
Дыхательная гимнастика. Точечный массаж и самомассаж. Лечебные игры для освоения
техники основных видов движений.Упражнения на релаксацию.
3. «Забота о глазах». 9 часов.
«Что могут глаза» 6часов.
Теоретический материал:0,5часа.
Цель: Осознание детьми возможностей зрительного анализатора по признакам цвета.
Практические занятия:8,5часа.
Упражнения на развитие зрительных анализаторов.Упражнения на релаксацию.
4. «Правильная осанка – залог здоровья» 9 часов.
«Осанка – это привычная поза человека» 6 часов.
Теоретический материал:0,5часа
Цель: Формировать понятия: правильная осанка, стройная фигура, сохранение
правильной позы во время ходьбы, бега.
Практические занятия: 8,5часа

Упражнения на развитие навыков правильной осанки.Упражнения на релаксацию
5. «Мышцы, кости и суставы» 22 часа.

 «Скелет — наша опора» 7часов.
Теоретический материал:0,5часа.
Цель: Дать детям представления о косно-мышечной системе организма человека.
Практические занятия: 10,5часов.
Дыхательная гимнастика. Упражнения на развитие равновесия и координации.
Упражнения и подвижные игры.

 «Осанка - стройная спина!»7часов
Теоретический материал:0,5 часа
Цель: Учить детей следить за своим здоровьем, побуждать к

выполнению

физических упражнений, радоваться достигнутому результату.
Практические занятия: 10,5 часа
Дыхательная гимнастика. Упражнения на развитие равновесия и координации.
Упражнения и подвижные игры с использованием нестандартного оборудования.

 «Спорт — это здоровье» 7часов
Теоретический материал: 0,5 часов
Цель: закрепить знания о различных видах спорта, учить, пантомимой изображать,
знакомые виды спорта, развивать интерес к видам спорта, желание заниматься спортом.
Практические занятия: 5,5 часа
Дыхательная гимнастика. Упражнения на развитие равновесия и координации.
Упражнения и подвижные игры на различные виды спорта.
6. «Руки, ноги и я» 18 часов

 «Здоровые ножки идут по дорожке» 9 часов
Теоретический материал:0,5часа
Цель: дать детям представление о различных способах оздоровления ног.
Практические занятия: 8,5часа
Упражнения на развитие равновесия и координации. Точечный массаж и самомассаж.
Упражнения с бегом и прыжками.

 «Сильные руки - не знают скуки» 9 часов
Теоретический материал: 0,5часа
Цель: осознание детьми зависимости упражнений для рук с исходными результатами.
Вызывать у детей желание к выполнению физических упражнений.
Практические занятия: 8,5часа

Дыхательная гимнастика Точечный массаж и самомассаж. Упражнения с мячами и
скакалками.
7. «Неболейка» 18 часов.

 «Чтобы нам не болеть» 14 часов.
Теоретический материал: 0,5часа.
Цель: Воспитывать доброе отношение к тем, кто заботится о нашем здоровье,
формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью
зарядки, витаминов.
Практические занятия: 13,5часа.
Дыхательная гимнастика. Точечный массаж и самомассаж. Упражнения и подвижные
игры по желанию детей.Упражнения на релаксацию

 Итоговый 4 часа
Теоретический материал:0,5часа
Цель: Выяснить у детей, как они усвоили основные приемы оздоровления.
Практические занятия:3,5часа
Дыхательная гимнастика. Точечный массаж и самомассаж.Упражнения на релаксацию.
Упражнения и подвижные игры с нестандартным оборудованием.

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенции,
приобретаемых

обучающихся

при

освоении

программы

по

ее

завершению;

формулируется с учетом цели и содержания программы.
Метапредметные: выполнять упражнения лечебной физической культуры не
только на занятиях в детском саду, но и самостоятельно в домашних условиях. Играть
в подвижные игры. Показывать хорошие умения и навыки в выполнении упражнений
лечебной физической культуры.
Личностные: сформированное чувство ответственности за своё здоровье;
стремление к здоровому образу жизни; умение использовать приемы личной
самодиагностики, саморегуляции.
Предметные: Будет знать правила поведения на занятиях ЛФК, что такое
лечебная гимнастика, ее роль и влияние на организм ребенка. Что такое правильная
осанка. Гигиенические требования к занятиям лечебной физической культуры и
самостоятельным занятиям в домашних условиях. Правила приема воздушных и
солнечных ванн. Значение занятий на открытом воздухе, температурный режим. Знать

правила подвижных игр, изученных на занятиях.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение

1.

