Российская Федерация
Департамент образования
Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение −
средняя общеобразовательная школа № 31
Приложение
к ООП СОО МАОУ − СОШ № 31
приказ № 02-од/22 от 19.08.2022
Рабочая программа учебного предмета
среднего общего образования
(базовый уровень)
«Литература»
10-11 классы
1.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы среднего общего образования
Личностные результаты:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение
знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их
историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать
свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях;
9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы;
11)
для
слепых,
слабовидящих
обучающихся:
сформированность навыков письма на брайлевской печатной машинке;
12)
для
глухих,
слабослышащих,
позднооглохших
обучающихся:
сформированность и развитие основных видов речевой деятельности обучающихся слухозрительного восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных
имплантов), говорения, чтения, письма;
13)
для
обучающихся
с
расстройствами
аутистического
спектра:
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка,
основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета; приобретение
опыта их использования в речевой и альтернативной коммуникативной практике при
создании устных, письменных, альтернативных высказываний; стремление к возможности
выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную позицию.
2. Содержание учебного предмета, курса.
Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С
(см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу.
Список А представляет собой перечень конкретных произведений, занявших в силу
традиции особое место в школьном преподавании русской литературы.
Список В представляет собой перечень авторов, чьи произведения и творческие
биографии имеют давнюю историю изучения в школьном курсе литературы. Список
содержит примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное
произведение каждого автора выбирается составителем программы.
Список С представляет собой перечень тем и литературных явлений, выделенных по
определенному принципу (теоретико- или историко-литературному). Конкретного автора
и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление,
выбирает составитель программы. Данный список определяет содержание модулей,
которые строятся вокруг важных смысловых точек литературного процесса. Те авторы,
произведения которых попали также в Список В, здесь снабжены дополнительным
списком рекомендуемых к изучению произведений, не повторяющим произведения из
списка В.
Для удобства работы со списком С материал в нем разделен на 7 блоков:
Поэзия середины и второй половины XIX века
Реализм XIX–ХХ века
Модернизм конца XIX – ХХ века
Литература советского времени
Современный литературный процесс
Мировая литература XIX–ХХ века
Родная (региональная) литература
Такое деление, не совпадающее в полной мере с традиционным делением на историколитературные периоды, предложено для того, чтобы в рамках изучения каждого из блоков
можно было создавать условия для формирования историзма восприятия литературного
процесса, проводя сопоставительное рассмотрение произведений, созданных в разные
периоды, но объединенных близостью творческого метода (например, «реализм»),
литературного направления (например, «модернизм»), культурно-исторической эпохи
(например, «советское время») и т.п. Если творчество того или иного автора может быть
рассмотрено сразу в нескольких блоках, рекомендуемые к изучению его произведения
указываются лишь в одном из них, а в остальных имя автора помечено астериском*.
Список А
Список В
Список С
Ф.И. Тютчев
Поэзия
середины
половины XIX века
Стихотворения: «К. Б.» («Я
встретил вас – и все былое...»),
«Нам не дано предугадать…»,
«Не
то,
что
мните
вы,
природа…»,
«О,
как
убийственно
мы
любим...»,
«Певучесть есть в морских
волнах…», «Умом Россию не
понять…», «Silentium!» и др.
и
второй
Ф.И. Тютчев
«День и ночь», «Есть в осени
первоначальной…», «Еще в полях
белеет снег…», «Предопределение»,
«С поляны коршун поднялся…»,
«Фонтан», «Эти бедные селенья…»
и др.
А.А. Фет
А.А. Фет
Стихотворения: «Еще майская
ночь», «Как беден наш язык!
Хочу и не могу…»,
«Сияла
ночь. Луной был полон сад.
Лежали…», «Учись у них – у
дуба, у березы…», «Шепот,
робкое дыханье…», «Это утро,
радость эта…», «Я пришел к
тебе с приветом…», «Я тебе
ничего не скажу…» и др.
Стихотворения: «На стоге сена
ночью южной…», «Одним толчком
согнать ладью живую…».
А.К. Толстой
Стихотворения: «Средь шумного
бала, случайно…», «Край ты мой,
родимый край...», «Меня, во мраке и
в пыли…», «Двух станов не боец, но
только гость случайный…» и др.
Н.А. Некрасов
Н.А.
Некрасов Н.А. Некрасов
Поэма «Кому на
Стихотворения:
«Блажен
Руси жить хорошо»
незлобивый поэт…», «В дороге»,
«В полном разгаре страда
деревенская…»,
«Вчерашний
день, часу в шестом…», «Мы с
тобой бестолковые люди...», «О
Муза! я у двери гроба…», «Поэт
и
Гражданин»,
«Пророк»,
«Родина»,
«Тройка»,
«Размышления
у
парадного
подъезда», «Элегия» («Пускай
нам
говорит
изменчивая
мода...»),
«Внимая ужасам войны…», «Когда
из мрака заблужденья…», «Накануне
светлого праздника»,
«Несжатая
полоса»,
«Памяти
Добролюбова», «Я не люблю иронии
твоей…»
Поэма «Русские женщины»
А.Н.
Островский А.Н. Островский
Пьеса «Гроза»
Пьеса «Бесприданница»
Реализм XIX – XX века
А.Н. Островский
«Доходное место», «На всякого
мудреца
довольно
простоты»,
«Снегурочка»,
«Женитьба
Бальзаминова»
Н.А. Добролюбов
Статья «Луч света в темном царстве»
Д.И. Писарев
Статья «Мотивы русской драмы»
И.А. Гончаров
Повесть «Фрегат «Паллада», роман
«Обрыв»
И.С. Тургенев
И.А.
Гончаров И.А. Гончаров
Роман «Обломов»
Роман «Обыкновенная история»
И.С.
Роман
дети»
Тургенев И.С. Тургенев
«Отцы и
Роман «Дворянское гнездо»
Романы
«Рудин»,
«Накануне»,
повести «Первая любовь», «Гамлет
Щигровского
уезда»,
«Вешние
воды», статья «Гамлет и Дон Кихот»
Ф.М. Достоевский
Повести «Неточка Незванова», «Сон
смешного человека», «Записки из
подполья»
А.В. Сухово-Кобылин
Кречинского»
В.М. Гаршин
«Свадьба
Ф.М. Достоевский Ф.М. Достоевский
Роман
«Преступление
и Романы «Подросток», «Идиот»
наказание»
Рассказы «Красный цветок», «Attalea
princeps»
Д.В. Григорович
Рассказ «Гуттаперчевый мальчик»
(оригинальный текст), «Прохожий»
Романы
«История
одного (святочный рассказ)
города», «Господа Головлевы»
Г.И. Успенский
Цикл
«Сказки
для
детей
Эссе «Выпрямила»
изрядного возраста»
М.Е. Салтыков-Щедрин
Н.С. Лесков (ГОС-2004 – 1 пр. Рассказ «Пятница»
по выбору)
Н.Г. Чернышевский
Повести и рассказы «Человек на
часах», «Тупейный художник»,
«Левша»,
«Очарованный
странник»,
«Леди
Макбет
Мценского уезда»
Роман «Что делать?»
Статьи «Детство и отрочество.
Сочинение графа Л.Н. Толстого.
Военные рассказы графа Л.Н.
Толстого»,
«Русский человек на
rendez-vous.
Размышления
по
прочтении повести г. Тургенева
«Ася»
Л.Н. Толстой
Повести «Смерть Ивана Ильича»,
«Крейцерова соната», пьеса «Живой
труп»
А.П. Чехов
Рассказы «Душечка»,
«Скучная история»,
«Любовь»,
пьеса «Дядя Ваня».
В.А. Гиляровский
Книга «Москва и москвичи» //
Другие региональные произведения о
родном городе, крае
Л.Н.
Толстой Л.Н. Толстой
Роман-эпопея
И.А. Бунин
Роман «Анна Каренина», цикл
«Война и мир»
«Севастопольские
рассказы», Рассказы:
«Лапти»,
«Танька»,
повесть «Хаджи-Мурат»
«Деревня»,
«Суходол»,
«Захар
Воробьев»,
«Иоанн
Рыдалец»,
А.П. Чехов
А.П. Чехов
«Митина любовь»
Пьеса
сад»
«Вишневый Рассказы: «Смерть чиновника»,
«Тоска»,
«Спать
хочется»,
«Студент», «Ионыч», «Человек в
футляре», «Крыжовник», «О
любви», «Дама с собачкой»,
«Попрыгунья»
Статья «Миссия русской эмиграции»
А.И. Куприн
Рассказы и повести: «Молох»,
«Олеся», «Поединок», «Гранатовый
Пьесы «Чайка», «Три сестры»
браслет», «Гамбринус», «Суламифь».
