ДООП Разноцветный апельсин. Литературный клуб

Российская Федерация
Департамент образования
Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение −
средняя общеобразовательная школа № 31
Утверждено и введено
приказом № 104/1-од/23 от 30.08.2023

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ»
социально-гуманитарная направленности

Возраст: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год

Автор:
Коноплёва Лилия Анатольевна

Екатеринбург, 2023

1.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
составлена для занятий с обучающимися в условиях общеобразовательной
школы, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом
МАОУ-СОШ № 31 и является составной частью программы «Разноцветный
апельсин».
Направленность. Социально-гуманитарная.
Актуальность
программы.
Программа
позволяет
показать
слушателям как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир
детской литературы. Это имеет большое значение для формирования
подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
В процессе изучения данного курса занимающиеся могут увидеть
«волшебство слов», понять, что обычные произведения достойны изучения и
внимания. Воспитание интереса к чтению должно пробуждать у посетителей
стремление расширять свои знания, учиться читать грамотно и выразительно,
совершенствовать свою речь. Умение читать создает условия для успешного
усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения читательской
деятельностью невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому
особое внимание на занятиях уделяется знакомству с книгами,
литературными героями, на развитие устной речи слушателей, на воспитание
у них чувства языка, этических норм речевого поведения.
Отличительные особенности. Программа позволяет обучать
занимающихся нормам поведения и призвана содействовать к применению
полученных знаний. Новизна программы заключается в особом способе
организации занятий, что позволяет каждому ребёнку улучшить личностные
качества и, в то же время, повысить коллективные достижения.
Данная программа позволяет раскрыть способности и возможности
посетителей, так и сориентировать на более глубокое изучение жанров и
произведений.
Педагогическая целесообразность – «дух коллективизма», защита
слабых, как смысл самоопределения, отражены в главной идее детского
объединения. Материал изложен так, чтобы слушатели впоследствии смогли
воспитать в себе лучшие качества человеческого характера: доброту,
честность, трудолюбие, желание помочь нуждающимся, коммуникативность,
самостоятельность. Привлекает воспитанников эта программа тем, что у них
имеется реальная возможность овладеть читательской деятельностью, что
крайне важно для будущих граждан России.
Адресат. Программа адресована детям 6-8 лет, слушателям, которые
ещё не владеют навыками читательской деятельности. В группе может быть
30 человек.
Режим занятий. 5 дней в неделю по 1 учебному часу, 31 неделя.
Объём. 155 часов.

Срок освоения. 1 год.
Уровень. Стартовый.
Формы обучения. Наглядный метод, метод беседы, фронтальная
форма.
Виды занятий. Коллективные, практические, комбинированные,
литературные встречи.
Формы подведения результатов: беседа, викторина.

1.2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Цель: популяризация литературных знаний, пропаганда книги как
величайшего достижения мировой культуры и искусства; расширение круга
чтения; повышение интеллектуального и культурного уровня читателей,
показать слушателям, что чтение книг - не свод скучных и трудных навыков
и умений, а увлекательное путешествие по страницам литературы на разных
ступенях обучения.
Задачи
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три
аспекта
дидактической
цели:
познавательный,
развивающий
и
воспитывающий.
Познавательный аспект
- Формировать и развивать разные видов памяти, внимания, воображения, а
также основные общеучебные умения и навыки.
- Пробуждать потребность к самостоятельному чтению книг.
- Углублять и расширять знания и представления о литературном языке.
- Формировать общую способность искать и находить новые решения,
необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к
рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
- Развивать интерес к литературному чтению как к учебному предмету,
совершенствовать общее языковое развитие слушателей.
- Развивать речь, обогащать словарный запас.
- Развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной
деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать,
обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Воспитывающий аспект
- Воспитывать систему нравственных межличностных отношений.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план

