Российская Федерация
Департамент образования
Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 31
Утверждено и введено
приказом № 180/1-од/24 от 28.08.2024
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«ЭКОЖУРНАЛИСТИКА»
социально-гуманитарной направленности
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор:
Шумкова Виктория Юрьевна,
педагог дополнительного образования
Екатеринбург, 2024
1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеразвивающая
программа
социальногуманитарной направленности составлена для занятий с обучающимися в
условиях общеобразовательной школы, в соответствии с действующими
нормативными документами, Уставом МАОУ-СОШ № 31.
Направленность. Социально-гуманитарная
Актуальность
программы.
Программа
«Экожурналистика»
предназначена для организации занятий по практическому ознакомлению
обучающихся 5-8 классов с принципами журналистской деятельности и
особенностями
некоторых
жанров
журналистики
в
рамках
общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности. Тот факт,
что средства массовой информации формируют общественное мнение, давно
уже не подлежит сомнению. Следовательно, мы должны принять как
реальность и тот факт, что массмедиа значительно влияют на формирование
личности подростка. Мы не можем оградить подростка от ежедневного
влияния информации, которую он получает из радио— и телепередач, из
прессы и Интернета, но мы можем научить его способам критического
осмысления, поиска и отбора информации, пониманию структуры
информационного
журналистского
текста
и
законов
медийной
коммуникации. Актуальность содержания данного курса определяется тем,
что современный человек — человек медийный, следовательно, понимание
алгоритмов, по которым живёт современное информационное общество,
является важным фактором социализации в современном мире, помогающим
молодому человеку грамотно выстраивать коммуникацию и самостоятельно
вырабатывать правила личной информационной безопасности.
Отличительная особенность программы состоит в том, что она даёт
возможность поддержки лидерских качеств детей в различных областях
информационных и медиа-технологий, интеллектуальной и творческой
деятельности; возможность использовать навыки, полученные во время
построения учебного процесса, включая слушателей в систему средств
массовой коммуникации общества; возможность повышения учебных
достижений; помогает обучающемуся сделать профессиональный выбор.
Адресат. Программа ориентирована на слушателей в возрасте 11-15
лет. (5-8 классы). В данном возрасте подросток находится в положении
(состоянии) между взрослым и ребенком — при сильном желании стать
взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Он стремится
отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Все то, к чему
подросток привык с детства — семья, школа, сверстники, — подвергаются
оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл. Роль ведущей
деятельности в подростковом возрасте играет социально-значимая
деятельность, средством реализации которой служит: учение, общение,
общественно-полезный труд. Ведущим мотивом поведения подростка
является стремление найти свое место среди сверстников. Пытаясь
утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за
рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.
Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна
деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая
может придать ему значение как члену общества. Общественно полезная
деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать
свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности,
удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, «создает
возможность реализации своей индивидуальности.
Режим занятий. 2 раз в неделю по 2 академических часа.
Объем общеразвивающей программы. 1 учебный год.
Уровневость. Стартовый уровень.
Формы обучения. Фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая и т.п. Занятия проводятся в форме игр, лекций, просмотра
видеоматериала.
Виды занятий. Проблемная беседа, практическая работа в группах,
творческая работа, деловая игра, конференция, презентация, проектная
деятельность, индивидуальные задания, выпуск школьной газеты.
Поскольку журналистика — это публичная профессия, в основе которой
постоянное ежедневное выстраивание коммуникативных взаимодействий,
часть учебных занятий проходит в форме публичных выступлений —
открытых презентаций, конференций, публичной защиты коллективных
учебных проектов, в рамках которых у учащихся появляются
дополнительные возможности совершенствования навыков донесения своей
мысли до аудитории, отстаивания и аргументации своей позиции.
