Рабочая_программа_Русский_язык_НОО

Российская Федерация
Департамент образования
Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение −
средняя общеобразовательная школа № 31
Приложение к ООП ООО МАОУ − СОШ № 31
приказ № 02-од/22 от 19.08.2022

Рабочая программа учебного предмета
начального общего образования
«Русский язык»
для 1-4 классов

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение
вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии
с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования
словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка
как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических,
лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в
целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средств для
успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания
для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
2. Содержание учебного предмета.
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие
звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте,
определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения
для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение
диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор,
привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими
высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование,
рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка
содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе
обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических
требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в
соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания
прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших
собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений,
литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента
видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных
твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным
способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости
согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со
скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на
материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой
моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на
пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических
норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов
и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами,
знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для
анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов,
изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух
и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного
характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий,
наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в
слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных
звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков.

Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости –
глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный –
согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный –
непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги.
Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами
современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости
согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа
стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми
согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака
переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов,
значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или
уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и
многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за
использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные)
слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными
корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня,
приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о
значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов
и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена
собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?».
Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение
существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение
падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых
(синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных
по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ий, ья, ов, ин. Морфологический
разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение
и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3го лица единственного и
множественного числа. Склонение личных местоимений.

1 Изучается во всех разделах курса.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение
глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по
временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение).
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор
глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция
предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие
предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их
сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации):
восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение
главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи
смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами
без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях
с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости,
использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в
слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи – ши2, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
сочетания чк – чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь,
мышь);
безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных
на мя, ий, ья, ье, ия, ов, ин);
безударные окончания имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
2 Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа “желток”,

“железный”.

не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного
числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный
знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где
происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного
мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать,
поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским
языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на
определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование,
рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование
порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов
по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом
точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в
текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений):
изложения
подробные
и
выборочные,
изложения
с
элементами
сочинения;
сочиненияповествования, сочиненияописания, сочинениярассуждения.

3. Тематическое планирование.
1 класс
Количес № урока
тво
часов,
Тема блока
Тема урока
отводим
ое
на

освоени
е блока
Добукварный 23
период

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Букварный
период

57

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.

Пропись — первая учебная тетрадь.
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии
рабочей строки.
Строка и межстрочное пространство
Письмо овалов и полуовалов. Рисование
бордюров.
Письмо длинных прямых наклонных линий.
Письмо длинной и короткой наклонных линий
с закруглением внизу (влево и вправо).
Письмо короткой и длинной наклонных линий
с закруглением вверху (влево) и внизу (вправо).
Письмо овалов больших и маленьких, их
чередование. Письмо коротких наклонных
линий.
Письмо коротких наклонных линий с
закруглением вверху влево и внизу вправо.
Письмо наклонных линий с петлей вверху и
внизу.
Строчная и заглавная буквы А, а.
Строчная и заглавная буквы А, а.
Строчная и заглавная буквы О, о.
Строчная и заглавная буквы О, о.
Написание изученных букв
Строчная буква и.
Заглавная буква И.
Строчная буква ы.
Строчная буква ы.
Строчная и заглавная буквы У, у.
Строчная и заглавная буквы У, у.
Строчная и заглавная буквы Н, н.
Строчная и заглавная буквы Н, н.
Строчная и заглавная буквы С, с.
Строчная и заглавная буквы С, с.
Строчная и заглавная буквы К, к.
Строчная и заглавная буквы К, к.
Строчная и заглавная буквы Т, т.
Строчная и заглавная буквы Т, т.
Строчная и заглавная буквы Л, л.
Строчная и заглавная буквы Л, л.
Строчная буква р. Заглавная буква Р.
Строчная буква р. Заглавная буква Р.
Строчная и заглавная буквы В, в.
Строчная и заглавная буквы В, в.
Строчная и заглавная буквы Е, е.
Строчная и заглавная буквы Е, е.
Строчная и заглавная буквы П, п.
Строчная и заглавная буквы П, п.

Послебуквар
ный период

17

40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.

