ДООП Футбол 2024

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение −
средняя общеобразовательная школа №31

Утверждено и введено
приказом№ 180/1-од/24от 28.08.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ФУТБОЛ»
физкультурно-спортивной направленности

Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации:1 год

Автор-разработчик:
Якушев Роберт Юрьевич,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург 2024

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа составлена для занятий с занимающимися в условиях
общеобразовательной школы, в соответствии действующими нормативными
документами, Уставом МАОУ-СОШ № 31.
Направленность: физкультурно-спортивная.
Актуальность программы. В детском организме заложены большие
возможности для тренировок, а это дает возможность внедрять доступные детям
элементы спорта в систему физического воспитания уже в детском саду. Ведь
освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу
для дальнейших занятий спортом. Во всем мире большой популярностью
пользуется игра в футбол, как среди взрослых, так и среди детей. Футбол как
специфический вид двигательной деятельности позволяет создать условия для
нормального физиологического, психического и физического развития ребенка,
а также формирования социально значимых личностных качеств детей. Эта игра
сочетает ходьбу, бег, прыжки с одновременным использованием различных
ударов, ведений, передач мяча, бросков, ловли и т.д. Занятие футболом
способствуют развитию ловкости, быстроты, координации движений,
двигательной реакции, ориентации в пространстве. Программа направлена на
привлечение детей дошкольного возраста к занятиям доступным и популярным
видом спорта – футболом. Программа направлена на овладение юными
спортсменами первоначальными навыками игры в футбол.
Отличительная особенность. Игры с мячом развивают соответствующие
навыки поведения в коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения,
основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Они требуют выдержки,
решительности, смелости. Дети учатся управлять своими движениями в
разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях. Содержание
программы направлено на формирование у детей основ здорового образа жизни,
активное вовлечение в регулярные занятия спортом и самостоятельную
организацию своего досуга.
Адресат. Программа разработана для детей 5-7 лет.
На 5-6 году жизни двигательный аппарат у детей достаточно развит для
того, чтобы они могли демонстрировать точные и скоординированные движения
с учетом возникающих условий и ситуаций, заинтересованы в качестве
выполнения движений, проявляют волю и прикладывают усилия, когда
необходимо выполнить трудное задание.
В 6-7 лет старшие дошкольники способны осознанно совершать отдельные
движения разными частями тела, тренируя ритмику, ловкость и грацию. Многие
из них с удовольствием соревнуются в умениях со сверстниками, развивая дух

соперничества.Мышечная система детей достигает определенного уровня
зрелости, что позволяет показывать высокие показатели быстроты и активности
в целом. Дети этого возраста хорошо справляются с теми заданиями, которые
подразумевают комплексное задействование мышечных групп, например игры с
мячом. Активное развитие показателей силы и выносливости позволяет
постепенно повышать уровень физической подготовки. Дети способны
выдерживать определенные физические нагрузки, соблюдать правила игр, быть
частью команды
В старшем дошкольном возрасте отмечаются высокие темпы роста тела в
длину, увеличивается вес, мышечная масса. Напряженная мышечная работа
предъявляет высокие требования к ресурсам систем дыхания и кровообращения
и, так как сердце раньше, чем скелетные мышцы, достигает границ
работоспособности, то именно пределы его функциональных возможностей
определяют способность человека к работе большей мощности.
Психофизическое развитие детей и способность мышления еще недостаточно
развиты, поэтому развивая физические качества ребенка в начальном
тренировочном периоде, следует обучение технике владения мячом и тактике
игры проводятся при помощи упражнений, доступных для детей этого возраста.
Для воспитания игрового мышления необходимо широко используются
подвижные игры на развитие быстроты сложной реакции, умение
взаимодействовать с партнерами. Основное время отводится физической
подготовке с использование доступных средств, с преимущественной
направленностью на развитие быстроты, ловкости, гибкости.
Зачисление на обучение по программе осуществляется по заявлению
его родителей
без предъявления требований к начальному уровню знаний.
Группы
для
занятий
формируются
с
учетом возрастных
особенностей, физического развития детей, в группе не более 15 человек.
Режим занятий. Занятия проводятся с периодичностью 2 раза в неделю
продолжительностью 1 академический час (для дошкольников - 30 минут).
Объём программы. 68 часов
Срок освоения программы - 1 год.
Уровневневость программы. Стартовый уровень.
Формы обучения. Групповая работа.
Виды занятий.Теоретические и практические занятия, круговая
тренировка, индивидуально-групповая работа, открытые занятия, участие в
конкурсах.
Формы подведения результатов. Для тестирования физических
качеств используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в
игровой или соревновательной форме. Педагогическое наблюдение.
Устный контроль.

