Рабочая программа_ Русский язык_ООО

Российская Федерация
Департамент образования
Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение −
средняя общеобразовательная школа № 31
Приложение
к ООП ООО МАОУ − СОШ № 31
приказ № 02-од/22 от 19.08.2022

Рабочая программа учебного предмета
основного общего образования
(базовый уровень)
«Русский язык»
5-9 классы

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапритетные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и
аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной
коммуникации):
создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в
зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского

литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и
полилогическую
речь,
участие
в
диалоге
и
полилоге;
развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и
содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную
мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;
овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного
содержания,
с
выборочным
извлечением
информации);
понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых
типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка,
осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной
форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности,
последовательности
изложения;
умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности,
понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать
собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;
умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и
сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план
(включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей
личности
в
процессе
образования
и
самообразования:
осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для
выражения
своих
чувств,
мыслей
и
коммуникативных
потребностей;
соблюдение

основных

языковых

норм

в

устной

и

письменной

речи;

стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского
литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и
развитие;
3)

использование

коммуникативно-эстетических

возможностей

русского

языка:

распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и
синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола,
олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы,
омонимы)
в
речи;
уместное

использование

фразеологических

оборотов

в

речи;

корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;
использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:

идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по
значению
и
основным
грамматическим
признакам;
распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных
разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и
наречия;
распознавание

глаголов,

причастий,

деепричастий

и

их

морфологических

признаков;

распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков
частиц;
распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей
междометий;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа
словосочетания
и
предложения,
а
также
многоаспектного
анализа
текста:
проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов
анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа
словообразовательных
пар
и
словообразовательных
цепочек
слов;
проведение синтаксического анализа
самостоятельных
частей

предложения,
речи

определение
в

синтаксической роли
предложении;

анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную
мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы
текста;
определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;
определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической
окраски
слова,
сферы
употребления,
подбор
синонимов,
антонимов;
деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного
анализа
слова;
умение различать
словообразования;

словообразовательные

и

формообразующие

морфемы,

способы

проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи;
характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных
частей
речи,
определение
их
синтаксической
функции;
опознавание

основных

единиц

синтаксиса

(словосочетание,

предложение,

текст);

умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого
слова
в
словосочетании,
определение
его
вида;
определение
определение

вида

предложения

по

цели

грамматической

высказывания

и

основы

эмоциональной

окраске;

предложения;

распознавание
осложнённой

распространённых и нераспространённых предложений,
и
неосложнённой
структуры,
полных
и

предложений
неполных;

распознавание
обособленных

второстепенных членов предложения, однородных членов
членов предложения; обращений; вводных и вставных

предложения,
конструкций;

опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с
различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного
предложения;
определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к
функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и
соблюдения
норм
их
построения;
определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений
в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых
в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в
соответствии
с
ситуацией
и
стилем
общения:
умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения
устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск
на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах
конструирования
информационных
запросов;
пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для
определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе
однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения,
особенностей
употребления;
пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного
написания
и
произношения
слова;
использование
употребления

фразеологических

словарей

для

определения

значения

и особенностей
фразеологизмов;

использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и
словообразовательного
анализа
слов;
использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого
этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании
устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение
основными
стилистическими
ресурсами
лексики
и
фразеологии
языка:
поиск

орфограммы

и

применение

правил

написания

слов

с

орфограммами;

освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;
применение

правильного

переноса

слов;

применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном
предложениях,
при
прямой
речи,
цитировании,
диалоге;
соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка,
определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;
выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учётом
значения,
смыслового
различия,
стилистической
окраски;
нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных,
глаголов;
соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при
употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении
предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и
частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной
соотнесённости глаголов-сказуемых в связном тексте;
8) для слепых, слабовидящих обучающихся: формирование навыков письма на брайлевской
печатной машинке;
9) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся формирование и развитие
основных видов речевой деятельности обучающихся - слухозрительного восприятия (с
использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных имплантов), говорения, чтения, письма;
10)

для

обучающихся

с

расстройствами

аутистического

спектра:

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными
нормами
литературного
языка,
нормами
речевого
этикета;
приобретение опыта использования языковых норм в речевой и альтернативной коммуникативной
практике
при
создании
устных,
письменных,
альтернативных
высказываний;
стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную
позицию;
видение

традиций

и

новаторства

в

произведениях;

восприятие художественной действительности как выражение мыслей автора о мире и человеке.
2.Содержание учебного предмета, курса.
Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской
Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета
«Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие
обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа.
Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе,
поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного

общего образования.
Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной
компетенции

(включая

языковой,

речевой

и

социолингвистический

ее

компоненты),

лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в
различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим
особенностям обучающихся основной школы.
Лингвистическая

(языковедческая)

компетенция

–

способность

получать

и

использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве,
развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об
основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас;
формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться
различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной
культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского
языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации
являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения
обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к
изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания
художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для
изучения иностранных языков.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации
являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения
обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к
изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания
художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для
изучения иностранных языков.
Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования
по предмету «Русский язык» (далее – Программы) является усвоение содержания

предмета

«Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с
требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования.

Главными задачами реализации Программы являются:


формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю

культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального
общения;


усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и

систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и
оценке языковых фактов;


овладение

функциональной

грамотностью

и

принципами

нормативного

использования языковых средств;


овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей

языка как средства коммуникации и средства познания.
В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия


для

развития

личности,

ее

развития

способностей,

духовно-нравственного

и

эмоционального

совершенствования;


для

удовлетворения

познавательных

интересов,

самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;


для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской

идентичности и социально-профессиональных ориентаций;


для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды,

формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных
проектов и программ;


для знакомства обучающихся с методами научного познания;



для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной,

общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;


для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу

дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог,
диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного,
публицистического, официально-делового, языка художественной литературы). Основные жанры
разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв,
выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля
и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официальноделового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).

Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его
коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и
избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание,
рассуждение). Тексты смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения,
собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления,
выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный,
диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа).
Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым),
приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и
ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости
от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое,
выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка
(орфоэпические,

лексические,

грамматические,

стилистические,

орфографические,

пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении
словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях

формального

и

неформального

общения.

Невербальные

средства

общения.

Межкультурная коммуникация.
Содержание,

обеспечивающее

(языковедческой) компетенции.

формирование

языковой

и

лингвистической

Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского
народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских
языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о
русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие,
профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа.
Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц
языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного
творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с
помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности
художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и
речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в
речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность
при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ
слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на
письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы,
определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в
отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой
речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование

Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и
окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный
анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и
производная

основы,

Словообразующая

морфема.

Словообразовательная

пара.

Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и
многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы.
Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы,
историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова.
Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в
словаре.

Исконно

русские

и

заимствованные

слова.

