Российская Федерация
Департамент образования
Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение −
средняя общеобразовательная школа № 31
Утверждено и введено
приказом № 180/1-од/24 от 28.08.2024
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ВИЗУАЛЬНАЯ АНАТОМИЯ»
естественнонаучной направленности
Возраст обучающихся: 10-11 класс
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Фертикова Наталья Сергеевна
Екатеринбург, 2024
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
составлена для занятий с занимающимися в условиях общеобразовательной
школы, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом
МАОУ-СОШ № 31.
Направленность общеразвивающей программы: естественнонаучная.
Актуальность программы.
Рабочая
программа
«Визуальная
анатомия»
предназначена
для
формирования познавательного интереса, расширения кругозора, развития
осознанности понимания строения и функционирования организма человека.
Данный общеразвивающий курс является дополнением к рабочей программе
по предмету «Общая биология», действующем на основе федерального
компонента государственного стандарта среднего общего образования.
Особенностями программы являются: формирование на базе знаний и умений
научной картины строения организма как компонента органического мира;
усиление
внимания
исключительной
к
изучению
ценности
строения
органического
организма
мира,
человека
к
как
изучению
функционирования органов и систем и бережному отношению к своему
здоровью; обновление содержания основных биологических понятий с
позиций современных достижений науки и практики; изучение содержания в
соответствии с деятельностным подходом и профориентацией на познание
реальной действительности профессий, связанных с организмом человека;
предпрофильная подготовка выпускников основной школы к выбору
дальнейшего образовательного пути и к практической деятельности в области
биологических направлений, охраны природы и здравоохранения; раскрытие
общебиологических процессов и закономерностей, протекающих в организме
человека на основе принципов доступности и наглядности с опорой на
преемственность знаний и умений, приобретенных в предшествующих курсах
биологии.
Отличительной особенностью общеразвивающего курса «Визуальная
анатомия»
является
работа
каждого
слушателя
с
использованием
инновационного интерактивного 3-D атласа на столе «Пирогов». В программе
представлен перечень лабораторно-практических работ, которые нацеливают
на активное, деятельностное изучение программного материала.
Адресат. Программа предназначена для слушателей 10-11 классов
естественнонаучного
профиля
обучения,
интересующихся
общебиологическими научными направлениями. Возраст аудитории 15-17
лет. В подростковом и юношеском возрасте происходит дальнейшее развитие
психических познавательных процессов
и
формирование
личности.
Наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных
процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются в
интеллектуальной сфере. В этот период происходит формирование навыков
логического мышления, а затем и теоретического мышления, развивается
логическая память. Активно развиваются творческие способности подростка,
и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое
отражение в стиле мышления. Период старшего подросткового возраста
является одним из важнейших этапов вторичной социализации. В этот период
формируется мировоззрение личности, ее представление о смысле жизни и
собственном предназначении. События, пережитые и осмысленные в этом
возрасте, становятся определяющими для ценностной базы человека. Дети
подросткового возраста включаются в качественно новую систему
отношений, общения с товарищами и взрослыми в школе, в общественных
организациях. Изменяется и фактическое место в семье и среди сверстников.
У подростка значительно расширяется сфера деятельности, значительно
усложняются ее виды и формы. Существенной особенностью старшего
подростка остается особая форма познавательной деятельности, активно
сочетаемая с производительным трудом. Это имеет важное значение, как для
выбора подростками профессии, так и для выработки ценностных ориентаций.
Число детей, одновременно находящихся в аудитории, 15-20 человек.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических
часа с перерывом.
Объем общеразвивающей программы. 60 учебных часов (30 недель).
Срок
освоения
общеразвивающей
программы
«Визуальная
анатомия» составляет 1 учебный год.
Уровневость общеразвивающей программы. Продвинутый, так как
предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих
доступ к сложным разделам в рамках содержательно-тематического
направления изучения строения и функционирования организма человека.
Также предполагается углубленное изучение содержания биологии человека
и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям с
использованием инновационного интерактивного 3-D атласа на столе
«Пирогов».
Форма обучения. Групповая.
Виды
занятий.
