ДООП Веселый мяч 2024

Российская Федерация
Департамент образования
Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение −
средняя общеобразовательная школа № 31

Утверждено и введено
приказом № 180/1-од/24 от 28.08.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ВЕСЕЛЫЙ МЯЧ»
физкультурно-спортивной направленности

Возраст обучающихся: 4-7 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-разработчик:
Якушев Роберт Юрьевич,
учитель физической культуры,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург 2024

2

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
составлена для занятий с занимающимися в условиях общеобразовательной
школы, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом
МАОУ-СОШ № 31.
Направленность
спортивная.

общеразвивающей

программы:

физкультурно-

Актуальность программы. Данные статистики говорят о том, что многие
дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к ярко выраженным
функциональнымнарушениям в организме: искривлению осанки и деформации
голени и стоп, ухудшению координации движений, потери выносливости,
гибкости, вызывает задержку возрастного развития. Чтобы удовлетворить
потребность детей в двигательной активности в детском саду необходимо
проводить дополнительные кружки по физическому развитию.
Актуальность обусловлена тем, что в ее основе лежит реализация
индивидуального подхода в обучении, непрерывности и преемственности на
разных уровнях образования. Программа разработана с учетом особенностей
психомоторного развития дошкольников, реального уровня их физической
подготовленности. Игры и эстафеты, подвижные игры с мячом дают
возможность каждому ребенку познакомиться с элементами спорта,
почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу
для достижения результата и успеха, т.е. приобщают детей к универсальным
ценностям человеческой жизни, доброте, коллективизму. Направленность
программы: работа по улучшению физического развития, физической
подготовленности детей, развитию ловкости, координации, глазомера,
согласованности движений, воспитанию морально-волевых качеств. Программа
дополнительного образования «Веселый мяч» по формированию двигательной
культуры дошкольников через обучение игровым действиям с мячом учитывает
возрастные особенности усвоения программного материала у детей дошкольного
возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области
«Физическое развитие».
Отличительная особенность программы в том, что она способствует
обучению основам настольного тенниса, помимо баскетбола и футбола, и
постановке задач, которые должны быть решены в течение реализации этой
программы.
3

Адресат. Программа разработана для детей от 4 до 7 лет. В этом возрасте
продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении.
Двигательная
активность
становится
целенаправленной,
отвечает
индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными,
мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная
значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по
первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной
активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения,
возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро,
ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во
время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень
функциональных возможностей повышается.
Зачисление на обучение по программе осуществляется по заявлению его
родителей (законныхпредставителей) без предъявления требований к начальному
уровню знаний.
Режим занятий. Занятия проводятся с периодичностью 2 раза в неделю
продолжительностью 20-30 минут. Группы для занятий формируются с учетом
возрастных особенностей, физического развития детей, в группе не более 15
человек.
Объём программы. 68 часов
Срок освоения программы - 1 год.
Уровневневость программы. Стартовый уровень.
Формы обучения. Групповая работа.
Виды занятий. Традиционное занятие, круговая тренировка, спортивное
развлечение. Для достижения цели и задач образовательной программы
предусматривается в рамках учебно-воспитательного процесса проведение
следующих видов занятий: теоретические и практические занятия,
индивидуально-групповая работа, открытые занятия, зачёты, участие в
конкурсах.
Формы подведения результатов.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей,
динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и
включающая: педагогические наблюдения с целью их дальнейшей оптимизации.
Непосредственное наблюдение строится в основном на анализе реального
поведения детей. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде:
на занятиях.
Уровень оценки качества реализации Программы: диагностика развития
ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью
получения обратной связи от собственных педагогических действий и
планирования дальнейшей работы с детьми по Программе.
Виды контроля. Мониторинг в начале и конце учебного года.
Формы подведения итогов. Тестирование каждого обучающего.
4

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель - обогащение двигательного опыта детей 4-7 года жизни, освоение
детьми техники владения мячом и ракеткой через элементы спортивных игр
(баскетбол, настольный теннис, футбол).
Задачи:
Образовательные:
– Познакомить дошкольников с историей игры в футбол, баскетбол,
настольный теннис.
– Формирование основных жизненно важных двигательных умений и
навыков.
– Формирование простейших технико-тактических действий с мячом:
передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, блокирование, разучивание
индивидуальной тактики, искусство ведения мяча и забрасывания в кольцо.
– Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с
мячом.
Развивающие:
– Развитие координации движений, выносливости, быстроты, ловкости,
умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения
игры.
– Расширение кругозора, уточнение представлений о видах спортивных игр,
уважительное отношение к физической культуре, создание положительной
основы для формирования привычки к здоровому образу жизни
Воспитательные:
– Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности,
смелости, настойчивости и т.д.
– Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
– Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные
желанияинтересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных
ситуациях.