Строчная и заглавная буквы М, м.
Строчная и заглавная буквы М, м.
Строчная и заглавная буквы З, з.
Строчная и заглавная буквы З, з.
Строчная и заглавная буквы Б, б.
Строчная и заглавная буквы Б, б.
Строчная и заглавная буквы Д, д.
Строчная и заглавная буквы Д, д.
Строчная и заглавная буквы Я, я.
Строчная и заглавная буквы Я, я.
Строчная и заглавная буквы Г, г.
Строчная и заглавная буквы Г, г.
Строчная и заглавная буква ч.
Строчная и заглавная буква ч.
Буква ь.
Буква ь.
Строчная и заглавная буквы Ш, ш.
Письмо слогов и слов с сочетаниями «ши»
Строчная и заглавная буквы Ж, ж.
Строчная и заглавная буквы Ж, ж.
Строчная и заглавная буква ё.
Строчная и заглавная буква ё.
Строчная и заглавная буквы Й, й.
Строчная и заглавная буквы Й, й.
Строчная и заглавная буквы Х, х.
Строчная и заглавная буквы Х, х.
Строчная и заглавная буквы Ю, ю.
Строчная и заглавная буквы Ю, ю.
Строчная и заглавная буквы Ц, ц.
Строчная и заглавная буквы Ц, ц.
Строчная и заглавная буквы Э, э.
Строчная и заглавная буквы Э, э.
Строчная и заглавная буква щ.
Строчная и заглавная буква щ.
Строчная и заглавная буквы Ф, ф.
Строчная и заглавная буквы Ф, ф.
Строчные буквы ь, ъ.
Строчные буквы ь, ъ.
Контрольное списывание.
Алфавит
Парные согласные звуки
Оформление предложений в тексте.
Слова, отвечающие на вопросы: «Кто?», Что?»
Слова, отвечающие на вопросы:
«Что делать?», «Что сделать?»
Слова, отвечающие на вопросы «Какой?»,
«Какая?», «Какое?»
Проверочный диктант.
Правописание безударных гласных в корне
слова.

Наша речь

2

Текст,
3
предложение.
Диалог.
Слова, слова, 7
слова…

87.

Парные звонкие и глухие согласные

88.

Правописание звонких и глухих согласных
на конце слова.
Правописание гласных после шипящих.
Правописание слов жи-ши
Правописание слов с ча-ща
Правописание слов с чу-щу
Правописание слов с чк-чн,щн
Заглавная буква в именах собственных.
Контрольное списывание.
Язык и речь,их значение в жизни людей.
Русский язык — родной язык русского народа.
Текст (общее представление)
Предложение как группа слов, выражающая
законченную мысль.
Диалог.
Слово. Роль слов в речи.
Слова-названия предметов и явлений, слованазвания признаков предметов, слова-названия
действий предметов.
Развитие речи. Составление текста по рисунку
и опорным словам.
Тематические группы слов. Вежливые слова.

89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.

Слово и слог. 9
Ударение.

108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.

Звуки и буквы 46

117.
118.

Слова однозначные и многозначные.
Слова, близкие и противоположные по
значению.
Словари учебника: толковый, близких и
противоположных по значению слов.
Слово и слог.
Слог как минимальная произносительная
единица.
Деление слов на слоги.
Перенос слов. Правила переноса слов .
Развитие речи. Наблюдение над словом как
средством создания словесно-художественного
образа.
Ударение. Способы выделения ударения.
Словообразующая роль ударения. Графическое
обозначение ударения.
Ударение. Знакомство с орфоэпическим
словарём.
Развитие речи. Коллективное составление
содержания сказки.
Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль
звуков и букв в слове.
Звуки и буквы. Условные звуковые обозначения
слов.

119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.
137.
138.
139.
140.
141.
142.
143.
144.
145.
146.

Развитие
речи.
Наблюдение
над
изобразительными возможностями языка.
Русский алфавит или Азбука. Значение
алфавита. Использование алфавита при работе
со словарями.
Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные
звуки.
Смыслоразличительная роль гласных букв,
обозначающих гласные звуки (сон—сын).
Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные
звуки
Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Гласные звуки. Слова с буквой э.
Развитие речи. Составление развёрнутого
ответа на вопрос.
Ударные и безударные гласные звуки.
Произношение ударного и безударного гласного
звука в слове .
Обозначение буквой на письме ударного и
безударного гласного.
Ударные и безударные гласные звуки..
Особенности проверяемых и проверочных слов
Проверочный диктант
Правило обозначения буквой безударного
гласного звука в двусложных словах.
Ударные и безударные гласные звуки.
Способы
проверки
написания
буквы,
обозначающей безударный гласный звук.
Ударные и безударные гласные звуки.
Написание слов с непроверяемой буквой
безударного гласного звука.
Развитие речи. Составление устного рассказа
по рисунку и опорным словам.
Проверочный диктант по теме: «Ударные и
безударные гласные звуки»
Согласные звуки. Буквы, обозначающие
согласные звуки.
Смыслоразличительная роль согласных звуков
и букв, обозначающих согласные звуки (точка
— бочка).
Согласные звуки.
Слова с удвоенными согласными.
Согласные звуки. Буквы Й и И.
Слова со звуком [й’], буквой «и краткое».
Твёрдые и мягкие согласные звуки.
Согласные парные и непарные по твёрдостимягкости.
Твёрдые и мягкие согласные звуки.

