МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31 Утверждено и введено приказом № 180/1-од/24 от 28.08.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЛОГОРИТМИКА» социально-педагогической направленности Срок реализации программы: 1 год Возраст детей: 5-7 лет Автор-разработчик: ШурашоваТ.В., учитель-логопед Екатеринбург, 2024 1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа составлена для занятий со слушателями в условиях дошкольного учреждения, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом МАОУ СОШ № 31. Направленность: социально-педагогическая. Актуальность программы. Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве». Ритмические движения способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнений и игр. Логоритмика является своеобразной формой активной терапии, средством взаимодействия в комплексе методик и учебной дисциплины. Первое понимание логоритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. Второе понимание логоритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи. В педагогическом аспекте логоритмика - это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоническому физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально – ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально речевые способности, расширяет певческий диапозон. На занятиях логоритмики формируются представления о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах. В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа. 2 Сюжетно - тематическая организация совместной деятельности по данному направлению позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно – игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психо – физическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всей совместной деятельности и соответственно повышает результативность в усвоении знаний. Отличительные особенности. Занятия включают в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы. Элементарное музицирование на музыкальных инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат детей координировать движения со словом, ориентироваться в пространстве, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей, в данном случае, развитию слоговой структуры слова и фонематическому слуху. Обучение детей на музыкально - шумовых инструментах является средством для решения следующих (помимо развития чувства ритма) задач: развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т. д. Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований к проведению совместной деятельности. В логоритмические занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, упражнения на развитие певческого дыхания и певческого голоса, работа над фонематическим слухом, выполнение простейших приемов массажа, гимнастики для глаз). В занятия включены пальчиковые музыкально - речевые игры или массаж пальцев. Каждое занятие по логоритмике включает в себя упражнения на релаксацию под музыку, (помогающие детям снять напряжение, нервную нагрузку), чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма и внимания. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования, логикой внутрипредметных связей (интеграцией образовательных областей), а также с возрастными особенностями развития детей. Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». «Художественно-эстетическое «Познавательное развитие» и развитие» «Речевое развитие» 3 Развитие чувства ритма; Развитие координации между словом (пением) и движением; Развитие координации при музыкальном движении; Развитие и совершенствование вокально-интонационных данных; Формирование музыкальноэстетических представлений ребёнка; «Социально-коммуникативное развитие» Развитие интеллекта; Развитие слухового внимания; Развитие памяти и навыка понимания смысла предлагаемых заданий; Формирование способности преодолевать трудности; Развитие эмоциональной отзывчивости; Развитие «творческого Я» ребёнка; Развивать навыки общения и взаимодействия детей в коллективе; Развитие координации между словом и движением; Развитие правильного дыхания; Стимуляция речевого развития; Развитие артикуляционно-речевого аппарата; Слухоречевое развитие; Систематизация «словаря» детей. Формировать развитие функций и форм речи; «Физическое развитие» Укрепление физической формы ребёнка; Овладение двигательными навыками; Формировать у детей ощущение границ своего тела; развитие умения контролировать свой мышечный тонус Развивать тактильную чувствительность, подвижность пальчиков, кистей; Адресат. Возраст обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа 5-7 лет. Особенности старшего дошкольного возраста характеризуется тем, что возраст детей от 5 до 7 лет является периодом интенсивного формирования личности во всех сферах: повышение интеллекта, выработка нравственных черт, проявление характера, силы воли, умение управлять эмоциями, физической подготовленности. Именно в это время проявляются совершенно новые, индивидуальные качества, растут потребности детей в получении все новых знаний, навыков и умений. Такие характерные черты у ребят, достигших дошкольного возраста, какими являются их попытки самоутвердиться, а также получить признание со стороны взрослых людей, и должны быть положены в основу для построения