Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение −
средняя общеобразовательная школа № 31
Утверждено и введено
приказом № 180/1-од/24 от 28.08.2024
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ПУТЕШЕСТВИЕ В КИТАЙ»
социально-гуманитарной направленности
Возраст: 9-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор:
Скрябикова Виктория Вадимовна,
учитель английского языка
г. Екатеринбург, 2024
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена для
занятий с обучающимися в условиях общеобразовательной школы, в соответствии
действующими нормативными документами, Уставом МАОУ-СОШ № 31.
Направленность. Социально - гуманитарная.
Актуальность программы. Интерес к китайскому языку у детей возникает в связи
с популяризацией азиатской культуры в целом среди молодежи. Востребованность
китайского языка в России определяется не только ситуационными и региональноспефицическими
факторами,
но
и
общими
познавательными
векторами,
интеллектуальными достижениями человечества, которыми характеризуется наша эпоха.
Дополнительная общеразвивающая программа предназначена раскрыть содержание
знакомства с китайским языком на основе линии учебно-методических комплектов
«Веселый китайский» под редакцией Ли Сяоци, Ло Цинсун, Лю Сяоюй, Ван Шухун и др.
Отличительная
особенность
программы
обеспечивается
материалами
межкультурной и межпредметной направленности, ориентирующими подростков на
формирование собственной картины мира при помощи китайского языка, использования
современных пособий и ресурсов позволяющих максимально отразить ситуацию
межкультурного взаимодействия.
Адресат. Программа рассчитана на детей 9-10 лет. Осуществляется личностное
самоопределение, в процессе которого формируются мировоззрение, интересы и идеалы.
Этот период отличается желанием демонстрировать свои способности.
Набор детей проводится по желанию. В группе от 8 до 12 человек. Для зачисления
необходимо заявлениеот родителей (законных представителей).
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 4 0 м и н у т (всего 2
академических часа в неделю).
Объём общеразвивающей программы. 60 учебных часов.
Срок освоения программы. 1 учебный год.
Уровневость. Стартовый уровень – использование и реализация общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания программы.
Формы обучения. Занятия в рамках программы проводятся в форме лекций,
2
работы в парах, мини-группах, просмотра и прослушивания видео-/аудио-материалов,
мониторинга, педагогического наблюдения, самостоятельных подготовок.
Виды занятий. Кроме традиционных форм занятий с фронтальной формой работы,
практических занятий, эффективно отвечают задачам курса следующие виды занятий:
лингвистические и ролевые игры; теоретические занятия в форме бесед, дискуссий,
викторин.
Формы
подведения
результатов.
Результативность
усвоения
материала
отслеживается посредством: педагогического наблюдения. Основной формой подведения
итогов является открытое занятие.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель. Освоение программы китайского языка направлено на развитие иноязычной
коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой,
социокультурной, компенсаторной.
Задачи:
Обучающие:
-овладеть
новыми
языковыми
средствами
(фонетическими,
орфографическими,
лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения;
получить знания о языковых явлениях китайского языка, разных способах выражения
мысли в родном и иностранном языках;
Развивающие:
- развить коммуникативные умения в четырех основных видах речевой деятельности
(говорение, аудировании, чтении, письме);- развить умения выходить из положения в
условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
Воспитательные:
-
приобщить к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в
рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам,
психологическим особенностям слушателей курса на разных этапах.
-
воспитать у слушателей понимание важности овладения иностранного языка в
современном мире и потребности пользоваться им как средством общения,
стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного
отношения
к
проявлениям
3
иной
культуры.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.
Учебный (тематический) план
Количество часов
№
Название раздела,
темы
Все
Теор
Практик
го
ия
а
10
4
6
Формы
аттестации
/
контроля
Водный курс по
фонетике и
1.
иероглифике
китайского
педагогическое
наблюдение
языка
2.
Я и ты
6
3
3
3.
Моя семья
7
3
4
4.
Питание
6
3
3
5.
Школьная жизнь
6
3
3
6.
Время и погода
7
3
4
7.
Работа
6
3
3
8.
Увлечения
6
3
3
9.
Транспорт и экскурсии
6
3
3
28
32
Итого
60
Содержание учебного (тематического) плана
1. Водный курс по фонетике ииероглифике китайского языка.
Теория:
4
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
- знакомство с фонетической системой китайского языка: согласные и гласные,
структура слога, четыре тона;
- формирование
основ иероглифического письма: черты, основные ключи и
правила каллиграфии;
Практика:
- формирование фонетических навыков: произношение и восприятие на уровне слова,
словосочетания, простого предложения;
- формирование умений воспринимать китайскую речь на слух при использовании
аудио- и видеоматериалов;
- развитие умений поиска знакомых черт и графем;
- развитие навыков каллиграфии.
2. Я и ты.
Теория:
-
знакомство
с
словами
приветствия,
прощания,
вопросительно
частицей.