Раздел, тема

Общее
количество
часов

В том числе
теоретических практически
х

1. СКАЗКИ

22

21

1

1.1 Бытовые сказки.
Каша из топора.
Барин-кузнец.
Три калача и одна баранка.
Заяц.
Дочь-семилетка.
Федул и Меланья.
Горшок.
1.2 Сказки о животных.
Р. Киплинг. Откуда у верблюда горб.
М.С. Пляцковский. Трудное задание.
А.Н. Толстой. Ёж.
К. Ушинский. Учёный медведь.
К. Ушинский. Страшная коза.
К. Паустовский. Резиновая лодка.
У солнышка в гостях.
1.3 Волшебные сказки.
Царевна-лягушка.
Гуси-Лебеди
Сивка-Бурка
Морозко
Крошечка-Хаврошечка
Иван-царевич и серый волк.
Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка.
Викторина по прочитанным сказкам.
2. В. ОСЕЕВА.
РАССКАЗЫ И СКАЗКИ ДЛЯ
ДЕТЕЙ
2.1 В.Осеева. Синие листья.
2.2 В. Осеева. Танины достижения.
2.3. В. Осеева. Бабушка и внучка.
2.4. В. Осеева. Сторож.
2.5. В. Осеева. Лекарство.
2.6. В. Осеева. До первого дождя.
2.7. В. Осеева. Печенье.
2.8. В. Осеева. Новая игрушка.
2.9. В. Осеева. Пуговица.
2.10. В. Осеева. Строитель.
2.11. В. Осеева. Что легче?
2.12. В. Осеева. Просто старушка.
2.13. В. Осеева. Мечтатель.
2.14. В. Осеева. Плохо.
2.15. В. Осеева. Сыновья.
2.16. В. Осеева. Хорошее.
2.17. В. Осеева. Девочка с куклой.
2.18. В. Осеева. На катке.
2.19. В. Осеева. Чего нельзя, того
нельзя.

7
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1

7
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1

1
-

1

-

1

40

39

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

-

2.20. В. Осеева. Отомстила.
2.21. В. Осеева. Волшебное слово.
2.22. В. Осеева. Обидчики.
2.23. В. Осеева. Случай.
2.24. В. Осеева. Долг.
2.25. В. Осеева. Просто так.
2.26. В. Осеева. Пёрышко.
2.27. В. Осеева. Время.
2.28. В. Осеева. Навестила.
2.29. В. Осеева. Рекс и Кекс.
2.30. В. Осеева. Три товарища.
2.31. В Осеева. Картинки.
2.32. В. Осеева. Кто хозяин?
2.33. В. Осеева. Вырванный лист.
2.34. В. Осеева. Всё вместе.
2.35. В. Осеева. Папа-тракторист.
2.36. В. Осеева. В лагере.
2.37. В. Осеева. Почему?
2.38. В. Осеева. У костра.
2.39. В. Осеева. Татьяна Петровна.
2.40. Викторина по произведениям В.
Осеевой.
3. В. БИАНКИ.
РАССКАЗЫ
3.1. В. Бианки. Анюткина утка.
3.2. В. Бианки. Водяной конь.
3.3. В. Бианки. Где раки зимуют.
3.4. В. Бианки. Мышонок Пик.
3.5. В. Бианки. Аришка-Трусишка.
3.6. В. Бианки. Кто чем поёт?
3.7. В. Бианки. Лесные домишки.
3.8. В. Бианки. Оранжевое Горлышко.
3.9. В. Бианки. Первая охота.
3.10. В. Бианки. Синичкин календарь.
3.11. В. Бианки. Музыкант.
3.12. Викторина по произведениям
В. Бианки.
4. В. ДРАГУНСКИЙ.
ДЕНИСКИНЫ РАССКАЗЫ.
4.1. В. Драгунский. Что любит Мишка.
4.2. В. Драгунский. Заколдованная
буква.
4.3. В. Драгунский. Тайное становится
явным.
4.4. В. драгунский. Арбузный переулок.
4.5. В. Драгунский. Девочка на шаре.
4.6. В. Драгунский. Англичанин Павля.
4.7. В. Драгунский. Он живой и
светится.
4.8. В. Драгунский. Хитрый способ.
4.9. В. Драгунский. Двадцать лет под

