Российская Федерация
Департамент образования
Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение −
средняя общеобразовательная школа № 31
Приложение к ООП НОО МАОУ − СОШ № 31
приказ № 02-од/22 от 19.08.2022
Рабочая программа учебного
предметаосновного общего
образования (базовый уровень)
«Технология»
1-4 классы
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология».
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации,
передачи
и интерпретации
информации
в
соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования
словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты:
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении
труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора
профессии;
2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте
предметно-преобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами
ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных
конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и
организационных задач;
5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и
информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и
проектных художественно-конструкторских задач.
2. Содержание учебного предмета «Технология».
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживания
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как
результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура,
техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов
России (на примере 2–3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида
изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные,
географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство,
эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды).
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их
профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее
представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы,
планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте
материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ
информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в
организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах,
осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и
подчиненный).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его
детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные
проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат
проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам,
инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду,
оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Технология ручной обработки материалов1. Элементы графической грамоты
1 В начальной школе могут использоваться любые доступные в обработке учащимся экологически
безопасные материалы (природные, бумажные, текстильные, синтетические и др.), материалы,
используемые в декоративноприкладном творчестве региона, в котором проживают школьники.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных
физических, механических и технологических свойств доступных материалов.
Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор
материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам,
использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от
назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий
используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного
использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и
назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и
технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка;
обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в
действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение
основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на
глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника,
циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом),
формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое,
ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его
деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с
особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный,
геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды
условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка,
схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба,
размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений.
Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по
рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо
изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее
представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы
их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию
(соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу,
рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (техникотехнологическим,
функциональным,
декоративно-художественным
и
пр.).
Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Практика работы на компьютере
Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения,
переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки
информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств.
Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование
мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы
поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов
труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа
с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на
электронных носителях.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок):
преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по
интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса
компьютера, программ Word и Power Point.
3. Тематическое планирование.
1 класс
Тема блока
Природная
мастерская
Количес
тво
часов
отводим
ое на
освоени
е темы
7
№
урока
Тема урока
1.
Рукотворный и природный мир города.
Рукотворный и природный мир села
На земле, на воде и в воздухе. Природа и
творчество. Природные материалы
Листья и фантазии. Семена и фантазии
Веточки и фантазии. Фантазии из шишек, желудей,
каштанов
Композиция из листьев. Что такое композиция?
Орнамент из листьев. Что такое орнамент?
Природные материалы. Как их соединить?
Проверим себя
Материалы для лепки. Что может пластилин?
В мастерской кондитера. Как работает мастер?
В море. Какие цвета и формы у морских
обитателей?
Проект «Аквариум». Проверим себя.
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки
Проект «Скоро Новый год!»
Бумага. Какие у нее есть секреты? Бумага и картон.
Какие секреты у картона?
Оригами. Как сгибать и складывать бумагу?
Обитатели пруда. Какие секреты у оригами?
Животные зоопарка. Одна основа, а сколько
фигурок?
Наша родная армия
Ножницы. Что ты о них знаешь?
Весенний праздник 8 Марта. Как сделать подарокпортрет?
Шаблон. Для чего он нужен?
Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги?
Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?
Весна. Какие краски у весны? Что такое колорит?
Праздники весны и традиции. Какие они? Проверим
2.
3.
4.
5.
6.
7.
4
Пластилинов
ая мастерская
8.
9.
10.
Бумажная
мастерская
11.
12.
13.
14.
14
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Текстильная
мастерская
4
26.
27.
28.
29.
Итоговый
контроль
1
30.
себя.
Мир тканей. Для чего нужны ткани?
Игла-труженица. Что умеет игла?
Вышивка. Для чего она нужна?
Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны?
Проверим себя.
Что узнали, чему научились.
Итого: 30 часов
2 класс
Тема блока
Художествен
ная
мастерская
Количес
тво
часов,
отводим
ое на
освоени
е темы
10
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Чертёжная
мастерская
7
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Конструкторс
кая
мастерская
9
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Тема урока
Что ты уже знаешь?
Зачем художнику знать о цвете, форме и размере?
Какова роль цвета в композиции?
Какие бывают цветочные композиции?
Как увидеть белое изображение на белом фоне?
Что такое симметрия? Как получить симметричные
детали?
Можно ли сгибать картон? Как?
Наши проекты. Африканская саванна
Как плоское превратить в объёмное?
Как согнуть картон по кривой линии? Проверим
себя.
Что такое технологические операции и способы?
Что такое линейка и что она умеет?
Что такое чертёж и как его прочитать
Как изготовить несколько одинаковых
прямоугольников?
