Российская Федерация Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение − средняя общеобразовательная школа № 31 Утверждено и введено приказом № 180/1-од/24 от 28.08.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ВИЗУАЛЬНАЯ АНАТОМИЯ» естественнонаучной направленности Возраст обучающихся: 10-11 класс Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Фертикова Наталья Сергеевна Екатеринбург, 2024 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена для занятий с занимающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом МАОУ-СОШ № 31. Направленность общеразвивающей программы: естественнонаучная. Актуальность программы. Рабочая программа «Визуальная анатомия» предназначена для формирования познавательного интереса, расширения кругозора, развития осознанности понимания строения и функционирования организма человека. Данный общеразвивающий курс является дополнением к рабочей программе по предмету «Общая биология», действующем на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Особенностями программы являются: формирование на базе знаний и умений научной картины строения организма как компонента органического мира; усиление внимания исключительной к изучению ценности строения органического организма мира, человека к как изучению функционирования органов и систем и бережному отношению к своему здоровью; обновление содержания основных биологических понятий с позиций современных достижений науки и практики; изучение содержания в соответствии с деятельностным подходом и профориентацией на познание реальной действительности профессий, связанных с организмом человека; предпрофильная подготовка выпускников основной школы к выбору дальнейшего образовательного пути и к практической деятельности в области биологических направлений, охраны природы и здравоохранения; раскрытие общебиологических процессов и закономерностей, протекающих в организме человека на основе принципов доступности и наглядности с опорой на преемственность знаний и умений, приобретенных в предшествующих курсах биологии. Отличительной особенностью общеразвивающего курса «Визуальная анатомия» является работа каждого слушателя с использованием инновационного интерактивного 3-D атласа на столе «Пирогов». В программе представлен перечень лабораторно-практических работ, которые нацеливают на активное, деятельностное изучение программного материала. Адресат. Программа предназначена для слушателей 10-11 классов естественнонаучного профиля обучения, интересующихся общебиологическими научными направлениями. Возраст аудитории 15-17 лет. В подростковом и юношеском возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности. Наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются в интеллектуальной сфере. В этот период происходит формирование навыков логического мышления, а затем и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности подростка, и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое отражение в стиле мышления. Период старшего подросткового возраста является одним из важнейших этапов вторичной социализации. В этот период формируется мировоззрение личности, ее представление о смысле жизни и собственном предназначении. События, пережитые и осмысленные в этом возрасте, становятся определяющими для ценностной базы человека. Дети подросткового возраста включаются в качественно новую систему отношений, общения с товарищами и взрослыми в школе, в общественных организациях. Изменяется и фактическое место в семье и среди сверстников. У подростка значительно расширяется сфера деятельности, значительно усложняются ее виды и формы. Существенной особенностью старшего подростка остается особая форма познавательной деятельности, активно сочетаемая с производительным трудом. Это имеет важное значение, как для выбора подростками профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Число детей, одновременно находящихся в аудитории, 15-20 человек. Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа с перерывом. Объем общеразвивающей программы. 60 учебных часов (30 недель). Срок освоения общеразвивающей программы «Визуальная анатомия» составляет 1 учебный год. Уровневость общеразвивающей программы. Продвинутый, так как предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным разделам в рамках содержательно-тематического направления изучения строения и функционирования организма человека. Также предполагается углубленное изучение содержания биологии человека и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям с использованием инновационного интерактивного 3-D атласа на столе «Пирогов». Форма обучения. Групповая. Виды занятий. Лабораторное занятие с использованием инновационного интерактивного 3-D атласа на столе «Пирогов». Беседа, лекция, практическое занятие, семинар. Формы подведения результатов. Создание анатомического альбома. 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Целью общеразвивающей программы курса «Визуальная анатомия» является формирование познавательного интереса, расширение кругозора, развития осознанности понимания строения и функционирования организма человека в соответствии с деятельностным подходом и профориентацией. Задачи общеразвивающей программы «Визуальная анатомия»: Обучающая: формирование на базе знаний и умений научной картины строения организма как исключительной ценности органического мира, а также обновление содержания основных биологических понятий с позиций современных достижений науки и практики. Развивающая: развитие внимания к изучению строения организма человека как исключительной ценности органического мира, к изучению функционирования органов и систем, и бережному отношению к своему здоровью; развитие более глубокого понимания общебиологических процессов и закономерностей, протекающих в организме человека. Воспитательная: воспитание осознанного бережного отношения к здоровью человека как высшей ценности жизнедеятельности, чувства ответственности при групповой работе, помощь в предпрофессиональном самоопределении личности. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический план) программы Неделя Тема Количество часов Введение в анатомию (1 час) 1 Введение в анатомию, знакомство с 1 интерактивным столом «Пирогов». Плоскости и разрезы тела. Ткани организма человека (3 часа) 2-3 Ткани организма человека (теория с 2 использованием анатомического стола). 4 Лабораторная работа: Ткани организма человека 1 (практика с использованием микроскопического оборудования и гистологических данных интерактивного стола). Скелет. Мыщцы. Опорно-двигательный аппарат (10 часов) 5-6 Скелет туловища и череп (теория с 2 использованием анатомического стола). 7-8 Скелет верхних конечностей и плечевого пояса 2 (теория с использованием анатомического стола). 9-10 Скелет нижних конечностей и тазового пояса 2 (теория стола). с использованием анатомического 11-12 Мышцы туловища, головы и шеи (теория с 2 использованием анатомического стола). 13-14 Мышцы верхних и нижних конечностей. Работа 2 мышц (теория с использованием анатомического стола). Нервная система (10 часов) 15-16 Периферическая нервная система (теория с 2 использованием анатомического стола). 17-18 Центральная нервная система: головной мозг 2 (теория с использованием анатомического стола). 19-20 Центральная нервная система: спинной мозг 2 (теория с использованием анатомического стола). 21-22 Функционирование нервной системы (теория с 2 использованием анатомического стола). 23-24 Физиология нервной системы (теория с 2 использованием анатомического стола). Учение об анализаторах (6 часов) 25-26 Вкусовой, обонятельный и кожный анализаторы 2 (теория с использованием анатомического стола). 27-28 Строение и работа глаза (теория с 2 использованием анатомического стола). 28-30 Строение и работа органа слуха и равновесия 2 (теория с использованием анатомического стола). Нейро-эндокринная регуляция организма (4 часа) 31-32 Эндокринная система организма: гипофиз, 2 эпифиз, щитовидная и паращитовидные железы (теория с использованием анатомического стола). 33-34 Эндокринная система организма: поджелудочная 2 железа, надпочечники и половые железы (теория с использованием анатомического стола). Кровеносная система (8 часов) 35-36 Кровеносная система человека: общий обзор. 2 Строение кровеносных сосудов (теория с использованием анатомического стола). 37 Лабораторная работа: клетки крови человека (с 1 применением микроскопических гистологических препаратов и с использованием анатомического стола). 38 Особенности строения кровообращения (теория и работы с кругов 1 использованием анатомического стола). 39-40 Строение и работа сердца (теория с 2 использованием анатомического стола) 41-42 Органы кроветворения и иммунной системы 2 (теория с использованием анатомического стола). Пищеварительная система человека (5 часов) 43-44 Пищеварительная система: ротовая полость, 2 глотка, желудок (теория с использованием анатомического стола). 45-46 Пищеварительная система: тонкий и толстый 2 кишечник (теория с использованием анатомического стола). 47 Семинар: пищевые продукты и питательные 1 вещества (гигиенический и нутрициологический аспекты). Дыхательная система человека (2 часа) 48-49 Особенности строения и функционирования 2 дыхательной системы (теория с использованием анатомического стола). Кожа человека (2 часа) 50-51 Особенности кожи человека (теория с 2 использованием анатомического стола). Мочевыделительная система организма (4 часа) 52-53 Особенности (теория с мочевыделительной использованием системы 2 анатомического стола). 54-55 Процесс мочевыделения (теория с 2 использованием анатомического стола). Половая система (5 часов) 56-57 Особенности мужской репродуктивной системы 2 (теория с использованием анатомического стола). 58-59 Особенности женской репродуктивной системы 2 (теория с использованием анатомического стола). 60 Семинар: Беременность. Онтогенез организма 1 человека. Контрацепция (теория использованием анатомического стола). с ИТОГО 60 часов Содержание учебного (тематического) плана 1. Введение в анатомию, плоскости и разрезы тела. Краткий исторический очерк развития анатомии. Плоскости и оси тела. Знакомство с правилами работы с применением интерактивного стола «Пирогов», повторение техники безопасности. Органы, системы и аппараты органов. 2. Ткани организма человека: определение, виды тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная ткань. Лабораторная работа по изучению микроскопического строения разного типа тканей. 3. Скелет. Мышцы. Опорно-двигательный аппарат. Пассивная часть: скелет туловища, череп, скелет верхних и нижних конечностей, типы соединения костей. Активная часть: мышцы туловища, головы, шеи, верхних и нижних конечностей. Работа мышц, утомление. Первая помощь при переломах конечностей, повреждениях позвоночного столба, вывихах и подвывихах, ушибах, растяжениях связок. Нарушение осанки и плоскостопие. 4. Нервная система. Центральная нервная система: строение и функции головного и спинного мозга. Развитие нервной системы в фило- и онтогненезе. Периферическая нервная система: соматическая и вегетативная нервная система. Физиология нервной системы. Высшая нервная деятельность. Интегративная функция нервной системы: ритмы мозга, речь, сознание и мышление. 5. Учение об анализаторах. Строение и работа зрительного, слухового, кожного, вкусового, обонятельного анализаторов. Строение и работа вестибулярного аппарата. Гигиена зрения и слуха. 6. Нейро-эндокринная регуляция организма. Эндокринный аппарат: гипофиз, эпифиз, щитовидная и паращитовидные железы, поджелудочная железа, надпочечники, половые железы. Особенности действия гормонов в норме и патологиях. 