Российская Федерация Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение − средняя общеобразовательная школа № 31 Утверждено и введено приказом № 180/1-од/24 от 28.08.2024 Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (ЛФК)» физкультурно-спортивной направленности Возраст обучающихся: 3-7 лет Срок реализации: 1 год Автор-разработчик: Якушев Роберт Юрьевич г. Екатеринбург, 2024 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена для занятий с обучающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом МАОУ-СОШ № 31. Направленность. Физкультурно-спортивная. Актуальность. Одним из важных вопросов улучшения физического воспитания дошкольников является поиск эффективных средств и методов, с помощью которых достигается гармоническое развитие детского организма. Лечебная физическая культура, которая в последнее время стала использоваться в детских садах, является новой формой реабилитации детей, имеющих патологические и предпатологические состояния, так как ранее для профилактики различных заболеваний и поддержания здоровья дошкольников применялись преимущественно различные физиотерапевтические средства, а также закаливание. Причины, определившие внедрение лечебной физкультуры в дошкольные учреждения, многообразны. Это и резкое ухудшение состояния здоровья новорожденных и, как следствие, детей дошкольного возраста и ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической реакции ребенка и более частные причины, в том числе занятость родителей строгий режим работы поликлиники и кабинета ЛФК, их удаленность от места проживания детей, нуждающихся в лечении. В детском саду созданы необходимые условия для своевременной профилактической работы и реабилитации (режима дня, материально техническая база, специалисты и т. п.). При этом известно, что именно своевременность воздействия различных средств и методов лечебной физкультуры является наиболее значимым фактором ее внедрения в практику работы дошкольных учреждений. Лечебная физкультура дает возможность получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях и показана всем детям, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья. В процессе занятий улучшаются функциональные показатели сердечнососудистой системы, ускоряется ее развитие, происходит укрепление здоровья ребенка. И здесь невозможно переоценить роль ЛФК. Под влиянием дозированных мышечных нагрузок в организме ребенка происходят многообразные физиологические и биохимические процессы, направленные на восстановление нарушений функций. Упражнения вызывают усиление обменных процессов в тканях, улучшают общее состояние. Благодаря механизму стимулирующего действия они предупреждают задержку роста и развития ребенка, повышают неспецифическую сопротивляемость его организма. Лечебное действие физических упражнений объясняется важной биологической ролью движений в жизни ребенка. ЛФК улучшает нарушенные болезнью функции, ускоряет последствия восстановительные вынужденной процессы, гипокинезии. уменьшает Физические неблагоприятные упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и степени нагрузки. ЛФК позволяет получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях. В дошкольном учреждении она показана всем детям, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья. Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия по коррекционной работе проводятся с детьми раннего возраста. Программа состоит из двигательных игр, упражнений, дыхательной гимнастики и других нетрадиционных форм физкультурно-спортивно-оздоровительной работы. Адресат. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лечебная физическая культура» предназначена для детей 3-7 лет. Дошкольный возраст – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. Группы - от 10 до 15 человек. Объём общеразвивающей программы. 68 учебных часа. Срок освоения общеразвивающей программы. 1 учебный год. Уровневость. Стартовый уровень. Формы обучения. Фронтальная, индивидуально-групповая. Виды занятий. Беседа, практическое занятие. Формы подведения результатов. Обучение содержанию программного материала построено на основе общихметодических положений: от простого к сложному, от частного к общему, с использованием технологий личностно-ориентированного подхода в обучении. Кроме этого, по ходу реализации программы, предполагается использование тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиск информации в интернете, просмотр учебных программ, видеоматериала и т. д. 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Цель - укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма. Задачи. Образовательная: - Обучить правилам ортопедического режима, формирование правильной осанки, ее коррекции. - Обучить рациональному дыханию. - Освоить основных двигательных навыков и умений. Развивающая: - Повысить функциональный уровень органов и систем организма дошкольников. - Повысить умственную и физическую работоспособности. - Повысить иммунологическую реактивность, сопротивляемости организма как средства борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции. Воспитательная: - воспитать у детей ответственности за результаты совместной деятельности; - воспитать у детей потребности регулярно заниматься физической культурой по собственной инициативе. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Учебно-тематический план № п/п Название раздела, тема Количество часов Всего 1 Вводное занятие 1 Формы аттестации/ контроля Теория Прак тика 1 0 Беседа 2 Комплекс упражнений дыхательной гимнастики 10 2 8 Практические упражнения, беседа 3 Комплекс упражнений для формирования правильной осанки. 18 3 15 Практические упражнения, беседа 4 Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. 18 3 15 Практические упражнения, беседа 5 Комплекс упражнений для развития функции координации и вестибулярного аппарата. 17 5 12 Практические упражнения, беседа 6 Комплекс упражнений для моторной ловкости 4 1 3 Практические упражнения, беседа 15 53 Всего 68 Содержание учебного (тематического) плана Программа включает в себя необходимый объем теоретических знаний в области: Личной гигиены. Элементарных сведений о строении и функциях организма человека. Содействие формированию правильной осанки и предупреждения плоскостопия. Формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах. Практический раздел программы: Корригирующие упражнения, направленные на профилактику нарушения осанки, плоскостопия. Дыхательные упражнения. Гимнастика с элементами Хатха – йоги. Приемы самомассажа кистей рук, стоп ног, спины. Упражнения для укрепления плечевого пояса, спины, рук, ног. Игры для формирования правильной осанки. Психогимнастика. Релаксация. 1. Вводное занятие. 2 часа Теоретический материал: 0,5 часа Практические занятия: 1,5 часа Дыхательная гимнастика Упражнения и подвижные игры со спортивным оборудованием. 2. «Как закаляться». 14 часов «Если хочешь быть здоров». 6 часов Теоретический материал: 0,5часа Цель: Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням. Практические занятия: 6,5 часов. Дыхательная гимнастика. Упражнения для освоения техники основных видов движений Точечный массаж и самомассаж. Упражнения на релаксацию «Сохрани свое здоровье сам» 6 часов Теоретический материал:0,5часа. Цель: Учить самостоятельно, следить за своим здоровьем, знать несложные приемы оздоровления, уметь оказывать элементарную помощь, прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу. Практические занятия: 7 часов. Дыхательная гимнастика. Точечный массаж и самомассаж. Лечебные игры для освоения техники основных видов движений.Упражнения на релаксацию. 3. «Забота о глазах». 9 часов. «Что могут глаза» 6часов. Теоретический материал:0,5часа. Цель: Осознание детьми возможностей зрительного анализатора по признакам цвета. Практические занятия:8,5часа. Упражнения на развитие зрительных анализаторов.Упражнения на релаксацию. 4. «Правильная осанка – залог здоровья» 9 часов. «Осанка – это привычная поза человека» 6 часов. Теоретический материал:0,5часа Цель: Формировать понятия: правильная осанка, стройная фигура, сохранение правильной позы во время ходьбы, бега. Практические занятия: 8,5часа Упражнения на развитие навыков правильной осанки.Упражнения на релаксацию 5. «Мышцы, кости и суставы» 22 часа. «Скелет — наша опора» 7часов. Теоретический материал:0,5часа. Цель: Дать детям представления о косно-мышечной системе организма человека. Практические занятия: 10,5часов. Дыхательная гимнастика. Упражнения на развитие равновесия и координации. Упражнения и подвижные игры. «Осанка - стройная спина!»7часов Теоретический материал:0,5 часа Цель: Учить детей следить за своим здоровьем, побуждать к выполнению физических упражнений, радоваться достигнутому результату. Практические занятия: 10,5 часа Дыхательная гимнастика. Упражнения на развитие равновесия и координации. Упражнения и подвижные игры с использованием нестандартного оборудования. «Спорт — это здоровье» 7часов Теоретический материал: 0,5 часов Цель: закрепить знания о различных видах спорта, учить, пантомимой изображать, знакомые виды спорта, развивать интерес к видам спорта, желание заниматься спортом. Практические занятия: 5,5 часа Дыхательная гимнастика. Упражнения на развитие равновесия и координации. Упражнения и подвижные игры на различные виды спорта. 6. «Руки, ноги и я» 18 часов «Здоровые ножки идут по дорожке» 9 часов Теоретический материал:0,5часа Цель: дать детям представление о различных способах оздоровления ног. Практические занятия: 8,5часа Упражнения на развитие равновесия и координации. Точечный массаж и самомассаж. Упражнения с бегом и прыжками. «Сильные руки - не знают скуки» 9 часов Теоретический материал: 0,5часа Цель: осознание детьми зависимости упражнений для рук с исходными результатами. Вызывать у детей желание к выполнению физических упражнений. Практические занятия: 8,5часа Дыхательная гимнастика Точечный массаж и самомассаж. Упражнения с мячами и скакалками. 7. «Неболейка» 18 часов. «Чтобы нам не болеть» 14 часов. Теоретический материал: 0,5часа. Цель: Воспитывать доброе отношение к тем, кто заботится о нашем здоровье, формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, витаминов. Практические занятия: 13,5часа. Дыхательная гимнастика. Точечный массаж и самомассаж. Упражнения и подвижные игры по желанию детей.Упражнения на релаксацию Итоговый 4 часа Теоретический материал:0,5часа Цель: Выяснить у детей, как они усвоили основные приемы оздоровления. Практические занятия:3,5часа Дыхательная гимнастика. Точечный массаж и самомассаж.Упражнения на релаксацию. Упражнения и подвижные игры с нестандартным оборудованием. 