Российская Федерация Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение − средняя общеобразовательная школа № 31 Утверждено и введено приказом № 180/1-од/24 от 28.08.2024 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветные ладошки» Направленность: художественная Программа предназначена для детей 3-7 лет Срок реализации 1 год Автор-разработчик: воспитатель Оласюк Александра Викторовна Екатеринбург, 2024 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена для занятий со слушателями в условиях дошкольного отделения, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом МАОУ СОШ № 31. Направленность: художественная. Актуальность. заключается в том, что среди разнообразных форм работы с детьми большой интерес педагогов и родителей вызывает организация углубленной работы по художественно-эстетическому воспитанию и изобразительной деятельности детей. Продуктивная деятельность является органичной потребностью дошкольника для самовыражения, рефлексии и, часто, психологической коррекции состояния и поведения ребенка. Изобразительная и продуктивная деятельность также служит активным средством развития и познания ребенка: в ходе рисования и лепки развивается и воспитывается мелкая моторика, усидчивость, аккуратность, ребенок знакомиться и экспериментирует с разными материалами и инструментами, приобретает практические навыки, расширяет свой кругозор, знакомясь с видами и жанрами искусства и изобразительной деятельности. Занимаясь в изостудии, ребенок приобретает дополнительный социальный опыт, учится занимать свой досуг, получает удовольствие и удовлетворение от созидания. Отличительная особенность. В отличии от фронтальных занятий в массовых группах ДОУ педагог в изостудии может более адресно работать с ребенком, знакомить детей с нетрадиционными технологиями, приемами и методами изобразительной и продуктивной деятельности. В ходе деятельности педагог помогает детям проявить и реализовать творческий замысел, подобрать материалы, средства и приемы выразительности, учит оформлять и презентовать свою работу. Адресат. Программа предназначена для детей 3 – 7 лет. В этом возрасте у детей происходит осознание собственной «отдельности» и собственного «я». Детям дошкольного возраста важно познавать окружающий мир, поэтому их любопытство не знает границ. У ребёнка возникает желание общаться не только с членами семьи, но и со сверстниками. Он осваивает правила взаимодействия через обратные реакции на свои поступки. Ребёнку пока трудно составить мнение о себе самом, поэтому он создаёт свой собственный образ из оценок, которые слышит от родителей и сверстников. С формированием собственного «я» формируются и собственные личные границы малыша, а также понимание личных границ окружающих. Режим занятий: основной формой работы с детьми является практические занятие: 2 раза в неделю по 30 минут. Объем общеразвивающей программы. Количество недель Количество занятий 36 72 Срок освоения данной программы рассчитан на один год обучения (02.09.2024-30.05.2025) Уровневость: стартовый. Формы обучения: групповая (10 человек). Виды занятий: нетрадиционные техники рисования; экопластика; пластика (пластилин, воздушный пластилин, соленое тесто); изготовление новогодних поделок в различных техниках; работа с бумагой; различные техники рисования; работа с тканью и нитками; работа с нетрадиционными материалами; смешанные техники (бумага, картон, фольга). Методы занятий: словесные, наглядные, практические, эксперименты с материалами и техниками (поисковые методы). Формы подведения результатов: практическая работа, выставки. 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Целью данной программы является создание условий для развития и поддержки интереса к художественноэстетической стороне окружающего мира, удовлетворения потребности детей в самовыражении через изобразительную деятельность. Задачи программы: Образовательные: Познакомить детей с жанрами изобразительного искусства; Познакомить детей с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности; Учить самостоятельно, планировать деятельность, достигать результата и оценивать его. Развивающие: Формировать опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства, развивать эстетические интересы, эстетические предпочтения, желание познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность; Развивать у детей чувственно-эмоциональные проявления: внимание, память, фантазия, воображение; Развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное; Улучшить моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера; Развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в коллективе; Формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством. Воспитательные: Воспитывать аккуратность, терпение, волю, усидчивость, трудолюбие; Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, умение откликаться на проявление прекрасного, замечать красоту окружающих предметов, объектов природы; Воспитывать чувство патриотизма, любви и интереса к истории родного края. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический) план № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Форма аттестации/ контроля 1 Нетрадиционные техники рисования 8 4 4 Выставка 2 Экопластика 8 4 4 Выставка 3 Пластика 8 4 4 Выставка 4 Изготовление новогодних поделок в различных техниках 8 4 4 Практическая работа 5 Работа с бумагой 8 4 4 Выставка 6 Различные техники рисования 8 4 4 Выставка 7 Работа с тканью и нитками 8 4 4 Практическая работа 8 Работа с нетрадиционными материалами 8 4 4 Практическая работа 9 Смешанные техники 8 4 4 Практическая работа ИТОГО 72 36 36 Содержание учебного (тематического) плана № Тема Количе ство часов Содержание работы Форма контроля Сентябрь. Нетрадиционные техники рисования 1 «Радуга-дуга» 1 час Теория: Вспомнить правила безопасного поведения на занятиях и выполненная работа как пользоваться материалом. Вспомнить и закрепить цвета. «Радуга-дуга» Материал: Акварельная бумага, гуашевая краска. Практика: Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности. Самостоятельно и творчески отражать представление о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. 2 «Чудесная мозаика» 1 час Теория: Вспомнить правила безопасного поведения на занятиях и выполненная работа как пользоваться материалом. «Чудесная мозаика» Материал: Цветной картон, шаблон листьев, клей, цветная бумага нарезанные кубиками. Практика: Познакомить детей с декоративными оформительскими техниками (мозаикой) для создания многоцветной композиции. 3 «Кошки на окошке» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Кошки на окошке» Материал: Бумага для акварели, гуашевые краски черного цвета, трафарет кошек, цветная бумага, клей. Практика: Учить детей создавать композиций из окошечек с симметричными силуэтами кошек и декоративными занавесками разной формы. 4 «Чудесное превращение кляксы» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Чудесное превращение кляксы» Материал: Бумага для акварели, гуашевые краски, цветные фломастеры, глазки, цветная бумаг, клей. Практика: Развивать свободное экспериментирование с разными материалами и инструментами: опредмечивание – «оживление» необычных форм. 5 «Зонтики» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Зонтики» Материал: Шаблон зонтика, цветные карандаши, фломастеры. Практика: Учить рисовать узоры на полукруге; осмысливание связи между орнаментом и формой украшаемого изделия. 6 «Спелое яблоко» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Спелое яблоко» Материал: Бумага акварельная, гуашевые краски, фломастеры. Практика: Учить детей рисовать многоцветное (спелое) яблоко гуашевыми красками и половинки яблока (среза) фломастерами. 7 «Веточка рябинки» 1час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Веточка рябинки» Материал: Бумага акварельная, акварельные и гуашевые краски, фломастеры. Практика: Учить детей передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение веток и листьев, их цвет и оттенки. Закреплять умение красиво располагать ветки на листе бумаги. Упражнять в рисование фломастерами, акварелью и гуашью. Учить сопоставлять рисунки с натурой, добиваться большей точности в изображении. 8 «Летят перелетные птицы» 1час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. Беседа о перелетных птицах. «Летят перелетные птицы» Материал: Бумага акварельная, акварельные краски, фломастеры, цветные овалы теплых тонов. Практика: Учить детей создавать сюжеты по мотивам сказки, комбинированных изобразительных техники, отражению смысловых связей и пространственных взаимоотношений. Октябрь. Экопластика 9 «Подсолнух» 1 часа Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. Беседа с детьми о праздники «Подсолнух» «День знаний». Создать композицию из осенних листьев «Подсолнух». Материал: Различные листья овальной формы, готовые шаблоны, клей. Практика: Учить детей создавать не сложную композицию, отрабатывать приемы наклеивания. Вызывать интерес к самостоятельному поиску и выбору изобразительновыразительных средств. 