Программа воспитания ДОО

Российская Федерация
Департамент образования
Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение −
средняя общеобразовательная школа № 31
Приложение
к ООП ДОО МАОУ-СОШ № 31
Приказ № 02-од/22 от 19.08.2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МАОУ-СОШ 31

Екатеринбург, 2022

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания (далее – Программа воспитания) составлена на основе
требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования.
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности дошкольника предполагает
преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего
образования.
Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы
дошкольного образования (далее - ДО). В связи с этим структура Программы воспитания включает
три раздела - целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается
обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде»1.
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который
понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке. В
основе процесса воспитания детей в ДОО лежат конституционные и национальные ценности
российского общества.
Целевые ориентиры - возрастные характеристики возможных достижений ребенка,
которые
коррелируют с портретом выпускника ДОО и с базовыми духовно-нравственными ценностями.
Взаимодействие участников образовательных отношений (далее - ОО) со всеми субъектами
образовательных отношений построено с учетом особенностей социокультурной среды, в которой
воспитывается ребенок. Реализация Программы воспитания основана на взаимодействии со всеми
субъектами образовательных отношений и определяет 6 приоритетных направлений воспитания
дошкольника:
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального
направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления
воспитания. Воспитательные задачи, согласно федеральному государственному образовательному
1

п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных
областей – социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественноэстетического развития, физического развития.
Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими
организациями.

4

Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты Примерной программы
Цель Программы воспитания - личностное развитие дошкольников и создание условий для их
позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:
- формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
- овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных
обществом нормах и правилах поведения;
- приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми
национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
Методологической основой являются антропологический, культурно-исторический и
практичные подходы.
Концепция Программы воспитания основывается на базовых ценностях воспитания,
заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от 29 декабря 2012г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной
педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности;
духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о сущности детства как
сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных
«специфически детских видов деятельности».
Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО.
Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
опирается на следующие принципы:
1) принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности,
свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности,
патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей
среде, рационального природопользования;
2) принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов
воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество
и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
3) принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и
традициях России, включая культурные особенности региона;
4) принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет
расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить
в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной
системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования
идеалу в жизни;
5) принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от
внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
6) принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной
деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
7) принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети,
независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и
иных особенностей, включены в общую систему образования.
Данные принципы реализуются
в
укладе
МАОУ-СОШ № 31 (далее - ОУ),
включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность
и события.
1.2.1. Уклад ОУ

5

Уклад - общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на
базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОУ, задающий культуру
поведения сообществ, описывающий предметно - пространственную среду, деятельности и
социокультурный контекст.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного,
недельного, месячного, годового циклов жизни ОУ.
Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми
участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими
сотрудниками ОУ).
1.2.2. Воспитывающая среда ОУ
Воспитывающая среда — это особая форма организации образовательного процесса,
реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно - нравственными
и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками
воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.
1.2.3. Общности (сообщества) ОУ
Профессиональная общность — это устойчивая система связей и отношений между людьми,
единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ОУ. Сами участники
общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой
эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной
деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
• быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров,
норм общения и поведения;
• мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные
стремления к общению и взаимодействию;
• поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри
группы сверстников принимала общественную направленность;
• заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства
доброжелательности;
• содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к
сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему
товарищу;
• воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество
сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);
• учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали
бы и объединяли ребят;
• воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Профессионально - родительская общность включает сотрудников ОУ и всех взрослых
членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и
воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача - объединение усилий по
воспитанию ребенка в семье и в ОУ. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ОУ.
Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно
выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и
полноценного развития и воспитания.
Детско - взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к
полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников
общности.

6

Детско - взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка.
Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят
взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.
Детская общность. Общество сверстников - необходимое условие полноценного развития
личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под
руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься,
достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда
ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания
необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель воспитывает у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие
характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином
сообществе. Придаёт детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивает у детей
стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим
поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В ОУ
созданы условия для взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми.
Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового,
рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям.
Отношения с младшими — это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для
подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада.
Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка,
отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов - это необходимые условия нормальной
жизни и развития детей.
Воспитатели соблюдают кодекс нормы профессиональной этики и поведения:
• педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;
• улыбка - всегда обязательная часть приветствия;
• педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
• педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей
в ОУ;
• тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
• уважительное отношение к личности воспитанника;
• умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
• умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
• уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
• умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не
торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
• умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
• умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
• знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
• соответствие внешнего вида статусу воспитателя ОУ.
1.2.4. Социокультурный контекст
Социокультурный контекст — это социальная и культурная среда, в которой человек растет и
живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека.
Социокультурные ценности являются определяющими в структурно - содержательной основе
Программы воспитания. Социокультурный контекст воспитания является
вариативной
составляющей воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и
региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы.

7

Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства
ОУ.
В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности как
субъекта образовательных отношений в Программе воспитания.
1.2.5. Деятельности и культурные практики в ОУ
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника,
обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания выступают следующие
основные виды деятельности и культурные практики:
•
предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он
открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с
родителями, воспитателями, сверстниками);
• культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком
инструментального и ценностного содержания, полученных от взрослого, и способов их
реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
• свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная
активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность,
общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).
1.2.6. Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому
результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде
обобщенных портретов ребенка к концу дошкольного возраста. Основы личности закладываются в
дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве,
это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.
На уровне ДО не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии с
ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного
образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными
достижениями детей».
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8
лет)
Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)
Направления
воспитания

Ценности

Патриотическое

Родина,
природа

Социальное

Познавательное

Показатели

Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким,
окружающему миру.
Человек, семья, Способный понять и принять, что такое «хорошо» и
«плохо». Проявляющий интерес к другим детям и
дружба,
сотрудничество способный бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!». Доброжелательный,
проявляющий сочувствие, доброту. Испытывающий
чувство удовольствия в случае одобрения и чувство
огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых.
Способный к самостоятельным (свободным) активным
действиям в общении. Способный общаться с другими
людьми с помощью вербальных и невербальных средств
общения.
Проявляющий интерес к окружающему миру и активность
Знания
в поведении и деятельности

8

Физическое и
оздоровительное

Здоровье

Трудовое
Труд

Этико-эстетическое

Культура
красота

Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки,
самостоятельно ест, ложится спать и т. д. Стремящийся
быть опрятным. Проявляющий интерес к физической
активности. Соблюдающий элементарные правила
безопасности в быту, в ОУ, на природе.
Поддерживающий элементарный порядок в окружающей
обстановке. Стремящийся помогать взрослому в доступных
действиях. Стремящийся к самостоятельности в
самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах
деятельности.
и Эмоционально отзывчивый к красоте. Проявляющий
интерес и желание заниматься продуктивными видами
деятельности.

Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)
Направления
воспитания

Ценности

Патриотическое

Родина,

Социальное

Познавательное

Физическое и
оздоровительное
Трудовое

Этико-эстетическое

Показатели

Любящий свою малую родину и имеющий представление о
своей стране, испытывающий чувство привязанности к
природа
родному дому, семье, близким людям.
Человек, семья, Различающий основные проявления добра и зла,
дружба,
принимающий и уважающий ценности семьи и общества,
сотрудничество правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к
Знания
Любознательный,
наблюдательный,
испытывающий
потребность в самовыражении, в том числе творческом,
проявляющий активность, самостоятельность, инициативу
Здоровье
Владеющий основными навыками личной и общественной
гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного
поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде),
Понимающий ценность труда в семье и в обществе на
Труд
основе уважения к людям труда, результатам их
деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении
Культура
и Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в
красота
быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к
отображению прекрасного в продуктивных видах

9

Раздел II. Содержательный
Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного
возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого
является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе
духовно - нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества:
•

социально - коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно - эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти
образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в
целостном образовательном процессе.
2.1.1. Патриотическое направление воспитания
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Патриотизм - это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей
стране - России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский
патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного
чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее
уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия
«патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
• когнитивно - смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края,
духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
• эмоционально - ценностный, характеризующийся любовью к Родине - России, уважением
к своему народу, народу России в целом;
• регуляторно - волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных
традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и
будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
– формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному
наследию своего народа;
– воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного
достоинства как представителя своего народа;
– воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям,
соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
– воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства
природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
При реализации указанных задач воспитатель уделяет внимание основным направлениям
воспитательной работы:
• ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;
• организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к
российским общенациональным традициям;
• формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к

10

растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.
2.1.2. Социальное направление воспитания
Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение в
собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений
и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность
за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного
воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива
ребенка в детско - взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у
дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к моменту подготовки к школе
положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления.
Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в
формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия,
создания условий для реализации в обществе.
Основные задачи социального направления воспитания.
• Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с
детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской
литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на
материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе
в различных ситуациях.
• Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе:
эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения
договариваться, умения соблюдать правила.
• Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной
зрелости и преодоление детского эгоизма.
При реализации данных задач воспитатель уделяет внимание следующим направлениям
воспитательной работы:
• организация сюжетно - ролевых игр (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами,
традиционные народные игры и пр.;
• воспитание у детей навыков поведения в обществе;
• обучение детей сотрудничеству, организуя групповые формы в продуктивных видах
деятельности;
• обучение детей анализу поступков и чувств своих и других людей;
• организация коллективных проектов заботы и помощи;
• создание доброжелательного психологического климата в группе.
2.1.3. Познавательное направление воспитания
Ценность - знания. Цель познавательного направления воспитания - формирование ценности
познания.
Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира, в
которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе,
деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
• развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
• формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
• приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет - источники,
дискуссии и др.).

11

Направления деятельности воспитателя:
• совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения,
проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных
для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
• организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и
исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
• организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей
иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа
конструкторы и наборы для экспериментирования.
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
Ценность - здоровье. Цель данного направления - сформировать навыки здорового образа
жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение
ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых
обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
• обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей
(совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье
сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического
развития ребенка;
• закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;
• укрепление опорно - двигательного аппарата; развитие двигательных способностей,
обучение двигательным навыкам и умениям;
• формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и
безопасного образа жизни;
• организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
• воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.
Направления деятельности воспитателя:
• организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр,
дворовых игр на территории ОУ;
• создание детско - взрослых проектов по здоровому образу жизни;
• введение оздоровительных традиций в ОУ.
Формирование у дошкольников культурно - гигиенических навыков является важной
частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников
понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и
здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.
Особенность культурно - гигиенических навыков заключается в том, что они должны
формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ОУ.
В формировании культурно - гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых
ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью,
ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.
Формируя у детей культурно - гигиенические навыки, воспитатель уделяет внимание
следующим направлениям воспитательной работы:
• формирование у ребенка навыков поведения во время приема пищи;
• формирование у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела;
• формирование у ребенка привычки следить за своим внешним видом;
• включение информации о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.
Работа по формированию у ребенка культурно - гигиенических навыков ведется в тесном
контакте с семьей.