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенции, приобретаемых обучающихся при освоении программы по ее завершению; формулируется с учетом цели и содержания программы. Метапредметные: выполнять упражнения лечебной физической культуры не только на занятиях в детском саду, но и самостоятельно в домашних условиях. Играть в подвижные игры. Показывать хорошие умения и навыки в выполнении упражнений лечебной физической культуры. Личностные: сформированное чувство ответственности за своё здоровье; стремление к здоровому образу жизни; умение использовать приемы личной самодиагностики, саморегуляции. Предметные: Будет знать правила поведения на занятиях ЛФК, что такое лечебная гимнастика, ее роль и влияние на организм ребенка. Что такое правильная осанка. Гигиенические требования к занятиям лечебной физической культуры и самостоятельным занятиям в домашних условиях. Правила приема воздушных и солнечных ванн. Значение занятий на открытом воздухе, температурный режим. Знать правила подвижных игр, изученных на занятиях. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Условия реализации программы: Материально-техническое обеспечение 1. Стенка для формирования навыка правильной осанки; 2. Детские гантели; 3. Индивидуальные коврики; 4. Мячи резиновые различного диаметра; 5. Гимнастические палки, мешочки с грузом; 6. Косички (короткие веревочки); 7. Массажные валики, мячи, коврики; 8. Коврики со следочками; 9. Мячи хип-хопы; 10. Гимнастическая скамейка; 11. Наклонная доска; 12. Эспандер. Информационное обеспечение 1. Интернет-ресурс http://fizkulturnica.ru/ Кадровое обеспечение В реализации программы принимает участие педагоги, имеющие образование и особые условия допуска к работе в соответствии с Профессиональным стандартом. Педагоги должны владеть практическими навыками выполнения трудовых функций: организация деятельности занимающихся, направленной на освоение программы; организация досуговой деятельности детей в процессе реализации программы; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) детей, осваивающих программу, при решении задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения программы; разработка программнометодического обеспечения программы. Методические материалы В процессе обучения используются следующие методы: словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный,деятельностный. В процессе обучения используются следующие технологии: личностно-ориентированные; коммуникативные; информационно-коммуникационные; здоровьесберегающие; игровые. Учебно – методическая литература: 1. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата): Пособие для инструкторов лечебной физкультуры, воспитателей и родителей /О.В. Козырева. - М.: Просвещение, 2006 2. Борисова Е.Н. Система организации физкультурно – оздоровительной работыс дошкольниками. М.:Глобус, 2007г. 3. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. М., 1989г. 4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. М.: Сфера, 5. Галанов А.С. Игры, которые лечат. М., 2001г. 6. Кудрявцев 2010г. В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (программно–методическая разработка). М.:»Линка – Пресс», 2000г. Формы аттестации /контроль. Разрабатываются и обосновываются для определения результативности программы, перечисляются согласно учебно- (тематическому) плану. Процедура контроля, промежуточной и итоговой аттестации осуществляется контрольно-измерительными материалами (приложение). Контроль за состоянием здоровья детей является основой профилактической, оздоровительной и воспитательной работы в ДОУ. По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального состояния человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». Институт гигиены детей и подростков РАМН рекомендует использовать для оценки состояния здоровья детей четыре показателя: 1. наличие или отсутствие хронических болезней; 2. уровень функционального состояния основных систем организма; 3. степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям; 4. уровень психического степень егогармоничности. и физического развития, Беседа с детьми на тему «Я и мое здоровье» поможет выявить знания, уменияи навыки ведения здорового образа жизни. Ф.И. ребенка Здоровье – это … Для чего нужно здоровье? Какие правила здоровья ты знаешь? Чтобы быть здоровым, нельзя … Чтобы быть здоровым, я делаю вот что… У вас спортивная семья? 3. Список литературы 1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека: Монография.- М.: Теория и практика физической культуры, 2000.- 275 с. 2. Безруких М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. М., 2001. -46, 80 с. 3. Банникова Т.А.Технологические основания физкультурной тренировки старших дошкольников, Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2003. - № 4.- С. 20-23. 4. Красикова И.С. Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. / И.С.Красикова/.- Санкт- Петербург, 2001. 5. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников./ О.В.Козырева/.- Москва, 2006. 6. Клюева М.Н. «Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно– двигательного аппарата в условиях детского сада», С- Птб.»Детство – Пресс», 2007; 7. Козырева О.В. «Лечебная физкультура для дошкольников» (при нарушениях опорно – двигательного аппарата), М., Просвещение, 2006; 8. Козырева О.В. «Оздоровительно – дошкольников», М., Просвещение, 2007. развивающие игры для