Фразеологизмы

и

их

признаки.

Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного
русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным
лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных
слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация
частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение,
морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части
речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи.
Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования
форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов,
причастий и деепричастий и др.).

Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его
типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной
окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их
выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых
предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные,
предложения
односоставных

осложненной

и

предложений.

неосложненной
Однородные

структуры,

члены

полные

предложения,

и

неполные).

обособленные

Типы
члены

предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы
сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного
предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность,
завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы
употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения
сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место
придаточного

определительного

в

сложноподчиненном

предложении;

построение

сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной
части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного
предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в
предложении с косвенной речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем
и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная
и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и
цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных
норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

1. Тематическое планирование
5 класс
Тема блока

Язык и общение.

Количество
часов,
отводимое на
освоение
темы
3

№ урока

Тема урока

1

Роль языка в жизни человека и
общества.
Русский
язык
–
национальный язык русского народа,
государственный язык Российской
Федерации и язык межнационального
общения.
Язык и человек. Язык и речь. Речевое
общение. Виды речи (устная и
письменная).
Изучающее,
ознакомительное
и
просмотровое
чтение: приемы работы с учебной
книгой и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы
Интернета.
Стили речи. Основные особенности
разговорной речи, функциональных
стилей (научного, публицистического,
официально-делового,
языка
художественной литературы).
Звуки и буквы. Произношение и
правописание.

2

3

Повторение
изученного в 1-4
классах.

24

4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Орфография. Понятие орфограммы.
Правописание
проверяемых
безударных гласных в корне.
Правописание проверяемых согласных
в корне слова.
Правописание
непроизносимых
согласных в корне слова.
Буквы и, у, а после шипящих.
Разделительные ъ и ь.
Раздельное написание предлогов с
другими словами.
Текст
как
продукт
речевой
деятельности.
Обучающее изложение.
Части речи.

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Синтаксис.
Пунктуация.
Культура речи.

35

Глагол.
Правописание
-тся и -тъся в
глаголах.
Личные окончания глаголов. Не с
глаголами.
Тема текста.
Имя существительное.
Падежные
окончания
существительных.
Имя прилагательное.
Обучающее сочинение-описание по
картине А. А. Пластова «Летом»
Местоимение как часть речи.
Основная мысль (идея) текста.
Повторение и обобщение изученного в
начальных классах.
Входной
контроль.
Диктант с
грамматическим заданием по теме
«Повторение
изученного
в
1-4
классах».

27

Анализ диктанта
ошибками.

28

Синтаксис и пунктуация.

29
30
31
32
33
34

Словосочетание.
Разбор словосочетаний.
Предложение.
Сжатое изложение
Сжатое изложение
Виды
предложений
по
цели
высказывания
Восклицательные предложения.
Члены предложения. Главные члены
предложения. Подлежащее
Сказуемое
Тире между подлежащим и сказуемым
Тире между подлежащим и сказуемым
Нераспространённые
и
распространённые предложения
Второстепенные члены предложения.
Дополнение
Определение.
Обстоятельство.
Предложения с однородными членами.
Знаки препинания в предложениях с
однородными членами.
Знаки препинания в предложениях с
однородными членами.
Знаки препинания в предложениях с

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47

и

работа

над

48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61

62
Фонетика. Графика.
Орфоэпия.
Орфография.
Культура речи.

15

63

64

65

66
67
68

69
70
71

однородными членами.
Обобщающие слова при однородных
членах.
Обобщающие слова при однородных
членах.
Предложения с обращениями.
Предложения с обращениями.
Письмо.
Синтаксический и пунктуационный
анализ простого предложения.
Простые и сложные предложения.
Простые и сложные предложения.
Прямая речь.
Знаки препинания в предложениях с
прямой речью.
Знаки препинания в предложениях с
прямой речью.
Диалог.
Повторение и систематизация знаний
по теме «Синтаксис и пунктуация».
Контрольный
диктант с
грамматическим заданием по теме
«Синтаксис и пунктуация».
Анализ диктанта и работа над
ошибками.
Фонетика. Звуки речи. Изменение
звуков
в
речевом
потоке.
Фонетическая транскрипция.
Система гласных звуков. Слог.
Перенос
слов.
Ударение,
его
разноместность, подвижность при
формои
словообразовании.
Смыслоразличительная роль ударения.
Система согласных звуков. Согласные
твердые и мягкие. Обозначение на
письме
твердости
и
мягкости
согласных.
Обозначение мягкости согласных с
помощью мягкого знака.
Обозначение мягкости согласных с
помощью мягкого знака.
Функционально-смысловые
типы
текста: повествование и описание.
Обучающее изложение с элементами
описания
(по
рассказу К.
Г.
Паустовского «Шкатулка»).
Согласные звонкие и глухие.
Соотношение звука и буквы. Состав
русского алфавита, названия букв.
Связь фонетики с графикой и
орфографией.

72
73

74
75
76
77
Лексика. Культура
речи.

9

78
79
80
81
82
83
84
85

86
Морфемика.

25

87
88

89

90
91
92
93
94

Двойная роль букв е, ё, ю, я. Способы
обозначения [j’] на письме.
Орфоэпия как раздел лингвистики.
Основные нормы произношения слов
(нормы, определяющие произношение
гласных звуков и произношение
согласных
звуков;
ударение
в
отдельных грамматических формах) и
интонирования предложений.
Фонетический
разбор
слова.
Фонетический анализ слова.
Повторение по теме «Фонетика.
Орфоэпия. Графика».
Контрольный тест по теме «Фонетика.
Орфоэпия. Графика».
Анализ ошибок, допущенных в
контрольном тесте.
Слово как единица языка. Лексическое
и грамматическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слова.
Лексическая сочетаемость.
Омонимы
Синонимы. Паронимы.
Подготовка к сочинению по картине
И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
Антонимы.
Основные
лексические
нормы
современного русского литературного
языка
(нормы
лексической
сочетаемости, различение в речи
омонимов, антонимов, синонимов,
многозначных слов). Лексический
анализ слова.
Контрольный тест по теме «Лексика.
Культура речи».
Морфема как минимальная значимая
единица языка. Состав слова.
Изменение и образование слов.
Словообразующие
и
формообразующие морфемы.
Подготовка к подробному изложению
по рассказу
К.Г. Паустовского
«Первый снег».
Подробное изложение по рассказу К.
Г. Паустовского «Первый снег».
Окончание. Нулевая морфема. Основа
слова.
Сочинение по личным впечатлениям.
Корень слова.
Рассуждение
–
функциональносмысловой тип текста.

95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108

109
110

111
Морфология.
Орфография.
Культура речи.
Имя
существительное.