12

2.1.5. Трудовое направление воспитания
Ценность - труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать
участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в ОУ и в семье, должны стать
повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное
воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны.
Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного
отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду. Можно выделить
основные задачи трудового воспитания.
1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного
отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и
природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих
детей.
2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание
навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
3) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению
физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
При реализации основными задачами воспитателя являются:
• показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его
возможности для нравственного воспитания дошкольников;
• воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей,
воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с трудолюбием;
• предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали
ответственность за свои действия;
• собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее
настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
• связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием
приносить пользу людям.
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
Ценности - культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет глубоко
социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества.
Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные
представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с
накоплением нравственных представлений.
Основные задачи этико-эстетического воспитания:
1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на
внутренний мир человека;
3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и
других народов;
5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка
действительности;
6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным,
создавать его.
Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель:
• учит детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами,
интересами, удобствами;
• воспитывает культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет
вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;

13

•
воспитывает культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не
перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом;
• воспитывает культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками,
книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться к предстоящей деятельности,
четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее
место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания - становление у ребенка ценностного отношения к красоте.
Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы
личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка.
Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию:
• выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с
воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и
творчества;
• уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их
произведений в жизнь ОУ;
• организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;
• формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на
русском и родном языке;
• реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным
направлениям эстетического воспитания.
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
Деятельность коллектива ОУ по реализации вариативной части Программы ориентирована на
специфику условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Цель - организация интеллектуальной, эмоциональной и физической активности как
оптимального варианта нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников на
примере ближнего природного и социального окружения, ознакомления дошкольников с
окружающим миром.
Задачи реализации вариативной части Программы:
• расширение и углубление знаний воспитанников о достопримечательностях города,
социальным навыкам;
• знакомство с проблемами экологии и охраны природы, охраны памятников истории,
культуры.
• воспитание чувства любви и уважения к родному дому, городу, культурному наследию
своего народа, к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
• воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных
особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного
отношения к представителям других народов
Воспитательно-образовательный процесс детей ведется на русском языке с учетом
региональных особенностей Уральского региона, с учетом местоположения г. Екатеринбурга и
климатогеографических условий.
Программа рассчитана на воспитанников ОУ, посещающих группы полного дня, со второй
младшей по подготовительную. Группы одновозрастные, средняя наполняемость – 25 - 26 человек,
на каждой группе работает 1 воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической
культуре, инструктор по плаванию, младший воспитатель. Группы функционируют с 7.30 до 18.00.
Направленность – общеразвивающая
Ключевыми моментами уклада ОУ являются:
 ежедневое воспитательно-образовательное взаимодействие педагогов с воспитанниками и
их семьями в различных формах: беседы, консультирование, НОД, совместная игровая

14

деятельность;
 проведение 1 раз в 1-2 месяца общих мероприятий, в которых принимают участие все
педагоги и воспитанники ОУ вместе с родителями (утренники, досуги, конкурсы, соревнования) в
целях формирования партнерских взаимоотношений взрослых и детей и активного вовлечения
ребенка в социум;
 ежегодно, на основе мониторинга эффективности педагогического процесса определяются
годовые задачи, являющиеся приоритетным направлением деятельности педагогов ОУ в течение
всего учебного года. Это позволяет скорректировать и тем самым повысить эффективность
воспитательной работы в целях формирования у ребенка системы ценностей и взглядов на
окружающий мир и своем месте в нём.
Основной «точкой роста» в организации воспитательной работы является:
через педагогическое взаимодействие участников образовательных отношений воспитать
творческого ребенка, с креативным мышлением, способного социализироваться и ориентироваться в
мире высокой технической оснащенности и умеющего самостоятельно создавать новые технические
формы.
ОУ функционирует с 2022 года. Общее число воспитанников – 200 детей.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
в процессе реализации Программы воспитания
Профессионально-родительская общность
В целях реализации социокультурного потенциала региона для построения социальной
ситуации развития ребенка, работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного
возраста должна строиться на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов
социокультурного окружения ОУ
Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных
отношений составляют основу уклада ОУ, в котором строится воспитательная работа.
Одним из наиболее важных направлений работы ОУ является активное вовлечение родителей
в образовательную деятельность и связанные с ней формы работы (конкретные дела, проекты и т.д.).
Во-первых, родители начинают осознавать свою сопричастность к происходящему в группе и за её
пределами. Во-вторых, присутствие в группе помогает родителям преодолеть собственную
неуверенность в тех или иных вопросах воспитания, найти ответы на волнующие вопросы и, как
следствие, приобрести новые умения.
Цель работы с родителями: создать в ОУ необходимые условия для развития ответственных и
взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие
личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания.
Задачи:
 распространять педагогические знания среди родителей;
 оказать практическую помощь в воспитании детей;
 способствовать налаживанию доверительного отношения родителей к воспитателям
группы: адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для
налаживания партнёрских отношений с воспитателями по организации воспитательнообразовательной деятельности с воспитанниками.
№ Наименование мероприятия
п/п

1

Подготовка к учебному году

Сроки
реализации
август сентябрь

15

2

Оформление информационных стендов в группах, в холле ОУ в
соответствии годовому плану с внесением:
-режима дня;
-расписания занятий
Цель. Распространение педагогических знаний среди родителей.
Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни
ребенка в ОУ

3

Родительское собрание для родителей вновь поступивших детей
август
Цель: Знакомство родителей и детей друг с другом, педагогическим
коллективом ОУ. Формирование положительного имиджа ОУ.
Формирование доброжелательного отношения родителей к ОУ
Составление социально-демографического портрета семей
сентябрь
воспитанников по ОУ.
Цель: Получение информации о ребенке и его семье (общее количество
семей, из них проблемных, неполных, многодетных, опекунов;
образовательный уровень родителей; социальный состав)

4

5 Анкетирование родителей «Удовлетворенность услугами ОУ»

сентябрь август

март

6

Консультация для родителей вновь зачисленных детей «Первый раз в
детский сад»
Цель: Консультирование родителей об особенностях поведения
ребенка во время адаптации к ОУ. Формирование единогоподхода к
соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей

7

Групповые родительские собрания организационного характера
сентябрь
Цель: Знакомство родителей с правилами посещения ОУ,
результатами адаптации детей в группе, задачами воспитания на год.
Выборы родительских комитетов групп.
Изучение нормативно-правовых документов, локальных актов ОУ.
Проведение инструктажей по охране жизни и здоровья детей. Условия
выполнения договоров с родителями. О результатах подготовки
группы к новому учебному году

8

Выставка детских работ на основе календарно-тематического
планирования.
Цель: Привлечение внимания родителей к детскому творчеству.
Формирование уважительного отношения к детским работам

в течение
учебного
года

9

Приглашение родителей на утренники, спортивные развлечения,
досуги.
Цель. Демонстрация художественно – творческих, музыкальных
способностей детей.
Развитие эмоционально насыщенного взаимодействия родителей,
детей, работников ОУ

в течение
учебного
года

10 Стенгазета для родителей всех возрастных групп «Малышикрепыши».
Цель. Привлечение родительского интереса к здоровому образу
жизни. Демонстрация внимания коллектива ОУ к вопросам
сохранения и укрепления здоровья детей

сентябрь

ноябрь

16

11 Участие в акции «Помоги, птицам!»

