ДООП Водолей 2024

Российская Федерация
Департамент образования
Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение −
средняя общеобразовательная школа № 31

Утверждено и введено
приказом № 180/1-од/24 от 28.08.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ВОДОЛЕЙ»
физкультурно-спортивной направленности

Возраст обучающихся: 6-12 лет
Срок реализации: 1 год

Тренеры:
Филиппов А.М.
Калинин Е.С.
Макаров Д.С.

Екатеринбург 2024

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
составлена
для
занятий
с
занимающимися
в
условиях
общеобразовательной
школы,
в
соответствии
действующими
нормативными документами, Уставом МАОУ-СОШ № 31.
Направленность программы. Физкультурно-спортивная.
Актуальность. Плавание является популярным и успешно развивающимся
видом спорта. Это обусловлено исключительно высоким оздоровительным и
общеразвивающим воздействием занятий разными видами плавания на организм
человека, обширной программой соревнований по плаванию на олимпийских
играх, чемпионатах мира и других крупнейших соревнованиях. Кроме этого,
плавание является одним из направлений активной физической деятельности
человека в воде. Способы передвижения в водной среде, характеризующие
особыми движениями или способами передвижения, составляют виды плавания.
А способ передвижения в воде определяет технику плавания.
Плавание - вид спорта или спортивная дисциплина, заключающаяся в
преодолевании вплавь за наименьшее количество время различных дистанций. В
таких соревнованиях регистрируются рекорды мира, Европы и России среди
женщин и мужчин. Соревнования проводятся практически по всем способами
плавания: вольный стиль (кроль на груди), на спине (кроль на спине), брасс,
баттерфляй (дельфин), комплексное плавание, эстафета вольным стилем,
комбинированная эстафета (каждые 100 м разными способами: кроль на груди,
брасс, баттерфляй, кроль на спине). Таким образом, получив навыки плавания в
раннем школьном возрасте обучающиеся могут свободно участвовать в
соревнованиях различного уровня от школьного и муниципального, до
окружного, городского и выше постоянно повышая свое мастерство. Обучение по
программе даст возможность школьникам сдавать нормативные требования по
плаванию Всероссийского физкультурного спортивного комплекса ГТО. Занятия
плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для
воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности, способствует
развитию умения действовать в коллективе, помогать друг другу. Умение
плавать, приобретённое в детстве, сохраняется на всю жизнь это навык, который
никогда не утрачивается
Отличительная особенность. Нет надобности указывать на значительное
количество несчастных случаев на воде, происходящих ежегодно из-за неумения
плавать. Большой процент их падает на детей. Плавание не только полезно для
оздоровления и физического развития человека. Умение плавать является
2

жизненно необходимым навыком для всех возрастных категорий не только детей,
подростков и молодежи, но и для всех членов современного общества. В
настоящее время плавание — это спорт, средство оздоровление, активная
досуговая и профессиональная деятельность. Плавание - универсальное средство
физической культуры, которое способствует гармоничному развитию и
укреплению здоровья детей, улучшению показателей всех физиологических
процессов и повышению иммунитета, широко применяется как средство
закаливания, профилактическое средство ряда заболеваний и коррекции
функциональных отклонений в развитии детей таких как сутулость, искривление
позвоночника и др.; имеет большое значение для воспитания гигиенических
навыков.

Адресат программы. Возрастная категория обучающихся, для которых
программа актуальна — это дети от 6 до 12 лет.
Возрастные особенности физического и психологического развития детей 6
– 12 лет:
Анатомические особенности детей. Для плавания имеет большое значение
хорошая плавучесть тела. Дети, как правило, обладают лучшей плавучестью, чем
взрослые, за счет меньшего удельного веса. Гибкость и подвижность в суставах
позволяет быстрее осваивать технику спортивных способов плавания. До 10 лет
постепенно увеличивается сила мышц, возрастает их упругость и эластичность.
Мышцы детей быстрее утомляются, но также быстро происходят процессы
восстановления.К 8-10-летнему возрасту показатели возбудимости мышц
приближаются к характеристике взрослого человека. В этом возрасте дети на
тренировках могут осваивать довольно сложные, с учетом их подготовки, по
технике выполнения упражнения.
Физиологические особенности детей. Важнейшие показатели сердечно сосудистой и дыхательной систем, характеризующие готовность организма к
перенесению нагрузок, изменяются за школьные годы в связи с ростом и
развитием ребенка. Вот почему эффективно способствовать развитию и
укреплению этих систем на занятиях по плаванию начиная с младшего
школьного возраста. Занятия плаванием укрепляет сердечную мышцу. Занимаясь
плаванием, ребенок дышит чистым озонированным и увлажненным воздухом, не
раздражающим дыхательные пути. У детей младшего школьного возраста
преобладает тип грудного дыхания. Умение правильно дышать имеет большое
значение для всего растущего организма. Правильное дыхание оказывает
благоприятное воздействие на сердечно - сосудистую систему, а также на
возбудимость нервной системы. Занятия плаванием - лучшая тренировка для

межреберных мышц и дыхательной системы. Результатом укрепления этих
мышц является хорошая жизненная емкость легких.
Психологические особенности. К психологическим особенностям детей
школьного возраста можно отнести легкую возбудимость, которая проявляется
как в движении, так и в речи. Дети этого возраста неусидчивы, много двигаются,
предпочитают бегать и ходить, но не стоять и не сидеть. Поэтому занятия
плаванием очень полезны для удовлетворения потребности в двигательной
активности. Образовательный процесс должен быть разнообразен как по
содержанию учебного материала, так и по методике его проведения. Необходима
частая смена заданий. Плавание является естественным средством массажа кожи,
а, следовательно, оказывает тонизирующее влияние на нервную систему.
Плавание оказывает уравновешивающее действие на автономную нервную
систему. Это приводит к нормализации деятельности сердечно - сосудистой,
дыхательной и пищеварительной системы. Плавание способствует улучшению
функциональных возможностей нервной системы, ее вегетативных функций,
повышению в подвижности нервных процессов. Особенно оно полезно для
детей, которые чрезмерно возбуждены. Температура воды и однообразные
циклические движения оказывают успокаивающее воздействие на нервную
систему, делают ребенка более спокойным, обеспечивают крепкий сон.
На обучение по программе «Водолей» принимаются обучающиеся,
мальчики и девочки, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям
данным
видом
физкультурно-спортивной
деятельностью.
Зачисление
осуществляется без сдачи предварительных тестовых испытаний, по
собственному желанию обучающихся или заявлению законных представителей
(родителей, опекунов и/или лиц их замещающих).
Группы формируются с учетом возраста обучающихся: 6-7 лет, 8-9 лет 1012 лет. Наполняемость в группе от 5 до 15 человек на одного педагога
дополнительного образования.
Режим занятий. Занятия проводятся согласно утвержденного расписания
образовательной организации, в которой реализуется данная программа.
Программа рассчитана на проведение 2-х занятий в неделю по 1 академическому
часу каждое.
Объём программы. Количество учебных часов, запланированных на
период обучения — 72 часа.
Срок освоения программы. 1 год (36 учебных недель).
Уровневость. Стартовый уровень.
Формы обучения. Групповая.
Виды занятий: тренировочное занятие, учебные заплывы, соревнования,
игровые, контрольные.
4

