Российская Федерация Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение − средняя общеобразовательная школа № 31 Утверждено и введено приказом № 180/1-од/24 от 28.08.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ» Направленность: социально-гуманитарная Программа предназначена для детей 2-7 лет Срок реализации: 1 год Автор-разработчик: воспитатель Лапонина Елена Анатольевна Екатеринбург, 2024 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1. Пояснительная записка Направленность: социально-гуманитарная. Актуальность заключается в том, что она составлена с учетом современных требований. И в том, что в развитии детей разного дошкольного возраста, посещающих группу, соединяются преимущества воспитания в организованном детском коллективе; родители при отсутствии специальных знаний не всегда готовы самостоятельно заниматься развитием и обучением ребенка, кроме того, возможности социализации разновозрастных детей очень ограниченны, особенно при отсутствии нескольких детей в семье. У детей младшего дошкольного возраста появляется насущная потребность взаимодействовать со сверстниками и старшими дошкольниками. Опираясь на эту потребность ребенка, необходимо создать ему условия для общения с другими детьми. Возможность приходить в группу продлённого дня на непродолжительное время, заниматься под руководством квалифицированных педагогов, общаться с детьми старше и младше себя, предоставляется очень привлекательным и плодотворным. Отличительная особенность. Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как детский коллектив, понять различия и особенности детей разного возраста. В процессе освоения программы, в первый год обучения, используются специальные игры, подготавливающие детей к адаптации в детском разновозрастном коллективе. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится друг с другом. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков анализа и синтеза игровой деятельности. При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности. Программа направлена не только на конечный результат - умение играть, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим. Совершенствование навыков игры, формирование смыслового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр с детьми разного возраста поддерживается стойкий интерес к игровой деятельности и желание узнавать новое. Адресат: дети 2 – 7 лет. 2-3 года: в этом возрасте ребенку важно много двигаться; освоить мелкие движения пальчиков; осваивать речь; играть; выстраивать отношения со взрослыми; получать помощь взрослого, в тот момент, когда у него что-то не получается; иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. 3-4 года: - это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные потребности в этом возрасте – потребность в общении, уважение и признание. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности – игра. 4-5 лет: этот возраст – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. В этом возрасте у ребенка активно проявляется: стремление к самостоятельности; этические представления; творческие способности; развитое воображение; и т.д. 5-7 лет: это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержания. Данная программа обеспечивает разностороннее развитие и формирование теоретических знаний и практических навыков в игровой деятельности. В такой деятельности принимают участие различные анализаторные системы: зрительная, речевая, слуховая, эмоциональная и игровая. Одновременно игровая деятельность выступает одним из важнейших способов получения информации. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, игры с разным возрастом и контингентов детей, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, игры и задач возрастного психического развития ребенка. Режим занятий: основной формой работы с детьми является игровое занятие 5 раз в неделю от 15 до 30 минут. Объём общеразвивающей программы: Количество недель 34 Количество занятий 170 Срок освоения программы: один учебный год. Уровневость общеразвивающей программы: стартовый. Формы обучения: фронтальная, групповая (группой до 15 человек). Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка воспитанников, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей. Виды занятий: рисование; чтение; беседа; рассказ; объяснение; разъяснение; вопросы проблемного и исследовательского характера; словесные игры; показ иллюстраций; показ, исполнение педагогом; наблюдение; работа по образцу; игры, игровые ситуации, подвижные, пальчиковые развивающие игры, загадки. Формы подведения результатов: беседа, анализ деятельности. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы. Способствовать социальному, речевому, интеллектуально-познавательному, физическому, художественноэстетическому развитию детей; создать условия для развития коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения. Задачи. Обучающие: Обучать элементарным правилам поведения во время игры. Усвоение способов использования различных предметов, сенсорное развитие. Формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми. Развивающие: Развитие основных видов детской деятельности (игра, изобразительная деятельность, чтение сказок, рассказов и т.д., развивающие игры.) Развивать у детей в процессе игры наблюдательность, интерес к окружающему миру, стремление узнавать свойства предметов, сравнивать, анализировать. Развивать у детей в процессе игры речь, обогащать и активизировать словарь, развивать умение активного его использования в процессе общения. Укрепление и сохранение здоровья детей, развитие основных движений. Воспитательные: Формировать доброжелательные отношения между детьми. Воспитывать организованность, настойчивость, выдержку, умение придерживаться правил игры. Воспитывать способность справедливо оценивать свои поступки и поступки других играющих. Подготовить дошкольников к условиям жизни детского коллектива, создавать положительную мотивацию к посещению детского сада. 1.3. Содержание общеразвивающей программы Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от элементарной игровой деятельности к овладению новыми видами игры, развития самостоятельности и сплочённости в детском коллективе. № 1 2 3 Тема Колич Содержание работы ество часов Здравствуй, детский 9 часов Игровые упражнения, моменты радости, сад! театрализации, чтение художественной литературы, игры-занятия, рассматривание иллюстраций Учимся дружить 9 часов Игровые ситуации, экскурсии по детскому саду, дидактические игры, чтение художественной литературы, хороводные игры, целевые прогулки, организация трудовой деятельности Всемирный день 9 часов Подвижные игры по теме праздника, игры-имитации животных характерных особенностей (повадок, поз, движений) животных; чтение художественной литературы по теме праздника; рассматривание фотографий домашних животных, изображений домашних и диких животных, иллюстраций с изображением персонажей-животных, Форма контроля творческие работы, устный контроль, наблюдение творческие работы, устный контроль, наблюдение творческие работы, устный контроль, наблюдение 4 Осенины 9 часов 5 Мой родной город 9 часов 6 Всемирный приветствий день 9 часов 7 День матери 9 часов живых объектов в уголке природы; развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто чем питается?», «Путаница» («Животный мир») и т.д.; наблюдения за животными (во дворе, в уголке природы, домашними) Подвижные игры по теме праздника, чтение художественной литературы; рассматривание фотографий домашних животных, фруктов, ягод, грибов; изображений домашних и диких животных, иллюстраций с изображением персонажей-животных и птиц, живых объектов в уголке природы; развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто чем питается?», «Путаница» («Животный мир») и т.д.; наблюдения за животными (во дворе, в уголке природы, домашними); рассказы о сборе урожая, грибов, ягод. Сбор осенних листьев. Игры-эксперименты. Рассматривание близрасположенных домов, экскурсия вокруг детского сада, наблюдение за работой дворника, воспитателей. Рассматривание иллюстраций с изображением улиц, достопримечательностей родного города. Чтение художественной литературы, наблюдение за прохожими, транспортом. Игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры «День рожденье куклы Маши», «Гости»; наблюдения; ситуативные разговоры с детьми, педагогические ситуации «Научим кукол Ваню и Аню здороваться»; пальчиковые гимнастики; чтение художественной литературы, развивающие игры на узнавание эмоций («Путешествие в мир эмоций» и др.); Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»; игровые ситуации, ситуативные разговоры с детьми («Ласковые творческие работы, устный контроль, наблюдение творческие работы, устный контроль, наблюдение творческие работы, устный контроль, наблюдение творческие устный работы, 8 Новогодний праздник 9 часов 9 Зима 9 часов 10 День доброты 9 часов 11 День отечества защитника 9 часов слова», «Какой подарок для мамы лучше» и т.