25

112

113
114
115
116

117
118

119
120

121
122
123

124

Суффикс.
Приставка.
Выборочное изложение с изменением
лица.
Чередование звуков в морфемах.
Беглые гласные.
Варианты морфем.
Морфемный анализ слова.
Правописание гласных и согласных в
приставках.
Буквы З и С на конце приставок.
Буквы а – о в корнях -лаг-(-лож-).
Буквы а – о в корнях -раст-, -рос-, ращ-.
Буквы О – Ё после шипящих в корне.
Буквы ы-и после ц.
Подготовка к сочинению по картине
П.П.Кончаловского
«Сирень
в
корзине».
Повторение по теме «Морфемика»
Контрольный
диктант
с
грамматическим заданием по теме
«Морфемика» .
Анализ диктанта и работа над
ошибками.
Имя существительное как часть речи.

Имя существительное как часть речи.
Доказательства в рассуждении.
Имена
существительные
одушевленные и неодушевленные.
Имена существительные собственные
и нарицательные. Прописная и
строчная буквы.
Род имен существительных.
Имена существительные, которые
имеют форму только множественного
числа.
Сжатое изложение.
Имена существительные, которые
имеют только форму единственного
числа.
Три склонения имен существительных
Падежи имен существительных.
Правописание гласных в падежных
окончаниях
существительных
в
единственном числе.
Правописание гласных в падежных

125

126
127
128
129
130
131
132
133
134

135

136
Имя
прилагательное.

15

137

138
139
140
141

142
143
144

145
146
147
148
149

окончаниях
существительных
в
единственном числе.
Правописание гласных в падежных
окончаниях
существительных
в
единственном числе.
Существительные на –ия, -ие, -ий.
Подробное изложение с изменением
лица.
Подробное изложение с изменением
лица.
Множественное
число
имён
существительных.
Множественное
число
имён
существительных.
Правописание О – Е после шипящих и
Ц в окончаниях существительных.
Правописание О – Е после шипящих и
Ц в окончаниях существительных.
Морфологический
разбор
имени
существительного
Повторение
по
теме
«Имя
существительное»
Контрольный
диктант
с
грамматическим заданием по теме
«Имя существительное».
Анализ ошибок, допущенных в
контрольном диктанте.
Имя прилагательное как часть речи.
Роль имён прилагательных в речи.
Правописание гласных в падежных
окончаниях прилагательных.
Буквы о-ё после
шипящих
в
окончаниях прилагательных.
Описание животного.
Прилагательные полные и краткие.
Синтаксическая
роль
кратких
прилагательных.
Морфологический
разбор
имени
прилагательного.
Повторение
по
теме
«Имя
прилагательное».
Контрольный
диктант
с
грамматическим заданием по теме
«Имя прилагательное».
Анализ ошибок, допущенных в
контрольном диктанте.
Глагол как часть речи.
Не с глаголами.
Неопределенная форма глагола.
Правописание
-ться и –тся в

Глагол.

17

154
155

глаголах.
Виды глагола. Видовые пары глагола.
Правописание букв е – и в корнях с
чередованием.
Правописание букв е – и в корнях с
чередованием.
Повторение
правописания
чередующихся гласных в корнях слов.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Время глагола. Прошедшее время.

156

Настоящее время.

157
158
159

Будущее время.
Спряжение глаголов.
Правописание безударных
окончаний глагола.
Правописание безударных
окончаний глагола.

150
151
152
153

160

Морфологический разбор глагола.

162

Мягкий знак после шипящих в
глаголах во 2-м лице единственного
числа.
Употребление времен.
Повторение по теме «Глагол».
Контрольный
диктант
с
грамматическим заданием по теме
«Глагол».
Анализ ошибок, допущенных в
контрольном диктанте.
Контрольное сочинение «Однажды в
детстве».

166
167
8

личных

161

163
164
165

Повторение
изученного в 5
классе.

личных

168

Орфограммы в приставках и в корнях
слов.

169

Орфограммы в окончаниях слов.

170

Правописание о-е после шипящих и
ц.
Употребление букв ь и ъ.

171

172

173

Знаки препинания в простом
сложном
предложении
и
предложениях с прямой речью.
Знаки препинания в простом
сложном
предложении
и
предложениях с прямой речью.

и
в
и
в

174

175

Итоговый контрольный диктант по
теме «Повторение изученного в 5
классе».
Анализ ошибок, допущенных в
итоговом контрольном диктанте.

6 класс
Тема блока

Количество
часов
отводимое на
освоение
темы

№ урока

Тема урока

Язык. Речь.
Общение.

3

1

Русский язык – один из развитых
языков мира.
Культура речи и ее основные аспекты:
нормативный,
коммуникативный,
этический.
Основные
критерии
культуры речи.
Ситуация общения. Виды речевой
деятельности (говорение, аудирование,
письмо, чтение). Речевая ситуация и ее
компоненты (место, время, тема, цель,
условия общения, собеседники).
Фонетика. Орфоэпия.
Морфемы в слове. Орфограммы в
приставках и в корнях слов.
Части речи.
Орфограммы в окончаниях слов.
Словосочетание.
Простое
предложение.
Знаки
препинания в конце и внутри простого
предложения.
Сложное предложение. Запятые в
сложном
предложении.
Синтаксический разбор предложений.
Прямая речь. Диалог. Диалоги разного
характера
(этикетный,
диалограсспрос, диалог-побуждение, диалог
– обмен мнениями, диалог смешанного
типа).
Входной
контроль.
Контрольный
диктант
по
теме
«Повторение
изученного в 5 классе».
Анализ контрольного диктанта. Работа
над ошибками.
Текст
как
продукт
речевой

2

3

Повторение
изученного в 5
классе.

10

4
5
6
7
8
9

10

11

12

13

Текст.

5

14

15

16
17
18

Лексика. Культура
речи.

14

19
20

21

22
23

24
25
26
27

28

29

деятельности.
Рассуждение
–
функционально-смысловой тип текста.
Формально-смысловое единство и его
коммуникативная
направленность
текста: тема, проблема, идея; главная,
второстепенная
и
избыточная
информация.
Информационная переработка текста
(план).
Официально-деловой стиль и его
основные особенности.
Основные
жанры
официальноделового
стиля
(расписка,
доверенность, заявление, резюме).
Слово и его лексическое значение.
Создание
устных
высказываний
разной
коммуникативной
направленности в зависимости от
сферы и ситуации общения. Устное
сочинение по картине А. Герасимова
«После
дождя».
Архаизмы
и
историзмы.
Формы
функционирования
современного русского языка (понятие
о литературном языке и его нормах).
Общеупотребительные
слова.
Активный и пассивный словарный
запас. Сферы употребления русской
лексики.
Профессионализмы. Жаргон.
Диалектизмы. Просторечие.
Исконно русские и заимствованные
слова. Понятие об этимологии.
Неологизмы.
Устаревшие слова: архаизмы и
историзмы.
Виды лингвистических словарей и их
роль
в
овладении
словарным
богатством и нормами современного
русского литературного языка. Работа
со словарной статьей.
Стилистическая
окраска
слова.
Стилистические
пласты
лексики
(книжный, нейтральный, сниженный).
Стилистическая помета в словаре.
Основные
лексические
нормы
современного русского литературного
языка (нормы употребления слова в
соответствии
с
его
точным
лексическим
значением,
нормы
лексической
сочетаемости).
Лексический анализ слова.

30
31
32
Фразеология.
Культура речи.