5

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
Месяц

Мероприятия

1. Обследование детей.
2. Инструктаж по технике
безопасного поведения в
физкультурном зале.
3. Знакомство с мячом,
история происхождения
Сентябрь
мяча.
4. Подбрасывание и ловля
мяча.
5. Стойка баскетболиста.
6. Прокатывание мяча друг
другу.
1. Выполнять подбрасывание
и ловлю мяча на месте.
2. Ведение мяча одной рукой
на месте.
Октябрь
3. Удары по неподвижному
мячу.
4. Набивание мяча ладонной
стороной ракетки.
1. Выполнять подбрасывание
и ловлю мяча на месте.
2. Ведение мяча одной рукой
на месте.
Ноябрь
3. Удары по неподвижному
мячу.
4. Набивание мяча ладонной
стороной ракетки.
1. Выполнять броски и ловлю
мяча в движении.
2.Ведение мяча одной рукой
на месте.
3.Перемещение по прямой и
Декабрь
дугами (футбол).
4.Удары по неподвижному
мячу.
5.Набивание мяча ладонной
стороной ракетки.
1. Отбивание мяча об пол
правой и левой рукой в
движении.
2.Передача мяча друг другу
Январь
различными способами.
3. Футбол. Прием мяча.
4. Ведение мяча.
5. Набивание мяча тыльной

Кол-во
занятий

Цель
Подготовить
детей к
обучающему
процессу.

Взаимодействие
с родителями
Информирова-ние
родителей о
результатах
обследования
детей.

8

Контролировать
мяч в движении.

Консультация для
родителей «Школа
мяча».

Контролировать
мяч в движении.

Консультация для
родителей «Школа
мяча».

8

8

Контролировать
мяч в движении.

8

8

Научить
точности
передачи мяча
партнеру.

День открытых
дверей.

6

стороной ракетки .
1. Передача мяча двумя
руками от груди.
2. Ведение мяча вокруг себя

Февраль

Март

Апрель

Май

ИТОГО

попеременно правой
(левой) рукой.
3. Бросок мяча в б/б кольцо
двумя руками.
4. Футбол. Ведение мяча
1.Перебрасывание мяча
снизу, от груди.
2.Перебрасывание мяча друг
другу во время ходьбы.
3.Ведение мяча между
предметами.
4.Бросок мяча в б/б кольцо от
плеча.
5.Попадание мяча в
предметы.
6. Забивание в ворота.
7. Подача мяча (теннис)
1.Ведение мяча, продвигаясь
между предметами.
2.Бросок мяча в б/б кольцо от
плеча. Попадание мяча в
предметы.
3. Забивание в ворота.
4. Игра в наст. теннис
1.Игра в мини баскетбол.
2.Игра в наст. теннис.
3.Футбол: забивание в ворота.

Совершенствоват
ь точность
передачи мяча
при игре в парах.

Оформление
наглядной
информации для
родителей.

Подготовить
детей к играм
спортивной
направленности.

Беседа об
организации
подвижных игр с
мячом для дома и
улицы.

Подготовить
детей к играм
спортивной
направленности

Открытое занятие.

8

8

6

6

Обучение детей
основам
спортивных игр
баскетбол,
настольный
теннис.

68

Содержание учебного (тематического) плана.
Баскетбол:
1. Прокатывание мяча друг другу.
2. Прокатывание мяча в ворота друг другу.
3. Перебрасывание мяча друг другу. Стойка баскетболиста.
4. Остановка двумя шагами.
5. Передача мяча двумя руками от груди.
7

6. Передача мяча двумя руками от груди в движении.
7. Ведение мяча на месте правой (левой) рукой
8. Ведение мяча вокруг себя попеременно правой (левой) рукой
9. Ведение мяча, продвигаясь между предметами.
10. Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо.
Футбол:
1. Перемещение по прямой, дугами.
2. Удары по неподвижному мячу.
3. Ведение мяча.
4. Прием мяча.
5. Попадание в предметы.
6. Забивание в ворота.
7. Подвижные игры.
Настольный теннис:
1. Набивание мяча ладонной стороной ракетки.
2. Набивание мяча ладонной и тыльной стороной
ракетки.3.Подача мяча.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные:
= развитие физических способностей,
= дисциплинированность, упорство в достижении поставленных целей,
= умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях,
= умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные:
= сформированный интерес к новым видам спорта,
= освоение новых видов деятельности (дидактические игры и упражнения,
соревнования),
= умение строить план действий для достижения цели,
= умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения,
действовать быстро,
= умение договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Предметные:
= сформированные знания о игре в мини-волейбол,
= совершенствование двигательных умений и навыков движений с мячом,
= овладение технико-тактическими приемами игры в мини-волейбол.