Формы подведения результатов. Поскольку журналистика — это
публичная профессия, ориентированная на взаимодействие с широкой
аудиторией, то главное условие предъявления общеразвивающего результата
по программе «Экожурналистика» - это публичность. Данный курс
предполагает, что все творческие работы, подготовленные слушателями в
рамках изучения определённых тем и разделов, увидят своего читателя,
слушателя, зрителя. Конкретная форма предъявления результата зависит от
выбора учащихся и педагога, возможностей образовательного учреждения:
публикация в школьной газете, на сайте школы, в социальных сетях,
видеосюжет для школьного телевидения и т.д.
По результатам изучения каждого раздела предусмотрена творческая
работа. В качестве итоговой работы по результатам прохождения курса
предусматривается один или несколько коллективных проектов.
2.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель: развитие и совершенствование метапредметных умений,
связанных с поиском, получением, анализом, обработкой и передачей
информации, формирование потребности в творческой и социальной
активности учащихся через знакомство с особенностями конкретного вида
социальной деятельности – журналистики, работа с фотографией, работа с
программами по созданию газеты.
Задачи
Обучающие:
- сформировать у обучающихся представление том, что такое
журналистика как профессия, показать конкретные приемы работы с
информацией на конкретных примерах из разных видов СМИ, научить
ориентироваться в современном информационном пространстве;
- учить оценивать информацию с точки зрения законности и морали,
достоверности недостоверности;
- способствовать развитию медийной грамотности, навыков
выстраивания продуктивных виртуальных и реальных коммуникаций;
- способствовать формированию у учащегося качеств грамотного
получателя информации, критичности, устойчивости к восприятию
манипулятивных технологий, навязываемых современными массмедиа.
Развивающие:
- сформировать у обучающихся представление том, что такое
журналистика как профессия, показать конкретные приемы работы с
информацией на конкретных примерах из разных видов СМИ, научить
ориентироваться в современном информационном пространстве;
- учить оценивать информацию с точки зрения законности и морали,
достоверности недостоверности;
- способствовать развитию медийной грамотности, навыков
выстраивания продуктивных виртуальных и реальных коммуникаций;
- способствовать формированию у учащегося качеств грамотного
получателя информации, критичности, устойчивости к восприятию
манипулятивных технологий, навязываемых современными массмедиа;
- помочь определиться в выборе: является ли журналистика той
областью деятельности, которой учащиеся хотели бы заниматься в
дальнейшем.
Воспитательные:
- формировать опыт взаимоотношений среди учащихся, готовности к
взаимодействию и сотрудничеству; содействовать воспитанию нравственной,
творческой личности, способной к самосовершенствованию, стремящейся к
правде, добру. Формировать у детей установку на позитивную социальную
деятельность в информационном обществе.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
№
п\п
Наименование разделов,
тем
Всего
часов
Из них
Теория
Практика
Формы аттестации/контроля
Раздел 1. Основные принципы журналистской деятельности
1
Роль журналистики
в
обществе. Функции и
виды СМИ
4
2
2
Педагогическое наблюдение
2
Журналистика и
общественное мнение.
Рейтинг СМИ
4
2
2
Педагогическое наблюдение
3
Факт и его
интерпретация.
4
2
2
Педагогическое наблюдение
4
Источники информации.
Узнать, проверить,
уточнить
4
2
2
Педагогическое наблюдение
5
Поиск новостей.
Работа с источникам и
информации
4
2
2
Педагогическое наблюдение
Трансформация
информации. Деловая
игра
7
Манипуляции
информацией. «Утиные
истории»
8 Особенности информации
в эпоху Интернета.
Информационное
общество
9
Верификация
информации. Проверка
информации в
сети Интернет
10
СМИ и закон.
Правовая ответственность
журналиста
4
2
2
Педагогическое наблюдение
4
2
2
Педагогическое наблюдение
4
2
2
Педагогическое наблюдение
4
2
2
Педагогическое наблюдение
4
2
2
Педагогическое наблюдение
Журналист имеет право.
Закон РФ
«О
средствах
массовой информации»
Нравственные нормы
деятельности журналиста.
Профессиональная я
журналистская
этика
4
2
2
Педагогическое наблюдение
4
2
2
Педагогическое наблюдение
Журналист: профессия и
призвание. Какими
качествами должен
обладать
журналист в современно
мире
Профессия журналист.