Можно ли разметить прямоугольник по угольнику?
Можно ли без шаблона разметить круг?
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проверим
себя
Какой секрет у подвижных игрушек?
Как из неподвижной игрушки сделать подвижную?
Ещё один способ сделать игрушку подвижной.
Что заставляет вращаться винт – пропеллер?
Можно ли соединить детали без соединительных
материалов?
День защитника Отечества. Изменяется ли
вооружение в армии?
Как машины помогают человеку?
Поздравляем женщин и девочек.
26.
Рукодельная
мастерская
Итоговое
повторение
6
27.
28.
29.
30.
31.
32.
2
33.
34.
Итого: 34 часа
Что интересного в работе архитектора? Наши
проекты. Проверим себя.
Какие бывают ткани?
Какие бывают нитки? Как они используются?
Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства?
Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»?
Как ткань превращается в изделие? Лекало.
Что узнали? Чему научились?
Повторение
Повторение
3 класс
Тема блока
Информацион
ная
мастерская
Мастерская
скульптора
Количес
тво
часов,
отводим
ое на
освоени
е темы
3
№
урока
Тема урока
1.
Вспомним и обсудим. Творческая работа. Изделие из
природного материала по собственному замыслу.
Знакомимся с компьютером. Исследование.
Компьютер – твой помощник. Практическая работа.
Что узнали, чему научились.
Как работает скульптор? Беседа.
Скульптуры разных времен и народов. Лепка.
Статуэтки. Лепка. Статуэтки по мотивам народных
промыслов.
Рельеф и его виды. Барельеф из пластилина.
Как придать поверхности фактуру и объём?
Шкатулка или ваза с рельефным изображением.
Конструируем из фольги. Подвеска с цветами. Что
узнали, чему научились.
Вышивка и вышивание. Мешочек с вышивкой
крестом.
Строчка петельного стежка. Сердечко из флиса.
Пришивание пуговиц. Браслет с пуговицами.
Наши проекты.
Подарок малышам «Волшебное дерево»
Наши проекты.
Подарок малышам «Волшебное дерево»
История швейной машины. Бабочка из поролона и
трикотажа.
Футляры. Ключница из фетра.
Наши проекты. Подвеска «Снеговик»
Что узнали, чему научились.
Строительство и украшение дома.
Изба из гофрированного картона.
Объём и объёмные формы. Развёртка. Моделирование
2.
3.
6
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Мастерская
рукодельницы
8
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Мастерская
инженеровконструкторо
11
18.
19.
в, строителей,
декораторов
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Мастерская
кукольника
6
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Итого: 34 часа
Подарочные упаковки. Коробочка для подарка
Декорирование (украшение) готовых форм.
Украшение коробочки для подарка.
Конструирование из сложных развёрток. Машина.
Модели и конструкции. Моделирование из
конструктора.
Наши проекты. Парад военной техники.
Наша родная армия. Открытка «Звезда» к 23 февраля.
Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. Цветок к
8 марта.
Изонить. Весенняя птица.
Художественные техники из креповой бумаги. Цветок
в вазе. Что узнали, чему научились.
Что такое игрушка? Игрушка из прищепки.
Театральные куклы. Марионетки.
Игрушка из носка.
Кукла-неваляшка.
Что узнали, чему научились. Проверка знаний и
умений.
Повторение
4 класс
Тема блока
Информацио
нная
мастерская
Количес
тво
часов,
отводим
ое на
освоени
е темы
4
Проект
«Дружный
класс»
Студия
«Реклама»
3
Студия
«Декор
интерьера»
6
Новогодняя
студия
3
3
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Тема урока
Вспомним и обсудим
Информация. Интернет
Создание текста на компьютере
Создание презентации
Презентация класса
Эмблема класса
Папка «Мои достижения»
Реклама. Упаковка для мелочей
Коробка для подарка
Упаковка для сюрприза
Интерьеры разных времен
Художественная техника «декупаж»
Плетение салфетки
Цветы из креповой бумаги
Сувениры из проволочных колец
Изделия из полимеров
Новогодние традиции
Игрушки из зубочисток
Игрушки из трубочек для коктейля
Студия
«Мода»
Студия
«Подарки»
Студия
«Игрушки»
8
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
3
28.
29.
30.
4
31.
32.
33.
34.
Итого: 34 часа
История одежды и текстильных материалов.
Исторический костюм
Одежда народов России
Синтетические ткани
Твоя школьная форма
Объемные рамки
Аксессуары одежды
Вышивка лентами
Плетеная открытка
День защитников Отечества
Лабиринт
Весенние цветы
История игрушек. Подвижная игрушка
Итоговая выставка работ. Подготовка портфолио
Итоговое повторение
Повторение