февраль

Советы родителям, консультации, в том числе по запросам родителей
12 Цель. Активизация родительского участия в жизни ОУ, воспитании
ребенка.
Создание атмосферы общности интересов детей, родителей и
коллектива ОУ

февраль

13 Консультация: «Кризис трех лет. Что это?».
Цель. Повышение уровня педагогических знаний родителей.
Реализация единого подхода в воспитании детей 3-летнего возраста

сентябрь

14 Ситуативный практикум «Старший дошкольник – будущий
первоклассник».
Цель: способствовать к подготовке к школе

май

Привлечение в организации мероприятий на основе календарного
15 плана воспитательной работы по направлениям:

Патриотическое

Социальное

Познавательное

Физическое и оздоровительное

Трудовое

Этико-эстетическое
Методы и приемы:

групповые и индивидуальные консультации воспитателя, и
специалистов ОУ;

совместные игры родителей и детей (пребывание родителей в
группе в период адаптации);

показ родителям фрагментов детских игр – драматизаций,
занятий, подвижных игр;

совместные игры родителей и детей (подвижные,
театрализованные, дидактические);

обмен опытом по способам и средствам воспитания детей

ежедневно

Групповые родительские собрания по итогам работы за год
16 Цель. Поведение итогов воспитательно-образовательной работы за
учебный год

май

Основные направления и формы взаимодействия с родительской общественностью:
• Взаимное информирование: формы: неформальные встречи, консультации, беседы,
опросы, консультирование, в том и числе с использованием онлайн технологий, организация онлайнмарафонов, родительских собраний, информационных стендов (в т.ч. в сети Интернет, на сайте ОУ),
создание памяток, публикации в СМИ, выступлений на мероприятиях различного уровня.
• Педагогическое сопровождение самообразования родителей: формы: «родительские
университеты» в онлайн режиме, семейные гостиные, мастер - классы очно и онлайн, тематические
мероприятия: выставка литературы, семинары, круглые столы, и др.
• Совместная деятельность педагогов, детей и родителей: формы: совместное чтение,
занятия, представления и утренники, экскурсии, походы.

17

Раздел III. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа воспитания ОУ реализуется через формирование социокультурного
воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность
всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно
воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности.
Уклад ОУ направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного
образования на уровень начального общего образования:
• Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе
современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения.
• Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к
достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
• Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
• Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых
реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и
пр.).
Условия реализации Программы воспитания описаны в организационном разделе ООП ДО.

Уклад задает ценности воспитания - как инвариантные, так и свои собственные, - для всех
участников образовательных отношений: руководителя ОУ, воспитателей и специалистов,
вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов
социокультурного окружения ОУ.
Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила жизни и отношений в
ОУ, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность, характер
воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами и
родителями, детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое информационное пространство и
нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях.
Уклад выстроен с учетом специфики ОУ. Основные характеристики уклада ОУ отражены в
следующих документах:
№ п/п Характеристика
Ценностно-смысловое
1
жизнедеятельности ОУ.

Документ
наполнение Устав ОУ, локальные акты, правила поведения
для детей и взрослых, внутренняя символика.

2

Ценностно-смысловое
наполнение
жизнедеятельности ОУ:
 специфика
организации
видов
деятельности;
ООП ДО и Программа воспитания.
 обустройство развивающей предметнопространственной среды;

организацию режима дня;
разработку традиций ОУ;

праздники и мероприятия.

3

Принятие
всеми
участниками Требования
к
кадровому
составу
и
образовательных отношений уклада ОУ. профессиональной подготовке сотрудников.
Взаимодействие ОУ с семьями воспитанников.
Социальное партнерство ОУ с социальным
окружением.
Договоры и локальные нормативные акты.

18

Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая среда
раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры. Воспитывающая среда — это
содержательная и динамическая характеристика уклада, которая определяет его особенности,
степень его вариативности и уникальности.
Воспитывающая среда выстроена по трем линиям:
 «от взрослого», который создает предметно-образную среду, способствующую
воспитанию необходимых качеств;
 «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой формируются
нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в ходе специально
организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего
достижение поставленных воспитательных целей;
 «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт деятельности, в
особенности - игровой.
3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ОУ
Событие — это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность
взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной
ценности.
Воспитательное событие — это спроектированная взрослым образовательная ситуация. В
каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий
детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только
организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент,
традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые
проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются
в соответствии с календарным планом воспитательной работы ОУ, группы, ситуацией развития
конкретного ребенка.
Формы проектирования событий:
 разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детсковзрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и
др.);
 проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с
взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература,
прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России;
 создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с
приглашением ветеранов, экологические акции и т. д.).
Проектирование событий выстраивает целостный годовой цикл методической работы на
основе традиционных ценностей российского общества. Отражен в годовом плане ОУ.
Для достижения целей развития ребёнка события строится с учётом зоны
ближайшего (перспективного) развития и поддержки творческого начала в ребенке. Важным
является обеспечение эмоционального комфорта детей во время деятельности, т.к. учебная
результативность напрямую зависит от состояния ребенка. Для этого создаются условия, при
которых ребенок не стесняется высказывать свои мысли, предположения. Коллективные работы
дают возможность всем говорить, участвовать в деле, втягивают в работу мало заинтересованных
детей. Для обеспечения обратной связи используется рефлексия в виде условных сигналов,
системы поощрения; создается дружелюбная и одновременно деловая атмосфера.
Достичь поставленных задач помогает использование разнообразных форм и приемов:

19

Форма работы
Сюжетно-ролевая,
театральная игра

Краткое описание
Использование игры как средства достижения главной цели программы
обосновано тем, что игра является ведущим видом деятельности
дошкольника.
Театральная
игра
пронизывает
все
элементы
образовательной деятельности.
Диалог
Каждое занятие начинается с диалога. Именно в такой форме происходит
постановка проблемы по теме. Педагог отталкивается от представлений
ребенка, его собственного жизненного опыта. Организация диалога с
детьми дает возможность создать интерес к проблеме, становится точкой
отсчета исследовательской деятельности. В ходе диалога формулируется
противоречие, являющееся обязательным условием исследования, а также
выдвигается гипотеза исследования
Сказочная история
В дошкольном возрасте, когда еще не сформировано мировоззрение,
доминирует эмоционально-чувственное, образное мировидение. Ребенок
мыслит образами, а поэтому наиболее близкой к его восприятию является
сказка, в которой может быть представлена целостная картина мира,
включающая
рациональные
и
эмоционально
–
чувственные,
мифопоэтические компоненты. Представление научных понятий,
законов, природных явлений через сказочные истории способствуют
развитию образного мышления, воображения детей в поле осваиваемой
темы
Результаты экспериментов оформляются (зарисовываются,
Инженерная книга
приклеиваются) на страницах инженерной книги ребенка, в котором
ребенок выступает в роли ученого
Тематические
В процессе художественно-эстетической деятельности дети мыслят
рисунки,
коллаж, чувствуя. Педагог создает возможность выбора художественного
объемные
модели, материала: гуашь или акварель, пастель; разный материал для
коллективные макеты коллажирования: картон, фольга, цветная бумага и др.; величина и форма
листа бумаги для передачи ощущения пространства, где будет рожден
образ, созданный воображением ребенка. Воплощая на листе бумаги
образ, ребенок анализирует ситуацию, проигранную и прожитую на
занятии, выстраивает свое отношение к ней, рефлексирует по поводу
нового знания, создает творческую работу. Работа над коллективными
моделями, макетами, проектами осуществляется в процессе театральной
игры, направленной на развитие чувства партнера, выбора способа
эффективного общения.
Технология
Данная технология создаёт условие для логико-математического развития
интенсивного
всех детей на основе интеллектуально – игровой деятельности,
развития
обеспечивает выявление и развитие способностей одарённых детей:
интеллектуальных
способностей
Конструирование
и Данная педагогическая технология, является актуальным направлением
образовательная
обучения, воспитания и развития детей. Технология даёт дошкольнику
робототехника
элементарные знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ.
Для формирования и поддержания интереса к началам технического
Моделирование
моделирования, воспитатели используются разнообразные формы и
методы:
 моделированию простейших механизмов для решения игровой
задачи;
 организация продуктивной деятельности в игровой форме
 постановка проблемы и поиск решения.
 творческое использование готовых конструкций и самостоятельное
ихпреобразование.
 организация выставки лучших работ.
 представление (презентация) собственных моделей.

20

Организация
исследовательской
деятельности детей и
взрослых

Исследователи детского экспериментирования выделяют основную
особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в
ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком
практические действия выполняют познавательную, ориентировочную,
исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается
содержание данного объекта. Эксперименты в ходе исследовательской
игры позволяют ребенку моделировать в своем сознании картину мира,
основанную на наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей,
закономерностей, преобразований и т.д. В процессе проведения
эксперимента осуществляется проверка гипотез, выдвинутых во время
диалога педагогом и детьми.

3.3. Организация предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) отражает федеральную и
региональнуюспецифику ОУ и включает:
 оформление помещений;
 оборудование;
 игрушки.
Среда включает знаки и символы государства, региона, города и организации.
Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности
социокультурных условий ОУ.
Среда экологична, природосообразна и безопасна.
Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности.
Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей.
Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования,
освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания,
формирует научную картину мира.
Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности труда
в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда,
представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка отражены и сохранены в среде.
Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл
здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с
особенностями региональной культурной традиции. Вся среда гармонична и эстетически
привлекательна.
Вид помещения
Основное предназначение
Оснащение
Предметно-развивающая среда ОУ
Методический
кабинет

Методическая деятельность
(обобщение и распространение
педагогического опыта)

 Методическая литература,
периодические издания
(журналы)
 Демонстрационный, плакатный,
картинный, раздаточный,
счетный материалы для НОД
 Аудио и видеозаписи, ЭОР
 Игрушки в качестве
демонстрационного материала
 Дидактические игры
 Познавательный материал
 Детская художественная
литература

21

Музыкальный
зал

Спортивный
зал

Кабинет
музыкального
руководителя

 Непосредственно
образовательная деятельность
 Досуговые мероприятия
 Праздники
 Театрализованные
представления
 Родительские собрания и
прочие мероприятия для
родителей
 Непосредственно
образовательная деятельность
 Утренняя гимнастика
 Соревнования

Подготовка к НОД, досугам,
праздникам (работа с литературой,
написание сценариев)

Медицинский блок

Коридоры

Прогулочные
участки

Физкультурная
площадка

 Осмотр детей, консультации
медсестры, врачей
 Консультативнопросветительская работа с
родителями и сотрудниками
ОУ
Информационно-просветительская
работа сотрудниками и родителями

 Прогулки, наблюдения
 Познавательноисследовательская
деятельность
 Игровая деятельность
 Самостоятельная
двигательная, игровая
деятельность
 Трудовая деятельность
Организованная образовательная
деятельность по физической
культуре, спортивные игры,
досуговые мероприятия, праздники







Музыкальная колонка
Пианино
Ширмы
Музыкальный центр
Микрофоны

 Спортивное оборудование для
прыжков, метания, лазания,
равновесия
 Модули
 Тренажеры
 Нетрадиционное физкультурное
оборудование
 Детские музыкальные
инструменты
 Различные виды театров
 Стеллаж для используемых муз.
руководителем пособий,
игрушек, атрибутов
 Методическая литература по
музыкальному развитию
 Копилка сценариев
 Изолятор
 Медицинский кабинет
