10 «Осенняя 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа открытка» и как пользоваться материалом. Беседа с детьми на тему «Осень». «Осенняя открытка» Создать композицию из осенних листьев. Материал: Различные листья, готовые шаблоны, клей. Практика: Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче, воспитывать художественный вкус. 11 «Колючая семейка» 1 часа Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. Беседа с детьми на тему «Осень». «Колючая семейка» Изготовление ежей из пластилина и шишек. Материал: Шишки, пластилин. Практика: Развивать мышление, фантазию, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие. Скатывание пластилина «колбаской», шариком. Использовать приемы примазывания, вытягивания. 12 «Полянка цветов» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. Беседа с детьми на тему «Осень и «Полянка цветов» ее дары». Материал: Пробки, семена клена, тыквы, подсолнуха, кабачка, арбуза и т.д. Практика: Закрепление работы с пластилином. Совершенствовать технику лепки: знакомство с новым способом скрепления частей с помощью пластилина. 13 «СтаричокЛесовичек» 1 часа Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. Познакомить воспитанников со «Старичек-Лесовичек» сказкой Е. Понаморева «Старичок-Лесовичек» (сокращенно). Материал: Шишки, палочки, пластилин. Практика: Ознакомление с новыми природными материалом, соединение частей с помощью деревянных палочек. Развивать способности к формообразованию и сюжето-сложению. 14 «Гусеница» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Гусеница» Материал: Свежие листья, палочки, клей, шаблоны, пластилин. Практика: Знакомство с новым изобразительным приемом нанизывание на палочку свежих листьев. Развивать ручную умелость. 15 «Осенний пейзаж» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Осенний пейзаж» Материал: Листья клена, дуба, краски, кисточки тонкие, непроливашки, клей. Практика: Создание ритмичного рисунка. Формировать точные графические умения, показать зависимость декора от формы листа. Познакомить с необычным использованием знакомых материалов. 16 «Насекомые» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Насекомые» Материал: Палочки, семена клена, сушеные листья, желуди, пластилин. Практика: Продолжить знакомство с разнообразными способами присоединения деталей с помощью пластилина. Развивать чувство цвета и композиции. 17 «Волшебное дерево» 1 час Ноябрь. Пластика (пластилин, воздушный пластилин, соленое тесто) Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. Знакомство с новым материалом. «Волшебное дерево» Материал: Соленое тесто, шаблоны листьев, фруктов, краски гуашь, кисть тонкая, непроливашка. Практика: Знакомство с новым материалом, его свойствами. Учить детей создавать в лепке модели деревьев, передавая пластическими средствами свои представления об их внешнем виде. Украшать композицию используя краски. 18 «Розочки» 1 часа Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Розочки» Материал: Пластилин, цветной картон. Практика: Закреплять приемы работы с пластилином: скатывание, расплюшивание. Познакомить с новым способом лепки из пластилина методом скручивания. Показать возможность моделирования формы изделия. Развитие фантазии, эстетического вкуса. 19 «Крендельки» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Крендельки» Материал: Соленое тесто, стека Практика: Учить детей использовать разнообразные приемы лепки: скатывание, скручивание, прищипывание, примазывание. Учить декорировать изделие, создавая единую композицию. 20 «Черепашка» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Черепашка» Материал: Воздушный пластилин, стека. Практика: Учить детей лепить черепаху, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения панциря черепахи. 21 «Золотая рыбка» 2 часа Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Золотая рыбка» Материал: Пластилин, трафарет. Практика: 1 час – Подготовка фона для создания композиции. Обучение приемам примазывания, смешивания различных цветов пластилина для получения необходимого оттенка, плавного перехода от одного цвета к другому. Учить работать с трафаретом. 2 час – Создание образа рыбки, передовая ее характерные особенности (форма, цвет и соотношение частей). Учить планировать работу – отбирать нужное количество материала, определять способ лепки. 22 «Веселые зверята» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Веселые зверята» Материал: Соленое тесто, пуговицы, бусинки, цветной картон. Практика: Создание образов животных, учитывая их характерные особенности 23 «Котята» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Котята» Материал: Воздушный пластилин, стека. Практика: Продолжить учить детей создавать и трансформировать выразительные лепные образы скульптурным способом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки. Развивать чувство формы и пропорций. Декабрь. Изготовление новогодних поделок в различных техниках. 