Российская Федерация Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение − средняя общеобразовательная школа №31 Утверждено и введено приказом№ 180/1-од/24 от 28.08.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ПОЧЕМУЧКИ» (социально-гуманитарной направленности) Возраст обучающихся: 9-10 лет Срок реализации программы: 1 год Автор-разработчик: Зенютич Ирина Яковлевна, учитель начальных классов Екатеринбург, 2024 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности составлена для занятий с занимающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом МАОУ-СОШ № 31. 1.1 Пояснительная записка Направленность. Социально-гуманитарная. Актуальность. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программ не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны», расширить математический кругозор, применять нестандартные решения. В этом случае на помощь приходит курс «Почемучки», являющийся закономерным продолжением уроков, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий факультатива «Почемучки». Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, математике, окружающему миру, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Отличительные особенности. Данная программа позволяет обучающимся познакомиться со многими интересными вопросами основных предметов начальной школы, выходящими за рамки школьной программы, расширить свой кругозор. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое. Главной целью его является на занимательном материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, математике, окружающему миру, показать ученикам, что грамматика, математика - это не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие на разных ступенях обучения. Адресат. Программа рассчитана для детей возраста 9-10 лет. Дети в этом возрасте, в основном, уравновешены, им свойственно открытое и доверчивое отношение к взрослым. Они ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Однако постепенно особую роль в их жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем отношения. В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. Приём детей осуществляется по желанию ребёнка, необходимо заявление родителей (законных представителей) и заключение договора. В группе 15 занимающихся. Режим занятий. Занятия продолжительностью 40 минут. проводятся 2 раза в неделю Объём программы составляет 60 часов (3 блока). Срок освоения. 1 год. Уровневость. Стартовый уровень. Формы обучения. Реализация курса «Почемучки» предусматривает следующие формы работы с детьми: занятия теоретического плана и тренировочные занятия, мини-работы, обучающие работы, диктанты, викторины, олимпиады и т.д. На занятиях используются различные типы заданий: с кратким ответом, с развернутым ответом, задания с выбором одного или нескольких верных ответов, задания на определение последовательности. Виды занятий. Сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм проведения занятий. Формы подведения результатов. Способы проверки результатов: практические занятия, диктанты, проверочные работы, тесты, индивидуальные карточки, карты самоанализа, настольные игры, ролевые игры, устные ответы, тематические лекции, беседы. 1.2 Цель и задачи программы Цель: создание условий для формирования предметной, коммуникативной, социальной компетентности по предметам: математика, русский язык, литература, окружающий мир. Задачи: развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у обучающихся начальной школы, расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. 1 Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску. 2 Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания. 3 Обучить приемам поисковой и творческой деятельности. 4 Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности». 5 Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира. 6 Выявление и поддержка одаренных учащихся. Обучающий аспект • формировать и развивать различные виды памяти, внимания, воображения, а также логического мышления; • формировать и развивать общеучебные умения и навыки. • формировать способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Развивающий аспект • развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся; создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения; развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний; • способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации, развитие речи. Воспитывающий аспект • воспитание системы нравственных межличностных отношений; • воспитание коммуникативной культуры школьников; 1.3 Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план 1 блок «Математика» (22 часа) № п/ Название раздела, п темы Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 1 Числа. Арифметические действия. Величины. 10 2 8 Устная проверка знаний, практическая работа Практическая работа 1.1. Интеллектуальная разминка, Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». 1 1.2. «Числовой» конструктор Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. 1 Устная проверка знаний, практическая работа 1.3.Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). 1 Устная проверка знаний, практическая работа 0,5 Устная проверка знаний, практическая работа 1.4. Математические фокусы Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15. 0,5 1.5. Математические игры Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся). 1.6. Секреты чисел Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами. 1.7. Математическая копилка Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. 