Российская Федерация Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение − средняя общеобразовательная школа № 31 Утверждено и введено приказом № 180/1-од/24 от 28.08.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ» (социально-гуманитарной направленности) Возраст слушателей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год Автор: Филатов Николай Сергеевич г. Екатеринбург, 2024 год 1 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена для занятий с обучающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом МАОУ-СОШ №31. Направленность. Социально-гуманитарная. Актуальность. Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной интеллектуально развитой личности. Научно технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым, поэтому воспитанием и становлением такого человека должна заниматься современная школа, где реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся. Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуальнотворческой личности. Дополнительная работа по математике, литературному чтению, технологии и окружающему составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету, она содействует развитию психических процессов младшего школьника: восприятия, представления, памяти, внимания, мышления, речи, воображения, развивает познавательную деятельность учащихся. Актуальность программы определяется возросшей общественной потребностью развития у детей способности логически рассуждать и творчески мыслить. Программа выражает целевую направленность на развитие интеллектуальной деятельности младших школьников и совершенствование познавательного процесса, способствует формированию различных способностей ребят, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, анализировать, выдвигать гипотезу, обоснованно делать выводы, доказывать. Работа в творческом объединении составляет неразрывную часть учебно - воспитательного процесса развитию личности ребёнка. Отличительной особенностью программы является системнодеятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике. Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий различного содержания, которые помогают совершенствовать навыки, полученные на уроках, формируют устойчивый интерес к знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Отличительной особенностью данной программы от других 2 - программ является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. Адресат. Программа ориентирована на детей 6-7 лет. Число детей, находящихся одновременно в группе от 15 до 30 человек. Набор детей проводится по желанию, без предварительного отбора. Большинство детей этого возраста отличаются подвижностью, любознательностью, активностью и непоседливостью. Они не могут долго концентрировать внимание на каком-либо предмете или объекте, поэтому время их занятий должно быть коротким, а различные виды деятельности чередоваться между собой и иметь обязательно игровой характер. Программа педагогически целесообразна, так как становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим личностному росту обучающихся данного возраста, развитию их творческих способностей. Она построена так, чтобы обучающиеся получили ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью с опорой на жизненный опыт и живые примеры из окружающей действительности. Режим занятий. Занятия проводятся 5 раз в неделю (15 часов). Объём общеразвивающей программы. 450 учебных часов. Срок освоения. 30 недель. 1 учебный год. Уровневость. Стартовый уровень. Формы обучения: - словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение); - наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание); - практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование). Виды занятий: коллективные, практические, комбинированные. В занятия включены: Работа с занимательным материалом Работа в тетрадях Физкультминутки Работа с электронными дидактическими пособиями Методы и приемы работы: Поисковые (моделирование, опыты) Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги) Информационно – компьютерные технологии (электронные пособия, презентации) Практические (упражнения) Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи). 3 Формы подведения результатов. На стартовом уровне организации деятельности обучающихся основными формами представления результатов работ являются: открытые занятия, выставки в школе, зачеты и зачетные работы, участие в конкурсах, защита проектов. Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие в художественных и интеллектуальных конкурсах, тематических выставках. 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Цель программы - создание условий для активизации интеллектуальной деятельности младших школьников средствами дидактических игр. Задачи программы: Обучающие: Обучать приемам логического мышления; Обучать приёмам анализа и синтеза; Расширять и углублять математические представления и понятия. Развивающие: - Развивать внимание, мышление, воображение, память; - Совершенствовать пространственное воображение, сенсомоторную координацию; - Развивать умение работать по инструкции и самостоятельно планироватьсвою работу; - способствовать развитию интеллектуальной, творческой личности. Воспитательные: - Воспитывать интерес к математике; - Воспитывать такие качества ума и речи как точность, чёткость и ясность; - Воспитывать уверенность в своих силах, чувство радости, успеха в учении,умение работать в группе; - Воспитывать такие качества как: проявление инициативы, любознательности, отзывчивости, самостоятельности, настойчивости. 4 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический) план № п/п Форма аттестации/к онтроля Количество часов Название раздела, темы Всего Теоретич. часть занятия Практич.часть занятия Блок 1. МАТЕМАТИКА — ЦАРИЦА НАУК (150 часов) МАТЕМАТИЧЕСКОЕ СПРАВОЧНОЕ БЮРО (1 час) Опрос 1. Введение в образовательную программу, как люди научились считать: когда зародилась математика, и что явилось причиной ее возникновения? 1 0,5 0,5 УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЧИСЕЛ (13 часов) 2. Что такое число? Старинные системы записи чисел. Числовые цепочки. 2 1 1 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Тайны и загадки числа 1 Тайны и загадки числа 2 Тайны и загадки числа 3 Тайны и загадки числа 4 Тайны и загадки числа 5 Тайны и загадки числа 6 Тайны и загадки числа 7 Тайны и загадки числа 8 Тайны и загадки числа 9 Тайны и загадки числа 0 Тайны и загадки числа 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Викторина ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА (42 часов) 16 4 12 10 2 8 16. Геометрические фигуры Задания на конструирование и трансформацию фигур из спичек Упражнения и головоломки со спичками 8 2 6 17. Симметрия. Симметричные фигуры 8 2 6 14. 15. Проект В МИРЕ ЛОГИКИ (32 часа) 19. 20. Числовые головоломки. История первых головоломок. Магические квадраты. 4 5 1 2 3 3 21. История возникновения ребусов. Составление ребусов 4 1 3 22. 23. 2 1 1 1 1 24. Математическая эстафета «Смекай, считай, отгадывай» История «Танграма». Танграм своими руками. Построение фигур из деталей танграма по схеме. 3 1 2 25. Игра «Пентамино». Изготовление игры «Пентамино» 5 2 3 Выставка работ 5 26. Конструирование фигур. 27. Логические задачи. 12 29. Задачи на сравнение. Нестандартные задачи. 8 МИР ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ (32 часа) 30. 8 Опрос 2 10 10 2 8 10 2 8 МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ (33 часа) 31. Сложение и вычитание. 10 2 8 32. Математические игры. 8 1 7 33. Ключворды. 5 2 3 34. Шифровка и кодирование текста 5 2 3 35. Викторина «Шифровка и кодирование текста» 1 Конкурс 1 ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ по разделу (1 час) 36. Итоговая игра «Царица наук – математика». 1 ИТОГО 150 1 38 Презентация 112 Блок 2. УДИВИТЕЛЬНЫЕ РУЧКИ (150 ЧАСОВ) 1.1 1.2 1.3. Аппликация Вводное занятие Аппликация из засушенных листьев и цветов Панно из семян 1 2 4 1 1 2 3 1.4 Аппликация. Лесная полянка с цветами 2 1 1 1.5 Поделки из шишек 4 1 3 2. 2.1 2.2 2.3 Работа с бумагой Вводное занятие Аппликация из кругов Изготовление закладок 1 3 3 1 1 1 2 2 2.4 Плетение коврика из цветных полосок 4 1 3 2.5 2.6 2.7 Оригами Аппликация с элементами оригами Объемные аппликации 5 5 4 1 1 1 4 4 3 2.8 3. 