5

33

34

35

36

Словообразование.
Орфография.
Культура речи.

28

37
38
39
40
41

42

43
44
45
46

47

48
49
50
51

Повторение по теме «Лексика»
Контрольная
работа
по
теме
«Лексика».
Анализ контрольной работы. Работа
над ошибками.
Фразеологизмы и их признаки.
Фразеологизмы
как
средства
выразительности речи. Работа с
фразеологическим словарем.
Источники
происхождения
фразеологизмов.
Пословицы,
поговорки, афоризмы и крылатые
слова.
Выявление
лексических
и
фразеологических единиц языка с
национально-культурным
компонентом
значения
в
произведениях устного народного
творчества,
в
художественной
литературе и исторических текстах;
объяснение их значения с помощью
лингвистических словарей.
Повторение и обобщение изученного в
разделах «Лексика. Культура речи»,
«Фразеология. Культура речи».
Самостоятельная работа с текстом.
Морфемика и словообразование.
Описание помещения.
Производящая и производная основа.
Словообразующая морфема.
Основные способы образования слов в
русском языке (морфологические и
неморфологические)
Словообразовательная
пара,
словообразовательная
цепочка,
словообразовательное гнездо.
Практикум по словообразованию.
Словообразовательный анализ слова.
Контрольная
работа
по
теме
«Словообразование».
Анализ контрольной работы. Работа
над ошибками.
Систематизация
материалов
к
сочинению (описание помещения).
Сложный план.
Написание
сочинения
(описание
помещения) Сочинение по картине Т.
Н. Яблонской «Утро».
Анализ сочинения. Редактирование
Буквы о-а в корне -кос- -касБуквы о-а в корне -гор- -гарБуквы о-а в корне -зор- -зар-

52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
Морфология.
Орфография.
Культура речи.
Имя
существительное.

22

67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83

Повторение по теме «Правописание
корней с чередующейся гласной»
Повторение по теме «Правописание
корней с чередующейся гласной»
Контрольный диктант по теме «Корни
с чередованием».
Анализ контрольного диктанта. Работа
над ошибками.
Буквы ы и и после приставок.
Гласные в приставках пре-при
Гласные в приставках пре-при.
Выборочное изложение
Соединительные О и Е.
Сложносокращенные слова.
Морфемный и словообразовательный
разбор слова.
Повторение и обобщение по теме
«Словообразование».
Повторение и обобщение по теме
«Словообразование».
Контрольный диктант по теме
«Словообразование»
Анализ контрольного диктанта. Работа
над ошибками
Имя существительное как часть речи.
Разносклоняемые
имена
существительные.
Буква
е
в
суффиксе
-енсуществительных на -мя.
Буква
е
в
суффиксе
-енсуществительных на -мя.
Несклоняемые
имена
существительные.
Род
несклоняемых
имен
существительных.
Имена существительные общего рода.
Морфологический
разбор
имени
существительного.
Письмо.
НЕ с существительными.
Сочинение – описание впечатлений
Контрольный диктант по теме «Имя
существительное».
Анализ контрольного диктанта. Работа
над ошибками
Буквы ч и щ в суффиксе -чик- -щик-.
Буквы
е и
и в суффиксах
существительных -ек- -ик-.
Гласные о и е после шипящих в
суффиксах существительных.
Дефисное и слитное написание слов с
пол- и полу-.

84

85
86
87
88

Имя
прилагательное.

21

89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104

Самостоятельная работа по теме
«Правописание
суффиксов
существительных»
Сжатое изложение.
Повторение и обобщение по теме
«Имя существительное».
Контрольная работа по теме «Имя
существительное».
Анализ контрольной работы. Работа
над ошибками.

Имя прилагательное как часть речи.
Описание природы
Сочинение по картине Н. П. Крымова
«Зимний вечер».
Степени
сравнения
имен
прилагательных
Разряды
прилагательных.
Качественные имена прилагательные
Качественные имена прилагательные
Относительные
имена
прилагательные.
Притяжательные
имена
прилагательные.
Контрольный тест по теме «Имя
прилагательное»
Анализ контрольного диктанта. Работа
над ошибками
Морфологический
разбор
имени
прилагательного.
НЕ с прилагательными
НЕ
с
прилагательными
и
существительными
Буквы о и е после шипящих и Ц в
суффиксах прилагательных.
Одна и две буквы Н в суффиксах
прилагательных.
Выборочное изложение

105
106
107
108
109
Имя числительное

15

110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124

Местоимение.

21

125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138

Различение на письме суффиксов
прилагательных –к- -скДефисное и слитное написание
сложных прилагательных.
Повторение
темы
«Имя
прилагательное».
Контрольный диктант по теме «Имя
прилагательное».
Анализ контрольного диктанта. Работа
над ошибками.
Имя числительное как часть речи.
Простые и составные числительные.
Мягкий знак на конце и в середине
числительных.
Порядковые числительные.
Разряды
количественных
числительных.
Числительные, обозначающие целые
числа.
Дробные числительные.
Собирательные числительные.
Употребление числительных в речи
Морфологический
разбор
числительного.
Обобщающий урок по теме «Имя
числительное»
Составление
текста
объявления.
Публичное выступление
Повторение и обобщение по теме
«Имя числительное»
Контрольная работа по теме «Имя
числительное»
Анализ контрольной работы. Работа
над ошибками
Местоимение как часть речи.
Личные местоимения.
Составление рассказа от первого лица
по сюжетным рисункам
Возвратное местоимение себя.
Вопросительные местоимения.
Относительные местоимения.
Неопределенные местоимения.
Отрицательные местоимения.
Контрольный
диктант
по
теме
«Местоимение»
Анализ контрольного диктанта. Работа
над ошибками
Притяжательные местоимения.
Подготовка
к
сочинению
рассуждению
Написание сочинения – рассуждения
Анализ сочинений

139
140
141
142
143
144
145
Глагол

26

146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171

Повторение и
систематизация
изученного в 5-6

4

172
173

Указательные местоимения.
Определительные местоимения.
Местоимения и другие части речи
Морфологический
разбор
местоимения.
Повторение темы «Местоимение».
Контрольная
работа
по
теме
«Местоимение».
Анализ контрольной работы. Работа
над ошибками
Глагол как часть речи
Сочинение по рисункам и данному
началу
Анализ сочинения
Разноспрягаемые глаголы
Глаголы переходные и непереходные.
Наклонение глагола
Изъявительное наклонение.
Сжатое изложение.
Условное наклонение.
Повелительное наклонение.
Проверочная работа по теме «Глагол»
Употребление наклонений.
Безличные глаголы.
Морфологический разбор глагола.
Рассказ на основе услышанного.
Повторение по теме «Наклонение
глагола»
Контрольная
работа
по
теме
«Наклонение глагола»
Анализ контрольной работы. Работа
над ошибками
Правописание гласных в суффиксах
глаголов.
Повторение и обобщение по теме
«Глагол».
Контрольный
диктант
по
теме
«Глагол».
Анализ контрольного диктанта. Работа
над ошибками
Рассказ по рисункам с включением
части готового текста.
Разделы науки о языке. Орфография и
пунктуация.
Лексика и фразеология.
Словообразование. Морфемный и
словообразовательный разбор.

