ДООП Играем вместе 2024

Российская Федерация
Департамент образования
Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение −
средняя общеобразовательная школа № 31
Утверждено и введено
приказом № 180/1-од/24 от 28.08.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ИГРАЕМ ВМЕСТЕ»
Направленность: социально-гуманитарная
Программа предназначена для детей 2-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-разработчик: воспитатель
Лапонина Елена Анатольевна
Екатеринбург, 2024

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1. Пояснительная записка
Направленность: социально-гуманитарная.
Актуальность заключается в том, что она составлена с учетом современных требований. И в том, что в
развитии детей разного дошкольного возраста, посещающих группу, соединяются преимущества воспитания в
организованном детском коллективе; родители при отсутствии специальных знаний не всегда готовы
самостоятельно заниматься развитием и обучением ребенка, кроме того, возможности социализации
разновозрастных детей очень ограниченны, особенно при отсутствии нескольких детей в семье. У детей
младшего дошкольного возраста появляется насущная потребность взаимодействовать со сверстниками и
старшими дошкольниками. Опираясь на эту потребность ребенка, необходимо создать ему условия для общения
с другими детьми. Возможность приходить в группу продлённого дня на непродолжительное время, заниматься
под руководством квалифицированных педагогов, общаться с детьми старше и младше себя, предоставляется
очень привлекательным и плодотворным.
Отличительная особенность. Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и
обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. Содержание программы позволяет в
занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как детский коллектив, понять различия и
особенности детей разного возраста. В процессе освоения программы, в первый год обучения, используются
специальные игры, подготавливающие детей к адаптации в детском разновозрастном коллективе. Играя со сказочными
персонажами, дети знакомится друг с другом. В структуру каждого занятия входят также различные игры,
способствующие
развитию
у
детей
навыков
анализа
и
синтеза
игровой
деятельности.
При
составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные
возможности и способности. Программа направлена не только на конечный результат - умение играть, но и на
творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к
окружающим. Совершенствование навыков игры, формирование смыслового чутья происходит в играх различной
сложности и направленности. С помощью игр с детьми разного возраста поддерживается стойкий интерес к игровой
деятельности и желание узнавать новое.

Адресат: дети 2 – 7 лет.
2-3 года: в этом возрасте ребенку важно много двигаться; освоить мелкие движения пальчиков; осваивать речь;
играть; выстраивать отношения со взрослыми; получать помощь взрослого, в тот момент, когда у него что-то
не получается; иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать.
3-4 года: - это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его
рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать
собственную «отдельность». Основные потребности в этом возрасте – потребность в общении, уважение и
признание. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности – игра.
4-5 лет: этот возраст – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее,
послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к
окружающему миру. В этом возрасте у ребенка активно проявляется: стремление к самостоятельности;
этические представления; творческие способности; развитое воображение; и т.д.
5-7 лет: это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со
сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и
содержания.
Данная программа обеспечивает разностороннее развитие и формирование теоретических знаний и
практических навыков в игровой деятельности. В такой деятельности принимают участие различные
анализаторные системы: зрительная, речевая, слуховая, эмоциональная и игровая. Одновременно игровая
деятельность выступает одним из важнейших способов получения информации. Таким образом,
необходимость более раннего, чем в школьные годы, игры с разным возрастом и контингентов
детей, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, игры и задач
возрастного психического развития ребенка.
Режим занятий: основной формой работы с детьми является игровое занятие 5 раз в неделю от 15 до 30
минут.
Объём общеразвивающей программы:
Количество недель
34

Количество занятий
170

Срок освоения программы: один учебный год.
Уровневость общеразвивающей программы: стартовый.
Формы обучения: фронтальная, групповая (группой до 15 человек). Важным условием
реализации программы является психолого-педагогическая поддержка воспитанников, создание на занятиях
комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.
Виды занятий: рисование; чтение; беседа; рассказ; объяснение; разъяснение; вопросы проблемного и
исследовательского характера; словесные игры; показ иллюстраций; показ, исполнение педагогом; наблюдение;
работа по образцу; игры, игровые ситуации, подвижные, пальчиковые развивающие игры, загадки.
Формы подведения результатов: беседа, анализ деятельности.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы.
Способствовать социальному, речевому, интеллектуально-познавательному, физическому, художественноэстетическому развитию детей; создать условия для развития коммуникативных умений, необходимых для успешного
протекания процесса общения.
Задачи.
Обучающие:
Обучать элементарным правилам поведения во время игры.
Усвоение способов использования различных предметов, сенсорное развитие.
Формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми.
Развивающие:
Развитие основных видов детской деятельности (игра, изобразительная деятельность, чтение сказок, рассказов и т.д.,
развивающие игры.)
Развивать у детей в процессе игры наблюдательность, интерес к окружающему миру, стремление узнавать свойства
предметов, сравнивать, анализировать.
Развивать у детей в процессе игры речь, обогащать и активизировать словарь, развивать умение активного его
использования в процессе общения.
Укрепление и сохранение здоровья детей, развитие основных движений.

