Российская Федерация Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение − средняя общеобразовательная школа № 31 Утверждено и введено приказом № 180/1-од/24 от 28.08.2024 Дополнительная общеобразровательная общеразвивающая программа «ВОЛЕЙБОЛ. САДИК» Направленность: физкультурно-спортивная Программа предназначена для детей 5-7 лет Срок реализации 1 год Автор-разработчик: Сядайкин Евгений Игоревич Екатеринбург, 2024 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность: социально-гуманитарная. Актуальность. Физическое воспитание – одно из необходимых условий правильного развития детей. Для физического воспитания личности ребенка огромное значение имеет охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств. Большое место во всестороннем развитии детей занимают спортивные упражнения (плавание, ходьба на лыжах, катание на санках, на коньках, езда на велосипедах; элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, футбол, бадминтон). Овладение всеми видами спортивных упражнений имеет большое значение для разносторонней физической подготовленности детей и удовлетворения потребности детей в двигательной активности. Отличительными особенностями программы. Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработки хорошей осанки. Адресат программы - для детей 5 – 7 лет. Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В данном возрасте активно идёт активизация ростового процесса. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Формируются социальные представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле и могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта или литературы. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны. Ребенок не только умеет выделять существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинноследственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Под руководством педагога шестилетки включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы (сам проверю!): опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия». Происходит развитие всех познавательных психических процессов. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух. За год словарь увеличивается на 1000—1200 слов. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые друзья — те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопонимание и взаимная симпатия. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и общении. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я. Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Воспитателю необходимо помогать детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов партнеров. Интерес старших дошкольников к общению со взрослым не ослабевает. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение с взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Режим занятий: основной формой работы с детьми является игровое занятие: 2 раза в неделю по 30 минут. Объём программы. Количество недель 34 Количество занятий 68 Срок освоения программы рассчитан на один год обучения (01.09.2024-31.05.2025) Уровневость общеразвивающей программы: стартовый. Формы обучения: очная, групповая, подгрупповая. Наполняемость группы до 15 человек. Виды занятий: беседа; рассказ; объяснение; разъяснение; вопросы проблемного и исследовательского характера; беседа, учебно-тренировочные занятия, спортивная игра. Формы подведения результатов: беседа, наблюдение в момент игры. 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Цель: развитие двигательной деятельности детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений с элементами волейбола. Задачи. Обучающие: – ознакомление дошкольников с историей игры волейбол; – освоение техники игры в волейбол, способствование совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей; – формирование основ здорового образа жизни. Развивающие: – развитие координаций движения, выносливости, быстроты, ловкости; умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры; понимания сущности коллективной игры с мячом, целей и правил; – формирование простейших технико-тактических действий с мячом: передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, блокирование, разучивание индивидуальной тактики. Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом. Воспитательные: – Воспитание умения играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях; – воспитание умения подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Занятие по волейболу состоит из трех частей. В водную часть входят мероприятия по организации группы и упражнения, способствующие подготовке организма воспитанников к выполнению основных задач (виды ходьбы, бега и прыжков, строевые и порядковые упражнения, упражнения на внимание, различные общеразвивающие и специальные упражнения для пальцев и кистей рук, плечевых, голеностопных и коленных суставов, имитационные упражнения отдельных приемов игры, подвижные игры, эстафеты. В основной части занятия решаются главные задачи занятия, направленные на повышение уровня физических качеств, изучение и совершенствование приемов игры в волейбол с включением упражнений для обучения технике и тактике игры. В заключительной части занятия проводятся подвижные игры или эстафеты, позволяющие снять напряжение и восстановить силы организма. Учебный (тематический) план и его содержание № 1. 2. Тема Количес Содержание работы Форма контроля тво часов Обучение среднего, 10 часов - из среднего положения перейти в высокое, затем в наблюдение высокого, низкого низкое. положения стойки. Обучение 10 часов - в среднем положении стойки готовности шагом наблюдение перемещению игроков переместиться вперед, назад, в стороны (приставным по площадке. шагом); 3. Обучение ловли и мяча. технике 10 часов удержания 4. Обучать передачи партнеру: технике 10 часов мяча 5. Обучение технике 12 часов перебрасывания мяча через сетку. - то же перемещение бегом; - то же скачком. Игра в «Пятнашки» (в средней стойке в пределах волейбольной площадки). Игра «Мельница», «Удочка», «Чехарда». - бросание мяча вверх, вниз перед собой и ловля его двумя наблюдение руками; - перебрасывание мяча партнеру удобным для ребенка способом, сверху, снизу; - бросание мяча вверх с ударом мяча об пол, вверх с хлопком и ловлей его двумя руками; - бросание мяча о стену и ловля его после отскока. Игры: «Стоп», «Ловишки с мячом», «Кого назвали тот ловит мяч», «Выбивалы», «Толчки мяча», «Передал – садись». - передача мяча двумя руками с увеличением расстояния наблюдение между партнерами (снизу, сверху, от груди); - передача мячей разного диаметра по кругу разными способами; - передача мячей двумя руками, стоя колонной с поворотом туловища по направлению мяча; - передача мяча ведущему, стоя в шеренге с увеличением расстояния. Игры: «Подвижная цель», «Борьба за мяч». - перебрасывание мяча через сетку высота на уровне наблюдение груди ребенка с постепенным повышением ее до уровня 120-150 см; - перебрасывание мяча через сетку в обозначенное место и вдаль разными способами; 6. Обучение блокировке. 