1.8. Выбери маршрут Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, городагерои и др. 0.5 0,5 1 Практическая работа 0,5 Устная проверка знаний, практическая работа 1 Устная проверка знаний, практическая работа 0.5 Устная проверка знаний, практическая работа 1.9. Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). 1.10. От секунды до столетия Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. 2 Мир занимательных задач. 7 1 Устная проверка знаний, практическая работа 0,5 0,5 Устная проверка знаний, практическая работа - 7 Письменная проверка знаний Письменная проверка знаний 2.1 Мир занимательных задач Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. 1 2.2. Разверни листок Задачи и задания на развитие пространственных представлений. 1 Письменная проверка знаний 3 2.3. От секунды до столетия Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. 2.4. В центре смекалки. Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). 1 Письменная проверка знаний 1 Письменная проверка знаний 2.5.6. Интеллектуальная разминка Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. 2.7 .Числовые головоломки . Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро). 2 Письменная проверка знаний 1 Письменная проверка знаний Геометрическая мозаика. 3.1.2. Это было в старину Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, 3 1 2 1 1 Устная проверка знаний, практическая работа верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины» 3.3. Математические фокусы Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. Итоговое повторение 2 1 1 Практическая работа 1 Тест 2 блок «Русский язык» (19 часов) № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 Грамматическая основа предложения. Разбор предложения. Однородные члены предложения. Разбор предложения с однородными членами Звонкие и глухие согласные Части слова. Упражнение в разборе слов по составу Текст. Основная мысль текста. Упражнение в определение основной мысли текста Текст. План текста. Упражнение в составление плана текста Текст. Содержание текста. Упражнение в составление вопросов по Количество часов Всего Теория Практика 1 0,5 0,5 1 1 Практическая работа 1 1 Устный опрос 1 1 1 1 1 1 1 1 Формы аттестации/ контроля Письменные разборы Работа по карточкам Работа с текстом Работа с текстом Составление вопросов по тексту 8 9 10 11 12 13 14 15 16 содержанию текста Пробная работа. Вариант 1. Слова – синонимы Имя существительное. Упражнение в разборе имени существительного как части речи Фразеологические обороты и употребление их в речи Пробная работа. Вариант 2 Текст. Содержание текста. Упражнение в составление вопросов по содержанию текста Имя прилагательное. Упражнение в разборе имени прилагательного как части речи Слово и его лексическое значение Слова – антонимы. Глагол. Упражнение в 17 разборе глагола как части речи. Анализ выполнения 18 работы 19 Итоговое повторение 1 1 1 1 1 0,5 1 1 1 1 0,5 Беседа 1 Контрольная работа Работа с текстом 1 Морфологиче ский разбор 1 1 1 Устный опрос 1 1 1 1 1 1 Отгадывание ребусов Работа по карточкам 1 1 19 9 Диктант с заданиями Тестовые задания Практическая работа 1 10 Взаимоанализ работ Тест 3 блок «Окружающий мир» (18 часов) № п/п 1 Тема занятия Определение предмета по фотографии. Использование этого предмета человеком. Количество часов Всего Теория 1 1 Практика Формы аттестации/ контроля Лекция 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 Профессии людей. Определение представителя профессии по фотографии. Необходимые качества характера людям этой профессии. Определение по рисунку объектов, созданных природой. Мини-работа №1 Смена дня и ночи на Земле. Смена времен года. Работа с таблицами. Мини-работа №2 Решение задач. Миниработа №3 Определение плана действий. Восстановление последовательности действий. Мини-работа №4 Работа с картой. Миниработа №5 Определение животных по рисунку. Территория обитания животных. Мини-работа №6 1 Сравнение объектов 1 живой и неживой природы. Их сходство и различие 1 Заполнение таблиц по 2 исходным данным. Мини-работа №7 1 Строение человека. 3 Внутренние и внешние органы человека. Определение местоположения их по 1 0,5 1 0,5 Беседа, ребусы 1 Практическая работа 1 1 Видеоматериал 1 1 1 Беседа Работа с таблицами Презентация 1 1 1 1 1 Письменная работа 0,5 Работа с картой 1 0,5 1 1 Видеопрезен тация 1 1 Тестовые задания 1 1 Работа с таблицами 1 1 Рисунки схеме. Мини-работа №8 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 Вредные привычки 1 Умение находить на карте материки Природные зоны 1 1 1 1 Океаны и материки. Мини работа № 9 Планеты солнечной системы Итоговое повторение 1 1 1 1 Видеопрезен тация Работа с картой и глобусом Практическая работа Практическая работа Презентация 1 1 Тест 19 1 6 13 Содержание учебного (тематического плана) Математика. 1.Числа. Арифметические действия. Величины. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». 2. Мир занимательных задач. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаковосимволических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. 3. Геометрическая мозаика. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Промежуточная аттестация. Русский язык. Предложение. Грамматическая основа предложения. Разбор предложений по членам. Однородные члены предложения. Разбор предложения с однородными членами. Звонкие и глухие согласные. Части слова. Упражнение в разборе слов по составу. Текст. Основная мысль текста. Упражнение в определение основной мысли текста Текст. План текста. Упражнение в составление плана текста Текст. Содержание текста. Упражнение в составление вопросов по содержанию текста Слова – синонимы Имя существительное. Упражнение в разборе имени существительного как части речи Имя прилагательное. Упражнение в разборе имени прилагательного как части речи Глагол. Упражнение в разборе глагола как части речи. Окружающий мир. Определение предмета по фотографии. Использование этого предмета человеком. Профессии людей. Определение представителя профессии по фотографии. Необходимые качества характера людям этой профессии. Определение по рисунку объектов, созданных природой. Смена дня и ночи на Земле. Смена времен года. Определение животных по рисунку. Территория обитания животных. Строение человека. Внутренние и внешние органы человека. Определение местоположения их по схеме. Вредные привычки. Умение находить на карте материки. Природные зоны. 1.4 Планируемые результаты. Метапредметные результаты Личностные действия: знание моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; личностное; профессианальное; жизненное самоопределение. Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция. Общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели. Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство. Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные результаты Будут сформированы: широкая мотивационная основа учебной деятельности; учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей; способность к оценке своей учебной деятельности. Регулятивные УУД обучающиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные УУД обучающиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать и выведелять общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; владеть рядом общих приёмов решения задач. Коммуникативные УУД обучающиеся научатся: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Предметные результаты Блок «Математика» Обучающиеся научатся: устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); выполнять письменно действия с многозначными числами; выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1); выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; измерять длину отрезка; вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата; сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). Блок «Русский язык» Обучающиеся научатся: • различать звуки и буквы; • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные, твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие); • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря; • определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение; • определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж; • определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение; • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; • выделять предложения с однородными членами; • применять правила правописания (в объеме содержания курса). Блок «Окружающий мир» Обучающиеся научатся: узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ. 2.1 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение. Учебный кабинет, оснащенный всем нужным оборудованием для проведения занятий: компьютер, интерактивная доска с выходом в сеть интернет, видеокамера, принтер, магнитная доска, маркерная доска, парты, стулья, глобус, карты. Информационное обеспечение. 1 Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – http://school-collection.edu.ru 2 Образовательный портал «Учеба» www.uroki.ru РЭШresh. ru edu.ru uchi.ru Кадровое обеспечение. В реализации программы принимают участие учителя начальных классов, имеющие образование и особые условия допуска к работе в соответствии с Профессиональным стандартом. Педагоги должны владеть практическими навыками выполнения трудовых функций: организация деятельности занимающихся, направленной на освоение программы; организация досуговой деятельности детей в процессе реализации программы; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) детей, осваивающих программу, при решении задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения программы; разработка программно-методического обеспечения программы. Методические материалы – на основе применения игровой технологии, информационно-коммуникационной технологии, технологии развития критического мышления на занятиях используется дидактический и раздаточный материал, индивидуальные карточки, тестовые задания, ребусы, кроссворды. 2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. Формами подведения итогов являются выполнение ВПР по предметам «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир» с использованием учебно-методического комплекта (КИМ): Русский язык. Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы. Типовые задания. Е.В. Волкова, Н.И. Ожогина, А.В. Тарасова, изд. «Экзамен». Москва, 2023. Математика. Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы. Типовые задания. Е.В. Волкова, Р.В. Бубнова, изд. «Экзамен» Москва, 2023. Окружающий мир. Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы. Типовые задания. Е.В. Волкова, А.В. Данилова, А Г.И. Цитович, изд. «Экзамен» Москва, 2023 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Учебник Окружающий мир А.А. Плешаков, Е.А.Кручкова, Москва «Просвещение» 2022г. 2. Учебник Математика М.И.Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, Москва «Просвещение» 2022г. 3. Учебник Русский язык В.П.Канакина, В.Г. Горецкий Москва «Просвещение» 2022г.