Лабораторное
занятие
с
использованием
инновационного интерактивного 3-D атласа на столе «Пирогов». Беседа,
лекция, практическое занятие, семинар.
Формы подведения результатов. Создание анатомического альбома.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Целью общеразвивающей программы курса «Визуальная анатомия»
является формирование познавательного интереса, расширение кругозора,
развития осознанности понимания строения и функционирования организма
человека в соответствии с деятельностным подходом и профориентацией.
Задачи общеразвивающей программы «Визуальная анатомия»:
Обучающая: формирование на базе знаний и умений научной картины
строения организма как исключительной ценности органического мира, а
также обновление содержания основных биологических понятий с позиций
современных достижений науки и практики.
Развивающая: развитие внимания к изучению строения организма
человека как исключительной ценности органического мира, к изучению
функционирования органов и систем, и бережному отношению к своему
здоровью;
развитие
более
глубокого
понимания
общебиологических
процессов и закономерностей, протекающих в организме человека.
Воспитательная: воспитание осознанного бережного отношения к
здоровью человека как высшей ценности жизнедеятельности, чувства
ответственности при групповой работе, помощь в предпрофессиональном
самоопределении личности.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический план) программы
Неделя
Тема
Количество
часов
Введение в анатомию (1 час)
1
Введение
в
анатомию,
знакомство
с 1
интерактивным столом «Пирогов». Плоскости и
разрезы тела.
Ткани организма человека (3 часа)
2-3
Ткани
организма
человека
(теория
с 2
использованием анатомического стола).
4
Лабораторная работа: Ткани организма человека 1
(практика с использованием микроскопического
оборудования
и
гистологических
данных
интерактивного стола).
Скелет. Мыщцы. Опорно-двигательный аппарат (10 часов)
5-6
Скелет
туловища
и
череп
(теория
с 2
использованием анатомического стола).
7-8
Скелет верхних конечностей и плечевого пояса 2
(теория
с
использованием
анатомического
стола).
9-10
Скелет нижних конечностей и тазового пояса 2
(теория
стола).
с
использованием
анатомического
11-12
Мышцы туловища, головы и шеи (теория с 2
использованием анатомического стола).
13-14
Мышцы верхних и нижних конечностей. Работа 2
мышц (теория с использованием анатомического
стола).
Нервная система (10 часов)
15-16
Периферическая нервная система (теория с 2
использованием анатомического стола).
17-18
Центральная нервная система: головной мозг 2
(теория
с
использованием
анатомического
стола).
19-20
Центральная нервная система: спинной мозг 2
(теория
с
использованием
анатомического
стола).
21-22
Функционирование нервной системы (теория с 2
использованием анатомического стола).
23-24
Физиология
нервной
системы
(теория
с 2
использованием анатомического стола).
Учение об анализаторах (6 часов)
25-26
Вкусовой, обонятельный и кожный анализаторы 2
(теория
с
использованием
анатомического
стола).
27-28
Строение
и
работа
глаза
(теория
с 2
использованием анатомического стола).
28-30
Строение и работа органа слуха и равновесия 2
(теория
с
использованием
анатомического
стола).
Нейро-эндокринная регуляция организма (4 часа)
31-32
Эндокринная
система
организма:
гипофиз, 2
эпифиз, щитовидная и паращитовидные железы
(теория
с
использованием
анатомического
стола).
33-34
Эндокринная система организма: поджелудочная 2
железа, надпочечники и половые железы (теория
с использованием анатомического стола).
Кровеносная система (8 часов)
35-36
Кровеносная система человека: общий обзор. 2
Строение
кровеносных
сосудов
(теория
с
использованием анатомического стола).
37
Лабораторная работа: клетки крови человека (с 1
применением
микроскопических
гистологических препаратов и с использованием
анатомического стола).
38
Особенности
строения
кровообращения
(теория
и
работы
с
кругов 1
использованием
анатомического стола).
39-40
Строение
и
работа
сердца
(теория
с 2
использованием анатомического стола)
41-42
Органы кроветворения и иммунной системы 2
(теория
с
использованием
анатомического
стола).
Пищеварительная система человека (5 часов)
43-44
Пищеварительная система: ротовая полость, 2
глотка, желудок (теория с использованием
анатомического стола).