Творческая работа.
4
2
2
Педагогическое наблюдение
4
2
2
Педагогическое наблюдение
6
11
12
13
14
Раздел 2.Журналистский текст
15
Особенности
журналистского
текста.
Как
удержать читателя
4
2
2
Педагогическое наблюдение
16
Редактирование текста
для газеты. Деловая игра
4
2
2
Педагогическое наблюдение
17
Журналистский текст в
печатном издании и на
телевидении.
В
чем разница?
4
2
2
Педагогическое наблюдение
18
Особенности
журналистского
текста
в
электронных
СМИ. Пишем для
Интернета
Жанры журналистики.
Цель и жанр
4
2
2
Педагогическое наблюдение
4
2
2
Педагогическое наблюдение
20
Жанры журналистики:
старое и новое. Как
рождаются новые жанры
4
2
2
Педагогическое наблюдение
21
Ток-шоу: вчера и сегодня.
Между гостем
и
публикой
Моя публицистическа
я
работа.
В
поисках темы и
4
2
2
Педагогическое наблюдение
4
2
2
Педагогическое наблюдение
Моя публицистическа
я
работа.
Презентация творческих
наработок
и
планов. (Контрольное
занятие)
Журналистика новостей.
Жёсткая новость
4
2
2
Педагогическое наблюдение
4
2
2
Педагогическое наблюдение
25
Особенности
жёсткого
информирования.
Принцип
перевернутой
пирамиды
4
2
2
Педагогическое наблюдение
26
Творческая
работа
Жёсткая новость: законы
жанра.
4
2
2
Педагогическое наблюдение
19
22
23
24
Мягкая новость.
Особенности
мягкого
информирования. Мягкий
и жёсткий лид. Выбор
журналиста
Заголовок
в
публицисты
ческом тексте.
«Как
корабль
назовёшь...»
Творческая
работа
Сочиняем заголовок
4
2
2
Педагогическое наблюдение
4
2
2
Педагогическое наблюдение
4
2
2
Педагогическое наблюдение
30
Делаем новость.
4
2
2
Педагогическое наблюдение
31
Фотомастерство.
16
4
12
Педагогическое наблюдение
136
60
76
27
28
29
Итого часов
Содержание учебного (тематического плана)
Раздел 1. Основные принципы журналистской деятельности
Тема 1. Роль журналистики в обществе.
Функции и виды СМИ
Самоопределение, формулирование индивидуальных ожиданий от изучения
программы. Постановка образовательных целей и задач. Структурирование и
систематизация информации, известной ранее учащимся на бытовом уровне.
Понятия: информационная эпоха, СМИ, массмедиа. Журналистика как
определенный социальный институт, имеющий в обществе свои функции и
задачи. Виды СМИ: пресса, радио, телевидение, интернет-СМИ.
Журналистика в сети
интернет: клоны, гибриды, оригинальные сетевые издания. Роль
журналистики в обществе. Функции СМИ: информационная, аналитическая,
образовательно-просветительская, развлекательная.
Виды деятельности. Практическая групповая работа с сайтами ведущих
российских телеканалов — выявление соответствия конкретных телепередач
определенным функциям журналистики.
Тема 2. Журналистика и общественное мнение. Рейтинг СМИ
Влияние публицистических материалов на действия и поступки людей.
Понятие общественного мнения. Влияние средств массовой информации на
общественное сознание, взгляды и убеждения отдельных людей.
Ответственность журналиста и развлекательное телевидение. Зачем нужны
рейтинги СМИ. Журналистика как бизнес. Как формируются рейтинги СМИ,
как они влияют на эфирную сетку телеканалов. СМИ и аудитория:
взаимообратная связь. Обобщённый портрет российского телезрителя.
Тема 3. Факт и его интерпретация. Доверять или не доверять?
Понятие миссии журналиста в обществе. Почему журналистов часто
обвиняют во лжи. Ответственность журналиста перед аудиторией за
достоверность информации. Интерпретация информации и дезинформация.