п.); чтение художественной литературы по теме праздника; слушание и исполнение музыки (песен) о маме; разучивание танцев для мам. Новый год – традиционный и самый любимый праздник детей. В процессе подготовки к праздничным мероприятиям особое внимание необходимо обратить на область «Безопасность». Чтение художественной литературы, дидактические игры и упражнения («Собака», «Далеко-близко», «Не ошибись» и пр.), рассматривание картин, чтение потешек, сюжетно-ролевая игра «Поликлиника», дидактические задания «Покажи на картинке», «Найди яблоко такого же цвета», «Покажи такую же морковку». Игры-экспериментирования со снегом, водой. рассматривание иллюстраций к сказкам, художественным произведениям, изображающих добрых и злых героев; чтение по теме праздника; наблюдения за поступками взрослых и детей; организация трудовой деятельности (посильная помощь воспитателям, младшим воспитателям, дворникам и т.п.); развивающие игры «Что доброго делают люди этой профессии?», «Путешествие в мир эмоций» и др.; Сюжетно-ролевая игра «Семья»; рассматривание военных игрушек, изображений военной формы, сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций к книгам по теме праздника; чтение художественной контроль, наблюдение творческие работы, устный контроль, наблюдение творческие работы, устный контроль, наблюдение творческие работы, устный контроль, наблюдение творческие работы, устный контроль, наблюдение литературы по теме; мастерская (изготовление подарков для пап и дедушек); слушание и исполнение «военных» песен 12 Народная игрушка 13 Мамин день 14 День птиц 15 День смеха 16 День детской книги 9 часов Чтение художественной литературы (сказки, потешки, прибаутки и пр.); рассматривание народных игрушек, рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Разрезные картинки», «Найди такую же»; рассказывание и инсценировка русских народных сказок «Волк и козлята», «Колобок», «Теремок». 9 часов В российском дошкольном образовании накоплен достаточный опыт по подготовке и проведению праздника, посвященного Международному женскому дню. Мероприятия подготовки к Дню матери могут быть использованы педагогами также при подготовке к Международному женскому дню. 9 часов Подвижные игры по теме праздника, игры-имитации характерных особенностей (повадок, поз, движений) птиц; чтение художественной литературы по теме праздника; рассматривание фотографий птиц, изображений домашних и диких птиц, иллюстраций с изображением персонажей сказок, живых объектов в уголке природы; развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто чем питается?», «Путаница» и т.д.; наблюдения за птицами (во дворе, в уголке природы, домашними) беседа «Каких птиц мы знаем». 9 часов Игровые упражнения, моменты радости, театрализации, чтение художественной литературы, игры-занятия, рассматривание иллюстраций 7 часов Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»; чтение и творческие работы, устный контроль, наблюдение творческие работы, устный контроль, наблюдение творческие работы, устный контроль, наблюдение творческие работы, устный контроль, наблюдение творческие работы, 17 Весняночка 7 часов 18 Всемирный здоровья день 7 часов 19 Международный день 7 часов семьи 20 Лето красное 7 часов рассматривание книг для детей; знакомство с различными видами детских книг (книжка-игрушка, книжка-панорама, книжка-раскладка, книжкараскраска и др.); знакомство с пословицами и поговорками по теме праздника; слушание и исполнение песен по литературным и сказочным сюжетам; Рассматривание иллюстраций и предметов, дидактические игры «Найди и назови», «Покажи такое же»; рассказы воспитателя, сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская», рассматривание цветов и комнатных растений; беседы «На нашем участке выросли цветочки», «Мы не боимся жуков и не обижаем их»; чтение художественной литературы. Игры-экспериментирование (с водой, мылом, зубными щеткой и пастой, бумажными салфетками и др.); чтение по теме праздника (на литературном и фольклорном материале); подвижные игры; игровые ситуации по теме праздника (как чувствует себя человек, когда болеет; что лучше – болеть или быть здоровым; что делать, чтобы не заболеть и когда человек болеет; признаки больного и здорового человека и т.п.); развивающие игры «Пирамида Здоровья», «Аскорбинка и ее друзья» и др. Сюжетно-ролевая игра «Семья»; чтение художественной литературы по теме; ситуативные разговоры и беседы по теме праздника; слушание и исполнение песен о семье, членах семьи (папе, маме, дедушке, бабушке, старших братьях и сестрах). Рассматривание иллюстраций по теме праздника; устный контроль, наблюдение творческие работы, устный контроль, наблюдение творческие работы, устный контроль, наблюдение творческие работы, устный контроль, наблюдение творческие работы, рассказ педагога «Какие цветы растут на участке»; устный дидактические игры «Кто как кричит», «Мамы и контроль, наблюдение детки», «Чья мама»; целевые прогулки по территории ДОУ; сюжетно-ролевые игры «Транспорт», «Поликлиника». Чтение художественной литературы. 