3.1 3.2 Аппликации из салфеток Пластинография Вводное занятие «Осень пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья» «Ездим, плаваем летаем, все на свете замечаем» 3 «Алый низ и черный хвост, воробья побольше рост, толстый клюв раздался вширь-до чего красив 3 3.3 3.4 Беседа Выставка работ Анализ работ Презентаци я работ 3 Беседа Презентаци я работ Презентаци я работ Выставка Выставка Презентаци я работ Выставка 1 4 1 1 3 Беседа 4 1 3 Презентаци я работ Презентаци я работ 3 6 3.6 3.7 снегирь»! «В жарких странах побываем, зверей дивных мы узнаем»! «Сказок много на свете, любят их взрослые и дети»! «Веселая гусеница» 4 4.1 4.2 3.5 3 3 Выставка 4 2 Выставка Анализ работ 2 Беседа, педагогичес кое наблюдение Выставка Выставка Выставка Презентаци я работ Презентаци я работ 5 2 1 Тестопластика Вводное занятие «Мудрая сова» 1 3 1 1 4.3 4.4 4.5 4.6 «Подсвечник» «Зеленая черепаха» «Колье для мамы» «Гномик» 2 2 3 2 4.7 «Веселый алфавит» 2 2 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 Работа с пряжей Болгарский сувенир «Куколки-мартинички» Пушистая игрушка из ниток «Колобок» Игрушки из помпонов Куклы на палец Панно из цветов из ниток 2 2 3 2 3 1 1 2 2 2 2 2 Беседа Выставка Выставка Выставка Презентаци я работ 6. 6.1 6.2 1 4 1 1 3 Беседа 6.3 Техническое моделирование Вводный урок Конструирование дома для сказочных героев из спичечных коробок Конструирование игрушки из коробок 4 4 6.4 Конструирование автотранспорта из коробок 4 4 Анализ работ Презентаци я работ 7. 7.1 7.2 7.3 Работа с различными материалами Вводное занятие Композиция из пуговок Конструктор из зубочисток 1 2 4 1 1 2 3 7.4 Звери из киндер яйца 3 1 2 8. 8.1 8.2 Работа с красками и кистями Вводный урок «Как стать художником» Привет, карандаш! 1 2 1 8.3 Рисуем узоры! 2 8.4 Кляксография 3 1 2 8.5 Рисуем с помощью силуэта рук 3 1 2 8.6 3 1 2 8.7 Рисуем «от точки к точке» Рисование по точкам Монотопия 3 1 2 9. 9.1 Бисероплетение Вводное занятие 1 1 1 2 2 2 2 2 2 беседа беседа Взаимоанал из работ Презентаци я работ Беседа Педагогиче ское наблюдение Взаимоанал из работ Презентаци я работ Анализ работ Презентаци я работ Анализ работ 7 9.2 9.3 9.4 9.5 «Змейка» «Браслет» «Божья коровка» «Стрекоза» 4 5 5 5 150 ИТОГО 1 3 5 5 5 119 31 Беседа Выставка Выставка Выставка Блок 3. ЛЮБИТЕЛИ КНИГИ (150 ЧАСОВ) 1. 2. 1.1. Бытовые сказки. Каша из топора. Барин-кузнец. Три калача и одна баранка. Заяц. Дочь-семилетка. Федул и Меланья. Горшок. 1.2 Сказки о животных. Р. Киплинг. Откуда у верблюда горб. М.С. Пляцковский. Трудное задание. А.Н. Толстой. Ёж. К. Ушинский. Учёный медведь. К. Ушинский. Страшная коза. К. Паустовский. Резиновая лодка. У солнышка в гостях. 1.3 Волшебные сказки. Царевна-лягушка. Гуси-Лебеди Сивка-Бурка Морозко Крошечка-Хаврошечка Иван-царевич и серый волк. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. 1.4. Викторина по прочитанным сказкам. 2.1. В.Осеева. Синие листья. 2.2 В. Осеева. Танины достижения. 2.3. В. Осеева. Бабушка и внучка. 2.4. В. Осеева. Сторож. 2.5. В. Осеева. Лекарство. 2.6. В. Осеева. До первого дождя. 2.7. В. Осеева. Печенье. 2.8. В. Осеева. Новая игрушка. 2.9. В. Осеева. Пуговица. 2.10. В. Осеева. Строитель. 2.11. В. Осеева. Что легче? 2.12. В. Осеева. Просто старушка. 2.13. В. Осеева. Мечтатель. 2.14. В. Осеева. Плохо. 2.15. В. Осеева. Сыновья. 2.16. В. Осеева. Хорошее. 2.17. В. Осеева. Девочка с куклой. 2.18. В. Осеева. На катке. 2.19. В. Осеева. Чего нельзя, того нельзя. 2.20. В. Осеева. Отомстила. 2.21. В. Осеева. Волшебное слово. 2.22. В. Осеева. Обидчики. 2.23. В. Осеева. Случай. 2.24. В. Осеева. Долг. 2.25. В. Осеева. Просто так. 2.26. В. Осеева. Пёрышко. 7 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 - 8 3. 4. 5. 2.27. В. Осеева. Время. 2.28. В. Осеева. Навестила. 2.29. В. Осеева. Рекс и Кекс. 2.30. В. Осеева. Три товарища. 2.31. В Осеева. Картинки. 2.32. В. Осеева. Кто хозяин? 2.33. В. Осеева. Вырванный лист. 2.34. В. Осеева. Всё вместе. 2.35. В.Осеева. Папа-тракторист. 2.36. В. Осеева. В лагере. 2.37. В. Осеева. Почему? 2.38. В. Осеева. У костра. 2.39. В. Осеева. Татьяна Петровна. 2.40. Викторина по произведениям В. Осеевой. 3.1. В. Бианки. Анюткина утка. 3.2. В. Бианки. Водяной конь. 3.3. В. Бианки. Где раки зимуют. 3.4. В. Бианки. Мышонок Пик. 3.5. В. Бианки. Аришка-Трусишка. 3.6. В. Бианки. Кто чем поёт? 3.7. В. Бианки. Лесные домишки. 3.8. В. Бианки. Оранжевое Горлышко. 3.9. В. Бианки. Первая охота. 3.10. В. Бианки. Синичкин календарь. 3.11. В. Бианки. Музыкант. 3.12. Викторина по произведениям В. Бианки. 4.1. В. Драгунский. Что любит Мишка. 4.2. В. Драгунский. Заколдованная буква. 4.3. В. Драгунский. Тайное становится явным. 4.4. В. драгунский. Арбузный переулок. 4.5. В. Драгунский. Девочка на шаре. 4.6. В. Драгунский. Англичанин Павля. 4.7. В. Драгунский. Он живой и светится. 4.8. В. Драгунский. Хитрый способ. 4.9. В. Драгунский. Двадцать лет под кроватью. 4.10. В. Драгунский. Профессор кислых щей. 4.11. В. Драгунский. Надо иметь чувство юмора. 