грамотного, обоснованного процесса воспитания. Возможности по развитию самостоятельности ребенка, проявлению творческих проявлений, разумной инициативы, на этом этапе действительно безграничны. Создание таких ситуаций, при которых для детей 5-7 лет потребуется активное применение имеющихся уже умений и знаний, позволяет им успешно развиваться. Постепенно растет уровень сложности задач, 4 что приводить к выработке определенных черт характера: воспитание силы воли; стремление во что бы то ни стало преодолеть те или иные трудности; доведение любого начатого дела до конца; выработка навыков в поиске все новых, наиболее оптимальных решений, в том числе и творческих. Ответственным этапом является выработка самостоятельного решения задач различной степени сложности, а также способность находить несколько вариантов и выбирать один из них наиболее оптимальных на взгляд малыша. Положительное влияние оказывает своевременно отмеченные достижения детей, что повышает их мотивацию к дальнейшему развитию, вырабатывает чувство гордости. Количество детей в группе 10-12 человек. Режим занятий. Основной формой работы с детьми является игровое занятие: 2 академических часа в неделю (1 академический час=30 мин.) Объём общеразвивающей программы. Количество недель Количество занятий 34 68 Срок освоения данной программы рассчитан на один год обучения. Уровневость. Стартовый уровень. Формы обучения: групповая. Виды занятий. Беседа, наблюдение, игра. Формы подведения результатов. Открытое занятие, беседа, педагогическое наблюдение. 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Цель: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка дошкольного возраста посредством ритмо-музыкальных упражнений в сопровождении речи. Задачи. Образовательные: формировать двигательные умения и навыки; формировать пространственные представления; формировать способности передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; Развивающие: развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать ловкость, переключаемость, координацию движений и т.д.; Воспитательные: воспитывать способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитывать положительные личностные качества у дошкольников и т.д. Коррекционные: выработать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью; развивать фонематический слух, просодические компоненты речи; 5 развивать пространственный праксис, гнозис; развивать психологическую базу речи; развивать и корректировать музыкально-ритмические движения и т.д. Оздоровительные: укреплять костно-мышечный аппарат; формировать речевое, певческое дыхание; формировать чувство равновесия и т.д. Музыкальные: формировать у детей ритмические навыки при выполнении музыкальноритмических движений, в процессе пения, двигательной импровизации; формировать у детей навыки ориентировки в пространстве, ритмичной ходьбы по кругу друг за другом под музыку; формировать навыки согласованного движения с музыкой, меняя их в зависимости от смены характера музыки. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический) план N 1 Лексикограмматическа я тема Осень Кол-во часов Цели и задачи 2 2 Откуда пришел хлеб 2 3 Человек. Части тела. Гигиена. 2 4 Одежда. Обувь. Головные уборы. 2 5 День народного единства 2 - Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Осень». - Развивать мелкую моторику пальцев рук. - Развивать у детей чувство ритма, изменять темп речи в зависимости от реч. контекста. - Тренировать умение детей двигаться, сохраняя правильную осанку. - Закреплять в речи правильное произношение звука [П-ПЬ]. - Закреплять знание детей о хлебе, о процессе получения муки и хлебных изделий. - Уточнить артикуляцию звука [К-КЬ]. - Формировать правильное речевого дыхания. - Развивать зрительно-моторную координацию. - Танцевально-ритмические упражнения. - Дать детям знания о строении тела человека, о правилах ухода за собой. - Учить детей петь эмоционально, правильно брать дыхание, отчетливо произносить слова. - Уточнить артикуляцию звука [Т-ТЬ] - Танцевально-ритмические упражнения. - Воспитывать у детей привычку соблюдать чистоту, бережное отношение к своим вещам. - Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Одежда, «Обувь», «Головные уборы». - Закрепить правильное произношение звука [Х-ХЬ] в чистоговорках и звуковых играх. - Учить детей делать игровой самомассаж. - Креативный тренинг. - Развивать сложные формы фонематического слуха, слуховое внимание, зрительную память. - Закрепить знания детей по теме. - Совершенствовать автоматизацию звука [Ы,О] в логопедических распевках. - Закрепить мелодико-интонационные и просодические компоненты, слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук. 6 6 Комнатные растения 2 7 Квартира.Мебель. Электроприборы. 