М. Горький
Рассказ «Карамора», романы «Мать»,
«Фома
Гордеев»,
«Дело
Стихотворения:
«Аленушка», Артамоновых»
«Вечер», «Дурман», «И цветы, и
шмели, и трава, и колосья…», «У Б.Н. Зайцев
зверя есть гнездо, у птицы есть
Повести и рассказы «Голубая
нора…»
звезда», «Моя жизнь и Диана»,
Рассказы:
«Антоновские «Волки».
яблоки», «Господин из СанФранциско», «Легкое дыхание», И.С. Шмелев
«Темные
аллеи»,
«Чистый Повесть «Человек из ресторана»,
понедельник»
книга «Лето Господне».
И.А. Бунин
М.М. Зощенко*
М. Горький
М. Горький
Пьеса «На дне»
Рассказы:
«Макар
Чудра», В.М. Шукшин*
«Старуха Изергиль», «Челкаш»
В.Г. Распутин*
А.И.Солженицын*
В.П. Астафьев*
А.А. Блок
А.А. Блок
Модернизм конца XIX – ХХ века
Поэма «Двенадцать»
Стихотворения: «В ресторане»,
«Вхожу я в темные храмы…»,
«Девушка пела в церковном
хоре…», «Когда Вы стоите на
моем пути…», «На железной
дороге»,
цикл
«На
поле
Куликовом»,
«Незнакомка»,
«Ночь, улица, фонарь, аптека…»,
«О, весна, без конца и без
краю…»,
«О доблестях, о
подвигах, о славе…», «Она
пришла
с
мороза…»;
«Предчувствую
Тебя.
Года
проходят мимо…», «Рожденные
в года глухие…»,
«Россия»,
«Русь моя, жизнь моя, вместе ль
нам маяться…», «Пушкинскому
Дому», «Скифы»
А.А. Блок
Стихотворения:
«Ветер
принес
издалека…», «Встану я в утро
туманное…», «Грешить бесстыдно,
непробудно…», «Мы встречались с
тобой на закате…», «Пляски осенние,
Осенняя
воля,
Поэты,
«Петроградское
небо
мутилось
дождем…», «Я – Гамлет. Холодеет
кровь», «Я отрок, зажигаю свечи…»,
«Я
пригвожден
к
трактирной
стойке…»
Поэма «Соловьиный сад»
Л.Н. Андреев
Повести и рассказы: «Большой
шлем», «Красный смех», «Рассказ о
семи
повешенных»,
«Иуда
Искариот»,
«Жизнь
Василия
Фивейского».
Пьеса «Жизнь человека»
В.Я. Брюсов
Стихотворения:
«Ассаргадон»,
«Грядущие гунны», «Есть что-то
позорное в мощи природы...»,
«Неколебимой
истине...»,
«Каменщик»,
«Творчество»,
«Родной язык». «Юному поэту», «Я»
К.Д. Бальмонт
Стихотворения: «Безглагольность»,
«Будем как солнце, Забудем о том...»
«Камыши»,
«Слова-хамелеоны»,
«Челн томленья», «Я мечтою ловил
уходящие тени…»,
«Я
–
изысканность
русской
медлительной речи...»
А.А. Ахматова*
О.Э. Мандельштам*
Н.С. Гумилев
Стихотворения: «Андрей Рублев»,
«Жираф», «Заблудившийся трамвай»,
«Из логова змиева», «Капитаны»,
«Мои
читатели»,
«Носорог»,
«Пьяный дервиш», «Пятистопные
ямбы», «Слово», «Слоненок», «У
камина», «Шестое чувство», «Я и
вы»
В.В. Маяковский*
В.В. Хлебников
Стихотворения «Бобэоби пелись
губы…», «Заклятие смехом», «Когда
умирают
кони
–
дышат…»,
«Кузнечик», «Мне мало надо», «Мы
желаем звездам тыкать…», «О
достоевскиймо бегущей тучи…»,
«Сегодня снова я пойду…», «Там, где
жили
свиристели…»,
«Усадьба
ночью, чингисхань…».
М.И. Цветаева*
С.А. Есенин*
В.В. Набоков*
И.Ф. Анненский,
К.Д. Бальмонт,
А.
Белый,
В.Я. Брюсов,
М.А. Волошин,
Н.С. Гумилев,
Н.А. Клюев,
И.
Северянин, Ф.К. Сологуб, В.В.
Хлебников,
В.Ф. Ходасевич
А.А. Ахматова
А.А. Ахматова
Литература советского времени
Поэма «Реквием»
Стихотворения: «Вечером», «Все
расхищено,
предано,
продано…», «Когда в тоске
самоубийства…», «Мне ни к
чему
одические
рати…»,
«Мужество», «Муза» («Когда я
ночью жду ее прихода…».) «Не с
теми я, кто бросил землю…»,
«Песня последней встречи»,
«Сероглазый король», «Сжала
руки под темной вуалью…»,
«Смуглый отрок бродил по
аллеям…»
А.А. Ахматова
«Все
мы
бражники
здесь,
блудницы…», «Перед весной бывают
дни такие…», «Родная земля»,
«Творчество», «Широк и желт
вечерний свет…», «Я научилась
просто, мудро жить…».
«Поэма без героя»
С.А. Есенин
Стихотворения: «Гой ты, Русь
моя родная…», «Да! Теперь
решено. Без возврата…», «До
свиданья,
друг
мой,
до
свиданья!..», «Не жалею, не зову,
не плачу…», «Песнь о собаке»,
«Письмо к женщине», «Письмо
матери», «Собаке Качалова»,
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Я
последний поэт деревни…»
С.А. Есенин
«Клен ты мой опавший…», «Не
бродить,
не
мять
в
кустах
багряных…», «Нивы сжаты, рощи
голы…»,
«Отговорила
роща
золотая…»,
«Мы теперь уходим
понемногу…», «Русь советская»,
«Спит ковыль. Равнина дорогая…»,
«Я обманывать себя не стану…».
Роман в стихах «Анна Снегина».
Поэмы:
«Сорокоуст»,
«Черный
человек»
В.В. Маяковский
Стихотворения: «Адище города»,
«Вам!», «Домой!», «Ода революции»,
«Прозаседавшиеся», «Разговор с
Стихотворения: «А вы могли фининспектором о поэзии», «Уже
бы?», «Левый марш», «Нате!», второй должно быть ты легла…»,
«Необычайное
приключение, «Юбилейное»
бывшее
с
Владимиром
Маяковским летом на даче», Поэма: «Про это»
«Лиличка!»,
«Послушайте!»,
«Сергею Есенину», «Письмо
Татьяне Яковлевой», «Скрипка и
немножко нервно», «Товарищу
Нетте, пароходу и человеку»,
«Хорошее
отношение
к
лошадям»
В.В. Маяковский
Поэма «Облако в штанах»,
«Первое вступление к поэме «Во
весь голос»
М.И. Цветаева
Стихотворения:
«Генералам
двенадцатого
года»,
«Мне
нравится, что вы больны не
мной…»,
«Моим
стихам,
написанным так рано…», «О
сколько их упало в эту
бездну…»,
«О,
слезы
на
глазах…».
«Стихи к Блоку»
(«Имя твое – птица в руке…»),
«Тоска по родине! Давно…»
М.И. Цветаева
Б.Л. Пастернак
О.Э. Мандельштам
Стихотворения:
«Быть
знаменитым некрасиво…», «Во
всем мне хочется дойти…»,
«Гамлет», «Марбург», «Зимняя
ночь», «Февраль. Достать чернил
и плакать!..»
Стихотворения: «Айя-София», «За
гремучую
доблесть
грядущих
веков…», «Лишив меня морей,
разбега и разлета…», «Нет, никогда
ничей я не был современник…»,
«Сумерки свободы», «Я к губам
подношу эту зелень…»
Е.И. Замятин
Стихотворения:
«Все
повторяю
первый стих…», «Идешь, на меня
похожий», «Кто создан из камня…»,
«Откуда такая нежность», «Попытка
ревности»,
«Пригвождена
к
позорному столбу»,
«Расстояние:
версты, мили…»
Очерк «Мой Пушкин»
Роман «Мы»
Б.Л. Пастернак
Стихотворения: «Август», «Давай
ронять слова…», «Единственные
дни», «Красавица моя, вся стать…»,
«Июль», «Любимая – жуть! Когда
любит поэт…», «Любить иных –
тяжелый крест…», «Никого не будет
в доме…», «О, знал бы я, что так
бывает…», «Определение поэзии»,
«Поэзия», «Про эти стихи», «Сестра
моя – жизнь и сегодня в разливе…»,
«Снег идет», «Столетье с лишним –
не вчера…»
М.А. Булгаков
Роман «Доктор Живаго»
Повесть
«Собачье
сердце»
Романы
«Белая
гвардия»,
М.А. Булгаков
«Мастер и Маргарита»
Книга рассказов «Записки юного
врача». Пьесы «Дни Турбиных»,
«Бег», «Кабала святош» («Мольер»),
Рассказы
и
повести:
«В
«Зойкина квартира»
прекрасном и яростном мире»,
«Котлован», «Возвращение»
А.П. Платонов
А.П. Платонов.
