Российская Федерация
Департамент образования
Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение −
средняя общеобразовательная школа № 31
Приложениек
ООП ООО МАОУ − СОШ № 31
приказ № 02-од/22 от 19.08.2022
Рабочая программа учебного предмета
основного общего образования
(базовый уровень)
«Основы функциональной
грамотности»
5-9 классы
(ФГОС ООО 2021г.)
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА
Метапредметные и предметные
Класс
Читательская
5 класс
Уровень
узнавания и
понимания
находит и
извлекает
информацию из
различных
текстов
6 класс
Уровень
понимания и
применения
применяет
извлеченную из
текста
информацию
для решения
разного рода
проблем
анализирует и
интегрирует
информацию,
полученную из
текста
7 класс
Уровень
анализа и
синтеза
8 класс
Уровень
оценки
(рефлексии)
в рамках
предметного
содержания
оценивает
форму и
содержание
текста в рамках
предметного
содержания
9 класс
Уровень
оценки
(рефлексии)
в рамках
метапредмет
оценивает
форму и
содержание
текста в рамках
метапредметног
о содержания
Грамотность
Математическая
Естественнонау
чная
находит и
находит и
извлекает
извлекает
математическую информацию о
информацию в
естественнонауч
различном
ных явлениях в
контексте
различном
контексте
применяет
объясняет и
математические описывает
знания для
естественнонауч
решения
ные явления на
разного рода
основе
проблем
имеющихся
научных знаний
формулирует
распознает и
математическую исследует
проблему на
личные,
основе анализа местные,
ситуации
национальные,
глобальные
естественнонауч
ные проблемы в
различном
контексте
интерпретирует интерпретирует
и оценивает
и оценивает
математические личные,
данные в
местные,
контексте лично национальные,
значимой
глобальные
ситуации
естественнонауч
ные проблемы в
различном
контексте в
рамках
предметного
содержания
интерпретирует интерпретирует
и оценивает
и оценивает,
математические делает выводы и
результаты в
строит прогнозы
контексте
о личных,
национальной
местных,
Финансовая
находит и
извлекает
финансовую
информацию в
различном
контексте
применяет
финансовые
знания для
решения
разного рода
проблем
анализирует
информацию в
финансовом
контексте
оценивает
финансовые
проблемы в
различном
контексте
оценивает
финансовые
проблемы,
делает выводы,
строит
прогнозы,
ного
содержания
5-9 классы
или глобальной
ситуации
национальных, предлагает пути
глобальных
решения
естественнонауч
ных проблемах
в различном
контексте в
рамках
метапредметног
о содержания
Личностные результаты
Грамотность
Читательская
Математическа Естественнонау
я
чная
оценивает
объясняет
объясняет
содержание
гражданскую
гражданскую
прочитанного с позицию в
позицию в
позиции норм
конкретных
конкретных
морали и
ситуациях
ситуациях
общечеловечес общественной
общественной
ких ценностей; жизни на
жизни на
формулирует
основе
основе
собственную
математически естественнонау
позицию по
х знаний с
чных знаний с
отношению к
позиции норм
позиции норм
прочитанному морали и
морали и
общечеловечес общечеловечес
ких ценностей ких ценностей
Финансовая
оценивает
финансовые
действия в
конкретных
ситуациях с
позиции норм
морали и
общечеловечес
ких ценностей,
прав и
обязанностей
гражданина
страны
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5-й класс
Читательская грамотность: Определение основной темы в фольклорном
произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление
содержания текстов разговорного стиля. Работа с текстом: как выделить главную
мысль текста или его частей? Типы текстов: текст - описание (художественный и
технический). Работа со сплошным текстом.
Математическая грамотность: Задачи на переливание (задача Пуассона) и
взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда
говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на
части и составление модели. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде
таблиц, диаграмм, графиков.
Естественнонаучная грамотность: Звуки живой и неживой природы.
Слышимые и неслышимые звуки. Шум и его воздействие на человека. Движение и
взаимодействие частиц. Вода. Уникальность воды. Земля, внутреннее строение Земли.
