Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение −
средняя общеобразовательная школа № 31
Утверждено и введено
приказом № 184/1-ОД/24 от 30.08.2024
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«ВОКАЛ»
художественной направленности
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Шапкина Елена
Владимировна,
педагог дополнительного
образования
Екатеринбург 2024
1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
составлена для занятий с детьми в условиях общеобразовательной школы, в
соответствии действующими нормативными документами, Уставом МАОУСОШ № 31.
Направленность общеразвивающей программы. Художественная.
Актуальность программы. Пение благотворно влияет на развитие
голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. В настоящее время
вокальное пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке.
И сольное, и групповое пение представляет собой действенное средство снятия
напряжения и гармонизации личности. Для детей занятия вокалом - это
источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих
силах, соматической стабилизации и просто хорошего настроения.
Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и
совершенствование
специальных
навыков:
певческой
установки,
звукообразования,
певческого
дыхания,
артикуляции,
координации
деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса
(звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям;
слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством
своего вокального звучания).Занятия вокалом пробуждают у ребят интерес к
правильной речи, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка,
развивать его музыкальную культуру и грамотное произношение одновременно.
В
течении
обучения
обучающиеся
овладевают
правильным
звукопроизношением, приобретают достаточный словарный запас.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие
школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей
младшего возраста. Приобщение ребенка к миру прекрасного в сфере жизни и
искусства осуществляется посредством ознакомления с художественной
сферой, особое место среди которой занимает вокальное искусство.
Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью,
которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Отличительная особенность программы состоит в том, что она
разработана для детей, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь
сольно или в ансамбле. Образовательная программа «Вокал» разработана с
учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:
- в принципах обучения (принцип природоспособности, единство
эмоционального и сознательного, комплексное воспитание и развитие
обучающихся, доступность, результативность).
- в формах и методах обучения (интегрированное обучение, занятия, конкурсы,
экскурсии).
- в методах контроля и управления образовательным процессом (диагностика
развития вокально-хоровых навыков, анализ результатов конкурсов).
- в средствах обучения (дидактические пособия, нотные пособия,
аудиоаппаратура, музыкальная фонотека, музыкальные инструменты).
Каждый ребенок, обучающийся по программе, научится не только верно
исполнять ту или иную мелодию, но и достигнет таких результатов, как
преодоление боязни «публичных» выступлений, раскрепощение и повышение
собственной самооценки, развитие чувства коллективизма и уважение к другим
участникам коллектива.
Адресат. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Вокал» рассчитана на детей 7-12 лет, ориентирована на
проявление и развитие творческих способностей каждого ребенка. Это
достаточно большой отрезок времени, за который учащиеся проходят путь от
младшего школьного возраста до ученика средней школы. Педагог в своей
деятельности должен обязательно учитывать возрастные психологопедагогические особенности учащихся. Выбор форм и методов обучения
должен опираться на ведущую деятельность данных возрастных групп и их
особенностей. Исходя из изложенного ранее, организация обучения строится
по двум возрастным группам развития:
I группа–младший школьный возраст (7-10 лет)
В младшем школьном возрасте социально-психологические изменения
совпадают с физиологическими изменениями. Необходимо, чтобы произошла
адаптация ребёнка к подобным изменениям, чтобы он научился
соответствовать новым требованиям.
Необходимо в этот период поддерживать их, не давить, но и не
допускать вседозволенности. Важно, чтоб ребёнок знал, что его любят и
поддерживают. В этом возрасте обучающийся мыслит образно, он
наблюдателен, способен удивляться и увлекаться, способен управлять своими
эмоциями, созревают социальные чувства ответственности и сопереживания.
Психологическое благополучие младшего школьника во многом связано со
стилем воспитания и общения, который используют при взаимодействии с ним
взрослые – родители и учителя. Ведущая деятельность-учение, но игра еще
также очень важна.
II группа - средний школьный возраст (11 -13 лет)
В младшем подростковом возрасте организм ребёнка претерпевает
значительные изменения. Меняется его биологическое, психологическое и
социальное развитие: происходят телесные изменения, меняется характер
мышления, устанавливаются новые социальные отношения между
сверстниками и взрослыми. Чувство взрослости – является важной
особенностью младшего подросткового возраста. Меняются отношения со
сверстниками, родителями, окружающими людьми; меняется отношение к
учёбе и появляется стремление к самообразованию. В этом возрасте начинается
формирование устойчивых идеалов.