По типу занятия: могут быть комбинированными, практическими,
контрольными, тренировочными, теоретическими, диагностическими.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы подведения результатов. Выявление уровня освоения
обучающимся упражнений по общефизической, специальной физической и
технической подготовкам является мониторинг. Инструментарием мониторинга
являются контрольно-тестовые упражнения, разработанные с учетом возрастной
категории обучающихся по общей и специальной физической подготовке, в том
числе технико-тактической.
Мониторинг: текущий контроль проводится в течение учебных занятий,
промежуточный контроль проводится в конце полугодия (декабрь), итоговая
аттестация – в конце года обучения, в мае.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы - физическое развитие, оздоровление и укрепление
детского организма посредством обучения базовым элементам и основам
техники спортивных способов плавания.
Задачи программы
Обучающие:
 обучить правилам поведения на воде в бассейне и на открытых водоемах;
 формировать базовые знания по плаванию, гигиене спорта и простейшим
приемам закаливания;
 познакомить с историей развития отечественного плавания;
 сформировать знания о спортивных и прикладных техниках плавания;
 дать знания о методах и способах спасения людей на воде;
 освоить элементы различных способов плавания.
Развивающие:
 способствовать развитию общих и специальных физических качеств;
 способствовать укреплению физиологических систем организма сердечнососудистой, дыхательной и нервной;
 укреплять иммунитет организма к простудным заболеваниям;
 способствовать развитию мотивации к регулярным занятиям спортом,
воспитывать основы здорового образа жизни.
Воспитательные:
 воспитать культуру поведения на воде и чувство взаимопомощи;

 воспитать нравственные и волевые качества личности, настойчивость,
смелость, выдержку, силу воли, целеустремленность, трудолюбие;
 воспитывать стремление к победе, чувство долга и патриотизм;


формировать устойчивый интерес к регулярным занятиям физической
культурой и спортом, в частности плаванием.
1.3. Содержание общеобразовательной программы

Учебный (тематический) план
Количество часов

Название разделов и тем
Всего

Теория

Формы
аттестации
Практика (контроля)
по разделам

1.

Вводное занятие

1

1

беседа

2

Теоретическая подготовка

4

4

беседа

з

ОФП на суше

6

1

5

мониторинг

4

СФП на суше

6

1

5

мониторинг

5

Технико-тактическая
подготовка

5.1.

Техника плавания кролем на
груди

10

1

9

5.2.

10

1

9

5.3.

Техника плавания кролем на
спине
Техника плавания брассом

10

1

9

5.4.

Техника плавания дельфином

10

1

9

5.5.

Стартовые прыжки

5

1

4

5.6.

Техника выполнения
поворотов

5

1

4

педагогическое
наблюдение

6.

Соревновательная подготовка

3

1

2

соревнование

7.

Контрольное занятие

1

1

мониторинг

8.

Эстафета

1

1

соревнование

Итого:

мониторинг

72

14

педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

58

6

Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие.
Теоретическая часть.
Знакомство с группой. Ознакомление обучающихся с программой.
Инструктаж по технике безопасности: техника безопасности в бассейне и на
открытых водоемах. Правила поведения в раздевалке, в душевой в зале сухого
плавания, в тренажерном зале. Личная гигиена во время занятий плаванием.
Медицинский допуск к занятиям плаванием. Спортивная одежда,
сопутствующий инвентарь и оборудование для занятий плаванием.

Практическая часть.
Знакомство с местами прилегающими к бассейну, местами проведения
занятий зал сухого плавания, тренажерный зал, плавательная ванна
«лягушатник», плавательный бассейн.

2. Теоретическая подготовка.
Темы (прохождение во время практических и самостоятельных занятий):
1. Сведения о пользе занятий плаванием для здоровья и развития организма,
средства и способы закаливания водой.
2. Особенности способов плавания, их история зарождения, краткие
характеристики способов плавания. Прикладное плавание и его значение.
З. Сведения об физических качествах необходимых пловцу и способах их
развития.
4. Простейшие способы помощи уставшему на воде товарищу.
5. Способы транспортировки пострадавшего на воде.
6. Правила соревнований по плаванию. Подготовка к соревнованиям, настрой,
режим дня, питание и отдых.
7. Самостоятельные занятия на воде, меры безопасности во время игр на воде,
катания на лодке, спусков в воду с горки.
8. Причины судорог конечностей и способы их устранения.
9. Выдающие спортсмены пловцы СССР, современной России и Мира. Виды
соревнований по плаванию, сроки проведения.
1 (Вспомогательные средства обучения: маски, ласты, перчатки, доски, пояса,
нарукавники. Уход и методы использования.
1 1 .Режим дня юного пловца. Сбалансированное питание. Личная гигиена при
занятиях плаванием.
12.Признаки утомления. Способы контроля за реакцией организма на
физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений (ЧСС) и частоте
дыхания (ЧД).
1 З.Морально - волевые качества пловца.

14. Спорт как средство подготовки школьника к самостоятельной жизни. 15.
Организация и проведения соревнований по плаванию. Размеры плавательных
ванн, инвентарь, оборудование. Правила соревнований.

З. Общая физическая подготовка на суше.
Теоретическая часть.
Комплексы утренней гигиенической гимнастики и включение в них
упражнений «пловца». Организация самостоятельных занятий общей
физической подготовкой. Дозировка упражнений с учетом возраста, физической
подготовленности. Понятия дистанция, интервал, ритм, дозировка, нагрузка.
Методика составления комплексов упражнений для самостоятельных занятий
общей физической подготовкой. Самоконтроль во время занятий физической
культурой и спортом.

Практическая часть.
Строевые упражнения, ходьба и бег; построения в шеренгу и в колонну;
расчет по порядку, на первый-второй; размыкание и смыкания стоя на месте и в
движении; передвижение шагом и бегом: ходьба и бег противоходом и по
диагонали, ходьба обычным шагом, на носках, на внешней и внутренней
стороне стопы с различными положениями рук, бег на носках, чередование бега
с ходьбой, с ускорением. Бег на 15, 30 м с учетом времени.
Элементы спортивной ходьбы; ходьба выпадами, в упоре на руках и пятках
«каракатица», в полуприседе «гусиный шаг», передвижение в положении сидя
на полу ноги прямые, руки согнуты в локтях; прыжки на левой, правой, двух
вперед - вверх, с поворотом на 90, 180, 360 градусов, через скакалку: на одной,
двух ногах, с двойным вращением; прыжки через простые препятствия.
Пробегание 60 и 100 метровых отрезков на время. Бег по пересеченной
местности от 500м до 1500 м без учета времени.
Общеразвивающие упражнения: упражнения без предметов и с предметами
для рук, шеи, туловища, ног из различных исходных положений
(преимущественно
на
гибкость,
координированность,
расслабление);
упражнения для укрепления мышц, участвующих в гребковых движениях
пловца); стретчинг и упражнения на развитие подвижности в голеностопных и
плечевых суставах; упражнения, имитирующие технику спортивных способов
плавания, стартов, поворотов.
Упражнения для рук и плечевого пояса: из различных ил. сгибание и
разгибание рук, маховые, вращательные, рывковые движения, одновременные и
поочередные, попеременные движения руками; поднимание и опускание плеч,
круговые движения ими, с увеличенной амплитудой и скоростью; сгибание и
разгибание рук в упоре лежа; тоже но в упоре сзади; сгибание и разгибание