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: приобщение детей к систематическим занятиям спортом
посредством овладения технических, тактических и практических навыков игры
в футбол. Формирование здорового образа жизни посредством игры в футбол.
Задачи:
Обучающие:
познакомить с правилами игры в футбол и мини-футбол;
формировать навыки владения мячом;
овладевать технико-тактическими навыками игры в футбол и мини-футбол;
познакомить с историей и достижениями российского и мирового футбола.
Развивающие:
развивать координацию движений;
создавать условия для самовыражения, самореализации;
развивать волевые качеств.
Воспитательные:
формировать умение работать в команде;
формировать навыки дисциплины;
формировать здоровый образ жизни;
воспитывать уважительное отношение к сопернику, толерантность;
воспитывать чувство патриотизма.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
№

Количество часов

Название темы

Теория
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ
Овладение техникотактическими навыками
игры в футбол
2 (передачи, удар по
воротам, ведение мяча,
физическая подготовка,
игровые упражнения)
1

1

Наблюдение

66

Устный
контроль

1

1

Устный
контроль.
Соревнование

34

68

Практика

1

33

3 Итоговое занятие
Итого

Всего

Формы
аттестации/
контроля

34

33

Содержание учебного (тематического) плана
№

2

Название раздела,
темы
Вводное занятие,
инструктаж по охране
труда.
Передачи.

3

Удар по воротам.

1

Содержание занятия
Теория. Знакомство с программой 1-го года
обучения. Инструктаж по охране труда.
Теория. Техника приема мяча, техника передача
мяча внутренней и внешней стороны стопы.
Практика. Передачи в скамейку: игрок
внутренней стороной ноги выполняет
передачу в
скамейку, расстояние между
ним и скамейкой 7-10 метров, ноги постоянно
должны быть в движении, чтобы успеть принять
отскочивший мяч.
Передача в парах: дети встают в парах друг на
против друга и выполняют передачи с
остановкой мяча, передачи отдаются правой и
левой ногой различными частями голеностопа.
Отыгрывание мяча партнёру: в парах игроки
становятся друг напротив друга (5 метров), у
одного из игроков мяч в руках, он накидывает
мяч своему оппоненту, который в одно касание
направляет мяч ему обратно в руки. Упражнение
«Ромашка»: один человек в центре остальные
располагаются вокруг него с мячом на каждого,
на расстоянии 7-10 метров. Игрок в центре
подбегает к каждому по очереди и отдаёт
передачу в одно касание, после каждый передачи
игрок в
центре
прибегает к
своему
первоначальному месту. После полного круга
идёт смена мест. Передачи в движение: в парах
игроки двигаются с мячом передавая его друг
другу.
Теория. Удара по мячу внутренней и средней
частью подъема стопы.
Практика. Удар с места: игрок выполняет удар
по воротам средней частью подъёма, мяч стоит
намести. Удар с отыгрыша: игрок отдаёт
передачу после чего получает мяч опять и
наносит удар в одно касание. Удар по
параллельно катящемуся мячу. Удар по
летящему мячу: игрок подкидывает мяч в воздух
и не давая касаться ему земли бьет по воротам.