4.12. В. Драгунский. Сверху вниз, наискосок. 4.13. В. Драгунский. Главные пеки Америки. 4.14. В. Драгунский. Похититель собак. 4.15. В. Драгунский. Что я люблю и чего не люблю. 4.16. В. Драгунский. Ровно 25 кило. 4.17. В. Драгунский. Сестра моя Ксения. 4.18. В. Драгунский. Где это видано,где это слыхано. 4.19. В. Драгунский. Красный шарик в синем небе. 4.20. В. Драгунский. Одна капля убивает лошадь. 4.21. Викторина по произведениям В. Драгунского. 5.1. Н. Носов. Глава первая. Коротышки из цветочного города. 5.2. Н. Носов. Глава вторая. Как Незнайка был музыкантом. 5.3. Н. Носов. Глава третья. Как Незнайка был художником. 5.4. Н. Носов. Глава четвёртая.Как Незнайка сочинял стихи. 5.5. Н. Носов. Глава пятая. Как Незнайка катался на газированном автомобиле. 5.6. Н. Носов. Глава шестая. Как Знайка придумал воздушный шар. 5.7. Н. Носов. Глава седьмая. Подготовка к путешествию. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 9 6. 5.8. Н. Носов. Глава восьмая. В путь. 5.9. Н. Носов. Глава девятая. Над облаками. 5.10. Н. Носов. Глава десятая.Авария. 5.11. Н. Носов. Глава одиннадцатая. На новом месте. 5.12. Н. Носов. Глава двенадцатая. Новые знакомые. 5.13. Н. Носов. Глава тринадцатая. Разговор за столом. 5.14. Н, Носов. Глава четырнадцатая. Путешествие по городу. 5.15. Н. Носов. Глава пятнадцатая. В больнице. 5.16. Н. Носов. Глава шестнадцатая. Концерт. 5.17. Н. Носов. Глава семнадцатая. Поход Винтика и Шпунтика в город Змеёвку. 5.18. Н. Носов. Глава восемнадцатая. В Змеёвке. 5.19. Н. Носов. Глава девятнадцатая. В гостях у Смекайлы. 5.20. Н. Носов. Глава двадцатая. Тюбик работает. 5.21. Н. Носов. Глава двадцать первая. Возвращение Винтика и Шпунтика. 5.22. Н. Носов. Глава двадцать вторая.Чудеса механизации. 5.23. Н. Носов. Глава двадцать третья. Побег. 5.24. Н. Носов. Глава двадцать четвёртая. Рационализация Тюбика. 5.25. Н. Носов. Глава двадцать пятая. Лечение Пульки. 5.26. Н. Носов. Глава двадцать шестая. Возвращение Гвоздика. 5.27. Н. Носов. Глава двадцать седьмая. Неожиданная встреча. 5.28. Н. Носов. Глава двадцать восьмая. Примирение. 5.29. Н. Носов. Глава двадцать девятая. На балу. 5.30. Н. Носов. Глава тридцатая. Возвращение. 5.31. Викторина по произведению Н. Носова Приключение Незнайки и его друзей. 6.1. В. Сутеев. Цыплёнок и Утёнок. 6.2. В. Сутеев. Три котёнка. 6.3. В. Сутеев. Под грибом. 6.4. В. Сутеев. Кто сказал мяу? 6.5. В. Сутеев. Разные колёса. 6.6. В. Сутеев. Мышонок и карандаш. 6.7. В. Сутеев. Яблоко. 6.8. В. Сутеев.Палочка-выручалочка. 6.9.В. Сутеев. Мешок яблок. 6.10.В. Сутеев. Ёлка. 6.11. В. Сутеев.Петух и Краски. 6.12. В. Сутеев. Кот-рыболов. 6.13. В. Сутеев. Петя и красная шапочка. 6.14. В. Сутеев. Как я ловил рыбу. 6.15. В. Сутеев.Зайкин кораблик. 6.16. В. Сутеев. Волшебный магазин. 6.17. В. Сутеев. Капризная кошка. 6.18. В. Сутеев. Мы ищем кляксу. 6.19. В. Сутеев. Дядя Миша. 6.20. В. Сутеев. Страшный зверь. 6.21. В. Сутеев. Умелые руки. 6.22. Беседа по прочитанным произведениям В. Сутеева. 6.23-6.24. Итоговое повторение ИТОГО ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 1 - 1 1 1 1 1 1 - 1 1 1 1 - 1 1 1 1 - 1 1 - 1 1 1 1 - 1 1 1 1 - 1 1 - 1 1 1 1 1 1 1 - 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 - 1 2 150 1 148 1 7 450 217 233 10 11 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА Блок 1. Математика — царица наук «Математическое Справочное Бюро» Теория. Как возникло слово «Математика»? Как математика стала настоящей наукой? Как люди научились считать? Первый математик? Что дала математика людям? Зачем Ее Изучать? Практика. Показ фокусов. «Удивительный Мир Чисел» Теория. Числа от 1 до 100. История чисел от 1 до 10. Использование цифр в литературе и крылатых выражениях. Зрительный образ цифр от 0 до 9. Практика. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Удивительные свойства действий. Число 0. Графические диктанты. «Геометрическая Мозаика» Теория. Что такое геометрия. История развития геометрии. Взаимное расположение предметов в пространстве. Понятия «Влево», «Вправо», «Вверх», «Вниз». Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Практика. Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Задачи и головоломки со спичками. Решение занимательных задач со спичками. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Решение геометрических головоломок. «В Мире Логики» Теория. Числовые головоломки. Заполнение числовых кроссвордов. Знакомство с новым понятием «Танграм». Практика. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. На основе наблюдений нахождение способа решения магического квадрата; определение места каждого числа в определенной последовательности. Изготовление наглядного математического материала «Танграм». Конструирование по заданному образцу. Развитие психических процессов: внимание, память, логические формы мышления. «Мир Занимательных Задач» Теория. Задания на поиск недостающих частей, предметов, отличий. 12 Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи в стихах. Математические задачки-шутки. Занимательные задачи. Логические задачи для юных математиков. Задачи повышенной трудности. Нестандартные задачи. Практика. Упражнение в решении задач различных видов. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Графическое моделирование связей между данными и искомым. «Итоговое Занятие» Практика. Итоговая Игра «Царица Наук – Математика». Блок 2. «Удивительные ручки» 1. Работа с природным материалом. Теория. Виды природного материала, виды аппликаций. Как работать с природным материалом, в какое время года лучше собирать природный материал. Практика Аппликация из засушенных листьев. Изучение природного материала, способ приклеивания, как подбирать, соотносить между собой природный материал, соотношение композиции. Панно из семян. Изучение видов семян, подготовка основы для панно. Выкладывание композиции. Лесная полянка с цветами. Работа с сухоцветами, выкладывание композиции. Поделка из шишек. Обсуждение образов, похожих на лесных человечков, обсуждение способов скрепления с другими материалами. Изготовление. 2. Работа с бумагой. Теория. История возникновения бумаги, свойства бумаги, техника безопасности при работе с ножницами. История возникновения оригами. показ фигурок из оригами. Объемная аппликация. Практика. Изготовление различного орнамента из кругов. Изготовление закладок. Рассматривание видов закладок, обсуждение форм, размеров, их назначения. Как лучше соотнести между собой цвета. Плетение коврика из цветных полосок. Нарезание полосок одинаковой ширины и длины, обсуждение способов плетения. Изготовление оригами, составление общей аппликации с элементами оригами. Показ способа как можно сделать объемную аппликацию. Аппликация из салфеток. Практика по способу скручивания салфеток, как наносить клей и составлять композицию. 3. Пластинография. Теория. Свойства пластилина, способы отщипывания, раскатки пластилина. Практика. Заполнение готового распечатанного рисунка пластилином. 4. Тестопластика. Теория. Что такое тестопластика. Как приготовить соленое тесто, его 13 свойства. Практика. Изготовление фигурок из теста и раскрашивание их красками. 5. Работа с пряжей. Теория. Из чего делают пряжу, ее свойства. Практика. Знакомство с «куколкой-мартиничкой». Что она означает. Изготовление по образцу. Изготовление помпонов из ниток. Изготовление игрушки колобка. Дополнение помпона с помощью приклеивания элементов до образа колобка. Свободная тема на занятии - придумать свою игрушку из помпонов. Изготовление игрушки на палец из ниток, путем отматывания, обвязывания. Изготовление цветочной композиции из ниток путем приклеивания их на картон. 6. Техническое моделирование. Теория. Рассматривание чертежей, геометрических фигур, из которых можно построить дом, сооружение. Практика. Обклеивание спичечных коробков цветной бумагой и сооружение конструкции домов, игрушки, автотранспорта. 7. Работа с различными материалами. Теория. Обсуждение какие подручные материалы можно использовать для поделок. Рассматривание различных конструкторов, виды скрепления деталей между собой. Практика. Изготовление картины при помощи швейных пуговок. Подбор по цветовой гамме, выкладывание композиции и закрепление с помощью пластилина. Изготовление конструктора из зубочисток и пластилина. Изготовления зверюшек из киндер-яйца, дополняя их образы с помощью пластилина. 8. Работа с красками и кистями. Теория. Обсуждение темы, что надо, чтоб стать художником. Художник, какой он? Виды красок, их предназначение. Практика. Привет карандаш! Рисование цветных линий под разным наклоном карандашом. Рисуем узоры. Рисование узоров кисточкой на листах бумаги. Кляксография. Выдувание с помощью коктейльной трубочки краски на листок бумаги. Создаем рисунки, обводя руку, дорисовываем полученный силуэт. Ставим на листе бумаги точки, придумывая рисунок, соединяем последовательно линиями эти точки. Рисуем по мокрому листу бумаги. 