ДООП 3Д-моделирование 2024

Российская Федерация
Департамент образования
Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение −
средняя общеобразовательная школа № 31
Утверждено и введено
приказом № 180/1-од/24 от 28.08.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«3D-моделирование»
технической направленности

Возраст: 8-10 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-разработчик:
Сайдуллин Владислав Марсович,
учитель труда (технологии)

г. Екатеринбург, 2024

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
составлена для занятий с обучающимися в условиях общеобразовательной
школы, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом
МАОУ-СОШ №31.
Направленность. техническая.
Актуальность программы. Необходимость в талантливых, хорошо
подготовленных специалистах, способных к решению постоянно возникающих
новых задач, психологически устойчивых к скорости изменений современного
информационного пространства, становится все более очевидной. Подготовка
таких специалистов – важнейшая задача современной образовательной системы.
Многие специалисты отмечают, что инженерное образование должно
начинаться еще в школе. Использование современных информационных
технологий, в том числе 3D моделирования, может дать дополнительные
возможности для профессиональной ориентации школьников и для повышения
уровня их готовности к профессиональному самоопределению в области
технических профессий.
3D-моделирование пришло на смену традиционному черчению, САПР
(система автоматизированного проектирования) стала международным языком
«технарей». И одним из важных показателей будущей профессиональной
пригодности старшеклассников, ориентированных на инженерно-технические
виды деятельности, становится умение пользоваться таким международным
языком.
Освоение 3D-технологий – это новый мощный образовательный
инструмент, который может привить школьнику привычку для воплощения
собственных конструкторских и дизайнерских идей. Эти технологии позволяют
развивать междисциплинарные связи, открывают широкие возможности для
проектного обучения, учат самостоятельной творческой работе. Приобщение
школьников к 3D-технологиям «тянет» за собой целую вереницу необходимых
знаний в моделировании, физике, математике, программировании.
В недалеком будущем сегодняшние школьники, как современные
«продвинутые» компьютерные пользователи, скорее всего, будут создавать
необходимые предметы самостоятельно и именно в том виде, в каком они их себе
представляют. Материальный мир, окружающий человека, может стать
уникальным и авторским. Это стало возможным с появлением 3D-технологий и,
в частности, 3D-печати, которые позволяют превратить любое цифровое
изображение в объёмный физический предмет. Освоение 3D-технологий – это
2

новый мощный образовательный инструмент, который может привить
школьнику привычку не использовать только готовое, но творить самому создавать прототипы и необходимые детали, воплощая свои конструкторские и
дизайнерские идеи. Эти технологии позволяют развивать междисциплинарные
связи, открывают широкие возможности для проектного обучения, учат
самостоятельной творческой работе. Приобщение школьников к 3D технологиям
«тянет» за собой целую вереницу необходимых знаний в моделировании, физике,
математике, программировании. Все это способствует развитию личности,
формированию творческого мышления. Знакомясь с 3D-технологиями,
школьники могут получить навыки работы в современных автоматизированных
системах проектирования, навыки черчения в специализированных
компьютерных программах как международного языка инженерной грамотности.
Кроме того, школьники могут познакомиться с использованием трехмерной
графики и анимации в различных отраслях и сферах деятельности современного
человека, с процессом создания при помощи 3D-графики и 3D-анимации
виртуальных миров.
Отличительные особенности. Программа предусматривает подготовку
обучающихся в области 3D – моделирования и 3D печати. Обучение 3D
моделированию и 3D печати опирается на уже имеющийся у обучающихся опыт
постоянного применения информационно-компьютерных технологий. В
содержании программы особое место отводится практическим занятиям,
направленным на освоение 3D технологии и отработку отдельных
технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических
работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата,
осмысленного и интересного для обучающихся. Результатом реализации всех
задач являются творческие проекты – созданные АРТ объекты, которые
разрабатываются
для
социально-значимых мероприятий.
Программа
вариативная так, как в рамках ее содержания можно разрабатывать разные
учебно-тематические планы и для ее освоения возможно выстраивание
индивидуальных программ, индивидуальных траекторий (маршрутов) обучения.
Программа открытая, предполагает совершенствование, изменение в
соответствии с потребностями обучающихся. В основу представляемого курса
3D – моделирования и 3D печати положены такие принципы как:
 Целостность и гармоничность интеллектуальной, эмоциональной,
практико-ориентированной сфер деятельности личности;
 Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания,
направленного на решение практических задач: планирование
деятельности, поиск нужной информации, инструментирования всех
видов деятельности на базе общепринятых средств информационной
3