Формирование навыка образования простых вопросов (Как дела? Как тебя зовут? Где
ты живешь?). Отработка написания необходимых иероглифов.
Практика:
- прописывание иероглифов, разговорная практика по заданными темам, отработка
правил написания иероглифов.
3 . Моя семья.
Теория:
- введение базовых лексических единиц и грамматических конструкций на тему
«Семья», указательных местоимений, прилагательных.
Практика:
- прописывание иероглифов, разговорная практика по заданными темам, отработка
правил написания иероглифов.
4. Питание.
Теория:
- введение базовых лексических единиц и грамматических конструкций на тему
«Еда»
Практика:
- прописывание иероглифов, разговорная практика по заданными темам, отработка правил
5
написания иероглифов.
5. Школьная жизнь.
Теория:
- введение базовых лексических единиц и грамматических конструкций на тему
«Школа», изучение новых глаголов.
Практика:
- прописывание иероглифов, разговорная практика по заданными темам, отработка правил
написания иероглифов.
6. Время и погода.
Теория:
- введение базовых лексических единиц и грамматических конструкций на тему
«Время и погода», изучение наречий, числительных, дней недели, месяцев.
Практика:
- прописывание иероглифов, разговорная практика по заданными темам, отработка правил
написания иероглифов.
7. Работа.
Теория:
- введение базовых лексических единиц и грамматических конструкций на тему
«Работа», изучение названий профессий, названий видов спорта.
Практика:
- прописывание иероглифов, разговорная практика по заданными темам, отработка правил
написания иероглифов.
8. Транспорт и экскурсии.
Теория:
- введение базовых лексических единиц и грамматических конструкций на тему
«Транспорт», изучение способов передвижения, направлений.
Практика:
- прописывание иероглифов, разговорная практика по заданными темам, отработка правил
написания
иероглифов.
6
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные результаты:
- формирование российской гражданской идентичности, осознание своей этнической
принадлежности, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
российского общества;
- формирование толерантного отношения к представителям иной культурноязыковой
общности;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
взаимопонимания;
- готовность отстаивать общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности,
свою гражданскую позицию;
- формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознание
возможностей самореализации средствами китайского языка.
Метапредметные результаты:
· развитие умения самостоятельно определять долгосрочные и краткосрочные цели своего
развития, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности;
· развитие умения осуществлять самоконтроль в своейпознавательной деятельности и при
необходимости вносить в неё коррективы;
· развитие умения оценивать результаты своей познавательной деятельности с целью её
дальнейшего совершенствования;
· развитие умения рассуждать, строить умозаключения, прогнозировать, устанавливать
причинно-следственные связи, делать сравнения и выводы, аргументированно отстаивать
свою позицию;
· развитие умения вникать в смысл прочитанного, увиденного и услышанного, определять
и формулировать тему, проблему и основную мысль высказывания (текста, статьи);
7
· развитие умения использовать интерактивные Интернет- технологии, мультимедийные
средства обучения.
Предметные результаты
Слушатель научится:
вести диалоги этикетного характера;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы;
вести диалог-обмен мнениями;
вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста
Говорение. Монологическая речь
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своем городе/селе,
своей стране и странах изучаемого языка, о школе, своих интересах, с опорой ключевые
слова, план, вопросы;
говорить в нормальном темпе с соблюдением логического
ударения, интонации;
делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста,
выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/прослушанному;
кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии
с предложенной ситуацией общения;
Аудирование
воспринимать
на
слух
и
понимать
основное
содержание
несложных
аутентичных диалогов;
выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте.
выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух
текстов.
Чтение
читать и понимать несложные аутентичные тексты, содержащих некоторое
количество неизученных языковых явлений
определять хронологический/логический порядок событий в тексте
читать с целью извлечения конкретной информации
8
Письменная речь
писать короткие неофициальные сообщения, поздравления с днем рождения и
другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 20–30 иероглифов);
заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство,
адрес);
делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных
устных высказываниях;
составлять план/ тезисы устного или письменного сообщения;
Языковые средства и навыки пользования ими
Иероглифика и пунктуация
правильно писать изученные слова;
правильно ставить знаки препинания в конце предложения;
писать иероглифы, отобранные для данного этапа обучения, по
порядкучерт, понимать структуру иероглифического знака;
применять правила чтения и написания в рамках изучаемого
лексико-грамматического материала
распознавать и употреблять китайские знаки препинания
Фонетическая сторона речи
различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою
коммуникации, произносить слова изучаемого иностранного языка;
соблюдать правильное произношение тонов в изученных словах;
различать коммуникативные типы предложений по их интонации;
различать на слух звуки и тоны китайского языка,
Лексическая сторона речи
узнавать
в
письменном
и
звучащем
тексте
изученные
лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета;
употреблять в устной и письменной речи в их основном значении
изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого
этикета);
соблюдать
существующие
в
китайском
языке
нормы
лексической сочетаемости;
распознавать и образовывать множественное число личных
9
местоимений и ряда существительных с помощью суффикса 们;
узнавать
и употреблять,
в
соответствии
с
правилами
грамматики, порядковые (с помощью префикса 第) и количественные числительные,
счётные слова, средства для передачи примерного и незначительного количества.