Воспитательные:
Формировать доброжелательные отношения между детьми.
Воспитывать организованность, настойчивость, выдержку, умение придерживаться правил игры.
Воспитывать способность справедливо оценивать свои поступки и поступки других играющих.
Подготовить дошкольников к условиям жизни детского коллектива, создавать положительную мотивацию к
посещению детского сада.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к
сложному, от элементарной игровой деятельности к овладению новыми видами игры, развития самостоятельности и
сплочённости в детском коллективе.
№

1

2

3

Тема

Колич
Содержание работы
ество
часов
Здравствуй, детский 9 часов Игровые
упражнения,
моменты
радости,
сад!
театрализации, чтение художественной литературы,
игры-занятия, рассматривание иллюстраций
Учимся дружить
9 часов Игровые ситуации, экскурсии по детскому саду,
дидактические
игры,
чтение
художественной
литературы, хороводные игры, целевые прогулки,
организация трудовой деятельности
Всемирный
день 9 часов Подвижные игры по теме праздника, игры-имитации
животных
характерных особенностей (повадок, поз, движений)
животных; чтение художественной литературы по теме
праздника; рассматривание фотографий домашних
животных, изображений домашних и диких животных,
иллюстраций с изображением персонажей-животных,

Форма контроля
творческие
работы,
устный
контроль, наблюдение
творческие
работы,
устный
контроль, наблюдение
творческие
работы,
устный
контроль, наблюдение

4

Осенины

9 часов

5

Мой родной город

9 часов

6

Всемирный
приветствий

день 9 часов

7

День матери

9 часов

живых объектов в уголке природы; развивающие игры
«Чей этот дом?», «Кто чем питается?», «Путаница»
(«Животный мир») и т.д.; наблюдения за животными
(во дворе, в уголке природы, домашними)
Подвижные игры по теме праздника, чтение
художественной
литературы;
рассматривание
фотографий домашних животных, фруктов, ягод,
грибов; изображений домашних и диких животных,
иллюстраций с изображением персонажей-животных и
птиц, живых объектов в уголке природы; развивающие
игры «Чей этот дом?», «Кто чем питается?»,
«Путаница» («Животный мир») и т.д.; наблюдения за
животными (во дворе, в уголке природы, домашними);
рассказы о сборе урожая, грибов, ягод. Сбор осенних
листьев. Игры-эксперименты.
Рассматривание близрасположенных домов, экскурсия
вокруг детского сада, наблюдение за работой
дворника, воспитателей. Рассматривание иллюстраций
с изображением улиц, достопримечательностей
родного города. Чтение художественной литературы,
наблюдение за прохожими, транспортом.
Игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры «День
рожденье куклы Маши»,
«Гости»; наблюдения;
ситуативные разговоры с детьми, педагогические
ситуации «Научим кукол Ваню и Аню здороваться»;
пальчиковые гимнастики; чтение художественной
литературы, развивающие игры на узнавание эмоций
(«Путешествие в мир эмоций» и др.);
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»; игровые
ситуации, ситуативные разговоры с детьми («Ласковые