4

Введение мяча.

5

Физическая
подготовка

6

Игровые упражнения.

Удар с прострела: игрок должен успеть на бегу
пробить по быстро летящему мячу.
Теория. Ведение мяча средне часть подъема
стопы, внутренней и внешней частью стопы.
Практика. Введение вокруг поля: игрок
выполняет ведение мяча на каждый шаг касаясь
его центром подъема ноги. Мяч ведётся вокруг
поля.
Введение
мяча
в
ограниченном
пространстве: в квадрате 10на 10метров игроки
производят введение мяча, задача не столкнуться
и не потерять мяч. Обводка стоик: игрок обводит
стойки с различными частями голеностопа.
Введение мяча из колонны в колонну: игроки
встают напротив друг друга и производят
введение мяча к партнёру различными частями
голеностопа.
Теория. Гигиена, личная гигиена. Спортивная
одежда и обувь. Основы техники выполнения
физических упражнений.
Практика. Разминка: проводятся различные
упражнение на разогрев мышц и правильности
бега (например: многоскоки, скрестный шаг и
т.д) Растяжка: упражнение на растяжку на
улучшение гибкости и во избежание травм
(например:
выпады
на
правую
ногу,
подтягивание бедра к груди и т.д). Эстафеты:
проводятся с мячами и без мячей, для развития
ловкости и скорости (например, тараканий бег,
рывок с мячом). Стартовая скорость: рывки на
короткие расстояния 5-7 метров. Взрывная
скорость: рывки с различными заданиями на
расстояния 25- 30 метров. Дистанционная
скорость: Рывки на расстояние 50 метров и более.
Бег через фишки и прыжки: перебегание через
близко стоящие фишки с правильным
положением всех частей тела и прыжки.
Гибкость и координация: упражнения, такие как
колесо, мостик, свечка и другие. Развитие
мышечной активности:
упражнение пресса,
отжимания, подтягивания и т.д.
Теория: Стойка игрока, резкое изменения
направления в игре, поиск партнера для передачи
мяча.
Практика. Пятнашки: на скорость, пятнашки с
мячом, пятнашки по
командам. Гандбол: мяч

7

Итоговое занятие.

передаётся руками друг другу и забивается в
ворота, с мячом бегать нельзя. Баскетбол: мяч
передаётся друг другу задача забить в кольцо. С
мячом бегать нельзя. Держание мяча руками: с
мячом бегать нельзя, по командам мяч
передаётся друг другу, задача сделать большее
число передач. Игра: игра между собой.
Товарищеские игры, районные и городские
турниры и соревнования по футболу.
Тематическое планирование

№

Тема занятия

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Инструктаж по Т/б. Ведение мяча
Ведение мяча передней частью стопы и развороты.
Ведение мяча с изменением направления
Закрепление ведение мяча передней частью стопы
Ведение мяча с передачей партнеру
Закрепление техники передачи мяча в парах
Передачи мяча со сменой мест
Техника удара по мячу в движении
Прием мяча и обводка стоек
Скоростные силовые упражнения, ОФП.
Стартовая скорость, ОФП
Техника приема мяча в парах
Обманные движения с мячом
Игровые упражнения с обводкой соперника
ОФП, закрепление ведения мяча
Остановка и ведение мяча стопой
Закрепление ведения мяча передней часть стопы.
Передачи мяча в два касания, прием передача.
Передача мяча в скамейку, удар внутренней стороной
стопы
Отбор мяча с выпадом
Отыгрыш мяча и удар по воротам.
Передачи мяча в движении.
ОФП, стартовая скорость, бег через фишки.
Обводка стоек с мячом в змейке
Удары по мячу с места
Эстафеты с мячом.
Техника передач мяча партнеру низом
Передачи, упражнение Ромашка.

