Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение − средняя общеобразовательная школа № 31 Утверждено и введено приказом от 19.08.2022 № 02-од/22 ПОЛОЖЕНИЕ о школьной научно-практической конференции обучающихся в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении – средней общеобразовательной школе №31 1 Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи проектной и исследовательской деятельности в МАОУ-СОШ №31, порядок ее организации, общие требования к содержанию, представлению и оценке проектных работ обучающихся. 1.2 Настоящее положение разработано на основе: – Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ; – Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказам министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №273; – Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказам министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897; – Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказам министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021г. №286; – Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказам министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021г. №287; – Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказам министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413; – Основных образовательных программ НОО, ООО, СОО. Проектная и исследовательская деятельность – это технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение обучающимися разнообразных задач исследовательского творческого характера под руководством педагога; это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта. Проектный метод предполагает творческое раскрытие личности учащегося при самостоятельной работе. Проектная и исследовательская деятельность является одной из форм организации образовательных отношений, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся, развитию персональных компетентностей обучающихся, их успешной социализации, является одним из методов развивающего (личностноориентированного) обучения; одним из способов оценки достижения метапредметных результатов образовательной программы. • Выполнение индивидуального проекта является обязательным для каждого обучающегося, занимающегося по ФГОС за освоение уровня образования. • Защита индивидуального итогового проекта в течении периода освоения уровня образования является одной из обязательных составляющих внутришкольной системы оценки качества образования. • Проектная работа не допускает какие-либо виды плагиата. Использование какихлибо видов информационных источников обязательно сопровождается ссылкой на эти источники, в том числе и Internet-ресурсы. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. • Отметка за выполнение индивидуального проекта на уровне НОО и ООО выставляется в классном (электронном) журнале учебного предмета, профилю которого соответствует работа. Отметка за выполнение индивидуального проекта на уровне СОО выставляется в классном (электронном) журнале учебного предмета «Индивидуальный проект». В личном деле всем обучающимся по итогам защиты индивидуального проекта отметка выставляется в свободную строку. В документ государственного образца об уровне образования — аттестат об основном общем образовании и аттестат о среднем общем образовании — отметка выставляется в свободную строку. • При неудовлетворительных результатах защиты индивидуального проекта директор издает приказ по школе, в котором назначаются дополнительные сроки пересдачи. • Защита индивидуального исследовательского проекта является одной из обязательных составляющих допуска к ГИА. • Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника основной школы на избранное им направление профильного обучения в старшей школе. 1) Понятия • Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и учащихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. • Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех свойств проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование. 2) Цели проектной и исследовательской деятельности 3.1. Цели определяются как их личностными, так и социальными мотивами: – самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников; – умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; – приобретение коммуникативных умений, работая в группах; – развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); – развитие системного мышления; – вовлечение учащихся в социально-значимую творческую, исследовательскую и созидательную деятельность; – ознакомление учащихся с методами и технологиями проектной деятельности; – обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения; – поддержка мотивации в обучении; – реализация потенциала личности. 3) Задачи проектной и исследовательской деятельности: – воспитание у школьников интереса к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности (науки, техники, искусства, природы, общества); – формирование склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умений и навыков проведения экспериментов; – развитие умения самостоятельно, творчески мыслить; – выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение методике обработки полученных данных и анализа результатов, составление и формирование отчета и доклада о результатах научно-исследовательской работы; – мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации; – формирование единого школьного научного общества учащихся со своими традициями; – пропагандирование достижений отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства. 4) Порядок организации и проведения Конференции • В Конференции принимают участие обучающиеся 7-11 классов МАОУ-СОШ №31 города Екатеринбурга, подготовившие проекты в соответствии с требованиями настоящего Положения, выполненные индивидуально или в составе авторского коллектива (не более трех авторов). • Конференция состоит из трех последовательно проводимых этапов: -школьный (декабрь 2022 года); -районный (январь – февраль 2023 года); -городской (февраль – март 2023 года). • В школьном этапе Конференции принимают участие все желающие обучающиеся в соответствии с требованиями настоящего Положения; в районном этапе Конференции – победители и призеры школьного этапа Конференции; в городском этапе Конференции– победители и призеры районного этапа Конференции. • Школьный этап Конференции проводится в соответствии с направлениями и предметными областями, указанными в п. 5.11. настоящего Положения. Оценивание проектов на школьном этапе Конференции проводится в соответствии с критериями, указанными в п. 9 настоящего Положения. • Порядок организации и сроки проведения районного этапа Конференции: 1 01 - 18 декабря 2022 года - направление заявки от участников научно-практической конференции; 22 декабря 2022 год - очный тур школьного этапа научно-практической конференции. 