ДООП Волейбол. Садик 2024

Российская Федерация
Департамент образования
Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение −
средняя общеобразовательная школа № 31
Утверждено и введено
приказом № 180/1-од/24 от 28.08.2024

Дополнительная общеобразровательная общеразвивающая программа
«ВОЛЕЙБОЛ. САДИК»
Направленность: физкультурно-спортивная
Программа предназначена для детей 5-7 лет
Срок реализации 1 год
Автор-разработчик:
Сядайкин Евгений Игоревич
Екатеринбург, 2024

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность: социально-гуманитарная.
Актуальность. Физическое воспитание – одно из необходимых условий правильного развития детей. Для
физического воспитания личности ребенка огромное значение имеет охрана жизни и укрепление здоровья ребенка,
поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций и нервных срывов;
совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным
доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных
физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.
Большое место во всестороннем развитии детей занимают спортивные упражнения (плавание, ходьба на лыжах,
катание на санках, на коньках, езда на велосипедах; элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, футбол,
бадминтон). Овладение всеми видами спортивных упражнений имеет большое значение для разносторонней
физической подготовленности детей и удовлетворения потребности детей в двигательной активности.
Отличительными особенностями программы. Важное место в системе физического воспитания детей
дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию
глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную
ориентировку. Упражнения с мячом различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы,
увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы,
удерживающие позвоночник, и способствуют выработки хорошей осанки.

Адресат программы - для детей 5 – 7 лет. Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ре­бенка: в этот
период жизни начинают формироваться новые психоло­гические механизмы деятельности и поведения. В данном возрасте
активно идёт активизация ростового процесса. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный

опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и
устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют
некоторое преимущество перед мальчиками. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих
взаимоотношений со сверстниками. Формируются социальные представления морального плана, старшие дошкольники
уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле и могут привести соответствующие
конкретные примеры из личного опыта или литературы. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и
требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны. Ребенок не
только умеет выделять существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинноследственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Интересы старших дошкольников
постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и
природный мир, необычные события и факты. Под руководством педагога шестилетки включаются в поисковую
деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и
результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы (сам проверю!): опыты, эвристические рассуждения,
длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия». Происходит развитие всех
познавательных психических процессов. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается
фонематический и звуковысотный слух. За год словарь увеличивает­ся на 1000—1200 слов. Сверстник становится
интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных
симпатий и привязанностей. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся
постоянными по составу. Так появляются первые друзья — те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопонимание
и взаимная симпатия. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и общении. Формируется поведение,
опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением
сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я. Более активно проявляется
интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для
достижения конечной цели. Воспитателю необходимо помогать детям в освоении конкретных способов достижения
взаимопонимания на основе учета интересов партнеров. Интерес старших дошкольников к общению со взрослым не
ослабевает. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться
своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение с взрослым поднимает ребенка в своих глазах,
помогает почувствовать свое взросление и компетентность.
Режим занятий: основной формой работы с детьми является игровое занятие: 2 раза в неделю по 30 минут.

Объём программы.
Количество недель
34

Количество занятий
68

Срок освоения программы рассчитан на один год обучения (01.09.2024-31.05.2025)
Уровневость общеразвивающей программы: стартовый.
Формы обучения: очная, групповая, подгрупповая. Наполняемость группы до 15 человек.
Виды занятий: беседа; рассказ; объяснение; разъяснение; вопросы проблемного и исследовательского характера; беседа,
учебно-тренировочные занятия, спортивная игра.
Формы подведения результатов: беседа, наблюдение в момент игры.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель: развитие двигательной деятельности детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений с элементами
волейбола.
Задачи.
Обучающие:
– ознакомление дошкольников с историей игры волейбол;
– освоение техники игры в волейбол, способствование совершенствованию деятельности основных физиологических
систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической
подготовленности детей;
– формирование основ здорового образа жизни.
Развивающие:
– развитие координаций движения, выносливости, быстроты, ловкости; умение ориентироваться на площадке,
находить удобное место для ведения игры; понимания сущности коллективной игры с мячом, целей и правил;