Морфология.
Морфологический
разбор слова.
Синтаксис. Синтаксический разбор.

классах.

174

175

Итоговая контрольная работа по теме
«Повторение и систематизация
изученного в 5-6 классах».
Анализ итоговой контрольной работы.

7 класс
Тема блока

Введение.
Повторение
изученного в 5-6
классах.

Количество
часов,
отводимое на
освоение
темы
1

№
урока

Тема урока

1

12

2

Русский язык как развивающееся
явление.
Синтаксис. Синтаксический разбор.

3
4
5
6

7
8

9
10
11

12

13
Морфология и
орфография.
Культура речи.
Причастие.

25

14

Пунктуация. Пунктуационный разбор.
Лексика и фразеология.
Фонетика
и
орфография.
Фонетический разбор слова.
Словообразование и орфография.
Морфемный и словообразовательный
разбор.
Морфология
и
орфография.
Морфологический разбор слова.
Текст. Главная, второстепенная и
избыточная
информация.
Анализ
текста.
Полилог:
беседа,
обсуждение,
дискуссия.
Стили литературного языка.
Публицистический стиль. Основные
жанры публицистического стиля и
устной публичной речи (выступление,
обсуждение, статья, интервью ,очерк).
Входной
контроль.
Контрольный
диктант
по
теме
«Повторение
изученного в 5-6 классах».
Анализ ошибок, допущенных в
контрольном диктанте.
Части
речи
как
лексикограмматические
разряды
слов.
Традиционная классификация частей
речи.
Самостоятельные
(знаменательные)
части
речи.
Общекатегориальное
значение,
морфологические и синтаксические
свойства каждой самостоятельной
(знаменательной)
части
речи.
Служебные части речи. Междометия и

15

16

17

18
19
20
21

22
23
24

25
26
27

28

29
30

31
32
33
34

звукоподражательные слова.
Основные морфологические нормы
русского литературного языка (нормы
образования
форм
имен
существительных,
имен
прилагательных, имен числительных,
местоимений, глаголов).
Причастие как часть речи. Различные
точки зрения на место причастия в
системе частей речи.
Склонение причастий и правописание
гласных в падежных окончаниях
причастий.
Причастный
оборот.
Выделение
причастного оборота запятыми.
Действительные и страдательные
причастия.
Краткие и полные страдательные
причастия.
Действительные
причастия
настоящего времени. Гласные в
суффиксах действительных причастий
настоящего времени.
Действительные
причастия
прошедшего времени.
Подробное изложение.
Страдательные причастия настоящего
времени. Гласные в суффиксах
страдательных причастий настоящего
времени.
Страдательные причастия прошедшего
времени.
Гласные перед н в полных и кратких
страдательных причастиях.
Одна и две буквы н в суффиксах
страдательных причастий прошедшего
времени.
Одна и две буквы н в суффиксах
страдательных причастий прошедшего
времени.
Одна буква н в отглагольных
прилагательных.
Одна и две буквы н в суффиксах
кратких страдательных причастий и в
кратких
отглагольных
прилагательных.
Выборочное изложение.
Морфологический разбор причастия.
Слитное и раздельное написание не с
причастиями.
Буквы е и ё после шипящих в
суффиксах страдательных причастий
прошедшего времени.

37

Сочинение. Портретное описание.
Повторение
темы
«Причастие».
Орфография причастий.
Контрольный
диктант
по
теме
«Морфология и орфография. Культура
речи.
Причастие».

38

Анализ
диктанта.
ошибками.

39
40

Деепричастие как часть речи.
Деепричастный оборот. Запятые при
деепричастном обороте.
Раздельное
написание
не
с
деепричастиями.
Деепричастия несовершенного вида.
Деепричастия совершенного вида.
Описание
действий
людей.
Обучающее сочинение по картине
С.Григорьева «Вратарь».
Морфологический
разбор
деепричастия.
Повторение темы «Деепричастие».
Контрольный
диктант
по
теме
«Деепричастие».
Анализ
диктанта.
Работа
над
ошибками.
Наречие как часть речи.
Употребление наречий в речи.
Разряды наречий.
Степени сравнения наречий.
Морфологический разбор наречия.
Изложение текста с описанием
действия.
Изложение текста с описанием
действия.
Слитное и раздельное написание не с
наречиями на –о и –е.
Урок-практикум
по
теме
«Употребление не с разными частями
речи».
Буквы е и и в приставках не- и ниотрицательных наречий.
Буквы е и и в приставках не- и ниотрицательных наречий.
Одна и две буквы н в наречиях на –о и
–е.
Урок-практикум «Правописание н и
нн в разных частях речи»
Описание действий по наблюдениям.

35
36

Деепричастие.

10

41
42
43
44

45
46
47
48
Наречие.

33

49
50
51
52
53
54
55
56
57

58
59
60
61
62

Работа

над

63
64
65
66
67
68
69
70

71

72
73
74
75

76

77
78
79
80
81
Категория состояния.

6

82
83
84
85
86
87

Служебные части
речи.
Предлог.

1

88

10

89

Описание действий по наблюдениям.
Буквы о и е после шипящих на конце
наречий.
Буквы о и а на конце наречий.
Буквы о и а на конце наречий.
Дефис между частями слова в
наречиях.
Дефис между частями слова в
наречиях.
Урок-практикум «Дефис в разных
частях речи».
Слитное и раздельное написание
приставок в наречиях, образованных
от
существительных
и
количественных числительных.
Слитное и раздельное написание
приставок в наречиях, образованных
от
существительных
и
количественных числительных.
Сочинение по картине Е.Широкова
«Друзья».
Сочинение по картине Е.Широкова
«Друзья».
Мягкий знак после шипящих на конце
наречий.
Основные жанры научного стиля и
устной
научной
речи
(отзыв,
выступление, тезисы, доклад).
Основные жанры научного стиля и
устной научной речи (реферат, статья,
рецензия).
Информационная обработка текста:
конспект.
Повторение
темы
«Наречие».
Орфография наречий.
Повторение
темы
«Наречие».
Орфография наречий.
Контрольный
диктант
по
теме
«Наречие».
Анализ
диктанта.
Работа
над
ошибками.
Категория состояния как часть речи.
Категория состояния как часть речи.
Морфологический разбор категории
состояния.
Подробное изложение.
Подробное изложение.
Повторение
темы
«Категория
состояния».
Самостоятельные и служебные части
речи.
Предлог как часть речи.

90
91
92
93
94
95
96
97
98
Союз.

18

99
100
101
102
103

104

105
106

107

108
109
110
111
112
113
114
115
116
Частица.