2 5.6.Каждый участник может участвовать только в одном проекте. • Тематика проектов должна отражать: -актуальные проблемы гуманитарного, социально-экономического, социокультурного, общественно-политического и естественнонаучного характера. -научные достижения, общественные и культурные события страны, региона, города; -стратегию социально-экономического развития Екатеринбурга и его интеграции в мировое сообщество; -памятные события, юбилейные даты года. • Проекты должны содержать практический раздел, основанный на собственных исследованиях авторов. Разработка проектов на основе заказов органов местного самоуправления, общественности усиливает их практическую значимость. • При подготовке проекта двумя или тремя авторами необходимо отразить вклад каждого. • Проекты реферативного характера, не содержащие элементов самостоятельного исследования, к участию в Конференции не допускаются. • Направления и предметные области Конференции: Направления Гуманитарное Предметные области Классы 1. история / краеведение 7-11 2. лингвистика – русский язык 7-11 3. лингвистика – английский язык/ 7-11 немецкий язык / французский язык 4. экономика 7-11 Социально- 5. инженерно-техническое творчество 7-11 экономическое 6. информационно-коммуникационные 7-11 технологии 7. культурология / искусство / социальное 7-11 проектирование Социокультурное 8. домоводство/дизайн и декоративно- 7-11 прикладное искусство Общественно- 9. здоровьесбережение 7-11 10. право / обществознание 7-11 11. химия / физика / астрономия 7-11 12. математика 7-11 13. биология / экология 7-11 политическое Естественнонаучное • Для участия в очном туре Конференции участникам необходимо приготовить презентацию и иметь печатный вариант проекта . • Принимая участие в Конференции, участники, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, соглашаются с требованиями настоящего Положения и дают согласие на предоставление, использование и обработку персональных данных (Приложения № 5, 6) в соответствии с нормами Федерального закона № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года (в действующей редакции) «О персональных данных» (фамилия, имя, отчество, наименование общеобразовательной организации, класс обучения, результаты участия в мероприятии, вид и степень диплома – для обучающихся; фамилия, имя, отчество, должность, место работы, контактный телефон, электронная почта – для педагогов). 5) Формы организации проектной деятельности • Виды проектов: – информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории; – исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но исследования, и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием; – творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии); – социальный, прикладной (практико-ориентированный) направленный на решение проблемы той или иной социальной группы, территориального сообщества или общества в целом. В основе такого противоречия лежит неудовлетворенность в актуальной ситуации социально приемлемых (с точки зрения социальной группы или государственной идеологии) потребностей или столкновение интересов и потребностей социальных групп; – игровой (ролевой), в таких проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта; – инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения). Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты; д) Мультимедийный продукт, чертеж изделия, модель изделия, бизнес-план, газета, видеофильм, статья, макет, костюм, изделие, проведение мероприятия, оформление зала, электронное учебное пособие, выставка, презентация (устная, компьютерная). Иной продукт, выполнение которого обосновано учащимся. • В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются: 1 выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм; 2 подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта; 3 краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов; 4 рецензия. • По содержанию проект может быть - монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областным), относящийся к области деятельности. • По количеству участников: • индивидуальный – самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы обучающийся – автор проекта – самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник; • парный, малогрупповой (до 5 человек); • групповой (до 15 человек); • коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, областной, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в том числе в Интернете). • Длительность (продолжительность) проекта: от проекта - урока до многолетнего проекта. 6) Требования к оформлению проектно-исследовательской работы. • Тема работы должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения и отражать содержание проекта. • Структура проекта содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы (требования к оформлению титульного листа изложены в приложении 1). • Введение включает в себя ряд следующих положений: • проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема; • устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом; • формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели; • далее указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта; • завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая значимость». • Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный (практический). • В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи. • Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ: Работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 12 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см. Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. • Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен превышать 15 машинописных страниц. Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Текст работы нумеруется. • Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы). Подведение итогов проектной и учебно-исследовательской деятельности • На школьной научной конференции производится презентация и защита проектных работ. В конференции могут участвовать все учащиеся школы.с 7-11 класс. • Для проведения школьной конференции, презентации проектноисследовательских работ создается специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администраторы школы, преподаватели вузов, родители, представители ученического самоуправления и иные квалифицированные работники. • Специальная комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской деятельности конкретного учащегося, определяет победителей конкурса проектных работ. • Состав специальной комиссии определяется организационным советом конференции школы. Количество членов комиссии не должно быть менее 3 и более 7 человек. • Победители и призеры Конференции (1, 2, 3 место) определяются в каждой секции очного тура Конференции путем суммирования баллов заочного и очного туров. 8.6 Номинанты Конференции определяются согласованным решением специальной комиссии с учетом суммирования баллов, видами и тематикой проектов в номинациях: «Исследовательский потенциал проекта»;«Практическая значимость проекта»; «Успешная защита проекта». • Оценочные листы очного тура Конференции не выдаются, апелляции по итогам Конференции не предусмотрены. 7) • Реферативные проектно-исследовательские материалы, а также сами проекты принадлежат образовательному учреждению. • В школе организуется банк проектно-исследовательских работ, которым (при условии их сохранности) могут пользоваться как педагоги, так и ученики школы, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью. • По результатам очного тура Конференции, в соответствии с данным Положением лучшие проекты обучающихся 7-11 классов могут быть направлены для участия в заочном туре районной научно-практической конференции обучающихся города Екатеринбурга. 8) Критерии оценивания проектно-исследовательской деятельности I этапе – изучение представленных работ членами жюри. 1 этап – заслушивание докладов участников на заседании тематических секций, ведение дискуссии. 2 этап – подведение итогов. Регламент выступления участников – 6-8 минут, дискуссия – 5 минут. В дискуссии участвуют члены жюри, слушатели предметных секций. Критерии оценки 1. Актуальность темы. – имеет большой практический и теоретический интерес – носит вспомогательный характер – степень актуальности определить сложно – не актуальна 2. Новизна решаемой проблемы. – поставлена новая задача – решение известной задачи рассмотрено с новой точки зрения, новыми методами – задача имеет элементы новизны – задача известна давно 3. Оригинальность методов решения задачи, исследования. – решена новыми, оригинальными методами – имеет новый подход к решению, использованы новые идеи – используются традиционные методы решения 4. Научное и практическое значение результатов работы. – результаты заслуживают опубликования и практического использования – можно использовать в научной работе школьников – можно использовать в учебном процессе – не заслуживает внимания 5. Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области. – использование известных результатов и научных фактов в работе; – знакомство с современным состоянием проблемы; – полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования учёных, занимающихся данной проблемой; – ясное понимание цели работы; – логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность выводов; – общее впечатление. 6. Участие в дискуссии – соответствие содержания вопросов теме исследования; – четкость формулировки вопросов; – эрудиция оппонента. 7. Культура оформления работы – соответствие стандартным требованиям; – качество приложений; – наличие тезиса выступления; – наличие рецензии на работу учащегося. Критерии оценки содержания проекта: № Критерий Оценка (в баллах) 1. Тип работы II - реферативная работа III - работа носит исследовательский характер 2. Использование 1 - используются широко известные научные данные научных фактов и 2 - используются уникальные научные данные данных 3. Использование 8 - использованы знания школьной программы 9 - использованы знания за рамками школьной программы знаний вне школьной программы 4. Качество 8 - результаты могут быть доложены на школьной исследования конференции 9 - результаты могут быть доложены на районной конференции 10 - результаты могут быть доложены на региональной конференции 5. Структура проекта: 7 - в работе плохо просматривается структура 8 - в работе присутствует большинство структурных введение, элементов постановка проблемы, решение, 9 - работа четко структурирована выводы 6. Оригинальность и 1) - тема традиционна, новизна темы 2) - работа строится вокруг новой темы и новых идей 7. Владение автором 6 - автор владеет базовым аппаратом, терминологическим 7 - автор свободно оперирует базовым аппаратом в беседе аппаратом 5 - работа оформлена аккуратно, но без «изысков», описание 8. Качество оформления работы непонятно, есть ошибки 6 - работа оформлена аккуратно, описание четко, понятно, грамотно, 7 - работа оформлена изобретательно, применены приемы и средства, повышающие презентабельность работы, описание четко, понятно, грамотно № Критерий Критерии оценки защиты проекта: Оценка (в баллах) 1. 2. 3. 