Российская Федерация Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение − средняя общеобразовательная школа № 31 Утверждено и введено приказом № 180/1-од/24 от 28.08.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ВЕСЕЛЫЙ МЯЧ» физкультурно-спортивной направленности Возраст обучающихся: 4-7 лет Срок реализации: 1 год Автор-разработчик: Якушев Роберт Юрьевич, учитель физической культуры, педагог дополнительного образования Екатеринбург 2024 2 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена для занятий с занимающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом МАОУ-СОШ № 31. Направленность спортивная. общеразвивающей программы: физкультурно- Актуальность программы. Данные статистики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к ярко выраженным функциональнымнарушениям в организме: искривлению осанки и деформации голени и стоп, ухудшению координации движений, потери выносливости, гибкости, вызывает задержку возрастного развития. Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности в детском саду необходимо проводить дополнительные кружки по физическому развитию. Актуальность обусловлена тем, что в ее основе лежит реализация индивидуального подхода в обучении, непрерывности и преемственности на разных уровнях образования. Программа разработана с учетом особенностей психомоторного развития дошкольников, реального уровня их физической подготовленности. Игры и эстафеты, подвижные игры с мячом дают возможность каждому ребенку познакомиться с элементами спорта, почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т.е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни, доброте, коллективизму. Направленность программы: работа по улучшению физического развития, физической подготовленности детей, развитию ловкости, координации, глазомера, согласованности движений, воспитанию морально-волевых качеств. Программа дополнительного образования «Веселый мяч» по формированию двигательной культуры дошкольников через обучение игровым действиям с мячом учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей дошкольного возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Физическое развитие». Отличительная особенность программы в том, что она способствует обучению основам настольного тенниса, помимо баскетбола и футбола, и постановке задач, которые должны быть решены в течение реализации этой программы. 3 Адресат. Программа разработана для детей от 4 до 7 лет. В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается. Зачисление на обучение по программе осуществляется по заявлению его родителей (законныхпредставителей) без предъявления требований к начальному уровню знаний. Режим занятий. Занятия проводятся с периодичностью 2 раза в неделю продолжительностью 20-30 минут. Группы для занятий формируются с учетом возрастных особенностей, физического развития детей, в группе не более 15 человек. Объём программы. 68 часов Срок освоения программы - 1 год. Уровневневость программы. Стартовый уровень. Формы обучения. Групповая работа. Виды занятий. Традиционное занятие, круговая тренировка, спортивное развлечение. Для достижения цели и задач образовательной программы предусматривается в рамках учебно-воспитательного процесса проведение следующих видов занятий: теоретические и практические занятия, индивидуально-групповая работа, открытые занятия, зачёты, участие в конкурсах. Формы подведения результатов. Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая: педагогические наблюдения с целью их дальнейшей оптимизации. Непосредственное наблюдение строится в основном на анализе реального поведения детей. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде: на занятиях. Уровень оценки качества реализации Программы: диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей работы с детьми по Программе. Виды контроля. Мониторинг в начале и конце учебного года. Формы подведения итогов. Тестирование каждого обучающего. 