деятельности, реализующих основные пользовательские возможности
3D – оделирования и 3D печати. При этом исходным является
положение о том, что компьютер может многократно усилить
возможности человека, но не заменить его.
 Принцип развивающего обучения обучение ориентировано не только
на получение новых знаний, но и на активизацию мыслительных
процессов, формирование и развитие у обучающихся обобщенных
способов деятельности, формирование навыков самостоятельной
работы.
 Осуществление
поэтапного
дифференцированного
и
индивидуализированного перехода от репродуктивной к проектной и
творческой деятельности.
 Наглядность с использованием пособий, интернет ресурсов, делающих
образовательный процесс более эффективным.
 Последовательность усвоения материала от «простого к сложному», в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Адресат. Настоящая программа рассчитана только на работу в детском
объединении в системе дополнительного образования для детей 8 лет и старше.
Средний школьный возраст – это период завершения детства и начальный
период перехода к взрослости. Основная особенность этого периода –
качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Ведущая
деятельность – общение со сверстниками. В свою очередь, благополучное
отношение со взрослыми, основывающиеся на понимании подростка, и принятие
его является важной предпосылкой его психического и личностного здоровья в
настоящем будущем. Центральное личностное новообразование – становление
нового уровня самосознания «Я» - концепции, выражающегося в стремлении
понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми
и свое отличие – уникальность и неповторимость. Основные характеристики
возраста: формирование нового представления о себе, укрепление самооценки,
стремление к общению со сверстниками, развитие рефлексии, бурное и
плодотворное развитие познавательных процессов, формирование абстрактного
и теоретического мышления, становление избирательности, целенаправленности
восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти,
развитие самостоятельного мышления, интеллектуальной активности,
творческого подхода к решению задач.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (всего 2
часа в неделю).
Объём общеразвивающей программы. 58 учебных часов.
Срок освоения программы. 1 учебный год.
Уровневость. Стартовый уровень – использование и реализация
4

общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Формы обучения.
Обучение содержанию программного материала построено на основе
общих методических положений: от простого к сложному, от частного к общему,
с использованием технологий личностно-ориентированного подхода в обучении.
Занятия – групповые. Формы организации учебного занятия - беседа, выставка,
защита проектов, конкурс, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение,
открытое занятие, практическое занятие, представление, презентация,
соревнование, творческая мастерская, чемпионат.
Виды занятий. Основной вид обучения состоит из практических занятий
с непродолжительными беседами по технике построения и применения моделей,
использовании моделей в профессиональной деятельности.
Формы подведения результатов - тестирование, анализ результатов
деятельности, самоконтроль, индивидуальный устный опрос, практические
работы. Для подведения результатов занимающиеся выполняют задания,
которые с каждым разом становятся свободнее в выборе темы и объектов
моделирования, но увеличивается сложность выполнения требованиями к
прорисовке деталей.
1.2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: повышение познавательной мотивации и развитие
элементов инженерного мышления обучающихся в процессе
приобретения знаний, умений и навыков 3D моделирования и разработки
социально-значимых творческих проектов.
Задачи.
 Образовательные: освоить базовые понятия и формировать практические
навыки в области 3D-моделирования и печати.


Развивающие: развивать
абстрактное мышление.

творческие

способности,



Воспитательные: формировать
коммуникативные
целеустремленность и навыки самореализации.

образное

умения,

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
№
п/п

1.
5

Название раздела
(темы)

Основы 3-хмерной

Всего

5

Количество часов
Теория
Практик
а

2

3

и

Формы
контроля

2.1.

графики.
Техника безопасности
при работе за
компьютером.
Организация и
органы управления
окна САПР
Понятие плоскостей.
Знакомство с
геометрическими
примитивами
Основы
моделирования
Создание фигуры

2.2.
2.3.

1.1
1.2
1.3
1.4
2.

Беседа

1

1
1
2

1

10

1

1

Практическое
занятие

2

Беседа
Практическое
занятие

9

1

1

Объединение фигур

1

1

3

2.4.

Использование
инструмента
«Отверстие»
Окрас фигур

1

1

2.5.

Дублирование фигур

1

1

2.6.