24 «Волшебные снежинки» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. Беседа на тему «Зима» «Волшебные снежинки» Материал: Макароны различных видов и форм, клей канцелярский, акриловая краска белая, блестки, картон. Практика: Составление композиции из повторяющихся элементов. Формировать умение создавать ритмичные узоры. Воспитывать аккуратность при работе с клеем. 25 «Письмо Деду Морозу» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. Беседа на тему «Скоро новый «Письмо Деду год» Морозу» Материал: Шаблоны открыток, вата, клей, цветная бумага, фломастеры. Практика: Формирование образа Деда Мороза используя шаблон, вату и цветную бумагу. Учить дополнять работу рисованными элементами. 26 «Ёлочка» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. Беседа на тему «Скоро новый «Ёлочка» год» Материал: Лента упаковочная, шпажки деревянные, капсулы от киндер-сюрприза. Практика: Закрепление приемов бумагопластики, нанизывание ленты на деревянную шпажку. Развивать композиционные умения, фантазию. 27 «Новогодние шары» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. Беседа на тему «Скоро новый «Новогодние шары» год». Материал: Разноцветные нитки, клей ПВА, шарики воздушные. Практика: Знакомство с нетрадиционной техникой работы с нитками, накручивание ниток смоченных клеем на объемную основу – шар. Побуждать к поиску средств образной выразительности. 28 «Елочные игрушки» 1 часа Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. Беседа на тему «Скоро новый «Елочные игрушки» год». Материал: Мука, соль, вода, формы для печения и пластилина для формирования игрушек. Практика: Знакомство с соленным тестом, способом его приготовления, замешивания, раскатывания, создание различных силуэтов с помощью готовых форм. Расширить спектр скульптурных приемов лепки. 29 «Декорирование 1 час игрушек» Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Декорирование игрушек» Материал: Готовые формы игрушек, краски, кисти, клей с блестками. Практика: Закрепление приемов раскрашивания. Учить оформлять созданные формы ритмом красочных мазков и пятен. Развивать чувства цвета (находить красивые сочетания цветов и оттенков в зависимости от фона). 30 «Новогодний декупаж» 2 часа Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Новогодний декупаж» Материал: Основа пластиковая, губки паралоновые, краски акриловые, фрагменты салфеток с новогодними сюжетами, клй ПВА, кисточки. Практика: 1 час – Знакомство с новой изобразительной техникой «декупаж». Обучение нанесению акрилового слоя на пластиковую основу, использование губку примакивающими движениями, равномерному нанесению белого акрилового слоя на всю форму. 2 час – Нанесение фрагментов салфеток на основу. Развивать композиционные умения, декорировать блесками форму частично перекрывая изображение. Январь. Работа с бумагой. 31. «Снежинки» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Снежинки» Материал: Полоски из бумаги, клей. Практика: Продолжать обучение приемам моделирования из полосок бумаги в технике бумагопластики. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. Координировать движение глаз и рук. Закреплять навыки использования клея. 32 «Бабочки» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Бабочки» Материал: Картонные шаблоны, цветная бумага. Практика: Закрепление приема складывания бумаги «гармошкой», закрепление вырезания по контуру. Знакомство с рациональным способом вырезания из бумаги силуэта. 33 «Волшебные узоры 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Волшебные узоры Материал: Декоративная салфетка, бумага креповая разноцветная, клей. Практика: Знакомство с приемом скручивания в жгутик креповой бумаги, расположение на салфетки спиралью. Учить, пользуясь клеем, правильно закреплять элементы композиции. 34 «Варежки» 1час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Варежки» Материал: Бумаг цветная, картонная основа, вата. Практика: Знакомство с обрывной техникой аппликации, с новым материалом (вата) и способами работы с ним. Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость, терпение. Воспитывать волевые качества, учить доводить начатое до конца. Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа. 35 «Заснеженный дом» 1час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Заснеженный дом» Материал: Бумага для оригами, клей карандаш, картон. Практика: Учить детей создавать выразительный образ заснеженного дома, творчески применяя разные техники аппликации (симметричная, обрывная, накладная). 