13

117
118

119

Употребление предлогов.
Непроизводные
и
производные
предлоги.
Простые и составные предлоги.
Сжатое изложение.
Морфологический разбор предлога.
Слитное и раздельное написание
производных предлогов.
Слитное и раздельное написание
производных предлогов.
Слитное и раздельное написание
производных предлогов.
Обобщающий
урок
по
теме
«Предлог».
Союз как часть речи.
Простые и составные союзы.
Союзы
сочинительные
и
подчинительные.
Сочинительные союзы.
Запятая
между
простыми
предложениями в сложносочиненном
предложении.
Запятая
между
простыми
предложениями в сложносочиненном
предложении.
Подчинительные союзы.
Запятая
между
простыми
предложениями в сложноподчиненном
предложении.
Запятая
между
простыми
предложениями в сложноподчиненном
предложении.
Морфологический разбор союза.
Сочинение на тему «Книга – наш друг
и советчик».
Слитное написание союзов тоже,
также,чтобы.
Слитное написание союзов тоже,
также,чтобы.
Слитное написание союзов тоже,
также,чтобы.
Повторение темы «Союз».
Повторение темы «Союз».
Контрольный диктант по теме «Союз».
Анализ
диктанта.
Работа
над
ошибками.
Частица как часть речи. Разряды
частиц.
Формообразующие
частицы.
Смыслоразличительные
частицы.
Морфологический разбор частицы.
Раздельное и дефисное написание

120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
Междометие.

130
131
132

4

133
Повторение и
систематизация
изученного в 5-7
классах.

134
135

7

136
137
138
139

140

частиц.
Отрицательные частицы не и ни.
Составление «рассказа в рассказе».
Различение частицы не и приставки
не-.
Различение частицы не и приставки
не-.
Частица ни, приставка ни-, союз
ни…ни.
Частица ни, приставка ни-, союз
ни…ни.
Сочинение-рассказ
по
данному
сюжету.
Повторение темы «Частица».
Контрольный
диктант
по
теме
«Частица».
Анализ
диктанта.
Работа
над
ошибками.
Междометие как часть речи.
Дефис в междометиях.
Интонационное
выделение
междометий. Знаки препинания при
междометиях.
Звукоподражательные слова и их
отличие от междометий.
Разделы науки о языке.
Текст и стили речи. Основные жанры
разговорной речи: беседа и спор.
Фонетика. Графика. Лексика и
фразеология.
Морфемика. Словообразование.
Синтаксис и пунктуация.
Итоговый тест по теме «Повторение и
систематизация изученного в 5-7
классах».
Анализ ошибок.
8 класс

Тема блока

Русский язык в
современном
мире.
Повторение
изученного в 5-7
классах.

Количество
часов
отводимое
на освоение
темы
1

№
урока

Тема урока

1

9

2

Русский язык в современном мире. Взаимосвязь
языка и культуры. Отражение в языке культуры и
истории народа. Взаимообогащение языков
народов России.
Пунктуация. Знаки завершения, разделения,
выделения. Одиночные и парные знаки
препинания.

3
4
5
6
7
8
9
10
Синтаксис.
Пунктуация.
Культура речи.

16

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Предложение.

3

27
28

Простое
предложение.

4

29
30
31
32
33

Знаки препинания в сложном предложении.
Знаки препинания в сложном предложении.
Орфография.
Буквы
н-нн
в
суффиксах
прилагательных, причастий и наречий.
Орфография.
Буквы
н-нн
в
суффиксах
прилагательных, причастий и наречий.
Слитное и раздельное написание не с различными
частями речи.
Слитное и раздельное написание не с различными
частями речи.
Входной контроль. Контрольный диктант по теме
«Повторение изученного в 5-7 классах».
Анализ ошибок, допущенных в контрольном
диктанте.
Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Основные единицы синтаксиса русского языка.
Текст как единица синтаксиса.
Предложение как единица синтаксиса.
Словосочетание как единица синтаксиса, его
типы.
Виды словосочетаний по характеру связи между
словами.
Виды словосочетаний по характеру главного
слова.
Синтаксические связи слов в словосочетаниях.
Согласование.
Синтаксические связи слов в словосочетаниях.
Согласование.
Синтаксические связи слов в словосочетаниях.
Управление.
Синтаксические связи слов в словосочетаниях.
Управление.
Синтаксические связи слов в словосочетаниях.
Примыкание.
Синтаксические связи слов в словосочетаниях.
Примыкание.
Синтаксический разбор словосочетаний.
Контрольный диктант по теме «Словосочетание».
Анализ ошибок, допущенных в контрольном
диктанте
Понятие о предложении. Предложения простые и
сложные.
Виды предложений по цели высказывания. Знаки
препинания в конце предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске.
Грамматическая
(предикативная)
основа
предложения. Порядок слов в предложении
Структурные типы простых предложений:
двусоставные и односоставные.
Интонация, ее функции. Основные элементы
интонации. Логическое ударение
Описание памятника культуры (сочинение)

Двусоставные
предложения.
Главные члены
предложения.

16

34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48

Второстепенные
члены
предложения.

18

49

50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63

Односоставное
предложение.

18

64
65
66
67
68
69
70
71

Подлежащее.
Способы выражения подлежащего.
Сказуемое.
Типы
сказуемого,
способы
выражения.
Простое глагольное сказуемое.
Составное глагольное сказуемое.
Составное глагольное сказуемое.
Составное именное сказуемое.
Составное именное сказуемое.
Обучение сжатому изложению. Способы сжатия
текста.
Обучение сжатому изложению. Способы сжатия
текста.
Закрепление изученного по теме «Сказуемое и его
основные типы»
Тире между подлежащим и сказуемым.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Контрольный диктант по теме «Главные члены
предложения».
Анализ ошибок, допущенных в контрольном
диктанте.
Роль второстепенных членов предложения.
Распространенные
и
нераспространенные
предложения.
Способы
выражения
второстепенных членов.
Дополнение. Прямое и косвенное
Сжатое изложение
Сжатое изложение
Определение
Согласованные и несогласованные определения.
Приложение. Знаки препинания при нем.
Приложение. Знаки препинания при нем.
Обстоятельство.
Обстоятельство.
Обособление
обстоятельств,
выраженных
деепричастным оборотом.
Синтаксическая функция инфинитива.
Синтаксический
разбор
двусоставного
предложения.
Микротема.
Микротекст.
Главная
и
второстепенная информация.
Контрольный диктант по теме «Второстепенные
члены предложения».
Анализ контрольного диктанта.
Характеристика человека (сочинение).
Понятие об односоставных предложениях. Типы
односоставных предложений.
Назывные предложения.
Определенно-личные предложения.
Определенно-личные предложения.
Неопределенно-личные предложения.
Неопределенно-личные предложения.

72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
Простое
осложненное
предложение.
Понятие об
осложненном
предложении.
Однородные
члены
предложения.

1

84

15

85

86

87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98

Обучение составлению инструкции.
Обучение составлению инструкции.
Безличные предложения.
Безличные предложения.
Закрепление и обобщение изученного об
односоставных предложениях.
Обучение
сочинению-рассуждению
по
предложенному тексту.
Обучение
сочинению-рассуждению
по
предложенному тексту.
Полные и неполные предложения.
Синтаксический анализ простого предложения.
Повторение по теме «Односоставные и неполные
предложения».
Контрольное
тестирование
по
теме
«Односоставные предложения».
Анализ ошибок, допущенных в контрольном
тестировании.
Предложения осложненной и неосложненной
структуры.
Понятие
об
осложненном
предложении.