7. Кровеносная система. Кровь: клеточный и химический состав. Особенности строения и газообмена в эритроците, гемопоэз, группы крови и особенности агглютинации при переливании крови. Лейкоциты: виды и функции, теории клеточного и гуморального иммунитета. Тромбоциты: особенности происхождения, этапы тромбообразования. Некоторые заболевания крови: анемии различного генеза, гемофилия, тромбоз. Сердечно-сосудистая система человека. Особенности строения и расположения артерий, вен и капилляров. Кровообращение в малом (легочном) и большом кругах кровообращения, особенности. Строение и работа сердца. Виды кровотечений и первой помощи при разных видах кровообращений. Строение органов иммунной системы: тимуса, костного мозга, лимфоидной ткани и лимфатических узлов, селезенки. 8. Пищеварительная система человека. Особенности строения и переваривания в ротовой полости, глотке, желудке, отделах тонкого и толстого кишечника. Полость живота. Брюшина и брюшная полость. Пищевые продукты и питательные вещества (гигиенический и нутрициологический аспекты): белки, липиды, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода. Особенности реакций анаболизма и катаболизма. 9. Дыхательная система человека. Особенности строения и функционирования органов дыхания, участие в поддержании кислотноосновного равновесия организма. Первая помощь при остановке дыхания. 10. Кожа человека: особенности строения эпидермиса, дермы и подкожной жировой клетчатки. Первая помощи при ожогах, обморожениях, тепловом ударе и перегреве организма. 11. Мочевыделительная система организма: особенности строения и функционирования мочеиспускательного почек, мочеточников, канала. Процесс мочевого мочеобразования: пузыря и клубочковая фильтрация, канальцевые реабсорбция и секреция. 12. Половая система. Мужские наружные и внутренние половые органы. Женские наружные и внутренние половые органы. Развитие мочеполового аппарата в онтогенезе. Строение молочных желез. 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Метапредметные результаты: освоение слушателями метапредметных понятий медицины и анатомии, и универсальных учебных действий с использованием инновационного интерактивного 3-D атласа на столе «Пирогов». Личностные результаты: готовность и способность слушателей к саморазвитию и личностному самоопределению могут быть представлены следующими компонентами, такими как предпрофессиональное самоопределение слушателя, выбор дальнейшего образовательного пути в области биологических направлений, охраны природы и здравоохранения; развитие осознанного отношения к сохранению своего здоровья. Предметные результаты: формирование на базе знаний и умений научной картины строения организма как исключительной ценности органического мира, обновление содержания основных биологических понятий с позиций современных достижений науки и практики. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Комплекс организационно-педагогических условий общеразвивающей программы «Визуальная анатомия 10» включает в себя: Материально-техническое обеспечение. Учебный кабинет, парты, стулья, ПК, интерактивная доска Информационное обеспечение: проводное подключение к сети Интернет инновационного интерактивного 3-D атлас стола «Пирогов». Кадровое обеспечение: в реализации программы принимает участие педагоги, имеющие образование и особые условия допуска к работе в соответствии с Профессиональным стандартом. Педагоги должны владеть практическими навыками выполнения трудовых функций: организация деятельности занимающихся, направленной на освоение программы; организация досуговой деятельности детей в процессе реализации программы; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) детей, осваивающих программу, при решении задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения программы; разработка программно-методического обеспечения программы. Обучение по программе проводит старший преподаватель кафедры биохимии ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава РФ Фертикова Наталья Сергеевна, педагогический стаж 23 года (в том числе 19 лет стаж работы в СУНЦ УРФУ, учитель биологии высшей категории). Методические материалы: раздаточные дидактические материалы гистологического и анатомического содержания для работы на инновационном интерактивном 3-D атласе на столе «Пирогов». Общая методика работы включает создание, просмотр и коррекцию визуальных образов строения и функционирования отдельных органов и систем, заполнение дидактических материалов анатомо-гистологического содержания с целью постепенного создания анатомического атласа. 2.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Текущий визуальный осмотр заполняемого атласа с целью своевременной коррекции, а также устное собеседование 1 раз в год с отметками: удовлетворительно, неудовлетворительно. 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Самусев Р. П. Атлас анатомии человека: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. профессион. образования/ Р. П. Самусев. – 7-е изд., перераб. – Москва: Издательство АСТ: Мир и Образование, 2023. – 544 с.: илл. 2.Одья Э., Норрис М. Анатомия и физиология для чайников, 3-е изд. – СПб, ООО «Диалектика», 2019. – 448 с.: илл. 3. У. Кэпит, Л. М. Элсон Анатомия человека: атлас-раскраска: [перевод с английского]/ Лоренс М. Элсон, Уинн Кэпит. – Москва: Эксмо, 2015. – 376 с.:ил. – (Медицинский атлас). 4. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования /И. В. Гайворонский, Г. И. Ничипорук, А. И. Гайворонский.— 6е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2011. — 496 с 5. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Нормальная анатомия человека: Учебник. В 2 кн. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2010. — 480 с.: илл.