Создание
композиции из
многократно
повторяющихся
фигур
Создание мелких
деталей фигуры
Проектирование
деталей
Создание детали из
нескольких фигур
Создание узора из
повторяющихся
фигур
Ребро фигуры, фаска

2

2

1

1

2.7.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.
3.9.

6

1

31

1

2

2

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Практическое
занятие

29

2

2

2

2

1

1

Проект «Новогодняя
ёлочка»
Проект «Велосипед»

3

3

6

1

5

Проект «Техника
победы (модель
танка)»
Проект «Станция
Союз (ко дню
космонавтики)»
Проект «Цветок»

10

1

9

Проект
«Поздравительная
надпись»

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Зачётный
проект
Зачётный
проект
Зачётный
проект

3

3

Зачётный
проект

2

2

2

2

Зачётный
проект
Зачётный
проект

3D печать

12

2

Введение.
Сферы
применения 3D
печати
Типы принтеров и
компании.
Технологии 3Dпечати.

1

1

Беседа

1

1

Беседа

Программное
обеспечение для 3Dпечати
Экспорт модели

1

1

Практическое
занятие

1

1

4.5

Подготовка модели в
слайсере. Толщина
слоя, поддержки

1

1

Практическое
занятие
Практическое
занятие

4.6

Создание файла для
печати
Подготовка
3Dпринтера
Печать модели на
3D-принтере
Постобработка
напечатанного
изделия
Итоговое занятие

1

1

1

1

3

3

1

1

1

1

Итого занятий

58

4.
4.1

4.2

4.3

4.4

4.7
4.8
4.9

4.10

10

7

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Тестирование

51

Содержание учебного (тематического) плана
Название раздела

Содержание

Теория. Техника
1. Основы
3-хмерной графики безопасности при работе за
компьютером. Основные
понятия 3D-моделирования
2. Основы
моделирования

7

Теория. Создание фигуры
методом «минусования»

Практика. Знакомство с
интерфейсом программы.
Создание и операции с
геометрическими
примитивами
Практика. Создание и
группировка фигур.
Создание фигур методом
«минусования», фигура
сложной формы.
Дублирование и
расположение фигур в

3.
Проектирование
изделия

Теория. Понятие модели.
Способы представления
моделей

4. 3D печать

Теория. Техника
безопасности при работе с
3D-принтером. Технологии
3D-печати, виды принтеров.
Технологии постобработки
полученного изделия

пространстве.
Окрашивание фигур.
Создание композиции из
фигур, проработка мелких
деталей.
Практика. Разбиение
модели на части,
представление их с
помощью геометрических
примитивов.
Практика. Знакомство с
программным
обеспечением 3Dпринтера. Знакомство с
устройством 3D-принтера.
Расходные материалы.
Этапы подготовки к
печати файлов модели.
Постобработка изделия.

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные:
- смогут научиться составлять план исследования и использовать навыки
проведения исследования с 3D моделью;
-освоят основные приемы и навыки решения изобретательских задач и
научатся использовать в процессе выполнения проектов;
- усовершенствуют навыки взаимодействия в процессе реализации
индивидуальных и коллективных проектов;
- будут использовать знания, полученные за счет самостоятельного поиска
в процессе реализации проекта;
- освоят основные этапы создания проектов от идеи до защиты проекта и
научатся применять на практике;
- освоят основные обобщенные методы работы с информацией с
использованием программ 3D-моделирования.
Личностные:
- смогут работать индивидуально, в малой группе и участвовать в
коллективном проекте;
- смогут понимать и принимать личную ответственность за результаты
коллективного проекта;
- смогут без напоминания педагога убирать свое рабочее место, оказывать
помощь другим учащимся;
8

- будут проявлять творческие навыки и инициативу при разработке и
защите проекта;
- смогут взаимодействовать с другими учащимися вне зависимости от
национальности, интеллектуальных и творческих способностей.
На предметном уровне к концу обучения обучающиеся будут:
знать:
• основы 3D графики;
• основные принципы работы с 3D объектами;
• приемы использования текстур;
• знать и применять технику редактирования 3D объектов;
• знать основные этапы создания анимированных сцен и уметь применять
их на практике;
уметь:
• создавать 3D объекты;
• использовать модификаторы при создании 3D объектов;
• преобразовывать объекты в разного рода поверхности;
• использовать основные методы моделирования;
• создавать и применять материалы.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое
обеспечение.
Компьютерный
класс
с
персональными компьютерами и выходом в сеть Интернет по количеству
обучающихся.
Мебель: Столы 15 шт; Стулья -15 шт.; Доска 1 шт.; Компьютеры 15 шт.; 3d
принтер.
Технические средства обучения: настенный телевизор, принтер; компьютер.
Интернет.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для
реализации программы (в расчете на количество обучающихся):
 ABS пластик, PLA пластик,
 бумага формата A4,
 3d принтер,
 3d сканер,
 скребок для 3d принтера,
 пинцет для 3d принтера.
Информационное обеспечение
Видеоуроки - учиться с нами просто. Посмотрел. Послушал. Выучил:
http://programishka.ru/catalog/list_catalog/1/
9