36 «Кошечки и котики» 1час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Кошечки и котики» Материал: Бумага офисная цветная или для оригами. Практика: Закрепление приемов складывания бумаги способом оригами, развитие пространственного мышления. Координация работы обеих рук. Инициировать декоративное оформление готовой работы. 37 «Гусеница» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Гусеница» Материал: Основа из полоски цветного картона, цветные салфетки, клей ПВА. Практика: Закрепление приема складывания «гармошкой», скручивание шариков из кусочков салфеток. Побуждать к декоративному оформлению созданного образа с добавлением элементов. 38 «Снежные вершины» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Снежные вершины» Материал: Бумага белая, картон цветной, клей. Практика: Формировать навыки создания объемной композиции из мятой, жатой бумаги. Воспитывать интерес к природе. Расширить спектр технических приемов работы с бумагой. Февраль. Различные техники рисования. 39 «Снегирьки веточке» на 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Снегирьки на веточке» Материал: Картон, соленое тесто, гуашевые краски, стека. Практика: Вызвать интерес к созданию объемных силуэтов из теста, учить детей лепить из теста части и соединять, учить детей закрашивать тесто гуашевой краской, развивать мелкую моторику, тактильное ощущение. 40 «Белый зайчик» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Белый зайчик» Материал: Бумага для акварели, гуашь, круглые штампы. Практика: Развивать воображения. Учить детей рисовать краской при помощи штампа различные формы, развивать чувство формы, цвета и композиции, учить создавать целостную картину из различных частей. 41 «Зимняя ночь в 1 час лесу» Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Зимняя ночь в лесу» Материал: Картон, пластилин, стека Практика: Обучать детей разным приёмам в лепке, работать с пластичными материалами, создавать композицию, продолжать обучать детей в «пластилинография». Развивать мелкую моторику руки и глазомер. Учить детей регулировать нажим. 42 «Круглые игрушки «Кругляши» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Круглые игрушки «Кругляши» Материал: Картон, соленое тесто, гуашевые/акриловые краски, стека. Практика: Вызвать интерес к созданию объёмных силуэтов из теста, учить детей лепить из теста части и соединять, учить детей закрашивать тесто красками, делать отпечатки на тесте, развивать мелкую моторику, тактильные ощущения. 43 «Сказка Колобок» 2 часа Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. Вспомнить сказку «Колобок» «Сказка Колобок» Материал: Цветное соленое тесто, деревянные шпажки, тарелки одноразовые, скалки, стеки. Практика: 1 час – Вызывать у детей интерес к созданию образов по мотивам знакомых сказок, учить детей работать с соленым тестом, учить работать со скалкой и трафаретами, развивать чувство формы, величины, развивать координацию «глаз-рук», мелкую моторику, чувство формы и ритма композиции. -2 час - Вызывать у детей интерес к созданию образов по мотивам знакомых сказок, учить детей работать с соленым тестом, учить работать со скалкой и трафаретами, развивать чувство формы, величины, развивать координацию «глаз-рук», мелкую моторику, чувство формы и ритма композиции 44 «Открытка на 23 1 час февраля» Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. Беседа на тему: «День Защитника «Открытка на 23 Отечества – 23 февраля». февраля» Материал: Картон, цветной пластилин, стека. Практика: Учить детей лепить из пластилина различные формы, развивать чувство цвета, формы, композиции, создавать целостную картину из готовых форм. 45 «Уточка»» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Уточка» Материал: Бумага для акварели, воздушный пластилин, природный материал, акварельные краски, толстые кисти. Практика: Учить детей лепить уточку из воздушного пластилина на основе шарика, развивать чувство формы и мелкую моторику, учить закрашивать акварельной краской целый лист, развивать воображение, чувство формы, цвета и композиции, показать приемы моделирования из природных материалов, учить детей прочно и аккуратно соединять части. Март. Работа с тканью и нитками. 46 «Пушистики»» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Пушистики» Материал: Нитки для вязания, картонная основа для создания помпонов, ножницы. Практика: Учить детей передавать форму и придавать ей дополнительные черты выразительности, в соответствии с творческой задачей (знакомство с приемом формирования помпонов, накручивание на картонную основу разноцветных нитей). 