ДООП Азбука общения 2024

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31

Утверждено и введено
приказом № 180/1-од/24 от 28.08.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Азбука общения»
Направленность: социально-гуманитарная
Программа предназначена для детей 5-7 лет
Срок реализации 1 год
Автор-разработчик: педагог-психолог
Хлестова Екатерина Сергеевна

Екатеринбург, 2024

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена для занятий со слушателями в
условиях общеобразовательной школы, в соответствии действующими нормативными документами, Уставом МАОУ
СОШ № 31.
Направленность. Социально-гуманитарная.
Актуальность. В дошкольном периоде закладываются основы, определяющие успешность личностного
становления и развития. Этот важный этап жизни делает детей полноценными личностями и рождает такие качества,
которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней свое достойное место. Наряду с ориентацией на
приобретения знаний характерной особенностью образования дошкольников являлась его ярко выраженная
социальная направленность. По мере освоения человеком социальной действительности, накопления социальног о
опыта происходит становление его как личности. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека
к другим людям, его деятельность обязательно включена в общение. Поведение дошкольника так или иначе
соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное
восприятие ребенком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность его деятельности,
способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях общения. В процессе
взаимодействия с внешним миром дошкольник, являясь активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем
познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его
мире.
Отличительная особенность. Основой построения программы является ее ориентация на природную
любознательность дошкольника, в том числе на его интерес к себе, восприятие ребенком сверстниками и взрослыми,
поиск своего места в системе социальных отношений, окружающем мире. Представленная программа имеет
социально-психологическую направленность. Ее предназначение — сохранение психологического здоровья детей.
Программа предназначена для детей 4 – 6 лет. Этот возраст характеризуется как период существенных
изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет
интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие
мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных
психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Для деятельности характерна
эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с
развитием самосознания. У детей данного возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей
деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится
способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе
сверстников. У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего
социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего новообразования в
развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов.
Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Форма организации занятий – групповая (до 15 человек).
Режим занятий: основной формой работы с детьми является игровое занятие: 2 раза в неделю по 1
академическому часу (30 минут).
Объём общеразвивающей программы. 64 часа.
Срок реализации данной программы рассчитан на 1 год обучения (1.10.2024-30.05.2024)
Уровневость общеразвивающей программы: стартовый уровень.
Формы обучения: групповая.
Виды занятий: психотерапевтические сказки; беседа; групповая дискуссия; дидактические, развивающие,
ролевые и подвижные игры и упражнения с их последующим обсуждением; тематическое рисование, лепка;
психогимнастика.
Формы подведения результатов: беседа.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Целью данной программы является гармонизация и развитие социально - коммуникативной и
эмоциональной сферы дошкольников, профилактика нежелательных личностных особенностей и поведения детей
дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи программы:
Образовательные:
-обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями;
-сформировать представления и знания детей о важнейших социальных нормах и ценностях;
-обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;
-обучить элементарным навыкам конструктивного взаимодействия;
-обучать некоторым навыкам снятия физического и психического напряжения, способам выражения сочувствия.
Развивающие:
-развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами и другими
людьми;
-вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе
общения;
-развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения;
-развивать дружеские взаимоотношения;
-развивать внимание и воображение, речь детей.
Воспитательные:
-формировать коммуникативные качества детей, потребность и способность к сотрудничеству;
-воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
№