творческие
работы,
устный
контроль, наблюдение

творческие
работы,
устный
контроль, наблюдение

творческие
работы,
устный
контроль, наблюдение

творческие
устный

работы,

8

Новогодний праздник

9 часов

9

Зима

9 часов

10

День доброты

9 часов

11

День
отечества

защитника 9 часов

слова», «Какой подарок для мамы лучше» и т.п.);
чтение художественной литературы по теме праздника;
слушание и исполнение музыки (песен) о маме;
разучивание танцев для мам.
Новый год – традиционный и самый любимый
праздник детей.
В процессе подготовки к праздничным мероприятиям
особое внимание необходимо обратить на область
«Безопасность».
Чтение художественной литературы, дидактические
игры и упражнения («Собака», «Далеко-близко», «Не
ошибись» и пр.), рассматривание картин, чтение
потешек, сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»,
дидактические задания «Покажи на картинке», «Найди
яблоко такого же цвета», «Покажи такую же
морковку». Игры-экспериментирования со снегом,
водой.
рассматривание
иллюстраций
к
сказкам,
художественным
произведениям,
изображающих
добрых и злых героев; чтение по теме праздника;
наблюдения за поступками взрослых и детей;
организация трудовой деятельности (посильная
помощь воспитателям, младшим воспитателям,
дворникам и т.п.); развивающие игры «Что доброго
делают люди этой профессии?», «Путешествие в мир
эмоций» и др.;
Сюжетно-ролевая игра «Семья»; рассматривание
военных игрушек, изображений военной формы,
сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций к
книгам по теме праздника; чтение художественной

контроль, наблюдение

творческие
работы,
устный
контроль, наблюдение
творческие
работы,
устный
контроль, наблюдение

творческие
работы,
устный
контроль, наблюдение

творческие
работы,
устный
контроль, наблюдение

литературы по теме; мастерская (изготовление
подарков для пап и дедушек); слушание и исполнение
«военных» песен
12

Народная игрушка

13

Мамин день

14

День птиц

15

День смеха

16

День детской книги

9 часов Чтение художественной литературы (сказки, потешки,
прибаутки и пр.); рассматривание народных игрушек,
рассматривание иллюстраций; дидактические игры
«Разрезные
картинки»,
«Найди
такую
же»;
рассказывание и инсценировка русских народных
сказок «Волк и козлята», «Колобок», «Теремок».
9 часов В российском дошкольном образовании накоплен
достаточный опыт по подготовке и проведению
праздника, посвященного Международному женскому
дню. Мероприятия подготовки к Дню матери могут
быть использованы педагогами также при подготовке к
Международному женскому дню.
9 часов Подвижные игры по теме праздника, игры-имитации
характерных особенностей (повадок, поз, движений)
птиц; чтение художественной литературы по теме
праздника;
рассматривание
фотографий
птиц,
изображений домашних и диких птиц, иллюстраций с
изображением персонажей сказок, живых объектов в
уголке природы; развивающие игры «Чей этот дом?»,
«Кто чем питается?», «Путаница» и т.д.; наблюдения за
птицами (во дворе, в уголке природы, домашними)
беседа «Каких птиц мы знаем».
9 часов Игровые
упражнения,
моменты
радости,
театрализации, чтение художественной литературы,
игры-занятия, рассматривание иллюстраций
7 часов Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»; чтение и

творческие
работы,
устный
контроль, наблюдение

творческие
работы,
устный
контроль, наблюдение

творческие
работы,
устный
контроль, наблюдение

творческие
работы,
устный
контроль, наблюдение
творческие
работы,

17

Весняночка

7 часов

18

Всемирный
здоровья

день 7 часов

19

Международный день 7 часов
семьи

20

Лето красное

7 часов

рассматривание книг для детей; знакомство с
различными видами детских книг (книжка-игрушка,
книжка-панорама,
книжка-раскладка,
книжкараскраска и др.); знакомство с пословицами и
поговорками по теме праздника; слушание и
исполнение песен по литературным и сказочным
сюжетам;
Рассматривание
иллюстраций
и
предметов,
дидактические игры «Найди и назови», «Покажи такое
же»; рассказы воспитателя, сюжетно-ролевая игра
«Парикмахерская»,
рассматривание
цветов
и
комнатных растений; беседы «На нашем участке
выросли цветочки», «Мы не боимся жуков и не
обижаем их»; чтение художественной литературы.
Игры-экспериментирование (с водой, мылом, зубными
щеткой и пастой, бумажными салфетками и др.);
чтение по теме праздника (на литературном и
фольклорном материале); подвижные игры; игровые
ситуации по теме праздника (как чувствует себя
человек, когда болеет; что лучше – болеть или быть
здоровым; что делать, чтобы не заболеть и когда
человек болеет; признаки больного и здорового
человека и т.п.); развивающие игры «Пирамида
Здоровья», «Аскорбинка и ее друзья» и др.
Сюжетно-ролевая
игра
«Семья»;
чтение
художественной литературы по теме; ситуативные
разговоры и беседы по теме праздника; слушание и
исполнение песен о семье, членах семьи (папе, маме,
дедушке, бабушке, старших братьях и сестрах).
Рассматривание иллюстраций по теме праздника;