2 8 Посуда 2 9 Продукты питания 2 10 Зима. зимы. 2 11 Зимующие птицы Признаки - Воспитывать в детях такие качества, как трудолюбие, бережливость, чувство сострадания. - Закреплять правильное произношение звука [М-МЬ]. - Совершенствовать умение образовывать существительные ед. и мн. ч. - Развивать умение изменять силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. - Развивать продолжительный выдох дыхательными упражнениями. - Воспитывать у детей уважения к труду. - Закрепить знания детей по теме. Закрепить знания детей о правилах безопасности. - Формирование правильной артикуляции звука [Н-НЬ] в слоговых рядах. - Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными. - Развивать мелкую моторику пальцев рук в пальчиковых играх. - Закрепить знания детей по теме. - Уточнить артикуляцию звука [Б-БЬ] в слоговых рядах и чистоговорках. - Формировать умение детей согласовывать движение со словами. - Инструментальное музицирование. - Закрепить знания детей по теме. - Тренировать умение детей дифференцировать звуки [Б – П] в слоговых рядах и логопедических распевках. - Формировать умение детей согласовывать движение со словами. - Инструментальное музицирование. - Научить детей делать самомассаж лица, шеи. - Развивать сложные формы фонематического слуха и слуховое внимание детей. - Игроритмика. - Закрепить правильную артикуляцию звука [С-СЬ] в потешках. - Систематизировать знания детей о зимующих птицах. - Закрепить правильную артикуляцию звука [З-ЗЬ] в потешках. - Развивать чувство темпа и ритма, умение выделять сильную долю 2 такта. 12 Зимние спорта виды 2 13 Новый год. Зимние забавы. 2 14 Домашние животные. детеныши. 2 Их 15 Дикие животные наших лесов. Их детеныши. 2 16 Домашние птицы. Их детеныши. 2 - Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических упражнений. - Воспитывать доброжелательное отношение к природе, птицам, желание им помочь в холодное время года. - Тренировать умение детей дифференцировать звуки [С-З,СЬ-ЗЬ] в слоговых рядах и логопедических распевках. - Игрогимнастика. - Эмоционально-волевой тренинг. - Учить детей произвольно менять силу голоса, динамику, высоту. - Развивать темпо-ритмическое восприятие. - Закрепить артикуляцию звука [Х] с помощью дыхательных упражнений. - Закрепить знание детей о домашних животных и их детенышах, о домашних птицах. - Развивать зрительное внимание. - Тренировать детей согласовывать движения со словами, определять начало и конец фразы. - Закрепить артикуляцию звука [Д-ДЬ] в слоговых рядах, распевках. - Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах. - Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве. - Развивать мелкую моторику, чувство ритма. - Уточнить артикуляцию звука [Т-ТЬ] в слоговых рядах и чистоговорках -Закрепить знания детей по теме. -Тренировать умение детей дифференцировать звуки [Т-Д, ТЬ-ДЬ] в слоговых рядах и логопедических распевках. - Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве. 7 17 Дикие животные жарких и северных стран 2 18 Обитатели морей и океанов 2 19 Профессии. Инструменты. 2 20 День Защитников Отечества 2 21 Народная культура и традиции 2 22 Международный женский день. Семья 2 23 Весна. весны Приметы 2 24 Транспорт. Виды транспорта. ПДД 2 25 Перелетные птицы 26 Космос 27 Труд людей весной - Развивать мелкую моторику, чувство ритма. - Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах. - Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве. - Развивать мелкую моторику, чувство ритма. - Уточнить артикуляцию звука [Г] в слоговых рядах и чистоговорках - Дать детям представление о многообразии обитателей водоемов. - Совершенствовать навык проговаривания слов в сочетании с движениями под музыку. - Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение. -Уточнить артикуляцию звука [Г-ГЬ] в слоговых рядах и чистоговорках - Расширить словарный запас детей по теме. - Развивать коммуникативные навыки детей в совместной деятельности. - Совершенствовать автоматизацию звука [Э,Й] в логопедических распевках. - Развивать коммуникативные навыки детей в совместной деятельности. - Учить детей образовывать сравнительные прилагательные по данной теме. - Развивать продолжительность, силу речевого выдоха, эмоциональную выразительность речи, движения, жестов, мимики и пантомимики. - Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину, родную Армию. - Уточнить артикуляцию звука [Е,Я] в дыхательных и речевых упражнениях. - Закрепление знаний по теме - Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. - Воспитывать бережное отношение к природе. - Закреплять правильную артикуляцию звука [Ш] в дыхательных играх. - Закрепление знаний детей правильно произносить глаголы настоящего времени 3 лица. - Развивать слуховое внимание, общую и мелкую моторику, звуковысотный слух и чувство ритма. -Закрепить артикуляцию звука [Ж] в слоговых рядах, распевках. - Закрепление знаний об изменениях в природе весной. - Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. - Воспитывать бережное отношение к природе. - Тренировать умение детей дифференцировать звуки [Ж-Ш] в слоговых рядах. Развивать двигательное внимание детей. - Закреплять знания детей по теме. - Развивать умение детей образовывать существительные единственного и множественного числа. - Использование логического ударения в речи. - Тренировать автоматизацию звуков [Л-ЛЬ] в дыхательных упражнениях. 2 - Закрепить знания детей о перелетных птицах. - Развивать зрительно-моторную координацию. - Речедвигательные игры. - Закреплять правильную артикуляцию звука [Ю] в чистоговорках и потешках. 2 - Закрепление знаний детей по теме. - Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. - Воспитывать бережное отношение к природе. - Закреплять правильную артикуляцию звука [Р-РЬ] в дыхательных играх. 