Российская Федерация
Департамент образования
Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение −
средняя общеобразовательная школа № 31
Утверждено и введено
приказом № 180/1-од/24 от 28.08.2024
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (ЛФК)»
физкультурно-спортивной направленности
Возраст обучающихся: 3-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-разработчик:
Якушев Роберт Юрьевич
г. Екатеринбург, 2024
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена
для занятий с обучающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии
действующими нормативными документами, Уставом МАОУ-СОШ № 31.
Направленность. Физкультурно-спортивная.
Актуальность. Одним из важных вопросов улучшения физического воспитания
дошкольников является поиск эффективных средств и методов, с помощью которых
достигается гармоническое развитие детского организма.
Лечебная физическая культура, которая в последнее время стала использоваться
в детских садах, является новой формой реабилитации детей, имеющих патологические
и предпатологические состояния, так как ранее для профилактики различных
заболеваний и поддержания здоровья дошкольников применялись преимущественно
различные физиотерапевтические средства, а также закаливание.
Причины, определившие внедрение лечебной физкультуры в дошкольные
учреждения,
многообразны.
Это
и
резкое
ухудшение
состояния
здоровья
новорожденных и, как следствие, детей дошкольного возраста и ухудшение
экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической реакции
ребенка и более частные причины, в том числе занятость родителей строгий режим
работы поликлиники и кабинета ЛФК, их удаленность от места проживания детей,
нуждающихся в лечении. В детском саду созданы необходимые условия для
своевременной профилактической работы и реабилитации (режима дня, материально
техническая база, специалисты и т. п.). При этом известно, что именно своевременность
воздействия различных средств и методов лечебной физкультуры является наиболее
значимым фактором ее внедрения в практику работы дошкольных учреждений.
Лечебная физкультура дает возможность получать реабилитационный эффект при
различных заболеваниях и показана всем детям, имеющим постоянные или временные
отклонения в состоянии здоровья.
В процессе занятий улучшаются функциональные показатели сердечнососудистой системы, ускоряется ее развитие, происходит укрепление здоровья ребенка.
И здесь невозможно переоценить роль ЛФК. Под влиянием дозированных мышечных
нагрузок в организме ребенка происходят многообразные физиологические и
биохимические процессы, направленные на
восстановление нарушений функций.
Упражнения вызывают усиление обменных процессов
в тканях, улучшают общее
состояние. Благодаря механизму стимулирующего действия они предупреждают
задержку роста и развития ребенка, повышают неспецифическую сопротивляемость его
организма.
Лечебное
действие
физических
упражнений
объясняется
важной
биологической ролью движений в жизни ребенка. ЛФК улучшает нарушенные болезнью
функции,
ускоряет
последствия
восстановительные
вынужденной
процессы,
гипокинезии.
уменьшает
Физические
неблагоприятные
упражнения
оказывают
разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и степени
нагрузки. ЛФК позволяет получать реабилитационный эффект при различных
заболеваниях. В дошкольном учреждении она показана всем детям, имеющим
постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья.
Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия по
коррекционной работе проводятся с детьми раннего возраста. Программа состоит из
двигательных игр, упражнений, дыхательной гимнастики и других нетрадиционных
форм физкультурно-спортивно-оздоровительной работы.
Адресат. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Лечебная физическая культура» предназначена для детей 3-7 лет. Дошкольный возраст
– большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно
расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок
открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и
общественных функций людей.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. Группы - от
10 до 15 человек.
Объём общеразвивающей программы.
68 учебных часа.
Срок освоения общеразвивающей программы. 1 учебный год.
Уровневость. Стартовый уровень.
Формы обучения. Фронтальная, индивидуально-групповая.
Виды занятий. Беседа, практическое занятие.
Формы подведения результатов.
Обучение содержанию программного
материала построено на основе общихметодических положений: от простого к сложному,
от частного к общему, с использованием технологий личностно-ориентированного
подхода в обучении. Кроме этого, по ходу реализации программы, предполагается
использование тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиск
информации в интернете, просмотр учебных программ, видеоматериала и т. д.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель - укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию
и закаливанию организма.