4. - доклад зачитывает - доклад рассказывает, но не объяснена суть работы 3 - доклад рассказывает, суть работы объяснена 5 - кроме хорошего доклада владеет иллюстративным материалом 6 - доклад производит очень хорошее впечатление Качество ответов 1 - не может четко ответить на большинство вопросов на вопросы 2 - отвечает на большинство вопросов 3 - отвечает на все вопросы убедительно, аргументировано Использование 2 - представленный демонстрационный материал не демонстрационног используется в докладе о материала 3 - представленный демонстрационный материал используется в докладе 4 - представленный демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется Оформление 1 - представлен плохо оформленный демонстрационный демонстрационног материал о материала 2 - демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть отдельные претензии 3 - к демонстрационному материалу нет претензий Качество доклада Приложение 1 к Положению о школьной научно-практической конференции в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении – средней общеобразовательной школе №31 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №31 (шрифт 14) Наименование направления работы: (шрифт 14) Проектная (Исследовательская) работа Тема: «Наименование работы» (шрифт 16) Автор работы: (шрифт 14) Фамилия, имя (полностью), класс Руководитель: (шрифт 14) Ф.И.О.(полностью), должность г.Екатеринбург, 20 г. (шрифт 14) Приложение 2 к Положению о школьной научно-практической конференции в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении – средней общеобразовательной школе №31 Публичная защита проектной работы - Публичная защита проекта проводится самим автором (если работа индивидуальная) или двумя представителями творческой группы (как правило, один из них – за компьютером, другой – представляет работу). - Представление - защита проводится в устной форме, с обязательной демонстрацией или фрагментов проекта, или его короткой демоверсии. - Время, предоставляемое для выступления, 5–8 минут (точное время устанавливается ежегодным локальным документом, посвященным организации и проведению общешкольной конференции-конкурса, и зависит от количества работ, участвующих в конкурсе, и планируемой продолжительности итогового этапа конференции). - Содержание и композиция публичной защиты проекта – инициативное и творческое право его авторов, однако в выступлении обязательно должны быть представлены следующие вопросы: I. обоснование выбранной темы – актуальность ее и степень исследованности; II. определение цели и задач представляемого проекта, а также степень их выполнения; III. краткое содержание (обзор) выполненного исследования, с обязательными акцентами на ключевых положениях и выводах; IV. представление всех технических параметров проекта (использованные компьютерные программы, научные источники, демонстрационно-справочный аппарат, иллюстративные материалы и т.п.); V. обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении поставленных проблем; VI. рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта. После завершения своего выступления участники творческой проектной группы, представлявшие работу, должны суметь ответить на вопросы жюри. - В публичной защите проекта возможно использовать различного рода дополнительную печатную рекламно-пояснительную продукцию (программа, аннотация, рекомендательные и пояснительные записки и т.д.). - К участию школьного проекта в конкурсных мероприятиях внешкольного уровня оформляется сопровождающая проектную работу документация, предусмотренная форматом именно этого конкурса. - Перед публичной защитой необходимо провести экспертное тестирование демонстрационной техники, записать проект или его демонстрационную версию на компьютер, который будет использоваться во время защиты, проверить качество записи и условия демонстрации. Приложение 3 к Положению о школьной научно-практической конференции в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении – средней общеобразовательной школе №31 Примерное содержательное описание каждого критерия Критерий Уровни сформированности навыков проектной деятельности Базовый Повышенный Самостоят Работа в целом свидетельствует о Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с способности самостоятельно ставить ельное приобретен опорой на помощь руководителя проблему и находить пути её решения; свободное ие знаний ставить проблему и находить пути продемонстрировано и решение её решения; продемонстрирована владение логическими операциями, способность приобретать новые навыками критического мышления, проблем знания и/или осваивать новые умение самостоятельно мыслить; способы действий, достигать более продемонстрирована способность на глубокого понимания изученного этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы Продемонстрировано понимание Продемонстрировано свободное Знание содержания выполненной работы. владение предметом проектной предмета В работе и в ответах на вопросы по деятельности. Ошибки отсутствуют содержанию работы отсутствуют грубые ошибки навыки Работа тщательно спланирована и Регулятив Продемонстрированы определения темы и планирования последовательно реализована, ные работы. своевременно пройдены все действия Работа доведена до конца и необходимые этапы обсуждения и представлена комиссии; представления. Контроль и коррекция некоторые этапы выполнялись под осуществлялись самостоятельно. контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося навыки Тема ясно определена и пояснена. Коммуник Продемонстрированы оформления проектной работы и Текст/сообщение хорошо ация пояснительной записки, а также структурированы. Все мысли выражены подготовки простой презентации. ясно, логично, последовательно, Автор отвечает на вопросы аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается приусловии, что такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения. Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; даны ответы на вопросы. В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы. Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.