М.А. Шолохов
Роман-эпопея «Тихий Дон»
Рассказы
и
повести:
«Река
Потудань», «Сокровенный человек»,
«Мусорный ветер»
М.А. Шолохов
В.В. Набоков
Роман «Поднятая целина».
Рассказы
«Облако,
озеро, Книга рассказов «Донские рассказы»
башня», «Весна в Фиальте»
В.В. Набоков
Романы
Лужина»
«Машенька»,
«Защита
М.М. Зощенко
Рассказы:
«Баня»,
«Жертва
революции»,
«Нервные
люди»,
«Качество
продукции»,
«Аристократка»,
«Прелести
культуры», «Тормоз Вестингауза»,
«Диктофон», «Обезьяний язык»
И.Э. Бабель
Книга рассказов «Конармия»
А.А. Фадеев
Романы
гвардия»
«Разгром»,
«Молодая
И. Ильф, Е. Петров
Романы «12
теленок»
стульев»,
«Золотой
Н.Р. Эрдман
Пьеса «Самоубийца»
А.Н. Островский
Роман «Как закалялась сталь»
А.И. Солженицын
А.И. Солженицын
А.И. Солженицын
Рассказ «Один день Рассказ «Матренин двор»
Ивана Денисовича»
Книга «Архипелаг ГУЛаг»
В.Т. Шаламов
Повесть «Раковый корпус», статья
«Жить не по лжи»
В.Т. Шаламов
Рассказы: «Сгущенное молоко»,
«Татарский мулла и чистый воздух»,
«Васька
Денисов,
похититель
свиней», «Выходной день»
Рассказы: «На представку»,
«Серафим», «Красный крест», В.М. Шукшин
«Тифозный
карантин», Рассказы
«Верую»,
«Крепкий
«Последний
бой
майора мужик», «Сапожки», «Танцующий
Пугачева»
Шива»
Н.А. Заболоцкий
Стихотворения: «В жилищах наших»,
«Вчера, о смерти размышляя…»,
«Где-то в поле, возле Магадана…»,
«Движение», «Ивановы», «Лицо
коня», «Метаморфозы».
«Новый
Быт», «Рыбная лавка», «Искусство»,
«Я не ищу гармонии в природе…»
А.Т. Твардовский
Стихотворения: «В тот день, когда
окончилась война…», «Вся суть в
одном-единственном
завете…»,
«Дробится
рваный
цоколь
монумента...», «О сущем», «Памяти
матери», «Я знаю, никакой моей
вины…»
И.А. Бродский
Стихотворения: «1 января 1965
года», «В деревне Бог живет не по
углам…», «Воротишься на родину.
Ну что ж…», «Осенний крик
ястреба», «Рождественская звезда»,
«То не Муза воды набирает в рот…»
«Я обнял эти плечи и взглянул…»
Нобелевская лекция
Н.М. Рубцов
Стихотворения:
«В
горнице»,
«Видения на холме», «Звезда полей»,
«Зимняя песня», «Привет, Россия,
родина моя!..», «Тихая моя родина!»,
«Русский огонек», «Стихи»
И.А. Бродский
Стихотворения:
«Конец
прекрасной эпохи», «На смерть Проза второй половины ХХ века
Жукова», «На столетие Анны
Ахматовой», «Ни страны, ни Ф.А. Абрамов
погоста…»,
«Рождественский
романс», «Я входил вместо Роман «Братья и сестры»
дикого зверя в клетку…»
Ч.Т. Айтматов
Повести «Пегий пес, бегущий краем
моря», «Белый пароход», «Прощай,
Гюльсары»
В.М. Шукшин
Рассказы
В.П. Аксёнов
«Срезал»,
Повести «Апельсины из Марокко»,
«Забуксовал», «Чудик»
«Затоваренная бочкотара»
В.П. Астафьев
Роман
«Царь-рыба».
Повести:
«Веселый солдат», «Пастух и
пастушка»
В.И. Белов
Повесть «Привычное дело», книга
«Лад»
А.Г. Битов
Книга очерков «Уроки Армении»
В.В. Быков
Повести: «Знак беды», «Обелиск»,
«Сотников»
Б.Л. Васильев
Повести: «А зори здесь тихие», «В
списках не значился», «Завтра была
война»
Г.Н. Владимов
Повесть «Верный Руслан», роман
«Генерал и его армия»
В.Н. Войнович
«Жизнь и необычайные приключения
солдата Ивана Чонкина», «Москва
2042»
В.С. Гроссман
Роман «Жизнь и судьба»
С.Д. Довлатов
Книги
«Зона»,
«Заповедник»
«Чемодан»,
Ю.О. Домбровский
Роман «Факультет ненужных вещей»
Ф.А. Искандер
«Детство Чика», «Сандро из Чегема»,
«Кролики и удавы»
Ю.П. Казаков
Рассказ «Во сне ты горько плакал»
В.Л. Кондратьев
Повесть «Сашка»
Е.И. Носов
Повесть «Усвятские шлемоносцы»
Б.Ш. Окуждава
Повесть «Будь здоров, школяр!»
В.Н. Некрасов
Повесть «В окопах Сталинграда»
В.Г. Распутин
Рассказы и повести: «Деньги для
Марии»,
«Живи
и
помни»,
«Прощание с Матерой».
А.Д. Синявский
Рассказ «Пхенц»
А. и Б. Стругацкие
Романы: «Трудно
«Улитка на склоне»
быть
богом»,
Ю.В. Трифонов
Повесть «Обмен»
В.Ф. Тендряков
Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для
собаки»
Г.Н. Щербакова
Повесть «Вам и не снилось»
Драматургия второй половины ХХ
века:
А.Н. Арбузов
Пьеса «Жестокие игры»
А.В. Вампилов
Пьесы «Старший
охота»
А.М. Володин
Пьеса «Назначение»
сын»,
«Утиная
В.С. Розов
Пьеса «Гнездо глухаря»
М.М. Рощин
Пьеса «Валентин и Валентина»
Поэзия второй половины XX века
Б.А. Ахмадулина
А.А. Вознесенский
В.С. Высоцкий
Е.А. Евтушенко
Ю.П. Кузнецов
А.С. Кушнер
Ю.Д. Левитанский
Л.Н. Мартынов
Вс.Н. Некрасов
Б.Ш. Окуджава
Д.С. Самойлов
Г.В. Сапгир
Б.А. Слуцкий
В.Н. Соколов
В.А. Солоухин
А.А. Тарковский
О.Г. Чухонцев
Современный
процесс
литературный
Б.Акунин
«Азазель»
С. Алексиевич
Книги «У войны не женское лицо»,
«Цинковые мальчики»
Д.Л. Быков
Стихотворения, рассказы, Лекции о
русской литературе
Э.Веркин
Повесть «Облачный полк»
Б.П. Екимов
Повесть «Пиночет»
А.В. Иванов
Романы: «Сердце Пармы», «Золото
бунта»
В.С. Маканин
Рассказ «Кавказский пленный»
В.О. Пелевин
Рассказ «Затворник и Шестипалый»,
книга «Жизнь насекомых»
М. Петросян
Роман «Дом, в котором…»
Л.С. Петрушевская
«Новые робинзоны», «Свой круг»,
«Гигиена»
З. Прилепин
Роман «Санькя»
В.А. Пьецух
«Шкаф»
Д.И. Рубина
Повести: «На солнечной стороне
улицы», «Я и ты под персиковыми
облаками»
О.А. Славникова
Рассказ «Сестры Черепановы»
Роман «2017»
Т.Н. Толстая
Рассказы: «Поэт и муза», «Серафим»,
«На золотом крыльце сидели».