устный
контроль, наблюдение

творческие
работы,
устный
контроль, наблюдение

творческие
работы,
устный
контроль, наблюдение

творческие
работы,
устный
контроль, наблюдение
творческие

работы,

рассказ педагога «Какие цветы растут на участке»; устный
дидактические игры «Кто как кричит», «Мамы и контроль, наблюдение
детки», «Чья мама»; целевые прогулки по территории
ДОУ;
сюжетно-ролевые
игры
«Транспорт»,
«Поликлиника». Чтение художественной литературы.
1.4. Планируемые результаты
Предметные: в конце курса дети должны научиться слушать и понимать речь других.
Личностные: оформлять свои мысли в устной речи; творчески мыслить и фантазировать; сотрудничать с
учащимися в процессе совместной деятельности.
Метапредметные: применять нестандартные приемы при решении логических задач; творчески мыслить и
фантазировать.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
Методики, приемы и формы работы с детьми подобраны из числа адаптированных к особенностям
физиологии и психологии ребёнка. В занятиях очень гармонично и в системе используются здоровьесберегающие
методики: зрительная гимнастика, смена статичных и динамичных поз, динамические разминки, упражнения на
расслабление и снятие напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, подвижные игры, авторские ортопедические
минутки, упражнения для коррекции мелкой и общей моторики. Идет работа по выработке мотивации к
сохранению здоровья. Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания
способствует яркая и обширная наглядность, сюрпризные моменты, встречи со сказочными персонажами.
- материально-техническое обеспечение: столы и стулья по количеству детей, наборы наглядного и раздаточного
материала по темам, образцы для выполнения практических работ, письменные принадлежности (цветные
карандаши, линейки, фломастеры, мелки), бумага, настольные игры, книги, игрушки.

- информационное обеспечение: специальные современные технические средства обучения (ноутбук,
интерактивная доска).
- кадровое обеспечение: в реализации программы принимают участие педагоги дополнительного образования,
воспитатели, имеющие образование и особые условия допуска к работе в соответствии с Профессиональным
стандартом. Педагоги должны владеть практическими навыками выполнения трудовых функций: организация
деятельности занимающихся, направленной на освоение программы; организация досуговой деятельности детей в
процессе реализации программы; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) детей,
осваивающих программу, при решении задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка
освоения программы; разработка программно-методического обеспечения программы.
–

методические материалы: используемый на занятиях дидактический и игровой материал понятен и доступен ребенку, пробуждает
положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения и воспитания. В распоряжении имеются

комплекты дидактического и раздаточного материала на разные лексические темы, настольные игры.
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для контроля знаний занимающихся предусмотрены следующие формы: творческие работы, устный
контроль, наблюдение.
Стартовая диагностика проводится в сентябре, в форме игровых заданий, наблюдения. Данные наблюдения
фиксируются в карте наблюдения. Педагог фиксирует интересы и игровые предпочтения ребёнка. Педагог отмечает
степень активности, проявление интереса к разделам программы.
Текущие диагностика и контроль: наблюдение за деятельностью и поведением детей во время игры и на занятиях.
Промежуточная аттестация проводится с учётом комплекса данных текущей диагностики и контроля (анализа работ,
материалов интервью детей и родителей, наблюдения за деятельностью и поведением детей на занятиях).
Аттестация по итогам учебного года проводится в мае, в форме контрольных игровых заданий, наблюдения; анализа
выполнения заданий детьми.

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Организация предметно-игрового пространства в детском саду: методическое пособие. Под общ. ред. Е.О.
Смирновой. М.: АРКТИ, 2013.
2. Павленко Т.А. Представления современных родителей о значении игры в жизни детей дошкольного возраста.
Педагогика и психология-2015: Сборник материалов международной научной конференции. М.: Русальянс «Сова»,
2015.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – 2-е
изд., испр. И доп. – М.: «Мозаика-Синтез», 2005.
4.Энциклопедия развития и обучения дошкольника. О.С.Жукова, А.С. Герасимова, В.Г. Кузнецова. - СПб.
Издательский дом «Нева», 2005.
5. Страна пальчиковых игр. М.С.Рузина, Библиотека развивающих игр.2000 год.
6. Сборник коррекционно - развивающих игр и упражнений для детей дошкольного возраста. О. Барсукова. Бук. 2017 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».