9. Бисероплетение. Теория. Узнаем историю бисероплетения. Из чего делают бисер, виды бисера. Изучаем схемы плетения. Проходим технику безопасности работы с мелкими деталями. Практика. Плетение композиции по готовым схемам. Блок 3. «Любители книги» Тема 1. Сказки. Теория: расширение знаний о русских - народных сказках. Знакомство с бытовыми сказками и их героями. Чтение сказок о животных. Работа с 14 волшебными сказками. Практика: викторина по прочитанным сказкам,где включены вопросы по содержанию для формирования интереса к прочтению литературы. Тема 2. В. Осеева. Рассказы и сказки для детей. Теория: Знакомство с произведениями В. Осеевой из книги Волшебное слово. Расширение детского кругозора, знаний о человеческих качествах. Формирование понятий: дружба, честность. Практика: викторина по произведениям В. Осеевой. Вопросы направленные на развитие познавательного интереса к литературному языку. Тема 3. Рассказы В. Бианки. Теория: беседа о природе, об окружающем мире, мире растений и животных. Богатстве и красоте русской природы. Практика: викторина по произведениям В. Бианки. Вопросы на расширение общего кругозора читателей, на формирование бережного отношения к природе. Тема 4. В. Драгунский. Денискины рассказы. Теория: расширение словарного запаса. Практика: викторина по произведениям В. Драгунского. Вопросы по содержанию прочитанных произведений. Имена самых понравившихся героев, их характеристики и увлечения. Тема 5. Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей. Теория: работа с пересказом понравившихся отрывков из прочитанных произведений. Практика: активное использование в речи реплик героев. Тема 6. Знакомство с произведениями В. Сутеева. Теория: знакомство с героями произведений В. Сутеева. Определение «добрых» поступков. Характеристика героев. Практика: беседа по прочитанным произведениям. Определение последовательности приключений героев. 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения программы: Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; работать по предложенному педагогом плану; выполнять самооценку своей работы на занятии; контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки; 15 понимать и применять предложенные педагогом способы решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством педагога. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники и энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры; понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в работе для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); осуществлять синтез как составление целого из частей; иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре; выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их. Коммуникативные УУД: принимать участие в совместной работе коллектива; вести диалог, работая в парах, группах; допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение; координировать свои действия с действиями партнеров; корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию; задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль совместных действий; совершенствовать математическую речь. Слушатель получит возможность научиться: критически относиться к своему и чужому мнению; уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; принимать самостоятельно решения; содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников. Личностные результаты освоения программы: У слушателя будут сформированы: начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике, литературному чтению, технологии, окружающем мире; начальные представления о математических способах познания мира; 16 проявление любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий; освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми; умение демонстрировать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления; понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к их мнению. Слушатель получит возможность для формирования: учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новых учебных и практических задач; способности к самооценке результатов своей деятельности. Предметные результаты освоения программы: Слушатель получит возможность научиться: описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, явления; применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками; самостоятельно составлять ребусы, кодировать информацию; анализировать правила математической игры, действовать в соответствии с заданными правилами; обобщать, делать несложные выводы; решать нестандартные и логические задачи; выбирать рациональный способ решения комбинированных задач; классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий; судить о противоположных математических явлениях; давать определения тем или иным математическим понятиям; сравнивать, анализировать геометрические фигуры, объемные тела; строить геометрические фигуры. 