12
13

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60

ОФП, Бег через фишки и прыжки.
Инструктаж по технике безопасности, игровая
тренировка.
Передачи в парах, игровая часть.
Удары по воротам, игровая часть.
Жонглирование мяча, дриблинг, работа с мячом.
Техника работы с мячом, игровая тренировка.
Передачи, удары по воротам, игровая часть.
Обводка стоик, игровая часть.
Пробежка, технико-тактические навыки, игра 1 в 1.
Жонглирование мяча, индивидуальное мастерство.
Жонглирование мяча, удары по воротам, игровая часть
Обводка стоик, передачи.
Разминка, растяжка, эстафеты, дистанционная
Бег через фишки, жонглирование, держание мяча
Разминка, растяжка, приёмы мяча, игра головой, игра.
Стартовая скорость, взрывная скорость, развитие
Жонглирование, передачи, длинные передачи,
Держание мяча ногами, эстафеты, гибкость и
координация, игра
Разминка, растяжка, обводка стоек, удары по воротам
Отработка стандартных положений.
Растяжка, дистанционная скорость, приёмы мяча, игра
Стартовая скорость, баскетбол, держание мяча ногами,
квадрат
Разминка, жонглирование, передачи, длинные
передачи, игра
Стартовая, дистанционная и взрывная скорость
Бег через фишки, гибкость и координация, эстафеты,
гандбол, баскетбол, игра
Разминка, растяжка, стартовая скорость, передачи,
удары, игра
Обводка стоек, развитие мышечной активности
Разминка, гибкость и координация, держание мяча
руками и ногами.

1

Удары по воротам, стартовая скорость, взрывная
скорость, игра.
Эстафеты, взрывная скорость,передачи и длинные
передачи, игра.
Жонглирование мяча, передачи, удары по воротам,
игра.
Разминка, растяжка, стартовая, взрывная и
дистанционная скорость, гандбол, игра

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

61
62
63
64
65
66
67
68

Разминка, эстафеты, жонглирование мяча, приёмы
мяча, держание мяча ногами
Длинная передача, игровая тренировка
Разминка, растяжка, гибкость и координация, приёмы
мяча, развитие мышечной активности
Передачи, длинные передачи, взрывная скорость, игра.
Эстафеты, приёмы мяча, передачи и длинные передачи,
игра
Бег через фишки, футбол, держание мяча ногами,
квадрат
Приёмы мяча, передачи, удары, игра.
Итоговое занятие. Соревнования

1
1
1
1
1
1
1
1

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончанию обучения занимающиеся будут знать:
элементарные правила игры в футбол, мини-футбол;
приобретут умения выполнять упражнения с мячом: ведение, передача,
удары по мячу;
приобретут коммуникативные навыки;
приобретут умения выполнять основные технические и тактические приемы
игры.
По окончании обучения занимающиеся будут уметь:
свободно ориентироваться на площадке;
выполнять различные действия с мячом: бросать и ловить, катать, метать;
взаимодействовать друг с другом во время игры;
выполнять основные приемы техники спортивных игр футбол, баскетбол,
волейбол, гандбол;
подчинять свои интересы интересам команды
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение.
Специализированные учебные помещения: физкультурный зал.
Основное учебное оборудование: скамейки гимнастические; гимнастическая
стенка.
Основное оснащение: футбольные мячи; футбольные ворота, конусы; кегли
разноцветные, кубики, скакалки, обручи, гимнастические палки, флажки,
гимнастические маты.

Информационное обеспечение. Фото, видео о ведущих футболистах и
футбольных клубах России и мира, в том числе в детских в интернет источниках
Кадровое обеспечение. В реализации программы принимают участие педагоги,
имеющие образование и особые условия допуска к работе в соответствии с
Профессиональным стандартом. Педагоги должны владеть практическими
навыками выполнения трудовых функций: организация деятельности
занимающихся, направленной на освоение программы; организация досуговой
деятельности детей в процессе реализации программы; обеспечение
взаимодействия с родителями (законными представителями) детей,
осваивающих программу, при решении задач обучения и воспитания;
педагогический контроль и оценка освоения программы; разработка
программно-методического обеспечения программы.