Роман «Кысь»
Л.Е. Улицкая
Рассказы, повесть «Сонечка»
Е.С. Чижова
Роман «Крошки Цахес»
Мировая литература
Г. Аполлинер
Стихотворения
О. Бальзак
Романы
кожа»
«Гобсек»,
«Шагреневая
Г. Белль
Роман «Глазами клоуна»
Ш. Бодлер
Стихотворения
Р. Брэдбери
Роман «451 градус по Фаренгейту»
П. Верлен
Стихотворения
Э. Верхарн
Стихотворения
У. Голдинг
Роман «Повелитель мух»
Ч. Диккенс
«Лавка
древностей»,
«Рождественская история»
Г. Ибсен
Пьеса «Нора»
А. Камю
Повесть «Посторонний»
Ф. Кафка
Рассказ «Превращение»
Х. Ли
Роман «Убить пересмешника»
Г.Г. Маркес
Роман «Сто лет одиночества»
М. Метерлинк
Пьеса «Слепые»
Г. де Мопассан
«Милый друг»
У.С. Моэм
Роман «Театр»
Д. Оруэлл
Роман «1984»
Э.М. Ремарк
Романы «На западном фронте без
перемен», «Три товарища»
А. Рембо
Стихотворения
P.M. Рильке
Стихотворения
Д. Селлинджер
Роман «Над пропастью во ржи»
У. Старк
Повести: «Чудаки и зануды», «Пусть
танцуют белые медведи»
Ф. Стендаль
Роман «Пармская обитель»
Г. Уэллс
Роман «Машина времени»
Г. Флобер
Роман «Мадам Бовари»
О. Хаксли
Роман «О дивный новый мир»,
Э. Хемингуэй
Повесть «Старик и море», роман
«Прощай, оружие»
А. Франк
Книга «Дневник Анны Франк»
Б. Шоу
Пьеса «Пигмалион»
У. Эко
Роман «Имя Розы»
Т.С. Элиот
Стихотворения
Родная (региональная) литература
Данный раздел списка определяется
школой в соответствии с ее
региональной принадлежностью
Литература народов России
Г. Айги, Р. Гамзатов, М. Джалиль,
М. Карим, Д. Кугультинов, К.
Кулиев,
Ю. Рытхэу,
Г. Тукай,
К. Хетагуров, Ю. Шесталов
(предлагаемый список произведений
является примерным и может
варьироваться в разных субъектах
Российской Федерации)
3. Тематическое планирование.
10 класс
Тема блока
Повторение и
систематизация
изученного в 5-9
классах:
Количество
часов
отводимое
на освоение
темы
5
№
урока
Тема урока
1
Русская литература в контексте мировой
культуры.
2
Творчество А. С. Пушкина как образец и норма
новой русской литературы
Лирика М. Ю. Лермонтова: Диалог с
пушкинской традицией
Гоголь в истории русской литературы: от
поэтической прозы – к «поэзии
действительности», от юмора – к пророчеству
«Петербургский текст» в творчестве Н. В.
3
4
5
Литература
критического
реализма XIX века
4
6
7
8
9
И.А. Гончаров
8
10
11
12
13
14
15
16-17
А.Н. Островский
7
18
19
20
21
22
23
24
Вершины русской
лирики 2 пол. 19 в.
Ф.И. Тютчев
1
25
2
26
Гоголя (на примере повести «Невский
проспект»)
Влияние на литературу общественнополитических течений: славянофилы и
западники, либералы и революционные
демократы.
Ведущие журналы и общественно-политическая
борьба в эпоху александровской «оттепели».
Крайние точки зрения на задачи и назначение
искусства: теория чистого искусства и
литература революционного действия.
«Натуральная школа» - течение в русском
критическом реализме в 40-ые гг.
Тенденциозная литература 60-х. Ф.М.
Решетников «Подлиповцы».
Жизнь и творчество писателя.» Обыкновенная
история», «Обломов» как социальнопсихологический роман.
Портрет и характер Обломова: конфликт с
Захаром и роман с халатом
Ольга Ильинская и еѐ роль в романе "Обломов".
Обломов и Штольц: смысл сопоставления.
«Сон Обломова»: ключ к характеру героя .
Русская критика о романе: Н.А. Добролюбов
«Что такое обломовщина?», А.В. Дружинин «"
Обломов". Роман И.А. Гончарова» (фрагменты).
Сочинение "Обломов как русский
национальный тип. Обломов и «обломовщина".
Социально-историческое и вечное в характере
героя».
Личность и творчество (обзор). Комедия «Свои
люди – сочтемся» (фрагменты).
Жанровая природа пьесы «Гроза». Образ города
Калинова.
Кабаниха и Дикой: «Домострой» как идеал
калиновского мира.
Тихон и Борис: сходство и различия образов.
Катерина: истоки характера, конфликт с
«темным царством» и внутренние противоречия.
Писарев «Мотивы русской драмы», А.
Григорьев «После "Грозы" Островского.
Письма к Тургеневу» (фрагменты).
"Бесприданница". Формирование национального
театра.
Традиции и новаторство в русской поэзии.
Развитие русской философской лирики.
Картина мира. "Silentium!" "He то, что мните
вы, природа...", "Умом Россию не понять...",
Нам не дано предугадать...", "Природа - сфинкс.
И тем она верней...", "«Эти бедные селенья…»,
«Наш век».
А.А. Фет.
И.С. Тургенев
27
Любовная лирика Ф.И. Тютчева..
3
28
9
29
30
31
Отражение основных ценностей поэтического
мира в лирике А.Фета.
Любовная лирика А.Фета.
Практическая работа .Анализ текстов.
Обзор жизни и творчества. Романы Тургенева
(обзор: «Рудин», «Накануне»).
32
33
34
35
36
37
38
39
Н.А.Некрасов.
5
40
41
42
43
44
Н.Г. Чернышевский.
3
М.Е.Салтыков –
Щедрин
3
45
46
47
48
49
50
Ф.М. Достоевский
15
51
52
53
Сборник «Записки охотника», «Стихотворения в
прозе».
Роман «Отцы и дети».
Сюжет: противопоставления и конфликты.
Базаров и родители, Базаров и Аркадий, Базаров
и Кирсановы, нигилист и псевдонигилисты
Сюжет: противопоставления и конфликты.
Базаров и родители, Базаров и Аркадий, Базаров
и Кирсановы, нигилист и псевдонигилисты
Отцы и дети: социальный и универсальный
аспекты конфликта
Смысл эпилога романа «Отцы и дети»
Критика о романе: Д.Писарев «Базаров».
Базаров и Россия: было ли в России время
Базаровых? (подготовка к сочинению)
Жизнь и творчество. Лирика Н.А.Некрасова.
Тема «Поэт и Гражданин", "Элегия" ("Пускай
нам говорит изменчивая мода..."), "О Муза! я у
двери гроба...", «Пророк», «Блажен незлобливый
поэт», «Памяти Добролюбова».
«Кому на Руси жить хорошо» — книга жизни
Некрасова: незавершенность текста и проблема
композиции поэмы-эпопеи
Фольклорные и исторические истоки основной
коллизии и сюжета поэмы. Образ большой
дороги и роль массовых сцен. Пореформенная
Русь в изображении Некрасова
Центральные персонажи поэмы: Ермил Гирин,
Матрена Тимофеевна, Савелий — «богатырь
святорусский», Гриша Добросклонов. Варианты
финала поэмы.
Обзор жизни.Роман « Что делать?»
Роман «Что делать?» как социальная утопия.
Роман «Что делать?» как социальная утопия.
Обзор жизни и творчества.Своеобразие
щедринских сказок.
"История одного города" (обзорное изучение).
Утопия и антиутопия в литературе.
Реальное и фантастическое в романе «История
одного города»
Обзор
жизни
и
творчества.
Роман
«Преступление и наказание»
«Преступление и наказание»: специфика
сюжета, системы персонажей, пространства и
времени
Форма повествования. Герой и автор в романе
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
Н.С. Лесков.
3
Л.Н. Толстой.
18
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
Экспериментальная поэтика Достоевского: роль
криминального сюжета, персонажи -двойники,
сны и галлюцинации героев, парадоксальный
психологизм.
Экспериментальная поэтика Достоевского: роль
криминального сюжета, персонажи -двойники,
сны и галлюцинации героев, парадоксальный
психологизм.
Образ Петербурга: роман как продолжение
петербургской темы
«Униженные и оскорбленные» в романе. Судьба
семейства Мармеладовых.
Теория Раскольникова: арифметика и алгебра.
Теория Раскольникова и жизнь.
Идеологические поединки. Раскольников и Соня
Мармеладова. Раскольников и Свидригайлов.