8

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое оснащение занятий
На занятиях используются мячи разных размеров и из разных материалов,
различные препятствия, баскетбольные стойки, теннисные ракетки, столы для
настольного тенниса.
Спортивный инвентарь
 Мячи:
резиновые (малые, средние, большие) (по 20 шт.);
малые пластмассовые (20 шт.);
надувные (2 шт.);
массажные резиновые (16 шт.);
волейбольные (20 шт.);
 Воздушные шарики (10 шт.)
 Фитболы (2 шт.)
 Мелкие предметы для развития кисти руки:
-брусочки
-цилиндры
 Баскетбольные корзины (1 шт.)
 Напольные корзины (2 шт.)
 Шнур для натягивания (1шт.)
 Волейбольная сетка (1 шт.)
 Футбольные ворота (4 шт.)
 Обручи (20 шт.)
 Кубики (20 шт.)
 Кегли (20 шт.)
 Гимнастические скамейки (2 шт.)
 Мишени (2 шт.)
 Свисток (1 шт.)
Технические средства обучения
- магнитофон
- флеш-карта (музыка для ходьбы, бега, ритмической гимнастики, релаксации)
Информационное обеспечение
= http://les-skazka.86.i- schools.ru/files/krughki/%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0
%D0%BC% D1%8F%D1%87%D0%B0.pdf
= http://50ds.ru/sport/3359-konspekt-differentsirovannogo-zanyatiya-v-khokkey-igrayutnastoyashchie-muzhchiny.html

= http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2014/02/19/primernoe-tematicheskoe9

planirovanie- dlya-kruzhka-nastolnyy-tennis
http://doshkolnik.ru/sport-trenirovki/14816.htm

Кадровое обеспечение: В реализации программы принимают участие педагоги,
имеющие образование и особые условия допуска к работе в соответствии с
Профессиональным стандартом. Педагоги должны владеть практическими
навыками выполнения
трудовых функций: организация
деятельности
занимающихся, направленной на освоение программы; организация досуговой
деятельности детей в процессе реализации программы; обеспечение взаимодействия
с родителями (законными представителями) детей, осваивающих программу, при
решении задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения
программы; разработка программно-методического обеспечения программы.
Методическое обеспечение программы
1. Воротилкина И.М. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» издательство НЦ ЭНАС, 2004.
2. Николаева Н.И. «Школа мяча» - издательство «Детство-пресс», 2008.
3. Сочеванова Е.А. «Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет» - «Детствопресс»,2009.
3. Филипова С.О., под ред. «Спутник руководителя физического воспитания
дошкольного учреждения» - «Детство-пресс», 2005.
4. Хабарова Т.В. «Развитие двигательных способностей старших дошкольников» издательство «Детство-пресс», 2010.
5. «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Воспитатель»
Методика обучения детей упражнениям с мячом
Бросание мяча вверх и ловля двумя руками доступны детям с трехлетнего
возраста. Бросок выполняется двумя руками снизу вверх перед собой. Чтобы
сохранить вертикальное направление движения мяча, нужно следить глазами
заего полетом. Ловят мяч двумя руками, не прижимая их к туловищу, руки
несколько расставлены. Ребенок старается схватить мяч, зажимая его с
двухсторон ладонями рук (слева и справа) или одной рукой сверху, другой снизу.Можно
ловить
мяч, подставляя
кисти
рук,
сложенные чашечкой (пальцырасставлены).
Бросание мяча вверх одной рукой и ловля двумя руками:
Исходное положение: стойка носки врозь, мяч в одной руке. Бросок делается
одной рукой снизу вверх перед собой, при этом ребенок следит глазами за
мячом (способы ловли описаны выше). Когда дети освоят простые способы
бросания и ловли, им предлагают более сложные задания: подбросить мяч,
хлопнуть в ладоши (впереди себя, за спиной, сбоку) и поймать; подбросить мяч
вверх, повернуться кругом и поймать мяч; поймать мяч после отскока от пола.
Бросание мяча вниз о пол и ловля его двумя руками:
Сначала дается самое простое упражнение. Исходное положение: стойка ноги
10