Задачи.
Образовательная:
-
Обучить
правилам
ортопедического
режима,
формирование
правильной осанки, ее коррекции.
-
Обучить рациональному дыханию.
-
Освоить основных двигательных навыков и умений.
Развивающая:
-
Повысить функциональный уровень органов и систем организма
дошкольников.
-
Повысить умственную и физическую работоспособности.
-
Повысить иммунологическую реактивность, сопротивляемости
организма как средства борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными
заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции.
Воспитательная:
-
воспитать у детей ответственности за результаты совместной
деятельности;
-
воспитать у детей потребности регулярно заниматься физической
культурой по собственной инициативе.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
№
п/п
Название раздела, тема
Количество часов
Всего
1
Вводное занятие
1
Формы
аттестации/
контроля
Теория Прак
тика
1
0
Беседа
2
Комплекс упражнений
дыхательной гимнастики
10
2
8
Практические
упражнения,
беседа
3
Комплекс упражнений для
формирования правильной
осанки.
18
3
15
Практические
упражнения,
беседа
4
Комплекс упражнений для
профилактики
плоскостопия.
18
3
15
Практические
упражнения,
беседа
5
Комплекс упражнений для
развития функции
координации и
вестибулярного аппарата.
17
5
12
Практические
упражнения,
беседа
6
Комплекс упражнений для
моторной ловкости
4
1
3
Практические
упражнения,
беседа
15
53
Всего 68
Содержание учебного (тематического) плана
Программа включает в себя необходимый объем теоретических знаний в
области:
Личной гигиены.
Элементарных сведений о строении и функциях организма человека.
Содействие формированию правильной осанки и предупреждения плоскостопия.
Формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими
упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах.
Практический раздел программы:
Корригирующие упражнения, направленные на профилактику нарушения осанки,
плоскостопия.
Дыхательные упражнения.
Гимнастика с элементами Хатха – йоги.
Приемы самомассажа кистей рук, стоп ног, спины.
Упражнения для укрепления плечевого пояса, спины, рук, ног.
Игры для формирования правильной осанки.
Психогимнастика.
Релаксация.
1. Вводное занятие. 2 часа Теоретический материал: 0,5 часа
Практические занятия: 1,5 часа Дыхательная гимнастика
Упражнения и подвижные игры со спортивным оборудованием.
2. «Как закаляться». 14 часов
«Если хочешь быть здоров». 6 часов
Теоретический материал: 0,5часа
Цель: Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться,
заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням.
Практические занятия: 6,5 часов. Дыхательная гимнастика. Упражнения для освоения
техники основных видов движений Точечный массаж и самомассаж. Упражнения на
релаксацию
«Сохрани свое здоровье сам» 6 часов
Теоретический материал:0,5часа.
Цель: Учить самостоятельно, следить за своим здоровьем, знать несложные приемы
оздоровления,
уметь оказывать
элементарную
помощь,
прививать
любовь к физическим упражнениям, самомассажу.
Практические занятия: 7 часов.
Дыхательная гимнастика. Точечный массаж и самомассаж. Лечебные игры для освоения
техники основных видов движений.Упражнения на релаксацию.
3. «Забота о глазах». 9 часов.
«Что могут глаза» 6часов.
Теоретический материал:0,5часа.
Цель: Осознание детьми возможностей зрительного анализатора по признакам цвета.
Практические занятия:8,5часа.
Упражнения на развитие зрительных анализаторов.Упражнения на релаксацию.
4. «Правильная осанка – залог здоровья» 9 часов.
«Осанка – это привычная поза человека» 6 часов.
Теоретический материал:0,5часа
Цель: Формировать понятия: правильная осанка, стройная фигура, сохранение
правильной позы во время ходьбы, бега.
Практические занятия: 8,5часа
Упражнения на развитие навыков правильной осанки.Упражнения на релаксацию
5. «Мышцы, кости и суставы» 22 часа.