Критерии достоверности: как понять, можно ли доверять информации,
полученной из СМИ. Понятие «позиция ноль». Зачем журналисту при
анализе сложных конфликтных ситуаций придерживаться «позиции ноль».
Соотношение фактической информации и эмоций в журналистском
сообщении.
Виды деятельности. Практическая работа в группах: определение
недостающих источников информации. Как понять, является ли информация
исчерпывающей. Критерии честности и объективности для журналиста.
Тема 4. Источники информации. Узнать, проверить, уточнить
Интервью как источник информации. О чём могут рассказать люди —
очевидцы, участники событий, виновники, пострадавшие, специалисты.
Источники объективной информации: прямое наблюдение, работа с
документами, государственные учреждения. Особенность информации в сети
Интернет. Каким интернет-источникам можно доверять. Насколько важно в
обычных жизненных ситуациях правильно выбирать источники информации.
Недостаточность информации как способ искажения реальной картины
действительности.
Тема 5. Поиск новостей. Работа с источниками информации
Трансформация информации. Повторение: как недостаточность информации
может повлиять на её объективность. Абстрактные и конкретные вопросы.
Виды деятельности. Моделирование рабочей ситуации — практическое
задание в группах «Разговор на автобусной остановке»: разбор ситуации,
анализ возможных источников информации, выстраивание алгоритма
действий в работе с каждым источником. Прогнозирование рисков.
Составление вопросов для интервью в зависимости от информации, которую
необходимо получить.
Деловая игра, связанная с получением и передачей информации.
Распределение ролей в игре, моделирование ситуации, передача информации.
Просмотр видеозаписи игры, анализ диалогов. Отслеживание изменений
информации на каждом этапе игры. Анализ, самоанализ.
Темы 6-7. Деловая игра «Трансформация информации». Манипуляции
информацией. «Утиные истории»
Понятие манипуляции. Кто и зачем манипулирует информацией. Проведение
пресс-конференции. Как рождаются «утки» и фейковые новости. Знаменитые
розыгрыши в истории журналистики. «Большое лунное надувательство».
Розыгрыши Эдгара По. Урожай спагетти в Швейцарии. «Мир Джимми».
Вторжение с Марса, история знаменитой радиотрансляции романа Г. Уэллса.
Фейковые новости — феномен современного медиапространства.
Виды деятельности. Деловая игра «Проведение пресс- конференции»,
дискуссия «Может ли фейковая новость навредить людям», «Оправдывает ли
цель средства?», «Какими целями руководствуется журналист при создании
фейковой новости?»
Темы
8-9.
Особенности
информации
в
эпоху
Интернета.
Информационное сообщество. Верификация информации. Проверка
информации в сети Интернет
Понятие информационного общества. Специфика распространения
информации в сети Интернет. Понятия верификации информации,
верифицированной информации. Отличие блогера от журналиста, влияние
блогера на сознание читателей. Цели индивидуального потребления
информации в сети интернет.
Виды деятельности. Просмотр и обсуждение лекции А. А. Венедиктова
«Лекция об информационном сообществе». Контрольное занятие: большая
командная игра по проверке информации на достоверность.
Темы 10-11. СМИ и закон. Правовая ответственность журналиста.
Журналист имеет право. Закон РФ «О средствах массовой информации»
Правовая ответственность журналиста. Нормы морали и требования закона в
профессиональной деятельности журналиста. Основные законы, которые
регулируют деятельность СМИ в России. Уголовный кодекс РФ.
Конституция РФ. Закон РФ «О средствах массовой информации». Статус
учредителя средства массовой информации. Недопустимость цензуры.
Согласование интервью. Право на опровержение в СМИ, порядок
опровержения. Регистрация СМИ. Права журналиста. Авторское право на
журналистский текст. Конфиденциальная информация.
Виды деятельности. Практическая работа в группах с открытыми
источниками базы «КонсультантПлюс». Разбор конкретных ситуаций из
практики журналистской деятельности. Анализ отдельных статей Закона РФ
«О средствах массовой информации».
Тема
12.
Нравственные
нормы
деятельности
журналиста.