1
2

Название темы
Вводное занятие. Давайте
знакомиться
Знакомство с миром сказки

Теория

Количество часов
Практика

Всего

1

1

2

Формы
аттестации/
контроля
Наблюдение

30

30

60

Устный

5

Итоговое занятие
Итого

1

1

2

32

32

64

контроль
Устный
контроль

Содержание учебного (тематического) плана
№

1
2
3

4
5
6

7

Тема

Колич
Содержание работы
ество
часов
Вводное
1
Теория: Улучшение психологического комфорта и обстановки в
занятие
группе. Сплочение группы. Понижение тревожности.
«Давайте
Практика: Упр. «Давайте познакомимся». Игра «Поменяйся
1
познакомимся»
местами». Игра «Кто Я?». Упр. «Радужные ладошки».
Психогимнастика «Сбрось усталость».
Знакомство с 1
Теория: Установить контакт с детьми. Снятие эмоциональномиром сказки.
психического и телесного напряжения. Развитие воображения.
«Солнечный
Практика: Упр. «Доброе утро!». Ритуал входа. Сказка
луч»
«Солнечный луч».Упр. «Пробуждение», Игра «Паучки», «Божьи
1
коровки», «Чудеса». Ритуал выхода.
«Волшебный
1
Теория: Определение эмоциональной сферы детей, изучение
клубок»
сильных и слабых сторон личности. Наблюдение за организацией
совместной работой детей. Создание условий для сплочения
1
детей.
Практика: Упр. «Делай, как я!». Ритуал входа. Сказка
«Волшебный
клубок».
Упражнение
«Здравствуй
клубочек»,«Ветер дует на…», «Варежки». Ритуал выхода.
«В гостях у
1
Теория:
Снижать
мышечное
и
эмоциональное

Форма контроля
наблюдение

наблюдение

устный контроль

устный контроль

8

доброй
Курочки»

1

9

«Смелость –
мой товарищ»

1

10

11

1

«Любят того,
кто не обидит
никого»

12

13

«Без ссор!»

14

15

1

1

Практика: Упр. «Доброе животное». Ритуал входа в сказку
«Вежливое слово». Чтение и обсуждение сказки «Федя и
волшебный ключ». Пальчиковая гимнастика «Колечки». Игра
«Замри». Ритуал выхода.

1

Теория: Формирование навыков разрешения конфликтных устный контроль
ситуаций.
Повышение
сплоченности
группы.
Улучшение
взаимопонимания. Налаживание более близких, доверительных
отношений в группе.
устный контроль
Практика: Упр. «Утро начинается с улыбки». Ритуал входа в
сказку «Ласковое имя». Чтение и обсуждение сказки «Тихоня».
Игра «Построй фигуру». Игра «Дай». Ритуал выхода.
Теория: Способствовать децентрация личности ребёнка. устный контроль

1

«Как хорошо

напряжение.Развитие умения проявлять доброту и открытость к
самому себе и сверстникам. Развитие мимики и пантомимики
Практика: Ритуал входа. Сказка «Про добрую Курочку».
Упражнения «Речка», «Липка», «Гребенщики», «Дровосеки»,
«Выпекание калача». Ритуал выхода
Теория: Формирование навыков социально – приемлемого устный контроль
поведения. Развитие межличностного доверия.
Практика: Упр. «Доброе животное». Ритуал входа в сказку
«Выбираю тебя». Чтение и обсуждение сказки «смелый Енот».
Упр. «Только спокойствие». Упр. «Добрые дела». Игра «Река
дружбы». Ритуал выхода.
Теория:
Формирование
представлений
о
значимости устный контроль
доброжелательного отношения друг к другу. Развитие навыков
самоконтроля.
Развитие
мелкой
моторики.
Снятие
психоэмоционального напряжения.

1

тебя
услышать!»
16

17

1

«Кузя
Курочкин не
сдается!».

18

19

1
«Нестрашный
страх»

20

21

1

1

«Бесстрашный
Ничего не
бойся»

22

23

1

1

1

«Добрые дела»