147.
148.
149.
150.
151.
152.
153.
154.
155.
156.
157.
158.
159.
160.
161.
162.
164 урока

Итого:

Обозначение мягкости согласных звуков на
письме буквами и, е, ё, ю, ь.
Мягкий знак как показатель мягкости
согласного звука.
Развитие речи. Восстановление текста с
нарушенным порядком предложений.
Перенос слов с мягким знаком
Согласные звонкие и глухие звуки
на конце слова.
Произношение парного по глухости-звонкости
согласного звука на конце слова и его
обозначение буквой на письме.
Правило обозначения буквой парного по
глухости-звонкости согласного звука на конце
слова в двусложных словах.
Особенности проверяемых и проверочных слов.
Способы
проверки
написания
буквы,
обозначающей парный по глухости-звонкости
согласный звук .
Развитие речи. Выполнение тестовых заданий.
Проект «Скороговорки».
Правило правописание сочетаний чк,чн, чт, нч.
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу
Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах,
кличках животных, названиях городов, рек.
Буквы шипящих согласных звуков: непарных
твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ.
Проект «Сказочная страничка»
Контрольный диктант
Работа над ошибками. Итоговое повторение.

2 класс
Тема блока

Наша речь

Количес №
тво
урока
часов,
отводим
ое
на
освоени
е темы
4
1.
2.
3.

Текст

5

4.
5.
6.
7.

Тема урока

Знакомство с учебником.
Виды речи.
Виды речевой деятельности человека. Речь
устная, письменная, внутренняя (речь про себя)
Наша речь. Что можно узнать о человеке по его
речи?
Диалог и монолог.
Что такое текст?
Тема и главная мысль текста.
Входная контрольная работа. Диктант с

8.
9.
Предложение

12

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Слова, слова, 24
слова

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.

грамматическим заданием.
Работа над ошибками. Части текста.
Развитие речи. Составление рассказа по
рисунку, данному началу и опорным словам
Предложение как единица речи, его назначение
и признаки.
Контрольное списывание
Как из слов составить предложение? Логическое
ударение.
Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Подлежащее и сказуемое – главные члены
предложения.
Распространённые
и нераспространённые
предложения
Проверочная работа
Связь слов в предложении
Сочинение
по
репродукции
картины
И.Остроухова «Золотая осень». Коллективное
составление рассказа
Как установить связь слов в предложении?
Диктант по теме «Члены предложения»
Работа над ошибками . Лексическое значение
слова
Лексическое значение слова
Однозначные и многозначные слова
Прямое и переносное значение многозначных
слов
Синонимы
Антонимы. Значение слова.
Родственные слова
Контрольный диктант за 1 четверть
Работа над ошибками . Родственные слова
Корень слова.
Однокоренные слова
Развитие речи. Изложение текста по данным к
нему вопросам.
Однокоренные слова.
Единообразное
написание
корня
в
однокоренных словах
Какие бывают слоги?
Ударный слог
Словесное и логическое (смысловое) ударение
в предложении
Обучающее сочинение по серии картинок.
Перенос слова с одной строки на другую
Перенос слова с одной строки на другую
Проверочная работа по теме «Слова, слова,
слова…»
Контрольный диктант. Перенос слова
Работа над ошибками. Перенос слова с одной

45.
Звуки и буквы 37

46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.

строки на другую
Развитие речи. Составление рассказа по серии
сюжетных рисунков, вопросам и опорным
словам.
Как различать звуки и буквы?
Использование алфавита
Проект «И в шутку и в серьез»
Алфавит
Заглавная буква в словах
Развитие речи. Коллективное составление
рассказа
по
репродукции
картины
З.Е.Серебряковой «За обедом»
Гласные звуки
Правописание слов с безударным гласным
звуком в корне слова.
Безударные гласные в корне слова.
Особенности проверяемых и проверочных слов.
Способы
проверки
написания
буквы
обозначающий с безударный гласный звук в
корне слова.
Правописание слов с безударным гласным
звуком в корне слова
Составление текса из деформированных
приложений
Представление об орфограмме
Правописание
слов
с
непроверяемыми
безударными гласными звуками в корне.
Правописание
слов
с
непроверяемыми
безударными гласными звуками в корне.
Развитие речи. Коллективное составление
рассказа по репродукции картины С.А.Тутунова
«Зима Пришла. Детство»
Обучающее сочинение.
Проверочное списывание. Правописание слов с
проверяемыми
и
непроверяемыми
орфограммами
Диктант. Правописание слов с безударными
гласными звуками в корне.
Работа над ошибками. Как определить
согласные звуки?
Согласный звук [Й] и буква И краткое.
Согласный звук [Й] и буква И краткое.
Слова с удвоенными согласными.
Работа с деформированным текстом
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для
их обозначения.
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для
их обозначения.
Мягкость согласного звука на письме
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для
их обозначения.

75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
Правописани 29
е
буквосочетан
ий
с
шипящими
звуками

82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.