Грамматическая сторона речи
основными
оперировать в процессе устного и письменного общения
синтаксическими
конструкциями
и
морфологическими
формами
в
соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте:
распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные
типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме)
вопросительные (общий, специальный, альтернативный, вопросы), побудительные (в
утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные;
распознавать и употреблять в речи простые предложения, в том
числе снесколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке;
расширить объем знаний грамматических средств, изученных в
вводно-фонетическом курсе, и овладение новыми грамматическими явлениями;
знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи
грамматической нормы построения предложений с глагольным сказуемым, качественным
сказуемым, предложений с глаголами 是, 有, вопросительных предложений (общий,
специальный вопросы), в утвердительной и отрицательной форме; видовременных форм
(настоящее, прошедшее завершенное время глагола);
распознавать и употреблять в речи местоимения;
знание и навыки распознавания и грамматического употребления
глагола в речи вопросительных слов; наречия 都; употребление фразовых частиц и
служебных слов в китайском языке;
личные местоимения и существительные во множественном
числе (с использованием суффикса 们);
отрицательные частицы 不,没.
Социокультурные знания и умения
употреблять в устной и письменной речи в ситуациях
формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в
странах изучаемого языка;
10
представлять родную страну и культуру на китайском языке;
понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании
в рамкахизученного материала.
Компенсаторные умения
выходить из положения при дефиците языковых средств:
использоватьпереспрос при говорении;
пользоваться
языковой
и
контекстуальной
догадкой
при
аудировании ичтении.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
Занятия проводятся, в основном, в учебном кабинете, в котором имеются все необходимые
для
обучения
пособия
и
дидактические
материалы.
информационно-коммуникационной среды включает
Создание
эффективной
полное оснащение следующими
техническими средствами и оборудованием:
1) современный мультимедийный компьютер с возможностью выхода в Интернет,
2) смарт – доска,
3) доска меловая,
4) доска маркерная.
Информационное обеспечение.
Для выполнения задач в рамках развивающей деятельности по предмету «Китайский
язык» слушателям курса доступны электронные учебные материалы и образовательные
Интернет-ресурсы:
1. Китайская библиотека – режим доступа: http://chinalib.narod.ru/
2.
Энциклопедия
кругосвет,
китайская
литература
–
режим
доступа:
http://krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/KITASKAYA_LITERATURA.html
Кадровое обеспечение
В реализации программы принимают участие учителя, имеющие образование и
особые условия допуска к работе в соответствии с Профессиональным стандартом.
Педагоги должны владеть практическими навыками выполнения трудовых
функций: организация деятельности занимающихся, направленной на освоение
программы; организация досуговой деятельности детей в процессе реализации программы;
обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) детей,
11
осваивающих программу, при решении задач обучения и воспитания; педагогический
контроль и оценка освоения программы; разработка программно-методического
обеспечения программы.
Методические материалы
презентации (составленные педагогом и взятые из открытых Интернет-
источников)
обучающие демонстрационные плакаты, карточки, игры
линия
учебно-методических
комплектов
«Веселый
китайский»
под
редакцией Ли Сяоци, Ло Цинсун, Лю Сяоюй, Ван Шухун и др.
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для оценки качества освоения дополнительной общеразвивающей программы «Китайский
язык» результативность усвоения учебного материала отслеживается посредством
педагогического наблюдения.
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Китайский язык. Второй иностранный язык. 5-9 класс: учеб. К45 пособие для
общеобразоват. организаций / [А. А. Сизова, Т. В. Пересадько, Чэнь Фу и др.]. – М. :
Просвещение : People’s Education Press, 2017. – 00 с. : ил. – (Время учить китайский!). –
ISBN 978-5-09-048051-2.
2. Практический курс китайского языка. В 2 т. Т1/ ответственный редактор А.Ф.
Кондрашевский. – 9-е изд., испр. – М.: АСТ: ВОСТОК – ЗАПАД, 2006. – 399с., [ 1 ] с.: ил.
2. Задоенко Т.П., Хуан Шуин. Начальный курс китайского языка. Часть первая. Изд. 2-е,
испр. – М.: Муравей, 2004. – 288 с.
3. Спешнев Н.А. Введение в китайский язык. Фонетика и разговорный язык. – СПб.:
КАРО, 2004. – 256 с.
4. Практический курс китайского языка. Разговорный практикум / Жуйцин Су, луся Ван,
С.П. Старостина. – М.: АСТ: Восток – запад, 2007. – 219 с.
12