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
-

1

12

11

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
-

1

21

20

1

1
1

1
1

-

1

1

-

1
1
1
1

1
1
1
1

-

1
1

1
1

-

кроватью.
4.10. В. Драгунский. Профессор кислых
щей.
4.11. В. Драгунский. Надо иметь
чувство юмора.
4.12. В. Драгунский. Сверху вниз,
наискосок.
4.13. В. Драгунский. Главные пеки
Америки.
4.14. В. Драгунский. Похититель собак.
4.15. В. Драгунский. Что я люблю и
чего не люблю.
4.16. В. Драгунский. Ровно 25 кило.
4.17. В. Драгунский. Сестра моя
Ксения.
4.18. В. Драгунский. Где это видано,где
это слыхано.
4.19. В. Драгунский. Красный шарик в
синем небе.
4.20. В. Драгунский. Одна капля
убивает лошадь.
4.21. Викторина по произведениям В.
Драгунского.
5. Н. НОСОВ. ПРИКЛЮЧЕНИЕ
НЕЗНАЙКИ И ЕГО ДРУЗЕЙ.
5.1. Н. Носов. Глава первая. Коротышки
из цветочного города.
5.2. Н. Носов. Глава вторая. Как
Незнайка был музыкантом.
5.3. Н. Носов. Глава третья. Как
Незнайка был художником.
5.4. Н. Носов. Глава четвёртая.Как
Незнайка сочинял стихи.
5.5. Н. Носов. Глава пятая. Как
Незнайка катался на газированном
автомобиле.
5.6. Н. Носов. Глава шестая. Как Знайка
придумал воздушный шар.
5.7. Н. Носов. Глава седьмая.
Подготовка к путешествию.
5.8. Н. Носов. Глава восьмая. В путь.
5.9. Н. Носов. Глава девятая. Над
облаками.
5.10. Н. Носов. Глава десятая.Авария.
5.11. Н. Носов. Глава одиннадцатая. На
новом месте.
5.12. Н. Носов. Глава двенадцатая.
Новые знакомые.
5.13. Н. Носов. Глава тринадцатая.
Разговор за столом.
5.14. Н, Носов. Глава четырнадцатая.

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1
1

1
1

-

1
1

1
1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

-

1

31

30

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1
1

1
1

-

1
1

1
1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

Путешествие по городу.
5.15. Н. Носов. Глава пятнадцатая. В
больнице.
5.16. Н. Носов. Глава шестнадцатая.
Концерт.
5.17. Н. Носов. Глава семнадцатая.
Поход Винтика и Шпунтика в город
Змеёвку.
5.18. Н. Носов. Глава восемнадцатая. В
Змеёвке.
5.19. Н. Носов. Глава девятнадцатая. В
гостях у Смекайлы.
5.20. Н. Носов. Глава двадцатая. Тюбик
работает.
5.21. Н. Носов. Глава двадцать первая.
Возвращение Винтика и Шпунтика.
5.22. Н. Носов. Глава двадцать
вторая.Чудеса механизации.
5.23. Н. Носов. Глава двадцать третья.
Побег.
5.24. Н. Носов. Глава двадцать
четвёртая. Рационализация Тюбика.
5.25. Н. Носов. Глава двадцать пятая.
Лечение Пульки.
5.26. Н. Носов. Глава двадцать шестая.
Возвращение Гвоздика.
5.27. Н. Носов. Глава двадцать седьмая.
Неожиданная встреча.
5.28. Н. Носов. Глава двадцать восьмая.
Примирение.
5.29. Н. Носов. Глава двадцать девятая.
На балу.
5.30. Н. Носов. Глава тридцатая.
Возвращение.
5.31. Викторина по произведению Н.
Носова Приключение Незнайки и его
друзей.
6. В. СУТЕЕВ. ЗНАКОМСТВО С
ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
6.1. В. Сутеев. Цыплёнок и Утёнок.
6.2. В. Сутеев. Три котёнка.
6.3. В. Сутеев. Под грибом.
6.4. В. Сутеев. Кто сказал «мяу»?
6.5. В. Сутеев. Разные колёса.
6.6. В. Сутеев. Мышонок и карандаш.
6.7. В. Сутеев. Яблоко.
6.8. В. Сутеев. Палочка-выручалочка.
6.9.В. Сутеев. Мешок яблок.
6.10.В. Сутеев. Ёлка.
6.11. В. Сутеев.Петух и Краски.
6.12. В. Сутеев. Кот-рыболов.

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

-

1

22

21

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

-

6.13. В. Сутеев. Петя и красная
шапочка.
6.14. В. Сутеев. Как я ловил рыбу.
6.15. В. Сутеев.Зайкин кораблик.
6.16. В. Сутеев. Волшебный магазин.
6.17. В. Сутеев. Капризная кошка.
6.18. В. Сутеев. Мы ищем кляксу.
6.19. В. Сутеев. Дядя Миша.
6.20. В. Сутеев. Страшный зверь.
6.21. В. Сутеев. Умелые руки.
6.22. Беседа по прочитанным
произведениям В. Сутеева.
7. ПРОИЗВЕДЕНИЯ К.
ЧУКОВСКОГО

1

1

-

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
-

1

7

6

1

7.1. К. Чуковский. Мойдодыр.
7.2. К. Чуковский. Федорино горе.
7.3. К. Чуковский. Муха-Цокотуха.
7.4. К. Чуковский. Айболит.
7.5. К. Чуковский. Бармалей.
7.6. К. Чуковский.Телефон.
7.7. Беседа по произведениям. К.
Чуковского.