1.4. Планируемые результаты Предметные: в конце курса дети должны научиться слушать и понимать речь других. Личностные: оформлять свои мысли в устной речи; творчески мыслить и фантазировать; сотрудничать с учащимися в процессе совместной деятельности. Метапредметные: применять нестандартные приемы при решении логических задач; творчески мыслить и фантазировать. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Условия реализации программы Методики, приемы и формы работы с детьми подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка. В занятиях очень гармонично и в системе используются здоровьесберегающие методики: зрительная гимнастика, смена статичных и динамичных поз, динамические разминки, упражнения на расслабление и снятие напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, подвижные игры, авторские ортопедические минутки, упражнения для коррекции мелкой и общей моторики. Идет работа по выработке мотивации к сохранению здоровья. Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания способствует яркая и обширная наглядность, сюрпризные моменты, встречи со сказочными персонажами. - материально-техническое обеспечение: столы и стулья по количеству детей, наборы наглядного и раздаточного материала по темам, образцы для выполнения практических работ, письменные принадлежности (цветные карандаши, линейки, фломастеры, мелки), бумага, настольные игры, книги, игрушки. - информационное обеспечение: специальные современные технические средства обучения (ноутбук, интерактивная доска). - кадровое обеспечение: в реализации программы принимают участие педагоги дополнительного образования, воспитатели, имеющие образование и особые условия допуска к работе в соответствии с Профессиональным стандартом. Педагоги должны владеть практическими навыками выполнения трудовых функций: организация деятельности занимающихся, направленной на освоение программы; организация досуговой деятельности детей в процессе реализации программы; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) детей, осваивающих программу, при решении задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения программы; разработка программно-методического обеспечения программы. – методические материалы: используемый на занятиях дидактический и игровой материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения и воспитания. В распоряжении имеются комплекты дидактического и раздаточного материала на разные лексические темы, настольные игры. 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Для контроля знаний занимающихся предусмотрены следующие формы: творческие работы, устный контроль, наблюдение. Стартовая диагностика проводится в сентябре, в форме игровых заданий, наблюдения. Данные наблюдения фиксируются в карте наблюдения. Педагог фиксирует интересы и игровые предпочтения ребёнка. Педагог отмечает степень активности, проявление интереса к разделам программы. Текущие диагностика и контроль: наблюдение за деятельностью и поведением детей во время игры и на занятиях. Промежуточная аттестация проводится с учётом комплекса данных текущей диагностики и контроля (анализа работ, материалов интервью детей и родителей, наблюдения за деятельностью и поведением детей на занятиях). Аттестация по итогам учебного года проводится в мае, в форме контрольных игровых заданий, наблюдения; анализа выполнения заданий детьми. 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Организация предметно-игрового пространства в детском саду: методическое пособие. Под общ. ред. Е.О. Смирновой. М.: АРКТИ, 2013. 2. Павленко Т.А. Представления современных родителей о значении игры в жизни детей дошкольного возраста. Педагогика и психология-2015: Сборник материалов международной научной конференции. М.: Русальянс «Сова», 2015. 3. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: «Мозаика-Синтез», 2005. 4.Энциклопедия развития и обучения дошкольника. О.С.Жукова, А.С. Герасимова, В.Г. Кузнецова. - СПб. Издательский дом «Нева», 2005. 5. Страна пальчиковых игр. М.С.Рузина, Библиотека развивающих игр.2000 год. 6. Сборник коррекционно - развивающих игр и упражнений для детей дошкольного возраста. О. Барсукова. Бук. 2017 г.