ДООП Разноцветный апельсин. Мир профессий

Российская Федерация
Департамент образования
Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение −
средняя общеобразовательная школа № 31

Утверждено и введено
приказом № 104/1-од/23 от 30.08.2023

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«МИР ПРОФЕССИЙ»
(социально-гуманитарная направленность)

Возраст: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор:
Войтова Инна Валерьеевна,
учитель

Екатеринбург, 2023

1.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
составлена для занятий с обучающимися в условиях общеобразовательной школы, в
соответствии действующими нормативными документами, Уставом МАОУ-СОШ №
31 и является составной частью программы «Разноцветный апельсин».
Направленность. Социально-гуманитарная.
Актуальность. Программа «Мир профессий» обеспечивает знакомство с
разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения. Актуальность
программы заключается в том, что она интегрирует профориентационную
деятельность с различными направлениями развития личности ребенка, помогает в
освоении основной образовательной программы начального общего образования,
соответствует познавательным интересам современных детей, позволяет им не
только ориентироваться во внешней информации, оценивать и различать её, но и
учит добывать знания самостоятельно, творчески развивая свой внутренний
потенциал.
Отличительные особенности программы «Мир профессий» в том, что она
интегрируется с изобразительный искусством, художественным трудом, и другими
занятиями на развитие мелкой моторики. В нее включено большое количество
заданий на развитие творческого мышления, воображения, памяти и задания
исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок
материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания
способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления,
памяти, речи и словарного запаса. Содержание программы соответствует
познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им
возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную
мотивацию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и
стремление развить у слушателей умений самостоятельно работать, думать, решать
творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной
позиции по определенному вопросу. Содержание занятий представляет собой
введение в мир профессий и знакомство с ними в различных направлениях трудовой
деятельности (нарисовать, вылепить, сделать аппликацию, фото, коллаж и т.д.)
Занятия данного кружка должны содействовать развитию у детей социализации и
прививать любовь к труду, уважение к людям труда.
Адресат программы - дети 6-7 лет. Дети в этом возрасте готовы к
расширению своего микромира, они умеют взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми. Ребята уже в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности
и те требования, которые будут к ним предъявлены. Происходит и кардинальное
изменение
самооценки детей,
она
становится
более
адекватной и
дифференцированной. Ребёнок постепенно социализируется, адаптируется к
социальной среде. Он становится способен учитывать точки зрения других людей и
может с ними сотрудничать, способен сосредотачиваться не только на той

деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым
волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по
правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще
формируется, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься
скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на
что-то неожиданное, новое, привлекательное.
Количество детей в объединении - от 7 до 30 человек. Прием детей в группу
производится по заявлению родителей.
Режим занятий - 5 занятий в неделю по 1 часу.
Объём программы – 153 часа.
Срок усвоения программы – 1 учебный год.
Уровневость. Стартовый уровень.
Формы обучения. Программой предусмотрены различные формы обучения:
групповая (постоянного и сменного состава), фронтальная, индивидуальная и
самостоятельная.
Виды занятий – программой запланированы различные виды занятий:
беседы, обучающие игры, приемы исследовательской и проблемно-поисковой
деятельности, словесные, наглядно-демонстрационные, встречи с людьми разных
специальностей и экскурсии, что способствует достижению высоких результатов.
По особенностям коммуникативного взаимодействия - выставки, игры, конкурсы,
творческие работы. Творческие работы, проектная деятельность и другие
технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на
любознательности детей, которую и следует поддерживать, и направлять.
Формы подведения результатов – выставки работ, фото материалы, встречи
с людьми разных специальностей.

1.2.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Цель. ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и
содержанием; развитие познавательных способностей младших школьников на
основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий;
развитие мелкой моторики и творческого воображения.
Задачи:
Обучающие:
- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе
характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре
труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в
семье и обществе;
- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с
темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Развивающие:

- развивать интеллектуальные и творческие возможности детей;
- развивать кругозор, речь, социальные навыки;
- развивать мелкую моторику через изготовление поделок и рисунков;
- развивать интеллектуально-познавательную
сферу ребёнка (восприятие,
внимание, память, мышление и воображение) в процессе знакомства с профессиями.
Воспитательные:
- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых;
- расширять кругозор, уточнение представлений об окружающем мире, создание
положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
- воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для
полноценного развития личности.
1.3.

СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план

№

Темы

Количество часов
всего

1

теория

Прак
тика

Раздел 1 Введение
Зачем человек трудится?
1
1

2-3

Мир интересных
профессий

2

1

1

4-5

Кем я хочу стать?