8

туловища в упоре лежа; подтягивание на перекладине или гимнастической
стенке.
Броски и ловля набивных мячей (вес 1, 2 кг в зависимости от возраста и
подготовки обучающихся), передачи мяча друг другу , в кругу, парах, тройках;
броски двумя руками из-за головы, снизу, от груди, назад через голову, назад
между ног с наклоном, назад с поворотом туловища, назад с поворотом
туловища в сторону, вперед из-за спины с наклоном туловища, толчок одной
рукой от плеча, сбоку через голову, подбрасывание и ловля мяча; тоже в прыжке
или после поворота на 180-360 градусов.
Метание теннисных мячей в цель, броски баскетбольных мячей, выбрасывание от
груди двумя руками набивных мячей на дальность из различных исходных
положений (сидя, стоя).
Упражнения для туловища и шеи: наклоны головы вперед, назад, круговые
движения головой; повороты головы в сторону; наклоны туловища, круговые
движения туловищем и тазом; пружинистые покачивания, сгибания и
разгибания туловища; из положения лежа на груди поднимание и повороты
туловища с различными положениями рук; в том же исходном положение
понимание прямых ног вверх, одновременные рывки вверх руками и ногами с
прогибанием; из положения лежа на спине поднимание и опускание ног,
круговые движения ногами, переход в сед углом.
Упражнения для ног: приседания; пружинистые приседания с различными
положениями рук и ног; подскоки и прыжки; выпады, пружинистые
покачивания в выпаде и др.
Прикладные упражнения: поднимание и переноска партнера вдвоём;
поднимание и переноска партнера, синящего на своей спине; лазание в
смешанном и простом висе с использованием гимнастической лестницы.
Игры малой и средней подвижности: «Салки», «Пятнашки», «Рыбаки и
Утки», «Караси и Щуки», «День и Ночь», «Вызов номеров», «Борьба в
квадратах», «Охрана перебежек», «Сороконожка», «Чехарда», «Борьба за
флажки», «Перетягивание каната», «Снайперы», «Перестрелка» и др.
Игры на воде: «Пятнашки», «Эстафеты с мячом», «Плавание с
препятствиями», «Эстафета с транспортировкой предметов», «Баскетбол на
воде», Элементы водного пола, «Торпеды», элементы синхронного плавания,
эстафетное плавание по 10-15, 25 и 50 м.
Эстафеты: беговые, прыжковые, с переносом предметов (мячей, кубиков,
кеглей, ракеток); с метанием, бросками, ведением (мяча), жонглированием
теннисными мячами, малыми легкими мячами, и др., прыжками и бегом с
гимнастической скакалкой.

4. Специальная физическая на суше

Теоретическая часть.
Название и классификация специальных физических упражнений.
Значение специальной физической подготовки в техническом росте пловца.
Специальные физические качества пловца. Взаимосвязь технического
мастерства и специальной физической подготовки. Инструктаж по технике
безопасности во время занятий в тренажерном зале. Методы определения
уровня специальной физической подготовленности (СФП). Анализ показателей
мониторинга уровня СФП, сравнение со сверстниками и среднестатистическими
данными. Методы использования средств СФП во время самостоятельных
занятий физической культурой.

Практическая часть.
Комплексы специальных физических упражнений на суше и на воде.
Стоя спиной к стене вплотную; лежа на спине на гимнастической
скамейке; руки вытянуты вверх ладонями вперед (голова между руками) кисти
соединены; встать на носки, потянуться вверх, глядя на кисти рук, и,
прижимаясь руками и спиной к стенке, напрячь мышцы тела на 3-4 с. (как во
время скольжения в воде); имитация предыдущего упражнения с дыханием и в
сочетании с приседанием и выпрыгиванием вверх.
Имитационные упражнения для освоения и совершенствования техники
спортивных способов плавания, стартов и поворотов: ознакомление с плоским
и фиксированным положением кисти «лопаточка» (ладонь повернута назад);
выполнение гребковых движений на суше и на воде; движения руками и
туловищем, как при плавании кролем на груди, на спине, брассом, баттерфляем в
сочетании с дыханием и на задержке дыхания; имитация быстрых попеременных
движений ногами, как при плавании кролем, сидя с опорой руками сзади и лежа
на гимнастической скамейке; имитация движений ногами, как при плавании
кролем лежа на груди прогнувшись вдоль гимнастической скамейки, руки
вытянуты вперед; имитация движений, плавание кроль на груди с гребковыми
движениями руками и ногами, лежа на гимнастической скамейке; тоже
упражнение выполняя имитацию плавания на спине. Имитация техники
движений руками в кроле на груди, стоя в наклоне вперед, тоже лежа на
гимнастической скамейке. Имитация попеременных гребков руками, как в кроле
на груди, растягивая резиновый амортизатор, в положении стоя в наклоне
вперед. Стоя в наклоне вперед, одна рука вытянута вперед, другая назад,
имитировать согласование движений руками, как при плавании кролем на груди
с пропалыванием ногами в ритме 6-ударного кроля; выполнить это же
упражнение, но с продвижением вперед мелкими быстрыми шажками.
Стоя на суше в наклоне вперед, одна рука вытянута вперед, другая назад,
движения руками как при плавании кролем, в согласовании с дыханием и с
притоптыванием ногами в ритме 6- ударного кроля (во время выполнения вдоха
10