Профессиональная журналистская этика.
Журналист: профессия и призвание. Имидж известных журналистов.
Профессиональная журналистская этика. Сложность нравственного выбора.
Разница между нормами морали и законом. Кодекс профессиональной этики
российского журналиста, Декларация принципов поведения журналиста.
Достойные и недостойные способы получения информации. Понятие
«защита интересов общества» в контексте журналистской деятельности.
Виды деятельности. Практическое задание в группах: принятие
ответственного решения (выпускать ли передачу в эфир). Практическая
работа с официальным сайтом Общественной коллегии по жалобам на
прессу. Обсуждение документов. Дискуссия «Зачем нужны кодексы
профессиональной этики, если существует закон». Практическая работа в
группах: какими нравственно-этическими, творческими, интеллектуальными
качествами должен обладать журналист. Индивидуальная работа:
самоанализ, рефлексия.
Темы 13-14. Журналист: профессия и призвание. Какими качествами
должен обладать журналист в современном мире? Профессия
журналист. Творческая работа
Контрольное занятие.
Виды деятельности. Индивидуальная творческая работа — написание эссе
на одну из предложенных тем о журналистике и профессии журналист.
Раздел 2. Журналистский текст
Тема 15. Особенности журналистского текста
Основные качества текста, ориентированного на читателя и зрителя.
Средства, которые помогают привлечь внимание аудитории. Особенности
работы с фактами, интересные подробности, использование ярких деталей.
Диалогичность, прямое обращение к читателю. Прямое и косвенное
цитирование. Оперативность. Драматизм, конфликтность в подаче
материала. Использование контрастных деталей. Способы вовлечения и
погружения читателя в ситуацию. Роль заголовка в журналистском тексте.
Виды
деятельности. Практическая
работа
в
группах:
анализ
публицистических материалов.
Тема 16,17,18 «Редактирование текста для газеты». Деловая игра.
Журналистский текст в печатном издании и на телевидении. В чем
разница. Особенности журналистского текста в электронных СМИ.
Пишем для интернета
Специфика текста для печатных СМИ. Работа с авторами, получение
дополнительной информации.
Виды деятельности. Большая деловая игра: редакционная коллегия
принимает решение, брать или нет в номер текст начинающего журналиста.
Особенности работы с авторами. Почему текст не работает на читателя.
Составление рекомендаций по доработке текста. Практическая работа по
редактуре текста. Анализ допущенных ошибок.
Тема 19, 20, 21. Жанры журналистики. Цель и жанр. Жанры
журналистики: старое и новое. Как рождаются новые жанры. Ток-шоу:
вчера и сегодня. Между гостем и публикой.
Цель и жанр. Информационная заметка и репортаж: особенности работы с
источниками информации. Целеполагание в журналистике. Цель как
основная определяющая жанра и методов работы с источниками
информации. Прямой репортаж — сложности и подводные камни жанра.
Интервью и портретная зарисовка — особенности целеполагания. Интервью
как жанр и как метод сбора информации. Обзорное ознакомление с жанрами:
путевой очерк, обзор СМИ, обзор (книжных, музыкальных новинок,
компьютерных игр и т. д.), анонс, новостная заметка, рецензия,
аналитическая статья, дискуссия.
Журналистский жанр как постоянно развивающееся и взаимопроникающее
явление. Причины появления новых жанровых форм. Развитие жанра
интервью: пресс-конференция, брифинг, ток-шоу. Основные признаки
жанров, различия жанровых форм..
Виды деятельности. Практическая работа с текстами информационной
заметки, репортажа, портретной зарисовки и интервью.
Темы 22,23 Моя публицистическая работа. В поисках темы и жанра.
Презентация творческих наработок и планов. Моя публицистическая
работа. Презентация творческих наработок и планов (Контрольное
занятие)
Индивидуально-коллективный характер творчества журналиста. Цель и
тематика коллективных и индивидуальных проектов. Определение цели и
жанра.
Контрольное занятие в форме публичных выступлений — презентации уже
сделанных и написанных материалов, а также дальнейших творческих
планов. Анализ выступлений, обсуждение.