2

1

1

Раздел 2 Профессии в школе
5
1

6-10

4

Профессия - учитель

11-15

5

1

4

5

1

4

Советы психолога

16-20

Библиотекарь

Формы
аттестации/
контроля

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Выставка
рисунков
Анализ
творческих
работ.
Индивидуальные
консультации
Анализ
творческих
работ.
Индивидуальные
консультации
Анализ
творческих
работ.

21-25

5

1

4

Профессия администратор

Индивидуальные
консультации
Анализ
творческих
работ.
Индивидуальные
консультации

Раздел 3 Профессии вокруг нас
26-30

Садовник, цветовод

5

1

4

31-35

Продавец

5

1

4

36-40

Почтальон

5

1

4

41-45

Полицейский, охранник

5

1

4

46-50

Пожарный

5

1

4

51-55

Военный

5

1

4

56-60

Адвокат и прокурор

5

1

4

61-65

Летчик и пилот

5

1

4

Анализ
творческих
работ.
Индивидуальные
консультации
Анализ
творческих
работ.
Индивидуальные
консультации
Анализ
творческих
работ.
Индивидуальные
консультации
Анализ
творческих
работ.
Индивидуальные
консультации
Анализ
творческих
работ.
Индивидуальные
консультации
Анализ
творческих
работ.
Индивидуальные
консультации
Анализ
творческих
работ.
Индивидуальные
консультации
Анализ

66-70

Спортсмены

5

1

4

71-75

Детский врач - педиатр

5

1

4

76-80

Архитектор

5

1

4

81-85

Эколог

5

1

4

86-90

Артисты и певцы

5

1

4

91-95

Работник туристического
агентства

5

1

4

96-100

Космонавт

5

1

4

101-105

Строитель

5

1

4

106-110

Журналист

5

1

4

творческих
работ.
Индивидуальные
консультации
Анализ
творческих
работ.
Индивидуальные
консультации
Анализ
творческих
работ.
Индивидуальные
консультации
Анализ
творческих
работ.
Индивидуальные
консультации
Анализ
творческих
работ.
Индивидуальные
консультации
Анализ
творческих
работ.
Индивидуальные
консультации
Анализ
творческих
работ.
Индивидуальные
консультации
Анализ
творческих
работ.
Индивидуальные
консультации
Анализ
творческих
работ.
Индивидуальные
консультации
Анализ

111-115

Водитель

5

1

4

116-120

Писатель и поэт

5

1

4

121-125

Ветеринар

5

1

4

126-130

Раздел 4 Профессии наших родителей
Азбука женских
5
1
4
профессий

131-135

Азбука мужских
профессий

5

136-140

Творческие работы по
профессиям (коллаж,
реклама, стихотворения,
песни, игры)

5

141-145
146-150
151-155

Профессии прошлого
Профессии будущего
Выставки творческих
работ

5
5
5

Итого

155

1

4

5

1
1

29

4
4
5
126

творческих
работ.
Индивидуальные
консультации
Анализ
творческих
работ.
Индивидуальные
консультации
Анализ
творческих
работ.
Индивидуальные
консультации
Анализ
творческих
работ.
Индивидуальные
консультации

Анализ
творческих
работ. Встречи с
родителями
Анализ
творческих
работ. Встречи с
родителями
Исполнение
творческих
заданий,
обсуждение,
поощрение
Выставка работ
Выставка работ
Взаимоанализ
работ

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1 Введение (5ч)
Темы: Зачем человек трудится?; Мир интересных профессий; Кем я хочу стать?
Теория – необходимость физического труда, знакомство с разнообразием
профессий.
Практика – выполнение рисунков на тему «Кем я хочу стать?», организация
выставки
Раздел 2 Профессии в школе (20 часов)
Темы: Профессия – учитель; Советы психолога; Библиотекарь; Школьный повар
Теория – специальности педагогических профессий, условия работы в школе
Практика - подготовка открытки для любимого учителя, написание «Приятной
записки» однокласснику, оформление книжки-малышки, лепка овощей и фруктов,
экскурсии.
Раздел 3 Профессии вокруг нас (100 часов)
Темы: Садовник, цветовод; Продавец; Почтальон; Полицейский, охранник;
Пожарный; Военный; Адвокат и прокурор; Летчик и пилот; Спортсмены; Детский
врач – педиатр; Архитектор; Эколог; Артисты и певцы; Работник туристического
агентства; Космонавт; Строитель; Журналист; Водитель
Теория – знакомство со спецификой и условиями работы по данным профессиям
Практика – изготовление букета из подручного материала, «Игра в магазин»,
оформление письма бабушке, оформление «Классных правил», конкурс поделок,
посвященных ППБ, выполнение рисунков-писем военным в СВО, игра «Детектор
лжи», лепим самолеты, оформление классной «Книги рекордов», «Играем в
больницу», фантастические проекты зданий будущего, сочиняем и оформляем
экологические лозунги, конкурс пародий, игра «Отправляемся в путешествие по
России», конкурс поделок ко Дню космонавтики, строим мост к знаниям (из
подручных материалов), учимся брать интервью, лепим машины их пластилина (с
использованием круп)
Раздел 4 Профессии наших родителей (30 часов)
Темы: Азбука женских профессий, Азбука мужских профессий, Профессии
прошлого; Профессии будущего; Выставки творческих работ
Теория – встреча с родителями, их рассказы о собственной трудовой деятельности,
информация о профессиях, которых теперь нет, информация о современных
профессиях, которые еще не всем известны