Раскольников и Порфирий Петрович.
Идеологические поединки. Раскольников и Соня
Мармеладова. Раскольников и Свидригайлов.
Раскольников и Порфирий Петрович.
Роль Евангелия и евангельских мотивов в
«Преступлении и наказании»
Признание и преображение героя. Смысл
эпилога и открытого финала
Критика о романе: Н. Страхов «Преступление и
наказание» (фрагменты).
Достоевский — создатель идеологического
(философского, полифонического) романа
(подготовка к сочинению).
Роман «Братья Карамазовы» (фрагмент).
Рассказ «Леди Макбет Мценского уезда».
Рассказ « Очарованный странник
Русский национальный характер .Праведники.
Личность и творчество. Особенности реализма
Толстого. Путь его духовных исканий.
На пути к «Войне и миру»
Мысль семейная» в творчестве Толстого
«Война и мир» . Жанровая природа романа эпопеи.
Поэтика заглавия романа
Семейный генотип в романе: Ростовы,
Болконские, Друбецкие
Семейный генотип в романе: Ростовы,
Болконские, Друбецкие
Эволюция Андрея Болконского (живая мысль)
Эволюция Андрея Болконского (живая мысль)
Эволюция Пьера Безухова (живая душа)
Эволюция Наташи Ростовой (живая жизнь)
Эволюция Наташи Ростовой (живая жизнь)
Способы характеристики персонажей: роль
пейзажа, портрета, художественной детали,
внутреннего монолога. Сны героев и их
художественная функция.
82
83
84
85
86
А.П. Чехов
12
87
88-89
90
91-93
94
95
96
97
98
Развитие реализма в
западноевропейской
литературе 19 в.
4
99-101
102
Обобщение
изученного в курсе
10 класса.
3
103
104105
Итого
105
Тема блока
Количество
часов
отводимое
на освоение
темы
Главные и второстепенные герои: «диалектика
души» и «диалектика поведения».
Роль войны 1812 года. Кутузов и Наполеон.
Мысль народная» в эпопее.
Толстовская философия истории
Смысл эпилога и открытого финала. Подготовка
к сочинению
Личность и творчество А.П. Чехова. Рассказы:
«Попрыгунья», «Палата №6", "Дом с
мезонином",
Чеховский человек в сюжете падения («Ионыч»,
«Человек в футляре»,» Крыжовник»
Спор о чеховском пессимизме. «Студент» как
«любимый рассказ»
Формула чеховского мира. О любви", "Дама с
собачкой", «Рассказ старшего садовника»,
«Скрипка Ротшильда».
Жанровая природа чеховской драмы: новый тип
конфликта, сюжета, диалога («Вишневый сад»,»
Чайка»
«Вишневый сад»: индивидуально-авторское
понимание «комедии». 100 Конфликт:
социальное и
Конфликт: социальное и общечеловеческое. Два
сюжета комедии: внешний и внутренний.
Основные персонажи комедии Чехова:
социальные роли и общая драма; смех и слезы;
принцип двойников — деловые люди и
недотепы, слуги и господа
Пространственно - временные образы и главные
символы драмы: гибель «прекрасного» как
особенность новой эпохи.
Развитие реализма в западноевропейской
литературе 19 в. Мериме «Кармен», Бальзак
«Эжени Гранде», Г.Флобер «Госпожа Бовари»,
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея».
Рождение модернизма. Поэзия Ш. Бодлера, П.
Верлена, А. Рембо.
Нравственные уроки русской литературы.
Понимание свободы как ответственности за
совершенный выбор
Проблема судьбы, веры и безверия, смысла
жизни и тайны смерти. Выявление опасности
своеволия и прагматизма
11 класс
№
урока
Тема урока
Эпоха и литература
России рубежа 19 –
20 вв.
Литературные
течения модернизма.
2
1-2
Своеобразие русской литературы рубежа 19 – 20
вв.
11
3
Русский модернизм в литературе. Литературные
течения модернизма.
Отражение идейно-эстетических принципов и
философских основ символизма в русской
литературе нач. 20 в.
Акмеизм. Эстетические принципы акмеизма и
его представители.
Творческое развитие принципов акмеизма в
творчестве А.А. Ахматовой.
Футуризм в русской литературе начала 20в.
Анализ стихотворения. Творческая работа
(сочинение)
Своеобразие развития реализма в русской
литературе.
4-5
6-7
8-9
10-11
12-13
Развитие русского
реализма на рубеже
веков.
16
14
15-16
17
18
19-20
21
22-24
25
26
27
Публицистика
первых лет
революции
А.А. Блок
28
Своеобразие жанра и стиля в рассказах
М.Горького цикла «По Руси».
1
29
30
А.М. Горький . Творческая работа (сочинение).
Публицистика М.Горького.
6
31
Творческий путь А. Блока. Темы, идеи,
стилистика произведений
Судьба Любви и Красоты в «страшном мире»
А.Блока.
Личность и художественный мир А.Блока.
32-33
34
С.А. Есенин
В.В.Маяковский
Тема любви в творчестве А.И.Куприна.
Философичность и тонкий лиризм поэзии
И.А.Бунина. Пейзажная лирика поэта.
Кризис цивилизации в рассказе И.А.Бунина
«Господин из Сан-Франциско».
Лиризм прозы И.Бунина.
Идейно-художественное своеобразие рассказов
Л. Андреева.
Романтизм раннего творчества М. Горького.
Философский аспект драмы «На дне».
Трагические судьбы людей в пьесе «На дне»
Спор о правде на страницах пьесы Горького «На
дне».
4
5
35-36
37
38
39-40
41
42
Поэма «Двенадцать» как эпиграф столетия.
Жизнь и творчество С.А.Есенина.
С.А.Есенин. Личность и судьба поэта.
Поэтический мир С.А.Есенина.
Образ России в творчестве С.А.Есенина.
В.В. Маяковский. Личность и судьба поэта.
Герой и Мир в ранней лирике В.Маяковского.
М.И. Цветаева
2
Литературный
процесс 20-х гг.
9
43
44
45
46
47
48
49-50
51-52
53
54-56
Литература русского
зарубежья.
Русская литература
30-х-40-х гг.
2
57
17
58
59
60
61
62
63-65
66
67
68
69
70
71
72
73-74
75
76
77
Поэма «Облако в штанах».
Тема Революции в лирике В.Маяковского.
Тема любви в лирике и поэмах В.Маяковского.
М.И. Цветаева. Личность и судьба поэта.
Своеобразие поэтического стиля и языка М.И.
Цветаевой.
Полифония. Литературные группы. Основные
темы.
Тема гражданской войны в произведениях
А.Фадеева.
Тема гражданской войны в рассказах И.Бабель.
Тема будущего в литературе 20-х гг. Личность и
судьба писателя Е.И. Замятина.
Е.И. Замятин.Роман-антиутопия
«Мы».Развернутый письменный ответ на
проблемный вопрос.
И.С. Шмелев «Лето Господне».
В.В. Набоков «Приглашение на казнь».
Особенности
развитие
реалистической
литературы, ее основные темы и герои.
Личность и судьба писателя А.П. Платонова.
Отражение идей А.П.Платонова в повести
«Котлован».
Личность и судьба М.А.Булгакова.
Специфика сатиры М.А.Булгакова. Повесть
«Собачье сердце».
Идейно – художественное своеобразие
романа«Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова.
Философско – этическая проблематика романа
«Мастер и Маргарита».
Проблема нравственного выбора в романе
«Мастер и Маргарита».
Проблема творчества и судьбы художника в
романе «Мастер и Маргарита».
Библейские мотивы и образы в романе «Мастер
и Маргарита».
Личность и судьба писателя М.А. Шолохова.
Обзор творчества.
Отражение Гражданской войны в
художественном мире романа-эпопеи «Тихий
Дон».
Путь Григория Мелехова как поиск правды
жизни в романе-эпопеи «Тихий Дон».
Философская направленность лирики
Б.Л.Пастернака.
Единство трагедии народа и поэзии А.А.
Ахматовой. Поэма «Реквием».
Великая
Отечественная
война
и
ее
художественное
осмысление
в
русской
литературе. Лирика и публицистика. А.
Твардовский.
78-79
Тема Великой
Отечественной
войны в литературе
7
80
81
82
Литературный
процесс во второй
половине ХХ в.
10
83-84
85
86
87
88
89
90
91
92
Драматургия второй
половины ХХ века
1
93
Литература народов
России
1
94
Стихотворения поэтов, прошедших Великую
Отечественную войну (Д.Самойлов, К.
Симонов, О. Берггольц, П.Коган).