Методические материалы.
Методы обучения на занятиях:
Словесный - объяснение терминов, новых понятий.
Наглядный - показ педагогом правильного выполнения упражнений,
демонстрация фото и видео материалов.
Практический - выполнение обучающимися практических заданий и
упражнений.
Игровой - активизирующие внимание, улучшающие эмоциональное состояние
занимающихся.
Занятия с мячом строятся аналогично занятиям общеразвивающего
типа, т.е. состоят из трёх частей:
Вводная часть (разминка) - включает строевые упражнения различные виды
ходьбы и бега, ОРУ - 2-3 минуты.
Основная часть - работа с мячом - 15-20 минут.
Подвижная игра - 3-4 минуты.
Заключительная часть - включает комплекс упражнений на расслабление мышц
и снятия утомления - 2-3 минуты.
2.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
За знаниями, умениями и навыками, полученными в ходе изучения
программы дополнительного образования необходимо осуществлять контроль
как в конце учебного года, так и после изучения каждого отдельного раздела.
Форма проведения итогов реализации программы – это открытые мероприятия 2
раза в год, турниры по футболу и мини-футболу.
Способы определения результативности:
В ходе учебно-тренировочной работы тренер систематически ведет учет
успеваемости обучающихся через:
 текущий контроль: тестирование, опрос, педагогическое наблюдение;

 промежуточный контроль: в середине учебного года, по оценке уровня
подготовленности и овладения специальными навыками (занимающиеся
сдают нормативы), указанные в таблице;
 итоговый контроль: выступление на соревнованиях.
Оценка техники освоения элементов спортивной игры футбол
ФИ

Ведение мяча ногой
По прямой
Змейкой

Остановка
мяча

Отбор
мяча

Удар по мячу
носком
и
внутренней
стороной
стопы

Удар
по
мячу ногой
по воротам

1...
1. Ведение мяча по прямой и «змейкой»:
«выполнил» - 3 балла / « не выполнил» - 0 баллов;
2. Остановка мяча, отбор мяч, удар по мячу носком и внутренней стороной
стопы:
3 балла – упражнение выполнено без ошибок,
2 балла – упражнение выполнено с незначительными ошибками,
1 балл – упражнение выполнено с грубыми ошибками,
0 баллов - упражнение не выполнено;
3. Удар ногой по мячу по воротам (3 попытки):
3 балла – 3 попадания,
2 балла – 2 попадания,
1 балл – 1 попадание,
0 баллов – нет попаданий.
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев С.Н., Алиев Э.Г. Мини-футбол в школе. - СПб.: ФиС, 2011.-85 с. 2.
Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Футбол. Методика тренировки «техники реализации
стандартных положений. – М.: ФиС, 2012. -145с.
2. Голомазов С.В., Чирва Б.Г.. Футбол. Универсальная техника атаки. - М.:
ФиС,2011.-45 с.
3. Кузнецов А.А. Футбол моя любимая игра. – М.: ФиС, 2010.- 60 с. 5. Лясковский
К. Техника ударов. - СПб.: ФиС, 2011.- 45 с.
4. Петухов А.В. Футбол. Формирование основ индивидуального техникотактического мастерства юных футболистов. - СПб.: ФиС, 2012. - 68 с.
5. Селуянов В., Шестаков М., Диас С., Ферейра М. Футбол. Проблемы
технической подготовки. - М.: ФиС, 2012. -115с.
6. Сучилин А.А. Футбол во дворе. - СПб.: ФиС 2011.-38 с 9. Товаровский М.Д.
Футбол. - СПб.: ФиС, 2011.-55 с
7. Чанади А.Футбол. Техника. - М.: ФиС, 2012.-95 с. 11. Николаева Н.И. Школа
мяча.- СПб., 2012г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».