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
-

1

155

148

7

ИТОГО:

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Сказки.
Теория: расширение знаний о русских - народных сказках. Знакомство с
бытовыми сказками и их героями. Чтение сказок о животных. Работа с
волшебными сказками.
Практика: викторина по прочитанным сказкам, где включены вопросы по
содержанию для формирования интереса к прочтению литературы.
Тема 2. В. Осеева. Рассказы и сказки для детей.
Теория: Знакомство с произведениями В. Осеевой из книги Волшебное
слово. Расширение детского кругозора, знаний о человеческих качествах.
Формирование понятий: дружба, честность.
Практика: викторина по произведениям В. Осеевой. Вопросы, направленные
на развитие познавательного интереса к литературному языку.
Тема 3. Рассказы В. Бианки.
Теория: беседа о природе, об окружающем мире, мире растений и животных.
Богатстве и красоте русской природы.

Практика: викторина по произведениям В. Бианки. Вопросы на расширение
общего кругозора читателей, на формирование бережного отношения к
природе.
Тема 4. В. Драгунский. Денискины рассказы.
Теория: расширение словарного запаса.
Практика: викторина по произведениям В. Драгунского. Вопросы по
содержанию прочитанных произведений. Имена самых понравившихся
героев, их характеристики и увлечения.
Тема 5. Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей.
Теория: работа с пересказом понравившихся отрывков из прочитанных
произведений.
Практика: активное использование в речи реплик героев.
Тема 6. Знакомство с произведениями В. Сутеева.
Теория: знакомство с героями произведений В. Сутеева. Определение
«добрых» поступков. Характеристика героев.
Практика: беседа по прочитанным произведениям. Определение
последовательности приключений героев.
Тема 7. Произведения К. Чуковского.
Теория:
знакомство
с
рифмой.
Использование
её
другими
авторами.Определение «добрых» поступков. Характеристика героев.
Практика:
беседа
по
прочитанным
произведениям.
Заучивание
понравившихся отрывков.
1.4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 с учителем формулировать главную мысль произведения;
 предлагать пути решений ситуаций в процессе прочтения;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности своей работы.
Познавательные УУД:
 перерабатывать информацию (формулировать положительные и
отрицательные качества героев),осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
 адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
быть готовым корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
 задавать вопросы.
Предметные результаты
 умение
делать
умозаключение,
сравнивать,
устанавливать
закономерности, называть последовательность действий.
Личностные результаты
 умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
 любовь и уважение к природе, культуре;
 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в
чтении;
 осознание ответственности за произнесённое слово.

2.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение. Программа предусматривает
проведение занятий в школьном помещении, классе. Используются при
работе: компьютер, книги, мультимедиапроектор, сканер.
Информационное обеспечение реализуется с помощью аудио, видео и
интернет источников: электронная библиотека https://libcat.ru/
Кадровое обеспечение. В реализации программы принимают участие
учителя начальных классов, имеющие образование и особые условия допуска
к работе в соответствии с Профессиональным стандартом.
Педагоги должны владеть практическими навыками выполнения
трудовых функций: организация деятельности занимающихся, направленной
на освоение программы; организация досуговой деятельности детей в
процессе реализации программы; обеспечение взаимодействия с родителями
(законными представителями) детей, осваивающих программу, при решении
задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения
программы; разработка программно-методического обеспечения программы.
Методические материалы содержатся на web-ресурсах:
https://skatovaeu.wixsite.com/robolab
https://skatovaeu.wixsite.com/robolabkids
На занятиях используются детские книги.

2.2.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Контроль знаний по прочитанным произведениям проводится путем
опроса. Для оценки результативности занятий, проводимых по программе
«Литературный клуб» используется педагогическое наблюдение, викторины.

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кондрашова Л. Русские сказки: Сборник. Издательство «Эксмо»,
2009г.
2. Петрова Е., Гвиниашвили С., Александрова Н. Сказки о животных.
Издательство «Стрекоза», 2017г.
3. Русские бытовые сказки. Издательство: «Просвещение», 2005 г.
4. Самые волшебные сказки. Издательство: «Махаон», 2008г.
5. Осеева В.А. Волшебное слово. Рассказы и сказки. Издательство:
«Росмэн», 2017г.
6. Бианки В. Сказки. Издательство: «Стрекоза», 2018г.
7. Драгунский В. Денискины рассказы. Издательство: «Лабиринт», 2020г.
8. Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей. Издательство:
«Лабиринт», 2021г.
9. Сутеев В. 100 сказок. Сказки и картинки. Издательство: «Лабиринт»,
2022г.
10. Чуковский К. Лучшие сказки и стихи. Издательство: «Лабиринт",
2020г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».