6 часов 7. Обучение технике 10 часов подачи мяча и приеме подачи: - перебрасывание мяча в паре через сетку с увеличением расстояния, так чтобы для ловли мяча необходимо было подпрыгнуть, подбежать или отбежать назад; - перебрасывание мяча через сетку двумя подгруппами: одна подгруппа бросает мяч через сетку, а другая ловит подбегая, подпрыгивая или отбегая; - перебрасывание мяча в паре с препятствием: двое игроков перебрасывают мяч, а третий старается поймать его в полете; - перебрасывание мяча в парах разными способами и с увеличением расстояния; - перебрасывание мяча через сетку от плеча двумя и одной рукой; - перебрасывание мяча через сетку с названием игрока, кому предназначен брошенный мяч; - игра через сетку с уменьшением игроков с 6 до1, потом наоборот; - блокирование мяча в процессе игры. наблюдение Игры: «Вызов номеров», «Догони мяч». - нижняя подача мяча через сетку; наблюдение - верхняя подача мяча через сетку; - пять подач подряд в 3 м от сетки, из-за лицевой линии через сетку в пределы площадки; - подачи в правую и левую половины площадки; - подачи в дальнюю, ближнюю части площадки; - подачи мяча, чередуя различными способами (сверху, снизу); - подачи на точность, в определенное место; - прием мяча снизу двумя и одной рукой. Игры: «Подай и попади», «Сумей передать и подать». – повторение пройденного материала 1.4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты: - умение определять наиболее эффективные способы достижения результата; - умение находить ошибки при выполнении заданий и их исправление; - умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; - следование при выполнении задания инструкциям учителя, понимание цели выполняемых действий; - различение подвижных и спортивных игр; - умение принимать решения, связанные с игровыми действиями. Личностные результаты: - дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; - умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях; - развитие социально значимых отношений, умение оказывать помощь своим сверстникам; - любовь к Родине, знание норм и традиций общества, в котором живут. - положительное отношение к систематическим занятиям волейболом, дружеские взаимоотношения в команде; - умение ценить своё здоровье и неприязнь к вредным привычкам. Предметные результаты: – иметь представление об истории развития волейбола в России; – формирование знаний о волейболе и его роли в укреплении здоровья; – умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку, умение подбирать упражнения для своего физического развития, о правилах личной гигиены, профилактики травматизма; – умение вести наблюдение за показателями своего физического развития; – технически правильно выполнять двигательные действия в волейболе. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение: - Спортивный зал: волейбольные мячи, набивные мячи, мячи резиновые разного диаметра, скакалки, волейбольная сетка, гимнастические скамейки, шведская стенка, тренажеры, и др. - Спортивная площадка: беговая дорожка, волейбольная площадка. Кадровое обеспечение: В реализации программы принимают участие педагоги, имеющие образование и особые условия допуска к работе в соответствии с Профессиональным стандартом. Педагоги должны владеть практическими навыками выполнения трудовых функций: организация деятельности занимающихся, направленной на освоение программы; организация досуговой деятельности детей в процессе реализации программы; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) детей, осваивающих программу, при решении задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения программы; разработка программно-методического обеспечения программы. Методическое обеспечение: методики, приемы и формы работы с детьми подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка. В занятиях очень гармонично и в системе используются здоровьесберегающие методики: динамические разминки, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры, упражнения для коррекции мелкой и общей моторики. Идет работа по выработке мотивации к сохранению здоровья. Способы организации детей во время обучения движениям: 1. Фронтальный: все дети выполняют одно и то же упражнение одновременно; 2. Групповой: дети разделены на подгруппы (4-6 человек), каждая группа выполняет своё упражнение; 3. Индивидуальный: каждый ребёнок выполняет упражнение отдельно под контролем педагога; 4. Поточный: дети выполняют одно и то же упражнение по очереди. Структура занятий: 1. Вводная часть (построение, приветствие) 3-5 мин.; 2. Физические упражнения с элементами волейбола 15 мин.; 3. Подвижная игра или эстафета. 10 мин. 2.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для отслеживания уровня развития физических показателей детей, два раза в год проводится диагностическое обследование (сентябрь, май). Диагностическое обследование осуществляется в процессе наблюдения за воспитанниками, коллективных действий, индивидуальной деятельности. На основе полученных данных отслеживается уровень развития двигательных функций и динамика физического развития детей дошкольного возраста. Уровень физической подготовленности ребенка можно определить, ориентируясь на: - степень овладения ребенком основными базовыми умениями и навыками в играх и упражнениях с элементами волейбола, элементами техники всех основных видов движений; – активное участие в разных видах двигательной деятельности, самостоятельное использование своих двигательных действия в различных условиях; - развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных особенностей; - общую двигательную активность ребенка в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении. Для контроля знаний занимающихся предусмотрены следующие формы: устный контроль, наблюдение. 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Степаненкова Э.Я. «Физическое воспитание в детском саду» М,2005. Николаева Н.И. «Школа мяча» - издательство «Детство-пресс», 2008. Вареник Е.Н., Кудрявцева С.Г., Сергиенко Н.Н. «Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет» Москва 2007. Хабарова Т.В. «Развитие двигательных способностей старших дошкольников» - издательство «Детство-пресс», 2010. Литвинова О.М. «Система физического воспитания в ДОУ» Волгоград 2007. Волошина Л.Н. «Игровые программы и технологии воспитания детей 5-7 лет» // Физическая культура 2003г., №4 Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. «Спортивные игры, техника, тактика обучения»,М:Академия, 2001г.