Понятие об однородных членах. Нормы
употребления однородных членов в составе
простого предложения.
Однородные
члены,
связанные
только
перечислительной интонацией, и пунктуация при
них.
Однородные и неоднородные определения.
Однородные и неоднородные определения.
Однородные члены, связанные сочинительными
союзами, и пунктуация при них.
Однородные члены, связанные сочинительными
союзами, и пунктуация при них.
Обобщающие слова при однородных членах и
знаки препинания при них.
Обобщающие слова при однородных членах и
знаки препинания при них.
Синтаксический
анализ
предложения
с
однородными членами
Пунктуационный
анализ
предложения
с
однородными членами
Повторение по теме «Однородные члены
предложения»
Повторение по теме «Однородные члены
предложения»
Контрольный диктант по теме «Однородные
члены предложения»
Анализ ошибок, допущенных в контрольном
диктанте

Обособленные
члены
предложения.

14

99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111

112
113
Слова,
грамматически не
связанные с
членами
предложения.
Обращение.
Вводные и
вставные
конструкции.

3

114
115
116

9

117
118

119

120
121
122
123
124
125
Чужая речь.

7

126

Обучение написанию рецензии и аннотации.
Понятие об обособлении. Обособленные члены
предложения.
Обособленные определения. Выделительные
знаки препинания при них.
Обособленные определения. Выделительные
знаки препинания при них.
Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.
Обособленные
приложения.
Выделительные
знаки препинания при них.
Обособленные
приложения.
Выделительные
знаки препинания при них.
Сжатое изложение.
Обособленные обстоятельства. Выделительные
знаки препинания при них.
Обособленные обстоятельства. Выделительные
знаки препинания при них.
Контрольный диктант по теме «Обособленные
члены предложения».
Анализ ошибок, допущенных в контрольном
диктанте.
Обособленные уточняющие члены предложения.
Выделительные
знаки
препинания
при
уточняющих членах предложения.
Синтаксический и пунктуационный разбор
предложения с обособленными членами.
Обобщение и закрепление изученного об
обособленных членах предложения.
Назначение
обращения.
Распространенные
обращения.
Выделительные
знаки
препинания
при
обращении.
Выделительные
знаки
препинания
при
обращении.
Вводные конструкции.
Группы вводных слов и вводных сочетаний слов
по значению.
Группы вводных слов и вводных сочетаний слов
по значению.
Выделительные знаки препинания при вводных
словах, вводных сочетаниях слов, вводных
предложениях.
Вставные слова, словосочетания и предложения.
Вставные слова, словосочетания и предложения.
Обучение сочинению на лингвистическую тему.
Междометия в предложении. Слова-предложения.
Контрольный
диктант по теме «Вводные и
вставные конструкции».
Анализ ошибок, допущенных в контрольном
диктанте.
Способы передачи чужой речи. Предложения с
прямой речью.

127

128

129
130
131
Повторение и
систематизация
изученного в 8
классе.

8

132
133
134
135
136
137
138
139
140

Знаки препинания в предложениях с прямой
речью. Нормы построения предложений с прямой
речью.
Знаки препинания в предложениях с прямой
речью. Нормы построения предложений с прямой
речью.
Предложения с косвенной речью. Нормы
построения предложений с косвенной речью.
Диалог. Знаки препинания при диалоге.
Цитаты. Способы цитирования. Цитирование в
предложении с косвенной речью.
Закрепление изученного по теме «Чужая речь».
Синтаксис и морфология.
Синтаксис и пунктуация.
Основные принципы русской орфографии.
Итоговый контрольный диктант за курс 8 класса.
Анализ ошибок, допущенных в итоговом
контрольном диктанте.
Комплексное повторение.
Комплексное повторение.
Комплексное повторение.
9 класс

Тема блока

Введение.

Количество
часов,
отводимое
на освоение
темы
2

№
урока

Тема урока

1

Русский язык – национальный язык русского
народа. Русский язык среди языков мира.
Русский язык как один из индоевропеских
языков. Русский язык в кругу других
славянских языков. Историческое развитие
русского языка. Межкультурная
коммуникация.
Язык и речь. Устная и письменная речь.
Речевой этикет. Невербальные средства
общения.
Лингвокультурные нормы речевого
поведения в различных ситуациях
формального и неформального общения.
Формы речи: монолог, диалог, полилог.
Речевой акт и его разновидности.
Языкова норма, ее функции. Основные виды
норм русского литературного языка
(орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические,
орфографические, пунктуационные).
Основные виды норм русского
литературного языка (орфографические,
пунктуационные)Вариативность норм.

2

Повторение
изученного в 5-8
классах.

20

3

4

5
6

7

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Синтаксис и
пунктуация.

5

23

28

Основные типы сложных предложений.
Средства выражения синтаксических
отношений между частями сложного
предложения.
Основные типы сложных предложений.
Средства выражения синтаксических
отношений между частями сложного
предложения.
Разделительные и выделительные знаки
препинания между частями сложного
предложения.
Разделительные и выделительные знаки
препинания между частями сложного
предложения.
Понятие о сложносочиненном предложении.

29

Понятие о сложносочиненном предложении.

30

Нормы построения сложносочиненного
предложения.
Нормы построения сложносочиненного
предложения.
Союзы и значения сложносочиненных
предложений.

24

25

26

27
Сложносочиненно
е предложение

13

Предложение и словосочетание.
Обучение сжатому изложению. Способы
сжатия текста.
Обучение сжатому изложению. Способы
сжатия текста.
Комплексное повторение: орфография
(правописание гласных в корне слова)
Комплексное повторение: орфография
(правописание гласных в корне слова)
Комплексное повторение: орфография
(правописание приставок)
Комплексное повторение: орфография
(правописание суффиксов)
Комплексное повторение: орфография
(правописание суффиксов)
Комплексное повторение: орфография (не с
разными частями речи)
Комплексное повторение: орфография (Н и
НН)
Комплексное повторение: орфография.
Комплексное повторение: пунктуация.
Комплексное повторение: пунктуация.
Входной контроль. Контрольный диктант по
теме «Повторение изученного в 5-8 классах»
Анализ ошибок, допущенных в контрольном
диктанте.
Понятие о сложном предложении.

31
32

33
34
35
36
37
38
39
40
Сложноподчинен
ное предложение.

45

41

42
43
44
45
46
47
48
49

50
51
52
53
54
55
56

57

58
59
60
61

Союзы и значения сложносочиненных
предложений.
Союзы и значения сложносочиненных
предложений. Обобщение
Знаки препинания в сложносочиненных
предложениях.
Знаки препинания в сложносочиненных
предложениях.
Повторение и обобщение изученного по
орфографии и ССП.
Повторение и обобщение изученного по
орфографии и ССП.
Контрольный диктант
по
теме «Сложносочиненное предложение».
Анализ ошибок, допущенных в контрольном
диктанте.
Нормы построения сложноподчинённого
предложения.
Подчинительные союзы и союзные слова в
сложноподчиненных предложениях.
Подчинительные союзы и союзные слова в
сложноподчиненных предложениях.
Роль указательных слов.
Особенности присоединения придаточных
предложений к главному.
Особенности присоединения придаточных
предложений к главному.
Сложноподчиненное предложение с
несколькими придаточными.
Сложноподчиненное предложение с
несколькими придаточными.
Понятие текста, основные признаки текста
(членимость, смысловая цельность,
связность, завершенность).
Внутритекстовые средства связи.
Публицистический стиль речи. Анализ
текста.
Обучение сочинению за заданную тему.
Обучение сочинению за заданную тему.
Виды придаточных предложений.
Придаточные определительные.
Придаточные определительные. Место
придаточного определительного в
сложноподчиненном предложении.
Придаточные определительные. Место
придаточного определительного в
сложноподчиненном предложении.
Сжатое изложение.
Сжатое изложение.
Анализ сжатого изложения.
Придаточные изъяснительные.