Стенд по охране труда
Профсоюзный стенд
Стенд пожарной безопасности
Стенд безопасности дорожного
движения
Медицинский стенд
Стенд «Информация»
Прогулочные площадки для
детей всех возрастных групп
Игровое, функциональное и
спортивное оборудование
Физкультурная площадка
Дорожки для ознакомления
дошкольников с правилами
дорожного движения, учебный
перекресток
Огород, цветники.
Спортивное оборудование
Оборудование для спортивных
игр

22

Развивающая предметно-пространственная среда в группах
Обогащение индивидуального
 Оборудование для ходьбы, бега,
центр
«Физкультурный» двигательного опыта в
равновесия
самостоятельной деятельности
 Для прыжков
 Для катания, бросания, ловли
 Для ползания и лазания
 Атрибуты к подвижным и
спортивным играм
Расширение познавательного опыта,
 Календарь природы
центр «Природы»
его использование в трудовой
(вторая младшая, средняя,
деятельности, экологическое
старшая, подготовительная
воспитание
группы)
 Комнатные растения в
соответствии с возрастными
рекомендациями
 Сезонный материал
 Паспорта растений
 Стенд со сменяющимся
материалом на экологическую
тематику
 Макеты
 Литература природоведческого
содержания, наборы картинок,
альбомы
 Материал для проведения
познавательноисследовательской деятельности
(элементарных опытов)
 Дидактические игры по экологии
 Инвентарь для трудовой
деятельности
 Природный и бросовый материал
 Материал по астрономии
(старшая и подготовительная
группы)
Расширение познавательного
 Дидактический материал по
центр
«Развивающих
сенсорного опыта детей
сенсорному воспитанию
игр»
 Дидактические игры
 Настольно-печатные игры
 Познавательный материал
 Материал для детского
экспериментирования
Проживание,
преобразование

Напольный
строительный
центр
«Строительная
познавательного опыта в
материал
мастерская»
продуктивной деятельности.
 Настольный строительный
Развитие ручной умелости,
материал
творчества. Выработка позиции
 Пластмассовые конструкторы
творца
(младший
возраст
с
крупными деталями)
 Конструкторы с
металлическими деталями –
старший возраст
 Схемы и модели для всех видов
конструкторов – старший
возраст
 Мягкие строительно-игровые

23

центр «Игры»

Реализация ребенком полученных и
имеющихся об окружающем мире в
игре. Накопление жизненного опыта,
применение ребенком культурных
практик

центр
«Безопасности»

Расширение познавательного опыта,
его использование в повседневной
деятельности (использование
ребенком культурных практик)

центр «Книжный»

Формирование умения
самостоятельно работать с книгой,
«добывать» нужную информацию

центр
«Театральный»

Развитие творческих способностей
ребенка, стремления проявлять себя
в играх-драматизациях

центр
«Творчества»

Проживание, преобразование
познавательного опыта в
продуктивной деятельности.
Развитие ручной умелости,
творчества. Выработка позиции
творца

модули – младший возраст
 Транспортные игрушки
 Схемы, иллюстрации отдельных
построек
(мосты,
дома,
корабли, самолеты и др.)
 Атрибутика для сюжетноролевых игр по возрасту
детей («Семья», «Больница»,
«Магазин», «Школа»,
«Парикмахерская», «Армия»,
«Библиотека», «Космонавты»
и др.)
 Предметы заместители
 Дидактические, настольные игры
по профилактике дорожнотранспортных происшествий, по
правилам дорожного движения
 Макеты перекрестков,
 Дорожные знаки
 Литература о правилах
дорожного движения
 Детская художественная
литература в соответствии с
возрастом детей
 Наличие художественной
литературы
 Иллюстрации по темам
образовательной деятельности по
ознакомлению с окружающим
миром и ознакомлению с
художественной литературой
 Материалы о художниках –
иллюстраторах
 Портреты поэтов, писателей
(старший возраст)
 Тематические выставки
 Ширмы
 Элементы костюмов
 Различные виды театров
(в соответствии с
возрастом)
 Предметы декорации
 Бумага разного формата, разной
формы, разного тона
 Достаточное количество цветных
карандашей, красок, кистей,
тряпочек, пластилина (стеки,
доски для лепки)
 Наличие цветной бумаги и
картона
 Достаточное количество ножниц
с закругленными концами, клея,
клеенок, тряпочек, салфеток для
аппликации
 Бросовый материал
 Место для сменных выставок

24






центр «Музыки»

Развитие творческих способностей в
самостоятельно-ритмической
деятельности










центр «Природы»

Расширение краеведческих
представлений детей, накопление




познавательного опыта




детских работ, совместных работ
детей и родителей
Место для сменных выставок
произведений изоискусства
Альбомы – раскраски
Наборы открыток, картинки,
книги и альбомы с
иллюстрациями, предметные
картинки
Предметы народно-прикладного
искусства
Детские музыкальные
инструменты
Портреты композиторов
(старший возраст)
Магнитофон
Набор аудиозаписей
Музыкальные игрушки
(озвученные, не озвученные)
Игрушки-самоделки
Музыкально-дидактические игры
Музыкально-дидактические
пособия
Государственная символика,
символика области, города
Наглядный материал: альбомы,
картины, фотоиллюстрации и др.
родного города, русских
народных костюмов, ремесла,
предметов русского быта и т. п.
Предметы народно-прикладного
искусства
Детская художественная
литература

Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
Зона умеренной активности: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр
природы», «Центр занимательной математики», «Центр патриотического воспитания».
Зона средней активности: «Центр конструирования», «Центр экспериментирования», «Центр
социально-эмоционального развития», «Центр творчества», «Центр безопасности».
Зона повышенной активности: «Центр двигательной активности», «Центр музыки», «Центр
театра», «Центр игры», «Центр дежурства».
В ОУ созданы материально-технические условия, обеспечивающие:
1) возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы
воспитания;
2) выполнение ОУ требований:
- санитарно-эпидемиологических правил и нормативов к:
•
условиям
размещения
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность,
•
оборудованию и содержанию территории,
•
помещениям, их оборудованию и содержанию,
•
естественному и искусственному освещению помещений,
•
отоплению и вентиляции,
•
водоснабжению и канализации,