Развитие речи. Коллективное составление
рассказа
по
репродукции
картины
А.С.Степанова «Лоси»
Правописание мягкого знака в конце и середине
слова перед другими согласными.
Правописание мягкого знака в конце и середине
слова перед другими согласными
Диктант . Правописание мягкого знака в конце
и середине слова перед другими согласными
Работа над ошибками. Развитие речи. Работа с
предложением и текстом
Проверочная работа по теме «Согласные звуки
и буквы»
Правописание мягкого знака в конце и середине
слова перед другими согласными
Наши проекты. Пишем письмо.
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.
Обучающее изложение. Муравьи
Повторение темы «Твёрдые и мягкие
согласные».
Наши проекты. Рифма.
Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Проверь себя «Правописание жи-ши, ча-ща, чущу»
Подготовка к проекту «Рифма»
Звонкие и глухие согласные
Звонкие и глухие согласные
Диктант . Правописание звонких и глухих
согласных
Работа над ошибками. Правописание звонких и
глухих согласных
Проверка парных согласных в корне слова.
Распознавание проверяемых и проверочных
слов. Проверка парных согласных
Изложение повествовательного текста. Синичка
Правописание парных звонких и глухих
согласных на конце слова
Правописание парных звонких и глухих
согласных на конце слова
Правописание парных звонких и глухих
согласных на конце слова
Диктант. Правописание парных звонких и
глухих согласных на конце слов
Работа над ошибками. Обобщение изученного
материала.
Правописание слов с разделительным мягким
знаком.
Правописание слов с разделительным мягким
знаком.
Правописание слов с разделительным мягким
знаком.

105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
Части речи

57

112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.

Разделительный мягкий знак. Обобщение
изученного материала.
Контрольное списывание. Правописание слов с
разделительным мягким знаком.
Работа над ошибками. Обучающее сочинение
«Зимние забавы»
Обобщение изученного материала
Единообразие написание корня в формах одного
и того же слова и в однокоренных словах
Единообразное написание корней в словах
Проверочная
работа.
Развитие
речи.
Составление устного рассказа по серии
рисунков.
Части речи
Части речи
Имя существительное
Имя существительное. Закрепление
Проверочное списывание
Одушевлённые и неодушевлённые имена
существительные.
Развитие речи. Работа с предложением и
текстом
Собственные
и
нарицательные
имена
существительные. Заглавная буква в именах,
отчествах и фамилиях людей.
Собственные
и
нарицательные
имена
существительные. Заглавная буква в именах,
отчествах и фамилиях людей.
Собственные
и
нарицательные
имена
существительные. Заглавная буква в именах,
отчествах и фамилиях людей.
Заглавная буква в написаниях кличек животных.
Развитие речи. Составление устного рассказа по
репродукции
картины
В.М.Васнецова
«Богатыри»
Заглавная буква в географических названиях.
Обучающее изложение. Кот Мурзик..
Обобщение знаний о написании слов с
заглавной буквы.
Контрольный диктант за 3-ю четверть.
Написание слов с заглавной буквы.
Работа над ошибками . Единственное и
множественное число имён существительных
Единственное и множественное число имён
существительных
Единственное и множественное число имён
существительных
Обучающее изложение. Зайчик
Проверка
знаний.
Единственное
и
множественное число имён существительных
Диктант. Имя существительное.

134.
135.
136.
137.
138.
139.
140.
141.
142.
143.
144.

145.
146.
147.
148.
149.
150.
151.
152.
153.
154.
155.
156.
157.
158.
159.
160.
161.
162.
163.
164.

Работа над ошибками. Глагол
Глагол.
Признаки
глагола.
Восстановление
деформированного текста
Развитие речи. Составление рассказа по
репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи
прилетели»
Единственное и множественное число глаголов.
Единственное и множественное число глаголов.
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Обобщение и закрепление знаний по теме
«Глагол».
Проверочная работа по теме «Глагол»
Развитие
речи.
Составление
текстаповествования
на
предложенную
тему,
составление письменного ответа на один из
вопросов к заданному тексту
Имя прилагательное.
Связь имени прилагательного с именем
существительным.
Связь имени прилагательного с именем
существительным. Закрепление
Прилагательные близкие и противоположные
по значению.
Единственное и множественное число имён
прилагательных.
Контрольный диктант с грамматическим
заданием
по
теме
«Глагол.
Имя
существительное»
Работа над ошибками. Обобщение знаний об
имени прилагательном.
Контрольное тестирование по теме «Имя
прилагательное»
Работа над ошибками. Текст – описание и роль
имен прилагательных в нем
Развитие речи. Составление- текста описания
натюрморта по репродукции картины Ф.П.
Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»
Личное местоимение как часть речи.
Личное местоимение как часть речи.
Закрепление. Словарный диктант
Развитие речи. Редактирование текста с
повторяющимися именами существительными
Текст – рассуждение.
Развитие речи. Работа с текстом
Проверочная работа по теме «Местоимение»
Общее понятие о предлоге.
Раздельное написание предлогов со словами
Восстановление предложений.
Раздельное написание предлогов со словами.

165.
166.

Повторение

7ч

167.
168.
169.
170.
171.
172.
173.
174.
175.
175 часа

Итого:

Проверочная работа по теме «Предлоги»
Диктант. Раздельное написание предлогов со
словами.
Предложение
Обобщение знаний по разделу «Части речи»
Работа над ошибками. Повторение по теме
«Текст». Сочинение по картине
Слово и его значение.
Промежуточная аттестация за курс 2 класса.
Части речи.
Правила правописания.
Звуки и буквы. Контрольное списывание.
Повторение и закрепление изученного.