62

63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81

82

83
84
Сложное
бессоюзное
предложение.

24

85
86

87
88
89
90
91

Построение сложноподчиненного
предложения с придаточным
изъяснительным, присоединенным к главной
части союзом «чтобы», союзными словами
«какой», «который».
Придаточные обстоятельственные.
Придаточные обстоятельственные.
СПП с придаточными места и времени.
СПП с придаточными места и времени.
СПП с придаточными причины, условия,
уступки.
СПП с придаточными причины, условия,
уступки.
Подготовка к сочинению в формате ОГЭ
Подготовка к сочинению в формате ОГЭ
СПП с придаточными образа действия, меры,
степени.
СПП с придаточными образа действия, меры,
степени.
СПП с придаточными сравнения.
Сложноподчиненное предложение с
несколькими придаточными.
Сложноподчиненное предложение с
несколькими придаточными.
Знаки препинания в предложениях с
несколькими придаточными.
Знаки препинания в предложениях с
несколькими придаточными.
Стили речи (обобщение). Аннотация.
Комплексное повторение: орфография.
Комплексное повторение: орфография.
Обобщение по теме «Сложноподчинённые
предложения». Сочетание знаков
препинания.
Обобщение по теме «Сложноподчинённые
предложения». Сочетание знаков
препинания.
Контрольный диктант по теме
«Сложноподчиненное предложение».
Анализ ошибок, допущенных в контрольном
диктанте.
Воспоминание о книге. Рецензия на книгу.
Значение сложных бессоюзных
предложений. Нормы построения
бессоюзного предложения.
Точка с запятой и запятая в сложных
бессоюзных предложениях.
Точка с запятой и запятая в сложных
бессоюзных предложениях.
Комплексное повторение: орфография.
Комплексное повторение: орфография.
Тире в сложном бессоюзном предложении.

92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
Сложное
предложение с
разными видами
связи.

15

110

111
112
113
114
115
116
117
118

119

120
121
122

Тире в сложном бессоюзном предложении.
Сжатое изложение.
Сжатое изложение.
Анализ сжатого изложения.
Двоеточие в бессоюзном предложении.
Двоеточие в бессоюзном предложении.
Портретный очерк.
Портретный очерк.
Синтаксический и пунктуационный анализ
бессоюзного сложного предложения.
Синтаксический и пунктуационный анализ
бессоюзного сложного предложения.
Повторение и обобщение изученного о
сложном бессоюзном предложении.
Повторение и обобщение изученного о
сложном бессоюзном предложении.
Повторение и обобщение изученного по
орфографии.
Повторение и обобщение изученного по
орфографии.
Подготовка к контрольному тестированию
по теме «БСП».
Контрольное тестирование по теме «БСП».
Контрольное тестирование по теме «БСП».
Анализ ошибок, допущенных в контрольном
тестировании.
Сложные предложение с разными видами
связи.
Сложные предложения с разными видами
связи.
Подготовка к сочинению в формате ОГЭ.
Подготовка к сочинению в формате ОГЭ.
Знаки препинания в сложных предложениях
с разными видами связи.
Знаки препинания в сложных предложениях
с разными видами связи.
Знаки препинания в сложных предложениях
с разными видами связи.
Знаки препинания в сложных предложениях
с разными видами связи.
Синтаксический и пунктуационный разбор
сложных предложений с разными видами
связи.
Синтаксический и пунктуационный разбор
сложных предложений с разными видами
связи.
Стили речи. Разговорный стиль. Рассказ.
Контрольный диктант по теме «Сложное
предложение с разными видами связи».
Анализ ошибок, допущенных в контрольном

Общие сведения о
языке.

15

123
124
125
126
127
128
129
130

131

132

133
134
135
136

Систематизация и
обобщение
изученного в 5-9
классах.

31

137
138
139
140

141
142
143
144
145
146
147

диктанте.
Комплексный анализ текста.
Комплексный анализ текста.
Язык как развивающее явление.
Функционально-смысловые типы текста
(описание).
Функционально-смысловые типы текста
(повествование).
Функционально-смысловые типы текста
(рассуждение).
Тексты смешанного типа.
Русский язык – язык русской
художественной литературы. Языковые
особенности художественного текста.
Основные изобразительно-выразительные
средства русского языка и речи, их
использование в речи (метафора, эпитет,
сравнение, гипербола, олицетворение и
другие).
Основные изобразительно-выразительные
средства русского языка и речи, их
использование в речи (метафора, эпитет,
сравнение, гипербола, олицетворение и
другие).
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Комплексный анализ текста.
Стили речи. Обобщение знаний. Научный
стиль.
Стили речи. Обобщение знаний.
Официально-деловой стиль.
Сжатое изложение.
Сжатое изложение.
Анализ сжатого изложения.
Повторение и обобщение изученного по
фонетике, орфоэпии.

Повторение и обобщение изученного по
фонетике, орфоэпии.
Систематизация и обобщение изученного по
морфемике.
Систематизация и обобщение изученного по
морфемике.
Систематизация и обобщение по
морфологии.
Систематизация и обобщение по
морфологии.
Повторение и обобщение изученного по
орфографии.
Повторение и обобщение изученного по

148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170

орфографии.
Подготовка к сочинению на
лингвистическую тему в формате ОГЭ.
Подготовка к сочинению на
лингвистическую тему в формате ОГЭ.
Повторение и обобщение изученного по
лексике.
Систематизация и обобщение по синтаксису
и пунктуации.
Систематизация и обобщение по синтаксису
и пунктуации.
Предложения с прямой и косвенной речью.
Предложения с прямой и косвенной речью.
Цитаты и способы цитирования.
Цитаты и способы цитирования.
Контрольная работа по итогам года в
формате ОГЭ.
Контрольная работа по итогам года в
формате ОГЭ.
Анализ ошибок, допущенных в контрольной
работе.
Систематизация и обобщение знаний.
Итоговый урок.
Повторение орфографии.
Повторение орфографии.
Повторение пунктуации
Повторение пунктуации
Повторение и обобщение изученного по
лексике и фразеологии.
Повторение и обобщение изученного по
лексике и фразеологии.
Повтореиние и обобщение изученного по
языковым средствам выразительности.
Повтореиние и обобщение изученного по
языковым средствам выразительности.
Комплексное повторение.
Комплексное повторение.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».