25

• организации питания,
•
медицинскому обеспечению,
•
приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность,
•
организации режима дня,
•
организации физического воспитания,
•
личной гигиене персонала;

- пожарной безопасности и электробезопасности;
- охране здоровья воспитанников и охране труда работников МАДОУ;
3) в ОУ имеется необходимое для всех видов детской деятельности воспитанников,
педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование:
• учебно-методический комплект Программы воспитания, который соответствует ООП ДО;
• помещения для занятий и проектов, обеспечивающие воспитание детей через игру,
общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с
участием взрослых, и других детей;
• оснащение предметно-развивающей среды
• мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для
художественного творчества, музыкальные инструменты.
ОУ предусмотрено также использование обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч.
расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и
мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного,
музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационнотелекоммуникационной сети Интернет.
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Общую координацию осуществляет директор – Рожкова Оксана Владимировна.
Организацией и координацией воспитательного процесса в ОУ
занимается
старший
воспитатель Синицына Ольга Владимировна.
Реализуют рабочую программу воспитания специалисты:
музыкальный руководитель – Басан Зинаида Вячеславовна,
инструктор по физической культуре – Андраманова Анастасия Сергеевна,
инструктор по плаванию: Мирон Евгения Владимировна,
воспитатели:
группа № 1 Лапонина Елена Анатольевна
группа № 2 Лапонина Кристина Андреевна
группа № 3 Килина Алена Николаевна
группа № 4 Понамарева Алена Мударисовна
группа № 5 Пилюгина Наталья Валерьевна
группа № 6 Кардаполова Марина Александровна
группа № 7 Минеева Татьяна Геннадьевна
группа № 8 Супрунова Ирина Валерьевна
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляет педагог – психолог Мелехина Ирина
Сергеевна, консультирует родителей, обращающихся в консультационный центр – учитель-логопед
Тимофеева Ксения Александровна.
Кадровое обеспечение воспитательного процесса отражается в отчете самообследования ОУ,
который ежегодно размещается на официальном сайте учреждения до 1 апреля учебного года. Адрес
сайта: https://31.uralschool.ru/
3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
Содержание Программы разработано на основе следующих нормативно-правовых документов:
• Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован Минюстом России 14
ноября2013 г. № 30384);

26

•
Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»;
• Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее –
Указ Президента РФ).
• С учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
• С учетом «Примерной рабочей программой воспитания», разработанной сотрудниками
Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания и одобрена
решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от
«01» июля 2021 № 2/21)
• ОП ДОО
• Должностные инструкции педагогических работников и помощников воспитателей с
изменениями и дополнениями;
3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых
личностныхрезультатов в работе с особыми категориями детей
Инклюзия является ценностной основой уклада ОУ и основанием для проектирования
воспитывающих сред, деятельностей и событий.
На уровне уклада: ОУ инклюзивное образование — это норма для воспитания, реализующая
такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь,
совместность, сопричастность, социальная ответственность.
На уровне воспитывающих сред. РППС строится как максимально доступная для детей с
ОВЗ; событийная воспитывающая среда ОУ обеспечивает возможность включения каждого ребенка
в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает
возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и
самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт
развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая
общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и
сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в
разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает
условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и
ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел с
учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает
возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает
самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна обеспечить
переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.
Основными условиями реализации Программы воспитания при реализации инклюзивного
образования являются:
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
• построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого
ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
• формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности;
• активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка.
Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях ОУ являются:

27

формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности;
- формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех
участников образовательных отношений;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в
развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей;
- обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими в
целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
- расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений об
окружающем мире;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества.
3.7. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы строится на основе базовых ценностей по
следующим этапам:
1) погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение, просмотр,
экскурсии и пр.);
2) разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие продукты;
3) организация события, которое формирует ценности.
Данная последовательность является циклом, который при необходимости может повторяться
в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту варианте неограниченное количество раз.
Каждый воспитатель разрабатывает конкретные формы реализации воспитательного цикла,
определяя задачи и виды деятельности детей в каждой из форм работы.
В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую диагностику на основе
наблюдения за поведением детей. В фокусе педагогической диагностики находится понимание
ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его поведении.
Дата
01.09.2021
04.10.2021
18-22.10.2021
01-03.04.2021
15-19.11.2021
Ноябрь 2021
25-26.11.2021
13-30.12.2021
06-25.12.2021

Группы участники
Все группы
Все группы
Все группы
Старшие группы
Все группы
Старшие группы
Все группы
Все группы
Все группы

21-30.12.2021
11-15.01.2022

Мероприятие
Развлечение «День Знаний»
Выставка рисунков «Осенние чудеса»
Осенние утренники, развлечения в группе
Страна моя Россия - образовательное событие
Ярмарка народных промыслов, развлечение
Конкурс чтецов «Звездочки»
Проект «Моя мамочка»
Выставка рисунков и поделок «Мир в ожидании чудес»
Конкурс на лучшее новогоднее оформление группы,
участка
Новогодние утренники
Развлечение «Спортивная зима»

15-18.01.2022
17-21.01.2022
22-26.02.2022
28.02-05.03.2022

Развлечение «Крещенские посиделки»
Социальная акция «Свеча в окне»
Проект «Защитники Отечества»
Развлечение «Широкая Масленица!»