Стенка для формирования навыка правильной осанки;

2.

Детские гантели;

3.

Индивидуальные коврики;

4.

Мячи резиновые различного диаметра;

5.

Гимнастические палки, мешочки с грузом;

6.

Косички (короткие веревочки);

7.

Массажные валики, мячи, коврики;

8.

Коврики со следочками;

9.

Мячи хип-хопы;

10.

Гимнастическая скамейка;

11.

Наклонная доска;

12.

Эспандер.

Информационное обеспечение
1. Интернет-ресурс http://fizkulturnica.ru/
Кадровое обеспечение
В реализации программы принимает участие педагоги, имеющие образование и
особые условия допуска к работе в соответствии с Профессиональным стандартом.
Педагоги должны владеть практическими навыками выполнения трудовых
функций: организация деятельности занимающихся, направленной на освоение
программы; организация досуговой деятельности детей в процессе реализации
программы; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
детей, осваивающих программу, при решении задач обучения и воспитания;
педагогический контроль и оценка освоения программы; разработка программнометодического обеспечения программы.
Методические материалы
В процессе обучения используются следующие методы: словесный, наглядный,
практический, игровой, объяснительно-иллюстративный,деятельностный.

В процессе обучения используются следующие технологии:

 личностно-ориентированные;
 коммуникативные;
 информационно-коммуникационные;
 здоровьесберегающие;
 игровые.
Учебно – методическая литература:

1.

Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях

опорно-двигательного аппарата): Пособие для инструкторов лечебной физкультуры,
воспитателей и родителей /О.В. Козырева. - М.: Просвещение, 2006

2.

Борисова Е.Н. Система организации физкультурно – оздоровительной

работыс дошкольниками. М.:Глобус, 2007г.

3.

Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. М., 1989г.

4.

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. М.: Сфера,

5.

Галанов А.С. Игры, которые лечат. М., 2001г.

6.

Кудрявцев

2010г.

В.Т.

Развивающая

педагогика

оздоровления

(программно–методическая разработка). М.:»Линка – Пресс», 2000г.
Формы аттестации /контроль.
Разрабатываются и обосновываются для определения результативности
программы, перечисляются согласно учебно- (тематическому) плану.
Процедура контроля, промежуточной и итоговой аттестации осуществляется
контрольно-измерительными материалами (приложение).
Контроль за состоянием здоровья детей является основой профилактической,
оздоровительной и воспитательной работы в ДОУ.
По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это
состояние полного физического, душевного и социального состояния человека, а не
только отсутствие болезней и физических недостатков». Институт гигиены детей и
подростков РАМН рекомендует использовать для оценки состояния здоровья детей
четыре показателя:

1.

наличие или отсутствие хронических болезней;

2.

уровень функционального состояния основных систем организма;

3.

степень

сопротивляемости

организма

неблагоприятным

воздействиям;

4.

уровень

психического

степень

егогармоничности.

и

физического

развития,

Беседа с детьми на тему «Я и мое здоровье» поможет выявить знания, уменияи
навыки ведения здорового образа жизни.
Ф.И. ребенка
Здоровье – это …
Для чего нужно здоровье?
Какие правила здоровья ты знаешь?
Чтобы быть здоровым, нельзя …
Чтобы быть здоровым, я делаю вот что…
У вас спортивная семья?

3. Список литературы
1.

Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека: Монография.- М.: Теория и

практика физической культуры, 2000.- 275 с.

2.

Безруких

М.М. Здоровьеформирующее

физическое развитие.

Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. М., 2001. -46, 80 с.

3.

Банникова Т.А.Технологические основания физкультурной тренировки

старших дошкольников, Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.
– 2003. - № 4.- С. 20-23.

4.

Красикова И.С. Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение

нарушений осанки. / И.С.Красикова/.- Санкт- Петербург, 2001.

5.

Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников./ О.В.Козырева/.-

Москва, 2006.

6.

Клюева М.Н. «Корригирующая гимнастика для детей с нарушением

опорно– двигательного аппарата в условиях детского сада», С- Птб.»Детство – Пресс»,
2007;

7.

Козырева О.В. «Лечебная физкультура для дошкольников» (при

нарушениях опорно – двигательного аппарата), М., Просвещение, 2006;

8.

Козырева О.В.

«Оздоровительно –

дошкольников», М., Просвещение, 2007.

развивающие

игры

для


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».