Атмосфера Земли. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни
на Земле.
Финансовая грамотность: Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в
разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки? Кто
такие мошенники? Личные деньги.
6-й класс
Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в эпическом
произведении. Древнерусская летопись. Сопоставление содержания художественных
текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. Типы текстов:
текст - повествование (рассказ, отчёт, репортаж). Работа с несплошным текстом:
таблицы и карты.
Математическая грамотность: Текстовые задачи, решаемые арифметическим
способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Геометрические задачи на
построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой
бумаге, конструирование. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики:
таблицы, диаграммы, вычисление вероятности.
Естественнонаучная грамотность: Тело и вещества. Агрегатные состояния.
Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового
расширения для измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и
конденсация.
Финансовая грамотность: Удивительные факты и истории о деньгах.
Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность.
Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Как заработать деньги?
7-й класс
Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в лирическом
произведении. Поэтический текст как источник информации. Сопоставление
содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах.
Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели
дальнейшего использования? Типы текстов: текст - объяснение (объяснительное
сочинение, резюме, толкование, определение). Поиск комментариев, подтверждающих
основную мысль текста, предложенного для анализа.
Математическая грамотность: Задачи практико - ориентированного
содержания: на движение, на совместную работу. Геометрические задачи на
построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной
жизни, задач практического содержания. Решение задач реальной жизни.
Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица,
столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.
Естественнонаучная грамотность: Почему все тела нам кажутся сплошными:
молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Атмосферные явления. Ветер.
Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их
происхождения. Исследование океана. Использование подводных дронов. Эволюция
органического мира.
Финансовая грамотность: Что такое налоги и почему мы их должны платить?
Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и
налоговые льготы. Что такое государственный бюджет? На что расходуются
налоговые сборы? Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. История
возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит.
8-й класс
Читательская грамотность: Определение основной темы и идеи в
драматическом произведении. Учебный текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов официально - делового стиля. Деловые ситуации в
текстах. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой
ситуации? Типы текстов: текст - инструкция (указания к выполнению работы, правила,
уставы, законы). Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность.
Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры
(рубежная аттестация).
Математическая грамотность: Работа с информацией, представленной в
форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Вычисление расстояний на
местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни.
Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения.
Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения
между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство.
Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах.
Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. Определение
ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события.
Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа
моделирования.
Естественнонаучная грамотность: Занимательное электричество. Магнетизм и
электромагнетизм. Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические
риски при строительстве гидроэлектростанций. Нетрадиционные виды энергетики,
объединенные энергосистемы. Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет.
Наследственность. Системы жизнедеятельности человека.
Финансовая грамотность: Потребление или инвестиции? Активы в трех
измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Бизнес и его
формы. Риски предпринимательства. Бизнес - инкубатор. Бизнес - план. Государство и
малый бизнес. Бизнес подростков
и идеи. Молодые предприниматели. Кредит и
депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними.
9-й класс
Читательская грамотность: Формирование читательских умений с опорой на
текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в
текстах. Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности
содержащейся в тексте информации? Типы текстов: текст - аргументация
(комментарий, научное обоснование). Составление плана на основе исходного текста.
Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со
смешанным текстом. Составные тексты (рубежная аттестация).
Математическая грамотность: Представление данных в виде таблиц. Простые
и сложные вопросы. Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные
вопросы. Построение мультипликативной модели с тремя составляющими.
Задачи с лишними данными. Решение типичных задач через систему линейных
уравнений. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными
представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой
разумности результатов. Решение стереометрических задач. Вероятностные,
статистические явления и зависимости.
Естественнонаучная грамотность: На сцену выходит уран. Радиоактивность.
Искусственная радиоактивность. Изменения состояния веществ. Физические явления
и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений.
Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический
закон. Закономерности наследования признаков. Вид и популяции. Общая
характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания.
Происхождение видов. Закономерности изменчивости: модификационная и
мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и
микроорганизмов. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие
экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот
веществ в биосфере. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.