Электронные ресурсы для педагога
1. http://www.e-osnova.ru/journal/14/archive/ Журнал «Педагогическая мастерская.
Все для учителя!». №9 (57). Сентябрь 2015г.
2. https://search.rsl.ru/ru/record/01002352952 Мазепина Т. Б. Развитие
пространственно-временных ориентиров ребенка в играх, тренингах, тестах/
Серия «Мир вашего ребенка». — Ростов н/Д : Феникс, 2002. — 32 с.
3. https://ru.b-ok.xyz/book/2390493/ad5b0b Найссер У. Познание и реальность:
смысл и принципы когнитивной психологии – М.: Прогресс, 2007 – 347 с.
4. https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=53 Пожиленко Е. А. Энциклопедия
развития ребенка: для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и
родителей. — СПб. : КАРО, 2006. — 640 с.
5. https://www.tinkercad.com/
6. http://www.123dapp.com/design
7.
https://www.art-talant.org/publikacii/tehnologija-trud/13311-statyya-3dmodelirovanie-i-3dpechaty-kak-odno-iz-napravleniy-v-razvitii-detskogotehnicheskogo-tvorchestva Статья «3Dмоделирование и 3D-печать как одно из
направлений в развитии детского технического творчества».
Кадровое обеспечение. В реализации программы принимают участие педагоги,
имеющие образование и особые условия допуска к работе в соответствии с
Профессиональным стандартом. Педагоги должны владеть практическими
навыками выполнения трудовых функций: организация деятельности
занимающихся, направленной на освоение программы; организация досуговой
деятельности детей в процессе реализации программы; обеспечение
взаимодействия с родителями (законными представителями) детей,
осваивающих программу, при решении задач обучения и воспитания;
педагогический контроль и оценка освоения программы; разработка
программно-методического обеспечения программы.
Методическое обеспечение:
 педагогическая литература по методике обучения,
 литература по моделированию,
 наглядные пособия,
 тематические папки по разделам программы;
 демонстрационный и раздаточный материал.
Дидактический материал
1. Методические пособия:
-инструкция по ТБ;
-инструкция работы с 3D принтером;
-правила пользования ПК (памятка).
2. Компьютерные программы: браузер.
10

3. Наглядные пособия:
-готовые 3D модели;
-образцы напечатанных моделей.
4. Презентации.
5. Видеофильмы.
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для текущего контроля уровня следующие методы: тестирование, анализ
результатов деятельности, самоконтроль, индивидуальный устный опрос,
практические работы.
В конце каждого практического занятия (текущий контроль)
обучающийся должен получить результат - 3D-модель на экране монитора.
Итоговый контроль – в виде защиты проектных работ.
Уровень получаемых результатов для каждого обучающегося
определяется по следующим критериям:
возрастающий уровень сложности его моделей, легко оцениваемый
визуально, и педагогом, и детьми;
степень самостоятельности операций;
качество выполняемых практических работ;
качество итоговой проектной деятельности.
Уровни освоения программы – «высокий»/ «средний» / «низкий».
- высокий уровень – учащийся овладел на 100-80% умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный период; работает самостоятельно,
не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с
элементами творчества;
- средний уровень – у учащегося объём усвоенных умений и навыков
составляет 70-50%; работает с помощью педагога; в основном, выполняет
задания на основе образца;
- низкий уровень - ребёнок овладел менее чем 50% предусмотренных
умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения; в состоянии выполнять
лишь простейшие практические задания педагога;
- программу не освоил - учащийся овладел менее чем 20%
предусмотренных программой объёма умений и навыков.
Результат выполнения проверочных работ, текущих работ и зачетных
проектных заданий оценивается по 5-балльной шкале:
0- работа не выполнялась;
2-плохо – работа выполнена не полностью, с большими недочетами,
теоретический материал не освоен;
11