делать небольшую остановку в движениях рук в положении, когда одна рука
вытянута вперед, а другая назад).
Стоя, одна рука вытянута вверх, другая у бедра, имитация кролем на
спине с притопыванием ногами в ритме 6-удраного кроля.
Имитация дыхания в согласовании с движениями руками кролем: стоя в
наклоне вперед, обе руки вперед, голова между руками, движения одной рукой,
как при плавании кролем, в согласовании с дыханием (для вдоха голова
поворачивается лицом в сторону); тоже , но другой рукой; стоя в наклоне
вперед, одна рука вытянута вперед, другая назад, движения руками, как при
плавании кролем, в согласовании с дыханием (вдох с поворотом головы лицом в
сторону). Имитация попеременных движений руками, как при плавании кролем
на спине, стоя одна рука вытянута вверх, другая вниз; тоже лежа на спине на
гимнастической скамейке.
Имитация движения ногами, как при плавании дельфином: стоя на одной
ноге и вытянув руки вверх, волнообразные упругие движения туловищем, тоже
самое стоя на другой ноге; стоя у стены на расстоянии полушага от нее,
волнообразные движений туловищем, стараясь касаться ягодицами стены.
Имитация техники движения ногами при плавании брасом: стоя боком к
стене и опираясь о нее рукой, ноги на ширине плеч, носки развернуты в стороны
до отказа, приседания на всей ступне, разводя колени в стороны и не отрывая
пяток от пола; частые прыжки вперед на двух ногах, пятки вместе, носки врозь,
руки на поясе «Пингвины»; выпрыгивание вверх из полуприседа с тем же и.п.
ног, что и в предыдущем упражнении; сидя на краю скамейки с опорой руками
сзади, движения ногами, как при плавании брассом; лежа на груди на скамейке,
руки вытянуты вперед, движения ногами, как при плавании брассом.
Имитация на гимнастическом мате группировок, кувырков и вращения,
являющимися элементами техники поворотов на груди и спине. Имитация у
стены учебного поворота в плавании на груди и на спине: подход к «поворотной
стенке», касание ее рукой, группировка, вращение и постановка ног на стенку,
отталкивание (последние три элемента имитируются стоя на одной ноге).
Упражнения на тренажерах для воспитания силы и выносливости
мышечных групп, являющимися ведущими в плавании.
Специальные упражнения с резиновыми амортизаторами и портативными
снарядами блочной конструкции. Имитация попеременных гребков руками в
кроле на спине, растягивая резиновый амортизатор, закрепленный сзади.
Имитация гребков руками, как при плавании дельфином, стоя в наклоне
вперед и растягивая резиновый амортизатор.
Упражнения для выполнения старта пловца: стоя руки вытянуты вверх,
кисти соединены, голова между руками, выполнять полуприсед, затем

выпрыгнуть вверх, потянуться; принять и.п. пловца на старте, выполнить
прыжок вверх, потянуться; тоже упражнение только под команду свистком.
Стретчинг.
Упражнения для подвижности суставов: вращения и махи руками в
различных плоскостях с различной амплитудой и скоростью вперед, назад,
разноименные вращения, тоже самое с гантелями (вес от 200 до 1000г в
зависимости от возраста и физической подготовленности).
Выполнение движений с большой амплитудой: маятникообразные,
пружинистые и вращательные, волнообразные движения, повороты, сгибание и
разгибание, круговые движения.
Упражнения на развитие выносливости: переменный бег 60 - 20 – 60-20 60-20, где шестьдесят метров бег с ускорением, 20 семенящий и переменный бег
20-100-20-100-20-100 наоборот 20 метров ускорение 100 метров медленным
темпом или шагом; шестиминутный бег; бег Купера. Круговая тренировка.

5. Технико-тактическая подготовка.
5.1. Общая плавательная подготовка. Подготовительные упражнения по
освоению воды для первого года обучения): передвижение по дну шагом, бегом,
прыжками, взявшись за руки и с различными исходными положениями и
движениями рук (за спиной, за головой, вытянуты вверх и т.д.); передвижения с
изменением направлений «Змейка», «Хоровод», парами взявшись за руки.
Движения руками и ногами с изменением направлений и плоскостей из
различных исходных положений, напряженно и расслаблено. Передвижение по
дну шагом и бегом с помощью гребковых движений руками. Погружение в
воду, держась за вспомогательный поручень под бортиком на задержанном
вдохе и открывание глаз под водой; тоже самое упражнение, не держась за
поручень. Подныривание и пропалывание в обруч; упражнения «дельфин».
Дыхательные упражнения: из различных исходных положений выполнение
продолжительного выдоха и мощного быстрого выдоха после задержки дыхания
на поверхности воды и в воду. Погружения в воду с открыванием под водой глаз
и поиска на дне предметов (игра «Водолазы»). Дыхательные упражнения с
опусканием лица в воду: вдох и продолжительный на 10 счетов выдох в воду.
Стоя выполнить быстрый и глубокий вдох через рот, присесть «под воду» и
выполнить продолжительный выдох через рот и нос. Выпрыгивая из воды
вверх, выполнять быстрый выдох-вдох, погружаясь под воду на задержке
дыхания; погружаясь после вдоха и выполняя в воду продолжительный выдох
чрез рот и нос; тоже упражнение повторяя 10-12 раз подряд;
Лежание и скольжение на груди, на спине с различными положениями рук.
Скольжение толчком одной и двумя ногами от дна, от бортика с доской и без
доски в руках. Скольжение с вращением. Скольжение на правом, левом боку; с
12

элементами грибковых движений руками; с движениями ногами. Скольжение с
поворот относительно продольной оси тела. Скольжения на груди с мячом в
руках, выполняя попеременные движения ногами верх-вниз;
Учебные прыжки: соскок в воду с низкого бортика; спад в воду из
положения приседа, седа на бортике; спад в воду из положения стоя,
согнувшись с бортика, со стартовой тумбочки, метрового трамплина, прыжки
вниз ногами с метрового трамплина.
Стартовый прыжок с низкого бортика: «солдатиком» прыжок вертикально
вверх, руки вверху над головой; руки крест-накрест прижаты к груди; вытянуты
и прижаты к бедру; ноги вместе носки вытянуты; вверх «бомбочкой» - прыжок в
группировке - колени прижаты высоко к животу, подбородок прижат к груди,
руки крепко держат ноги за голень. Прыжки с низкого бортика с изображением
различных фигур.
Прыжки с стартовой тумбочки: все те же упражнения, что и с низкого
бортика. Прыжки вверх с поворотом на 90, 180 и 360 гр. Стартовый прыжок с
низкого бортика, с тумбочки. Старты из воды при плавании на спине.
Простые открытые и закрытые повороты. Доставание со дня одного, двух,
трех предметов одновременно.
Игры в воде: «Невод», «Байдарки», «Каноэ», «Лягушата», Поезд в
тоннеле», «Буксиры» «Попади торпедой в цель», «Винт», «Дельфины», «Кто
дальше проскользить», «Прыжки в обруч», «Кто лучше».

5.1. Техника плавания кролем на груди.
Теоретическая часть.
Техника плавания кролем на груди. Краткая характеристика способа
плавания - кроль на груди, Основы правильной техники плавания кролем.
Последовательность в изучении техники плавания кролем на груди. Просмотр
видео зарисовок, динамических картинок.