4 1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель - обогащение двигательного опыта детей 4-7 года жизни, освоение детьми техники владения мячом и ракеткой через элементы спортивных игр (баскетбол, настольный теннис, футбол). Задачи: Образовательные: – Познакомить дошкольников с историей игры в футбол, баскетбол, настольный теннис. – Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков. – Формирование простейших технико-тактических действий с мячом: передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, блокирование, разучивание индивидуальной тактики, искусство ведения мяча и забрасывания в кольцо. – Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом. Развивающие: – Развитие координации движений, выносливости, быстроты, ловкости, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры. – Расширение кругозора, уточнение представлений о видах спортивных игр, уважительное отношение к физической культуре, создание положительной основы для формирования привычки к здоровому образу жизни Воспитательные: – Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и т.д. – Воспитание потребности в здоровом образе жизни. – Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желанияинтересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях. 5 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический) план Месяц Мероприятия 1. Обследование детей. 2. Инструктаж по технике безопасного поведения в физкультурном зале. 3. Знакомство с мячом, история происхождения Сентябрь мяча. 4. Подбрасывание и ловля мяча. 5. Стойка баскетболиста. 6. Прокатывание мяча друг другу. 1. Выполнять подбрасывание и ловлю мяча на месте. 2. Ведение мяча одной рукой на месте. Октябрь 3. Удары по неподвижному мячу. 4. Набивание мяча ладонной стороной ракетки. 1. Выполнять подбрасывание и ловлю мяча на месте. 2. Ведение мяча одной рукой на месте. Ноябрь 3. Удары по неподвижному мячу. 4. Набивание мяча ладонной стороной ракетки. 1. Выполнять броски и ловлю мяча в движении. 2.Ведение мяча одной рукой на месте. 3.Перемещение по прямой и Декабрь дугами (футбол). 4.Удары по неподвижному мячу. 5.Набивание мяча ладонной стороной ракетки. 1. Отбивание мяча об пол правой и левой рукой в движении. 2.Передача мяча друг другу Январь различными способами. 3. Футбол. Прием мяча. 4. Ведение мяча. 5. Набивание мяча тыльной Кол-во занятий Цель Подготовить детей к обучающему процессу. Взаимодействие с родителями Информирова-ние родителей о результатах обследования детей. 8 Контролировать мяч в движении. Консультация для родителей «Школа мяча». Контролировать мяч в движении. Консультация для родителей «Школа мяча». 8 8 Контролировать мяч в движении. 8 8 Научить точности передачи мяча партнеру. День открытых дверей. 6 стороной ракетки . 1. Передача мяча двумя руками от груди. 2. Ведение мяча вокруг себя Февраль Март Апрель Май ИТОГО попеременно правой (левой) рукой. 3. Бросок мяча в б/б кольцо двумя руками. 4. Футбол. Ведение мяча 1.Перебрасывание мяча снизу, от груди. 2.Перебрасывание мяча друг другу во время ходьбы. 3.Ведение мяча между предметами. 4.Бросок мяча в б/б кольцо от плеча. 5.Попадание мяча в предметы. 6. Забивание в ворота. 7. Подача мяча (теннис) 1.Ведение мяча, продвигаясь между предметами. 2.Бросок мяча в б/б кольцо от плеча. Попадание мяча в предметы. 3. Забивание в ворота. 4. Игра в наст. теннис 1.Игра в мини баскетбол. 2.Игра в наст. теннис. 3.Футбол: забивание в ворота. Совершенствоват ь точность передачи мяча при игре в парах. Оформление наглядной информации для родителей. Подготовить детей к играм спортивной направленности. Беседа об организации подвижных игр с мячом для дома и улицы. Подготовить детей к играм спортивной направленности Открытое занятие. 8 8 6 6 Обучение детей основам спортивных игр баскетбол, настольный теннис. 68 Содержание учебного (тематического) плана. Баскетбол: 1. Прокатывание мяча друг другу. 2. Прокатывание мяча в ворота друг другу. 3. Перебрасывание мяча друг другу. Стойка баскетболиста. 4. Остановка двумя шагами. 5. Передача мяча двумя руками от груди. 7 6. Передача мяча двумя руками от груди в движении. 7. Ведение мяча на месте правой (левой) рукой 8. Ведение мяча вокруг себя попеременно правой (левой) рукой 9. Ведение мяча, продвигаясь между предметами. 10. Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо. Футбол: 1. Перемещение по прямой, дугами. 2. Удары по неподвижному мячу. 3. Ведение мяча. 4. Прием мяча. 5. Попадание в предметы. 6. Забивание в ворота. 7. Подвижные игры. Настольный теннис: 1. Набивание мяча ладонной стороной ракетки. 2. Набивание мяча ладонной и тыльной стороной ракетки.3.Подача мяча. 