В психологическом аспекте этот возраст отличается тем, что дети не
только хотят участвовать во всех делах (в отличие от младшего возраста), но и
могут проявить себя всесторонне в активном пении, в передаче своих знаний
другим. Обучающихся этого возраста отличает огромная энергия, желание всё
знать, всему научиться.
В певческой практике этот возраст знаменателен тем, что с
расширением диапазона и исполнительских возможностей расширяется и
репертуар. В это время у обучающихся развиваются более сложные
компоненты музыкальной грамотности, например, гармонический слух.
Именно в этом возрасте появляется окраска голоса - тембр. Осуществляется
установка на творчество. Этот процесс определяет: мотивационную установку,
положительное эмоциональное восприятие, актуализацию имеющегося опыта
творческой деятельности учащихся.
Режим занятий. 1 раз в неделю по 100 минут (2 занятия с переменой 10 минут)
Объем программы. 48 часов.
Срок освоения. Программа рассчитана на 7 месяцев (ноябрь 2024 – май
2025)
Уровневневость. Стартовый уровень.
Форма обучения: индивидуальная, индивидуально - групповая.
Виды занятий. Традиционные занятия, репетиции, концертные
выступления, выступления на конкурсах.
Формы подведения результатов: Концерты, конкурсы, фестивали,
открытые занятия.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель программы. Развитие музыкальных и творческих способностей
детей с учетом возможностей каждого ребенка посредством сольной
(ансамблевой) вокальной деятельности. Создание условий для успешной
учебной деятельности, развитие и совершенствование устной речи посредством
певческой деятельности.
Задачи программы:
Образовательные
Освоение речевых и вокально – хоровых навыков: певческая
установка, дыхание, звукообразование, звуковедение, чистота
интонирования при исполнении музыкальных произведений;
приобретение навыков вокального, ансамблевого исполнения в
различных вокальных манерах;
формирование у детей музыкально - ритмических навыков;
обучение приемам актерского мастерства;
организация детьми постановочной работы и концертной деятельности;
Воспитательные
формирование коммуникативных умений и навыков;
воспитание чувства гордости и ответственности за культурное наследие своей
страны, уважения и любви к пению как особой составляющей культурного
наследия русского народа;
углубление представления детей об окружающем посредством музыкальноритмической деятельности;
воспитание
навыков
самоорганизации
и
самоконтроля,
умение
концентрировать внимание, слух, мышление, память;
развитие инициативы и самостоятельности детей;
формирование способности адаптироваться в современном обществе.
Развивающие
развитие эстетического и художественного вкуса;
развитие вокального слуха и певческого голоса, творческих способностей,
навыков импровизации;
развитие у обучающихся высокой культуры исполнения произведений,
основываясь на знаниях музыкальной грамоты
№
п/п
1.3.СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
Название раздела, Количество часов
Формы
темы
Всего
Теория
Практика аттестации/
контроля
1.
Диагностика,
прослушивание.
Выбор и
разучивание
репертуара.
2
6
Беседа,
прослушивания,
педагогическое
наблюдение.
2.
Вокально – хоровая 14
работа
2
12
Педагогическое
наблюдение
3.
Музыкально –
теоретическая
подготовка
14
2
12
Педгогическое
наблюдение
4.
Теоретико –
аналитическая
работа.
4
2
2
Педагогическое
наблюдение
5.
Концертно –
исполнительская
деятельность.
8
0
8
Педагогическое
наблюдение
Итого:
48
8
40
8
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
1. Диагностика. Прослушивание.
Теория: Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового
аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки
и заболевания голосовых связок.
Практика:
Прослушивание
детских
голосов.
Предварительное
ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Выбор песен,
разучивание текста и музыкального материала.
2. Вокально-хоровая работа.
Теория: Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы
голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки,
артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и
согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа
артикуляционного аппарата.
Практика: Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.
Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное
положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя».
Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в
выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
3. Музыкально теоретическая подготовка.
Теория: Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука
(твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха;
образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо.
Понятие кантиленного пения. Пение staccato.
Практика: Слуховой контроль за звукообразованием. Дикция и
артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей
при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и
артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка
резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты.
Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование
гласных и согласных звуков.
4. Теоретико-аналитическая работа.
Теория: Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её
особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности,
ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение
своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской
выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен.
Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение
классического вокального репертуара для детей.
Работа с произведениями современных отечественных композиторов.
Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях
современных композиторов.
Практика: Слушание музыкальных произведений, разучивание и
исполнение песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения.
Пение обработок народных песен с музыкальным сопровождением. Исполнение
народной песни ( стилизованный фольклор) сольно и вокальным ансамблем.
Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического
текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением
музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и
элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся
в некоторых произведениях современных композиторов.
5. Концертно-исполнительская деятельность.
Практика: Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование
вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки
звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных
исполнителей, так и индивидуальное собственное исполнение).
Концертная деятельность. Выступление солистов, дуэтов, трио и группы.
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а
также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание
тематического планирования может видоизменяться.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении)
в устной форме;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение целостно представлять истоки возникновения музыкального
искусства.
Познавательные УУД:
- умение проводить простые сравнения между вокальными произведениями
разных жанров;
- формирование целостного представления о возникновении и существовании
музыкального искусства.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение,
взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (гимназии, города);
- умение применять знания о музыке вне учебного процесса.
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт
концертных выступлений. Он помогает преодолевать
психологические
комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает
детям опыт самопрезентации.
Личностные результаты:
- наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного
музицирования;
- позитивная оценка своих музыкально- творческих способностей.
Предметные результаты:
- понимать специфику музыки как вида языка и еѐ значение в мировой
художественной культуре;
выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в
исполнении
- определять средства музыкальной выразительности, понимать специфику и
особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства,
основные формы музыки;
- определять черты творчества крупнейших русских и зарубежных
композиторов на основе эмоционально - образного восприятия и определения
стилевого своеобразия классической, народной, религиозной, современной
музыки;
- определять на слух виды оркестров, хоров, певческих голосов, знать
названия и определять на слух звучание наиболее известных инструментов;
- узнавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных
произведений вокальных жанров.
Способы определения результативности
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных
результатов.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Материально-техническое
обеспечение.
Материально-техническая база организации занятий соответствует
современным требованиям:
- помещение для занятий просторное и звукоизолированное, с хорошей
акустикой, и вентиляцией;
- шкафы
для учебных пособий, пюпитры для вокальных партий, стулья,
парты;
- Звукоусилительная аппаратура;
- радио-микрофоны вокальные, шнуровые, микрофонные стойки;
- цифровое фортепиано;
- фонотека (необходимые для занятий музыкальные произведения и
фонограммы в записи);
- компьютер;
- музыкальные колонки;
- мультимедийный проектор (необходим для просмотра видеоматериалов);
- интерактивная доска.
Информационное обеспечение.
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/
Кадровое обеспечение.
В реализации программы принимают участие педагоги дополнительного
образования, имеющие образование и особые условия допуска к работе в
соответствии с Профессиональным стандартом.
Педагоги должны владеть практическими навыками выполнения трудовых
функций: организация деятельности занимающихся, направленной на освоение
программы; организация досуговой деятельности детей в процессе реализации
программы;
обеспечение
взаимодействия
с
родителями
(законными
представителями) детей, осваивающих программу, при решении задач обучения и
воспитания; педагогический контроль и оценка освоения программы; разработка
программно-методического обеспечения программы.
Методические материалы.
№ Тема или раздел Формы занятий Дидактический материал,
программы
техническое
оснащение занятий
1. Вокальная
Беседа.
Фонопедические,
работа.
Объяснение.
ритмические,
Показ.
дикционные упражнения.
Наглядные пособия.
Музыкальное
сопровождение.
2. Игра и движения Музицирование, Познавательные игры,
под музыку
показ, пение,
викторина, сюжетные
импровизации,
инсценировка песен.
Музыкальное
сопровождение
3. Концертная
Участие в
Творческая деятельность.
деятельность
концертах
Музыкальное
сопровождение
4. Импровизация
Игра –
Короткие вокальные,
импровизация ритмические заготовки,
отстукивание ритма,
сочинение фраз
5. Знакомство с
Показ,
Аудио и видеозаписи
произведениями анализирование выступлений
различных
жанров, манерой
исполнения.