Практическая часть.
Скольжение на груди с различными и.п. рук, и с элементарными гребковыми
движениями; скольжение на груди толчком от дна, бортика: руки вытянуты
вперед; одна рука вытянута, другая у бедра, обе у бедра; скольжение на груди с
доской в вытянутых вперед руках. Скольжение с элементарными движениями
руками и ногами; скольжение на груди, руки вытянуты вперед; в конце
скольжения выполнить гребок одной рукой под себя до бедра, проскользить
дальше: тоже, но гребок выполнить другой рукой; тоже, но гребок выполнить
двумя руками поочередно; скольжение на груди, правая рука вытянута вперед,
левая у бедра, выполнить гребок правой рукой до бедра, проскользить дальше;
повторить тоже, но другой рукой; в скольжении на боку, нижняя рука вытянута
вперед, верхняя у бедра, выполнить 2-3 упругих движения ногами из стороны в

сторону, проскользить дальше; скольжение с гребковыми движениями руками и
поворотом относительно продольной оси тела. во время скольжения на груди
(одна рука вытянута вперед, другая у бедра) выполнить гребок рукой до бедра
одновременно поворачиваясь на бок в сторону гребковой руки, а затем на спину;
проскользить дальше в положении на спине; во время скольжения на спине
(одна рука вытянута вперед, другая у бедра) выполнить гребок рукой до бедра,
одновременно поворачиваясь на бок в сторону гребковой руки, а затем на грудь;
проскользить дальше на груди; в скольжении на груди, руки вытянуты вперед,
выполнить гребок одной рукой до бедра, пронести ее над водой в и.п.,
пооскользить; повторить тоже самое другой рукой; скольжение на груди,
работают только руки (кроль на груди) в ногах зажата пенопластовая доска; в
скольжении на груди, руки вытянуты вперед, выполнять движения ногами
кролем, затем приподнять лицо из воды вперед-вверх, сделать быстрый выдохвдох, вновь опустить лицо в воду и продолжать упражнение, преодолевая 5-7 м.;
тоже упражнение, но с плавательной доской в вытянутых вперед руках.
Попеременные движения ногами: в скольжении на груди, одна рука вытянута
вперед, другая у бедра, попеременные движения ногами вверх-вниз; в
скольжении на груди с плавательной доской на вытянутых вперед руках.
Передвигаться вперед в скольжении на груди с помощью только
гребковых движений руками, только движений ногами кролем; продвигаться
вперед в скольжении с помощью гребковых движений руками и (одновременно)
движений ногами кролем: в скольжении на груди, руки вытянуты вперед, ноги
выполняют движения кролем, сделать гребок одной рукой до бедра, а затем
другой, проплыть ещё немного с помощью движений ногами; в скольжении на
груди, руки вытянуты вперед, ноги выполняют движение кролем, сделать гребок
одной рукой до бедра, пронести ее над водой в и.п., затем повторить движения
другой рукой; в скольжении на груди, одна рука вытянута вперед, другая у
бедра, ноги выполняют движения кролем; сделать одной рукой гребок до бедра
и пронести руку над водой вперед, проскользить еще немного вперед.
Плавание с помощью только движений ногами кролем: на груди, руки
вытянуты вперед 12 м.; на груди с доской в вытянутых вперед руках 16 м.
Движение руками в кроле на груди: стоя на дне в наклоне вперед, подбородок
на поверхности воды, обе руки вытянуты вперед, медленно имитировать
движения одной рукой, как при плавании кролем; тоже, но другой рукой; стоя в
наклоне вперед, подбородок на поверхности воды, одна рука вытянута вперед,
другая сзади, выполнять движения руками, как при плавании кролем; тоже , но с
передвижением по дну бассейна шагом; тоже упражнение с лицом опущенным в
воду и выполняя дыхание; скольжение на груди одна рука вытянута вперед,
другая у бедра, выполнить 2-3 цикла движений руками, как при плавании
кролем; тоже упражнение, но с надувным кругом между бедер ( довести
14

повторение циклов движения руками до 4-5 в одном скольжении); в скольжении
на груди с надувным кругом между бедер, руки вытянуты вперед, выполнить
одной рукой 3-5 циклов движений кролем; тоже выполнить другой рукой; тоже
упражнение, но в и.п. руки вытянуты у бедер.
Скольжение на груди с плавательной доской в вытянутых руках выполнять
движения одной рукой, другая опирается на доску, ноги выполняют движения
кролем, упражнения выполняется на задержке дыхания.
Стоя на дне в наклоне вперед, подбородок на поверхности воды, одна рука
вытянута вперед, другая назад, имитировать медленные движения руками, как
при плавании кролем на груди, с притоптыванием ногами в ритме 6-ударного
кроля; тоже упражнение, но с продвижением вперед за счет быстрых шажков
ногами по дну; тоже упражнение с лицом , опущенным в воду. Стоя на дне в
наклоне вперед, одна рука вытянута вперед, другая назад, движения руками как
при плавании кролем, в согласовании с дыханием и с притоптыванием ногами в
ритме 6- ударного кроля (во время выполнения вдоха делать небольшую
остановку в движениях рук в положении, когда одна рука вытянута вперед, а
другая назад); тоже упражнение с продвижением мелкими шажками по дну
бассейна.
Скольжение на груди (одна рука вытянута вперед, другая у бедра) с
непрерывными попеременными движениям ногами и с последующим
присоединением движений руками кролем, выполнить 2-3 цикла движений
руками.
проплывать кролем на груди 5-6 м. (2-3 попытки).
Плавание кролем на груди с полной координацией, на задержке дыхания, после
отталкивания от бортика или дна бассейна и и.п., одна рука вперед, другая у
бедра, выполняя полных 4-5 циклов. Плавание кролем на груди с помощью
движений ногами и различных гребковых движений руками; с помощью
движений одними ногами в согласовании с правильным дыханием, на
вытянутых вперед руках с плавательной доской; с помощью движений одними
руками с надувным кругом между бедер. Плавание с помощью движений
ногами и одной руки кролем на груди, другая рука у бедра.
Плавание кролем на груди с полной координацией движений в
согласовании с дыханием, во время выполнения вдоха делать небольшую
остановку в движениях рук в положении, когда одна рука вытянута вперед,
другая назад; вначале вдох выполнять через два цикла движений руками, затем
— на каждый цикл движений.
Проплывать расстояние 12 м кролем на груди с полной координацией
движения и дыханием; проплывать с помощью движений одними ногами
кролем на груди с доской в вытянутых вперед руках 20 м.

Плавание с различными вариантами дыхания, на «сцеплении», с «обгоном»
двух, четырех и шести ударным кролем, плавание с «двусторонним дыханием»,
с дыханием на каждый третий и пятый гребок, плавание кролем с задержкой
дыхания.

5.2. Техника плавания кролем на спине.
Теоретическая часть.
Техника плавания кролем на спине. Краткая характеристика способа. Основы
правильной техники плавания на спине. Последовательность изучения техники
плавания кролем на спине. Просмотр видео, диаграмм техники плавания кроль
на спине. Особенности дыхания во время плавания на спине.