45-46
Пищеварительная система: тонкий и толстый 2
кишечник
(теория
с
использованием
анатомического стола).
47
Семинар: пищевые продукты и питательные 1
вещества (гигиенический и нутрициологический
аспекты).
Дыхательная система человека (2 часа)
48-49
Особенности строения и функционирования 2
дыхательной системы (теория с использованием
анатомического стола).
Кожа человека (2 часа)
50-51
Особенности
кожи
человека
(теория
с 2
использованием анатомического стола).
Мочевыделительная система организма (4 часа)
52-53
Особенности
(теория
с
мочевыделительной
использованием
системы 2
анатомического
стола).
54-55
Процесс
мочевыделения
(теория
с 2
использованием анатомического стола).
Половая система (5 часов)
56-57
Особенности мужской репродуктивной системы 2
(теория
с
использованием
анатомического
стола).
58-59
Особенности женской репродуктивной системы 2
(теория
с
использованием
анатомического
стола).
60
Семинар: Беременность. Онтогенез организма 1
человека.
Контрацепция
(теория
использованием анатомического стола).
с
ИТОГО
60 часов
Содержание учебного (тематического) плана
1. Введение в анатомию, плоскости и разрезы тела. Краткий
исторический очерк развития анатомии. Плоскости и оси тела. Знакомство с
правилами работы с применением интерактивного стола «Пирогов»,
повторение техники безопасности. Органы, системы и аппараты органов.
2.
Ткани
организма
человека:
определение,
виды
тканей:
эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная ткань. Лабораторная
работа по изучению микроскопического строения разного типа тканей.
3. Скелет. Мышцы. Опорно-двигательный аппарат. Пассивная
часть: скелет туловища, череп, скелет верхних и нижних конечностей, типы
соединения костей. Активная часть: мышцы туловища, головы, шеи, верхних
и нижних конечностей. Работа мышц, утомление. Первая помощь при
переломах конечностей, повреждениях позвоночного столба, вывихах и
подвывихах, ушибах, растяжениях связок. Нарушение осанки и плоскостопие.
4. Нервная система. Центральная нервная система: строение и функции
головного и спинного мозга. Развитие нервной системы в фило- и онтогненезе.
Периферическая нервная система: соматическая и вегетативная нервная
система. Физиология нервной системы. Высшая нервная деятельность.
Интегративная функция нервной системы: ритмы мозга, речь, сознание и
мышление.
5. Учение об анализаторах. Строение и работа зрительного, слухового,
кожного, вкусового, обонятельного анализаторов. Строение и работа
вестибулярного аппарата. Гигиена зрения и слуха.
6. Нейро-эндокринная регуляция организма. Эндокринный аппарат:
гипофиз, эпифиз, щитовидная и паращитовидные железы, поджелудочная
железа, надпочечники, половые железы. Особенности действия гормонов в
норме и патологиях.
7. Кровеносная система. Кровь: клеточный и химический состав.
Особенности строения и газообмена в эритроците, гемопоэз, группы крови и
особенности агглютинации при переливании крови. Лейкоциты: виды и
функции, теории клеточного и гуморального иммунитета. Тромбоциты:
особенности
происхождения,
этапы
тромбообразования.
Некоторые
заболевания крови: анемии различного генеза, гемофилия, тромбоз.
Сердечно-сосудистая система человека. Особенности строения и
расположения артерий, вен и капилляров. Кровообращение в малом
(легочном) и большом кругах кровообращения, особенности. Строение и
работа сердца. Виды кровотечений и первой помощи при разных видах
кровообращений.
Строение органов иммунной системы: тимуса, костного мозга,
лимфоидной ткани и лимфатических узлов, селезенки.
8. Пищеварительная система человека. Особенности строения и
переваривания в ротовой полости, глотке, желудке, отделах тонкого и
толстого кишечника. Полость живота. Брюшина и брюшная полость.
Пищевые продукты и питательные вещества (гигиенический и
нутрициологический
аспекты):
белки,
липиды,
углеводы,
витамины,
минеральные вещества и вода. Особенности реакций анаболизма и
катаболизма.
9.
Дыхательная
система
человека.