Основы рационального природопользования.
Финансовая грамотность: Ценныебумаги. Векселя и облигации: российская
специфика. Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа
и
брокеры. Фондовые индексы. Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление
ими. Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля и
его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов. Участники страхового рынка.
Страхование для физических лиц. Государственное и негосударственное пенсионное
страхование. Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым посредником.
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название раздела и тема урока
5 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной темы в фольклорном произведении.
Пословицы, поговорки как источник информации
Сопоставление содержания текстов разговорного стиля
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
Типы текстов: текст - описание (художественное и техническое).
Работа со сплошным текстом
Что такое вопрос? Виды вопросов
Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач
Работа со сплошным текстом
Проведение рубежной аттестации
Модуль «Основы математической грамотности»
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система
счисления
Сюжетные задачи, решаемые с конца
Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда
говорит правду
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
Наглядная геометрия
Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и
составление модели
Размеры объектов окружающего мира (от элементарных
частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего
мира
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц,
диаграмм, графиков
Проведение рубежной аттестации
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Звуковые явления
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и
неслышимые звуки
Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и
его воздействие на человека
Строение вещества
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.
Природные индикаторы
Вода. Уникальность воды
Углекислый газ в природе и его значение
Земля и земная кора. Минералы
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной
породой и рудой
Атмосфера Земли
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на
Земле. Свойства живых организмов
Проведение рубежной аттестации
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
Как появились деньги? Что могут деньги?
Деньги в разных странах
Деньги настоящие и ненастоящие
Как разумно делать покупки?
Кто такие мошенники?
Личные деньги
Сколько стоит «своё дело»?
Проведение рубежной аттестации
Выполнение диагностической работы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название раздела и тема урока
6 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной темы и идеи в эпическом произведении
Древнерусская летопись информации о реалиях времени
Сопоставление содержания художественных текстов. Определение
авторской позиции в художественных текстах
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в
тексте?
Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)
Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи
Работа с несплошным текстом: таблицы и карты
Проведение рубежной аттестации
Модуль «Основы математической грамотности»
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура,
расстояние
Вычисление величины, применение пропорций прямо
пропорциональных отношений для решения проблем
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части,
проценты, пропорция, движение, работа
Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары)
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц
Графы и их применение в решении задач
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур:
геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы,
диаграммы, вычисление вероятности
Проведение рубежной аттестации
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Строение вещества
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества
Масса. Измерение массы тел
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома
Тепловые явления
Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование
явления теплового расширения для измерения температуры
Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение
Земля, Солнечная система и Вселенная
Представления о Вселенной. Модель Вселенной
Модель солнечной системы
Живая природа
Царства живой природы
Проведение рубежной аттестации
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28
29
30
31
32
33
34
35
«Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность
Откуда берутся деньги? Виды доходов
Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?
Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты,
прибыль, дивиденты
Социальные выплаты: пенсии, пособия
Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться?
Личные деньги
Проведение рубежной аттестации
Выполнение диагностической работы
1
1
1
1
1
1
1
1
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
№
Название раздела и тема урока
Кол-во
п\п
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
7 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной темы и идеи в лирическом произведении.
Поэтический текст как источник информации
Сопоставление содержания текстов публицистического стиля.
Общественная ситуация в текстах.
Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с
учётом цели дальнейшего использования?
Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение,
резюме, толкование, определение)
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста,
предложенного для анализа
Типы задач на грамотность. Позиционные задачи
Работа с несплошным текстом: информационные листы и
объявления, графики и диаграммы
Проведение рубежной аттестации
Модуль «Основы математической грамотности»
Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и
принятых соглашений
Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной
функции
Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на
совместную работу
Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур,
возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического
содержания
Решение задач на вероятность событий в реальной жизни
Элементы теории множеств как объединяющее основание многих
направлений математики
Статистические явления, представленные в различной форме: текст,
таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы
Решение геометрических задач исследовательского характера
Проведение рубежной аттестации
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Структура и свойства вещества
Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение
твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и
твёрдых телах
Механические явления. Силы и движение
Механическое движение. Инерция. Закон Паскаля. Гидростатический
парадокс
Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов
Земля, мировой океан
Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган,
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения
Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов.
Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование
подводных дронов
Биологическое разнообразие
Растения. Генная модификация растений
Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых
Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие.
Пресноводные и морские рыбы
Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц.
Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная
миграция
Проведение рубежной аттестации
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
Что такое налоги и почему мы их должны платить?
Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в
вашей семье? Пеня и налоговые льготы
Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые
сборы?
Виды социальных пособий. Если человек потерял работу
История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё
про кредит
Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой
безопасный Банк в кармане
Проведение рубежной аттестации
Выполнение диагностической работы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
№
Название раздела и тема урока
Кол-во
п\п
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
8 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной темы и идеи в драматическом произведении.
Учебный текст как источник информации
Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля.
Деловые ситуации в текстах
Работа с текстом: как применять информацию из текста в
изменённой ситуации?
Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы,
правила, уставы, законы)
Поиск ошибок в предложенном тексте
Типы задач на грамотность. Информационные задачи
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная
аттестация)
Проведение рубежной аттестации
Модуль «Основы математической грамотности»
Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм
столбчатой или круговой, схем
Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и
применение формул в повседневной жизни
Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы
решения
Алгебраические связи между элементами фигур: теорема
Пифагора, соотношения между сторонами треугольника),
относительное расположение, равенство
Математическое описание зависимости между переменными в
различных процессах
Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур
Определение ошибки измерения, определение шансов наступления
того или иного события
Решение типичных математических задач, требующих прохождения
этапа моделирования
Проведение рубежной аттестации
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Структура и свойства вещества (электрические явления)
Занимательное электричество
Электромагнитные явления. Производство электроэнергии
Магнетизм и электромагнетизм
Строительство плотин. Гидроэлектростанции
Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций
Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы
Биология человека (здоровье, гигиена, питание)
Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность
Системы жизнедеятельности человека
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Проведение рубежной аттестации
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях
Как сберечь личный капитал?
Модель трех капиталов
Бизнес и его формы. Риски предпринимательства
Бизнес-инкубатор. Бизнес-план
Государство и малый бизнес
Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели
Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с
ними
Проведение рубежной аттестации
Выполнение диагностической работы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
№
Название раздела и тема урока
Кол-во
п\п
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
9 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
Формирование читательских умений с опорой на текст и
внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации
Сопоставление содержания текстов научного стиля.
Образовательные ситуации в текстах
Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности
содержащейся в тексте информации?
Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное
обоснование)
Составление плана на основе исходного текста
Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие)
задачи
Работа со смешанным текстом. Составные тексты (рубежная
аттестация)
Проведение рубежной аттестации
Модуль «Основы математической грамотности»
Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы
Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные
вопросы
Построение мультипликативной модели с тремя составляющими
Задачи с лишними данными
Решение типичных задач через систему линейных уравнений
Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа,
различными представлениями чисел, изяществом вычислений,
вычислениями в уме, оценкой разумности результатов
Решение стереометрических задач
Вероятностные, статистические явления и зависимости
Проведение рубежной аттестации
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Структура и свойства вещества
На сцену выходит уран. Радиоактивность. Искусственная
радиоактивность
Химические изменения состояния вещества
Изменения состояния веществ. Физические явления и химические
превращения. Отличие химических реакций от физических явлений
Наследственность биологических объектов
Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов.
Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков
Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические
факторы и условия среды обитания. Происхождение видов
Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная
изменчивости. Основные методы селекции растений, животных
и микроорганизмов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Экологическая система
Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы.
Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот
веществ в биосфере. Эволюция биосферы
Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального
природопользования
Проведение рубежной аттестации
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика
Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и
брокеры. Фондовые индексы
Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими
Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного
портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов
Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц
Государственное и негосударственное пенсионное страхование
Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым
посредником
Проведение рубежной аттестации
Выполнение диагностической работы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1