Все группы
Старшие группы
Все группы
Все группы

01-05.03.2022

Утренники, посвященные 8 Марта

Все группы

Все группы
Все группы

28

25.02-26.02.2022

Выставка рисунков «Весенние проталинки»

Все группы

14-25.03.2022

Все группы

06-08.04.2022
19-23.04.2022
26-30.04.2022

Неделя открытых дверей. Открытые занятия в каждой
группе и открытые занятия музыкальные и
физкультурные.
Праздник «Любимые сказки нашей семьи»
«Книжкин праздник» Награждение участников
праздника поэзии
Развлечения ко Дню космонавтики
Весенний утренник
День защиты планеты Земля - развлечение

03-07. 05.2022
28.05.2022

Развлечение «День Победы»
Выпускной бал в выпускной группе

14-25.03.2022
23-25.03.2022

Все группы
Все группы
Все группы
Младшие группы
Старшая,
подготовительная
Старшие группы
Подготовительная

Основные понятия, используемые в Программе
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде;
Образовательная ситуация - точка пересечения образовательного процесса и
педагогической деятельности: каждому типу образовательной ситуации соответствуют свои
программы действий ребенка и взрослого, проявляющиеся в той или иной позиции.
Образовательная ситуация соотносима с ситуацией развития. Воспитательные события
являются разновидностью образовательных ситуаций.
Образовательная среда — социокультурное содержание образования, объединяет в себе цели
и смыслы воспитания, обучения и развития детей в конкретной социокультурной ситуации,
определяет состав становящихся способностей и качеств. Потенциал образовательной среды для
решения целей воспитания личности позволяет говорить о воспитывающей среде.
Общность - устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая единые
ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры. Общность - это качественная
характеристика любого объединения людей, определяющая степень их единства и совместности
(детско-взрослая, детская, профессиональная, профессионально-родительская).
Портрет — ребенка- это совокупность характеристик личностных результатов и
достижений ребенка на определенном возрастном этапе.
Социокультурные ценности - основные жизненные смыслы, определяющие отношение
человека к окружающей действительности и детерминирующие основные модели социального
поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности.
Субъектность - социальный, деятельно-преобразующий способ жизни человека.
Субъектность впервые появляется в конце дошкольного детства как способность ребенка к
инициативе в игре, познании, коммуникации, продуктивных видах деятельности, как способность
совершать нравственный поступок, размышлять о своих действиях и их последствиях.
Уклад - общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на
базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру
поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельность и
социокультурный контекст.

29

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

30

Календарный план воспитательной работы МАОУ-СОШ № 31

период
01.09.
03.09.
3 неделя сентября
1 октября

Воспитательное
событие
«День знаний»
«День солидарности в
борьбе с терроризмом»
«Неделя бега»
Международный день
пожилых людей

Патриот
ическое

+

Социал Познават
ьное
ельное

+
+

Физичес
кое

Трудово
е
воспита
ние

Этикоэстетич
еское

+

+
+

+

04.10.2021

«Осенние чудеса»

+

+

18-22.10.21

Осенний праздник

+

+

01 – 03.11.21

Страна моя, Россия

+

+

+

+

+

Возможные формы проведения
праздник
Образовательное событие. Рассказ
педагога
Физкультурный досуг
Образовательное событие. Проектная
деятельность. Беседы – рассуждения на
тему
«Семья».
Художественное
творчество, ручной труд. Сюжетноролевые игры
Выставка детско-родительских
творческих работ из природного
материала («даров осени»), выставка
рисунков
Сезонный праздник, утренник
Образовательное событие. Проектная
деятельность. Беседы на тему «Народы
мира. Национальности. Традиции»
Игровая деятельность: игры народов
мира

31

+

25-26.11.2021

Ярмарка народных
промыслов
«День матери»

13.12-30.12.21

Мир в ожидании чудес

+

3 декабря

День Неизвестного
Солдата

декабрь

Социальная акция
«10 000 добрых дел»
«День Героев
Отечества»
Новогодние праздники
Спортивная зима
Крещенские посиделки
«Свеча в окне»
День защитников
Отечества

15-19.11.2021

9 декабря
21-30.12.21
11-15.01.2022
2 неделя января
17-21.01.2022
22-26.02.2022

12 апреля

Масленичная неделя
«Широкая масленица»
Международный
женский день 8 марта
Весенние проталинки
Неделя открытых
дверей
День Космонавтики

22 апреля

День Земли

19-23 апреля

Весенние утренники,

28.02-05.03.2022
01-05.03.2022
01.03.22
14-25.03.22

+

+

+

+
+

+

+

+

+

Развлечения, образовательное событие,
проектная деятельность
Проектная деятельность.
Мастерили
Смотр-конкурс поделок и выставка
рисунков. Мастерили
Образовательное событие.
Беседы, сопровождающие получение
новых знаний
Областная добровольческая акция

+

+

+

+

Образовательное событие.
Беседы
Сезонный праздник
Спортивный досуг
Обрядовый праздник
Социальная акция
Квест. Образовательное событие.
Беседы, сопровождающие получение
новых знаний. Художественное
творчество. Ручной труд.
Флешмобы
Народный праздник

+

+

Концерт

+

+
+

Выставка рисунков
Образовательные события, мастерклассы, флешмобы, выставки, конкурсы
Образовательное событие. Проектная
деятельность. Тематическая неделя в
ДОУ. Флешмоб «Фото Ю.А. Гагарина».
Соревнования
Образовательное событие. Поисковоэкспериментальная деятельность
Мастерилки.

+
+

+
+

+
+

+

+

+

+
+

+
+

32

9 мая

1 мая
1 июня
6 июня

День Планеты Земля
«9 мая – День
Победы»
Праздник Весны и
Труда
Всемирный День
Защиты Детей
Пушкинский день
России

+

+
+
+

+

12 июня

День России

+

22 июня

День памяти и скорби

+

8 июля

«День семьи»

+

30 июля

Международный день
дружбы
Летний праздник
День
Государственного
флага Российской
Федерации

+

август
август

+

+
+

+

+

+

Проектная деятельность
Концерт. Образовательное событие.
Проектная деятельность.
Челлендж = социальная акция «Окна
Победы» (название меняется)
Праздник весны.
Спортивная акция
Развлечение
Литературный досуг.
Литературный марафон по сказкам
Пушкина. Викторина
Квест. Эстафета
Детско-родительские проекты.
Беседы. Выставка детских работ «Наша
страна Россия»
Челлендж = социальная акция «Свеча
Памяти». Беседы, сопровождающие
получение новых знаний.
Спортивный досуг силами детскородительских команд
Музыкальный батл.
Выставка детских работ на тему дружбы
Сезонный праздник
эвристическая беседа
флешмоб


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».