Практическая часть.
Скольжение на спине руки вытянуты вдоль бедер; одна рука вытянута
вперед, другая у бедра; на боку: нижняя рука вытянута вперед, верхняя у бедра;
скольжение на спине, правая рука вытянута вперед, левая у бедра, выполнить
гребок правой рукой, проскользить; повторить тоже но другой рукой; в
скольжении на спине, руки у бедер, плавно развести прямые ноги в стороны,
энергично свести их вместе, проскользить; во время скольжения на груди (одна
рука вытянута вперед, другая у бедра) выполнить гребок рукой до бедра
одновременно поворачиваясь на бок в сторону гребковой руки, а затем на спину;
проскользить дальше в положении на спине; во время скольжения на спине
(одна рука вытянута вперед, другая у бедра) выполнить гребок рукой до бедра,
одновременно поворачиваясь на бок в сторону гребковой руки, а затем на грудь;
проскользить дальше на груди; в скольжении на спине, руки вытянуты вперед,
выполнить гребок одной рукой до бедра, пронести ее над водой в и.п.,
проскользить; повторить тоже самое другой рукой (с использованием
резинового круга зажатого между бедрами или пенопластовыми поплавками
закреплёнными к голеностопным суставам); скольжение на спине, работают
только руки, в ногах зажата пенопластовая доска; передвигаться вперед в
скольжении на спине с помощью только гребковых движений руками, только
движений ногами кролем.
Попеременные движения ногами в скольжении на спине, одна рука вытянута
вперед, другая у бедра, попеременные движения ногами вверх-вниз; в
скольжении на спине с плавательной доской, прижатой руками к животу;
попеременные движения ногами верх-вниз, выворачивая носки стоп вовнутрь; в
скольжении на спине, руки вытянуты вперед, ноги выполняют движения
кролем, сделать гребок одной рукой до бедра, а затем другой, проплыть ещё
немного с помощью движений ногами; в скольжении на спине, руки вытянуты
вперед, ноги выполняют движение кролем, сделать гребок одной рукой до
бедра, пронести ее над водой в ил. , затем повторить движения другой рукой; в
16

скольжении на спине, руки вытянуты вперед, ноги выполняют движение
кролем, сделать гребок до бедер двумя руками одновременно, проплыть еще
немного вперед с помощью движений ногами; в скольжении на спине, одна рука
вытянута вперед, другая у бедра, ноги выполняют движения кролем; сделать
одной рукой гребок до бедра и пронести руку над водой вперед, проскользить
еще немного вперед.
Плавание с помощью только движений ногами кролем: на спине, руки
вытянуты вперед 10м.; на спине с доской, прижатой к животу 12-14м.
Скольжение на спине (одна рука вытянута вперед, другая у бедра) с
непрерывными попеременными движениям ногами и с последующим
присоединением движений руками кролем, выполнить 2-3 цикла движений
руками, постепенно довести количество циклов до 5-6; тоже упражнение, но с
вниманием на выполнение выдоха - вдоха в строгом согласовании с движением
с одной рукой правой или левой.
Плавание кролем на спине с полной координацией, на задержке дыхания,
после отталкивания от бортика или дна бассейна и и.п., одна рука вперед, другая
у бедра, выполняя полных 4-5 циклов. Плавание кролем на спине с помощью
движений ногами и различных гребковых движений руками; с помощью
движений одними ногами в согласовании с правильным дыханием; с
помощью движений одними руками с надувным кругом между бедер.
Плавание с помощью движений ногами и одной руки кролем на спине,
другая рука у бедра. Проплывать расстояние 12, 16 м кролем на спине с полной
координацией движения и дыханием. Проплывать расстояние 16 м с помощью
движений одними ногами кролем на спине с доской в вытянутых вперед руках.
Плавание на спине: одновременных и попеременных движений руками; с
помощью движений ногами и одной руки; с «подменои»; «обгоном»; плавание
на «сцепление»; с выходом как под левую, так и под правую руку; плавание с
помощью движений ногами и различными положениями рук;

5.3. Техника плавания брассом.
Теоретическая часть.
Техника плавания брассом. Краткая характеристика способа. Основы
правильной техники плавания брассом. Последовательность изучения техники
плавания брассом, Просмотр видео, диаграмм техники плавания брассом.
Особенности дыхания во время плавания брассом.

Практическая часть.
Скольжения на груди, руки вытянуты вперед; в конце скольжения плавно
развести ноги в стороны, энергично свести вместе, проскользить дальше;
скольжение на груди, руки вытянуты вперед, развести руки в стороны-вперед

(нажимая ладонями на воду), свести вместе, проскользить дальше. Движения
ногами, как при плавании брассом на груди и спине,
Стоя на дне бассейна: стоя боком к бортику и опираясь на него рукой, ноги
на ширине плеч, носки развернуты в стороны до отказа, приседания на всей
ступне, разводя колени в стороны и не отрывая пяток от пола с задержкой
дыхания; частые прыжки вперед на двух ногах, пятки вместе, носки врозь, руки
на поясе «Пингвины»; выпрыгивание вверх из полуприседа с тем же и.п. ног,
что и в предыдущем упражнении; держась руками за бортик, движения ногами,
как при плавании брассом; лежа на груди, руками держаться за бортик,
выполнять движения ногами, как при плавании брассом; лежа на груди, руки
вытянуты вперед, в руках плавательная доска, отталкиваясь от дна скользить и
выполнять движения ногами, как при плавании брассом; лежа на груди, руки
вытянуты вперед, движения ногами брассом 2-3 цикла; тоже упражнения, но со
скольжением на спине, руки у бедра; плавание с помощью движений ногами
брассом, руки у бедер; плавание с помощью движения рук брассом, ноги
вытянуты прямо с плавательной доской или надувным кругом между бедер.
Выполнение упражнений, направленных на совершенствование движений
ног брассом. Выполнение упражнений, направленное на разучивание движений
рук брассом.
Плавание с полной координацией движений; плавание с помощью движения
руками; плавание с помощью движения ногами, руки вытянуты вперед, руки у
бедер; плавание с раздельным согласованием движений руками и ногами и со
слитным согласованием; плавание с различными вариантами дыхания; плавание
брассом на спине с раздельными и слитными согласованием движений руками и
ногами; плавание брассом с поздним вдохом.
Плавание с полной координацией движений руками и ногами на расстояние
6, 10, 12, 16, 10, 25 м.

5.4. Техника плавания дельфином.
Теоретическая часть.
Техника плавания дельфином. Краткая характеристика способа плавания
дельфином.
Основы
правильной
техники
плавания
дельфином.
Последовательность изучения техники плавания дельфином. Просмотр видео,
диаграмм техники плавания дельфином. Особенности дыхания во время
плавания дельфином.

Практическая часть.
В скольжении на груди, руки вытянуты вперед, выполнить 3-4 упругих
движения вверх-вниз расслабленными, но сомкнутыми ногами, проскользить
дальше; повторить движение, но с руками, вытянутыми у бедер; в
скольжении на груди , руки вытянуты вперед, выполнить гребок под себя обеими
18

руками одновременно, затем пронести их над водой в и.п., проскользить; в
скольжении на груди, руки вытянуты вперед, ноги выполняют движение кролем,
сделать гребок до бедер двумя руками одновременно, проплыть еще немного
вперед с помощью движений ногами.
Движения ногами, как при плавании дельфином: стоя на дне бассейна на
одной ноге и вытянув руки вверх, волнообразные упругие движения туловищем,
тоже самое стоя на другой ноге; в скольжении на груди, руки вытянуты вперед,
движения ногами и туловищем , как при плавании дельфином (преодолеть на
задержке дыхания 3-4 м); тоже упражнения, но в скольжении на спине; на боку,
нижняя рука вытянута вперед, верхняя у бедра: тоже упражнение с ластами на
ногах. Плавать с помощью движений ногами дельфином в сочетании с
элементарными гребковыми движениями руками.
Выполнение упражнений при разучивании движений рук дельфином.
Выполнение упражнений, направленных на. разучивание движений ног
дельфином. Плавание с полной координацией движений; с помощью движений
руками дельфином и ногами кролем; с помощью движения ногами движений
дельфином, руками кролем; плавание с помощью движения ногами дельфином
и одной рукой кролем, другая вытянута вперед, у бедра; плавание с помощью
движений ногами дельфином в положениях на спине, на груди, на боку с
различными положениями рук; плавание на спине с помощью движений ногами
дельфином и одновременных гребков руками; плавание двух- и много ударным
дельфином с раздельным согласованием движений руками и ногами; плавание
со слитным согласованием движений рук и ног; плавание двух ударным
слитным дельфином с задержкой дыхания, дыханием через 2-3 цикла, дыханием
на каждый цикл движений руками.
Плавание с полной координацией движений рук и ног дельфином 6, 10, 12,
16, 20, 25 м.