47 «Белая Ромашка» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Белая Ромашка» Материал: бумага цветная (полоски), картонная основа, шаблон, клей . Практика: Познакомить детей с элементами техники квиллинг. Учить скатывать и складывать полоски бумаги. 48 «Сердечко для мамочки» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. Беседа на тему «Женский «Сердечко для праздник – 8 марта» мамочки» Материал: Бумага цветная (полоски), картонная основа, шаблон, клей, ножницы. Практика: Продолжить знакомить детей с элементами техники квиллинг. Учить скатывать полоски бумаги, ритмично располагать заготовки на шаблоне. Развивать восприятие объемных форм в трехмерном пространстве. 49 «Кукла» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Кукла» Материал: Разноцветные отрезы тканей, нитки, деревянные полочки, вата. Практика: Познакомить детей с приемами изготовления тряпичной куклы, складывание ткани, обучения навыкам закрепления нитками с помощью узелков. 50 «Закладка» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Закладка» Материал: Картон с контуром, разноцветные полоски ткани. Практика: Познакомить детей с новой техникой – плетение. Развитие мелкой моторики рук. Синхронизировать работу обеих рук. 51 «ЦветикСемицветик» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. Кратко познакомить детей со «Цветик-Семицветик» сказкой «Цветик-Сеицветик». Материал: Круглая основа из картона с дырочками, нитки дя вязания, ножницы, клей. Практика: Продолжать формировать умение детей работать с ножницами и нитками с использованием элементов макраме. Синхронизировать работу обеих рук, воспитывать усидчивость, терпение. 52 «Яблочко» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Яблочко» Материал: Картонные основы, разноцветные нитки, синельная проволока. Практика: Продолжит обучение детей использованию различных материалов и уже знакомых техник при изготовлении изделия, передовая его характерные особенности. Развитие пространственного мышления и воображения. 53 «Мороженое в рожке» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Мороженое в рожке» Материал: Разноцветные отрезы ткани, вата/синтепон, нитки, клей, цветные конусы из картона. Практика: Продолжать формировать умение детей работать с тканью и ножницами. Обучать умению плести косички и закреплять их с помощью узелков. Обогащать опыт сотрудничества и сотворчества при создании композиции. Апрель. Работа с нетрадиционными материалами. 54 «Леопард» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Леопард» Материал: Распечатанный рисунок леопарда, клей ПВА, пшено, гречка. Практика: Знакомство с новой техникой аппликации с использованием нестандартных материалов. Развитие глазомера, мелкой моторики рук. Воспитывать интерес к живой природе, прилежность, аккуратность. 55 «НЛО» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «НЛО» Материал: Плотный картон, пластилин холодных оттенков, упаковки от йогурта, деревянные палочки и д.р. Практика: Учить детей создавать различные летательные (космические) аппараты конструктивным и комбинированными способами используя разнообразные материалы и знакомые способы соединения деталей. Развивать фантазию и пространственного мышления. 56 «Дракончик» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Дракончик» Материал: Бумага цветная, клей, ножницы, цветной картон, глазки. Практика: Учить склеивать прямоугольник в цилиндр, преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму для получения образа дракона, используя полоски и разнообразные материалы. 57 «Сказочная страна» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Сказочная страна» Материал: Макароны разных видов, картонная основа, гуашь, клей. Практика: Развивать комбинаторные и композиционные умения детей: составлять изображение из нескольких частей, красиво размещать на основе. Воспитывать самостоятельность и инициативность. 58 «Кит» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Кит» Материал: Бумага цветная, клей, ножницы, цветной картон, глазки. Практика: Учить работать детей с шаблоном, придавать бумаге объемную форму путем складывания в определенных местах. Дополнять форму деталями. Развивать воображение, пространственное мышление и фантазию. 