ДООП Актер Театральная студия 2024

Российская Федерация
Департамент образования
Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение −
средняя общеобразовательная школа № 31

Утверждено и введено
приказом № 180/1-од/24 от 28.08.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ «АКТЕР»
художественной направленности

Возраст обучающихся: 7-15 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Павлова Мария Павловна,
педагог дополнительного
образования

г. Екатеринбург 2024 г.

1.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
составлена для занятий с детьми в условиях общеобразовательной школы, в
соответствии действующими нормативными документами, Уставом МАОУСОШ № 31.
Направленность. Художественная.
Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью. У
детей происходит развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли.
Через искусство происходит переживание и осмысление жизненных ситуаций и
явлений. Данная программа актуальна, поскольку театр становится способом
самовыражения, инструментом решения конфликтов и средством снятия
психологического напряжения. В процессе репетиций, тренингов, театральных
игр и упражнений приобретаются навыки публичного поведения,
взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения
конфликтов. Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир
прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию,
активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают
творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в
коллективе. В театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои
способности, чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и
сказочным событиям.
Отличительная особенность программы состоит в том, любой ребенок
получит возможность заниматься в театральной студии без конкурсного отбора
и научится находить соответствующие выразительные средства для передачи
образа в движении, мимике, жестах, интонациях. В программе
систематизированы средства и методы театральной игровой деятельности,
обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в
процессе театрального воплощения.
Адресат. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
театральная программа «Актер» рассчитана на детей 7 – 15 лет, ориентирована
на проявление и развитие творческих способностей каждого ребенка. Занятия по
программе познакомят ребят с навыками ораторского мастерства, помогут
слушателям сформировать устную речь, развить ее выразительные возможности.
Занятия тренируют память и воображение, формируют художественный вкус
школьника, обогащают его жизнь новыми яркими ощущениями.
Возраст характеризуется интересом к учебе. Важен рабочий распорядок
дня ребенка. Нервная система еще недостаточно окрепла. Рекомендуется
чередовать учебу, посещение секций с прогулками на свежем воздухе. Сон не
меньше 9 часов в сутки. Стоит позаботиться и о питании: должно быть много
овощей, фруктов, орехов. И мальчики, и девочки очень активны. Таким молодым
организмам требуются нагрузка на все виды мышц. Активные занятия
содействуют как гармоничному развитию, так и формированию стойкого

характера. Нужно больше разговаривать о делах в школе, в секции или даже
просто так. Чем больше он будет общаться со взрослыми, тем больше будет им
доверять. Ни в коем случае нельзя смеяться над его мыслями, даже если они подетски наивны. Ведь пройдет еще совсем немного времени, и он станет
подростком, до которого будет очень сложно достучаться. Воспитание детей в
возрасте 8-15 лет — нелегкое, но вполне выполнимое занятие. Детская
психология в этот период довольно деликатна. Поэтому не нужно чересчур
давить на детей. Следует как можно искренней и чаще разговаривать с ними.
Набор детей в группы по желанию и заявлению родителей. В группе – до
15 воспитанников.
Режим занятий. 2 раза в неделю по 1 часу (60 мин).
Объем программы. 68 часов.
Срок освоения. Программа рассчитана на 1 учебный год (9 месяцев, 34
недели, начиная с 01.09.2024г по 31.05.2025г).
Уровневневость. Стартовый уровень.
Форма обучения: очная. Форма организации детского объединения студия.
Виды занятий. Групповые, индивидуальные, постановка спектаклей,
концертная деятельность. Актёрский тренинг. Театральные игры и упражнения.
Развивающие игры и упражнения. Беседы. Просмотр и обсуждение
профессиональных и самодеятельных драматических и кукольных спектаклей.
Формы
подведения
результатов:
театральная
постановка,
педагогическое наблюдение.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы. Развитие социально активной, творческой личности
воспитанника средствами театральной деятельности, содействие их жизненному
и профессиональному самоопределению.
Задачи:
Обучающие:
- Обучить воспитанников основам актёрского мастерства, сценической речи,
пластической выразительности, приемам гримирования.
- Познакомить с историей театрального искусства.
- Помочь в овладении теоретическими знаниями, практическими умениями и
навыками в области театральной деятельности.
Развивающие:
- Развивать познавательные процессы: внимание, воображение, память, образное
и логическое мышление.
- Развивать речевые характеристики голоса: правильное дыхание, артикуляцию,
силу голоса; мышечную свободу; фантазию, пластику.
- Развивать творческие и организаторские способности.
- Активизировать познавательные интересы, самостоятельность мышления.
Воспитательные:

- Приобщить к духовным и культурным ценностям мировой культуры, к
искусству.
- Воспитывать эстетический вкус.
- Сформировать у детей и подростков нравственное отношение к окружающему
миру, нравственные качества личности.
- Сформировать адекватную оценку окружающих, самооценку, уверенность в
себе.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
№

1.

2.

3.
4.

5.

6.
7.
8.
9.
10.