5.5. Стартовые прыжки.
Теоретическая часть.
Разновидности стартов. Техника стартов. Методика и последовательность
обучения. Роль старта в начале прохождения дистанции и набора стартовой
скорости.

Практическая часть.
Соскоки с низкого бортика в гимнастический обруч на расстоянии 1 м от
бортика: спад в воду из положения сидя на низком бортике, ноги упираются в
край сливного корытца, руки вытянуты вверх, голова между руками; спад в воду
с низкого бортика из положения приседа, руки вытянуты вверх, голова между
руками (глубина бассейна не менее 120 см), стартовой тумбочки с

последующим скольжением на груди на дальность; спад в воду из приседа в
глубоком бассейне с высокого бортика.
Спад в воду с бортика, с стартовой тумбочки из приседа, руки вытянуты
вверх, голова между руками (в бассейне глубиной не менее 180 см); спад в воду
в глубоком бассейне с бортика, стартовой тумбочки из положения стоя в
наклоне вперед, руки вытянуты вперед, с последующим скольжением на
дальность. Игра «Торпеды».
Вход в воду прыжком ногами вниз из приседа, седа, с низкого бортика с
опорой о него руками; соскок ногами вниз с высокого бортика, стартовой
тумбочки с последующим отталкиванием от дна, скольжением и подплыванием
к бортику бассейна,
Выполнение стартового прыжка с тумбочки из положения сидя и стоя.
Выполнение стартового прыжка с низкого бортика в глубокий бассейн; тоже
самое с скольжением на дальность.
Соскок в воду вниз ногами с метрового трамплина. Соскок в воду с бортика
в глубоком бассейне с последующим подплыванием кролем на груди к бортику.
Варианты техники старта с тумбочки при плавании кролем на груди,
брассом и дельфином с махом руками вперед, с круговым движением рук; старт
с захватом; старт «пружиной»; старт из воды при плавании на спине; старт с
тумбочки при смене этапов эстафеты.

5.6. Техника поворотов
Теоретическая часть.
Способы поворотов. Техника и последовательность обучения. Дыхание во
время поворотов. Особенности поворотов при различных способах плавания.
Практическая часть.
Учебный поворот при плавании на груди и на спине с остановкой после
касания рукой поворотной стенки. вращением стоя на одной ноге на дне
бассейна: имитация поворота с подходом к стенке шагом по дну; техника
поворота по элементам; выполнение поворота в целостном виде.
Выполнение поворотов дельфин-спина, спина-брасс, брасс-кроль с места
и в движении.
Повороты кувырком вперед без касания стенки рукой при плавании кролем
на груди; поворот «маятником» с проносом одной руки по воздуху при
плавании брассом и дельфином; открытый и закрытый поворот с проносом ног
по воздуху при плавании на спине; повороты при переходе со способа дельфин
к способу на спине, от способа на спине к способу брасс, от способа брасс к
способу кроль на груди.

20

6. Соревновательная подготовка.
Теоретическая часть.
Календарь соревнований по плаванию. Правила подачи заявки на
соревнования.
Медицинский осмотр и допуск к соревнованиям.
Психологический настрой на соревнования. Правила поведения на
соревнованиях в качестве участника соревнований и в качестве зрителя.
Правильный выбор дистанции и способа плавания на соревнованиях. Режим
питания перед и в дни соревнований. Анализ результатов соревнований.
Выработка стратегии борьбы.

Практическая часть.
Участие в соревнованиях внутри учебной группы, в школьных,
муниципальных и др. согласно подготовке и календарному плату соревнований.

7. Контрольные занятия.
Теоретическая часть.
Методика выполнения контрольных упражнений по общей, специальной и
технической подготовке. Исходные положения, количество попыток, зачетные
требования. Условия проведения контрольно-тестовых упражнений.
Практическая часть.
Выполнение контрольно-тестовых упражнении по общей, специальной и
технической (плавательной) подготовке.

7. Итоговое занятие.
Теоретическая часть.
Подведение итогов первого, второго, третьего года обучения. Вручение грамот,
дипломов победителям и призерам соревнований. Задание на каникулярное
время. Инструктаж о правилах поведения на открытых водоемах в летнее время.

Практическая часть.
Проведение водноспортивных эстафет, спортивного праздника.

1.4. Планируемые результаты
По окончании обучения по программе «Водолей» обучающиеся будут
знать:
 правила безопасного поведения в бассейне и на открытых водоемах;
базовые знания о гигиене спорта и простейших приемах закаливания;
 историю развития отечественного плавания;
 базовые сведения и особенности, характеристик спортивных и прикладных
видов плавания; о методах и способах спасения людей на воде;











уметь:
выполнять стартовый прыжок;
выполнять повороты;
проплывать дистанцию без учета и с учетом времени с правильным
выполнением старта и поворотов;
демонстрировать технику всех спортивных способов плавания;
демонстрировать развитие общефизических и специальных качеств;
применять на практике виды прикладного плавания;
демонстрировать навыки и умения по плаванию в соревновательной
деятельности;
за время обучения сформируют:
 устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом;
воспитают и будут проявлять культуру поведения на воде и чувство
взаимопомощи;

 воспитают и буду демонстрировать нравственные и волевые качества
личности,
настойчивость,
смелость,
выдержку,
силу
воли,
целеустремленность, трудолюбце.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Успешность формирования у детей практических навыков плавания и
степень его оздоровительного влияния зависят от того, насколько четко и
правильно соблюдены все основные требования к организации занятий,
обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарногигиенические правила:
 занятия проводятся в большой ванне бассейна
 ванна бассейна оснащена удобными лестницами для спуска обучающихся в
воду и подъема при выходе из воды;
 вода соответствует санитарно-гигиеническим нормам;
 имеются в наличие при бассейне душевые комнаты и раздевалки.
Необходимый инвентарь и оборудование:
 длинный шест (два по 2,5 м) для поддержки и страховки детей;


плавательные доски на каждого;

22

 разделительные дорожки для ограждения места обучения и как страхующее
и поддерживающее средство.