59 «Ромашки» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Ромашки» Материал: Ватные диски, клей, ножницы, цветной картон. Практика: Учить использовать новый материал, работать с ним разными инструментами (складывать и наклеивать). Создавать композицию, используя одинаковые части, развивать чувство ритма, эстетический вкус. 60 «Стрекоза» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Стрекоза» Материал: Ложки пластиковые, бумага с контуром крыльев, ножницы, клей, гуашь. Практика: Продолжить знакомить с приемами использования бросового материала. Учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления создаваемом образе разными изобразительно-выразительными средствами. 51 «Мальвина и Буратино» 1 часа Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Мальвина и Буратино» Материал: Ложки пластиковые, конус из картона, гуашь, пластилин. Практика: Учить создавать образ используя пластилин и ложки как основу. Закреплять умение применять разнообразные способы лепки для получения художественного образа. Дополнять работу деталями. Май. Смешанные техники (бумага, картон, фольга) 62 «Рисование на фольге» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Рисование на фольге» Материал: Картон цветной для основы, шаблоны с готовыми рисунками, ручки шариковые. Практика: Знакомство с новой нетрадиционной техникой рисования на фольге – чеканка, метод продавливания. Укрепление связи глаз-рука. Развитие внимания, мелкой моторики. 63 «Вазы с фруктами, ветками и цветами» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Вазы с фруктами, ветками и цветами» Материал: Картон цветной, бумага цветная, клей. Практика: Развивать зрительный контроль за действиями рук. Учить красиво располагать изображение на листе бумаги, искать лучший вариант, подбирать изображения по цвету. 64 «Лоскутное одеяло» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Лоскутное одеяло» Материал: Бумаг цветная, клей, цветной картон. Практика: Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание на основу (2х2 или 3х3) и составление композиции из квадратиков. Освоение понятий «части и целое». 65 «Рыбки» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Рыбки» Материал: Цветной картон с разметкой, ножницы, глазки. Практика: Закрепление приемов работы с ножницами, вырезывание по разметке, создание образа рыбки путем использование приемов бумагопластики. Развивать пространственное воображение, мышление. 66 «Волшебные цветы» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Волшебные цветы» Материал: Салфетки бумажные, карандаши, клей, ножницы. Практика: Знакомство с нетрадиционной техникой бумагопластики: накручивание салфетки на карандаш, сжимание, формирование из получившихся частей целостного образа. Создание фантазийного образа. 67 «Пионы» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Пионы» Материал: Шаблоны разных размеров из цветной бумаги, голубой картон для фона. Практика: Освоение способа объемной аппликации. Закрепление приемов симметричного вырезания. Развитие мелкой моторики рук, координация работы рук и глаз. 68 «Астры» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Астры» Материал: Журнальные страницы, ножницы, деревянные шпажки. Практика: Моделирование образа цветка из журнальной страницы, используя приемы скручивания. Закрепление приемов работы с ножницами: резание до отметки на тонкие полоски. Развитие глазомера, воспитание аккуратности. 69 «Летний домик» 1 час Теория: Проговорить правила безопасного поведения на занятиях выполненная работа и как пользоваться материалом. «Летний домик» Материал: Цветная бумага, фломастеры. Практика: Закрепление приемов складывания бумаги способом оригами, развитие пространственного мышления. Развитие мелкой моторики рук, координация работы рук и глаз. Декорирование готовой работы. ИТОГО: 72 часа 1.4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные: применять нестандартные приемы при выполнение поручений; творчески мыслить и фантазировать. Личностные: самостоятельно рисовать и оформлять свои работы; творчески мыслить и фантазировать; сотрудничать с учащимися в процессе совместной деятельности. Предметные: к концу года дети могут использовать различные изобразительные средства: линию, форму, цвет, композицию; используют разнообразные изобразительные материалы и нетрадиционные способы рисования и лепки: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др; 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Методики, приемы и формы работы с детьми подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка. Занятия по программе включают в себя все разнообразие методов организации занятий. Это и словесные методы обучения, и наглядные, и практические, эксперименты с материалами и техниками (поисковые методы). Деятельность детей на занятиях по