Мероприятие

Форма проведения

Раздел 1 «Вводное занятие»
Вводное занятие.
Беседа
Содержание и назначение
программы «Театральная
студия».
Основные направления
Мозговой штурм
работы в программе.
Составление плана работы
группы.
Раздел 2 «Основы театральной культуры»
Давайте познакомимся.
Игра
Вместе весело играть.
Контактные, сюжетноролевые игры. Игры упражнения на
развитие слухового,
зрительного
внимания. Тренинг
Здравствуйте, меня зовут
Контактные, сюжетноискусство.
ролевые игры. Игры упражнения на
развитие слухового,
зрительного
внимания. Тренинг
Великое театральное
Беседа, театральные
царство.
игры - этюды.
В гостях у сказки.
Беседа. Игровой тренинг. Этюды
Веселые сочинялки.
Игры
Этюды.
Игры
Раздел 3 «Сценическая речь»
Веселая гимнастика.
Игровой практикум.

Количество
часов
2ч

2ч

4ч
4ч

4ч

5ч
2ч
4ч
6ч
4ч

11.

12.
13.

14.
15.
16.
17.

18.
19.

Тренинг
Чистоговорки
Речевой тренинг.
Заучивание
чистоговорок
Игры - говорилки
Творческая работа
Зарядка для лица и языка.
Упражнения на
развитие речевого
аппарата
Раздел 4 «Ритмопластика»

4ч
4ч
2ч

Разминка – тренинг
Тренинг
Музыкально пластическая Тренинг
импровизация.
Язык жестов. Мимика.
Тренинг
Язык жестов. Мимика.
Тренинг
Раздел 5 «Репетиционная деятельность»

3ч
3ч

Работа над репертуаром
Репетиции

2ч
8ч

20.
Премьера
ИТОГО:

Беседа
Репетиции: сводная,
монтировочная,
генеральная.
Показ на сцене

2ч
2ч

1ч
68ч

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел №1. Театральная игра. Вводное занятие.
Теория. Содержание и назначение программы «Театральная студия». Основные
направления работы в программе.
Практика. Составление плана работы группы.
Раздел №2. Основы театральной культуры.
Теория: Что такое театр? Какие виды театров существуют? Театральные игры.
Игры на развитие памяти, внимания. Этюды на выразительность жестов. Этюды
на сопоставление разных характеров. Этюды на развитие эмоций.
Практика: Как научится разыгрывать мини сценки при помощи театральных
игр. Диагностическое занятие – тестирование «Какие игры способствуют
развития театральных способностей? В какие игры тебе нравится играть?»
Раздел №3. Сценическая речь.
Теория: Этюды по сказкам. Игры-пантомимы. Разыгрывание мини-сценок.
Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии. Творческие
сюрпризы: песни, стихи, монологи, шутки, наблюдения, сценки и т.д.
Самостоятельное изучение литературного, музыкального, живописного,

жизненного материала и творческое выражению его в оригинальной сюрпризной
форме.
Практика: Как научится разыгрывать мини сценки при помощи театральных
игр. Выразительность актера. Работа над чистотой речи. Упражнения на
творческое выражение своих мыслей в оригинальной сюрпризной форме.
Творческие сюрпризы.
Раздел №4. Ритмопластика.
Теория: Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и
упражнения. Игры с имитацией движения. Танцы-фантазии. Музыкальнопластические импровизации. Упражнения, направленные на координацию
движений и равновесие. Упражнения, направленные на освоение пространства и
создание образа. Мимические игры. Упражнения с помощью жестов и мимики.
Этюды на действие с воображаемым предметом.
Практика: Умение играть в игры-фантазии. Ставить небольшие
музыкальнопластические импровизации.
Раздел 5. Репетиционная деятельность.
Теория. Распределение ролей. Чтение по ролям. Обсуждение сценических
образов. Узловые события и поступки героев. Образные решения. Конфликт и
сюжетная линия спектакля.
Практика. Мастерство актёра. Постановочная работа. Разбор выбранного
драматургического материала: композиция (экспозиция, завязка, кульминация,
развязка). Читка по ролям. Окончательное распределение ролей. Этюдная работа
по взаимоотношениям между героями.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Метапредметные результаты:
– научатся понимать и принимать учебную задачу, сформулированную
учителем;
– планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
– осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности.
Познавательные:
– пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
– понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий.
Коммуникативные:
– включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность;
– работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от
собственных;
– предлагать помощь и сотрудничество;

– договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться к мнению одноклассников;
– этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на
основе опыта слушания и заучивания произведений художественной
литературы.
Личностные результаты:
– уметь самоопределяться (делать выбор);
– проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и
других форм театральной деятельности;
– быть неравнодушным по отношению к людям, миру искусства и природы;
– активно участвовать в социальной деятельности;
– осознать ценность своей творческой деятельности для окружающих.
Предметные результаты:
– научатся читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы
чтения;
– выразительному чтению;
– развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
– видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
– умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть,
радость, злоба, удивление, восхищение)
Воспитанник знает:
• что такое театр;
• чем отличается театр от других видов искусств;
• какие виды театров существуют;
• кто создаёт театральные полотна (спектакли).
Имеет понятия:
• об элементарных технических средствах сцены;
• об оформлении сцены;
• о нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
Приобретает навыки:
• общения с партнером;
• элементарного актёрского мастерства;
• коллективного творчества.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Материально-техническое обеспечение. Для проведения занятий по
театральному мастерству необходимо следующее оборудование и инвентарь:
1.
Актовый зал.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Форма для занятий тренингом: черная футболка, черные носки, чешки.
Костюмы для постановок.
Карманное зеркало
Винная пробка
3 теннисных мяча
Фитнес коврики
Компьютер с выходом в Интернет

Кадровое обеспечение
В реализации программы принимают участие педагоги дополнительного
образования, имеющие образование и особые условия допуска к работе в
соответствии с Профессиональным стандартом.
Педагоги должны владеть практическими навыками выполнения трудовых
функций: организация деятельности занимающихся, направленной на освоение
программы; организация досуговой деятельности детей в процессе реализации
программы; обеспечение взаимодействия с родителями (законными
представителями) детей, осваивающих программу, при решении задач обучения
и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения программы;
разработка программно-методического обеспечения программы.
Методическое обеспечение. Особенность программы заключается в создании
условий для активной деятельности обучающихся. 70% содержания
планирования направлено на активную двигательную деятельность
воспитанников. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов.
Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр
электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Данная
программа даёт возможность каждому учащемуся с разными способностями
реализовать себя как в массовой постановочной работе, так и в сольном
исполнении, выбрать самому из предложенного материала роль, элементы
костюма, музыкальное сопровождение.
Методы: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частичнопоисковый. Кроме этих методов обучения в работе применяются театральные
методы: метод показа; метод подсказа; метод рассказа; метод действенного
анализа.
Информационное обеспечение.
– На сайте Театрального института имени Бориса Щукина размещены в
открытом доступе методические рекомендации по созданию школьных
театров,
ознакомиться
с
которыми
можно,
пройдя
по
ссылке: http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii/.
– Театральный институт имени Бориса Щукина разместил на сайте первый
сборник пьес, инсценировок для школьных театров. Познакомиться с ним
можно, пройдя по ссылкам: http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-imetodologii/uchebno-- posobiya/ http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-imetodologii/teatralnye-postanovki- rekomendovannye-dlya-prosmotra-s-detmi/.

– Ссылки на конкурсы и театральные инсценировки размещены на сайте
Театрального
института
имени
Бориса
Щукина: http://www.htvs.ru/institute/tsentr- nauki-imetodologii/; http://www.htvs.ru/konkursy-i-festivali/.
– Программы для школьных театров размещены на сайте Театрального
института имени Бориса Щукина: http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-imetodologii/.
– На
сайте
Театрального института
имени
Бориса
Щукина
размещены
сценарии
постановок
для
школьных
театров, доступные
по ссылке:
– http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii/teatralnye-postanovkirekomendovannye-dlya-prosmotra-s-detmi/.
– «Организация деятельности школьного театра (театральной студии,
кружка, объединения) в образовательной организации»
– Методические рекомендации «В помощь начинающему руководителю
театральной студии, педагогу дополнительного образования по
театральной деятельности в образовательной организации».
– https://www.teatral-online.ru/
– https://www.culture.ru/live/theaters/performances/detskii-spektakl
2.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Поскольку данный курс носит внеурочный (факультативный характер), то
количественного (отметочного) оценивания на всех этапах реализации курса
быть не может. В данном случае, контроль за качеством полученных знаний,
осуществляется при помощи:
• участия в творческих театральных конкурсах;
• постановки спектакля в конце года обучения;
• подготовки миниатюр для показа на школьных мероприятиях;
• проведения практических итоговых занятий, на которых в игровой форме
определяется уровень освоения обучающимися тем программы;
• наблюдение-анализ выступлений учащихся в различных творческих конкурсах,
массовых мероприятиях;
• опрос мнения зрителей;
• подведение итогов и опрос мнений учащихся, родителей на заключительном
занятии в конце учебного года;
• диагностические карты.
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок:
5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших
школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с

. 3. Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой
хореографического произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. - М.:
ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 144с.
4. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –
176 с.
5. Вечканова И.Г.Театрализованные игры в абилитации дошкольников:
Учебнометодическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.
6. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4
класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
7. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические
рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО,
2007. – 256 с. 9. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320
с.
10. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности :
Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.
11. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240с.
12. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А. Андриянова-Голицина. – М.: ООО
«Издательство АСТ». –2002. – 445с. 13
Литература для детей и родителей
1. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие
по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004.
2. Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.
3. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для
театральных и культурно-просветительных училищ. - М.: Просвещение, 2003.
4. Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005. Петрова А. Н.
Сценическая речь. - М.: 2002.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».