3 класс
Тема блока

Количес №
тво
урока
часов,
отводим
ое
на
освоени
е темы
Наша речь и 2
1.
наш язык
2.
Текст.
3.
19
Предложение.
4.
Словосочетан
ие
5.

6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.

Тема урока

Виды речи и их назначение. Речь — отражение
культуры человека.
Для чего нужен язык?
Текст как единица языка и речи
Типы текстов: повествование, описание,
рассуждение. Работа с текстом.
Виды предложений по цели высказывания:
повествовательные,
вопросительные,
побудительные. Знаки препинания в конце
предложений.
Виды
предложений
по
интонации:
восклицательные и невосклицательные. Знаки
препинания в конце предложений.
Входная контрольная работа.
Работа над ошибками. Развитие речи.
Составление предложений по рисунку в
соответствии с заданной коммуникативной
задачей
Обращение. Предложения с обращением (общее
представление).
Главные и второстепенные члены предложения.
Главные и второстепенные члены предложения.
Разбор предложения по членам.
Состав предложения. Распространенные и
нераспространенные предложения
Состав предложения. Распространенные и
нераспространенные предложения

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Слово в языке 20
и речи

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

36.

Простое и сложное предложения (общее
представление).
Простое и сложное предложения. Запятая между
частями сложного предложения.
Сложное предложение.
Союзы а, и, но в сложном предложении. Запятая
между частями сложного предложения.
Словосочетание (общее представление).
Предложение и словосочетание. Коллективное
составление рассказа по репродукции картины
В. Д. Поленова «Золотая осень».
Контрольный диктант № 1 по теме
«Предложение».
Работа над ошибками. Слово и его лексическое
значение. Однозначные и многозначные слова.
Распознавание лексических групп слов в речи:
синонимы, антонимы, слова в прямом и
переносном значении.
Лексическое значение слова. Однозначные и
многозначные слова
Омонимы. Значение, использование омонимов в
речи.
Слово и словосочетание. Представление о
словосочетании
как
сложном
названии
предмета.
Фразеологизмы. Первоначальное представление
об устойчивых сочетаниях слов.
Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка».
Части речи. Обобщение и уточнение
представлений об изученных частях речи.
Имя существительное. Местоимение. Предлоги
с именами существительными.
Развитие речи. Составление текста по
репродукции картины И.Т.Хруцкого «Цветы и
плоды»
Имя прилагательное. Глагол.
Имя числительное (общее представление).
Имя
числительное
как
часть
речи.
Проверочная работа по теме «Части речи»
Однокоренные слова. Обобщение и уточнение
представлений
об
однокоренных
(родственных) словах, о корне слова.
Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их
обозначения.
Согласные звуки и буквы для их обозначения.
Правописание слов с буквосочетаниями чк,
чн, чт, щн, нч, жи—ши, ча—ща, чу—щу. Звукобуквенный разбор слова.
Правописание слов с парными по глухостизвонкости согласными звуками на конце слова
и перед согласным в корне.

37.

38.
39.
40.
Состав слова

47

41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.

Разделительный
мягкий
знак
(ь).
Правописание слов с разделительным мягким
знаком (ь). Проверяемая и непроверяемая
орфограмма в слове.
Изложение текста М.Пришвина «Полянка» по
коллективно составленному плану.
Проект «Рассказ о слове».
Контрольный диктант № 2 по теме «Слово в
языке и речи».
Работа над ошибками. Проект «Семья слов»
Корень слова. Однокоренные слова.
Сложные слова. Соединительные гласные в
сложных словах.
Формы
слова.
Окончание.
Отличие
однокоренных слов от форм одного и того же
слова.
Нулевое окончание. Алгоритм определения
окончания в слове. Слова, которые не имеют
окончания.
Приставка как значимая часть слова.
Значение приставки в слове. Образование
слов с помощью приставки.
Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм
выделения в слове суффикса.
Значение суффикса в слове. Образование слов
с помощью суффиксов.
Контрольное списывание. Обобщение знаний
о роли суффиксов и приставок в слове.
Сочинение по репродукции картины А. А.
Рылова «В голубом просторе».
Основа слова.
Обобщение знаний о составе слова. Разбор
слова по составу.
Изменяемые и неизменяемые слова, их
употребление в речи.
Подробное изложение повествовательного
текста В.Бианки «Скворцы»
Работа над ошибками, допущенными в
изложении. Проверочная работа.
Общее представление о правописании слов с
орфограммами в значимых частях слова.
Правописание слов с безударными гласными
в корне.
Правописание слов с двумя безударными
гласными в корне слова. Слова с
буквосочетаниями -оло-, -оро-, -ере-.
Правописание слов с парными по глухостизвонкости согласными на конце слов и перед
согласным в корне.
Правописание слов с парными по глухостизвонкости согласными

62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.