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Личностные: = развитие физических способностей, = дисциплинированность, упорство в достижении поставленных целей, = умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях, = умение оказывать помощь своим сверстникам. Метапредметные: = сформированный интерес к новым видам спорта, = освоение новых видов деятельности (дидактические игры и упражнения, соревнования), = умение строить план действий для достижения цели, = умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, действовать быстро, = умение договариваться и приходить к общему решению, работая в паре. Предметные: = сформированные знания о игре в мини-волейбол, = совершенствование двигательных умений и навыков движений с мячом, = овладение технико-тактическими приемами игры в мини-волейбол. 8 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое оснащение занятий На занятиях используются мячи разных размеров и из разных материалов, различные препятствия, баскетбольные стойки, теннисные ракетки, столы для настольного тенниса. Спортивный инвентарь Мячи: резиновые (малые, средние, большие) (по 20 шт.); малые пластмассовые (20 шт.); надувные (2 шт.); массажные резиновые (16 шт.); волейбольные (20 шт.); Воздушные шарики (10 шт.) Фитболы (2 шт.) Мелкие предметы для развития кисти руки: -брусочки -цилиндры Баскетбольные корзины (1 шт.) Напольные корзины (2 шт.) Шнур для натягивания (1шт.) Волейбольная сетка (1 шт.) Футбольные ворота (4 шт.) Обручи (20 шт.) Кубики (20 шт.) Кегли (20 шт.) Гимнастические скамейки (2 шт.) Мишени (2 шт.) Свисток (1 шт.) Технические средства обучения - магнитофон - флеш-карта (музыка для ходьбы, бега, ритмической гимнастики, релаксации) Информационное обеспечение = http://les-skazka.86.i- schools.ru/files/krughki/%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0 %D0%BC% D1%8F%D1%87%D0%B0.pdf = http://50ds.ru/sport/3359-konspekt-differentsirovannogo-zanyatiya-v-khokkey-igrayutnastoyashchie-muzhchiny.html = http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2014/02/19/primernoe-tematicheskoe9 planirovanie- dlya-kruzhka-nastolnyy-tennis http://doshkolnik.ru/sport-trenirovki/14816.htm Кадровое обеспечение: В реализации программы принимают участие педагоги, имеющие образование и особые условия допуска к работе в соответствии с Профессиональным стандартом. Педагоги должны владеть практическими навыками выполнения трудовых функций: организация деятельности занимающихся, направленной на освоение программы; организация досуговой деятельности детей в процессе реализации программы; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) детей, осваивающих программу, при решении задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения программы; разработка программно-методического обеспечения программы. Методическое обеспечение программы 1. Воротилкина И.М. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» издательство НЦ ЭНАС, 2004. 2. Николаева Н.И. «Школа мяча» - издательство «Детство-пресс», 2008. 3. Сочеванова Е.А. «Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет» - «Детствопресс»,2009. 3. Филипова С.О., под ред. «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» - «Детство-пресс», 2005. 4. Хабарова Т.В. «Развитие двигательных способностей старших дошкольников» издательство «Детство-пресс», 2010. 5. «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Воспитатель» Методика обучения детей упражнениям с мячом Бросание мяча вверх и ловля двумя руками доступны детям с трехлетнего возраста. Бросок выполняется двумя руками снизу вверх перед собой. Чтобы сохранить вертикальное направление движения мяча, нужно следить глазами заего полетом. Ловят мяч двумя руками, не прижимая их к туловищу, руки несколько расставлены. Ребенок старается схватить мяч, зажимая его с двухсторон ладонями рук (слева и справа) или одной рукой сверху, другой снизу.Можно ловить мяч, подставляя кисти рук, сложенные чашечкой (пальцырасставлены). Бросание мяча вверх одной рукой и ловля двумя руками: Исходное положение: стойка носки врозь, мяч в одной руке. Бросок делается одной рукой снизу вверх перед собой, при этом ребенок следит глазами за мячом (способы ловли описаны выше). Когда дети освоят простые способы бросания и ловли, им предлагают более сложные задания: подбросить мяч, хлопнуть в ладоши (впереди себя, за спиной, сбоку) и поймать; подбросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч; поймать мяч после отскока от пола. Бросание мяча вниз о пол и ловля его двумя руками: Сначала дается самое простое упражнение. Исходное положение: стойка ноги 10 врозь, мяч держат в двух слегка согнутых руках, ладони немного расставлены и обращены друг к другу. При броске руки поднимают вверх, затем с силой ударяют мяч о пол. Чем сильнее удар, тем выше отскок мяча. При ловле руки расставлены довольно широко. Когда мяч после отскока начинает падать вниз, его ловят двумя руками (либо прижимая с обеих сторон, либо одной рукойсверху, другой снизу). Бросание мяча двумя руками от груди используют, когда нужно бросить мяч друг другу, в стенку. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки с мячом перед грудью. При прицеливании туловище наклоняется слегка вперед - вниз, руки с мячом выносятся немного вперед, тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу. При замахе туловище и ноги с мячом отклоняются назад, тяжесть тела переносится на сзади стоящую ногу. При броске туловище и нога выпрямляются, руки, тоже выпрямляясь, бросают мяч; тяжесть тела переносится на левую ногу; правая нога приставляется к левой. Бросание мяча двумя руками снизу применяется при бросании мяча через сетку, друг другу. Исходное положение: ноги чуть шире плеч или правая отставлена назад. При прицеливании обе руки с мячом поднимаются вперед - вверх, тяжесть тела переносится на левую ногу. При замахе руки с мячом опускаются вниз и подводятся к правой ноге. Тяжесть тела переносится на правую полусогнутую ногу, туловище наклоняется вперед, левая нога выпрямляется. При броске туловище и ноги выпрямляются, руки выносятся вперед, правая нога приставляется к левой. Отбивание мяча о пол одной рукой и ловля двумя руками: Исходное положение: стойка ноги врозь, рука с мячом внизу. Ребенок сначала поднимает руку на уровень груди ладонью вниз, потом ударяет о пол и затем ловит его двумя руками. По мере овладения простыми упражнениями вводятся усложненные задания: ударить о пол и поймать мяч после хлопка в ладоши (впереди себя, за спиной, сбоку, с поворотом и др.). Кроме того, детям предлагают упражнения в отбивании мяча на месте двумя руками, одной рукой (правой или левой, кулачком, ребром), с продвижением вперед по прямой, по кругу (около обруча), змейкой («возле» или «между» предметами). Метание мяча способом из-за головы применяется при бросании в обруч и кольцо, через веревку или сетку. Исходное положение: ноги на ширине плеч; руки подняты вверх и согнуты так, чтобы мяч находился за головой. При замахе туловище и руки отклоняются назад, ноги сгибаются в коленях; тяжесть тела переносится на сзади стоящую ногу. При броске ребенок выпрямляет туловище и ноги, поднимается на носки, 11 руки вытягивает вперед - вверх и делает бросок. 2.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Два раза в год (сентябрь, май) проводится педагогический мониторинг детского развития, который предполагает отслеживание параметров деятельности, а также выявление уровня владения мячом. Результаты мониторинга используются для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей. №п/ п Фамилия, имя ребенка Виды движений Бросание мяча вверх и ловля двумя руками в парах Отбивание мяча двумя одной рукой вгориз. руками, с продвиже- цель 5 стоя на нием вперед м. месте Метание мяча вверт. цель 4м. вдаль не менее 6 м. Броски в корзину, стоящую на полу Сумма баллов (уровень) вбаскетбольную корзину 1. 2. 3. Критерии оценки выполнения: 3 балла – правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован; 2 балла – неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные изолированные движения, но навык не автоматизирован; 1 балл – ребёнок не может выполнить задание уже на втором движении; 0 баллов – отказ от выполнения движения. Высокий уровень – от 22 до 27 баллов. Средний уровень – от 13 до 21 балла. Низкий уровень – от 0 до 12 баллов. 12 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Н.И.Николаева Школа мяча. - СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2012. 2. Ю.Ф. Змановский Здоровый ребенок. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2000. 3. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников - Издательство ТЦ Сфера, 2007. 4. А.Е. Занозина, С.Э Гришанина Перспективное планирование физкультурных занятий с детьми 6-7 лет. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. 5. Желобкович Е.Ф. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. 6. Желобкович Е.Ф. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010 13