– формирование простейших технико-тактических действий с мячом: передача мяча, бросок через сетку, подача мяча,
блокирование, разучивание индивидуальной тактики. Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации
действий с мячом.
Воспитательные:
– Воспитание умения играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать
помощь товарищам в сложных ситуациях;
– воспитание умения подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Занятие по волейболу состоит из трех частей. В водную часть входят мероприятия по организации группы и
упражнения, способствующие подготовке организма воспитанников к выполнению основных задач (виды ходьбы,
бега и прыжков, строевые и порядковые упражнения, упражнения на внимание, различные общеразвивающие и
специальные упражнения для пальцев и кистей рук, плечевых, голеностопных и коленных суставов, имитационные
упражнения отдельных приемов игры, подвижные игры, эстафеты. В основной части занятия решаются главные
задачи занятия, направленные на повышение уровня физических качеств, изучение и совершенствование приемов
игры в волейбол с включением упражнений для обучения технике и тактике игры. В заключительной части занятия
проводятся подвижные игры или эстафеты, позволяющие снять напряжение и восстановить силы организма.
Учебный (тематический) план и его содержание
№

1.

2.

Тема

Количес
Содержание работы
Форма контроля
тво
часов
Обучение
среднего, 10 часов - из среднего положения перейти в высокое, затем в наблюдение
высокого,
низкого
низкое.
положения стойки.
Обучение
10 часов - в среднем положении стойки готовности шагом наблюдение
перемещению игроков
переместиться вперед, назад, в стороны (приставным
по площадке.
шагом);

3.

Обучение
ловли и
мяча.

технике 10 часов
удержания

4.

Обучать
передачи
партнеру:

технике 10 часов
мяча

5.

Обучение
технике 12 часов
перебрасывания мяча
через сетку.

- то же перемещение бегом;
- то же скачком.
Игра в «Пятнашки» (в средней стойке в пределах
волейбольной площадки).
Игра «Мельница», «Удочка», «Чехарда».
- бросание мяча вверх, вниз перед собой и ловля его двумя наблюдение
руками;
- перебрасывание мяча партнеру удобным для ребенка
способом, сверху, снизу;
- бросание мяча вверх с ударом мяча об пол, вверх с
хлопком и ловлей его двумя руками;
- бросание мяча о стену и ловля его после отскока.
Игры: «Стоп», «Ловишки с мячом», «Кого назвали тот
ловит мяч», «Выбивалы», «Толчки мяча», «Передал –
садись».
- передача мяча двумя руками с увеличением расстояния наблюдение
между партнерами (снизу, сверху, от груди);
- передача мячей разного диаметра по кругу разными
способами;
- передача мячей двумя руками, стоя колонной с
поворотом туловища по направлению мяча;
- передача мяча ведущему, стоя в шеренге с увеличением
расстояния.
Игры: «Подвижная цель», «Борьба за мяч».
- перебрасывание мяча через сетку высота на уровне наблюдение
груди ребенка с постепенным повышением ее до уровня
120-150 см;
- перебрасывание мяча через сетку в обозначенное место и
вдаль разными способами;

6.

Обучение блокировке.

6 часов

7.

Обучение
технике 10 часов
подачи мяча и приеме
подачи:

- перебрасывание мяча в паре через сетку с увеличением
расстояния, так чтобы для ловли мяча необходимо было
подпрыгнуть, подбежать или отбежать назад;
- перебрасывание мяча через сетку двумя подгруппами:
одна подгруппа бросает мяч через сетку, а другая ловит
подбегая, подпрыгивая или отбегая;
- перебрасывание мяча в паре с препятствием: двое
игроков перебрасывают мяч, а третий старается поймать
его в полете;
- перебрасывание мяча в парах разными способами и с
увеличением расстояния;
- перебрасывание мяча через сетку от плеча двумя и одной
рукой;
- перебрасывание мяча через сетку с названием игрока,
кому предназначен брошенный мяч;
- игра через сетку с уменьшением игроков с 6 до1, потом
наоборот;
- блокирование мяча в процессе игры.
наблюдение
Игры: «Вызов номеров», «Догони мяч».
- нижняя подача мяча через сетку;
наблюдение
- верхняя подача мяча через сетку;
- пять подач подряд в 3 м от сетки, из-за лицевой линии
через сетку в пределы площадки;
- подачи в правую и левую половины площадки;
- подачи в дальнюю, ближнюю части площадки;
- подачи мяча, чередуя различными способами (сверху,
снизу);
- подачи на точность, в определенное место;
- прием мяча снизу двумя и одной рукой.