Лейтенантская проза. В. Кондратьев «Сашка».
Отражение величие подвига Б.Васильев «В
списках не значился».
Трагическая судьба простого человека в
произведениях В.Астафьева.
Новое понимание русской истории. Влияние
"оттепели" 60-х годов на развитие литературы.
Литературно-художественные журналы, их
место в общественном сознании. "Лагерная"
тема. "Деревенская" проза. Постановка острых
нравственных и социальных проблем (человек и
природа, проблема исторической памяти,
ответственность человека за свои поступки,
человек на войне). Обращение к народному
сознанию в поисках нравственного идеала в
русской литературе. Поэтические искания.
Развитие традиционных тем русской лирики
(темы любви, гражданского служения, единства
человека и природы).
Личность и художественный мир А.И.
Солженицына. «Архипелаг ГУЛАГ»
(фрагменты).
Своеобразие раскрытия лагерной темы в
повести «Один день Ивана Денисовича» А. И.
Солженицына.
А. И. Солженицын.
«Матренин двор»:
праведники земли русской.
Личность и судьба писателя В.Т. Шаламова.
«Колымские рассказы».
Отражение человека в условиях тоталитарного
режима в произведениях В.Т. Шаламова.
В.Т.Шаламов Творческая работа (сочинение)
Жизнь и творчество В.Шушина.Новаторство в
рассказах В.Шушина.
Поэзия 2 половины ХХ века (обзор).
Стихи
Н.
Рубцов,
В.
Высоцкого
А.Вознесенского,
Р.Рождественского,
И.
Бродского
Проблематика, основной конфликт и система
образов в пьесе А.В. Вампилова «Утиная охота».
Литература народов России (обзор). Поэзия.
Отражение в национальных литературах общих
и специфических духовно-нравственных и
социальных проблем.
Произведения писателей - представителей
народов России как источник знаний о культуре,
нравах и обычаях разных народов, населяющих
Развитие мирового
литературного
процесса в ХХ веке.
4
95
96
97
98
Основные
тенденции
современного
литературного
процесса.
4
99
100
101
102
Итого
многонациональную
Россию.
Переводы
произведений национальных писателей на
русский язык. Плодотворное творческое
взаимодействие
русской
литературы
и
литературы других народов России в обращении
к общенародной проблематике.
Развитие мирового литературного процесса в
ХХ веке. Модернизм и авангардизм. «Отцы
модернизма» - М.Пруст, Дж.Джойс, Ф Кафка.
Литература
«потерянного
поколения»
(Э.Хемингуэй, «Прощай, оружие!» или Э.-М.
Ремарк «На западном фронте без перемен»).
Философия экзистенциализма и ее отражение в
произведении Д.Сэлинджера «Над пропастью во
ржи».
Массовая и элитарная литература. Литература
жанровая и нежанровая. Современные
тенденции в мировой литературе.
Основные
тенденции
современного
литературного процесса. Л. Петрушевская
«Свой круг».
Проблематика
«Цинковых
мальчиков».
С.Алексиевич.
Многозначность романа «Тобол» А.Иванова
Новый взгляд на исторический роман.
Основные
тенденции
современного
литературного процесса. Стихотворения
Д.
Пригова.
102
Тематическое планирование
10 класс
Тема блока
1 четверть
Введение. Эпоха и
литература.
Количество
часов,
отводимое на
освоение темы
№
урока
Тема урока
5
1
Общественно-политическая и культурная
ситуация в России в сер. 19 в.
Русская литература в контексте мировой
культуры. Основные темы и проблемы русской
литературы XIX в.
2-5
Творчество А. С. Пушкина как образец и норма
новой
русской
литературы.
Жанровое
своеобразие поэмы А. С. Пушкина «Медный
всадник». Лирика М. Ю. Лермонтова: Диалог с
пушкинской традицией. Гоголь в истории
русской литературы: от поэтической прозы – к
Литература
критического
реализма XIX века
4
6-9
И.А. Гончаров.
Жизнь и творчество.
Роман «Обломов».
8
10
12-13
14-17
А.Н. Островский.
Островский и театр.
Драмы «Гроза» и
«Бесприданница».
7
18-24
Вершины русской
лирики второй
половины XIX в.
6
25-30
«поэзии действительности», от юмора – к
пророчеству. «Петербургский текст» в творчестве
Н. В. Гоголя (на примере повести «Невский
проспект»).
Ведущие журналы и общественно-политическая
борьба в эпоху александровской «оттепели». Роль
литературной
критики
в
общественнокультурном развитии России.
Пр.р.: Журнал «Современник» - трибуна
революционной демократии. Журналистика 50 70-х гг. XIX века.
Критический
реализм
–
магистральное
направление в литературе и искусстве во 2 пол.
19 в. «Натуральная школа» - течение в русском
критическом реализме в 40-ые гг.
Пр.р.:
Тенденциозная
литература
60-х.
Ф.М.Решетников «Подлиповцы».
Роман – ведущий жанр. Изменения в жанре
романа в сер. 19 в. Создание классических
образцов русского романа, получивших мировое
признание. Аналитический характер русской
прозы, ее социальная острота и философская
глубина.
И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Романы
Гончарова. Роман "Обломов".
И.А. Гончаров.
Идейно-художественные особенности романа
«Обломов».
И.А. Гончаров
Роман Гончарова в русской критике и
общественной мысли. Н.А. Добролюбов «Что
такое обломовщина?», А.В. Дружинин «"
Обломов". Роман И.А. Гончарова» (фрагменты).
Сочинение - анализ образа.
А.Н. Островский. Личность и творчество
(обзор). Формирование национального театра.
Комедия «Свои люди – сочтемся». Комедия
«Лес» (обзор).
Драма «Гроза»: идейно-художественное
содержание.
Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.К. Толстой
Роль романтической лирики в развитии
психологизма; формирование в ней
символической образности. Особенности
поэтического слова в романтической лирике.
Традиции и новаторство в русской поэзии.
Развитие русской философской лирики.
Ф.И. Тютчев. Стихотворения: "Silentium!", "He
то, что мните вы, природа...", "Умом Россию не
понять...", "О, как убийственно мы любим...",
"Нам не дано предугадать...", "Природа - сфинкс.
И тем она верней...", "К. Б." ("Я встретил вас - и
все былое..."), «Как хорошо ты, о море
ночное…», «День и ночь», «Два единства», «О
вещая душа моя…», «Над этой темною
толпой…», «Эти бедные селенья…», «Наш век».
А.А. Фет. Стихотворения: "Это утро, радость
эта...", "Шепот, робкое дыханье...", "Сияла ночь.
Луной был полон сад. Лежали...", "Еще майская
ночь", «Майская ночь…», «Еще люблю, еще
томлюсь…», «Какая грусть! Конец аллеи…», «На
кресле, отваляясь…», «Только в мире и есть…».
Сочинение (анализ стихотворения)
2 четверть
И.С.Тургенев.
Жизнь и творчество.
Роман «Отцы и
дети».
9
31-33
34
35-39
Н.А. Некрасов.
Жизнь и творчество.
Лирика. Поэма
«Кому на Руси жить
хорошо».
5
40-41
42
44
Н.Г. Чернышевский.
Роман «Что делать?»
М.Е. СалтыковЩедрин. «История
одного города».
3 четверть
Ф.М. Достоевский.
Жизнь и творчество.
Роман
«Преступление и
наказание».
3
45-47
3
48-50
15
51
Ф.М. Достоевский. Обзор жизни и творчества.
Очерк «Пушкин».
52-53
64-65
Идейно-художественный смысл романа
«Преступление и наказание»
Идейно-художественный смысл романа
«Преступление и наказание»
Идейно-художественный смысл романа
«Преступление и наказание»
Идейно-художественный смысл романа
«Преступление и наказание». Критика о романе:
Н. Страхов «Преступление и наказание»
(фрагменты).
Сочинение по роману Достоевского
66-68
Н.С. Лесков. Рассказ «Леди Макбет Мценского
54-55
56-58
59-63
Н.С. Лесков. Обзор
И.С. Тургенев. Обзор жизни и творчества.
Романы Тургенева.
Сборник «Записки охотника», «Стихотворения в
прозе».
Идейно-художественные особенности романа
«Отцы и дети».
Идейно-художественные особенности романа
«Отцы и дети».
Критика о романе: Д.Писарев «Базаров».
Сочинение
Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. Лирика.