Темы 24,25,26,27 Журналистика новостей. Жёсткая новость.
Особенности жёсткого информирования. Принцип перевёрнутой
пирамиды. Творческая работа «Жёсткая новость: законы жанра».
Мягкая новость. Особенности мягкого информирования. Мягкий и
жёсткий лид. Выбор журналиста
Понятие жёсткого информирования; информационный лид. Структура
жёсткой новости — перевёрнутая пирамида. Особенности жёсткого
информирования. Принцип перевёрнутой пирамиды. Жёсткая новость на
телевидении, универсальность законов жанра для разных видов СМИ.
Особенности
мягкого
информирования.
Виды
мягкого
лида,
целесообразность их использования в конкретной ситуации. Задачи мягкого
информирования. Основное различие мягкой и жёсткой новости.
Виды деятельности. Практическая работа с образцами жёсткой новости,
анализ заходов, поиск ответов на вопрос, чем руководствуется журналист,
выбирая тот или иной заход при создании жёсткой новости. Индивидуальная
работа с учебным материалом «Делаем новость. Жёсткий лид». Обсуждение:
сопоставление выводов, сделанных в ходе работы с прочитанным учебным
материалом.
Практическая работа: составление схемы перевёрнутой пирамиды для
жёстких новостных материалов. Работа в группах с новостями школьной
прессы.
Творческая игра «Репка» на отработку умения писать жёсткий лид.
Обсуждение результатов: соответствует ли структура написанной жёсткой
новости принципу перевернутой пирамиды.
Просмотр и обсуждение новостных телесюжетов.
Творческая работа: написание жесткой новости на основе видеосюжета
детского юмористического киножурнала «Ералаш». Обсуждение и анализ
результатов.
Практическая работа с материалами СМИ — печатные материалы и
новостные выпуски телевидения. Работа с учебным материалом «Мягкая
новость». Обсуждение: сопоставление выводов, сделанных в ходе работы с
прочитанным учебным материалом.
Темы 28, 29,30 Заголовок в публицистическом тексте. «Как корабль
назовёшь...». Творческая работа «Сочиняем заголовок». Делаем новость.
Роль заголовка в публицистическом тексте. Виды заголовков. Функции и
структура
жёсткого
заголовка.
Специфика
аудитории
сайтов
информационных агентств. Заголовок и подзаголовок: заголовочный
комплекс. Заголовок в печатном издании и специфика аудитории печатных
СМИ. Игровой заголовок. Специфика заголовка-цитаты: дословное
цитирование, цитата без указания автора, замена слова в цитате. Заголовоккаламбур, заголовок-вопрос. Обсуждение.
Тема 31.Фотомастерство. Основы фотографического видения. Фотопроект.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные:
- понимать структуру информационного сообщения, критично
воспринимать информацию со страниц печатных СМИ, радио и
телевидения, информацию, полученную из сети Интернет;
- различать качественную (верифицированную) и некачественную
информацию;
- определять достоверность информации, используя проверенные
источники;
- выстраивать
продуктивные
коммуникативные
отношения
с
окружающими людьми в ситуациях делового и неформального
межличностного общения;
- использовать коммуникативные возможности языка, умение грамотно
формулировать вопросы с целью получения наиболее полного ответа
(соответствующего поставленным задачам коммуникации);
- понимать логику взаимодействия средств массовой информации и
общественного мнения, механизмы влияния, которое публичная
информация оказывает на сознание человека;
- создавать
развёрнутые
высказывания
аналитического
и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении, сознательно
планировать свою учебную деятельность;
- аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях как квалифицированный читатель/зритель
со сформированными морально-нравственными ценностями.
Личностные:
- работать над расширением и систематизацией знаний о современном
мире как об информационном обществе;
- понимать взаимосвязи происходящих в мире информационных
процессов;
- понимать значимость образования и самообразования как средств
своего дальнейшего развития и продуктивного осмысленного
существования в современном информационном обществе;
- сознательно планировать свою деятельность, используя навыки
целеполагания, самоанализа и самооценки;
– самостоятельно вырабатывать нравственные критерии выбора в
конкретных жизненных ситуациях, понимать происходящие в обществе
процессы и оценивать их с точки зрения этих критериев.