2 - Закрепить знания детей по теме. - Развивать зрительно-моторную координацию. - Речедвигательные игры. - Закреплять правильную артикуляцию звука [Ч] в чистоговорках и 8 потешках. - Закреплять представления детей об объектах окружающего мира (о цветах), умение классифицировать по месту произрастания. - Формировать умение детей согласовывать движения со словами текста. - Развивать чувство ритма, метра, такта. - Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, цветам, умение наслаждаться красотой родного края. - Закрепить правильную артикуляцию звуков [Ф-ФЬ] в чистоговорках и потешках. 2 - Закрепить знания детей по теме. - Тренировать умение детей дифференцировать звуки [В-Ф] в слоговых рядах и логопедических распевках. - Развивать силу и модуляцию голоса. - Воспитывать у детей уважение к старшим, к истории своей страны. 2 - Закрепить знания детей о насекомых и способах их передвижения. - Учить детей петь выразительно, брать дыхание в начале песни и между фразами. - Эмоционально-волевой тренинг. - Закрепить правильную артикуляцию звука [Щ] в слоговых рядах, чистоговорках. 2 - Закрепить знания детей о городе, его достопримечательностях. - Учить детей петь выразительно, брать дыхание в начале песни и между фразами. - Эмоционально-волевой тренинг. -Тренировать умение детей дифференцировать звуки [Щ-ТЬ] в слоговых рядах и логопедических распевках. Цветы садовые 29 День Победы 30 Насекомые 31 Екатеринбург 32 Школа 2 Веселись вместе с нами. Итоговое повторение 4 33 28 полевые, ИТОГО 2 - Закреплять умение детей согласовывать числительные и существительные. - Креативный тренинг - Воспитывать у детей стремление хорошо учиться в школе, вести активный образ жизни. - Закрепить правильную артикуляцию звука [Ц] в слоговых рядах, чистоговорках. – – Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх. Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре. Развивать умение ориентироваться на площадке и использовать все окружающее пространство в процессе игры 68 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные. Воспитанники: ✓ проявляют чувства товарищества, взаимопомощи и трудолюбия; ✓ строят отношения в коллективе; ✓ проявляют устойчивый интерес к занятиям логоритмикой; ✓ сосредотачиваются на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу; ✓ общаются в диалоге с педагогом. Метапредметные. Воспитанники: 9 ✓умеют расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой вместе с педагогом; ✓ координируют движения своего тела; ✓ ориентируются в пространстве, двигаются в заданном направлении. Предметные. Воспитанники: ✓повторяют за педагогом и отражают ритмичность движения в музыкальнообразных играх и гимнастике; ✓знают последовательность движений, слов в каждом конкретном задании; ✓умеют делать глубокий вдох, не поднимая плеч и длительный выдох, не надувая щёк; ✓правильно произносят звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом; ✓знают и выполняют пальчиковые фигуры, подражая педагогу, подчиняют действия музыкальному и речевому ритму; ✓умеют извлекать звук на музыкальных инструментах, знают их названия и тембры; ✓ двигаются в соответствии с музыкальным ритмом и текстом; ✓ двигаются под музыку самостоятельно (способны импровизировать). 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение. Кабинет, столы, стулья. Наименование оборудования (инструментов, материалов и приспособлений) Атрибуты, реквизиты к сказкам; Пиктограммы разных эмоций; Платки, цветы, кленовые листочки; Детские музыкальные инструменты; Шапочки: волнушки, ежика, Деда Мороза и др.; Игрушки. Перечень технических средств обучения Наименование технических средств обучения Проектор Экран Музыкальные диски Информационное обеспечение. http://logoped.pav8.caduk.ru https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe https://urok.1sept.ru https://infourok.ru/seminarpraktikum https://vkr.pspu.ru 10 https://www.maam.ru https://cyberleninka.ru https://www.labirint.ru Кадровое обеспечение. В реализации программы принимают участие педагоги, имеющие образование и особые условия допуска к работе в соответствии с Профессиональным стандартом. Педагоги должны владеть практическими навыками выполнения трудовых функций: организация деятельности занимающихся, направленной на освоение программы; организация досуговой деятельности детей в процессе реализации программы; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) детей, осваивающих программу, при решении задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения программы; разработка программно-методического обеспечения программы. Методическое обеспечение. Перечень учебно - методических материалов Наименование учебно - методических материалов Иллюстрации по лексическим темам (грибы, ягоды, овощи, деревья); Фланелеграф и картинки к данным занятиям; 2.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Отслеживание результатов реализации программы «Логоритмика» проходит в процессе совместной деятельности, в ходе наблюдения за деятельностью детей, посредством интервьюирования детей и анкетирования родителей. Мониторинг по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе Критерии мониторинга: Слуховое внимание. 1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку. 2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление. Восприятие и воспроизведение ритма. 