1

Улучшение взаимопонимания. Развитие навыков невербального
общения. Снятие психоэмоционального напряжения.
Практика: Упр. «Ветер дует на …». Ритуал входа в сказку
«Паровозик». Чтение и обсуждение сказки «Две башенки».
Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Игра «Башенки». Упр.
«Узнай меня по голосу». Ритуал выхода.
Теория: Дифференциация понятий «хорошего» и «плохого»
поведения. Развитие эмпатии. Сплочение группы.
Практика: Упр.
«Доброе утро!». Ритуал входа в сказку
«Волшебный ключик». Чтение и обсуждение сказки «Кузя
Курочкин не сдается!». Игра «Уши, носики, ладошки». Упр.
«Доброе слово». Ритуал выхода.
Теория: Снятие психоэмоционального напряжения. Повышение
психического тонуса. Преодоление негативных переживаний.
Повышение уверенности в себе.
Практика: Упр. «Повтори звук». Ритуал входа в сказку
«Сказочный калейдоскоп». Чтение, обсуждение сказки «Галя и
гуси». Упр. «Закончи предложение». Рисуночная деятельность
«Нестрашный страх». Ритуал выхода.
Теория: Снятие психоэмоционального напряжения. Повышение
психического тонуса. Преодоление негативных переживаний.
Повышение уверенности в себе.
Практика: Упр. «Делай, как я». Ритуал входа в сказку
«Страшуля». Чтение и обсуждение сказки «Бесстрашный
Ничегонебойся». Упражнение «Волшебные ладошки». Игра
«Конкурс небоюсек». Рисуночная деятельность «Бесстрашный
Ничегонебойся». Ритуал выхода.
Теория: Способствовать децентрация личности ребёнка.
Улучшение взаимопонимания. Сплочение группы. Снятие

устный контроль

устный контроль

устный контроль

устный контроль

психоэмоционального напряжения.
24

25

1

«Прочь,
обида!»

26

1

1

27
28

«Правда и
ложь»

1
1

29

«Честь и
честность»

1

30

31

1

«Посмотрите
на меня!»

1

Практика: Упр. «Поменяйтесь те, кто ..». Ритуал вхождения в
сказку «Я лучше всех…». Чтение и обсуждение сказки «Добрые
дела деда Мазая». Упр. «Островок с зайцами». Игра
«Спасение».
Психогимнастика
«Найди
зайчиков»,
«Благодарность». Ритуал выхода.
Теория: Преодоление негативных переживаний. Развитие
навыков саморегуляции. Повышение психиченскоготонуса.
Практика: Упр. «Ракета». Ритуал входа в сказку. Сказка
«Убегалки - догонялки». Этюд «Как прогнать собачью обиду».
Рисунок «Моя обида». Упражнение «Прочь, обида!»Ритуал
выхода.
Теория: Формирование социально – приемлемого отношения к
понятиям «правда» и «ложь». Улучшение взаимопонимания.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Практика: Упр. «Пусть всегда будет… ». Ритуал входа в сказку.
Чтение и обсуждение сказки «Три мальчика». Игра «Правда или
ложь». Чтение и обсуждение истории «Манная каша». Этюд
«Правда и ложь». Ритуал выхода.
Теория: Формирование социально – приемлемого отношения к
понятию «честность». Улучшение взаимопонимания. Снятие
психоэмоционального напряжения.
Практика: Упр. «Поделись улыбкою своей». Ритуал вхождения
в сказку «Рисунок на спине». Чтение и обсуждение сказки
«Честное слово». Игра «Айсберг».
Психогимнастика
«Веточка». Ритуал выхода.
Теория: Формирование представление о себе и других как об
уникальных, неповторимых личностях. Понимание других;

устный контроль

устный контроль

устный контроль

устный контроль

32

33

1

«Новогодняя
сказка»

34
35

1
«Бумажный
тигр»

36

37

1

1

«Я - первый»

38

39

1

1

1

«Маленькое
облачко»