Практика – на выбор учащихся (рисование, лепка, работа с конструктором,
аппликация и т.д.) изготовление поделок, организация выставок, взаимоанализ
работ, организация галереи творчества

1.4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметными результатами изучения курса «Мир профессий» является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные:
Ученик научится:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения
разных видов работ;
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца
учебных действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или
самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебнопознавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы
(свои и учителя);
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и
способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в
овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные
способы решения;
- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины
неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные:
Ученик научится:
осознавать
учебно-познавательную,
учебно-практическую,
экспериментальную задачи;
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач,
собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с
людьми;
- понимать информацию, представленную в вербальной форме,
изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и
второстепенную информацию;
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические
действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинноследственных связей, построения рассуждений и выводов;

- наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать
полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и
объяснения природных явлений;
- осуществлять кодирование и декодирование информации в знаковосимволической форме.
Ученик получит возможность научиться:
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор
дополнительных источников информации для решения исследовательских задач,
включая Интернет;
- обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в
другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную,
схематическую, табличную);
- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы,
диаграммы), создавать собственные;
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах,
выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные:
Ученик научится:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения,
строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно
использовать речевые средства для решения задач общения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,
осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая
различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения,
проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять
доброжелательное отношение к партнёрам;
Ученик получит возможность научиться:
- оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно)
использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую
речь, вести диалог;
- планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками,
общие дела, распределять функции участников и определять способы их
взаимодействия;
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения
коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
- уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при
сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на
заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).

Личностными результатами слушателей программы является формирование
следующих умений:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и
умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с
ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на
участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и
события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы
действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать
свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми
другой национальности, с нарушениями здоровья;
- ощущать радость творчества и радость труда.
Предметные результаты:
- отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление
преодолевать возникающие затруднения;
- основные сферы профессиональной деятельности человека; основные
понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
- предприятия и учреждения населенного пункта, района;
- оперировать основными понятиями и категориями, основными приемами
выполнения учебных проектов;
-рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
-переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на
конкретные жизненные ситуации;
- выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с
принятыми в обществе морально-этическими принципами.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально- техническое обеспечение
Занятия будут проходить в учебном кабинете МАОУ-СОШ №31. Парты 16
штук, стулья — 32 штуки, стол и стул учителя, ПК, принтер. Слушателям
необходимы краски, альбомы, карандаши, пластилин, подручные средства и
раздаточный материал. На занятиях будет использоваться: доска маркерная,
изготовленные педагогом презентации будут демонстрироваться на экране.
Информационное обеспечение
На занятиях будут использованы аудио и видео материалы для физических
минуток, фото и видео материалы для теоретических занятий.
Интернет источники:

1. Книги о профессиях https://ast.ru/news/sss-m10-y18-knigi-o-professiyakh-dlyadetey-pust-menya-nauchat/ ,
2. Видео материалы: https://yandex.ru/video/preview/9647594566392893265 ,
https://yandex.ru/video/preview/87991101268552314,
https://save4k.com/youtube/yDRIfE9_op4
Кадровое обеспечение
В реализации программы принимают участие учителя начальных классов,
пдагоги дополнительного образования, имеющие образование и особые условия
допуска к работе в соответствии с Профессиональным стандартом.
Педагоги должны владеть практическими навыками выполнения трудовых
функций: организация деятельности занимающихся, направленной на освоение
программы; организация досуговой деятельности детей в процессе реализации
программы;
обеспечение
взаимодействия
с
родителями
(законными
представителями) детей, осваивающих программу, при решении задач обучения и
воспитания; педагогический контроль и оценка освоения программы; разработка
программно-методического обеспечения программы.
Методическое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир
профессий» предусматривает разнообразные формы и методы организации
образовательного процесса.
Словесные: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, встречи с интересными людьми
и др.;
наглядные: в процессе обучения используются наглядные пособия, настольные
игры, применение фотографий, плакатов, организация экскурсий, просмотр
мультфильмов и видеофильмов делает обучение более информативным и
интересным, расширяет кругозор учащихся, как на предметном, так и
межпредметном уровне;
практические: обучаясь по программе, дети выполняют практические задания по
каждому из разделов и тем программы, играют в сюжетно-ролевые игры, участвуют
в тематических экскурсиях, в тренингах, круглых столах, профориентационных
мероприятиях.
Перечень дидактических пособий
слайды «Профессии нашего города»;
коллаж из фотографий представителей различных профессий;
дидактические игры: «Угадай профессию», «Ассоциация», «Кто использует в
работе?», «Профессии на букву»;
рисунки атрибутов различных профессий;
карточки с загадками, ребусами, пословицами;
кроссворды;