Предметные:
- создавать публицистические тексты различных жанров, определять и
анализировать необходимые источники информации в соответствии с
поставленными задачами;
- писать информационные публицистические тексты в жанре жёсткой и
мягкой новости в зависимости от характера фактов и требований,
предъявляемых к новости в разных средствах массовой информации;
- работать с заголовком и заголовочным комплексом, понимать функцию
заголовка;
- анализировать публицистический текст с точки зрения его жанровой
специфики;
- выстраивать диалог в рамках делового общения;
- оценивать каждую конкретную ситуацию, сложившуюся в практике
работы журналиста, с точки зрения морали и законности того или
иного действия;
- использовать ресурсы публицистического стиля речи в речевой
практике при создании устных и письменных высказываний;
- выявлять в публицистических текстах тему и проблему и выражать
своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и
письменных высказываниях;
- воспринимать,
анализировать,
критически
оценивать
и
интерпретировать прочитанное на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления;
- проводить смысловой анализ текста на основе понимания
принципиальных
отличий
публицистического
текста
от
литературнохудожественного, научного и т. п.
- проявлять творческую и социальную активность.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение.
– кабинет фотостудии
– столы
– стулья
– штативы
– освещение
– фотоаппарат
– петличные микрофоны
– компьютер
– принтер
Информационное обеспечение
В качестве дидактических материалов для работы на занятиях учащимся
предлагаются:
публицистические тексты ведущих российских СМИ
открытые видеолекции известных российских журналистов;
открытые
материалы
сайтов
информационной
базы
«КонсультантПлюс».
Кадровое обеспечение
В реализации программы принимают участие педагоги дополнительного
образования, имеющие образование и особые условия допуска к работе в
соответствии с Профессиональным стандартом.
Педагоги должны владеть практическими навыками выполнения
трудовых функций: организация деятельности занимающихся, направленной
на освоение программы; организация досуговой деятельности детей в
процессе реализации программы; обеспечение взаимодействия с родителями
(законными представителями) детей, осваивающих программу, при решении
задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения
программы; разработка программно-методического обеспечения программы.
Методическиематериалы
презентации (составленные педагогом и взятые из открытых
Интернет- источников)
обучающие демонстрационные плакаты
3.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
Педагогическое наблюдение. Написание статей и заметок о школьных
мероприятиях для публикации в официальных социальных сетях ОО № 31,
съемка видеоматериала школьной жизни, интервью с учениками и
педагогами.
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Васильева Л. А. Делаем новости!: Учебное пособие. - М.: Аспект
Пресс, 2003. URL: http: //evartist.narod.ru/text5/23 .htm
Ворошилов В. В. Журналистика: Учебник. 2-е изд. - СПб.: Изд-во
Михайлова В. А., 2000.
Жанры телевизионной журналистики // Телевизионная журналистика /
ред. Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А.Я. Юровский. — М. : Высшая школа,
2002. URL: http://evartist.narod.ru/text6/32.htm
Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.:
Аспект Пресс, 2001. URL: http: //evartist.narod.ru/text6/3 9 .htm
Лозовский Б. Н. Методика сбора информации // Основы творческой
деятельности журналиста / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. - СПб., 2000.
— URL: http://evartist.narod.ru/text5/62.htm
Русский язык и культура речи : Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений под ред. В. И. Максимова. - М., 2001.
URL: http: //www.bibliotekar.ru/russkiy-yazyk/index.htm
Система средств массовой информации России : Учебное пособие для
вузов / под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2001.
URL: http://www.evartist.narod.ru/text/61.htm
Тертычный А. А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс,
2002. URL: http: //www.evarti st .narod.ru/text2/01 .htm
Шостак M. И. Репортёр: профессионализм и этика. - М.: Изд. РИПхолдинг, 2003. URL: http://evartist.narod.ru/text/08.htm