нарукавники пара на каждого;

 Мячи для плавания на каждого;
 Поддерживающие и игровые плавательные устройства, модули и модели
(островки, банан, ромашка и др.)- 2 комплекта;
 Гимнастические скамейки — 4 шт;
 Обруч пластиковый — 5 шт;
 Мяч баскетбольный — 2 шт

Информационное обеспечение
1. www.swimming.m
2. plavanieinfo.ru
3. http://swimschool.by/literatura-po-plavaniyu/
4. яндекс коллекция видео уроки плавание для начинающих.
5. http://swim7.narod.ru/
6. https://infourok.ru/
Кадровое обеспечение. В реализации программы принимает участие педагоги,
имеющие образование и особые условия допуска к работе в соответствии с
Профессиональным стандартом.
Педагоги должны владеть практическими навыками выполнения трудовых
функций: организация деятельности занимающихся, направленной на освоение
программы; организация досуговой деятельности детей в процессе реализации
программы; обеспечение
взаимодействия
с
родителями (законными
представителями) детей, осваивающих программу, при решении задач обучения и
воспитания; педагогический контроль и оценка освоения программы; разработка
программно-методического обеспечения программы.

Методическое обеспечение программы
Методы обучения:
1. Методы практических упражнений (направленные преимущественно на
развитие физических качеств);
2. Методы строго регламентированного
переменный);
3. Соревновательный метод;
4. Игровой метод;
5. Словесные методы (рассказ, объяснение);

упражнения

(равномерный,

Наглядные методы (наблюдение, показ).
Образовательный процесс осуществляется основе общепедагогических и
ряда специфических принципов, характерных для занятий физической
культурой и спортом:
 непрерывности тренировочного процесса;
 постепенного увеличения тренировочных нагрузок;
 цикличности;
 индивидуального подхода,
 доступности.
Соблюдение принципов доступности и индивидуального подхода тесно
связано с принципом систематичности и последовательности обучения по
программе.

6.

Дидактические материалы
В качестве дидактического материала к программе используется
видеофильм по книге Дейва Сало (д.н.), Скотт Риуолд (д.н.) «Совершенная
подготовка для плавания».
Структура занятия:
Подготовка к занятию: проход обучающихся в раздевалку бассейна, проведение
гигиенических процедур.
Вводная часть на суше: разминка, ОФП и СФП.
Подготовительная часть: специальные подготовительные упражнения в воде.
Основная часть: решение поставленных задач на занятии, выполнение
основных упражнений.
Заключительная часть: игры и развлечение на воде, индивидуальная работа.
Окончание занятия: выход из бассейна в раздевалку, проведение гигиенических
процедур, сушка, переодевание, выход из раздевалки.

2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Комплексный контроль за уровнем подготовленности обучающихся
играет большую роль в работе педагога дополнительного образования. При этом
выявляется полнота и глубина сведений по теоретической подготовке,
двигательных действий в объеме изучаемых требований, уровень развития
физических и технических способностей, результат улучшения личных
показателей.
Теоретическая подготовка проверяется в ходе тренировочного занятия
или соревновательной деятельности применительно изучаемого практического
материала.

24

Эффективность контроля нагрузок влияет на качество управления
образовательной деятельностью.

Управление образовательной деятельностью охватывает три
стадии:
 сбор информации;
 анализ накопленной информации;
 планирование образовательной деятельности.
На каждом периоде обучения в рамках учебного года периодически
необходимо:
 собирать и анализировать информацию о физическом состоянии техникотактическом мастерстве каждого обучающегося, психологическом
состоянии, об уровне физических нагрузках и т. п;
 сопоставлять информацию о применяемых физических нагрузках с
результатами,
показанными
обучающимися в соревновательной
деятельности и тестовых заплывах.
В процессе такого сопоставления определяется, какая физическая нагрузка
оказала наибольшее влияние на совершенствование того или иного физического
качества обучающегося, достаточным ли оказался объем того или иного вида
нагрузки, насколько оптимально соотношение объема и направленности разных
видов нагрузки и т.п.
Точность ответа на поставленные вопросы будет зависеть от
классификации и способов измерения физических нагрузок, применяемых в
период обучения.
Если выбраны не информативные характеристики, объективно оценить
нагрузку не удастся. В этом случае нельзя эффективно управлять
образовательной деятельностью.
Оценка двигательных умений и навыков будет объективной при
соблюдении следующих правил:
 проверяются и оцениваются результаты усвоения материала на
тренировочных занятиях;
 объем проверяемых знаний, умений навыков определяется в полном
содержании учебной программы для данного периода обучения.
Выявление
уровня
освоения
обучающимся
упражнений
по
общефизической, специальной физической и технической подготовкам является
мониторинг. Инструментарием мониторинга являются контрольно-тестовые

упражнения, разработанные с учетом возрастной категории обучающихся по
общей и специальной физической подготовке, в том числе технико-тактической.
Мониторинг: текущий контроль проводится в течение учебных занятий,
промежуточный контроль проводится в конце полугодия (декабрь), итоговая
аттестация – в конце года обучения, в мае.

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Блайт Люсеро. Плавание: 100 лучших упражнений. «Эксмо», М. 2010
Булгакова Н.Ж. Игры у воды на воде под водой. — М., 2016.
Булгакова Н.Ж. Спортивное плавание. — М., 2006.
Васильев ВС. «Обучение детей плаванию», Москва, изд-во «Физкультура и
спорт», 2006.
5. Викулов. АД. Плавание. ООО «Издательство Владос-Пресс».2012
6. Ганчар И.Л. Методика преподавания плавания: технологии обучения и
совершенствования. — Ч. П: Учебник. — Одесса, 2006.
7. Рыбак МВ. «Плавай, как мы!» — М., Обруч. 2014
8. Карпенко Е.Н. «Плавание: игровой метод обучения». Москва, 2015.
9. Кашкин А.А., Попов О.И., Смирнов В.В, Примерная программа спортивной
подготовки для детско-юношеских спортивных школ. — М., 2009.
10. Курнешова ЛЕ. Модернизация физического образования в учреждениях
образования Москвы. — М., 2010
11. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М., «ФиС»,
СпортАкадемПресс, 2008.
12. Макаренко Л.П. «Плавайте на здоровье». Москва, изд-во «Физкультура и
спорт», 2012.
13. Макаренко Л.П., Техника спортивного плавания М., Всероссийская
федерация плавания, 2014.
14. Методическое пособие по обучению плаванию школьников. — М., 2011.
15. .Педролетти М. «Основы плавания, обучения и путь к совершенству».
Ростов-на-Дону, 2006.
16. Пилипенко Л.Л. Организация учебного процесса по плаванию. — М., 1996
17. Протченко ТА. Ю.А. Семенов, Примерные программы по плаванию от 2 до
18 лет., М., Центр «Школьная книга», 2009.
Протченко Т.А. Прикладное плавание, — М., 2006.
19.Протченко Т,А. Учись плавать. М., 2003
20.Федотова Т.Н. Адаптированная программа по обучению плаванию.

1.
2.
3.
4.

26

м.,2009.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».