«Скелет — наша опора» 7часов.
Теоретический материал:0,5часа.
Цель: Дать детям представления о косно-мышечной системе организма человека.
Практические занятия: 10,5часов.
Дыхательная гимнастика. Упражнения на развитие равновесия и координации.
Упражнения и подвижные игры.
«Осанка - стройная спина!»7часов
Теоретический материал:0,5 часа
Цель: Учить детей следить за своим здоровьем, побуждать к
выполнению
физических упражнений, радоваться достигнутому результату.
Практические занятия: 10,5 часа
Дыхательная гимнастика. Упражнения на развитие равновесия и координации.
Упражнения и подвижные игры с использованием нестандартного оборудования.
«Спорт — это здоровье» 7часов
Теоретический материал: 0,5 часов
Цель: закрепить знания о различных видах спорта, учить, пантомимой изображать,
знакомые виды спорта, развивать интерес к видам спорта, желание заниматься спортом.
Практические занятия: 5,5 часа
Дыхательная гимнастика. Упражнения на развитие равновесия и координации.
Упражнения и подвижные игры на различные виды спорта.
6. «Руки, ноги и я» 18 часов
«Здоровые ножки идут по дорожке» 9 часов
Теоретический материал:0,5часа
Цель: дать детям представление о различных способах оздоровления ног.
Практические занятия: 8,5часа
Упражнения на развитие равновесия и координации. Точечный массаж и самомассаж.
Упражнения с бегом и прыжками.
«Сильные руки - не знают скуки» 9 часов
Теоретический материал: 0,5часа
Цель: осознание детьми зависимости упражнений для рук с исходными результатами.
Вызывать у детей желание к выполнению физических упражнений.
Практические занятия: 8,5часа
Дыхательная гимнастика Точечный массаж и самомассаж. Упражнения с мячами и
скакалками.
7. «Неболейка» 18 часов.
«Чтобы нам не болеть» 14 часов.
Теоретический материал: 0,5часа.
Цель: Воспитывать доброе отношение к тем, кто заботится о нашем здоровье,
формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью
зарядки, витаминов.
Практические занятия: 13,5часа.
Дыхательная гимнастика. Точечный массаж и самомассаж. Упражнения и подвижные
игры по желанию детей.Упражнения на релаксацию
Итоговый 4 часа
Теоретический материал:0,5часа
Цель: Выяснить у детей, как они усвоили основные приемы оздоровления.
Практические занятия:3,5часа
Дыхательная гимнастика. Точечный массаж и самомассаж.Упражнения на релаксацию.
Упражнения и подвижные игры с нестандартным оборудованием.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенции,
приобретаемых
обучающихся
при
освоении
программы
по
ее
завершению;
формулируется с учетом цели и содержания программы.
Метапредметные: выполнять упражнения лечебной физической культуры не
только на занятиях в детском саду, но и самостоятельно в домашних условиях. Играть
в подвижные игры. Показывать хорошие умения и навыки в выполнении упражнений
лечебной физической культуры.
Личностные: сформированное чувство ответственности за своё здоровье;
стремление к здоровому образу жизни; умение использовать приемы личной
самодиагностики, саморегуляции.
Предметные: Будет знать правила поведения на занятиях ЛФК, что такое
лечебная гимнастика, ее роль и влияние на организм ребенка. Что такое правильная
осанка. Гигиенические требования к занятиям лечебной физической культуры и
самостоятельным занятиям в домашних условиях. Правила приема воздушных и
солнечных ванн. Значение занятий на открытом воздухе, температурный режим. Знать
правила подвижных игр, изученных на занятиях.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение
1.
Стенка для формирования навыка правильной осанки;
2.
Детские гантели;
3.
Индивидуальные коврики;
4.
Мячи резиновые различного диаметра;
5.
Гимнастические палки, мешочки с грузом;
6.
Косички (короткие веревочки);
7.
Массажные валики, мячи, коврики;
8.
Коврики со следочками;
9.