на конце слов и перед согласным в корне.
Сочинение по серии картин «Серая Шейка».
Правописание
слов
с
непроизносимым
согласным звуком в корне.
Правописание
слов
с
непроизносимым
согласным звуком в корне.
Контрольный диктант № 3 по теме
«Правописание безударных гласных в корне
слова».
Работа над ошибками, допущенными в
диктанте. Правописание слов с удвоенными
согласными.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Сочинение по опорным словам по картине
В.Васнецова «Снегурочка».
Правописание
суффиксов
и
приставок.
Суффиксы -ек, -ик в словах, их правописание.
Правописание суффиксов – ок, оньк, - еньк.
Правописание суффиксов в словах.
Правописание
приставок
в
словах.
Правописание значимых частей слова.
Правописание приставок и предлогов в словах.
Правописание приставок и предлогов в словах.
Контрольный диктант № 4 по теме
«Правописание значимых частей слова».
Работа над ошибками, допущенными в
контрольном диктанте. Место и роль
разделительного твёрдого знака (ъ) в слове.
Правописание слов с разделительным твёрдым
знаком (ъ).
Правописание слов с разделительными твёрдым
(ъ) и мягким (ь) знаками. Перенос слов с
разделительным твёрдым знаком (ъ).
Изложение по самостоятельно составленному
плану по тексту М, Родионовой «Скворецмузыкант».
Обобщение изученных правил письма.
Проект
«Составляем
«Орфографический
словарь»
Части речи. Повторение и уточнение
представлений об изученных частях речи. Части
речи.
Имя существительное. Повторение и уточнение
представлений об имени существительном.
Значение
и
употребление
имён
существительных в речи. Начальная форма
имени существительного.
Одушевлённые и неодушевлённые имена
существительные.
Изложение по самостоятельно составленному
плану по тексту В. Бочарникова «Мал, да удал».

86.
87.
88.
Части речи

63

89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.

Собственные
и
нарицательные
имена
существительные.
Правописание
имён
собственных.
Собственные
и
нарицательные
имена
существительные. Проект «Тайна имени».
Число имён существительных, изменение имён
существительных по числам.
Имена существительные, имеющие форму
одного числа.
Род имён существительных: мужской, женский,
средний.
Определение рода имён существительных,
употреблённых в начальной и других формах.
Имена существительные общего рода.
Правописание имен собственных. Творческая
работа. Проект «Зимняя страничка»
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён
существительных женского рода.
Правописание имён существительных с
шипящим звуком на конце слова.
Сочинение на основе сказочного сюжета по
картине И. Билибина «Иван-царевич и лягушкаквакушка».
Контрольный диктант № 5 по теме
«Правописание имён существительных».
Работа над ошибками. Склонение имён
существительных
(изменение
имён
существительных по падежам).
Склонение имён существительных (изменение
имён существительных по падежам).
Склонение имён существительных (изменение
имён
существительных
по
падежам).
Неизменяемые имена существительные.
Именительный падеж имён существительных.
Родительный падеж имён существительных.
Дательный падеж имён существительных.
Винительный падеж имён существительных.
Именительный, родительный, винительный
падежи.
Творительный падеж имён существительных.
Предложный падеж имён существительных.
Изложение по самостоятельно составленному
плану по тексту К. Паустовского «Кот-ворюга».
Все падежи. Обобщение знаний об имени
существительном. Начальные и косвенные
формы имён существительных.
Контрольное списывание №1 по теме
«Склонение имён существительных».
Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона
«Конец зимы. Полдень».
Работа по выполнению заданий рубрики

112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.
137.

«Проверь себя».
Повторение и уточнение представлений об
имени прилагательном.
Связь имени прилагательного с именем
существительным. Заглавная буква в именах
собственных.
Связь имени прилагательного с именем
существительным.
Сочинение – описание растения в научном
стиле.
Развитие речи. Репродукция картины М.А.
Врубеля «Царевна Лебедь»
Изменение имён прилагательных по родам (в
единственном числе).
Правописание родовых окончаний имён
прилагательных.
Правописание родовых окончаний имён
прилагательных.
Число имён прилагательных. Изменение имён
прилагательных по числам.
Число имён прилагательных.
Падеж
имён
прилагательных
(общее
представление).
Падеж имён прилагательных.
Начальная форма имени прилагательного.
Контрольный диктант № 6 по теме
«Правописание имён прилагательных».
Работа над ошибками, допущенными в
контрольном диктанте. Обобщение знаний об
имени прилагательном.
Составление
сочинения-отзыва
по
репродукции картины В. А. Серова «Девочка
с персиками».
Проект «Имена прилагательные в загадках»
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и
число личных местоимений.
Род местоимений 3-го лица единственного
числа.
Морфологический разбор местоимений.
Употребление личных местоимений для
замены повторяющихся в рядом стоящих
предложениях имён существительных.
Контрольное списывание №2 по теме
«Местоимение»
Морфологический
разбор
местоимений.
Проверочная работа по теме «Местоимения»
Глагол.
Повторение
и
уточнение
представлений о глаголе.
Значение и употребление глаголов в речи.
Распознавание глаголов среди однокоренных
слов и форм слов.