Игры: «Подай и попади», «Сумей передать и подать».
– повторение пройденного материала

1.4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты:
- умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение находить ошибки при выполнении заданий и их исправление;
- умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- следование при выполнении задания инструкциям учителя, понимание цели выполняемых действий;
- различение подвижных и спортивных игр;
- умение принимать решения, связанные с игровыми действиями.
Личностные результаты:
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
- умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
- развитие социально значимых отношений, умение оказывать помощь своим сверстникам;
- любовь к Родине, знание норм и традиций общества, в котором живут.
- положительное отношение к систематическим занятиям волейболом, дружеские взаимоотношения в команде;
- умение ценить своё здоровье и неприязнь к вредным привычкам.
Предметные результаты:
– иметь представление об истории развития волейбола в России;
– формирование знаний о волейболе и его роли в укреплении здоровья;
– умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку, умение подбирать упражнения для
своего физического развития, о правилах личной гигиены, профилактики травматизма;
– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;
– технически правильно выполнять двигательные действия в волейболе.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение:
- Спортивный зал: волейбольные мячи, набивные мячи, мячи резиновые разного диаметра, скакалки, волейбольная
сетка, гимнастические скамейки, шведская стенка, тренажеры, и др.
- Спортивная площадка: беговая дорожка, волейбольная площадка.
Кадровое обеспечение: В реализации программы принимают участие педагоги, имеющие образование и особые условия
допуска к работе в соответствии с Профессиональным стандартом. Педагоги должны владеть практическими навыками
выполнения трудовых функций: организация деятельности занимающихся, направленной на освоение программы;
организация досуговой деятельности детей в процессе реализации программы; обеспечение взаимодействия с родителями
(законными представителями) детей, осваивающих программу, при решении задач обучения и воспитания;
педагогический контроль и оценка освоения программы; разработка программно-методического обеспечения программы.
Методическое обеспечение: методики, приемы и формы работы с детьми подобраны из числа адаптированных к
особенностям физиологии и психологии ребёнка. В занятиях очень гармонично и в системе используются
здоровьесберегающие методики: динамические разминки, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры,
упражнения для коррекции мелкой и общей моторики. Идет работа по выработке мотивации к сохранению здоровья.
Способы организации детей во время обучения движениям:
1. Фронтальный: все дети выполняют одно и то же упражнение одновременно;
2. Групповой: дети разделены на подгруппы (4-6 человек), каждая группа выполняет своё упражнение;
3. Индивидуальный: каждый ребёнок выполняет упражнение отдельно под контролем педагога;
4. Поточный: дети выполняют одно и то же упражнение по очереди.
Структура занятий:
1. Вводная часть (построение, приветствие) 3-5 мин.;
2. Физические упражнения с элементами волейбола 15 мин.;
3. Подвижная игра или эстафета. 10 мин.
2.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для отслеживания уровня развития физических показателей детей, два раза в год проводится диагностическое
обследование (сентябрь, май). Диагностическое обследование осуществляется в процессе наблюдения за воспитанниками,

коллективных действий, индивидуальной деятельности. На основе полученных данных отслеживается уровень развития
двигательных функций и динамика физического развития детей дошкольного возраста.
Уровень физической подготовленности ребенка можно определить, ориентируясь на:
- степень овладения ребенком основными базовыми умениями и навыками в играх и упражнениях с элементами
волейбола, элементами техники всех основных видов движений;
– активное участие в разных видах двигательной деятельности, самостоятельное использование своих двигательных
действия в различных условиях;
- развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы,
выносливости, координационных особенностей;
- общую двигательную активность ребенка в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении.
Для контроля знаний занимающихся предусмотрены следующие формы: устный контроль, наблюдение.
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Степаненкова Э.Я. «Физическое воспитание в детском саду» М,2005.
Николаева Н.И. «Школа мяча» - издательство «Детство-пресс», 2008.
Вареник Е.Н., Кудрявцева С.Г., Сергиенко Н.Н. «Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет» Москва 2007.
Хабарова Т.В. «Развитие двигательных способностей старших дошкольников» - издательство «Детство-пресс», 2010.
Литвинова О.М. «Система физического воспитания в ДОУ» Волгоград 2007.
Волошина Л.Н. «Игровые программы и технологии воспитания детей 5-7 лет» // Физическая культура 2003г., №4
Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. «Спортивные игры, техника, тактика обучения»,М:Академия, 2001г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».