Мячи хип-хопы;
10.
Гимнастическая скамейка;
11.
Наклонная доска;
12.
Эспандер.
Информационное обеспечение
1. Интернет-ресурс http://fizkulturnica.ru/
Кадровое обеспечение
В реализации программы принимает участие педагоги, имеющие образование и
особые условия допуска к работе в соответствии с Профессиональным стандартом.
Педагоги должны владеть практическими навыками выполнения трудовых
функций: организация деятельности занимающихся, направленной на освоение
программы; организация досуговой деятельности детей в процессе реализации
программы; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
детей, осваивающих программу, при решении задач обучения и воспитания;
педагогический контроль и оценка освоения программы; разработка программнометодического обеспечения программы.
Методические материалы
В процессе обучения используются следующие методы: словесный, наглядный,
практический, игровой, объяснительно-иллюстративный,деятельностный.
В процессе обучения используются следующие технологии:
личностно-ориентированные;
коммуникативные;
информационно-коммуникационные;
здоровьесберегающие;
игровые.
Учебно – методическая литература:
1.
Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях
опорно-двигательного аппарата): Пособие для инструкторов лечебной физкультуры,
воспитателей и родителей /О.В. Козырева. - М.: Просвещение, 2006
2.
Борисова Е.Н. Система организации физкультурно – оздоровительной
работыс дошкольниками. М.:Глобус, 2007г.
3.
Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. М., 1989г.
4.
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. М.: Сфера,
5.
Галанов А.С. Игры, которые лечат. М., 2001г.
6.
Кудрявцев
2010г.
В.Т.
Развивающая
педагогика
оздоровления
(программно–методическая разработка). М.:»Линка – Пресс», 2000г.
Формы аттестации /контроль.
Разрабатываются и обосновываются для определения результативности
программы, перечисляются согласно учебно- (тематическому) плану.
Процедура контроля, промежуточной и итоговой аттестации осуществляется
контрольно-измерительными материалами (приложение).
Контроль за состоянием здоровья детей является основой профилактической,
оздоровительной и воспитательной работы в ДОУ.
По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это
состояние полного физического, душевного и социального состояния человека, а не
только отсутствие болезней и физических недостатков». Институт гигиены детей и
подростков РАМН рекомендует использовать для оценки состояния здоровья детей
четыре показателя:
1.
наличие или отсутствие хронических болезней;
2.
уровень функционального состояния основных систем организма;
3.
степень
сопротивляемости
организма
неблагоприятным
воздействиям;
4.
уровень
психического
степень
егогармоничности.
и
физического
развития,
Беседа с детьми на тему «Я и мое здоровье» поможет выявить знания, уменияи
навыки ведения здорового образа жизни.
Ф.И. ребенка
Здоровье – это …
Для чего нужно здоровье?
Какие правила здоровья ты знаешь?
Чтобы быть здоровым, нельзя …
Чтобы быть здоровым, я делаю вот что…
У вас спортивная семья?
3. Список литературы
1.
Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека: Монография.- М.: Теория и
практика физической культуры, 2000.- 275 с.
2.
Безруких
М.М. Здоровьеформирующее
физическое развитие.
Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. М., 2001. -46, 80 с.
3.
Банникова Т.А.Технологические основания физкультурной тренировки
старших дошкольников, Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.
– 2003. - № 4.- С. 20-23.
4.
Красикова И.С. Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение
нарушений осанки. / И.С.Красикова/.- Санкт- Петербург, 2001.
5.
Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников./ О.В.Козырева/.-
Москва, 2006.
6.
Клюева М.Н. «Корригирующая гимнастика для детей с нарушением
опорно– двигательного аппарата в условиях детского сада», С- Птб.»Детство – Пресс»,
2007;
7.
Козырева О.В. «Лечебная физкультура для дошкольников» (при
нарушениях опорно – двигательного аппарата), М., Просвещение, 2006;
8.
Козырева О.В.
«Оздоровительно –
дошкольников», М., Просвещение, 2007.
развивающие
игры
для