3-удовлетворительно – работа выполнена не полностью, с недочетами,
теоретический материал освоен частично;
4-хорошо –работа выполнена полностью, с небольшими недочетами,
теоретический материал практически освоен;
4-очень хорошо – работа выполнена в полном соответствии с образцом в
указанное время с обращением за помощью к педагогу;
5-отлично – работа выполнена в полном соответствии с образцом в
указанное время без помощи педагога.
Итоговый суммарный балл учащегося складывается из баллов:
• за выполнение текущих работ,
• за выполнение зачетных проектных заданий,
Итоговая оценка учащегося по Программе (% от максимально
возможного итогового балла) отражает результаты учебной работы в течение
всего года:
100-70% – высокий уровень освоения программы
69-50% – средний уровень освоения программы 49
30%– низкий уровень освоения программы
Краткое описание методики работы по программе
Особенности организации образовательного процесса – очная организация
образовательного процесса.
Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, частично поисковый, исследовательский проблемный;
игровой, проектный.
Методы
воспитания:
убеждение,
поощрение,
упражнение,
стимулирование, мотивация;
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
индивидуально-групповая и групповая;
Формы организации учебного занятия: беседа, выставка, защита проектов,
конкурс, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, открытое
занятие, практическое занятие, представление, презентация, соревнование,
творческая мастерская, чемпионат;
Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения,
технология группового обучения, технология дифференцированного обучения,
технология развивающего обучения, технология проектной деятельности.
Алгоритм подготовки учебного занятия может быть следующим:
I этап. Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на
следующие вопросы:
- Достигло ли учебное занятие поставленной цели? -В каком объёме и
12

качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов? -Насколько полно
и качественно реализовано содержание? -Каков в целом результат занятия,
оправдался ли прогноз педагога? -За счет чего были достигнуты те или иные
результаты (причины)? -В зависимости от результатов, что необходимо
изменить в последующих учебных занятиях» какие новые элементы внести, от
чего отказаться? -Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были
использованы для решения воспитательных и обучающих задач?
2 этап. Моделирующий.
По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего
учебного занятия:
 определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике
процесса
 обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий);
 обозначение задач учебного занятия;
 определение темы и ее потенциала, как обучающего, гак и
воспитательного;
 определение вида занятия, если в этом есть необходимость;
 продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор
способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия.
3 этап. Обеспечение учебного занятия.
а) Самоподготовка педагога, подбор информации познавательного
материала
б) Обеспечение учебной деятельности учащихся; подбор, изготовление
дидактического, наглядного материала, раздаточного материала; подготовка
заданий.
в) Хозяйственное обеспечение: подготовка кабинета, зала, местности,
инвентаря, оборудования и т. д.
Алгоритм будет изменяться, уточняться, детализироваться в каждом
конкретном случае. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом
последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей,
построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с
другом форм работы с детьми, а построение системы обучения, которая позволит
достигать высоких образовательных результатов и полностью реализовать
творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого
педагогом учебного предмета.

13

3. Список литературы
Программа модифицированная, составлена на основе: Программы «Объемная
печать и 3D моделирование», автор Кечайкина Наталья Николаевна, педагог до
и Егорова Нина Михайловна, методист, г. Москва, 2018 г.; Программы «Основы
3D моделирования», автор Назарова Виктория Геннадьевна, педагог до, г. СанктПетербург, 2016 г.; Методических материалов по организации обучения3Dтехнологии
в
общеобразовательных
учреждениях
и
учреждениях
дополнительного образования. Авторский коллектив: Исаева Е.А., директор
ЦДЮТТ, Назарова В.Г., зам. директора по информатизации и методической
работе, Евсеенко Е.В., зав. опытно-экспериментальной площадкой, Бондарь О.С.,
педагог дополнительного образования, Милькова Е.Ю., методист, СанктПетербург, 2016 г.
1. Большаков В.П. Инженерная и компьютерная графика: учеб. пособие – СПб.:
БХВ Петербург, 2013.
2. Джеймс К. BlenderBasics: самоучитель, 4 – е издание, 416 с., 2011.
3. Методическое пособие по курсу «Основы 3D моделирования и создания 3D
моделей» для учащихся общеобразовательных школ: Центр технологических
компетенций аддитивных технологий (ЦТКАТ) г. Воронеж, 2014.
4. Прахов А. А. «Самоучитель Blender 2.7», БХВ-Петербург, 400 с., 2016.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».