1

принятие и осознание особенностей других людей.
Практика: Упр. «Эхо». Ритуал входа в сказку «Комплимент».
Чтение и обсуждение сказки «Сказка о Ёжике». Игра «В центре
внимания». Упр. «Хорошо - плохо». Этюд «Звезда». Ритуал
выхода.
Теория: Формирование положительной «Я - концепции».
Сплочение коллектива, развитие навыков сотрудничества.
Практика: Упр. «Доброе утро!». Ритуал вхождения в сказку
«Волшебный ключик». Чтение и обсуждение сказки
«Новогодняя сказка». Игра «Ты самый - самый». Коллективная
работа «Елочка». Ритуал выхода.
Теория: Снятие психоэмоционального напряжения. Повышение
психического тонуса. Преодоление негативных переживаний.
Повышение уверенности в себе.
Практика: Упр. «Делай, как я!». Ритуал входа в сказку. Чтение и
обсуждение сказки «Осторожно: злая собака!». Упражнение «Это
зверь разозлился потому…». Этюд «Добрые - злые». Игра «Утро
- вечер» (цветочки открылись – цветочки закрылись). Ритуал
выхода.
Теория: Снятие психоэмоционального напряжения. Повышение
психического тонуса. Преодоление негативных переживаний.
Повышение уверенности в себе.
Практика: Упр. «Доброе утро!» Ритуал вхождения в сказку.
Чтение и обсуждение сказки «Соревнование», «Шахматы». Упр.
«Похвала». Этюд «Поход». Игра «Будешь первым». Упр.
«Карандашик - кисточка». Ритуал выхода.
Теория: Формирование положительного отношения к своему
«Я».
Развитие
коммуникативных
навыков.
Снятие
психоэмоционального напряжения. Развитие межличностного

устный контроль

устный контроль

устный контроль

устный контроль

40

41

1

«Паутинка
счастья»

42

43

1
«Остров
дружбы и
добра»

44

45

46

1

1

1

«В поисках
клада»

1

1

доверия.
Практика: Упр. «Волшебные ворота». Ритуал входа в сказку
«Облачко». Чтение и обсуждение сказки «Маленькое облачко».
Упр. «Воздушный бал», «Дотронься до .. ». Игра «Скучно –
скучно так сидеть!». Этюд «Грустный Пуфик». Упр. «Что я
умею». Ритуал выхода.
Теория: Способствовать децентрация личности ребёнка; устный контроль
повышению эмпатийности. Сплочение группы. Повышение
психического тонуса.
Практика: Упр. «Поздороваемся с закрытыми глазами». Ритуал
входа в сказку «Волшебные воротца». Чтение и обсуждение
сказки «Ловкая Лапка». Этюд «Расстроенный паучок». Игра «Что
в мешочке». Упр. «Я умею, я могу». Коллективный рисунок
«Полотно Счастья». Ритуал выхода.
Теория: Снятие мышечных зажимов. Развитие коммуникативных устный контроль
способностей.Развитие умения детей договариваться, приходить
к общему решению, помогать другому.Развитие творческих
способностей, воображения, речи.
Практика: Упр. «Доброе утро!». Ритуал входа. Путешествие на
Острове. Упражнения «Живая дорожка», «Щепки на реке»,
«Похвалилики». Рисование «Острова Дружбы и добра». Ритуал
выхода.
Теория: Способствовать открытому проявлению чувств в устный контроль
приемлемой для социальной среды формы. Вызвать у детей
чувство сопереживания к близким людям. Снижение
психоэмоционального напряжения. Развитие воображения,
речи, мелкой моторики рук.
Практика: Упр. «Ракета». Ритуал входа. Сказка «Про Зайца».

47

«Волшебный
сон»

48

49

1

1
«Мама –
первое слово»

1

50

1

51

«Наша Сказка» 1

52

1

53

54

«Кто Я? Какой
Я»