программе строится на сочетании объяснительно – иллюстративных методов обучения и репродуктивных методов обучения. На занятиях ребята воспринимают и усваивают знания о видах, особенностях и техниках изобразительного искусства, и средствах их художественной выразительности на основе показа богатого зрительного ряда – репродукций, фотографий, образцов работ. Широко применяется при освоении некоторых тем частично – поисковый метод обучения, когда обучающиеся совместно с педагогом выбирают технику исполнения или придумывают новые технические приемы, предлагают варианты композиционного или тематического. - - материально-техническое обеспечение: столы и стулья по количеству детей, наборы наглядного и раздаточного материала по темам, образцы для выполнения практических работ, бумага, цветной картон, белый картон, кисти, карандаши цветные, фломастеры, сухая пастель, свечи, папки для хранения принадлежностей. информационное обеспечение: специальные современные технические средства обучения (ноутбук, интерактивная доска) https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=пейзаж%20для%20детей%20дошкольного%20возраста https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=натюрморт%20для%20дошкольников%20картины%20художников https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fimg.razrisyika.ru%2Fkart%2F96%2F1200%2F381231-malvina-dlya-detey37.jpg&lr=54&pos=0&rpt=simage&text=мальвина%20и%20буратино%20картинки%20для%20детей https://ya.ru/images/search?from=tabbar&lr=54&text=тряпичная%20кукла кадровое обеспечение: в реализации программы принимают участие педагоги, имеющие образование и особые условия допуска к работе в соответствии с Профессиональным стандартом. Педагоги должны владеть практическими навыками выполнения трудовых функций: организация деятельности занимающихся, направленной на освоение программы; организация досуговой деятельности детей в процессе реализации программы; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) детей, осваивающих программу, при решении задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения программы; разработка программно-методического обеспечения программы. - методические материалы: дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т.д. («Радуга», «Цветные пейзажи», «Натюрморты» и т.д.); тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнение их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Фрукты», «Овощи» и пр). - 2.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для контроля знаний занимающихся предусмотрены следующие формы: творческие работы, устный контроль, наблюдение. 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Любовь к ботанике. – Спб: Арка, 2016. Майорова Ю. Рисование для всех. – М.: Доброе слово, 2016. Малкина Н., Коричева Н. Художественные техники. Монотипия, диатипия, акватипия, акватушь, кляксография. – Дошкольное воспитание, №3, 2011, с.53-62. 4. Морозова О. Шедевры европейских художников. – М.: Олма Медиа Групп, 2013 5. Орлова Е. Александр Николаевич Бенуа. – М.: Рипол Классик, 2014. 6. Орлова Е. Борис Михайлович Кустодиев. – М.: Рипол Классик, 2014. 7. Орлова Е. Валентин Александрович Серов. – М.: Рипол Классик, 2014. 8. Орлова Е. Василий Иванович Суриков. – М.: Рипол Классик, 2014. 9. Орлова Е. Карл Павлович Брюллов. – М.: Рипол Классик, 2014. 10. Погодина С. Детское изобразительное творчество. Взгляды исследователей на проблему. – Дошкольное воспитание, №5, 2010, с.56-64. 11. Погодина С. Художественные техники. Пастель. – Дошкольное воспитание, №7, 2010, с.61-71. 12. Погодина С. Художественные техники. Тушь, гризайль. – Дошкольное воспитание, № 9, 2010,с.66-73. 13. Погодина С. Художественные техники. Цветные карандаши и фломастеры. – Дошкольное воспитание, №2, 2010, с.72-85. 14. Птица по имени… - Спб: Арка, 2017. 15. Рерих Николай.1874-1947. – Спб:ФГБУК «Русский музей», 2015. 16. Рогаткина Т. «Я садовником родился…» - Дошкольное воспитание, № 3, 2010, с.55-60. 17. Трунова М. Сказки? Сказки! - Дошкольное воспитание, №7, 2010, с.117-122. 18. Хэммонд Л. Удивительное рисование мелками. – Попурри, 2016. 19. Эймис Л. Рисуем 50 кошек – Минск: Попурри, 2013. 20. Эймис Л. Рисуем 50 лошадей. – Минск: Попурри, 2017. 21. Эймис Л. , Д’Адамо Т. Рисуем 50 птиц. – Минск: Попурри, 2018. 22. Эймис Л. Рисуем 50 собак. – Минск: Попурри, 2014. 23. Эймис Л. Рисуем 50 цветов и деревьев. – Минск: Попурри, 2015. 24. Энциклопедический словарь юного художника. Сост. Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. – М.: Педагогика, 1983. Гаврильчик А.М. Ван Гог. – М.: Рипол классик, 2014. 1. 2. 3.