138.
139.
140.
141.
142.
143.
144.
145.
146.
147.
148.
149.
150.
151.
Повторение

Итого:

6

152.
153.
154.
155.
156.
157.
157 часа

Начальная (неопределённая) форма глагола.
Неопределённая форма глагола.
Единственное и множественное число
глаголов. Изменение глаголов по числам.
Времена глаголов: настоящее, прошедшее и
будущее.
Написание окончаний -ешь, -ишь в глаголах.
Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени.
Изменение глаголов по временам.
Изложение по тексту Г. Скребицкого «Лось».
Изменение глаголов в прошедшем времени по
родам (в единственном числе). Родовые
окончания глаголов (-а, -о).
Правописание частицы не с глаголами.
Обобщение
знаний
о
глаголе.
Морфологический разбор глагола
Обобщение знаний о глаголе.
Проверочная работа.
Контрольный диктант № 7 по теме
«Повторение изученного за год».
Работа над ошибками, допущенными в
диктанте. Части речи.
Повторение. Текст. Предложение
Повторение. Словосочетание
Части речи. Имя существительное
Части речи. Имя прилагательное
Части речи. Глагол.
Итоговое повторение.

4 класс
Тема блока

Повторение

Количес №
тво
урока
часов,
отводим
ое
на
освоени
е темы
10
1.
2.

Тема урока

Наша речь и наш язык.
Текст и его план. Признаки текста

3.
4.
5.
6.
7.
8.

Предложение

10

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Слово в языке 22
и речи

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Подробное изложение повествовательного
текста по коллективно составленному плану
«Первая вахта»
Работа над ошибками
Предложение как единица речи. Виды
предложений по цели высказывания.
Виды предложений по цели высказывания и по
интонации.
Диалог. Обращение
Главные и второстепенные члены предложения.
Основа предложения.
Словосочетание.
Входной контрольный диктант №1
Работа над ошибками. Однородные члены
предложения.
Знаки препинания в предложениях
с
однородными
членами
предложения,
соединёнными интонацией перечисления.
Запятая
между
однородными
членами,
соединёнными союзами.
Знаки препинания в предложениях с
однородными членами.
Знаки препинания в предложениях с
однородными членами.
Сочинение по репродукции картины И.И.
Левитана «Золотая осень».
Простые и сложные предложения
Простое предложение с однородными членами
и сложное предложение.
Простое предложение с однородными членами
и сложное предложение.
Контрольный диктант с грамматическим
заданием по теме «Предложение»
Работа над ошибками. Лексическое значение
слова
Многозначные слова. Прямое и переносное
значения
слов.
Заимствованные
слова.
Устаревшие слова.
Синонимы, Антонимы. Омонимы
Фразеологизмы
Состав слова. Значимые части слова
Правописание гласных и согласных в корнях
слов.
Правописание приставок и суффиксов.
Правописание гласных и согласных в корне
слова.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Правописание суффиксов
Правописание слов с суффиксами –ик,-ек.
Проверочная работа
Правописание слов с ь и ъ.

33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
35
Имя
существитель
ное

43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.

Правописание слов с ь и ъ.
Закрепление.
Части речи
Морфологические признаки частей речи.
Склонение имен существительных и имен
прилагательных.
Глагол. Имя числительное.
Наречие как часть речи.
Правописание наречий.
Сочинение-отзыв поп картине В.М.Васнецова
«Иван Царевич на Сером волке»
Контрольный диктант №2 по теме «Части речи»
Работа над ошибками. Изменение по падежам
имен существительных
Признаки
падежных
форм
имён
существительных
Различение
имён
существительных,
употреблённых в именительном, родительном,
винительном падежах.
Различение
имён
существительных,
употреблённых в дательном, винительном,
творительном падежах.
Различение
имён
существительных,
употреблённых в предложном падеже.
1-е склонение имён существительных
Падежные окончания имён существительных
1-го склонения.
Составление сочинения по репродукции
картины художника А.А.Пластова «Первый
снег»
2-е склонение имён существительных.
2-е склонение имён существительных.
3-е склонение имён существительных
Падежные окончания имён существительных
3-го склонения.
Контрольный диктант №3 по теме «Изменение
имен существительных по падежам»
Работа над ошибками. Обобщение знаний об
именах существительных трёх склонений.
Сочинение
по
картине
В.А.Тропинина
«Кружевница».
Правописание
безударных
падежных
окончаний
имён
существительных
в
единственном числе
Именительный и винительный падежи
Падежные окончания имён существительных в
родительном падеже.
Падежные окончания имён существительных в
родительном падеже.
Падежные окончания одушевлённых имён
существительных
в
именительном,

62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
Имя
прилагательн
ое

30

78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.