врозь, мяч держат в двух слегка согнутых руках, ладони немного расставлены
и обращены друг к другу. При броске руки поднимают вверх, затем с силой
ударяют мяч о пол. Чем сильнее удар, тем выше отскок мяча. При ловле руки
расставлены довольно широко. Когда мяч после отскока начинает падать
вниз, его ловят двумя руками (либо прижимая с обеих сторон, либо одной
рукойсверху, другой снизу).
Бросание мяча двумя руками от груди используют, когда нужно бросить мяч друг
другу, в стенку.
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки с мячом перед грудью. При
прицеливании туловище наклоняется слегка вперед - вниз, руки с мячом
выносятся немного вперед, тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу.
При замахе туловище и ноги с мячом отклоняются назад, тяжесть тела
переносится на сзади стоящую ногу. При броске туловище и нога
выпрямляются, руки, тоже выпрямляясь, бросают мяч; тяжесть тела
переносится на левую ногу; правая нога приставляется к левой.
Бросание мяча двумя руками снизу применяется при бросании мяча через сетку,
друг другу.
Исходное положение: ноги чуть шире плеч или правая отставлена назад. При
прицеливании обе руки с мячом поднимаются вперед - вверх, тяжесть тела
переносится на левую ногу. При замахе руки с мячом опускаются вниз и
подводятся к правой ноге. Тяжесть тела переносится на правую полусогнутую
ногу, туловище наклоняется вперед, левая нога выпрямляется. При броске
туловище и ноги выпрямляются, руки выносятся вперед, правая нога
приставляется к левой.
Отбивание мяча о пол одной рукой и ловля двумя руками:
Исходное положение: стойка ноги врозь, рука с мячом внизу. Ребенок сначала
поднимает руку на уровень груди ладонью вниз, потом ударяет о пол и затем
ловит его двумя руками. По мере овладения простыми упражнениями вводятся
усложненные задания: ударить о пол и поймать мяч после хлопка в ладоши
(впереди себя, за спиной, сбоку, с поворотом и др.). Кроме того, детям
предлагают упражнения в отбивании мяча на месте двумя руками, одной рукой
(правой или левой, кулачком, ребром), с продвижением вперед по прямой, по
кругу (около обруча), змейкой («возле» или «между» предметами).
Метание мяча способом из-за головы применяется при бросании в обруч и
кольцо, через веревку или сетку.
Исходное положение: ноги на ширине плеч; руки подняты вверх и согнуты так,
чтобы мяч находился за головой. При замахе туловище и руки отклоняются
назад, ноги сгибаются в коленях; тяжесть тела переносится на сзади стоящую
ногу. При броске ребенок выпрямляет туловище и ноги, поднимается на носки,
11

руки вытягивает вперед - вверх и делает бросок.
2.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
Два раза в год (сентябрь, май) проводится педагогический мониторинг
детского развития, который предполагает отслеживание параметров деятельности, а
также выявление уровня владения мячом. Результаты мониторинга используются
для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.

№п/
п

Фамилия,
имя
ребенка

Виды движений
Бросание мяча
вверх и
ловля
двумя
руками

в парах

Отбивание мяча
двумя
одной рукой вгориз.
руками, с продвиже- цель 5
стоя на нием вперед м.
месте

Метание мяча
вверт.
цель
4м.

вдаль
не
менее 6
м.

Броски
в
корзину,
стоящую
на полу

Сумма
баллов
(уровень)

вбаскетбольную
корзину

1.
2.
3.

Критерии оценки выполнения:
3 балла – правильное выполнение движений, навык сформирован и
автоматизирован;
2 балла – неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные
изолированные движения, но навык не автоматизирован;
1 балл – ребёнок не может выполнить задание уже на втором движении;
0 баллов – отказ от выполнения движения.
Высокий уровень – от 22 до 27 баллов.
Средний уровень – от 13 до 21 балла.
Низкий уровень – от 0 до 12 баллов.

12

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Н.И.Николаева Школа мяча. - СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2012.
2. Ю.Ф. Змановский Здоровый ребенок. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2000.
3. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления
дошкольников - Издательство ТЦ Сфера, 2007.
4. А.Е. Занозина, С.Э Гришанина Перспективное планирование физкультурных
занятий с детьми 6-7 лет. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
5. Желобкович Е.Ф. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
6. Желобкович Е.Ф. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная к
школе группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».