Формы
подведения
итогов
Заключительны
й контроль в
конце занятия
Текущий
контроль и
самоконтроль
Итоговый
контроль
Текущий
контроль и
самоконтроль
Текущий
контроль и
самоконтроль
Формы, принципы и методы организации учебно-воспитательного
процесса.
Принципы:
В основе реализации программы «Вокал» лежат следующие педагогические
принципы:
- единство технического и художественно – эстетического развития учащегося;
- постепенность и последовательность в овладении мастерством разных стилей
пения;
- использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с
обучающимися;
- принцип эмоционального положительного фона обучения;
- индивидуальный подход к учащемуся.
Формы:
- учебное индивидуальное занятие;
- отчётный концерт;
- участие в конкурсах, фестивалях;
- посещение концертов, музыкальных спектаклей.
Методы:
1.
Метод демонстрации : прослушивание лучших образцов
исполнения, использование наглядных пособий, личный пример.
2.
Словесный метод:
- беседа;
- рассказ;
- обсуждение;
- сообщение задач.
3.
Метод разучивания:
- по элементам;
- по частям;
- в целом виде
4.
Метод анализа: все выступления в процессе обучения
воспитанников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними
анализировать, выявлять ошибки, подчёркивать лучшие моменты
выступления.
В качестве главных методов программы также: стилевой и системный
подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.
Стилевой подход широко применяется в программе, нацелен на постепенное
формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального
произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик
произведений.
Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех
составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал,
виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет
координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение
содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной
программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие
одной системы с другими.
Творческий метод используется в данной программе как важнейший
художественно- педагогический метод, определяющий качественнорезультативный показатель ее практического воплощения. Творчество
уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое
проявляет себя во всех формах художественной деятельности.
2.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Поскольку данный курс носит внеурочный (факультативный характер),
то количественного (отметочного) оценивания на всех этапах реализации курса
быть не может. В данном случае, контроль за качеством полученных знаний,
осуществляется при помощи:
- участия в школьных мероприятиях;
- участия в различных конкурсах и фестивалях муниципального, городского и
международного уровней;
- опрос мнения зрителей;
- подведения итогов и опрос мнений учащихся и родителей на заключительном
занятии в конце учебного года;
Эти формы позволяют педагогу и занимающимся увидеть и обсудить
результаты своего труда, позволяют педагогу внести изменения в учебный
процесс, определить эффективность обучения по программе, создают хороший
психологический климат в коллективе.
3.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белоброва Е. Техника эстрадного и рок – вокала. – М., 2009.
2. Богданов И.А., Вербицкий И.А. Драматургия эстрадного представления.
– СПб., 2009.
3. Дрознин А. Б. Физический тренинг по методике А. Дрознина. - М.: ВЦХТ,
2004.
4. Ершова А., Букатов В. Актёрская грамота – детям. – СПб., 2005.
5. Исаева И.О.
Экспресс-курс развития вокальных способностей. –
М.:АСТ: Астрель, 2006
6. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в
общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 2003.
7. Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики
музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 2005.
8. Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. –
М., Педагогика, 2000. – 232с.
9. Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 2006.
10.
Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические
рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского)
творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
11.
Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению //
Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической
конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЕТЯМ И ИХ
РОДИТЕЛЯМ:
1. Буренина А. И. Театр всевозможного: От игры до спектакля. Выпуск 1
(Учебно- методическое пособие с аудиоприложением). – М., Музыкальная
палитра, 2002.
2. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М.,
Просвещение,
2000.
3. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учебно-методическое
пособие. – М., Музыкальная палитра,2005.
4. Марголис М. Крепкий Турок. Цена успеха Хора Турецкого. – М.: ВКТ:
Астрель, 2012.
5. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры
и упражнения. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
6. Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь. Песни и упражнения для
развития голоса удетей 6-7 лет. - М., Просвещение, 1988.
7. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2005.
8. Полятков С.С. Основы современного танца. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.
9. Суханцева В.К. Музыка как мир человека. - К.:Факт, 2000.
10.
Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом!: Сто секретов музыки для
детей: Вып. 1: Игры звуками. - СПб: ЛОИРО, 2003.
11.
Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.,1991.
12.
Чередниченко Т.В. Поп-музыка. - М., Изд. ИФ РАН, 1999.