1

1

Упражнения «Выбор дорог», «Зайчишка». Рисование страхов.
Упр. «Живая дорожка», «Путешествие по сказке я научился».
Вручение карты, поиск клада и награждение медалями. Ритуал
выхода.
Теория:
Повышение
психического
тонуса.
Снятие
психоэмоционального напряжения. Повышение уверенности в
себе.
Практика: Упр. «Делай, как я». Ритуал входа в сказку
«Волшебный мешочек». Медитативная сказка «Волшебный сон».
Рисунок «Мой Волшебный сон». Психогимнастика «Птица».
Ритуал выхода.
Теория: Способствовать децентрация личности ребёнка;
повышению эмпатийности. Формирование осознания семейных
границ и семейной иерархии. Повышение значимости семьи.
Практика: Упр. «Угадай, кто зарычал». Ритуал входа в сказку
«Телефон». Чтение и обсуждение сказки «Про букашку Сашку».
Упр. «Что чувствуют мамы». Рис. «Имя моей мамы похоже на
цветок». Игра «Ехал грека через реку». Ритуал выхода.
Теория: Сплочение группы. Развитие навыков сотрудничества.
Развитие творческих способностей.
Практика: Упр. «Хорошее настроение». Беседа на тему «Лучшая
сказка». Упр. «Чему меня научила сказка». Коллективная работа
«Сказка нашей группы». Коллективное рисование иллюстраций к
сказке.
Теория: Формирование представление о себе и других как об
уникальных, неповторимых личностях. Принятие и осознание
своих особенностей.
Практика: Этюд «Цветок». Упр. «Моё имя», «Я отличаюсь от
…», «Кто Я?». Игра «Волшебные ручки». Рисуночная

устный контроль

устный контроль

устный контроль

устный контроль

55

«Я и Ты»

56

57

1
«Мальчики и
девочки»

58

59

1

1

1

«Я и мои
друзья»

60

1
1

61
62

«Я и моя
семья»

1
1

63

Итоговое

1

деятельность «Моя ладошка».
Теория: Формирование представление о себе и других как об
уникальных, неповторимых личностях. Развитие интереса к
сверстникам, понимания и принятия особенностей другого.
Практика: Игра «Дотронься». Упр. «Волшебный стульчик».
Беседа «Все люди хорошие».Упр. «Чудесные пуговицы». Игра
«Запретное слово».
Теория: Повышение половой дифференциации. Формирование
уважительного
отношения
и
принятия
ребенка
противоположного пола. Развитие навыков сотрудничества и
взаимодействия.
Практика: Игра «Запрещенное движение». Игра «Я знаю
имена». Упр. «Какие девочки – какие мальчики». Чтение и
обсуждение сказки «Страна Карапузиков». Игра «Настоящий
защитник», «Хозяюшка».
Теория: Вызвать у детей позитивное отношение друг к другу.
Развить способность к взаимодействию и взаимопринятию.
Развитие навыков сотрудничества в парах.
Практика: Упр. «Превращалки». Упр. «Дождик». Чтение и
обсуждение пословиц и поговорок о дружбе. Игры «Рука - мяч»,
«Угадай друга».
Теория: Способствовать децентрация личности ребёнка.
Повышение значимости семьи. Формирование осознания себя
как части семейной системы, чувства целостности и
принадлежности к своей семье.
Практика: Упр. «Моё домашнее имя» (с обсуждением). Упр.
«Моя семья самая …». Беседа на тему «Традиции моей семьи».
Рис. «Особенный день моей семьи».
Теория: Повышение уровня саморефлексии. Формирование

устный контроль

устный контроль

устный контроль

устный контроль

устный контроль

64

занятие
«Как я
изменился?
Чему я
научился?»

1

объективной самооценки. Обозначение роста детей над самими
собой.
Практика: Упр. «Мои достижения». Дети рассматривают
фотографии себя и группы за год, замечают изменения,
вспоминают переживания.

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: развиты умения
 управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений;
 совместно с педагогом и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии;
 высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
 работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
 отличать верно выполненное задание от неверного;
 соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Познавательные УУД:
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
 решать интеллектуальные задачи (адекватные возрасту).
Коммуникативные УУД:

учиться работать в паре, группе;
 совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
 учитывать разные мнения, стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве.
Личностные результаты:
 мотивация учащихся на общение с взрослыми и сверстниками;

 готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
 самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате занятия,
оценивать свое поведение;
 сформированы адекватная самооценка и умение самостоятельно решать проблемы, адекватные возрасту.
Предметные результаты:
 у детей сформированы понятия: органы чувств, мимика, жесты, характер, эмоции, коллектив, дружба,
конфликт (сора);
 дети обучены приемам речевых средств общения (отвечать на вопросы педагога; составлять устный рассказ по
картинке, серии сюжетных картинок; подробно пересказывать текст). сформированы умения:
 практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой);
 сравнивать анализировать, отсекать лишнее, классифицировать, объединять;
 выполнять разные виды штриховок, лабиринтов, головоломок;
 использовать адекватные ситуации средства общения и способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
 дети будут иметь первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
Результатом проведенных занятий является развитие у ребенка личностных качеств, коммуникативных навыков,
социальных эмоций, социальной активности, преодоление неуверенности и страха, успешная реализация себя в
поведении и деятельности.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
-

материально-техническое обеспечение: столы и стулья по количеству детей, коврики по количеству детей,
материал для рисования, лепки, аппликации (бумага и картон разной фактуры, пластилин, краски, восковые,
цветные и простые карандаши, ножницы, нитки, проволока и др.), «Сухой» бассейн, песочный стол.
специальные современные технические средства обучения (ноутбук, интерактивная доска).

- информационное обеспечение: интернет – ресурсы (http://videouroki.net; http://dohcolonoc.ru)
- кадровое обеспечение: в реализации программы принимают участие педагоги дополнительного образования,
воспитатели, психологи, имеющие образование и особые условия допуска к работе в соответствии с
Профессиональным стандартом. Педагоги должны владеть практическими навыками выполнения трудовых
функций: организация деятельности занимающихся, направленной на освоение программы; организация
досуговой деятельности детей в процессе реализации программы; обеспечение взаимодействия с родителями
(законными представителями) детей, осваивающих программу, при решении задач обучения и воспитания;
педагогический контроль и оценка освоения программы; разработка программно-методического обеспечения
программы.
- методические материалы: методики, приемы и формы работы с детьми подобраны из числа адаптированных
к особенностям физиологии и психологии ребёнка. В занятиях очень гармонично и в системе используются
здоровьесберегающие методики: психотерапевтические сказки; беседа; групповая дискуссия; дидактические,
развивающие, ролевые и подвижные игры и упражнения с их последующим обсуждением; тематическое
рисование, лепка; психогимнастика.
Методическая литература; методические разработки занятий; дидактические игры; демонстрационный
наглядный материал (карточки, разрезные картинки, эмоции «Ромашка», раздаточный материал);
библиотечный фонд: художественные произведения отечественных и зарубежных авторов (детские книги
разных типов из круга детского чтения, «Русские народные сказки», «Русские народные загадки»,
«Литературные загадки»); презентации для занятий; аудиозаписи (детские песни, подборка фонограмм).
2.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Этот вид работы включает в себя входную и итоговую диагностику эмоциональной сферы. Ее
результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в консультировании
родителей и педагогов. Для оценки результата проводится входная и заключительная диагностика развития
эмоциональной сферы.

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко . Практикум по сказкотерапии. – СПб., речь, 2006
2. Чистякова Н.В. «Дорога дружбы и добра». Программа развития межличностного взаимодействия. – Липецк, 2010.
3. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации
для педагогической-психокоррекционной работы. – М.: ЦГЛ, 2004
4. Кряжева Н.Л. Радуемся вместе: Развитие эмоционального мира детей/Екатеринбург:У-Фактория, 2006.
5. Кутовая М.С. Сказки от слез. – СПб.: Речь, 2014.
6.Лабиринт души: Терапевтические сказки/ Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева В.Е. – 6-е изд. – М. Академический
Проект, 2008
7. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально – личностного развития детей дошкольного
возраста. Корепанова М.В., Харламова Е.В. – М.: Баласс, 2007.
8. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники/О.Н.Истратова. – Изд. 2-е. – Ростов Н/Д,
Феникс, 2008
9. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004
10. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье
дошкольников. – 7-е изд. – М.: Генезис, 2014.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».