17 2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение. Оборудование: столы, стулья, доска настенная, шкафы, стеллаж для хранения материалов и демонстрации выполненных работ. Инструменты: карандаши, ручки, линейки, ножницы. ПК, колонки, интерактивная доска. Информационное обеспечение. Электронная библиотека https://libcat.ru/ http://komdm.ucoz.ru/index/0-11 - устные задачи на движение. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php - образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир. http://www.nachalka.ru – учебно – методическая помощь. Кадровое обеспечение. В реализации программы принимают участие учителя начальных классов, имеющие образование и особые условия допуска к работе в соответствии с Профессиональным стандартом. Педагоги должны владеть практическими навыками выполнения трудовых функций: организация деятельности занимающихся, направленной на освоение программы; организация досуговой деятельности детей в процессе реализации программы; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) детей, осваивающих программу, при решении задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения программы; разработка программно-методического обеспечения программы. Методические материалы. Наглядные пособия, методические разработки дополнительного образования в рамках, дидактические разработки, макеты. 3.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для оценки качества освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Счастливое время», а также определения фактического уровня сформированности универсальных учебных действий применяются следующие виды диагностики: Вводная – проводится в начале учебного года и предназначена для определения уровня подготовленности слушателей. Тематическая – проводится в ходе учебного процесса, в конце каждого учебного полугодия, определяет уровень знаний и умений по изученному материалу, что позволяет проверить, на сколько слушатели усвоили новый материал. Промежуточная – проводится в конце учебного года по завершению изучения годового учебного материала и определяющая уровень сформированных универсальных учебных действий по дополнительной общеразвивающей программе. По завершению изучения общеразвивающей программы проводится выставка работ. Интеллектуальная и творческая оценка деятельности слушателей 18 входит в систему оценки знаний, как дополнительный критерий оценивания успешности освоения дополнительной общеразвивающей программы. Результативность занятий определяется по десятибалльной шкале и предполагает 4 уровня выраженности оцениваемого качества: неудовлетворительный; - начальный; - базовый; - повышенный. В течение учебного года результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы заносятся в диагностическую карту группы. В конце года результаты вносятся в сводную таблицу, в которой отражаются основные показатели эффективности педагогической деятельности: - динамика развития слушателей за учебный год; - уровень усвоения слушателями знаний, умений и навыков по основным темам; - уровень сформированности универсальных учебных действий по предмету. Для оценки результативности обучения диагностические испытания делятся на: - теоретические задания по предмету; - практические умения; - общеучебные знания, умения, навыки. 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007. 2. Гольперштейн Л.Я. Наши руки не для скуки. Поделки папье- маше. Бумажные цветы. – М.: «РОСМЕН», 1997 г. a. Евстратова Людмила. Декоративные цветы. – издательство ООО «Эксмо», 2004 г. 3. Кондрашова Л. Русские сказки: Сборник. Издательство "Эксмо",2009 г. 4. Лободиной Н. В. «Развивающая математика» 1-4 классы, издательство «Учитель», 2013. 5. Петрова Е., Гвиниашвили С., Александрова Н. Сказки о животных. Издательство "Стрекоза", 2017 г. 6. «Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях» Е.А.Алябьева, 2016 7. Русские бытовые сказки. Издательство: "Просвещение", 2005 г. 19