родительном и винительном падежах.
Падежные окончания имён существительных в
родительном и дательном падежах.
Падежные окончания имён существительных в
родительном и дательном падежах.
Падежные окончания имён существительных в
творительном падеже.
Падежные окончания имён существительных в
предложном падеже.
Правописание безударных окончаний имён
существительных во всех падежах
Правописание безударных окончаний имён
существительных во всех падежах
Контрольный диктант №4 по теме «Падежные
окончания имен существительных»
Работа над ошибками. Морфологический
разбор имени существительного как части речи.
Морфологический
разбор
имени
существительного как части речи.
Склонение
имён
существительных
во
множественном числе.
Именительный падеж имен существительных
множественного числа.
Родительный падеж имен существительных
множественного числа.
Винительный
и
родительный
падежи
одушевлённых имён существительных.
Дательный, творительный и предложный
падежи.
Контрольный диктант №5 по теме «Имя
существительное»
Работа над ошибками. Имя прилагательное как
часть речи.
Значение и употребление имен прилагательных
в речи. Число имен прилагательных.
Словообразование имен прилагательных.
Род и число имён прилагательных.
Склонение имён прилагательных.
Начальная форма имени прилагательного
Сочинение-описание по личным наблюдениям
на тему «Моя любимая игрушка».
Именительный падеж имени прилагательного.
Родительный падеж имени прилагательного.
Дательный падеж имени прилагательного
Именительный, винительный, родительный
падежи.
Родительный и винительный падежи.
Творительный и предложный падежи.
Правописание падежных окончаний имён
прилагательных мужского и среднего рода
Склонение имён прилагательных женского

92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
Местоимение

8

108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.

Глагол

33

116.
117.
118.
119.
120.

рода в единственном числе.
Родительный,
дательный,
творительный,
предложный падежи.
Правописание имён прилагательных женского
рода в родительном, дательном, творительном
и предложном падежах.
Склонение имён прилагательных женского
рода в единственном числе. Винительный и
творительный падежи.
Сочинение
по
репродукции
картины
Н.К.Рериха «Заморские гости»
Правописание имён прилагательных женского
рода в единственном числе.
Склонение
имен
прилагательных
во
множественном числе.
Склонение
имен
прилагательных
во
множественном числе.
Именительный и винительный падежи
Родительный и предложный падежи.
Дательный и творительный падежи.
Подробное изложение повествовательного
текста.
Письмо
по
памяти
сравнительного
описательного текста. Составление сообщения
о достопримечательностях своего города.
Морфологический
разбор
имён
прилагательных.
Работа над ошибками Обобщение по разделу
«Имя прилагательное»
Обобщение по разделу «Имя прилагательное».
Контрольный диктант №6 по теме «Имя
прилагательное»
Работа над ошибками. Местоимение как часть
речи. Личные местоимения.
Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Склонение личных местоимений 1-го и 2-го
лица единственного и множественного числа
Изменение по падежам личных местоимений.
Правописание местоимений.
Изменение по падежам личных местоимений 3го лица единственного и множественного
числа
Морфологический разбор местоимения.
Проверочная работа
Контрольный
диктант
№7
по
теме
«Местоимение»
Работа над ошибками. Роль глаголов в языке.
Время глаголов.
Неопределенная форма глагола
Неопределённая форма глагола.
Изменение глаголов по временам.

121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.
137.
138.
139.
140.
141.
142.
143.

Повторение

Итого:

8

144.
145.
146.
147.
148.
149.
150.
151.
152.
153.
154.
155.
156.
156 часа

Спряжение глагола.
Спряжение глагола
2-е лицо глаголов настоящего и будущего
времени в единственном числе.
Сочинение по репродукции картины И.И.
Левитана «Весна. Большая вода»
2-е лицо глаголов настоящего и будущего
времени
Обобщение по теме «Глагол».
I и II спряжение глаголов.
I и II спряжение глаголов.
Спряжение глаголов в будущем времени. Наши
проекты «Части речи»
Правописание глаголов с безударными
личными окончаниями
Правописание глаголов с безударными
личными окончаниями.
Правописание глаголов с безударными
личными окончаниями.
Правописание глаголов с безударными
личными окончаниями.
Правописание глаголов с безударными
личными окончаниями.
Контрольный
диктант
№8
по
теме
«Правописание глаголов»
Работа над ошибками. Возвратные глаголы
Правописание –тся и –ться в возвратных
глаголах
Правописание возвратных и невозвратных
глаголов в настоящем и будущем времени.
Морфологический разбор глагола.
Правописание глаголов в прошедшем времени
Правописание глаголов в прошедшем времени.
Правописание глаголов в прошедшем времени.
Изложение повествовательного текста по
вопросам
Обобщение по теме «Глагол».
Обобщение по теме «Глагол».
Промежуточная аттестация
Контрольный диктант №9 по теме «Глагол»
Работа над ошибками. Язык и речь.
Промежуточная аттестация
Язык и речь. Текст.
Предложение.
Состав слова. Разбор слова по составу.
Предложение и словосочетание. Части речи.
Лексическое значение слова. Правописание
орфограмм в значимых частях слова.
Звуки и буквы.
Итоговое повторение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».