Стихотворения: "В дороге", "Вчерашний день,
часу в шестом...", "Мы с тобой бестолковые
люди...", "Поэт и Гражданин", "Элегия" ("Пускай
нам говорит изменчивая мода..."), "О Муза! я у
двери гроба...", «Колыбельная песня», «Родина»,
«Тишина», «Еду ли ночью…», «Пророк».
Идейно-художественные особенности поэмы
«Кому на Руси жить хорошо».
Идейно-художественные особенности поэмы
«Кому на Руси жить хорошо».
Сочинение
Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» как
социальная утопия.
М.Е.Салтыков – Щедрин. "История одного
города" (обзорное изучение). Утопия и
антиутопия в литературе.
Зачет: публичная дискуссия.
3
творчества.
Л.Н. Толстой. Жизнь
и творчество.
Духовные искания
Толстого. Романэпопея «Война и
мир».
8
69-70
71-72
73-74
75-76
4 четверть
Л.Н. Толстой. Романэпопея «Война и
мир» (продолжение).
10
77-78
79-83
84-86
А.П. Чехов. Жизнь и
творчество.
Рассказы. Пьесы
«Чайка»,
«Вишневый сад».
12
87-92
92-98
Развитие реализма в
западноевропейской
литературе 19 в.
4
99-101
102
Обобщение по курсу
10 класса.
3
103-105
уезда».
Л.Н. Толстой (21 ч.)
Личность и творчество. Особенности реализма
Толстого.
Путь его духовных исканий. На пути к «Войне и
миру» («Детство», «Севастопольские
рассказы»), «мысль семейная» в творчестве
Толстого («Анна Каренина», «Власть тьмы»).
Идейно-художественный анализ романа «Война и
мир»
Идейно-художественный анализ романа «Война и
мир»
Идейно-художественный анализ романа «Война и
мир»
Идейно-художественный анализ романа «Война и
мир»
Идейно-художественный анализ романа «Война и
мир»
Сочинение по роману
А.П. Чехов (9 ч.) Личность и творчество.
Рассказы: «Попрыгунья», «Палата № 6»,
"Студент", "Дом с мезонином", "Ионыч", "Дама
с собачкой", «Рассказ старшего садовника»,
«Скрипка Ротшильда».
Пьесы: «Чайка», «Вишневый сад»
Сочинение-миниатюра (развернутый ответ на
проблемный вопрос)
Единство
и
многообразие
мирового
литературного
процесса.
Взаимодействие
зарубежной и русской литературы, отражение в
них "вечных" проблем бытия. Острые социальнонравственные проблемы и гуманистическая
тематика произведений европейской литературы.
Проблемы самопознания, выбора жизненного
идеала и жизненного пути.
Развитие реализма в западноевропейской
литературе 19 в. Мериме «Кармен», Бальзак
«Эжени Гранде», Г.Флобер «Госпожа Бовари».
Художественные искания писателей XIX - XX
вв. Влияние зарубежной литературы на русскую
литературу XIX - XX в. Обращение писателей к
парадоксам бытия, взаимодействие реального и
фантастического, истории и мифа. Тема
молодежи в зарубежной литературе. О. Уайльд
«Портрет Дориана Грея».
Рождение модернизма. Поэзия Ш. Бодлера, П.
Верлена, А. Рембо.
Нравственные уроки русской литературы.
Проблема судьбы, веры и безверия, смысла
жизни и тайны смерти. Выявление опасности
своеволия и прагматизма. Понимание свободы
как ответственности за совершенный выбор. Идея
нравственного самосовершенствования. Споры о
путях улучшения мира: революция или эволюция
и духовное возрождение человека. Проблема
счастья и общественного служения. Образ
русской женщины. Возвышенное и трагическое
звучание темы любви.
Демократизация
русской
литературы.
Размышления о народе и ответственности перед
ним. Отражение картин народной жизни,
традиций, быта.
Сатира в литературе второй половины XIX в.,
формы ее выражения. Историзм и психологизм.
Расцвет малых прозаических форм в последние
десятилетия XIX века.
Формирование и развитие литературного языка.
Классическая русская литература и ее мировое
признание. Зачет
ИТОГО
105 ч.
11 класс
Тема блока
Эпоха и литература
России рубежа 19 – 20
вв.
Литературные
течения модернизма.
Количество
№
Тема урока
часов
урока
отводимое
на
освоение
темы
2
1-2
Эпоха и литература России рубежа 19 – 20 вв.
Традиции и новаторство в русской литературе на
рубеже XIX - XX веков. Новые литературные
течения. Поиски и эксперименты. Усложнение
картины мира. Отношение к традициям.
11
3
Трагические события начала века и их отражение в
русской литературе. Конфликт человека и эпохи.
Литературные течения модернизма.
4-5
Идейно-эстетические принципы и философские
основы символизма. Манифесты символистов:
Д.Мережковский «О причинах упадка и о новых
течениях современной русской литературы»; К.
Бальмонт «Элементарные слова о символической
поэзии»; В. Брюсов «Ключи тайн» (отрывки).
Поэты-символисты. В. Соловьев «В тумане
утреннем неверными шагами…». В. Брюсов
«Юному поэту», «Хвала человеку», «Сонет к
форме», «Творчество». К. Бальмонт. «Песня без
слов», «Безглагольность», «Я мечтою ловил
уходящие тени…», «Камыши».
А. Белый
«Отчаянье», «Родине».
6-7
Идейно-эстетические принципы акмеизма. «Цех
поэтов». Н. Гумилев «Жираф», «Заблудившийся
трамвай», О. Мандельштам «Бессонница. Гомер.
Тугие паруса…», «Петербургские строфы»,
«Домби и сын», «За гремучую доблесть грядущих
веков…», «Я вернулся в мой город…»,
«Декабрист».
8-9
10-11
12-13
Развитие русского
реализма на рубеже
веков.
16
14
25
А.И. Куприн. «Гранатовый браслет». Тема любви
в прозе А.И.Куприна.
И.А. Бунин. Личность и судьба поэта.
Стихотворения «Последний шмель»,
«Одиночество», «Свет незакатный», «Слово», «У
птицы есть гнездо, у зверя есть нора…».
Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе
«Господин из Сан-Франциско».
Лирическая проза И.Бунина «Солнечный удар»,
«Митина любовь», «Темные аллеи», «Антоновские
яблоки», «Чистый понедельник».
Л. Андреев. «Иуда Искариот», «Рассказ о семи
повешенных».
Библейские мотивы в творчестве русских
писателей рубежа веков.
А.М. Горький. Личность и судьба писателя. Раннее
романтическое творчество. «Челкаш», «Старуха
Изергиль»
Социально-философская драма «На дне».
26
Пьеса «На дне». Трагические судьбы людей
27
Пьеса «На дне». Лука и Сатин. Спор о правде.
28
А.М. Горький. Рассказы из цикла «По Руси»
(«Рождение человека», «Светло-серое с голубым»,
«Страсти-мордасти»).
А.М. Горький Творческая работа (сочинение).
15-16
17
18
19-20
21
22-24
29
Публицистика первых
лет революции
А.А. Блок
А.А. Ахматова. Поэтический мир. «Песня
последней встречи», «Сжала руки под темной
вуалью…», «Перед весной бывают дни такие…»,
«Ты знаешь, я томлюсь в неволе…», «Мне ни к
чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал
утешно…», «Заплаканная осень, как вдова…»,
«Родная земля».
Идейно-эстетические принципы футуризма.
Манифест «Пощечина общественному вкусу».
Футуристы. В. Хлебников «К портрету». И.
Северянин «Синематограф», «Поэза вне
абонемента», «Кензель», «Увертюра», «Родник».
Анализ стихотворения. Творческая работа
(сочинение)
Развитие русского реализма на рубеже веков.
1
30
6
31
32-33
М.Горький «Несвоевременные мысли», И.А.
Бунин. «Окаянные дни».
А. Блок. Личность и художественный мир. «Стихи
о Прекрасной Даме».
Судьба Любви и Красоты в «страшном мире».
«Незнакомка», «В ресторане», «О доблестях, о
подвигах, о славе…», «На железной дороге».
34
35-36
С.А. Есенин
4
37
С.А.Есенин. Личность и судьба поэта.
38
Поэтический мир. «Не бродить, не мять в кустах
багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…»,
«Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо
матери», «Лисица».
Образ России. «Гой ты, Русь, моя родная…»,
«Выткался на озере…», «О темном вечере
задумалась дорога…», «Шаганэ ты моя,
Шаганэ…», «Запели тесаные дроги…»,
Образ России. «Русь советская», «Неуютная
жидкая лунность…», «Спит ковыль. Равнина
дорогая…».
В.В. Маяковский. Личность и судьба поэта.