1-й элемент - - .. 2-й элемент: - .. - 3-й элемент: - - … 4-й элемент: … - По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение. Ориентирование в пространстве. 1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. По 1 баллу за правильное выполнение. 2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади. По 1 баллу за каждое правильно указанное направление. 11 Состояние общей моторики. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале: силу движений, точность движений, темп движений, координацию движений, переключение от одного движения к другому. Состояние мелкой моторики. 1.Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру. 2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х. 3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов. 4. Переключение от одного движения к другому. «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение. Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу. Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу. Май Сентябрь Май Сентябрь Май. п/ п Май Состояние мелкой моторики Сентябрь Восприятие и Ориентирова- Состояние воспроизведение ние в общей ритма пространстве моторики Май Слуховое внимание Сентябрь Фамилия, № имя ребенка Сентябрь Максимальное количество за четыре задания – 21 балл. Результаты заносятся в сводную таблицу. Результаты диагностики неречевых психических функций на логоритмических занятиях (в баллах) Показатели развития детей. Образовательные области и направления организации жизнедеятельности детей Показатели развития ребёнка РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ • Участвует в коллективных разговорах, владеет нормами вежливого речевого общения. • Пересказывает литературное произведение без Овладение речью как существенных пропусков. средством общения и Выразительно читает заученные произведения культуры • Понимает авторские средства выразительности, использует их в собственном рассказе. • Использует осознанно слова, обозначающие видовые 12 и родовые обобщения. • Подбирает к существительному несколько прилагательных; заменяет слово другим словом со сходным значением. • Имеет чистое и правильное звукопроизношение. • Осуществляет звуковой анализ слова (четырёх пятизвуковые слова). • Выделяет ударный слог и ударный гласный звук в слове. • Пользуется способами установления речевых контактов со взрослыми и детьми; уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами. • Использует самостоятельно грамматические формы для точного выражения мыслей. • Точно употребляет слово в зависимости от замысла, контекста или речевой ситуации. • Понимает значения слов в переносном и иносказательном значении. • Использует средства интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе, собственном творческом рассказывании • Знает 2—3 программных стихотворения, 2—3 считалки, 2—3 загадки. • Называет жанр произведения. Обогащение • Драматизирует небольшие сказки, читает активного словаря в процессе по ролям стихотворения. восприятия художественной • Называет любимого детского писателя, литературы любимые сказки и рассказы. • Придумывает загадки, сравнения к образам прочитанных произведений. • Самостоятельно включается в игру драматизацию ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ • Называет элементарные музыкальные термины и использует их в собственной самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду и дома. • Оценивает, различает и высказывается о жанрах (песня, марш, танец). • Определяет тембр музыкальных инструментов, различает их голоса в оркестровом исполнении, узнаёт детские музыкальные инструменты. Развитие детей в • Ориентируется в сфере спектра немузыкальных процессе овладения звуков, умеет выделять звук из окружающей музыкальной деятельностью действительности (голосов природы), анализирует звуковую реальность. • Поёт с аккомпанементом, чётко проговаривая слова, без напряжения. Умеет одновременно начинать и заканчивать пение по показу педагога. • Поёт без сопровождения «по цепочке» друг за другом по фразам. • Владеет основными движениями, следит за положением головы, рук, умеет двигаться соответственно 13 характеру звучащей музыки • Включается в творческий процесс, развивает внимание к особенностям исполнения роли. Развитие детей в • Погружается в музыкально-двигательную процессе овладения среду с целью развития пластичности и театрализованной выразительности тела, понимания его возможностей. деятельностью • Сопереживает и подражает образу. • Осознаёт себя в мире цвета, звука, движения ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ • Бегает легко, сохраняя правильную осанку, темп, скорость, направление, координируя движения рук и ног. Овладение • Самостоятельно организовывает знакомые двигательной деятельностью подвижные игры, придумывает с помощью воспитателя игры на заданные сюжеты. 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004; 2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2003. – 528 с. 3. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. - СПб.: КАРО,2006. - 144с. 4. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. Под ред. Г.А. Волковой. СПб: КАРО, 2005 5. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. М.: ТЦ Сфера, 2005. 1. 14