мешочки с наборами различных предметов;
фотографии людей, занятых различными видами трудовой деятельности;
подборка профессиограмм;
слайдовые презентации по темам;
карточки с загадками, ребусами.

2.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Значительную роль в реализации программы играет диагностика результатов
реализации программы:
1) входной контроль проводится в начале изучения модуля по программе, ведется
для выявления имеющихся знаний, умений и навыков;
2) промежуточный контроль проводится в середине изучения модуля по программе.
По его результатам, при необходимости, коррекция учебного (тематического) плана;
3) итоговый контроль проводится в конце изучения модуля по программе, позволяет
оценить результативность работы.
Формы и методы отслеживания эффективности обучения по программе:
педагогическое
наблюдение,
наблюдение
за
организаторскими
и
коммуникативными навыками; опросы; тестирование; мозговой штурм;
коллективное обсуждение; творческие задания; анализ; работа над ошибками;
практические результаты итоговых зачетных занятий.
Формы подведения итогов: творческая работа «Радуга профессий».
Оценочные материалы. Для диагностики результативности сформированных
компетенций детьми дополнительной общеразвивающей программы «Мир
профессий» применяется традиционное отслеживание результатов: педагогическое
наблюдение, методики, результаты участия в конкурсах, творческие работы и т. д.
Уровни оценки и диагностики
Выполнил сам правильно и быстро – высокий.
Выполнил сам правильно, но медленно – средний.
Выполнил с помощью учителя – низкий.
Перечень форм и методик диагностики
Показатели реализации задач
программы
Уровень сформированности ключевых
компетенций по основным разделам
программы

Формы контроля

- устный анализ результатов
выполненных практических работ.
- тестирование по сформированности
знаний, умений, навыков

- устный опрос по темам программы;
- наблюдение педагога.
Познавательная активность детей,
интерес и потребность в
самообразовании

- педагогическое наблюдение за
развитием мотивации на занятиях;

Развитие интеллектуальнопознавательной сферы (восприятие,
внимание, память, мышление и
воображение)

- устный опрос по темам программы;

Коммуникативные умения, навыки
работы в группе, в парах

-

- анализ материала на занятиях о
профессиональной деятельности.

- анализ игры на занятиях;
- анализ творческих работ;
- наблюдение за выполнением
самостоятельных заданий.
наблюдение за отношениями
воспитанников в группе;
- наблюдение за детьми в ходе игровой
деятельности;
- наблюдение в процессе занятий.

Творческие способности, креативность,
познавательный интерес к окружающей
жизни

- результаты участия в творческих
конкурсах, мастер-классах районного,
городского, областного уровней;
- наблюдение за детьми в процессе
занятий;
- анализ активности учащихся в
мероприятиях, концертах, конкурсах.

Формирование навыков здорового образа - педагогическое наблюдение.
жизни

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Кем мне стать?» Г. Шалаева, 2010.
2. «Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях» Е.А.Алябьева, 2016
3. Афанасьева, Н.В. Профориентационный тренинг «Твой выбор» [Текст]/ Н.В.
Афанасьева, Н.В. Малухина, М.Г. Пашнина. – Спб.: Речь, 2007 – 366 с.

4. Басаргина, Д.В., Семенова Т.В. Игры в тренинге. Любимые рецепты успешного
тренера [Текст] / Д.В. Басаргина. – СПб.: Речь, 2009 – 301 с.
5. Белова, Т.В. Справочник начинающего профконсультанта [Текст] / Т.В. Белова,
И.А. Волошина, А.А. Солнцева. – М.: Просвещение, 1998 – 205 с.
6. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники [Текст]/
И.В.Вачков – М.: «Ось-89», 2005 -136 с.
7. Леванова, Е.А., Волошина А.Г., Плешаков В.А., Соболева А.Н. Игра в тренинге.
Возможности игрового взаимодействия [Текст] / Е.А.Леванова. – СПб.: Питер, 2009
- 286 с.
8. Разепкина, Г.В.Психология и выбор профессии: предпрофильной подготовки
[Текст] / Г.В. Разепкина. – М.: Генезис, 2005 – 124 с.
9. Фопель, К. Технология ведения тренинга. Теория и практика [Текст] / К.Фопель –
М.: Генезис, 2005 – 197 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».