39
40
В.В.Маяковский
5
41
42
43
44
45
М.И. Цветаева
Литературный
процесс 20-х гг.
2
9
А. Блок. Личность и судьба поэта. Тема России.
«Осенняя воля», цикл «На поле Куликовом»,
«Русь», «Россия», «Я не предал белое знамя…»,
«Ночь, улица, фонарь, аптека…».
Поэма «Двенадцать» как эпиграф столетия.
46
Герой и Мир в ранней лирике Маяковского.
«Нате!», «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Ко
всему», «Дешевая распродажа», «Скрипка и
немножко нервно, «Мама и убитый немцами
вечер».
Поэма «Облако в штанах».
Тема Революции в лирике Маяковского. «Ода
революции», «Левый марш», «Хорошее отношение
к лошадям», сатирические стихи
«Прозаседавшие», «О дряни».
Тема любви в лирике и поэмах. «Лилечка!»,
«Татьяне Яковлевой», поэма «Про это».
М.И. Цветаева. Личность и судьба поэта.
47
М.И. Цветаева. Поэтический мир и героиня. «Моим
стихам, написанным так рано…», «Поэт – издалека
заводит речь…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из
камня, кто создан из глины…», «Рас-стояние: версты,
мили…», «Тоска по родине! Давно…», «Родина
48
Полифония. Литературные группы. Основные
темы.
Тема гражданской войны. А.Фадеев. «Разгром».
Проблематика и идейно-художественное
своеобразие. Спор о гуманизме в романе.
Тема гражданской войны. И.Бабель. «Конармия».
Психология человека
в эпоху революции и
Гражданской
войны.
Своеобразие
формы
повествования в рассказах.
Тема будущего в литературе 20-х гг. Е.И. Замятин.
Личность и судьба писателя.
Роман-антиутопия «Мы».
49-50
51-52
53
54-55
57
Е.И. Замятин. Роман-антиутопия «Мы».
Развернутый письменный ответ на проблемный
вопрос.
И.С. Шмелев. «Лето Господне».
58
В.В. Набоков. «Приглашение на казнь».
59
Развитие реалистической литературы, ее основные
темы и герои. "Социалистический реализм" в
литературе советского периода. Государственное
регулирование и творческая свобода в советской
литературе. Художественная объективность и
тенденциозность в освещении исторических
событий. Сатира в литературе. Проблема
"художник и власть".
А.П. Платонов. Личность и судьба писателя.
Повесть «Котлован».
Повесть «Котлован».
56
Литература русского
зарубежья.
Русская литература
30-х-40-х гг.
2
17
60
61
62
63-65
66
67
68
69
70
71
72
73-74
75
76
77
М.А. Булгаков. Личность и судьба писателя. Обзор
творчества.
Специфика сатиры М.А.Булгакова Повесть
«Собачье сердце».
Р М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».
История создания, своеобразие жанра.
М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».Три
мира в романе.
М.А. Булгаков. Роман «Мастер и
Маргарита».Проблема нравственного выбора.
М.А. Булгаков. Роман «Мастер и
Маргарита».Проблема творчества и судьбы
художника в романе.
М.А. Булгаков. Роман «Мастер и
Маргарита».Библейские мотивы и образы в
романе.
М.А. Шолохов. Личность и судьба писателя. Обзор
творчества. Роман-эпопея «Тихий Дон».
М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий
Дон».Изображение гражданской войны как
общенародной трагедии.
М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон».Путь
Григория Мелехова как поиск правды жизни.
Б.Л. Пастернак. Стихотворения «Светает»,
«Февраль. Достать чернил и плакать…»,
«Определение поэзии», «Во всем мне хочется
дойти до самой сути…», «На ранних поездах»,
«Снег идет», «Гамлет», «Ночь».
А.А. Ахматова. Поэма «Реквием».Тема народного
страдания и скорби.
Великая Отечественная война и ее художественное
осмысление в русской литературе. Лирика и
публицистика. А. Твардовский. Стихотворения
«Вся суть в одном-единственном завете…»,
78-79
Тема Великой
Отечественной войны
в литературе
7
80
81
82
Литературный
процесс во второй
половине ХХ в.
10
83-84
85
86
87
88
89
90
91
92
«Памяти матери», «Я знаю: никакой моей
вины…», «Я убит подо Ржевом…», «Дробится
рваный цоколь монумента…», «Признание».
Стихотворения поэтов, прошедших Великую
Отечественную войну Д.Самойлов, К. Симонов,
О. Берггольц, П.Коган.
Лейтенантская проза. В. Кондратьев.
«Сашка».Изображение суровой правды войны.
Б.Васильев «В списках не значился». Величие
подвига.
В.Астафьев «Пролетный гусь». Трагическая
судьба простого человека.
Новое понимание русской истории. Влияние
"оттепели" 60-х годов на развитие литературы.
Литературно-художественные журналы, их место
в общественном сознании. "Лагерная" тема.
"Деревенская"
проза.
Постановка
острых
нравственных и социальных проблем (человек и
природа,
проблема
исторической
памяти,
ответственность человека за свои поступки,
человек на войне). Обращение к народному
сознанию в поисках нравственного идеала в
русской литературе. Поэтические искания.
Развитие традиционных тем русской лирики (темы
любви, гражданского служения, единства человека
и природы).
А. И. Солженицын. Жизнь и судьба писателя.
«Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты).
А. И. Солженицын. «Один день Ивана
Денисовича» Своеобразие раскрытия лагерной
темы.
А. И. Солженицын.
«Матренин двор»:
праведники земли русской.
В.Т. Шаламов. Личность и судьба писателя.
«Колымские рассказы».
В.Т. Шаламов. «Колымские рассказы» («На
представку», «Последний бой майора Пугачева»,
«Тифозный карантин»).Человек в условиях
тоталитарного режима.
В.Т.Шаламов Творческая работа (сочинение)
В.М. Шукшин. Личность и творчество. Рассказы
«Дядя Ермолай», «Чудик», «Обида», «Верую!»,
«Срезал», «Крепкий мужик», «Сураз», «Алеша
Бесконвойный», «Думы».
Поэзия 2 половины ХХ века (обзор).
Стихи Н. Рубцова «В горнице», «Я люблю судьбу
свою» Стихи Б. Окуджавы «Король», «Молитва
Франсуа Вийона»,
В. Высоцкого «Дом», «Кони привередливые»,
А.Вознесенский, Р.Рождественский. Стихи И.
Бродского «Стансы», «Примечания папоротника»,
«Памяти Ахматовой». Цикл «Часть речи».
Драматургия второй
половины ХХ века
Литература народов
России
1
93
А.В. Вампилов. «Утиная охота».
1
94
Развитие мирового
литературного
процесса в ХХ веке.
4
95
Литература народов России (обзор). Поэзия.
Отражение в национальных литературах общих и
специфических
духовно-нравственных
и
социальных проблем.
Произведения писателей - представителей народов
России как источник знаний о культуре, нравах и
обычаях
разных
народов,
населяющих
многонациональную
Россию.
Переводы
произведений национальных писателей на русский
язык. Плодотворное творческое взаимодействие
русской литературы и литературы других народов
России
в
обращении
к
общенародной
проблематике.К. Кулиев. «Растет ребенок плача –
есть пословица…», «Хлеб и книга», «Не ради
славы пишут кровью…»Р.Гамзатов. «Журавли»,
«Идущий за мною вслед», «Покуда вертится
земля…»
Развитие мирового литературного процесса в ХХ
веке. Модернизм и авангардизм.
«Отцы
модернизма» - М.Пруст, Дж.Джойс, Ф Кафка. Роль
притчи в творчестве писателей ХХ в. Ф.Кафка,
«Превращение»: абсурдное и реальное. Стихи
Г.Аполлинера, Т.-С. Элиота.
Литература
«потерянного
поколения»
(Э.Хемингуэй, «Прощай, оружие!» или Э.-М.
Ремарк «На западном фронте без перемен»).
Философия экзистенциализма и ее отражение в
литературе. Д.Сэлинджер «Над пропастью во
ржи».
Массовая и элитарная литература. Литература
жанровая и нежанровая. Современные тенденции в
мировой литературе.
Основные тенденции современного литературного
процесса.
Л. Петрушевская «Свой круг».
96
97
98
Основные тенденции
современного
литературного
процесса.
4
99
100
С.Алексиевич «Цинковые мальчики».
101
А.Иванов «Тобол».Новый взгляд на исторический
роман.
Основные тенденции современного литературного
процесса.Стихотворения Д. Пригова.
102
Итого
102