Особенности
строения
и
функционирования органов дыхания, участие в поддержании кислотноосновного равновесия организма. Первая помощь при остановке дыхания.
10. Кожа человека: особенности строения эпидермиса, дермы и
подкожной жировой клетчатки. Первая помощи при ожогах, обморожениях,
тепловом ударе и перегреве организма.
11. Мочевыделительная система организма: особенности строения и
функционирования
мочеиспускательного
почек,
мочеточников,
канала.
Процесс
мочевого
мочеобразования:
пузыря
и
клубочковая
фильтрация, канальцевые реабсорбция и секреция.
12. Половая система. Мужские наружные и внутренние половые
органы. Женские наружные и внутренние половые органы. Развитие
мочеполового аппарата в онтогенезе. Строение молочных желез.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Метапредметные
результаты:
освоение
слушателями
метапредметных понятий медицины и анатомии, и универсальных учебных
действий с использованием инновационного интерактивного 3-D атласа на
столе «Пирогов».
Личностные результаты: готовность и способность слушателей к
саморазвитию и личностному самоопределению могут быть представлены
следующими
компонентами,
такими
как
предпрофессиональное
самоопределение слушателя, выбор дальнейшего образовательного пути в
области биологических направлений, охраны природы и здравоохранения;
развитие осознанного отношения к сохранению своего здоровья.
Предметные результаты: формирование на базе знаний и умений
научной картины строения организма как исключительной ценности
органического мира, обновление содержания основных биологических
понятий с позиций современных достижений науки и практики.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Комплекс организационно-педагогических условий общеразвивающей
программы «Визуальная анатомия 10» включает в себя:
Материально-техническое обеспечение. Учебный кабинет, парты,
стулья, ПК, интерактивная доска
Информационное обеспечение: проводное подключение к сети
Интернет инновационного интерактивного 3-D атлас стола «Пирогов».
Кадровое обеспечение: в реализации программы принимает участие
педагоги, имеющие образование и особые условия допуска к работе в
соответствии с Профессиональным стандартом. Педагоги должны владеть
практическими навыками выполнения трудовых функций: организация
деятельности
занимающихся,
направленной
на
освоение
программы;
организация досуговой деятельности детей в процессе реализации программы;
обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
детей, осваивающих программу, при решении задач обучения и воспитания;
педагогический контроль и оценка освоения программы; разработка
программно-методического обеспечения программы.
Обучение по программе проводит старший преподаватель кафедры
биохимии ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава РФ Фертикова Наталья Сергеевна,
педагогический стаж 23 года (в том числе 19 лет стаж работы в СУНЦ УРФУ,
учитель биологии высшей категории).
Методические материалы: раздаточные дидактические материалы
гистологического
и
анатомического
содержания
для
работы
на
инновационном интерактивном 3-D атласе на столе «Пирогов». Общая
методика работы включает создание, просмотр и коррекцию визуальных
образов строения и функционирования отдельных органов и систем,
заполнение дидактических материалов анатомо-гистологического содержания
с целью постепенного создания анатомического атласа.
2.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
Текущий
визуальный
осмотр
заполняемого
атласа
с
целью
своевременной коррекции, а также устное собеседование 1 раз в год с
отметками: удовлетворительно, неудовлетворительно.
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Самусев Р. П. Атлас анатомии человека: Учеб. пособие для студентов
учреждений сред. профессион. образования/ Р. П. Самусев. – 7-е изд., перераб.
– Москва: Издательство АСТ: Мир и Образование, 2023. – 544 с.: илл.
2.Одья Э., Норрис М. Анатомия и физиология для чайников, 3-е изд. – СПб,
ООО «Диалектика», 2019. – 448 с.: илл.
3. У. Кэпит, Л. М. Элсон Анатомия человека: атлас-раскраска: [перевод с
английского]/ Лоренс М. Элсон, Уинн Кэпит. – Москва: Эксмо, 2015. – 376
с.:ил. – (Медицинский атлас).
4. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. учреждений сред. проф.
образования /И. В. Гайворонский, Г. И. Ничипорук, А. И. Гайворонский.— 6е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2011. — 496 с
5. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Нормальная анатомия человека: Учебник. В 2 кн. —
М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2010. — 480 с.: илл.